В период с 1448 по 1589 г., несмотря на активный рост монастырей, процентное отношение женских монастырей к мужским оставалось прежним: из основанных 494 новых монастырей 68 было женских (14%) 756 . В XVII в. процент женских монастырей возрастает – 21% (был основан 651 монастырь, из них – 139 женских), хотя по-прежнему составляет всего лишь одну пятую от числа всех монастырей 757 . В период монастырской реформы в XIV в. в Москве первым общежительным монастырем становится Алексеевский монастырь, основанный митрополитом Алексеем в 1367 г. по просьбе его сестер 758 . Первой его игуменьей стала Иулияния (t 1393 г.) Известно, что за первые 30 лет существования в нем было собрано 90 сестер 759 . По образцу Алексеевского монастыря был устроен другой монастырь в Москве – Рождественский. Основательницею монастыря была мать Владимира Храброго Мария (t 1390 г.), в иночестве Марфа 760 . Общежительные монастыри основывались не только в Москве, ставшей в этот период центром духовной власти. Так, в Нижнем Новгороде княгинею Василисой, в иночестве Феодорою, супругой нижегородского князя Андрея Константиновича, был основан общежительный Зачатьевский монастырь 761 . Большой известностью в этот и последующие периоды пользовался Вознесенский монастырь в Московском Кремле (примыкал к Чудову монастырю), находившийся под покровительством великокняжеской и царской власти. Он был основан вдовою Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией в 1387 г. В этом монастыре она приняла иноческий постриг с именем Евфросинии в год своей смерти (t 1407 г.). Вознесенский монастырь был основан как общежительный. Он известен тем, что в нем находилась усыпальница женщин – членов великокняжеской семьи. В нем были захоронены: Софья Витовна – супруга Василия Дмитриевича (старшего сына Дмитрия Донского) и мать Василия Темного (t 1453 г.); Мария Ярославна – супруга великого князя Василия Темного и мать Ивана III (t 1484); обе супруги Ивана III – Мария Борисовна (f 1467 г.) и Софья Фоминична (t 1503); Елена Глинская (t 1538); жены Ивана Грозного, его сыновей, царевны. После прекращения династии Рюриковичей, в усыпальнице были захоронены царицы и царевны дома Романовых. Некоторые из них были инокинями этого монастыря – супруга Василия Шуйского – Мария Петровна (в иночестве Елена), по одним сведениям, постриженная насильно иноками Чудова монастыря, по другим – в Вознесенском монастыре; Мария Нагая (в иночестве – Марфа), скончавшаяся в Вознесенском монастыре в 1608 г. и многие др. 762 В основном в Вознесенском монастыре постригались женщины из аристократических семей. Достаточно взглянуть на список игумений монастыря. Среди них – фамилии Мстиславских, Голицыных, Сабуровых, Ромодановских и других известных дворянских семей. После реформы 1764 г. это был первоклассный общежительный монастырь. В XVII в. в нем числилось около 160 сестер; в XVIII в. – 200; в XIX в. – 300 763 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

720. Вознесенский, женский, ныне камен. часовня в гор. Кинешме, Костромской губ., близ торговой площади. Основан в 1609 г. на том самом месте, где были погребены убитые кинешемцы при нападении Лисовского на город 26 мая, накануне дня Вознесения. В 1764 г. м-рь упразднен. Жители до настоящего времени совершают здесь поминовение по убиенным в последнюю среду пред днем Вознесения. “Ист. Росс. Иер.», IV, 366; “Памятн. кн. Костром. губ. на 1862 г.», 307; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 311; “Костром. губ. в.», 1854 г., 46 (нападение Лисовского); 1855 г., 22 (опис. гор. Кинешмы); 1857 г., 48 (Вознесен. часовня); Козловский, “Взгляд на ист. Костромы», 151. 721. Вознесенский, мужской, ныне приходская церковь в зашт. гор. Пучеже, Костромской губ., Юрьевецкого у., в 44 вер. к югу от Юрьевца, на правом берегу р. Волги. Основан в конце XVI ст. митроп. Московским Иовом, впоследствии патриархом. Упразднен в 1764 г. “Волга от Твери до Астрах.», изд. Общ. Самол , 143. 