Москва. Кремль. Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вознесения Господня в Вознесенском монастыре Кремля собор В Московском Кремле во второй половине XIV века у Фроловских ворот (так тогда называли Спасские ворота) стоял княжеский терем, где жили после свадьбы великий князь Димитрий Иванович и его жена Евдокия Дмитриевна. Отсюда великая княгиня Евдокия провожала мужа на доблестный подвиг и здесь же она встречала его после Куликовской битвы победителем темника Мамая. В своем тереме великая княгиня устроила девичий монастырь. Точная дата основания его неизвестна, по одним сведениям, это произошло в 1387 или в 1389 г., или даже в 1393 г. По другим сведениям, обитель заложили в 1407 г., когда великая княгиня Евдокия приняла постриг с именем Евфросинии, в память преподобной Евфросини Суздальской. Через три дня после пострига – 20 мая 1407 г. – инокиня Евфросиния стала возводить первый каменный Вознесенский собор монастыря. Она скончалась 7 июля 1407 г. и была погребена в строившемся соборе. Он достраивался после ее смерти великой княгиней Софьей Витовтовной, женой великого князя Василия I, был доведен до сводов, но пострадал от пожара в 1415 г. Собор недостроенным простоял около пятидесяти лет, когда великая княгиня Мария Ярославна, супруга великого князя Василия II Темного поручила возобновить его зодчему В.Д. Ермолину. Ермолин был и скульптором. Он сделал изображение святого Георгия Победоносца на Фроловских (Спасских) воротах, хранившееся позднее в Вознесенском монастыре. Ермолин был также первым русским зодчим, занимавшимся восстановлением древних построек. Он предложил собор не сносить, а обложить новым кирпичом и переложить своды. В 1468 г. храм был освящен. Новое церковное здание пострадало от пожара 1482 г. В пожаре обгорела чтимая икона Божией Матери «Одигитрия», и на сохранившейся доске иконописец Дионисий написал заново образ Богоматери. Эта икона хранилась в монастыре и выносилась во время больших крестных ходов навстречу царю и патриарху, которые к ней прикладывались. В 1519–1521 гг. собор был перестроен и вновь освящен (9 мая 1521 г.). По летописи известно, что строителем был итальянский зодчий Алевиз.

http://sobory.ru/article/?object=45278

Arhiva Preafericitul Patriarh Chiril a oficiat cinul sfinirii plcii comemorative din Kremlin în amintirea cuvioasei Eufrosinia a Moscovei 1 decembrie 2012 17:30 La 1 decembrie 2012, la Moscova s-au desfurat activiti, consacrate pomenirii sfintei  aprtoare a capitalei Rusiei cuvioasa Eufrosinia, marea cneaghin a Moscovei (1353-1407). Aciunile sunt organizate de Fundaia obteasc interregional „Centrul gloriei naionale” împreun cu Guvernul Moscovei în cadrul proiectului „Slujirea Patriei: evenimente i nume” în anul de srbtorire a aniversrii a 1150 de ani de la fondarea statalitii ruse. În aceast zi Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a vizitat biserica „Naterea Maicii Domnului” – paraclisul Palatului mare din Kremlin. Biserica este fondat de marea duces Eudochia Dmitrievna (cuvioasa Eufrosinia a Moscovei) în pomenirea biruinei în btlia de la Kulikovo. Este cea mai  veche cldire pstrat pân în zilele noastre la Moscova (a. 1393). Pentru efectuarea picturilor în biseric, au fost invitai mari iconografi ai Vechii Rusii Teofan Grek i Simeon (Daniil) Ciornâi. În planul de construcie al Palatului mare din Kremlin în sec. al XIX-lea biserica a fost inclus în complexul palatului de rând cu Camera „Granovitaya”, Palatul–foior i alte cldiri. Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a oficiat în biserica „Naterea Maicii Domnului” un Te Deum i a sfinit placa comemorativ în amintirea marii ducese Eudochia Dmitrievna, care a fondat de asemenea mnstirea de maici „Înlarea Domnului” în Kremlin, distrus în a. 1929. În mnstire se afla cripta multor reprezentante din neamul marilor ducese i arine. Placa comemorativ va fi instalat pe zidul blocului al 14-lea din Kremlin, construit în anii 1932-1934 pe locul  mnstirilor distruse „Minunea Arhistratigului Mihail” i „Înlarea Domnului”. Împreun cu Sanctitatea Sa au slujit: protoiereul Vladimir Divakov, secretarul Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii pentru or. Moscova; protoiereul Veaceslav estakov, vestiarnicul catedralelor din Kremlinul Moscovei; protoiereul Andrei Milkin, eful serviciului de protocol al Preafericitului Patriarh.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2631268...

