Еще один важнейший ансамбль 2-го десятилетия XIV в., ключевой памятник для местного искусства Македонии и Сербии, - росписи ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, заказчиком к-рых был серб. кор. Милутин. Обширная иконографическая программа включает кроме обычных тем Акафист Богородице, ветхозаветные прообразы Богоматери, житие прп. Герасима Иорданского. Манере анонимного мастера, близкой к манере художников из Фессалоники Георгию Каллиергису, Михаилу Астрапасу и Евтихию, к-рые работали в Сербии и в мон-ре Хиландар на Афоне, свойственны ясность повествования, композиционного и пропорционального построения, плотность яркого колорита и повторяемость приемов. В кафоликоне мон-ря Христа Спасителя в Веррии (1315) росписи были выполнены известным в Фессалии худож. Георгием Каллиергисом. Иконография сцен соотносится с росписями ц. Николая Орфаноса. Пластичность движений, изощренность рисунка и богатство колорита связаны с общими тенденциями раннепалеологовского искусства. В кафоликоне серб. мон-ря Хиландар на Афоне в 1318-1320 гг. также по заказу кор. Милутина были выполнены росписи предположительно мастерами Михаилом Астрапасом и Евтихием. Эти монастырские росписи близки к росписям придворной аристократической традиции палеологовского ренессанса с ее интенсивной стилизацией античных архитектурных мотивов, велумов, одеяний и нарочито сложными композициями. В кафоликоне ставропигиального мон-ря Влатадон в Фессалонике сохранились фрагменты росписей 1360-1383 гг., в к-рых дважды повторен портрет свт. Григория Паламы - это важное свидетельство связи мон-ря с исихастским движением. Фрагменты включают образ Христа Пантократора, ангелов и пророков в рост в куполе, праздничные сцены, чудеса Христовы, образы преподобных и воинов, сцену «Три отрока в пещи огненной». Стиль этих росписей отражает драматическое искусство столицы 2-й пол. XIV в. Воскрешение прав. Лазаря. Роспись ц. Богородицы Пантанассы в Мистре. Ок. 1430 г. Воскрешение прав. Лазаря. Роспись ц. Богородицы Пантанассы в Мистре. Ок. 1430 г. В 1359/60 г. была выполнена роспись 2-го слоя ц. Таксиархов (Старая Митрополия) в Кастории в традиции местного провинциального искусства обостренно экспрессивного и антиклассического характера, далекого от столичных рафинированных образцов. К числу провинциальных македон. храмов, но высокого художественного уровня, восходящего к традиции солунских росписей (ц. Николая Орфаноса), относятся также росписи ц. св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории 1384/85 г., выполненные по заказу братьев Стояса и Феодора Музакисов из Албании и иером. Дионисия.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Но намерение Витовта стать королем пришлось не по нраву польской знати, опасавшейся, что Литва таким образом выйдет из династической унии с Польским королевством. Первоначально согласившийся на коронацию Витовта Польский король Владислав Ягайло решил ей воспрепятствовать. Послы императора Священной Римской империи Сигизмунда Люксембурга, которые должны были доставить Витовту корону, были задержаны поляками по пути в Литву. Коронация Витовта не состоялась. Удрученный великий князь Литовский скончался 27 октября 1430 г. Весть об этом застала митрополита Фотия и великого князя Московского Василия в Новогрудке. Здесь же состоялась встреча свт. Фотия с пришедшим к власти в Литве великим князем Свидригайло Ольгердовичем (правил как великий князь Литовский в 1430–1432 гг.) и его братом польским королем Владиславом Митрополит Киевский и всея Руси свт. Фотий скончался в Москве 2 июля 1431 г. Выдающийся Первосвятитель был с почетом погребен в Успенском соборе Московского Вероятно, уже вскоре после кончины свт. Фотия в Москве состоялось наречение епископа Рязанского свт. Ионы на Киевский митрополичий престол (точная дата этого события неизвестна, Е. Е. Голубинский считал, что оно имело место во 2-й половине 1432 Сохранилась датированная 11 марта 1433 г. грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», которую святитель послал в