722. Вознесенский, женский, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, в самом Кремле, в смежности с Чудовым монастырем, подле Спасских ворот, на месте княжей палаты Дим. Ив. Донского. Основан после смерти вел. кн. Димитрия Донского, супругою его Евдокиею, в 1393 г., которая незадолго до смерти приняла иночество под именем Евфросинии и скончалась в 1407 г. 7 июля, в каковой день и чтится ее память; кроме того в м-ре празднуется и 17 мая, в день пострижения преподобной. Мощи св. Евфросинии почивают под спудом в соборном храме Вознесения. По смерти княгини монастырь сделался усыпальницею вел. княгинь, цариц и царевен; всех гробов женских здесь 35; из числа последних погребены в 1731 г. царица Евдокия Феодоровна, в инокинях Елена, первая супруга Петра I, и царевна Параскева, дочь царя Иоанна Алексеевич а. “Вел. кн. Евдокия, во иночестве Евфросиния, основательн. Вознесен. девич. м-ря в Москов. кремле», Москва, 1857 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 582 (с переименованием всех погребенных княгинь и цариц); Ратшин, 248; “Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Знамение от иконы Пресв. Богородицы в Устюге. 8 июля. Иноки Печерские: Арефа. 24 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Арсений, еп. Сербский. 28 окт. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские. 3 июля. Константин, сын Феодора, киязя Смоленского. 19 сент. Евфросиния, преп. Суздальская. 23 сент. Григорий Синаит. 8 авг. 1303.             Даниил, князь Московский. 4 марта. Прокопий, юродивый Устюжский. 8 июля. 1314.             Явление Томской иконы Пресв. Богородицы. 8 авг. 1319.             Михаил Ярославич, вел. кн. Тверской. 22 ноября. 1321.             Давид, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сент. 1326.             Петр, митрополит Киевский. 21 дек. 1347.             Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. Литовские. 14 апр. 1353.             Феогност, митрополит Киевский. 14 марта. 1375.             Аврамий, преп. Галичский. 20 июля. 1378.             Алексий, митрополит Киевский. 12 февр. 1380.             Установление Дмитриевской субботы. 25 окт. 1383.             Явление Тихфинской иконы Пресв. Богородицы. 26 июня. 1385.             Дионисий, архиеп. Суздальский. 20 июня. 1389.             Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 1391.             Сергий, преп. Радонежский. 25 сент. Димитрий, преп. Прилуцкий. 11 февр. 1392.             Иаков, еп. Ростовский. 27 ноября. Мефодий, преп. Песношский. 4 июня. Николай Кочанов, юродивый Новгородский. 27 июля. 1393.             Празднование Коневской иконе Богоматери. 10 июля. 1395.             Перенесение Владимирской иконы Богоматери в Москву. 26 авг. 1400.             Стефан, еп. Пермский. 26 апр. 15 век             Григорий Палама, архиеп. Солунский. 14 ноября. 1404.             Евфимий преп., архимандрит, Суздальский. 1 апр. 1406.             Киприан, митрополит Киевский. 16 сент. Стефан, преп. Махрищский. 14 июля. 1407.             Савва, преп, Звенигородский. 3 дек. Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. кн. Московская. 7 июля. 1409.             Арсений, еп. Тверской. 2 марта. 1412.             Сергий, преп. Вологодский. 7 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Князя Михаила Черниговскаго и мученика, нареченная во иночестве Евфросиния» 287 . Другая Евфросиния, супруга Вел. Кн. Димитрия Донского, еще более удивительна. Евдокия и при жизни супруга была набожною и милостивою. В 1380 г., когда Князь собирался на войну с Мамаем, она «многи милости сотвори, сама же непрестанно ходя в церкви день и ночь» 288 . В 1392 г. осталась она вдовою в летах еще не старых. Тайно от всех изнуряла тело свое постом и тяжелыми веригами; а в глазах света носила одежды светлые, украшалась бисером, являлась везде с лицом веселым. Вместе с тем дела благочестия ее были в виду всех: в 1393 г. она воздвигла в память Куликовской битвы храм Рождества Богородицы, обогатила его сосудами золотыми и серебряными 289 . Это, однако,не помешало злоречию света чернить Княгиню; злословие указывало на ее пышные одежды