1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Глава XLIII Угрозы произнесены и сбудутся: но Господь повелевает пророку продолжать утешать народ Его. Все земное – преходяще, все бедствия будут иметь окончание; но заветы и обетования Божии вечны и в них должна искать и найти успокоение душа верующего. Господь рассеет Израиля, но Господь и соберет его, и другим народам дарует радоваться с Израилем, который будет возвещать славу Господню. В этой и всех последующих главах утешение Израилю связуется с призванием других народов к Сиону (ср. гл. II, 2–4). Мы увидим даже, что один из иноземных царей называется избранником Божиим. Рядом с утешением Израилю объявляются и наказания; но да помнит Израиль, что Господь спасет его, а с ним и все человечество. 1 . Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Весьма торжественное воззвание к Израилю, а чрез него и ко всему человечеству. Когда Господь называет кого-либо по имени, то это знаменует особую милость Божию 1420 , которая призывает или отдельного человека, или целый народ к особой деятельности для выполнения предначертаний Божией премудрости и любви. В читаемом стихе мы видим сочетание двух имен патриарха, видевшего лествицу, связующую землю с небом, которому Сам Господь возложил имя Израиля. ( Быт. 28:12–15, 32:28 ). Ему же дано было видеть пророческим оком в роде сына своего Иуды „Примирителя“, которому покорность народов ( Быт. 49:10 ). И патриарху Аврааму с женой его имена новые, измененные, возложены были самим Господом ( Быт. 17:5,15 ). И Авраам с сыном, как и Иаков были отцами всех верующих, не одних только потомков своих по плоти 1421 . Израиль в потомстве своем стал собственностью Божиею ( Исх. 19:5–6 ) и должен был быть народом святым; он не исполнил своего назначения, но обязанности и права „рода избранного, царственного священства“, – перешли на верующих во Иисусе Христе ( Ин. 1:12 ), как о том говорит Апостол Петр со ссылкой на Осию 1422 . По этому пророчество Исаии, вещающее Израилю, чтобы он не страшился, что он искуплен, что он принадлежит Господу, относится к духовному Израилю, к тем, „которые приняли Его,-Сына и Слово, – верующим во имя Его, которым Он дал власть быть чадами Божиими.... которые от Бога родились“ 1423 . Плотский же Израиль „не принял Господа“ ( Ин. 1:2 ) и отрекся от Него, признав над собою одного царя Кесаря ( Ин. 19:15 ) 1424 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

От Визеова дорога, сильнее уклоняясь к северо-западу, направлялась к 30° северной широты. Сначала она шла по плодородной горе, усеянной и тогда, как теперь, роскошными виноградниками, смоковницами и оливковыми де­ревнями 1411 , затем направлялась по горному западному склону, служившему водоразделом между двумя большими —141— долинами, из которых северная 1412 начиналась у Гофны, далее соединялась с южной 1413 и многими другими, менее значительными, долинами и уже в виде одной широкой долины направлялась к Лидде 1414 . Этот спуск по гор­ному склону так удобен, что упомянутому новейшему путешественнику Риттеру казалось, что «он самой приро­дой назначен быть дорогой» 1415 . Когда дорога достигала долины, то она уклонялась немного в левую сторону 1416 ; самая долина была покрыта хлебными посевами, а тянув­шиеся по ее сторонам горы – пышной палестинской ра­стительностью 1417 . – Пересекши 30° северной широты, до­рога приводила к издавна славному и хорошо укреплен­ному городу, расположенному на горах Ефремовых, Фамнаф-Сараи в Суд.2:9 , , Θαμνασαρξ, Θαμναϑσρ, Θαμναϑαρς Thamnath Saraa, Thamnatsare, Thimnath Serach) 1418 . Фамнаф-Сараи был расположен по северному склону горы Gaas’a (), которая стояла на западном конце помянутой выше северной долины 1419 . С его именем соединялось до- —142— рогое для каждого еврея воспоминание о том присно­памятном вожде еврейского народа, которому судил Господь по смерти Моисея вести народ в обетован­ную землю и завоевать ее. Когда (Евреи) окон­чили разделение земли по пределам ее, тогда сыны израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину: по повелению Господню дали ему город Фамнаф-Сараи, которого он просил, на горе Ефремовой; и построил он город и жил в нем 1420 . Когда же умер Иисус Навин, то похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; и положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь и они там же до сего дня 1421 . Нужно думать, что гробница и укрепленный город Иисуса Навина существовал во все время иудейской истории и при Ап. Павле был довольно значительным. По крайней мере, гробницу Иисуса На­вина именно в Θαμνα видел Евсевий 1422 , Иероним 1423 , Рабби Иаков 1424 и др., а остатки тамошних укреплений видел даже Риттер 1425 . Быть может, свв. путники