Так было действительно. Во дни пророка Самуила и судии-первосвященника Илия, при несчастном сражении Израильтян с Филистимлянами, и при поражении Израильтян, был взят в плен и Ковчег Завета. Но вскоре Филистимляне, жестоко наказанные Богом, возвратили эту святыню обратно: первоначально Ковчег прибыл в пограничный город Вефсамис. Потом здесь взяли его жители Кариаф-Иарима и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елиара, сына его посвятили, чтобы он хранил Ковчег Завета. А отсюда уже он был перенесен, на Сион в скинию Давида ( 1Цар.4–7 и др. 1Пар.13,15,16 и др.). 7. Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Одушевленный воспоминанием о ревности Давида к храму Божию, псалмопевец восклицает: «Итак, пойдём в селения Его – храм Господа, поклонимся на место, где стояли ноги Его, или – подножию Его ног, т. е. пред святилищем храма, где стоял Ковчег Завета, на котором, как бы на престоле, восседал Господь, Царь Израиля. Если псалмопевец говорит, что на месте поклонения верующих некогда стояли ноги Господа, то, очевидно, в свое время он уже не представлял Его там стоящим: т. е. в храме уже не было Ковчега Завета и, следовательно, это был второй храм, построенный при Зоровавеле и первосвященнике Иисусе, сыне Иоседека. 8. Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея. Восстань, Господи, в покой Твой, иначе – восстань и перейди на место Твоего постоянного пребывания, на Сион, в новый храм (ср. ст. 5, 13–14). Поднимись Ты Сам и да будет подъят и перенесен на место Твоего покоя и Кивот святыни Твоей или Ковчег – главная святыня Твоя: ибо это – подножие Твое, пред которым поклонялся весь народ, где он получал прощение прегрешений своих, освящение и благословение. Псалмопевец представляет, что Сион, это место, избранное Богом для покоя – всегдашнего пребывания, как бы оставлено Им, ибо храм был разрушен, Ковчег Завета пропал и пр., представляя себе это, молитвенно призывает Господа, чтобы Он опять пришел на Сион и чтобы здесь и Его храм опять был Ковчег Завета, – подобно тому, как некогда, при Иисусе Навине, Господь видимо с Ковчегом Завета пришел в Ханаан, как потом при Давиде возвратился из земли Филистимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Это пророчество Аггея о славе второго Храма, осуществилось, а вместе с тем и надежда псалмопевца на явление той же славы оправдалась вполне с явлением Христа Спасителя, «Желаемого всеми народами» и ожидаемого псалмопевцем. Видимая слава – лучезарное облако – окружала Спасителя н на Фаворе – в день Преображения, и на Елеоне – в день Вознесения. 11–14. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя. Возвращаясь мыслью к той милости, которую благоволил Господь оказать Своей земле (ст. 1–4), псалмопевец восторгом исповедует правду Божию и мир на земле. – Милость и истина сретостися, – милость и истина оставили было землю Обетованную во время плена, когда над; землей тяготел гнев Господень; а теперь, после оправдания народа и по возвращении его из плена, истина и милость как бы опять встретились на той же земле. – Правда и мир облобызастася, – прежде, вовремя плена, правда и мир оставили землю Обетованную, где безмерно размножались великие неправды и потому свирепствовали разорительные войны, как выражение гнева Божия; а теперь, по возвращении народа из плена, снова водворились правда и мир в той же земле, они даже облобызались, – как бы дружески приветствуя один другую. – Правда и милость открылись с неба, а истина и мир явились на земле. Истина на земле воссияла, а правда с неба приникла к земле, т. е. когда народ обратился к истинному Богу, то Господь оправдал его и явил ему Свою милость – даровал на земле его мир. – За дарованием мира непременно следуют и блага мирной жизни. По слову псалмопевца, Господь проявит Свою благость, – в том, что земля даст плоды свои. – Но, прежде, чем явит Свою благость, Господь проявит Свое правосудие. – Правда пойдет пред Ним и станет на пути стопами своими, и – тогда уже, разумеется, пойдет за Ним, как бы по стопам Его, благость Его. Все это вполне осуществилось только с пришествием Христа Спасителя. (Ср. Лк.1,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иов.30:15 .  