и выставляло сомнительным целомудрие ее; слух злословия дошел до сыновей Княгиня. Дети глубоко оскорбились, и Юрий не мог скрыть чувств от матери. Евдокия призвала детей и сняла пред ними часть одежды; дети ужаснулись, увидев худобу тела ее, кожу иссохшую, вериги тяжелые. Не желая освободить себя от бремени злоречия, ради имени Божия, она запретила им разглашать о том до смерти. Это было в 1396 г. 290 Княгиня, однако, решилась оставить великокняжеский терем; она стала приготовлять нужное для построения храма в честь и память Вознесения Господня, и перешла в тихую келлию созидавшейся ею девичей обители. – В это время Господь открыл и свету внутреннее величие души ее, которое скрывала она. На пути из Успенского храма слепец кричал ей: «Боголюбивая княгиня, питательница нас нищих! Ты обещала мне во сне: заутра дам тебе прозрение; исполни же слово твое». Княгиня, не обращая внимания на слепца, как бы случайно опустила рукав рубашки; и слепец ощутив прозрел. В 1407 г. начато было строение Вознесенского храма, а в том же году Евдокия, в иночестве Евфросиния, скончалась мирно 291 . § 38. Анастасия Кн. Суздальская Не много прежде Евфросинии Московской подвизалась княгиня Суздальская Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1386. Бог есть свет. 1827. XXV. 232. 1387. Различные виды домостроительства Божия. 1831. XLIII. 283. 1388. Православно-догматическое учение о творении Божием. 1849. II. 3. 1389. О земле, по откровению неба. 1827. XXVII. 269. 1390. О небе, по откровению неба. 1827. XXVII. 198. 1391. Небо. 1825. XVII. 118. 1392. Православно-догматическое учение о мире духовном. 1850. I. 205. 1393. Православно-догматическое учение о мире вещественном. 1850. I. 383. 1394. Провидение. 1833. IV. 301. 1395. Провидение. 1834. IV. 315. 1396. О действии провидения Божия. 1841. II. 472. 1397. Око Божие. 1822. V. 273. 1398. Об учреждении И. Христом церкви Своей на земле. 1839. III. 43. 174 1399. Об отношении церкви Христовой к Иисусу Христу, как своему основателю. 1843. I. 126. 1400. Глава церкви – Господь наш И. Христос. 1843. I. 454. 1401. Об основании Церкви Господом нашим И. Христом. 1860. I. 219. 1402. О св. Церкви Христовой. 1846. IV. 70. 1403. О коренных свойствах и истинном значении Церкви Христовой. – И. Т. Осинина. 1862. I. 515. 1404. Человек. 1821. IV. 54. 1405. Мысли о достоинстве природы человека. 1840. III. 234. 1406. Об истинном величии человека. 1833. IV. 347. 1407. Новый человек. 1823. IX. 94. 1408. Человек. 1856. I. 60. 1409. О природе, происхождении и назначении человека. 1833. II. 300. 1410. Православно-догматическое учение о человеке. 1850. II. 25. 208. 1411. Назначение человека. 1851. II. 325. 1412. Происхождение и бессмертие человеческой души. 1864. I. 76188. 1413. О бессмертии души. 1850. II. 183. 271. 344. 1414. Бессмертие. 1825. XVIII. 120. 1415. О бессмертии. 1829. XXXVI. 287. 1416. О благодати. 1844. IV. 98. 1417. О благодати Божией. 1851. II. 251. 1418. О начале зла в мире. 1846. IV. 245. 1419. О первородном грехе. 1837. III. 60. 1420. Об ангеле-Хранителе. 1823. X. 301. 1421. О служении нам ангелов хранителей. 1824. XIII. 84. 1422. Об ангелах хранителях человеческих обществ. 1842. IV. 276. 1423. О таинстве крещения. 1852. I. 16. 1424. О таинствах крещения и миропомазания. 1836. II. 287.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем Евдокия, имея непременное намерение рано или поздно посвятить себя иноческой жизни, стала помышлять об устроении для себя монастыря. В это время в Москве было только две женских обители, – Алексеевская, которой 1 – я игуменья Иулиания (скончавшаяся в 1393 году) была основательницею в Москве общежития в женских монастырях 39 , и другая – Рождественская, устроенная по образцу первой Мариею (во иночестве Марфаю), матерью Владимира Храброго, скончашеюся в 1390 году 40 . И вот Евдокия, желая содействовать распространению иноческого женского общежительства, решилась последовать благочестивому примеру Иулианы и Марии, и вознамерилась устроить новый общежительный женский монастырь в самом