Четыре послания и завещание Нила Сорского Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Нил Сорский – русский церковный и общественный деятель второй половины XV – начала XVI в., автор ряда сочинений («Предания ученикам», «Устава», двух молитв, по крайней мере четырех посланий и «Завещания»), составитель, редактор и переписчик книг. Родился в Москве около 1433 г. в семье Майковых, служил в молодости «судиям книгочеем», принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, путешествовал на Афон, в подвластный туркам Константинополь, в Святую Землю. По возврашении на Русь ушел из монастыря и километрах в двадцати от него основал свой скит на лесной речке Соре. Прославился в качестве «заволжского» (по отношению к Москве) старца, идеолога нестяжательной, наполненной умственной и книжной работой жизни в тиши лесной пустыни с небольшим числом учеников. В 1503 г. на соборе в Москве выступил против ставшего традиционным монастырского владения селами и таким образом стал начинателем движения «нестяжателей», против которых выступил Иосиф Волоцкий и его последователи «иосифляне». Умер 7 мая 1508 г. Послания Нила Сорского прекрасно показывают, каким деликатным он был в отношениях с людьми и какую важность придавал постоянному внимательному чтению, «испытанию», «святых писаний», «божественных писаний». Завещание же хорошо характеризует его как человека, избегавшего мирской славы и заботившегося о судьбе книг, – как тех, которые писал он сам, так и тех, которыми пользовался. Три больших послания старца Нила известны во множестве списков (см.: Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского //ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 125–143). Ученые пытались приписать ему еще некоторые послания (см., например: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882. С. 56–57), но достаточных для этого оснований не обнаружено. Первым из трех в рукописях всегда помещается послание «брату, вопросившему его о помыслх». В некоторых списках указан его получатель – Вассиан Патрикеев. В миру – князь Василий Иванович Патрикеев, в 1499 г. он был насильно пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре, встретился там с Нилом Сорским и сделался его учеником. Впоследствии как писатель-публицист он развивал нестяжательские взгляды Нила на право монахов владеть селами и выступал против применения к еретикам смертной казни. В 1431 г. он был осужден и заточен в Иосифо-Волоколамском монастыре, где и умер. «Вопрошая» Нила Сорского «о помыслех», он, видимо, еще недавно простился со светской жизнью. Будучи пострижен насильно, он, однако же, явно старался победить в себе прежние мирские влечения, но это давалось ему с трудом. Послание – наставление ему от опытного монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В области скульптуры раннего Возрождения прославился Донателло (1386-1466), скрупулезно изучивший античные образцы, работы Фидия и Праксителя, а также римскую скульптуру. Самыми знаменитыми его работами были конная статуя известного кондотьера Гаттамелаты и статуя Давида. В это время складываются каноны итальянской гуманистической архитектуры и появляются первые ее теоретики, авторы концепции возрожденческой архитектуры. Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший «Десять книг об архитектуре», в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих. Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи. Ему принадлежит трактат «О живописи», где он сформулировал теорию искусства живописи, опираясь на античное наследие и достижения своих современников. Один из крупнейших архитекторов Брунеллески (1377-1445) выработал свой самобытный стиль из сплава античной и романской архитектуры. Брунеллески возвел купол на знаменитом соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, строил церковные и гражданские здания. Ему принадлежит знаменитый палаццо Питти. Во второй половине XV в. в итальянском гуманизме оформилось философское направление Возрождения — флорентийский неоплатонизм. Крупнейшими его представителями являлись Марсилио Фичино (1433-1499) и Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). В XV в. гуманистическое движение распространяется из Флоренции по всей Италии. Появляются новые центры ренессансной культуры, такие как Рим, Неаполь, Венеция, Милан. Правители украшали города прекрасными палаццо (дворцами), храмами, капеллами, построенными по возрожденческим архитектурным концепциям. Они собирали богатые библиотеки, редкие рукописи, антиквариат. Особенно в этом преуспели знаменитые Медичи, правители Флоренции. В период правления Лоренцо Медичи, получившего прозвище Лоренцо Великолепного, расцвет культуры Возрождения во Флоренции достигает своего апогея. Лоренцо Великолепный приглашал к своему двору знаменитых писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов со всей Италии. Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти .

http://sedmitza.ru/lib/text/441100/

451); Лонгин (упом. 536; не значится в епископских списках); Иоанн (упом. 553); с кон. VI до кон. VIII в. известны: Савва, Константин, Даниил, Сергий, Панфирий, Евстафий, Мирон, Георгий, Христодул, Евстафий, Феодосий, Феодор, Иосиф; сщмч. Мануил (упом. 787, в 814/15 убит во время нашествия болг. хана Крума; пам. 22 февр.); Григорий; Филипп (ок. 879 или 880); Василий; Константин; Даниил; Стефан (нач. X в.); Никита (сер. X в.); Афанасий; Николай; Константин; Сергий (кон. X - нач. XI в.); Агапит или Агапий (1025-1043); Стефан; Евсевий (упом. 1054); Панферий (упом. 1072); Никифор (1082); Евстафий (кон. XI в.); Мирон; Марк (1-я пол. XII в.); Лев (1157-1170); Георгий (1173); Христодул; Евстафий; Феодосий (кон. XII - нач. XIII в.); Феодор; Герасим (сер. XIII в.); Герман (с 1265 - К-польский Патриарх); Василий или Варлаам (после 1265 - ок. 1280); Феоктист (ок. 1280-1283); Арсений (после 1307); Игнатий (ок. 1324); Григорий (ок. 1331); Иосиф (до 1344 - после 1351); Герасим (после 1351 - до 1365); Поликарп (1365 - после 1372); Матфей (1381-1391); Фаддей (1401); Никифор Мелессин или Меллисург (после 1428); Герасим (1433-1457); Марк Ксилокаравис (ок. 1464-1466); Макарий (ок. 1467); Феофан (ок. 1474); Матфей (ок. 1499); Иоахим (до 1528-1529); Софроний; Герасим (ок. 1536); Иоасаф (до 1541-1555, затем К-польский Патриарх); Арсений (до 1561 - после 1565); Иеремия (до 1572 - после 1580); Каллист (до 1583 - после 1593); Анфим (до 1600-1623, затем К-польский Патриарх); Парфений (1623-1639, затем К-польский Патриарх); Парфений (1639-1644, затем К-польский Патриарх); Неофит (1644-1650); Климент (ок. 1650); Неофит вторично (1651-1688, затем К-польский Патриарх); Герасим Палладас (1686-1688); Климент (до 1689-1692); Афанасий Критский (1692 - после 1701); Афанасий Адрианополит (до 1710 - между 1718 и 1721); Панарет (ок. 1721); Афанасий Адрианополит вторично (до 1721 - до 1739); Дионисий (ок. 1739); Кирилл (ок. 1744); Дионисий вторично (до 1746 - до 1757); Герасим (ок. 1757); Дионисий в 3-й раз (ок.

http://pravenc.ru/text/82160.html

Желая встретиться с выдающимися итал. гуманистами, Л. д " Э. в кон. 1491 - нач. 1492 г. совершил поезду в Италию, посетив Падую, Флоренцию и Рим. В Риме Л. д " Э. познакомился с философом и дипломатом Эрмолао Барбаро (1453/54-1493), к-рый переводил на латынь и издавал сочинения Аристотеля , а также его греч. комментатора Фемистия (IV в.). У Барбаро Л. д " Э., и ранее предпочитавший изучать вместо неточных средневек. переводов и пространных схоластических комментариев подлинные труды Аристотеля, заимствовал основной метод работы с сочинениями Аристотеля и его древних комментаторов. Во Флоренции Л. д " Э. встречался с Джованни Пико делла Мирандолой (1463-1494) и Марсилио Фичино (1433-1499); под влиянием их идей у него сформировался интерес к платоническому направлению в философии, теологии и теософии, в т. ч. к сочинениям платоников и неоплатоников, к христ. платонизму «Ареопагитик» , к платоническим системам Раймунда Луллия и Николая Кузанского , а также к герметизму , к каббалистике (см. Каббала ) и к естественной магии, т. е. к учению о таинственных свойствах природного мира и его элементов (см.: Bedouelle. 1976. P. 11-16). Л. д " Э. еще дважды посещал Италию. В 1500 г. он совершил паломничество в Рим, а также посетил Венецию. Впосл. Л. д " Э. критически оценивал жизнь и нравы венецианцев; по его мнению, любовь к языческой древности оказалась в Венеции столь сильной, что затмила для жителей религ. и нравственное учение христианства (см.: Lef è vre d " É taples. S. Pauli Epistolae XIV. 1512. Fol. 193r). Хотя эта оценка относится к сер. 10-х гг. XVI в., в более ранний период от мн. итал. гуманистов Л. д " Э. также отличало неприятие античного языческого мировоззрения и языческих ценностей; работая с древними текстами, он стремился переосмыслить их в духе христианства и приспособить для задач прояснения и защиты христ. истины. В Венеции Л. д " Э. познакомился с Альдом Мануцием (1449/50-1515), знаменитым издателем, в сотрудничестве с итал. гуманистами публиковавшим тексты греч.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров. Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Сефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