нижегородский Печерский Вознесенский 27 августа 1433 г. датирована адресованная на имя свт. Ионы духовная грамота князя Василия внука последнего независимого галичского князя Дмитрия Ивановича. Очевидно, что данный документ, не имеющий отношения к Рязанской епархии (вотчина князя Василия Васильевича располагалась в Дмитровском уезде, который никогда не входил в состав Рязанской епископии, но находился в составе митрополичьей области), обращен к свт. Ионе как нареченному митрополиту, а не простому епархиальному В грамоте И. В. Минина, выданной землевладельцем при пожаловании села Аксиньинское в Звенигородском уезде в дар митрополичьей кафедре, также говорится, что она выдана «Ионе епископу нареченому в святейшую митрополью Правда, грамота эта не имеет точной датировки и может быть отнесена к 1441–1448 гг., когда свт.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Для полного замещения частей ординария мессы не было лишь мотета вместо «Kyrie». Т. о., этот цикл мотетов для мессы продолжал традицию амвросианского обряда , в к-ром «Kyrie» не выделялось в качестве отдельного раздела, а пелось сразу после «Gloria». Франкино Гаффурио (см. Гафурий ), с 1484 г. капельмейстер миланского собора и в 1494-1499 гг. преподаватель музыки в Миланском ун-те (Studium), организованном Лодовико Сфорца, собрал в певч. книгах для миланского собора 6 циклов по 6-7 motetti missales в каждом (3 цикла Луазе Компера (ок. 1445 -1518), 2 - Гаспара ван Веербеке (ок. 1445 - после 1516) и 1 - собственного сочинения). Он называл их также motetti ducales, вслед. чего нек-рые музыковеды предполагают, что эти циклы были связаны исключительно с герцогским двором. Однако Гаффурио включил их в первые 3 книги, посвященные муз. практике миланского собора, поэтому скорее всего они исполнялись в соборе, возможно с участием капеллы герцога. Прилагательное «ducales» может означать приношение герцога собору или исполнение исключительно или преимущественно в присутствии герцога. При соборах таких городов, как Верчелли, Падуя, Верона, Виченца, в богослужебную практику которых было включено исполнение высокой полифонии, содержалось часто 1 или 2, редко 4 постоянных певца. Флорентийский собор имел в распоряжении не более 2 певцов до 1438 г., когда их число возросло до 4 в связи с переносом в этот город церковного Собора, проходившего в Ферраре. В главном соборе Милана число постоянных певцов, составлявшее до 1430 г. от 1 до 3, между 1430 и 1450 гг. увеличилось до 4. В 1469 г. для капеллы собора Флоренции был предложен следующий состав музыкантов: 3 сопрано, тенор, контратенор и бас. Дублирование было предусмотрено лишь для партии верхнего голоса, для партий нижних голосов считалось достаточным иметь по 1 певцу. К постоянным певцам могли присоединяться др. певцы и инструменталисты, приглашавшиеся лишь по особым случаям. Папская капелла отличалась большим числом певцов (ок. 20) и оказывала существенное влияние на развитие профессиональной музыки в И., в т.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Научные интересы П. весьма обширны: история Сербии, средневек. серб. лит-ра, искусство и археология, а также религия, медицина и этнология. Особое значение имеет диссертация П., в к-рой он впервые собрал сведения о почитаемых в Сербской Православной Церкви святых, а также о местночтимых подвижниках и о тех, почитание к-рых угасло. Изучение почитания серб. святых он продолжил и на примере представителей серб. правящей династии Неманичей в монографии «Возникновение почитания первых Неманичей в Хиландаре и Студенице» култова првих у Хиландару и Студеници. Смедерево, 1997). Много статей П. посвятил мон-рю Студеница: «Студеницкие монахи с 1790 до 1850 г.» (Студенички монаси од 1790. до 1850. г.//ИЧ. 1986. 33. С. 155-167); «Заметки о мон-ре Студеница» (Белешке о манастиру Београд, 1987. Бр. 19. С. 163-172), «Просвещение и школа в монастыре Студеница» (Просвета и школству у манастиру Студеница//Смедерево. Смедерево, 1986. Бр. 4. С. 3-18). Во время работы в Смедереве П. добился выделения здания для музея и пополнения коллекций, большинство исследований посвятил изучению истории этого города: «Некоторые памятники культуры» (Неки споменици културе. Смедерево, 1962-1975. 