XVII в., ГТГ), Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми на полях (3-я четв. XVII в., ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве. Ист.: Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему/Пригот. С. П. Розанов. СПб., 1912; Калайдович К. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. XII; [Сухомлинов М. И. ] Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858. [Ч. 2]. XVIII. (Памятники словесности; 1); Франко У. Anokpiфu i легенди з украïнських pykonicub. Льbib, 1906. Т. 4. С. 136-213 [изд. различных редакций Слова о небесных силах, которое К. Ф. Калайдович приписывал Кириллу Туровскому, а С. П. Шевырев - А. С.]. Лит.: Мурзакевич Н. А. История губернского города Смоленска. Смоленск, 1804. С. 198-201; Шевырев С. П. Заметка о слове Авраамия Смоленского//ИОРЯС. 1859-1860. Т. 8. С. 326-330; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 425-426; Зверинский. Т. 2. С. 318. 1154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; Редков Н. Н. Прп. Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом//Смоленская старина. 1909. Вып. 1/1 (отд. отт.: Смоленск, 1909); Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 717; Рыбаков Б. А. Смоленская надпись XIII в. о «врагах-игуменах»//Сов. Арх. 1964. 2. С. 179-187; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//Новгородский ист. сб. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 88-89; Буланин Д. М. Ефрем//СККДР. Вып. 1. С. 126-128 [библиогр.]; Подскальски Г. Церковь и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 175-178, 231-236, 385-387 [библиогр.]; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 38. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/62958.html

Арх.: РГИА. Ф. 835. Оп. 4. 96. Л. 108; ГАВО. Ф. 496. Оп.1. 166. Л. 359 об.- 60; 450. Л. 32-40; Ф. 883. 78. Л. 23 об., 27-27 об.; Ф. 1147. Оп 2. 1177. Л. 6 об.; Ф. 1173. 79. Л. 10-10 об.; 80. Л. 6-6 об.; 118. Л. 36 об.- 42; РНБ. F. IV. 752. Л. 5 об.- 8 об.; НГОМЗ. ОПИ. 10601: Оп. 1860 г. Л. 16-17. Лит.: Малкин М. Г. Нек-рые элементы наружной росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря и их связи с интерьером//Ферапонтовский сб. М., 1985. Вып. 1. С. 174-186; Сарабьянов В. Д. История архит. и худож. памятников Ферапонтова мон-ря//Там же. 1988. Вып. 2. С. 9-88; 1991. Вып. 3. С. 37-118; Бриллиантов И. И. Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона. М., 1994p. С. 248; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165; Преображенский А. С. Иконография надгробной композиции на юж. фасаде собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в. М., 2005. С. 190-204; он же. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2010. С. 401-402; Силина О. В. Иконография прп. Мартиниана по памятникам нач. XVI - кон. XX в.//Русские святые: Кат. Ферапонтово, 2013. С. 30. О. В. Силина Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562430.html

Петр IV (575 - 19.06.578); Дамиан (578 - 12.06.607); Анастасий (607 - 19.12.616); Андроник (616 - 3.01.622); Вениамин I (622 - 3.01.662); Агафон (662 - 13.10.679); Иоанн III Милостивый (кон. 679 - 27.11.688); Исаак (кон. 688/февр. 689 - 29.11.691); Симон (нач. 692 - 18.07.700); Александр II (25.04. 704 - осень 728); Косма I (март 729 - 24.06.730); Феодор (авг. 730 - 1.02.742); Михаил I (14.09.743 - 12.03.767); Мина I (767 - 25.01.774); Иоанн IV (11.01.775 - 11.01.799); Марк II (27.01.799 - 17.04. 819); Иаков (819 - 8.02.830); Симон II (17.04.830 - 30.09.830); Иосиф I (17.11. 830 - 20.10.849); Михаил II (20.11.849 - 17.04.851); Косма II (8.07.851 - 17.11. 858); Шенуда I (8.01.859 - 18.04.880); Михаил III (880 - 15.02.907); Гавриил I (май 909 - 6.02.920); Косма III (апр. 920 - 28.02.932); Макарий I (апр. 932 - 10.03.952); Феофан (19.06.952 - 6.12.956); Мина II (956/7 - 11.11.974); Авраам ибн Зара (975 - 2.12.978); Филофей (28.03. 