покло­нились праху великого вождя 1426 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По образу преп. Ефрема Сирина, «тайна рая изображена Моисеем, устроившим два святилища: святое и святая святых» 1414 . В первом из них – во внешнем храме – Адам «служит как священник» 1415 , древо жизни, очевидно, находится в святая святых, древо же познания «Бог поставил посреди , чтобы отделяло оно и высшее и низшее, и святое и святая святых» 1416 . Тайна древа познания столь велика, что «утаена от Ангелов» 1417 (как и тайна новозаветной Евхаристии, заметим мы). Адаму «не был дозволен вход во внутренний храм» 1418 . Преп. Ефрем удивительно поясняет причину утаения от человека тайны рая – если бы человек видел все сияние и сверхмирную красоту древа жизни – то он стремился бы к исполнению заповеди ради видимой награды, а не ради Незримого Бога 1419 . Но в то же время человек должен был туда войти (при определенных условиях), ибо «при их (обоих дерев) посредничестве человек может уподобиться Богу: при посредстве жизни не знать смерти и при посредстве мудрости не знать заблуждения» 1420 . В древе познания заключена «слава рая» 1421 и поэтому всякий, «вкушающий плода сего, должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстенать. Если вкушает преданный греху, то будет сетовать, ибо увидит собственное бесславие и устыдится» 1422 . Адам «приступил, дерзнул войти и пришел в ужас» 1423 . С ним произошло то же, что и с царем Озией: еще не обладая надлежащей и сугубой харизмой, он дерзнул приступить к высшему теургическому деянию 1424 … И Причащение из Св. Чаши может быть не только опытом приобщения к Добру, но и опытом приобщения ко злу. Причастие может быть не только во спасение, но и «в суд или во осуждение». «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,27-29). Итак, в зависимости от того, с чем подходит человек к Чаше, причастие может ввести его в Царство Добра, а может и стать актом приобщения человека ко злу. Зло войдет в человека не из Чаши, но из его собственной воли, которая не захотела «рассудить о Теле Господнем». Святые Дары, в которых нет ни примеси зла, – могут убить человека. «И они, когда сообщаются душе, исполненной злобы, то больше повреждают и губят ее, не по своему свойству, но по болезни принявшей души», – предупреждал св. Иоанн Златоуст 1425 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Псалом 106 Аллилуия 1420 . Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. (Так) 1421 пусть скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага, И собрал их от стран: от востока в запада, и севера и моря 1422 . Блуждали они в пустыне безводной, пути в обитаемый город не находили. Они алкали и жаждали, (так что) жизнь их пропадала в них. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их 1423 . И повел их прямым путем, чтобы вошли в город обитаемый. Да исповеданы будут Господу милости Его в чудеса Его – сынам человеческим! 1424 Ибо Он напитал душу истощенную 1425 и душу алчущую насытил благами: Сидящих во тьме и тени смертной, окованных скорбию и железом 1426 . Так как они противились 1427 словам Божиим и совету Вышнего не покорялись 1428 , То усмирено было трудами сердце их, и они изнемогли, и не было у них помощника. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их. И взвел их из тьмы и тени смертной, и узы их разорвал. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Ибо Он сокрушил врата медные в запоры железные сломил 1429 . Взял их с пути беззакония их, ибо за беззакония свои они смирены были. Всякой пищи гнушалась душа их, и приблизилась ко вратам смерти. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужды их. Послал слово Свое 1430 и исцелил их, и избавил их от погибели 1431 их. Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим! Да принесут Ему жертву хвалы и да возвестят о делах Его с радостью Отправляющиеся на кораблях в море, имеющие дела на больших водах. Они видели дела Господни и чудеса Его в пучине. Он рек – и поднялся бурный ветр, и поднимались волны его 1432 : Восходят до небес и нисходят до бездн, душа их истаевала в бедствиях. Они трепетали и качались, как пьяный, и вся мудрость их пропала. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он извел их от нужды их. И повелел буре, и настала тишина, и успокоились волны, поднятые ею. И возвеселились они, что утихли они, и Он привел их в пристань, желаемую Им 1433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