5 т.), «Смедеревская крепость: Отношения сербов и турок» (Смедеревска од 1815-1867: Односи Срба и Турака. Смедерево, 1967), «Смедерево в XIX в.: Занятия, имущество и заработки населения, согласно переписям 1833 и 1862/1863 гг. Архивные данные с комментариями» (Смедерево у XIX в.: имовина и зарада становника према пописима 1833. и 1862/1863 г.: Архивски подаци са коментарима. Смедерево, 1969), «Книга в Смедеревской области в XIX в.» у смедеревском kpajy у XIX в. Смедерево, 1974), «История Смедерева в слове и образе» (Ucmopuja Смедерева у речи и слици. Смедерево, 1980), «Прозаические и поэтические произведения, созданные в Смедерево в 1433-1456 гг.» (Прозни и песнички списи настали у Смедереву, 1433-1456. г. Смедерево, 1983), «Смедеревские библиотеки: Книги и библиотеки в Смедеревском крае с 1430 г. доныне» (Смедеревске библиотеке: и библиотеке у Смедеревском kpajy од 1430. г. до данас. Смедерево, 1986), «Смедерево и Европа, 1381-1981» (Смедерево и Европа, 1381-1918. Смедерево, 1988), «Смедеревские новости, 1875-1995» (Смедеревске новине: 1875-1995. Смедерево, 1996) и др.

http://pravenc.ru/text/2578614.html

5017 В 1329 г. участвовал в выборах Ростовского епископа. Последний раз его имя встречается при избрании Брянского епископа в 1335 г. (Бибиков М. B. BYZANTINOROSSIKA. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. I. M., 2004. С. 552, со ссылкой на «Акты поставления епископов Руси» при митрополите Св. Феогносте). Упоминается в Никоновской лет. при поставлении архиепископа Новгородского Василия (ПСРЛ. Т. 10. С. 205). 5020 Упоминается в Воскресенской лет. при поставлении митрополита Григория Цамблака (ПСРЛ. Т. 8. С. 88). 5021 Упоминается 15.05.1430 с именованием «наместник Холмский» (Акты, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии//Акты, издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. T. XIX. Вильна, 1892. С. 351). Нижеследующий список Холмских архиереев помещен в Актах, относящиеся к истории бывшей Холмской епархии (Там же. C. LIV): 1. Григорий из Деполтич – 1432–1468; 2. Сильвестр (Савва) – 1468–1471; 3. Герасим (Григорий) Бесский Окушкович – 1471–1494; 4. Симеон Бугак – 1494–1504; 5. Ивашко Сосновский (нареченный) – 1504–1507; 6. Филарет Терновский (Облазницкий) – 1508–1533; 7. Иона (Ивашко) Сосновский – 1533–1545; 8. Василий (Вассиан) Бака – 1546–1552; 9. Феодосий Лазовский – 1552–1565; 10. Захария (Зенько) Ильяшович – 1566–1577; 11. Леонтий (Левко Зенькович) Пельчицкий – 1577–1585; 12. Дионисий (Дмитрий Грицкович) Збируйский – 1585–1596, 1599–1603. В этом списке имеется ряд ошибочных сведений, что не позволяет пользоваться им как основным. 5022 «После епископа Харитона управлял Холмской Православной епархией в 1429 и 1430 годах наместник Хома, в начале же 1432 года является уже заседателем суда владыка Холмский. По всей вероятности, это был тот Григорий, который в 1440 году принимал у себя возвращающегося с Флорентийского Собора митрополита Исидора. В 1446 году, 7 марта, является владыка Григорий вместе с другими сановниками на съезде (сейме) в местечке Войславичах» (Там же. C. CLV). Имя этого епископа упоминается в актах в 1456–1467 гг. (Там же. С. 2, 3). 5023 В ранее опубликованных списках фигурирует под своим мирским именем Савва. Упоминается в документах в 1468–1470 гг. (Там же. С. 4)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разбитый апоплексическим ударом Мануил удалился от дел правления и облёкся в «ангельскую одежду». Его сын Иоанн VIII (1423–1448 гг.) довёл дело до мира, который обязывал его к платежу 30 000 дукатов за пелопонесские местности и лишал его большинства владений в Македонии и у Чёрного моря. Империя была ограничена босфорским полуостровом до Селимврии и Деркона, кроме того ей принадлежали Анхиал, Месимврия, Афон, Солунь и Зейтун. Сплошными владениями она обладала только в Пелопоннесе. Эти