979 - 9.11.1003); Захария (16.01.1004 - 4.01.1032); Шенуда II (19.03.1032 - 29.10. 1046); Христодул (нояб./дек. 1046 - 10.12.1077); Кирилл II (18.03.1078 - 6.06.1092); Михаил IV (9.10.1092 - 25.05.1102); Макарий II (9.11.1102 - 19.12.1128); Гавриил II ибн Турайк (февр. 1131 - 5.04.1145); Михаил V (25.07.1145 - 29.03.1146); Иоанн V (25.08.1146 - 30.03.1166); Марк III ибн Зара (12.06.1166 - 1.01.1189); Иоанн VI (5.02.1189 - 7.01.1216); Кирилл III ибн Лаклак (17.06.1235 - 10.03.1243); Афанасий III (3.10.1250 - 27.11.1261); Иоанн VII (1.01.1262 - сент. 1268); Гавриил III (30.09./21.10.1268 - нояб. 1270; † 4.07.1274); Иоанн VII (вторично) (9.11.1270 - 20/21.04.1293); Феодосий II (4.07.1293 - 2.01.1300); Иоанн VIII (14.02.1300 - 25.05.1320); Иоанн IX (28.09.1320 - 28.03.1327); Вениамин II (10.05.1327 - 6.01.1339); Петр V (2.01. 1340 - 8.07.1348); Марк IV (2.07.1349 - 31.01.1363); Иоанн X (7.05.1363 - 13.07. 1369); Гавриил IV (6.01.1370 - 28.04. 1378); Матфей I (25.07.1378 - 31.12.1408); Гавриил V (21.04.1409 - янв. 1427); Иоанн XI (11.05.1427 - 4.05.1452); Матфей II Саиди (10.09.1452 - 10.09.1465); Гавриил VI (20.02.1466 - 20.02.1475); Михаил VI (18.02.1476 - апр. 1478); Иоанн XII (18.04.1479 - 2.09.1482); Иоанн XIII (11.02.1483 - 5.02.1524); Гавриил VII (1525-1568); Иоанн XIV (1571-1585); Гавриил VIII (1587-1603); Марк V (1603-1619); Иоанн XV (1619-1628); Матфей III (1628-1646); Марк VI (1646-1656); Матфей IV (1660-1675); Иоанн XVI (18.03.1676 - 15.06.1718); Петр VI (19.08.1718 - 2.04.1726); Иоанн XVII (12.01.1727 - 29.04.1745); Марк VII (30.05.1745 - 18.05.1769); Иоанн XVIII (23.10.1769 - 7.06.1796); Марк VIII (6.10.1796/97 - 21.12.1809); Петр VII (24.12.1809 - 3.04.1852); Кирилл IV (17.06.1854 - 30.01.1861); Димитрий II (15.06.1862 - 18.01.1870); Кирилл V (1.11.1874 - 7.08.1927); Иоанн XIX (7.12.1928 - 21.06.1942); Макарий III (13.02.1944 - 31.08.1945); Иосиф II (26.05.1946 - 20.09.1955); Кирилл VI (10.05.1959 - 9.03.1971); Шенуда III (14.11.1971 - 17.03.2012); Феодор II (с 18.11.2012). Богословие

http://pravenc.ru/text/2057208.html

В 1425 г. М. стал сам назначать лиц, руководивших работами по строительству и благоустройству города (магистров строений и улиц), к-рые отвечали за разрешение территориальных и имущественных споров, следили за соблюдением чистоты, состоянием проездов, водоснабжением и т. д. В Риме при М. частично были реставрированы Латеранская базилика, базилика св. Петра, Ватиканский дворец, Пантеон и замок Св. ангела, церкви Санта-Мария-Маджоре и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Были отремонтированы мосты через Тибр, некоторые городские ворота укреплены башнями. Дворец сенаторов на Капитолии был украшен башней, которая носит имя М. Папа оказал помощь в реставрации церквей в Авиньоне, Венеции, Орвието и Веллетри. В 1427 г. М. поручил Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427) написать в Латеранской базилике фрески со сценами жития Иоанна Предтечи . Среди этих фресок (не сохр.) было и изображение понтифика с 10 кардиналами. После смерти Дж. да Фабриано роспись закончил Антонио Пизанелло († 1455). В 1428 г. Мазолино да Паникале (ок. 1383 или 1381 - ок. 1440) и Мазаччо (1401-1428) получили папский заказ на 2-сторонний полиптих для рим. базилики Санта-Мария-Маджоре (в наст. время панно из него находятся в разных музеях). Папа уделял внимание прикладному искусству; находясь во Флоренции, он заказал для себя тиару, украшенную 8 фигурами ангелов работы скульптора и ювелира Лоренцо Гиберти (ок. 1378-1455). М. часто дарил прелатам, государям и военачальникам роскошные предметы облачения, оружие, драгоценности. В окт. 1428 г. в папскую капеллу поступил выдающийся музыкант и композитор фламандец Гийом Дюфаи (1397-1474), к-рый продолжил службу и при папе Римском Евгении IV (подробнее о деятельности Дюфаи см. в