А коль эти даты соответствуют 14-му и 32-му году царствования Навуходоносора, то конечно же эта табличка снова фиксирует его 18-й год на 587/86 г. до н.э. 6) Табличка лунных затмений LBAT 1420. В табличке LBAT 1420 приводятся ежегодные записи о лунных затмениях с первого по 29 год Навуходоносора, за исключением пробела между его 18-м и 23-м годами. В тех записях, где сохранились числа его года царствования – это около дюжины записей, – приводятся подробности примерно о двух дюжинах затмений, каждое из которых найдено при помощи современных вычислений точно в те годы до н.э., которые были установлены ранее для упомянутых в тексте таблички лет правления. Поскольку эта специфическая комбинация датированных лунных затмений не совпадает ни с одной другой серией затмений из соответствующих серий за предыдущие десятилетия, уже одной этой таблички было бы достаточно, чтоб установить абсолютную хронологию царствования Навуходоносора. 7) Табличка лунных затмений LBAT 1421. В табличке LBAT 1421 записаны два затмения, датированные в тексте 6-м и 12-м месяцем «42» года, очевидно Навуходоносора, который обычно датируют 563/62 годом до н.э.. И оба затмения также найдены в эти месяцы этого года. Но не было затмений, подобных описанным в табличке, в 583/82 году до н.э. – дата 42 года Навуходоносора согласно хронологии Общества Сторожевой Башни. Поэтому эта табличка предоставляет дополнительное подтверждение ошибочности такой хронологии. (8–11) Ещё четыре астрономических таблички. Семь астрономических текстов, рассмотренных выше, предоставляют более чем достаточное свидетельство против даты 607 г. до н.э., разработанной Обществом Сторожевой Башни. Но и это не всё. Недавно были опубликованы ещё 4 текста, которые будут описаны здесь лишь вкратце. Перевод трёх из них опубликован в работе Хунгера, ADT V (2001). Первый из них записан на табличке LBAT 1415, которая, как отмечалось выше на стр. 174 относится к той же группе текстов, что и LBAT 1417. В нём описаны лунные затмения, датированные 1-м годом Бел-ибни (702 г. до н.э.), 5-м годом, очевидно Сеннахериба (684 г. до н.э.) и 2-м годом, очевидно Шамаш-шум-укина (666 г. до н.э.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

2033 По всем летописям, кроме Никоновской, Цамблак умер зимой (как нужно заключать по расположению других записанных рядом событий, – в Феврале) 1419 мартовского, т. е. 1420 нашего, январского года. Но по Никоновской летописи (V, 73) он умер зимою 1419 сентябрьского, т. е. 1419-же нашего, январского года. Такая разница дат произошла оттого, что Никоновская летопись есть компиляция, в которой не всё списанное списано удачно. Нам с точностью неизвестно, какими летописными записями пользовались составители Никоновского сборника; но если мы сравним Никоновскую летопись за период 6926–6928 г. с другими известными нам летописями, мы найдем в последних по частям почти всё, что есть в первой. Известия, начиная с легенды о том, как Цамблак спрашивал Витовта, почему он в латинском веке, и проч. (6926=1418 г.), и кончая заметкой о смерти Цамблака (6937=1419 г.), в Никоновской летописи те же и идут почти в том-же порядке, как известия Воскресенской летописи, записанные под 6925–6927 мартов. годами, т. е., по нашему, под 1417–1420 гг. (П. С. Р. Л., VIII, стр. 89–90). Недостающие в последней факты дополняются 1-ю Софийской летописью под 6926 г. (П. С. Р. Л., V, 260–261; сравн. 2 Соф. Лет., П. С. Р. Л., VI, 141). События, следующие в Ник. Лет. за известием о смерти Цамблака, кончая известием о море (6927–6928=1419–1421 гг.), находятся в таком-же порядке в 1-й Новгородской летописи (П. С. Р. Л., IV, 118–119) под 6926–6927 март. г.=1418–1420 янв. г. Вот с таких-то различных летописей и списывал составитель Никоновского сборника эти известия. Но стараясь перевести хронологию мартовского года на хронологию сентябрьского года, компилятор поступал не всегда умело. Размещая известия по порядку месяцев, он заимствует из одного источника события 1417–1418 март. г. (сравн. Воскр. Лет., 89–90) и совершенно правильно выписывает их под 1418–1419 сент. г. до Февраля месяца. Затем компилятор делает ошибку: под Февралем 1419 сентябр. г., соответствующем Февралю 1418 март. г., он рассказывает о размолвке вел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Месяц) шабат, оно произошло в вечернюю стражу. Аб, пятый вавилонский месяц, начался в июле или августе. Вавилоняне делили сутки на 12 частей, называемых по-вавилонски беру. Таким образом, один беру равнялся 2 часам. Сказано, что первое затмение началось через 1 1/2 беру, т.е. через 3 часа после захода Солнца. Поскольку 25 год Навуходоносора датируют обычно 580/79 годом до н.э., то это затмение нужно искать в этом году в июле или августе, примерно через 3 часа после захода Солнца. Оно без труда обнаруживается в каноне Лиу и Фиала. Это было полное затмение, которое началось 14 августа 580 года до н.