http://pravenc.ru/text/77218.html

Такни видел в этом учении Уичкоута влияние платонизма с его представлением о том, что природа человека обладает собственным стремлением к добру, является богоподобной и способна собственными силами возвыситься до соединения с Богом. Согласно Такни, спасение невозможно без внешнего вменения грешнику праведности Иисуса Христа, благодаря участию в которой он оправдывается и освящается (Ibid. P. 60-64). Последовательно отрицая спасительность отстаиваемых Уичкоутом «философской веры», «правильного употребления разума» и «нравственной добродетельности», Такни утверждал, что спасение может быть только результатом личной веры не в «бога вообще», а в Иисуса Христа, в силу к-рой происходит «оправдание Его благодатью», «вменение Его праведности» и «освящение Его духом» ( Tuckney A. None but Christ, or A Sermon upon Acts 4. 12. L., 1654. P. 50-51). По мнению мн. исследователей, именно дискуссия Уичкоута и Такни засвидетельствовала существование К. п. как группы единомышленников, представители которой защищали собственное понимание ряда принципиальных вероучительных положений протестантизма (подробнее см.: Roberts. 1968. P. 42-65; ср.: Rogers. 1988. S. 253). Единственным из К. п., чей интерес к платонической философии сформировался независимо от Уичкоута, был Мор. В 1631 г. он поступил в Крайстс-колледж Кембриджского ун-та; в 1639 г. стал преподавателем колледжа и оставался им до конца жизни (подробнее о биографии Мора см.: Crocker. 2003). По его свидетельству, к изучению платонизма Мор обратился ок. 1635 г. Еще до знакомства с диалогами Платона он внимательно изучил «Эннеады» Плотина, сочинения итал. платоника эпохи Ренессанса Марсилио Фичино (1433-1499) и связанные с платонической традицией герметические сочинения (см. ст. Герметизм ); во многом это определило свойственное ему восприятие платонизма как мистического учения о способе достижения человеком духовного совершенства и о его соединении с Богом ( Rogers. 1988. S. 255-256). Увлечение платонизмом дополнялось у Мора значительным интересом к религ.