ст. Италия ). М. собирал богослужебные и другие книги, занимался их реставрацией, заботился о сохранности церковных архивов. В Ватиканской библиотеке сохранилась происходившая из Авиньона рукопись бревиария, к-рая принадлежала М. М. покровительствовал своей семье в более скромных масштабах по сравнению с др. папами эпохи Ренессанса. Возможно, причина в том, что род Колонна, как и семейство Орсини, был одним из самых влиятельных и богатых в обл. Лацио. Тем не менее папский секретарь Поджо Браччолини в своих записках упрекал М. в непотизме . Возвышение семьи Колонна в Риме при М. привело к конфликту этого рода со следующим понтификом, венецианцем Евгением IV, к-рый даже был вынужден на неск. лет покинуть город. Брат М., Джордано Колонна, участвовавший в переговорах с неаполитанской кор. Джованной II, получил титулы князя Салерно и герцога Венозы в ее владениях, др. брат, Лоренцо Колонна,- титул графа Амальфи. Свою сестру Паолу М. выдал замуж за правителя Пьомбино Герардо д " Аппиано, племянницу Катерину - за Гвидантонио да Монтефельтро, синьора Урбино. Др. племянницу, Анну, он выдал замуж за князя Тарантского Джованни Антонио Орсини, представителя рода, соперничавшего с родом Колонна.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Кирилла игумене Иннокентие, место погребения его не было найдено, и панихиды по нем совершались братиею не на могиле его (как это обыкновенно делалось по отношению к лицам, погребенным в Кириллове монастыре), а в церкви 189 . Тем менее существует возможности определить с точностью число иноков, погребенных в Кириллове от начала обительного до 30 годов XVI века и проследить постепенное расширение места их погребения в тот же период. Монастырские синодики позволяют лишь составить общее представление о том и другом по числу иноков, умиравших в Кирилловом монастыре в разные сроки. Со времени его основанья (1397 г.) до 8 ноября 1427 года здесь умерли около 71 человека 190 . От ноября 1427 года по 10 декабря 1497 года – 285 человек 191 . От 10 декабря 1497 года по 30 декабря 1526 года – 244 человек 192 . Всего в продолжении 100 лет (со времени смерти игумена Иннокентия до конца 1526 года) умерли 529 иноков (а вместе со скончавшимися при жизни преподобного Кирилла – до 600 монашествующих). «На горе» их стали погребать с 1534 года, как свидетельствует об этом следующая приписка на одном из монастырских синодиков XVI века: «В лето 7000 (=7040) священа бысть в Кириллове церковь Предтечева на горе и от того лета начали погребати на горе мирьскую чадь, ис четырех болниц: 3 на горе а 4-я в санной избе; и преже всех того лета постригся на горе из деревни Васиан Помогало дядя Селивану Болоту; преставися и в скиме и погребли его на горе; тот преж всех на горе погребся» 197 . В большом монастыре (т. е. той части Кириллова монастыря, где была церковь Успения Пр. Богородицы) миряне погребались уже в половине XVI века. Тело князя Михаила Ивановича Кубенского, умершего в 15 49 / 50 году было положено на правой стороне паперти Успенского собора 198 . В XVI же веке погребались в монастыре Цыплятевы, Шереметевы, князья Кемские, Палецкие, князь Елецкой, Воротынские, и другие 199 . Могила умершего в 161 3 / 4 (122) казака Ивана Кушникова также находилась в пределах кирилловской ограды 200 . В марте и апреле 1615 года будильник старец Ефрем (как видно из расходных книг) нанимал людей копать могилы для «двух голышков» и «Пятуни Гогары» 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Сергия (Житие святого написано еще раньше, в 1418 г., прп. Епифанием Премудрым). В 1427 г., спустя 5 лет после обретения мощей, на родине преподобного был основан Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь . Сохранились 2 княжеские грамоты, написанные до 1448 г., в к-рых прп. Сергий называется «преподобным старцем». Возможно, в них он указан пока как местночтимый