средоточии великокняжеской столицы – в Кремле. Мысль эта родилась в душе Евдокии может быть еще при жизни ее супруга, после же его смерти осуществление ее сделалось главным предметом ее забот. Предполагаемый монастырь, независимо от общей его цели, она хотела сделать местом своего успокоения от земных трудов и заботь, тайным свидетелем своих подвигов в этой жизни и покоищем после смерти. Впоследствии он получил то же назначение, как и Архангельский собор: как последний был местом погребения Московских великих князей, так и монастырь, основанный Евдокиею, сделался усыпальницею для великих княгинь, которые до того времени погребались в Спасско – Преображенском (у Спаса на Бору) монастыре 41 . Очень вероятно, что и это его последнее назначение заранее было предположено Евдокиею. Так получил свое происхождение Вознесенский монастырь! К сожалению, об основании и устроении его Евдокиею нам известно очень немногое. Если и дошли до нас об этом предмете некоторые летописные известия; то эти известия очень кратки и довольно неопределенны. В летописях мы не находим ни означения времени, когда именно положено было основание Вознесенскому монастырю, ни подробностей об его устройстве, ни того, что именно было сделано в том и другом отношении Евдокиею. Только под 1407 годом мы читаем в летописях, что великая княгиня Евдокия заложила в Москве каменную церковь Вознесения 42 , что, как увидим, было незадолго до ее кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

К этой именно причине Вальсамон относил то, что вышеупомянутый синодальный том патриарха Алексея в его время (XII в.) оставался без действия 1388 . По Властарю мнение Златоуста об анафеме должно иметь больше силы, чем постановление четвертого вселенского и Гангрского соборов 1389 . Во второй половине XIV столетия тот же взгляд разделял патриарх Филофей. В своих замечаниях Арменопулу он вслед за Вальсамоном приводит слова Златоуста и повторяет самого Вальсамона 1390 . § 45. Определения Константинопольского патриаршего синода 1. Различные формы выражения синодальных определений. – Результатом соборного рассмотрения или исследования (διασκεψασϑαι) какого-нибудь вопроса (πϑεσις, πρλημα) всегда было, конечно, известное решение этого вопроса ( συνοδικ διγνωσις) 1391 , составлявшееся обыкновенно после предварительного общего обозрения оснований ( νασκοπ), приведенных в пользу этого решения при обсуждении дела. Решения эти, равно как и самые действия синода, им предшествовавшие, записывались для памяти в протокол, который имел вид непрерывно ведущегося журнала синодских заседаний, почему и носил название: πομνματα (памятей) 1392 и μερσιοι συνοδικα! παρασημεισεις (дневных синодальных актов, журнала) 1393 . Журналы эти составляли особую книгу или кодекс (κοδκιον τν συνοδικν παρασημεισεων) 1394 , хранившийся в хартофилакие у хартофилакса, который и извлекал из этого кодекса записанные в нем решения для выдачи в обращение 1395 или чрез текстуальную выпись 1396 , или излагая их в особой определенной форме 1397 . Формы, в которых издавались синодальные решения, были весьма различны, смотря по назначению, и носили следующие названия: τμος (том, соборное уложение 1398 , σημειωμα, σημεωσις 1399 , (decretum, subnotatio, определение, «соборное знамение» 1400 , πρξις акт) 1401 , ψφισμα, (постановление) «суд» 1402 , πφασις 1403 , (приговор), πμνημα (запись, «память») 1404 , γρμμα (грамота) 1405 , ποκρσεις (ответы) 1406 , λσεις (решение) 1407 , πιττκιον 1408 , σιγιλλιον 1409 (грамоты, выдаваемые на имя разных лиц), кроме того επιστολ (послание), соборное или патриаршее. Все эти постановления, если того требовала форма, публиковались от имени патриарха Константинопольского, и обыкновенно назывались его именем, напр., том патриарха Сисиния, определение патриарха Льва. Здесь мы представим перечень решений Константинопольского синода, как тех, которые до сих пор найдены и изданы, так и тех, который упоминаются в канонических памятниках, начиная от времени патриарха Николая Мистика и оканчивая падением империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Калининградской и Балтийской епархии), расположен на юго-зап. окраине г. Калининграда, в микрорайоне Менделеево. Основан решением Синода РПЦ от 29 дек. 1998 г. при здании бывшей кирхи Юдиттен, построенной Тевтонским орденом в 1288-1298 (1276-1294?) гг. Эта кирха - возможно, самая древняя постройка на территории совр. Калининграда и наиболее древний из сохранившихся храмов Вост. Пруссии - практически не пострадала в ходе боевых действий в годы Великой Отечественной войны ( Lorck. 