Патриарх Кирилл освятил мемориальную доску в память о преподобной Евфросинии Московской 2 декабря, 2012. Новостная служба 1 декабря 2012 года в Москве состоялись мероприятия, посвященные памяти святой покровительницы российской столицы преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. 2 декабря. ПРАВМИР. 1 декабря 2012 года в Москве состоялись мероприятия, посвященные памяти святой покровительницы российской столицы преподобной Евфросинии, великой княгини Московской (1353-1407). Мероприятия организованы Межрегиональным общественным фондом «Центр национальной славы» совместно с Правительством Москвы в рамках проекта «Служение Отечеству: события и имена» в год празднования 1150-летия зарождения российской государственности, сообщает Патриархия.ru . В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях — домовую церковь Большого Кремлевского дворца. В этом храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен и освятил мемориальную доску в память о великой княгине Евдокии Дмитриевне, которая основала также Вознесенский женский монастырь в Кремле, разрушенный в 1929 году. Мемориальная доска будет установлена на стене 14-го корпуса Кремля, построенного в 1932-1934 годах на месте снесенных Чудова и Вознесенского монастырей. По окончании молебна и освящения, которые стали первыми богослужениями в домовом храме Большого Кремлевского дворца за многие десятилетия, Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Храм Рождества Пресвятой Богородицы основан великой княгиней Евдокией Дмитриевной (преподобной Евфросинией Московской) в память о победе в Куликовской битве. Это древнейшее из сохранившихся до настоящего времени зданий Москвы (1393 г.). Для росписи храма были приглашены великие иконописцы Древней Руси Феофан Грек и Даниил Черный. При строительстве Большого Кремлевского дворца в XIX веке церковь была включена в дворцовый комплекс наряду с Грановитой палатой, Теремным дворцом и другими строениями.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyat...

Святейший Патриарх Кирилл освятил в Кремле мемориальную доску в память о преподобной Евфросинии Московской 1 декабря 2012 г. 16:48 1 декабря 2012 года в Москве состоялись мероприятия, посвященные памяти святой покровительницы российской столицы преподобной Евфросинии, великой княгини Московской (1353-1407). Мероприятия организованы Межрегиональным общественным фондом «Центр национальной славы» совместно с Правительством Москвы в рамках проекта «Служение Отечеству: события и имена» в год празднования 1150-летия зарождения российской государственности. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях — домовую церковь Большого Кремлевского дворца. Храм основан великой княгиней Евдокией Дмитриевной (преподобной Евфросинией Московской) в память о победе в Куликовской битве. Это древнейшее из сохранившихся до настоящего времени зданий Москвы (1393 г.). Для росписи храма были приглашены великие иконописцы Древней Руси Феофан Грек и Симеон (Даниил) Черный. При строительстве Большого Кремлевского дворца в XIX веке церковь была включена в дворцовый комплекс наряду с Грановитой палатой, Теремным дворцом и другими строениями. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил в храме Рождества Пресвятой Богородицы молебен и освятил мемориальную доску в память о великой княгине Евдокии Дмитриевне, которая основала также Вознесенский женский монастырь в Кремле, разрушенный в 1929 году. В монастыре находилась усыпальница многих представительниц великокняжеского и царского рода. Мемориальная доска будет установлена на стене 14-го корпуса Кремля, построенного в 1932-1934 годах на месте снесенных Чудова и Вознесенского монастырей. Его Святейшеству сослужили: протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Вячеслав Шестаков, ризничий соборов Московского Кремля; протоиерей Андрей Милкин, руководитель службы протокола Святейшего Патриарха. На молебне присутствовали первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве архиепископ Истринский Арсений , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк , председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин , комендант Московского Кремля генерал-лейтенант С.Д. Хлебников, настоятель храма святой Евфросинии Московской протоиерей Алексий Ладыгин, настоятельницы ряда женских монастырей, представители духовенства Москвы, руководители, сотрудники и гости Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного.

