еже аз имам тебе абие явити. Всесилна вещаеши Христа 1443 быти Бога, о Нем же чю до действа 1444 являеши многа. Аще Его силою испиеши нашу ядом исполненную, юже дам ти, чашу, А не повредишися, Христу поклонюся, абие христианин верный сотворися 1445 . Услышав то, Иоанн зело весел бяше, чашу смертную пити яве слово даше. В то время Аристодем к судии бежаше, должных смерти на искус отравы прошаше, И дал пред Иоанном чаши 1446 тым испита, да зрит, яко абие смерть им хощет быти. Елма убо испиша, внезапу падоша и по мале времени от яда умроша. То зря, святый апостол ничто усумнися, упованием в Христе Бозе утвердися. Рече к Аристодему: Дажд ми яд сей пити, он мне, рабу Христову, не имать вредити. О имени Онаго смело испиваю, тебе христианином видети желаю. Аристодем слово си обеща хранити и да де Иоанну чашу смертну пити, Юже прием, апостол 1447 святый потребил есть, очеса предстоящих на ся обратил есть, Вси бо зреша прилежно, ждуще падения его, и духа с плоти чисты гонзения. Но, Богом укрепленный, нимало вредися, паче, аки врачевством 1448 исправлен, явися. Удивишася тому, иже предстояху, силнаго быти Бога Христа ту познаху. И Аристодем равно с ними удивися, от 1449 Богослова 1450 свята 1451 чюдно 1452 победися 1453 , Иже к тому другое чюдо 1454 приложил есть, ибо тем же мертвыя ядом оживил есть. Оле чюдесе 1455 , како яд не умерщвляет, но противно естеству мертвых оживляет! Ей, иде же Бог хощет, естество смирится, противу природе си Богу покорится. Един токмо человек противен бывает. Творцу своему воли си не покоряет 1456 , За что, оле вечная смерть ему готова, да слушает убо всяк божественна слова. Аще благо на Суде хощет взяти слово, и вечное блаженство 1457 в небеси 1458 готово. 2 1459 Иоанн достохвалный, от Христа почтенный, ученик наречеся Ему возлюбленный По превосхождению, ибо вся любяще Христос ученики Си. яже Себе взяше. Но Иоанну паче любовь изъявил 1460 есть. егда на персех Своих лежати пустил есть, И елма Матерь ему изволи вручити, девственнику Девицу, да бы при нем жити.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Елма с радостию си сына обьял 1444 бяше, излишеством радости живот свой скончаше. Оле развращения! и радость бывает смерти виновна, яже живот продолжает. Подобне Софокл мудрый, егда совершил есть трагедию премудро и ублажен был есть, От множества радости притече до конца. ни ктому сподобися видети свет 1445 солнца. Точне Кандим 1446 торжество егда совершаше и венец на главу си златый приимаше, Веселия виною дух свой испустил есть, радость велику в слезы многи преложил есть. Такожде и Диагор, три сыны имевый и за победу тыя венчаемы зревый, Егда тии венцы си 1447 ему возложиша на главу, яко отца любимаго чтиша, За великую радость живота лишися. Сия ты. читателю, слышя 1448 . удивися. Како и радость мертвит, яже услаждает, колми же паче печаль, яже огорчает. Дивяся паки, готов буди умирати. да смертию можеши жизнь вечну прияти. Ибо яже готовы смерть люди хищает, не мертвит, но во вечность жизни преселяет. А иже не готови ко смерти бывают, зде телом. а душею вечно умирают 1449 . 12 Смерть известна комуждо. но время несть вестно. того ради достоит жити свято, честно. Да. обретши во благих делесех живуща. в небо вселит, не в зубы ада всеядуща. 13 Аще древо на страну юга упадает или на север 1450 , тамо 1451 выну пребывает. Подобне и человек по дни смерти будет: вшед в 1452 небо или во 1453 ад, тамо в 1454 век 1455 пребудет 1456 . 14 Лежит нам 1457 единою комуждо прияти кончину смертну, по ней тамо пребывати Невозвратно во мир сей, иде же кто себе устроит деды место, во аде, ли в небе. Тщитеся убо, молю, благая творити, да бы не в темном аде, но в небеси быти. Во аде – тма. зуб скрежет, глад, огнь, мука вечна, в небе – свет, мир, честь, радость и жизнь безконечна 1458 . 15 1459 Любомудрие – смерти плоти не ридати, буйство же – в смерти душы утеху прияти. Смерть честная Честна смерть преподобных у Господа Бога, яко 1460 свободны деет труждения многа, И 1461 яко радость оным нову откривает, яже предивно душы их возвеселяет; Напоследок 1462 , яко я безбедственны деет о вечности блаженней, к ней же всяк благ спеет