плачевные остатки Иоанн должен был ещё делить со своими братьями: Феодор и Фома получили Мисифру, а Константин – Анхиал и Месимврию. Солунь была куплена венецианцами в 1423 г. у смертельно больного принца Андроника. Это повело к войне с Мурадом. В 1426 г., правда, за венецианцами было признано по перемирию обладание городом, при условии платежа ежегодной дани. Но как только Мурад закончил свои приготовления, он тотчас начал штурм города, который 29 марта 1430 г. был с бесчеловечными жестокостями взят и окончательно введён в состав османской державы. Более успеха имели Палеологи в Пелопоннесе. Предприимчивые братья Фома и Константин уничтожили в удачной войне 1428–1430 гг. последние остатки франкских владений, княжества патрское и ахейское и соединили в своих руках весь Пелопоннес, кроме венецианских владений. Чем более турки подчиняли Балканский полуостров своей власти, когда они включили в состав своей территории Сербию и Боснию и со стороны Венгрии сдерживались только героем Яном Гуниади, тем ненадёжнее становилось положение призрачного императора на Босфоре. Последний, к великому гневу Мурада, ещё раз обратил свои умоляющие о помощи взгляды на Запад. В течение полутысячелетия цепь частью совершенно непристойных обманов со стороны греков не могла отвлечь курию от постоянного возобновления её стараний. С рвением проводил папа Евгений IV новые планы унии. Он послал обанкротившемуся императору путевые издержки и деньги для содержания свиты. На этот раз, когда положение стало безвыходным, вопрос об унии стоял серьёзно и для императора, и для большинства иерархов, для вселенского патриарха Иосифа и для ставших позже кардиналами Виссариона и Исидора. И торжественно прочтённый 6 июля 1439 г. в флорентинском кафедральном соборе акт унии имеет в том отношении выдающееся реальное значение, что он стал догматической основой для фактических уний с русинами, румынами и т.д. Но в Константинополе события пошли иначе: монахи и народ не утвердили соглашения, заключённого императорским правительством и верхами клира. Догматические ссоры отравили даже смертный час империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМИНИКАНЦЫ Мадонна с Младенцем, со святыми Домиником и Фомой Аквинским. Фреска. Худож. фра Беато Анджелико. Между 1424 и 1430 гг (ГЭ) Мадонна с Младенцем, со святыми Домиником и Фомой Аквинским. Фреска. Худож. фра Беато Анджелико. Между 1424 и 1430 гг (ГЭ) [лат. dominicanes; офиц. название - Ordo Fratrum Praedicatorum (OP), орден братьев-проповедников], католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика . Транскрипция лат. названия Д. как Domini canes (псы Господни) отражена в символе ордена - собаке, несущей в пасти горящий факел для защиты и проповеди церковного учения (также, по преданию, этот образ был явлен во сне матери Доминика, Иоанне из Асы). Облачение Д. состоит из белой туники с белым капюшоном, наплечника ( скапуляра ), кожаного пояса, белых чулок и башмаков; выходя на улицу, монахи надевают черную накидку с капюшоном. Девиз ордена - «Laudare, benedicere, praedicare» (Восхвалять, благословлять, проповедовать). Организация и устав Орден Д. кроме основной имеет еще 2 ветви: монахинь-доминиканок («созерцательниц») и терциариев , т. е. Д.-мирян (ранее - орден братьев и сестер покаяния). В своей деятельности Д. руководствуются уставом и конституциями, к-рые определяют главной задачей «проповедь и спасение душ». Д. приносят основные монашеские обеты (послушание, целомудрие и бедность); нек-рые дополнительные монашеские правила, касающиеся поста, покаяния (в т. ч. публичного на капитулах), соблюдения тишины, были заимствованы из практики регулярных каноников . Монастырь св. Сабины в Риме. V в. Монастырь св. Сабины в Риме. V в. Основной организационной единицей ордена с самого начала являлся мон-рь, в к-ром не могло быть менее 12 членов. Во главе мон-ря стоят приоры, избираемые на 3 года; кроме монахов в обители живут послушники возрастом не моложе 18 лет и «конверсы», выполняющие работы по обслуживанию нужд мон-ря.