http://patriarchia.ru/db/text/2625337.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИН († 25.03.1407), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий. Сведений о происхождении Е. и начальном периоде его биографии в источниках нет. Мнение А. А. Титова, что Е. мог быть греком, несостоятельно. Читающееся под 1390 г. в Лицевом летописном своде XVI в. сообщение о том, что был поставлен «на Суздале Евфросин епископ, гречин» (Древнего летописца часть вторая. СПб., 1775. С. 174), появилось в результате порчи текста. В непосредственном источнике Лицевого свода - Никоновской летописи - в этом месте сказано: «А на Суждаль Ефросин епископ, а на Рязань Еремей епископ, гречин» (ПСРЛ. Т. 11. С. 122). Е. был насельником нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря и учеником основателя обители свт. Дионисия (впосл. архиепископ Суздальский), к-рый в грамотах 1393 г. К-польского патриарха Антония IV называется по отношению к Е. καλϒηρος (РИБ. Т. 6. Прил. Стб. 277, 279, 287, 288). В данном контексте это слово может означать «духовный отец», «наставник». В 1386 г. Е. упоминается в летописях как «архимандрит Дионисиев», т. е. к этому времени он уже стал настоятелем нижегородского Печерского монастыря. Свт. Киприан утверждает на кафедрах рус. архиереев, в т.ч. архиеп. Евфросина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.352 об.) Свт. Киприан утверждает на кафедрах рус. архиереев, в т.ч. архиеп. Евфросина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.352 об.) В 1386 г., очевидно, после того как стало известно о смерти в Киеве Суздальского архиеп. св. Дионисия (15 окт. 1385), поставленного патриархом Нилом на общерус. митрополичью кафедру в 1383/84 г., Е. отправился в К-поль «на поставление своея епископьи Суздальскиа» (ПСРЛ. Т. 18. С. 136). Необходимость ехать для получения епископской хиротонии в столицу Византии определялась отсутствием в то время митрополита на Руси: оба претендента на митрополичью кафедру - свт. Киприан и Пимен - с 1385 г. находились в К-поле. По-видимому, Е. предполагал получить поставление непосредственно от патриарха или от Пимена. Поставление от свт. Киприана было для Е. тогда неприемлемым, поскольку Киприан незадолго до того являлся соперником свт. Дионисия, духовного наставника Е., в отношении возглавления Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/187858.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Поставление Митрофана во епископа Суздальского и Владимирского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 685 об.) Поставление Митрофана во епископа Суздальского и Владимирского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 685 об.) († до 1436), еп. Суздальский (1406 - до 1436). 9 сент. 1406 г. был поставлен во епископа Суздальского, хиротонию в ц. во имя Трех святителей в с. Голенищеве (подмосковной митрополичьей резиденции) возглавил митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан († 16 сент. 1406), в то время уже тяжело болевший; М. стал последним владыкой, хиротонисанным при этом первосвятителе. Новопоставленный епископ участвовал в погребении свт. Киприана в московском Успенском соборе. Следует отметить, что если предшественники М., свт. Дионисий (1374-1385) и Евфросин (ок. 1389 г.- нач. XV в.), имели титул архиепископов Суздальских, Нижегородских и Городецких, восходящий к пожалованию К-польского патриарха Нила в 1382 г., то М. был поставлен с титулом епископа Суздальского. Связано это было как с общим неприятием свт. Киприаном действий патриарха Нила в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIV в. (в частности, поставления им на Киевскую кафедру митр. Пимена ), так и с давним стремлением первосвятителя вернуть в состав Митрополичьей области города Н. Новгород и Городец (что, скорее всего, произошло в 1393 г. после разбирательства с участием уполномоченных К-польского патриарха Антония IV ). Евфросин в момент хиротонии М. был еще жив († 25 марта 1407), но оставил свою кафедру, вероятно, вынужденно. Начало епископства М. приходится на время правления в Суздале кн. Даниила Борисовича (1394-1408, впосл. вел. кн. Нижегородский). В результате московско-нижегородского конфликта в 1408/09 г. контроль над Суздалем установил вел. кн. Московский Василий I Димитриевич . В дальнейшем суздальский стол во время архиерейства М. занимали лояльные к Москве представители суздальского княжеского дома (см.: Горский А. А. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в кон. XIV - сер. XV в.//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 140-170). В кон. 10-20-х гг. XV в., «поговоря по духовному делу» с М., суздальские соправители князья Иван Борисович Тугой Лук и его сын Александр Иванович дали сохранившуюся в подлиннике жалованную грамоту на с. Переборовское на р. Нерли Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня мужскому монастырю ; к грамоте была привешена черновосковая печать М. (АСЭИ. Т. 2. С. 480. 436; датировка издателей грамоты - ок. 1424-1425 г.; см. также: Каштанов С. М. Исследования по истории княжеских канцелярий средневек. Руси. М., 2014. С. 179, 186).