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Л. 10. Слово 3-е на текст Мф. 12:46 . и след. говорено – во цркви сты филикицаты. Нач. Стаго любима, вмал есть почтено. Лат. р. 1444. Слово 3. Л. 13. Слово 4-е на текст Мф. 10:5 . и сл. говорено – въ црмви стаго стефана первомченика. Нач. любима, егда вдомо есть всмъ. Лат. р. 1440. Слово 4. Л. 17 об. Слово 5-е на текст Мф. 4:18 и след. говорено – во цркви стаго апла андр. Нач. Слышасте любима: ко ко едино заповди. Лат. р. 1450. Слово 5. Видно, что в оригинале многие листы были перемешаны; от того писец неоднократно, не кончив слова, начинал другое, и сливал их в одно. Так в настоящем слове перервав речь л. 20. на словах: ихже земьскихъ скверности (Лат. р. 1452. et quos а terrenis contagiis), в той же строке он начал писать из последующего (по Лат. изд.) 6 поучения, со слов: того ради вопрошаемъ гдь мнозми чюдесы (Лат. р. 1453. Unde et inquisitus Dominus) и это поучение довёл до конца. Л. 24. Слово 6-е на текст Лк. 1:2 и сл. говорено – въ цркви блженны въ днь рожества гдьн. Нач. к щедрщю гви, чести тркраты: дне поюще есмы. На Лат. р. 1460. Слово 8. И это поучение, с нарушением смысла, прерываемся на словах л. 25 и об.: ко нашем аггли возвращаютс: и (Лат. р. 1462. ad pacem nostram angeli redeunt, intentionem). За тем непосредственно следует окончание прерванного на л. 20 поучения 5-го, со слов: и стое нбны жизни поимаше (sancta praedicatio et sublimis vita suspenderat). Л. 26. Слово 7-е на текст Ин. 1:19 . и сл. говорено – въ цркви блженнаго апла петра. Нач. словесъ сего намъ любима. Латин. слово 7. p. 1456. Л. 31. Слово 8-е на текст Мф, (в ркп. Лк.) 11:2 и сл. говорено – въ цркви стыхъ маркелина и патра (чит. Петра). Нач. Искати есть намъ любима. Лат. слово 6. р. 1452. Доведено только до того места, с которого начинается отрывок, помещённый выше на л. 20. А за тем л. 31 об. со слов: перваго ради наздас метаю т , следует окончание прерванной на л. 25. беседы 8-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1433. Мф. 18. 22. 1434. Ин. 5. 14; 8. 11. 1435. Ин. 9. 41. 1436. Мк. 1. 15. 1437. 1 Кор. 10. 13. 1438. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, глава 8. 1439.  …никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9. 62). 1440.  …сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1. 6, 8, 7). 1441.  …не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? …не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Иак. 2. 18). 1442. Деян. 1. 6, 7. 1443.  …тягость дня и зной (Мф. 20. 12). 1444.  За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон… (Посл. Иер., стих 2). 1445.  Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром (Посл. Иер., стих 3). Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших (Послание Иер., стих 6). 1446.  …закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша (Плач. 3. 44). 1447. Плач. 3. 45. 1448.  …стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь (Иер. 29. 5, 6). 1449.  …страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 19). 1450. 1 Пет. 2. 20. 1451. Пс. 68. 12. 1452. Исх. 14. 5–30. 1453. Исх. 17. 8–16. 1454. 1 Кор. 15. 50. 1455. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 5. 1456.  …рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род (Исх. 17. 15, 16). 1457.  …смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется… кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына (Быт. 21. 6, 7). 1458. Мф. 25. 5. 1459. Пс. 102. 5. 1460. 4 Цар. 5. 1–14. 1461. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 37.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1436 “Говорят: для чего было в раю древо, с помощью которого диавол мог успеть в злоумышлении против нас? ибо если бы у него не было обманчивой приманки, то как бы ввел нас в смерть через преслушание? Оно было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания” ( Василий Великий , Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 158–159). 1438 In Genes. homil. XIV, n. 3. Таже мысль – у блаж. Августина (de civit. Dei XIV, 12) и блаж. Феодорита (in Genes. quaest. XXXVII, в Хр. Чт. 1843, III, 370). Последний говорит: “не представляется ли тебе маловажным грех ? Господь отдал Адаму в полное распоряжение все древа, запретив вкушать от одного; а он, оставив все прочие, сорвал плод только с одного запрещенного древа. За сие-то укорял его и Господь Бог, говоря: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? ( Быт. 3:11 )? Это же самое видно и из слов диавола к Еве: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт: 3:1)? Итак преступ­ление не маловажно. От одного только древа им запрещено было вкушать; а они от него-то первого и вкусили”. 1440 “Бог ничего так не отвращается, как гордости. Посему-то Он еще изначала так все устроил, чтобы истребить в нас страсть сию. Для сего мы соделались смертными, живем в печали и сетовании; для сего жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывной работой. Ибо первый человек впал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу” ( Иоанн Златоуст , Беседа на Ев. Mamф. LXV , n. 6, ч. III, стр. 129, Москва, 1843). 1444 “Какая смерть произошла от греха Адамова? Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью” (Простр. Хр. Катих. о чл. III, стр. 43, М. 1840). 1447 Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 155. Срав. слово о подвижн., там же IX, 68. 1457 Tatian. ad Graec. VII; Tertull. adv. Marcion. II, 9; V, 25; Clirysost. in Genes. homil. XVII, n. 7. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