святой (ПСРЛ. Т. 8. С. 21). Свидетельством причисления прп. Сергия к лику святых для общецерковного почитания, по мнению Голубинского, служит грамота митр. Московского Ионы к кн. Дмитрию Георгиевичу Шемяке , датируемая 1449 или 1450 г. В ней предстоятель Русской Церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с др. чудотворцами ( Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909 2. С. 71-72). Прп. Кирилл Белозерский. Икона. XVI в. (ЧерМО) Прп. Кирилл Белозерский. Икона. XVI в. (ЧерМО) Вопрос о почитании и К. святых в XV в. остается малоизученным. К., совершенные в этот период, носили, как правило, местный характер. Почитание нек-рых святых могло выходить за рамки одной епархии и приобретать характер общерусского как в силу постановления высшей церковной или светской власти, так и вслед. большой известности того или иного подвижника. Общерус. почитание прп. Кирилла Белозерского († 1427) началось не позднее 1447-1448 гг. Его Житие было написано по поручению митр. Феодосия и вел. кн. Василия Васильевича иером. Пахомием Логофетом , к-рый прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь в 1462 г. и застал мн. знавших прп. Кирилла, а также его учеников. В 1467 г. по благословению митр. Московского и всея Руси Филиппа I было установлено празднование в честь блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного († 1299) и его чад Давида († 1321) и Константина Ярославских. В 1474 г. архиеп. Ростовским Вассианом I (Рыло) было установлено празднование в честь свт. Исаии († после 1089) и свт. Игнатия († 1288; служба ему была составлена вскоре после кончины), епископов Ростовских. В кон. XIV - сер.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Подвижники Костромской области – Пр. Павел Комельский или Обнорский (1429), Пр. Сильвестр Обнорский (1379) и Пр. Иаков Железноборовский (1442). Спостником пр. Сергия был его преемник по игуменству, Пр. Никон Радонежский (1427–8), так много сделавший для дальнейшего развития и устроения Троицкой обители. Другом Пр. Сергия был Пр. Димитрий Прилуцкий (1392), приходивший к нему из Никольского монастыря, основанного им на берегу Переяславского озера. Лицом красивый, целомудренный, он ходил с закрытым лицом и избегал встреч с женщинами. Вел. кн. Димитрий пригласил его быть восприемником сына. В 1371 г. пр. Димитрий, удаляясь славы человеческой, ушел в вологодские леса, пребывал в болотистой местности. Позднее он основал Прилуцкий мон. около Вологды. Близок был пр. Сергий с Святителями Стефаном Пермским, Дионисием Суздальским и с пр. Стефаном Махрицким, постриженником Киево-Печерской обители, основавшим Святотроицкий мон. на р. Махрице, близ Александрова. В Симоновском монастыре, в пекарне, смиренно трудился послушник, потом постриженник св. Феодора, Кирилл. Взор на огонь пекарни переносил мысль его к вечному огню, и он часто плакал. Пр. Сергий каждый раз, приходя в обитель, шел прежде всего в пекарню к Кириллу и долго беседовал с ним о «пользе душевной», провидя великого подвижника. Кирилл заменил Св. Феодора в игуменстве. Но затем он, по велению Божией Матери, ушел в пустыню на берег Белого озера. Там он подвизался 30 лет, создав общежительную Белозерскую обитель, славившуюся подвигами своих насельников. Пр. Кирилл Белозерский обладал даром прозрения и чудес. Осуществив строжайшее общежитие, преставившись в 1427 г., в 90-летнем возрасте, он, как пишет архиеп. Макарий: «своими высокими подвигами приобрел себе всеобщее уважение и братии, и народа, и князей, и оказывал сильное духовное влияние на всю страну. Монастырю св. Кирилла Белоезерского суждено было сделаться знаменитейшим из всех монастырей северной России». В одно время с Пр. Кириллом оставил Симоновскую обитель ученик Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На основании пространной редакции жития прп. Никона Радонежского 40-х