http://pravenc.ru/text/2563426.html

Главную церковь Вознесения некоторые почитают первою, которую соорудила В. К. Евдокия в 1393 году. По существование монастыря в 1387 году, когда в нем погребен Симеон Яма, предполагает другую церковь до построение новой каменной и до вступления в него вдовствовавшей В. Княгини. Летопись сказывает, что в 1518 году разобрали в Кремле старую церковь Вознесения, 779 которая должна быть прежняя в монастыре, существовавшая до построения другой при Евдокии; ибо, по истечении пятидесяти лет, едва ли можно было назвать старою каменную церковь , отстроенную в 1467 году, и за чем говорить о старой церкви, когда не было новой. Если б действительно Великий Князь Василий Иоаннович заложил новую церковь в Вознесенском монастыре: то сия вероятно было бы замечено у летописцев, которые постоянно упоминают о построении новых и даже о возобновлении старых церквей. По соображении с обстоятельствами, едва ли справедливо, что в 1393 году В. К. Евдокия начала сооружение Вознесенской церкви в одно время с храмом во имя Рождества Богородицы на Царском дворе. 780 Степенная книга описывает нам избавление Москвы от Темир-Аксака в 1395 году, прежде нежели обнаружились подвиги самоотвержения Евдокии пред ее сыновьями. Посему вероятнее отнести можно строение церкви в монастыре к последнему году жизни храмоздательницы, 1407 г. Но Евфросинии не суждено было видеть окончание сего дома Божия, 781 который принял для хранения в недра свои ее тело, 1407 г. Июля 7. Начатое ею продолжала Великая Княгиня София Витовтовна, которая совершила церковь «по кольцо верха». Но как пожар повредил ее стены и своды, то она 60 лет стояла недостроенною. Когда ж супруга Великого Князя Василия Темного, Мария, по обету своему, в 1463 году предприняла разобрать и вновь соорудить этот храм: тогда некто Василий Ермолин придумал с мастерами каменщиками: «изгорелое каменье обломаша, и своды (подвигшиеся) разбиша, и оделаша около ее всея новым камением, да кирпичем новым зженым и своды сведоша и вся совершиша, яко всем дивитися необычному делу их». 782

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

9 июня, Свято-Духов день , но кто-то – труждается. Труженик со строительных лесов, сверху, в ответ на поздравления с праздником Святой Троицы и пожелания «Бог в помощь!» словоохотливо рассказывает, что реставрационные работы ведутся по благословению настоятеля псковского храма Александра Невского, к коему Ильинская церковь в Выбутах и приписана. Мне дозволяют протиснуться сквозь леса в приоткрытую дверь храма, где молодой парень шпаклюет белые опорные столбы. Храм не очень велик, но давно подмечено: внутри пространство такого храма оказывается гораздо большим… Храм не очень велик. Приземист и уютен, как все псковские церкви. Давно подмечено: внутри пространство такого храма оказывается гораздо большим, чем можно было ожидать, глядя на него снаружи. Выныриваю в боковой ход. На мгновение замираю, прислонясь спиной к стене, утекая глазами в синеву неба, белизну облаков, в невозможно распахнутую речную долину. Да, раздолье. Пространства и сердца. И духа? При Ольге этого храма, понятно, не было. Православия на Руси еще не было, вот в чем дело. Как сказал бы поэт, место зияло отсутствием. Теперь оно заполнено важным: церковью Илии Пророка. Каменной, двухпрестольной, одноглавой. Уверяют все-таки, что церковь эта возведена не позже XIII века. Ныне храм реконструирован в формах XV века. Рядом, по псковской традиции, стоит двухпролетная звонница, выстроенная на протяжении XVI–XVII веков. В писцовых книгах того периода местность называлась Выбутскими губами Завелицкой и Прудской засад Псковского уезда. «Засады», понимаете ли. На страницах псковских летописей Выбуты появляются в связи с походом новгородцев на Псков в 1393 году и их поражением здесь. Выбуты были для Пскова стратегически важным пунктом. Через выбутские пороги – а здесь с тех времен и поныне мелководье – проходила одна из дорог, позволявших подойти к городу. В случае военной опасности с запада псковское войско всегда стремилось «затворить» броды, как это случилось в 1407 и 1480 годах. В 1503 же году, как сообщает летопись, стычка у бродов не предотвратила прорыва ливонского войска к стенам Окольного города.