402 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 403 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1+2 + 3 + 4=10. 405 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ). 411 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 423 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 427 Ис.58:6. Рус. пер.: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо». 428 Ис.1:17. Рус. пер.: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». 470 В «Oeuvres complétes» слово в Неделю Православия значится как написанное в 1451 г. Однако в своей статье о св. Георгии Схоларии, написанной много позже (именно в 1941 г., в то время как первый том Полного собрания сочинений св. Георгия Схолария был издан в 1928 г.), Mnsr. Жюжи относит эту проповедь к 1444 г., и это представляется правильным по ряду причин. 472 Т. е. Божественное воплощение должно было быть истинным приятием плоти, а не призрачным, кажущимся, как это учили гностики. 479 Скобки в оригинале. «Лучший», т. е. Бог. См. толкование этого слова у Лампе: Patristic Greek Lexicon. P. 777. 487 Скобки принадлежат оригиналу. Текст мы поставили в том месте, где это следовало, а не следуя его местоположению в оригинале. 488 Скобки принадлежат оригиналу. Текст мы поставили в том месте, где это следовало, а не следуя его местоположению в оригинале.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

бб) В 1444 г. родился великий подвижник, преподобный Александр Свирский (30 авг.). Он также с детства думал о монашеской жизни, Когда он был юношей, в дом его отца однажды пришли валаамские иноки. Они рассказали Александру о своей обители и тихой жизни в ней, и эти рассказы решили судьбу Александра: отпросившись у отца в соседнее село, он тайно ушел на Валаам. Когда через три года отец разыскал сына, то св. подвижник решительно отказывался видеться с ним; только тогда, когда отец в отчаянии грозил наложить на себя руки, Александр вышел к нему. Но ни мольбы, ни слезы родителя не заставили его вернуться в мир; напротив, он сам убедил своего отца и мать принять монашество. (См. брош. «Тесныя врата», Н. Сперанского, стр. 20). 6. Повинуйся Богу а) Библейские тексты о послушании Богу. Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лeb. XVIII. 4 ). – Господу Богу вашему последуйте, и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите и к Нему прилепляйтеся ( Bmop. XIII. 4 ). Послушание Богу состоит: а) в послушании Его голосу или закону: Ты заповедал поведения Твоя хранить твердо (Пс. 4). – Слушайтесь гласа Моего, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Uep. VII. 23 ). – Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел как ( Mф. XXVIII. 20 ). – Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. 1, 5). б) в послушании евангелию: благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Puмл. VI, 17; X. 16 ). в) в подчинении установленным властям: будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. (Ибо) такова есть воля Божия ( 1Nemp. II. 13. 15 ). Для послушания Богу: а) необходима благодать Божия: Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Ebp. XIII. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Ефесе Апостол любви просвещает светом евангельского учения богатого владельца терм Диоскорида, его жену Роману, их сына Домна. Под влиянием его слова обращаются ко Христу расслабленный 1436 , восемьсот ефесских мужчин 1437 . Ап. Иоанн разрушил в Ефесе не только алтари языческие, но и самое главное святилище язычников всей Малой Азии, храм в честь богини Дианы Ефесской, сравнявши его с землею 1438 . Правда, храм Дианы Ефесской, существовал еще при Гелиогабале и был разрушен скифами только в 262 г. 1439 ; но этот рассказ имеет под собою глубокое основание. Может быть, древнее предание хотело сказать этим рассказом следующее: не храм Дианы Ефеской разрушил Апостол, а разрушил он веру малоазийских язычников. Число обращенных было так велико, что угрожала великая опасность пасть совершенно „требищу“ Артемидину 1440 . Древнее предание устами многих свидетельствует, что Апостол отнял у этого святилища его постоянных поклонников. Наполнявшиеся прежде многочисленными толпами народа коридоры храма теперь были пусты. Внутренность святилища не оглашалась более голосами богомольцев. Храм как-бы перестал существовать для Ефесян. Он представлял собою как-бы