Ужасы устремились на меня; как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако. Хотя болезнь еще не погубила Иова, но результаты ее на лицо. Он в страхе от приближающейся смерти ( «ужасы устремились»; ср. Иов 18.14, 27.20 ); в зависимости от бедствий, былое величие и счастье исчезло (ст. 1, 11) бесследно, как ветер и облако (ср. Иов 7.9 ; Ис 44.22 ). Иов.30:16 .  И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня. Далее, под влиянием страданий душа Иова полна горести и печали: «изливается душа моя» (ср. Пс 41.4–6 ; Плач 2.19 ), и нет надежды на ослабление скорби; она объяла, крепко держит его. Иов.30:17 .  Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя. Даже ночь не приносит успокоения (ср. Иов 7.3, 9 ): «ночь сверлит во мне кости мои» и «гложущие» (евр. «оркай»; ср. ст. 3; русс. «жилы»), т. е. черви (ср. Иов 7.5 ), не засыпают – не дают покоя. Иов.30:18 .  С великим трудом снимается с меня одежда моя; края хитона моего жмут меня. Синодальное чтение представляет неточный перевод подлинного текста. Буквальный перевод его такой: «всемогуществом (предполагается, Бога) обезображена одежда моя; Он жмет меня, подобно воротнику хитона моего». Так как евр. «лебуши» ( «одежда моя») употребляется в значении «кожа» ( Иов 41.5 ), то Иов хочет сказать, что изъязвленная червями (ст. 17) и вообще болезнью его кожа приняла безобразный вид. Иов.30:19 .  Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел. Окрашенная в начале болезни в красный цвет, она стала теперь черною и чешуйчатою, приняла вид струпа землянистого, грязноватого цвета (Делич). Иов.30:20 .  Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, – стою, а Ты только смотришь на меня. Иов.30:21 .  Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня. Иов.30:22 .  Ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня. Иов.30:23 .  Так, я знаю, что Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих. Современное жестокое отношение Бога к Иову лишает его возможности надеяться на облегчение своего положения и в будущем (ср. Иов 7.5–10 ). Безучастный и равнодушный к молитве Иова (ст. 20; ср. Иов 19.7 ; ср. Иов 22.27 ), Бог по-прежнему дает ему чувствовать всю силу своего могущества (ст. 21; ср. Иов 10.16, 16.9, 19.11 ); постигшими бедствиями он схвачен, как сильным ветром, брошен на землю и смят (ст. 22). Естественным следствием всего этого, заключительным актом вражды будет смерть, – низведение в шеол – «дом собрания всех живущих» (ст. 23, ср. Иов 3.18 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К ст. 24. " Святый Божий». Здесь в смысле «посвященный Богу», а не в см. праведный, ср. Ин.10:36 : черта мессии Иисуса («пришел»), вызывающая страх бесов. Иак.2:19 . К ст. 32. «Бесноватых». Изгнание бесов не смешивается с исцелениями от болезней. Ст. 34, 9:28. К ст. 40. «Прокаженный». Под проказой в Св. Пис. разумеется, по-видимому, несколько однородных болезней, связанных с состоянием ритуальной нечистоты (отсюда выздоровление=очищению) и, след., необходимостью изоляции, Лев.13 . Проказа, столь распространенная на Востоке в древнее время, – болезнь мучительная и вызывавшая отвращение, но не неизлечимая. В Лк.5:12 : «весь в проказе». Ср. Лев.13:12 . Точно определить эту болезнь, или болезни, в понятиях современной медицины пока не удается. К ст. 44. «Принеси за очищение». См. Лев.14 . Очищение совершалось священником в Иерусалимском храме; лишь после совершения установленного ритуала выздоровевший прокаженный становился полноправным членом общества и синагоги. «Во свидетельство им», т.е. священникам; явление благодатной силы должно служить для них знамением, пренебрежение к которому, или приписывание его темной силе, будет свидетельствовать против них. Ср.6:11 и 13:9 (по смыслу). К гл. 2 ст. 1. «Опять... в Капернаум». Этот город служит в это время главным местопребыванием Христа. Отсюда Он предпринимает частые миссионерско-проповеднические путешествия в окрестные города и селения. Ср. еще 3:19, 5:21 и м. б. 6:30 и 7:1. К ст. 3. Расслабленный=паралитик. (греч. т.: παραλυτικν.) К ст. 4. «Раскрыли кровлю» дома; под «домом " , ст. 1, разумеется, скромная восточная хижина, с плоскою крышей и внешнею к ней лестницею. ср. Деян.9:43, 10:9–20–21 . К ст. 10. «Сын человеческий»; именование это не тождественно с именованием «Мессия», как указывает Мф.16:13 и Мк.8:27–29 , ни с понятием «человек», ибо последнее не было бы здесь служить основанием, или указанием на наличие власти прощать грехи. Усвоение