http://pravoslavie.ru/72465.html

св. Симеона в Москве. Между 1403 и 1417 гг. (видимо, до 1409) Г. Д. получил от Василия I Вятку (в походах 1433 и 1434 вятчане составляли большую часть его войска). В соответствии с завещанием св. Димитрия Донского удел Василия I (в т. ч. территория вел. княжения) в случае его смерти должен был перейти следующему по старшинству брату, т. е. Г. Д. Однако завещание было составлено в то время, когда ни у Василия Димитриевича, ни у Г. Д. не было наследников. Рождение у Василия I сыновей (первенец Георгий, родившийся в 1393, умер в 5 лет, в 1397 род. Иоанн) повлекло за собой нарушение вел. князем этой нормы завещания, что, по-видимому, вызвало протест Г. Д. О конфликте между Василием I и братом свидетельствует тот факт, что Г. Д. не указан в качестве гаранта ни в одном из завещательных распоряжений Василия I о передаче вел. княжения сыновьям. В 1-м завещании (кон. 1406 - 1-я пол. 1407), где вел. князем после смерти Василия I провозглашается его сын Иоанн, гарантами названы кн. Владимир Андреевич и младшие братья Димитриевичи - Андрей и Петр. Углубление конфликта с Г. Д., по-видимому, вынудило Василия I в его последующих завещаниях в пользу Василия II Васильевича (составлены летом 1417, после кончины Иоанна Васильевича, и в марте 1423) назвать в качестве главного гаранта литов. вел. кн. Витовта. Это же обстоятельство стало причиной и политических уступок Василия I Витовту. Смерть Василия I (27 февр. 1425) перевела противостояние в открытый конфликт. Сразу же после кончины вел. князя митр. Фотий послал в Звенигород известие об этом и позвал Г. Д. в Москву. Однако последний отправился в Галич и, предложив Москве перемирие до 29 июня, начал рассылать грамоты вассалам с призывом на службу. В столице эту мобилизационную меру в «перемирные месяцы» сочли началом военных действий, в ответ войска Василия II и всех его дядей направились к Костроме. До сражения дело не дошло, к кон. весны Г. Д. вернулся в Галич, московские отряды - в Москву. Для улаживания конфликта в Галич отправился митр.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Новгорода и Городца разгорелся вновь. В 1392 г. вел. кн. Московский Василий I Димитриевич получил в Орде от хана Тохтамыша ярлык на нижегородское княжение и присоединил Н. Новгород к своим владениям. В это же время митр. Киприан отправил к патриарху посла Димитрия Афинянина с жалобой, в к-рой утверждал, что Н. Новгород и Городец были в свое время переданы митр. св. Алексием Суздальскому архиеп. Дионисию как митрополичьему экзарху, но после смерти свт. Алексия архиеп. Дионисий удержал их в своей епархии, воспользовавшись отсутствием на Руси митрополита, и получил на эти города патриаршую грамоту, подобным же образом поступил и Е. Теперь Киприан просил патриарха вернуть названные города в состав Митрополичьей области . Осенью 1393 г. патриарх Антоний отправил на Русь Вифлеемского архиеп. Михаила и придворного чиновника Алексея Аарона с инструкциями о порядке разбирательства по жалобе митр. Киприана. Чем окончилось это разбирательство, дошедшие до нас источники не сообщают, в историографии утвердилось мнение, что претензии митр. Киприана были удовлетворены. Впосл. отношения между Е. и свт. Киприаном нормализовались. В летописях под 19 марта 1396 г. Е. назван 1-м среди архиереев, совершивших хиротонию свт. Григория во епископа Ростовского, к-рую возглавил митрополит (ПСРЛ. Т. 25. С. 226; Т. 8. С. 69; Т. 24. С. 165). В поездке митр. Киприана в Вел. Новгород в февр. 1397 г. его сопровождал «архимандрит Нижняго Новагорода». Судя по сообщению Никоновской летописи, в июле 1401 г. Е. принимал участие в созванном митр. Киприаном в Москве Соборе, по итогам к-рого «отписались» от своих епископий Новгородский архиеп. Иоанн II и Луцкий еп. Савва (ПСРЛ. Т. 11. С. 185). (Архиеп. Иоанн был арестован сразу после приезда в Москву в 1401, вернулся на свою кафедру в 1407. В соответствии с летописью, на Соборе присутствовали «…Нафанаил, епископ Суздальский, Ефросин, епископ Рязанский…». Однако Нафанаил занимал Суздальскую кафедру в 1347-1351, а Рязанским епископом в 1401 был Феогност, поэтому данный фрагмент требует исправления в том смысле, что на Соборе был «…епископ Суздальский Ефросин…».) При Е.

http://pravenc.ru/text/187858.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010