1963. S. 169-170; Weise. 1966. S. 93). О происхождении названия «Юдиттен» существует неск. версий: наиболее достоверной представляется значение «поселения племени юд», возможно, название произошло от имени дворянина Юдетуса, которому принадлежали эти земли. Храм был построен на территории Тевтонского ордена - гос-ва монашествующих рыцарей, доминировавшего в Сев.-Вост. Европе. При магистре Конраде фон Юнгингене (1393-1407) кирха Юдиттен стала известным местом паломничества. После поражения рыцарей в Грюнвальдской битве (1410) гос-во Тевтонского ордена начало приходить в упадок. В эпоху Реформации духовно-монашеское гос-во было преобразовано в светское герц-ство Пруссия, ставшее в 1525 г. первым в истории протестант. гос-вом. Поэтому до 1525 г. кирха Юдиттен была католической, а после - евангелической. План и внешний вид кирхи Юдиттен в Кёнигсберге. Литография. Кон. XIX в. План и внешний вид кирхи Юдиттен в Кёнигсберге. Литография. Кон. XIX в. Главный неф кирхи возведен из необработанных валунов, зап. стена - из большемерного кирпича с готической перевязкой. Алтарь с 8-угольным завершением и 5-стенный хор выложены из валунов, кирпичами отделаны углы и оконные ниши. Башня с запада построена из кирпича на валунах; нижний этаж сложен готической кладкой, остальные (XIX в.) - крестовой, крыша гонтовая, флюгер установлен в 1577 г. В кон. XIV в.

http://pravenc.ru/text/1319979.html

св. Симеона в Москве. Между 1403 и 1417 гг. (видимо, до 1409) Г. Д. получил от Василия I Вятку (в походах 1433 и 1434 вятчане составляли большую часть его войска). В соответствии с завещанием св. Димитрия Донского удел Василия I (в т. ч. территория вел. княжения) в случае его смерти должен был перейти следующему по старшинству брату, т. е. Г. Д. Однако завещание было составлено в то время, когда ни у Василия Димитриевича, ни у Г. Д. не было наследников. Рождение у Василия I сыновей (первенец Георгий, родившийся в 1393, умер в 5 лет, в 1397 род. Иоанн) повлекло за собой нарушение вел. князем этой нормы завещания, что, по-видимому, вызвало протест Г. Д. О конфликте между Василием I и братом свидетельствует тот факт, что Г. Д. не указан в качестве гаранта ни в одном из завещательных распоряжений Василия I о передаче вел. княжения сыновьям. В 1-м завещании (кон. 1406 - 1-я пол. 1407), где вел. князем после смерти Василия I провозглашается его сын Иоанн, гарантами названы кн. Владимир Андреевич и младшие братья Димитриевичи - Андрей и Петр. Углубление конфликта с Г. Д., по-видимому, вынудило Василия I в его последующих завещаниях в пользу Василия II Васильевича (составлены летом 1417, после кончины Иоанна Васильевича, и в марте 1423) назвать в качестве главного гаранта литов. вел. кн. Витовта. Это же обстоятельство стало причиной и политических уступок Василия I Витовту. Смерть Василия I (27 февр. 1425) перевела противостояние в открытый конфликт. Сразу же после кончины вел. князя митр. Фотий послал в Звенигород известие об этом и позвал Г. Д. в Москву. Однако последний отправился в Галич и, предложив Москве перемирие до 29 июня, начал рассылать грамоты вассалам с призывом на службу. В столице эту мобилизационную меру в «перемирные месяцы» сочли началом военных действий, в ответ войска Василия II и всех его дядей направились к Костроме. До сражения дело не дошло, к кон. весны Г. Д. вернулся в Галич, московские отряды - в Москву. Для улаживания конфликта в Галич отправился митр.

http://pravenc.ru/text/164461.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010