http://pravenc.ru/text/178851.html

Вук принимал участие в Косовской битве (15 июня 1389) на стороне тестя, боевые действия развернулись в его владениях. После поражения сербов Вук, сохранивший войско и сильные крепости, на основании родства с кн. Лазарем претендовал на верховную власть в Сербии в обход прямого наследника - малолетнего Стефана Лазаревича . Возможно, эта ситуация послужила основой возникновения легенды об измене Вука на Косовом поле, отраженной в серб. эпосе. В 1392 г. султан Баязид I взял Скопье и Вук был вынужден признать вассальную зависимость. В 1396 г. пала Приштина и все земли Вука стали подконтрольны туркам. Поход против Баязида, организованный герм. имп. и венг. кор. Сигизмундом, закончился поражением христиан в битве при Никополе (25 сент. 1396). Вук попал в руки турок и оставался пленником до самой смерти. Султан конфисковал его земли, но позже (между 1398-1402) вернул их сыновьям Вука. Крепость Смедерево. 1482–1430 гг. Крепость Смедерево. 1482–1430 гг. Старший сын Вука Григорий (Гргур) († 1408), участвовавший вместе с братом Георгием как тур. вассал в сражении Баязида с Тамерланом при Анкире (совр. Анкара) 28 июля 1402 г., был взят в плен, затем отпущен за огромный выкуп, внесенный братом, и принял иноческий постриг с именем Герасим. Григорием Вуковичем вместе с братьями и матерью Марией Хиландарскому мон-рю было подарено с. Ораховац (грамота 1399-1408), а мон-рю св. Павла - с. Патеи (ок. 1403). По свидетельству «Родослова Рувараца» 1563-1564 гг. (см. ст. Родословы сербские ), от мощей Герасима совершались чудеса. 3-й (младший) сын Вука Лазарь († 1410) пал жертвой междоусобной борьбы сыновей Баязида Сулеймана и Мусы. Он был казнен по приказу последнего вместе со своим дядей Вуком Лазаревичем за переход на сторону брата-соперника. 2-й сын Вука Георгий (Гюрг, Джурадж) († 1456) использовал временное ослабление османского натиска после поражения турок при Анкире для укрепления своего княжества. В 1402 г. он пытался с помощью султана Сулеймана отнять власть у серб. деспота Стефана Лазаревича, но потерпел поражение у Грачаницы.

http://pravenc.ru/text/153337.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИЗАЙЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гризайль. Ян ван Эйк. «Иоанн Креститель». Внешняя створка «Гентского алтаря». 1430–32 или 1423–32. Собор Святого Бавона (Гент) Гризайль (франц. grisaille, от gris – серый) - разновидность монохромной живописи, имитирующая скульптурный рельеф и архитектурные детали. Техника гризайля зародилась в античности (скиаграфия - " живопись теней " , с кон. V в. до н. э.), развивалась в искусстве Нового времени – от Возрождения до неоклассицизма XX века. Гризайль широко применялся в архитектуре для декоративных росписей, панно и плафонов – росписи парадного зала библиотеки петербургской Академии художеств, выполненные Е. Е. Лансере (1915), а также в станковой живописи – «Барельеф Бушардона " Осень " с фонтана на улице Гренель в Париже» Ж. Б. С. Шардена (1770, ГМИИ, Москва). Иногда термин " гризайль " употребляется для обозначения монохромной живописи в целом. В отличие от собственно гризайля, в монохромной живописи выполнялись также подмалёвки, эскизы и картоны, иногда законченные произведения: фигуры Адама, Евы и др. на внешних створках «Гентского алтаря» Я. ван Эйка (ок. 1430–32 или 1423–32, собор Св. Бавона, Гент); портрет Ф. А. Васильева работы И. Н. Крамского (1871, ГТГ); " Чёрный крест " К. С. Малевича (кон. 1920-х гг., ГРМ); " Герника " П. Пикассо (1937, Касон дель Буэн Ретиро, Мадрид). Монохромная живопись используется также в учебных целях, как упражнение на передачу светотени, предполагающее выполнение задач рисунка в технике живописи. Использованные материалы Редакция текста от: 06.07.2021 07:24:25 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680534.h...