Христом этого именования и связанной с ним власти указывает на исключительность Его мессии и ставит перед книжниками вопрос о том, кто Он и где источник Его силы и власти. Дан.7:13–14 . Ср.11:28 и пар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Увещания отца (Давида, по LXX, слав. – и матери: ο λεγον κα δδασκον με, «иже глаголаша и учиша мя») Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср. 1Пар 28.9 ), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрости» ( хокма), особенного »разума» ( бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14 ). Мудрость здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2 ), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8–9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9 ). Притч.4:10 .  Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни. Притч.4:11 .  Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Притч.4:12 .  Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Притч.4:13 .  Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя. Притч.4:14 .  Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; Притч.4:15 .  оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; Притч.4:16 .  потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; Притч.4:17 .  ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Притч.4:18 .  Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Притч.4:19 .  Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(ст.8) 677 , потому что иначе давно должно было бы перестать смертное наказание (ст.9). С заботами и беспокойствами трудится народ, но из-за семидесяти лет, которые Бог дает иному прожить, едва ли это стоит труда; редкий доживает до восьмидесяти; а что свыше то исполнено бывает болезней и скорбей (ст.10) 678 . Если бы все ясно познавали, что быстрое вымирание народа в пустыне было справедливым явлением Божественного гнева, если бы они со страхом и трепетом, а не с тайным нерасположением рассуждали (исчести) о силе наказующего гнева, то давно бы в искреннем раскаянии они обратились к Богу, и Бог помиловал бы их; в таком убеждении псалмопевец взывает (ст.11) 679 : кто весть и проч. и молит, чтобы Бог дал народу правильное понимание этого сильного наказания (десницу – поднятую для наказания руку Божию) и мудрых людей (окованные сердцем мудростию), которые помогли бы ему в правильном понимании и мудрости (ст.12) 680 . В заключение молится псалмопевец, молится народ о милости, об отвращении так долго продолжающегося наказания (ст.13) 681 , и очами веры видит уже исполнение своей молитвы; народ сильно радуется и обильно вознаграждается за прошедшие страдания (ст.14–15) 682 . В заключение повторяется молитва о милости и помощи (ст.16–17) 683 . Псалом 90. Бог защищает праведника во всякой опасности. Псалом 90-й принадлежит к самым изящным, к самым задушевным во всей Псалтири. Он представляет выражение спокойной уверенности, какую праведник может иметь, находясь под всемогущею защитою Божиею; и краткое содержание его таково: «если Бог за нас, то кто (или что) против нас?» LXX, конечно, на основании предания, приписывают этот псалом Давиду. Трудно указать определенный исторический повод к происхождению его. Особенность этого псалма составляет быстрая перемена лиц (ср. ст.2–3 с ст.4–8; потом в ст.9 первый член со вторым и с ст.10–13). Для надлежащего объяснения его нет надобности предполагать, что его пели по частям два или даже три различные хоры; достаточно взять только во внимание, что язык радостно возбужденного чувства по своей природе иной в сравнении с языком логического рассудка.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Притч.10:8 .  Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. Притч.10:9 .  Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. Притч.10:10 .  Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. Противополагаются по характеру и последствиям действия мудрого и нечестивого в отношении к наставлениям мудрости (ст. 8), в поведении или жизненном пути, противоположном у одного и другого (ст. 9), и в самой манере речи – лукавой и криводушной у нечестивого, и прямой, хотя бы и резкой, у праведного (ст. 10). Последняя мысль рельефнее, чем в еврейском тексте, выражена в греч. переводе LXX второй половины ст. 10: δ ελγχων μετ παρρησας ερηνοποιε; слав.: «обличаяй же с дерзновением миротворит». Притч.10:11 .  Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. Притч.10:12 .  Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. Притч.10:13 .  В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга. Притч.10:14 .  Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель. Продолжается изображение доброго и злого, мудрого и глупого – в отношении их обращения с ближними и влияния на них, преимущественно со стороны речи или способности и манеры пользоваться словом. Если вообще речь человеческая сравнивается с волнами и потоками вод ( Притч 18.4, 20.5 ), то речь праведного – по ее прямоте и назидательности – называется здесь (ст. 11) источником жизни, тогда как из уст нечестивого выходит только насилие. Этому насилию и пагубному влиянию его на общество способствует именно наполняющая его ненависть. Напротив, «любовь покрывает все грехи» (ст. 12, ср. 1Пет 4.8 ; Иак 5.20 ; 1Кор 13.4 ), т. е. снисходит к ошибкам ближнего, не распространяет о нем худой молвы (ср. Притч 17.9 ), вообще всячески содействует миру. В ст. 13–14 новая противоположность мудрого и неразумного: первый восприимчив к простому наставлению мудрости, для второго требуется физическое воздействие (ст. 13); первый, уразумев истину, не спешит сообщать ее всем и каждому, напротив, соблюдает осторожность в речи, сообразуется с степенью восприимчивости слушателей; глупый, напротив, болтлив – к своей гибели (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.19:9 .  Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Иов.19:10 .  Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Иов.19:11 .  Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими. Иов.19:12 .  Полки Его пришли вместе и направили путь свой ко мне и расположились вокруг шатра моего. Эти бедствия состоят прежде всего в лишении того, что создавало в прежнее время его славу, доставляло ему в обществе почет и уважение (ст. 9; ср. Иов 39.7 и особенно ст. 14, по которому венцем его была правда, в неверности которой он теперь обвиняется); во-вторых, в поражении тяжкою болезнью (ст. 10), разрушающею плоть (ст. 20), даже кости ( Иов 30.17 ), и приводящею к смерти ( «и я отхожу» ст. 10; ср. Иов 10.21, 16.22 ), так что Иов подобен ниспровергнутому дому «кругом разорил», евр. «иттецени», от «таца», употребляемого для обозначения разрушенного здания, – Суд. 9.45 ; Иер 39.8 , и, в-третьих, в непрекращающемся до настоящего времени божественном гневе (ст. 11–12). Бог поступает с ним, как с враждебною крепостью: «Его полки» – постигшие Иова бедствия, делают приступ за приступом (ср. Иов 6.4, 10.17, 16.13–14 ). Иов.19:13–19 . В результате подобных отношений Бога к Иову он, прежде уважаемый, ниоткуда не встречает теперь проявлений любви, верности, почтения и привязанности. Все его избегают, а некоторые даже презирают. Иов.19:13 .  Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Иов.19:14 .  Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Иов оставлен своими родными братьями («ах» – братья в буквальном смысле, как и в Пс 68.9 ) и забыт знающими и близкими, – лицами, стоявшими к нему в самых интимных отношениях ( Пс 37.12 ). Иов.19:15 .  Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их. Иов.19:16 .  Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его. Еще более отдалились от него те, кто не стоял с ним в таких отношениях. Он сделался совершенно чужим для находивших приют в его доме (ср. Иов 31.31–32 ); «пришлые», евр. «гарей бейти» (ср. Исх 3.22 ); облагодетельствованные прежде слуги, встречавшие с его стороны самое гуманное обращение ( Иов 31.13 ), теперь не отзываются на его призыв, и он, их господин, должен умолять их, чтобы добиться какой-нибудь услуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.34:8 .  вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми? Иов.34:9 .  Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу. Отрицание Иовом Божественного Правосудия (ст. 5–6) дает Елиую право приписать ему мысль о бесполезности Богоугождения (ст. 9; ср. Иов 22.2 ). Хотя Иов прямо и не высказывал подобного взгляда, если не считать Иов 21.15 , но его жалобы, что Господь одинаково губит правого и виновного ( Иов 9.22 ; Иов 21.7 и д.), награждает грешников ( Иов 21.7, 9, 24.1 и д.), предоставляют достаточное основание для такого вывода. Отрицая Божественное Правосудие и пользу Богоугождения, Иов не имеет равного себе по нечестию, он находит в нем полное удовлетворение ( «пьет глумление, как воду», ср. Иов 15.16 ). По своим взглядам Иов – сообщник беззаконным (ст. 8; ср. Иов 21.14–15 ). Иов.34:10 .  Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, Иов.34:11 .  ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. Иов.34:12 .  Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. Общее положение о Божественном Правосудии (ст. 12; ср. Иов 8.3 ). Иов.34:13 .  Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Иов.34:14 .  Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – Иов.34:15 .  вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. Синодальное чтение ст. 13 представляет не совсем точную передачу подлинника. Буквально он должен быть переведен так: «Кто Ему вверил землю и кто поставил вселенную на ее основании?» Бог не может поступать несправедливо, так как управление миром не есть навязанная Ему со стороны обязанность, но дело Его свободной воли. Равным образом и мир не есть достояние кого-нибудь другого, а Его собственное создание ( Иов 32.8, 33.4 ). И как бескорыстно управляет Он им, видно из того, что Его оживляющий дух поддерживает все существующее и не допускает до уничтожения (ст. 14–15; ср. Пс 103.29 ). Божественная любовь, вызвавшая к бытию мир и обеспечивающая его продолжение, исключает возможность произвола, ручается за справедливость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По свидетельству надписания псалма и по близкому сходству его характера и языка с Давидовыми псалмами, особенно 8 и 18, и в частности в образном описании гробы и бури с ст. 8–16 псалма 17, не может подлежать сомнению, что он написан был Давидом 137 . Судя по тому, что в нём говорится о прославлении Господа во храме (ст. 9 ср. Пс.5:8; 26:4 ) и поклонении Ему во благолепии святыни (ст. 2), а также о даровании Господом силы и благословения мира народу своему, можно полагать, что он написан был после устроения Сионской скинии, и притом в мирное время царствования Давида над Израилем. аломъ Двд, исхода а. Принесите Гдеви, сынове принесите Гдеви сыны вни, принесите Гдеви слав и честь: 1. Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, в. принесите Гдеви слав имени поклонитес Гдеви во двор стмъ 2. воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его. Надп. В евр. т. ( – халд.) Пс.надрывается только словами: Псалом Давида, а слова: исхода скинии читаются лишь в грек.-лат. перев., хотя, – по общепринятому изъяснению их о богослужебном употреблении Пс.в иудейской церкви времён второго храма при отдании праздника Кущей, – вероятно заимствованы из иудейских преданий и, может быть, составляют перевод еврейского надписания из какого-либо богослужебного сборника псалмов: () ; – ср. по евр. Лев.23:34 и 36. – Сообразно с общепринятым значением этого надписания и русским его переводом следовало бы и слав. буквальный перевод: исхода скинии, не дающий определённого смысла, заменить более ясным: во исходное (ср. Лев.23:36 слав.) праздника chiй (ср. Ин.7:2 и слав. Ncaлm. XIV в. Севаст. Собр. исходоу сни), или же прямо: праздника кущей (ср. Втор.16:16 ). – Подробнее о разночт. и значении этого надп. см. выше общ. введение к толк. стр. 37–33. Ст. 1 и 2 представляют введение к хвалебной песни, в котором псалмопевец, под впечатлением величественного и грозного явления природа, – именно разразившейся над Палестиною страшной гроза и бури, желая восхвалить Господа, приглашает сынов Божиих т. е. благочестивых верующих (ср. Быт. 6:2 и 4; Втор.14:1 ; Ин.1:12–13 ), от которых именно дары благоприятны Богу (Вас. В.), воздать Господу славу и честь, т. е. прославить его усердными молитвами и хвалебными песнями, принести ему в жертву агнцев (=сыны овни, как прибавлено в слав.-грек.-лат. и сирск. пер.) и поклониться ему в благолепии святыни (букв. с евр.), или в священном благолепии т. е. украшенными и внешне-телесною чистотой и чистыми, лучшими одеждами (ср. Исх.19:10 и 14), и внутренно-духовною чистотой и святостью ( Ис.1:16–17 ), подобно тому, как это всегда требовалось от совершающих богослужение священников, которые должны были являться для поклонения Господу не иначе, как украшенные особенными, благолепными священными одеждами ( Исх.28:2 и 40–43).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010