гг. XV в. нек-рые исследователи говорят об участии в росписи и прп. Даниила, что не подтверждается более ранними источниками. Хронологические границы возведения собора устанавливаются между 1410-1427 гг. (П. Н. Максимов , на основе представлений о времени игуменства Александра) или 1425-1427 гг. (Н. Н. Воронин , согласно гипотезе о времени пребывания в мон-ре прп. Андрея Рублёва). Мнение, относящее постройку собора к кон. XIV в. (В. Г. Брюсова , Б. Л. Альтшуллер ), не получило поддержки у большинства исследователей. Первоначальный вид собора изменился после пожара 1812 г., когда обрушился его верх. Новое завершение собора с 8-гранным барабаном было возведено в 1813 г. под руководством архит. И. д. Жукова. После перестройки храма в 1848-1850 гг. по проекту архит. г. ф. Герасимова на барабане 1813 г. появился шатер. В 40-50-х гг. XIX в. к Спасскому собору были пристроены 2 боковых придела: правый - в честь Успения Богородицы, левый - во имя прп. Андроника. Этот облик собора сохранялся до реставрации в сер. XX в. Принадлежность храма кругу раннемосковской архитектуры была установлена при натурных исследованиях 1933 г. (Максимов, А. Р. Егорова, Е. Б. Шереметева), выявивших характерные особенности техники кладки, декора и первоначальной композиции. Благодаря исследованиям собора в нач. 50-х гг. XX в. (Г. Ф. Сенатов при консультации Д. П. Сухова ) были открыты фрагменты фресок с растительным и геометрическим орнаментом (XV в.), сохранившиеся под поздними закладками на откосах боковых окон средней апсиды. В 1959-1961 гг. была проведена реставрация первоначального вида собора и восстановлено утраченное при пожаре 1812 г. его завершение (архитекторы Л. А. Давид, Альтшуллер, С. С. Подъяпольский, М. Д. Циперович; археологи М. Х. Алешковский, В. Б. Гиршберг, Ф. М. Гольдштейн). Во время этих работ были найдены детали декора (напр., блоки кокошников), фрагменты белокаменных рельефов (возможно, темплона), открыто основание алтарной преграды, установлен древний уровень полов (однако были сделаны ошибочные выводы о структуре наслоений).

http://pravenc.ru/text/115428.html

С. 896. Э. В. Шевченко, Е. В. Орлова Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

В 1899 г. в Москве, на В. Красносельской ул., при доме призрения им. И. Н. Геер его вдовой был возведен храм, освященный во имя небесного покровителя ее покойного мужа св. Иосифа Обручника. В наст. время эта богадельня возрождена. Лит.: Дубенский Н. Я. Следование святыни Афонской в Могилев и по Вост. Белоруссии в 1866 г. по случаю освящения возобновленного Могилевского Иосифовского правосл. собора. СПб., 1867; Описания знамений и исцелений, благодатию Божиею бывших в разных местах в 1863-1867 гг. от св. мощей и части животворящего древа Креста Господня, принесенных со Св. Афонской Горы из Русского Пантелеимонова мон-ря. М., 19016; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 288, 393-394; Булгаков С., прот. Друг Жениха: О правосл. почитании Предтечи. П., 1927; Filas F. L. The Man Nearest to Christ: Nature and Historic Development of the Devotion to St. Joseph. Milwaukee, Stramare T. Giuseppe, sposo di Maria Vergine: Nel culto//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1268-1287; DSAMDH. T. 8. Col. 1316; Lienhard J. T. Augustine, Sermon 51: St. Joseph in Early Christianity//In Dominico Eloquio: Essays on Patristic Exegesis in Honor of R. L. Wilken/Ed. P. M. Blowers et al. Grand Rapids; Camb., 2002. P. 336-347; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007; Иосиф (Крюков), игум. История почитания св. Иосифа Обручника в Правосл. Церкви: Дис./МДА. Серг. П., 2010. Ркп. Игум. Иосиф (Крюков) Почитание на Западе Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) О почитании И. О. в поздней античности и в раннее средневековье известно мало.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010