Адальберт, еп. Пражский. Реликварий. Ок. 1500 г. (Национальная галерея, Прага) Адальберт, еп. Пражский. Реликварий. Ок. 1500 г. (Национальная галерея, Прага) В Римский Мартиролог имя св. Ромуальда было внесено лишь в XVI в., до этого он почитался местно ( Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 8// Benedicti XIV Opera. 1747. T. 1. P. 62-63). Более важным с исторической т. зр. является акт о К. Симеона († 1035), затворника Трирского. В этом акте впервые провозглашается универсальность папской К. и ее каноническая значимость. В письме к немецкому народу Бенедикт IX объясняет мотивы причисления затворника Симеона к лику святых: до папы неоднократно доходили известия о жизни и чудесах этого подвижника, и Помпоний, еп. Трира, обратился к папе с прямой просьбой, «чтобы, мы, здравым определением нашей апостольской власти, по своему усмотрению, постановили и разрешили [вопрос] о почитании этого святейшего мужа». Папа собрал римский клир и в день Рождества Христова с общего согласия клира постановил: «Этот муж Симеон, без всякого сомнения, всяким народом, племенем и языком должен именоваться святым». Предписывается ежегодно совершать день его памяти во всей Церкви и внести его имя в мартиролог ( Benedicti IX, papae. Bulla canonizationis S. Symeonis reclusi Trevirensis. [Anno 1041]//PL. 141. Col. 1361; Jaff é . RPR. N 4112). Несмотря на постановление папы, культ св. Симеона долгое время не имел широкого распространения и ограничивался неск. историческими областями Германии. Св. Виборада. Миниатюра из Жития святых аббатства Санкт-Галлен. 1430–1436 гг. (St. Gallen. 586. Fol. 230) Св. Виборада. Миниатюра из Жития святых аббатства Санкт-Галлен. 1430–1436 гг. (St. Gallen. 586. Fol. 230) Показательным является случай К. мц. Виборады († 926), затворницы, подвизавшейся в аббатстве св. Галла (Санкт-Галлен, совр. Швейцария). В течение неск. дней после ее кончины аббат мон-ря совершал в ее честь всенощные бдения, а в день погребения отслужил мессу на ее надгробии. Как свидетельствует Эккехард IV († ок. 1060), мон. аббатства Санкт-Галлен, «возвести ее [в ранг святых] было постановлено дважды в наши дни, при двух папах, и в конце концов совершилось при Норберте» ( Ekkehardus IV. Casus sancti Galli 3//MGH. SS. T. 2. 1829. P. 107). Постановления двух пап фактически не имели силы. Аббат Норберт при поддержке имп. Римско-Германской империи Генриха III (1046-1056) просил папу Климента II (1046-1047), «чтобы он канонизировал [Вибораду] и заповедал считать ее святой, и установил обязательное ежегодное совершение дня ее памяти» ( Ekkehardus IV. Casus sancti Galli. Continuatio 6, 7//Ibid. P. 156). Папа удовлетворил просьбу аббата, и 5 янв. 1047 г. папой Климентом II в присутствии имп. Генриха III Виборада была торжественно провозглашена святой. Она считается первой женщиной, официально канонизированной в Зап. Церкви.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010