старое, брошенное и забытое всеми здание. Еще естественнее и понятнее это для нас будет, если мы вспомним некоторые строки древних писателей. Плиний старший, живший еще при Ап. Иоанне, о распространении христианства в Малой Азии императору Трояну доносил: „храмы уже почти разорены (desolata), священные празднества оставлены (intermissa) 1441 . Св. Кирилл Александрийский в одном своем слове называет Иоанна „разорителем храма Артемиды“ ( το ναο τς A­ ρτεμδης καθυιρτην) 1442 . То же пишет о нем и св. Павлин, епископ Иоланский 1443 . И нельзя не верить этому. Еще при жизни Апостола языков святилищу ефесскому угрожала уже великая опасность, как засвидетельствовали сами ефесяне. „Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел, говорили они, своими убеждениями совратил немалое число людей. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная“ 1444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных от Бога (Лк. 14:12-14), Ему же слава во веки веков. Аминь. [Col. 1444]    Приточник — царь Соломон, автор Книги притч. Слово 4. О чревоугодии    Всем необходимо утеснять чрево и удерживать его. Особенно тем, кто желает работать Богу. Прекрасно [сказано, что] лучшее — мера во всем (πν μτρον ριστον). Без удержу есть — [станешь] похожим на перегруженный корабль, ибо тело нуждается в пище, а не в наслаждении (τροφη ς δει ται, ο τρυφη ς), в довольствовании малым, а не в пресыщении, в самодостаточности, а не в роскоши. Потому что те полезны телу, полезны и душе, поскольку порождают здоровье, силу и крепость, а эти обоим вредят, и не только здоровье разрушают, но и порождают тяжкие болезни. А ясное доказательство этому, что лучше избравших жизнь в изнеженности довольствующиеся малым аскеты — смышленые, и целомудренные, и здоровые. Порабощенный же пищей взращивает наслаждения. Потому что как множество дров поднимают великий пламень, так и множество пищи поднимает вожделение. Многоценные яства услаждают гортань, кормят же неусыпающего червя невоздержания. И как высохшая земля рождает терния, так и ум чревоугодника взращивает позорные помышления. Монах-чревоугодник становится не чем иным, как носителем чрева; [он] вычисляет дни памяти мучеников, а воздержанный подражает их жизни. Чревоугодник ничем другим не хвалится, как только широтой и пространностью чрева, хранилищем ценной для него житницы навоза. Но Дух, обитающий в чревоугодливом человеке, опечаливается и, не вынося зловония, удаляется от него. Так же, как дым отгоняет пчел, так и чревоугодник — благодать Святого Духа. Итак, лучше избежать сластолюбивых искушений чрева и простой пищей удовлетворить потребности тела, чтобы не уподобиться народу, порабощенному чреву в пустыне. Ибо сказано: И седоша людие ясти и пити и воссташа играти (Исх. 32:6). И в своем не умеренном едении и питии они позабыли заповедь Божию и впали в идолобесие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Что бы значило такое явление? Не можем объяснить его ничем иным, как только влиянием папистов, которые между прочими чудовищными учениями своими поставляют в одну категорию существ и Творца Духа, и тварей духов, богохульно выставляя зараженными философиею Платона святых Отцов, признанных Вселенскою Церковию сосудами Святого Духа, свидетельствующих о себе, что познание о душе им открыты Святым Духом. См. примеч. 8 и 9 к Слову о смерти. 1435. Добротолюбие. Ч. 2. Преподобного Исихия, гл. 1, преподобного Филофея Синайского, гл. 16. Это учение встречается у весьма многих святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие суть болезненные состояния этой силы, или характера. 1436. Здесь, в выноске, можно поместить «понятие о словесности». —  Примеч. ред. 1437. Иеросхимонах Серафим Саровский. 1438.  …мы имеем ум Христов (1 Кор. 2. 16). 1439. Молитва архиерея во время Херувимской песни. 1440.  И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). 1441.  от создания мира (Мф. 25. 34). 1442. Очевидно, что при атмосферических наблюдениях человек наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются. 1443.  Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века (Пс. 67. 33–34). 1444.  Насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2. 8). 1445. Ср.: И выслал его Господь Бог из сада Едемского. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 23–24). 1446. Деян. 1. 11. 1447.  Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24. 27). 1448–1449. Точное изложение Православной веры Кн. IV, гл. XII. 1450. Четьи-Минеи, 24 мая. 1451. Быт. 2. 9. 1452. Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом. Dictionnaire Theologique par Bergier, Paradis. 1453.  …что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010