http://pravenc.ru/text/1684167.html

1431–1447 Базельский собор 1433–1499 Итальянский философ–гуманист Марсилио Фичино Установление тирании Медичи во Флоренции Начало династии Габсбургов в Германии 1438–1445 Ферраро–Флорентийский церковный собор Ферраро–Флорентийская уния Византии и Рима 1440–1493 Правление германского императора Фридриха III Изобретение книгопечатания в Западной Европе Иоганном Гутенбергом 1445–1510 Итальянский живописец Сандро Боттичелли 1448–1453 Правление последнего византийского императора Константина XII (+29.05.1453) Собор в Лозанне 1450–1536 Один из основоположников реформации во Франции Лефевр д " Этапль 1452–1497 Итальянский монах–проповедник Джироламо Савонарола 1452–1519 Итальянский живописец Леонардо да Винчи 1455–1522 Немецкий филолог гуманист Иоганн Рейхлин 1453 29 мая Падение Византийской империи 1461–1483 Правление французского короля Людовика XI Валуа 1461–1485 Йоркская династия в Англии 1463–1494 Итальянский философ–гуманист Джованни Пико делла Мирандола 1467–1519 Английский гуманист Джон Колет 1469–1492 Правление Лоренцо Великолепного во Флоренции 1469–1527 Итальянский политик и историк Никколо Макиавелли 1469–1536 Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский 1471–1528 Немецкий живописец Альбрехт Дюрер 1473–1543 Польский ученый астроном Николай Коперник 1475–1564 Итальянский скульптор и живописец Микельанджело Буонаротти 1478–1536 Английский гуманист Томас Мор 1483–1520 Итальянский живописец Рафаэль Санти 1483–1546 Основоположник реформации в Германии Мартин Лютер 1484–1531 Один из основоположников реформации в Швейцарии Ульрих Цвингли 1485–1603 Династия Тюдоров в Англии 1488–1523 Немецкий реформатор гуманист Ульрих фон Гуттен 1489–1576 Итальянский живописец Тициан Венчеллио 1490–1525 Основоположник народного направления в германской реформации Томас Мюнцер 1491–1556 Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов Открытие Америки Христофором Колумбом 1493–1519 Правление германского императора Максимилиана I Габсбурга 1494–1498 Флорентийская республика во главе с Савонаролой

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Характерной особенностью его послания является живая русская речь, в то время как большинство церковных писателей употребляло книжный церковнославянский язык. Следует признать, что до конца 15 в. на Руси не было перевода Библии в полно ее составе. Первая такая Библия была собрана новгородским архиепископом Геннадием в 1499 г. Даже в Новгородской Софийской библиотеке, одной из самых богатых на Руси, не нашлось книг Бытия, Царств, Пророков, Притчей и Иисуса, сына Сирахова, и Геннадий должен был искать их в монастырях Кирилловом, Ферапонтовом и Каменном. Трудно было найти исправный список Псалтири, несмотря на всю важность этой Кинги при богослужении и обучении. Всех книг Геннадий не мог найти в России и пополнил свой список выбором текстов из разных толкований священных книг и переводом с Вульгаты. Из последней были переведены книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Иудифь, кн. Премудрости Соломоновой, 1-я и 2-я книги Маккавейские (3-я совсем не была переведена) и часть книги Есфири. Из Вульгаты же были заимствованы предисловия к книгам и разделения на главы. Список этой первой полной в России Библии хранился в Московской синодальной библиотеке. Геннадиевский свод библейских книг лег в основу Острожской Библии, которая с большой точностью воспроизведена в московском издании 1663 г. § 28. Преподобный Нил Сорский (ок. 1433 – 1508) Знаменитый деятель Русской Церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г. в крестьянкой семье; прозвище его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был «скорописцем». Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со времен самого основателя хранится глухой протест против землевладельческих прав монашества; преп. Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами. Те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками – «заволжскими старцами», с Нилом во главе. Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне и, по-видимому, Афону был больше всего обязан своим созерцательным настроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