э. в 21:58 и закончилось 15 августа в 1:31. Следующее затмение произошло на 6 месяцев позже, в 11-м месяце – шабат, который начался в январе или феврале. Сказано, что оно произошло «в вечернюю стражу» (первая из трёх страж ночи). Это затмение также легко обнаруживается в каноне. Оно произошло 8 февраля 579 г. до н.э. и продолжалось с 18.08 по 20.22, согласно канону Лиу и Фиала. Согласно же хронологии Общества Сторожевой Башни, 25 год Навуходоносора датируется на 20 лет раньше – 600/599 годом до н.э.. Но в 600 году до н.э. в Вавилонии не было видимых затмений. И хотя в 599 году до н.э. было затмение ночью 19–20 февраля, оно произошло не «в вечернюю стражу», как, то сказано в тексте. В табличке LBAT 1420 сохранились подробности примерно о двух дюжинах лунных затмений, отдельно датированных в тексте годом и месяцем царствования Навуходоносора. И нет ни одно из них, которое бы согласовалось с хронологией правления Навуходоносора, разработанной Обществом Сторожевой Башни. Все вместе, эти лунные затмения формируют хоть и не безразрывный, но очень отличительный образ событий, протянувшийся по времени через первые 29 лет царствования Навуходоносора. И лишь исходя из предположения, что его царствование началось в 604 году до н.э., мы находим замечательное совпадение этого образа с реальными небесными явлениями, лёгшими в основу записанных наблюдений. Но стоит лишь сместить царствование Навуходоносора на 1, 2, 5, 10 или 20 лет назад, как эта взаимосвязь между записью и реальностью тут же исчезает. Поэтому достаточно уже одной этой таблички LBAT 1420, чтоб полностью опровергнуть идею о том, что 18 год Навуходоносора следовало бы датировать 607-м годом до н.э. В-4: Табличка лунных затмений LBAT 1421

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Битва крестоносцев с гуситами. Миниатюра из Йенского кодекса. Рубеж XV и XVI вв. (Jenský kodex/Jena Codex. Praha, Knihovna Národního muzea. IV B 24. Fol. 56) Битва крестоносцев с гуситами. Миниатюра из Йенского кодекса. Рубеж XV и XVI вв. (Jenský kodex/Jena Codex. Praha, Knihovna Národního muzea. IV B 24. Fol. 56) 1-й крестовый поход против гуситов был объявлен 1 марта 1420 г. папой Римским Мартином V (1417-1431). Имп. Сигизмунд I Люксембург собрал в Силезии войско из нем., польск. и венг. рыцарей, ополчения силезских городов и итал. наемников. Одновременно на северо-западе Свящ. Римской империи собирались войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кёльна и Майнца, на юге - из Австрии и Баварии. В апр. 1420 г. армия имп. Сигизмунда I направилась к Кутна-Горе, где находился лагерь чеш. сторонников Габсбургов. Король потребовал от жителей Праги снять осаду с городской цитадели, которую удерживал верный ему гарнизон. Однако к городу подошло войско таборитов (ок. 9 тыс. чел.) во главе с Яном Жижкой. Отразив атаку крестоносцев, гуситы заняли город. Летом они разбили отряд крестоносцев, осадивший г. Табор. 14 июля на Витковой горе состоялось решающее сражение, в котором войскам имп. Сигизмунда I не удалось добиться успеха. Крестоносцы были вынуждены отступить и снять осаду с Праги. В нояб. они потерпели поражение под Вышеградом. К началу 2-го похода войско гуситов оказалось разделено из-за конфликта между таборитами и утраквистами. В сент. 1421 г. крестоносцы осадили г. Жатец близ границы с Саксонией, однако армия Яна Жижки заставила их снять осаду и покинуть Богемию. В дек. имп. Сигизмунд I смог захватить Кутна-Гору, однако 8 янв. 1422 г. он потерпел поражение у Габри. Во время преследования отступавших рыцарей табориты захватили брошенный ими обоз и заняли г. Немецки-Брод (ныне Гавличкув-Брод). В 1423 г. Жижка совершил поход в Моравию и Венгрию, где его войску пришлось отступить при встрече с мощной венг. армией. Гуситы понесли потери при отходе в Богемию. 3-й поход начался в 1425 г. Гуситское войско было ослаблено вооруженным противостоянием таборитов и чашников, а также эпидемией чумы. Поход готовили наспех, к нему не присоединились польский кор. Владислав (Ягайло) (1386-1434) и вел. кн. литов. Витовт (1392-1430), к-рые в 1422 г. заверили папу Римского, что могут вернуть еретиков в лоно католич. Церкви мирным путем. Витовт взял чехов под свое покровительство, а также отправил наместником в Богемию двоюродного племянника Сигизмунда Корибутовича ( Turnbull. 2004. P. 12). Армия во главе с эрцгерц. Альбрехтом Австрийским, игравшая ведущую роль в походе, потерпела поражение в Моравии и была вынуждена отступить на территорию Австрии. В 1426 г. преемник Жижки верховный гетман таборитов Прокопий Голый (Великий) осадил г. Усти-над-Лабем. Объединенное войско Саксонского, Майсенского и Тюрингского княжеств попыталось снять осаду, однако было разбито.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010