1897. Т. 7. 1]. С. 23-42; Хождение ко св. местам августинского мон. Иакова Веронского в 1335 г.//Там же. С. 94-115; Душеспасительный рассказ о Св. Гробе//Восемь греч. описаний Св. мест XIV, XV и XVI вв. СПб., 1903. С. 22-38 [греч. текст], 162-176 [рус. пер.]. (ППС; Т. 19. Вып. 2(56)); Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен Шестого Вселенского собора до 1810 г.//Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Ч. 2. С. 1-130. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55)); Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре прп. отца нашего Саввы//Сб. палестинской и сир. агиологии/Рус. пер.: В. В. Латышев. СПб., 1907. Вып. 1. С. 1-48. (ППС; Т. 19. Вып. 3(57)); Eutych. Annales. 1909. Pars 2; Yahya ibn Said Antiochensis. Annales// Eutych. Annales. 1909. Pars 2. P. 89-273; Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзийского. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); Кипшидзе И. А. Житие и мученичество св. Антония-Раваха//ХВ. 1914. Т. 2. Вып. 1. С. 54-104; Кекелидзе К., прот. Житие Петра Нового, мученика Капетолийского//Там же. 1915. Т. 4. Вып. 1. С. 1-71; The Pilgrimage of Arnold von Harff Knight from Cologne… in the Years 1496 to 1499. Nendeln, 1967; The Travels of Bishop Arculf, in the Holy Land, toward A. D. 700//Early Travels in Palestine. N. Y., 1969. P. 1-12; The Travel of Willibald, A. D. 721-727//Ibid. P. 13-22; The Voyage of Bernard the Wise, A. D. 867//Ibid. P. 23-31; The Book of Sir John Maundeville, A. D. 1322-1356//Ibid. P. 127-282; The Travels of Bertrandon de la Brocquiere, A. D. 1432, 1433//Ibid. P. 283-382; Прокофьев Н. И. Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину//Вопросы рус. лит-ры. М., 1971. С. 12-42. (УЗ МГПИ; 455); Фрескобальди Л. Путешествие во Святую землю//Восток-Запад: Исслед., переводы, публ. М., 1982. [Вып. 1]. С. 17-46; Жизнь, деяния и подвиги св. отца нашего исп. Михаила, пресвитера и синкелла града Иерусалима//Жития визант. святых. СПб., 1995. С. 242-290; Leontius of Damascus. The Life of Stephen of Mar Sabas/Ed., transl.

http://pravenc.ru/text/293788.html

В эпоху Возрождения многие философы стали обращать свои взоры в сторону Платона, противопоставляя его Аристотелю, который ассоциировался с надоевшей схоластикой. Именно платонизму суждено было сыграть наиболее важную роль в философии эпохи Возрождения. В этом аспекте следует упомянуть прежде всего так называемую Флорентийскую платоновскую академию, среди представителей которой выделяются Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Плифон (1355–1452) – православный священник из Константинополя, участвовал в знаменитом Флорентийском униатском соборе и после окончания его работы остался в Риме. Плифон отличался свободомыслием, несмотря на то что был православным священником, интересовался другими религиями, античной культурой (название его трактата «Законы» явно навеяно одноименной платоновской работой). Плифон отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических. Так, креационизму он предпочитает эманационное видение мира (вневременное, вечное порождение мира из некоего первоначала путем мистического истечения энергии Божества). Свое учение Плифон именует эллинской теологией. Вселенная не может быть сотворена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна; Бог всегда производит вселенную по принципу, описанному Плотином, а переход от Божественного единства к многообразию земного мира происходит через языческих богов. В «Законах» Плифона часто упоминаются имена этих богов, хотя сам он в них не верил и считал их всего лишь удобными именами: высшего бога он часто называет Зевсом (именно он является вневременным творцом природы и абсолютным бытием). Марсилио Фичино (1433–1499) был одним из лидеров платоновской академии. Он перевел на латынь работы Платона, Плотина и других платоников, трактаты «герметического корпуса» (т.е. работы, приписывавшиеся Гермесу Трисмегисту (Триждывеличавому) (вымышленному автору, якобы современнику Моисея, обладавшему магической мудростью богов). Фичино высказывает мысль о том, что существует некая всеобщая религия, а все остальные религии в той или иной мере причастны ей, христианство же является ее высшим и лучшим проявлением. Философию Фичино рассматривал как сестру религии, а о мире учил по образцу платоников, считая его иерархически упорядоченным. Иерархия мира насчитывает, по мнению Фичино, пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Душа находится посередине этой иерархии и связывает все ее звенья. Таким образом, центром иерархии оказывается не Бог, а человек. Картина эта не пантеистическая, а скорее пенентеистическая, ибо все происходит из Бога и Бог объемлет Собою все. Качества – это ступень перехода от божественного единства к множественности мира, то, что дает качественное многообразие предметам мира. Божественную Троицу Фичино часто сравнивал с тремя ипостасями Плотина, считая, что обоснование трех ипостасей у Плотина – это и есть обоснование христианской Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010