По ясному свидетельству той же записи, празднование преподобным было установлено местное в теснейшем смысле слова, имевшее совершаться только в Ферапонтовом монастыре. 1387 3 . Петр, царевич Ордынский, знатный выходец из —199— Орды, крещенный в Ростове и живший здесь во второй половине XIII века. В святцах одного Волоколамского сборника XVII века под числами месяца Августа на нижнем поле страницы сделана киноварная приписка: «В лето 7061 почали праздновати Петру 29» 1388 (в подлиннике цифры по-славянски, буквами). В этой приписке необходимо разуметь нашего царевича Петра, потому что совсем нет другого Петра, которого бы еще можно было разуметь, и на то обстоятельство, что приписка сделана под числами месяца Августа, а не Июня, в котором празднуется царевичу (29-го числа), должно смотреть как на ошибку писца. 1389 4 . Аврамий Чухломский или Городецкий (Галичский), основатель четырех монастырей в Костромской губернии, – трех закрытых: Галичского Заозерного, Великой пустыни и Верхней пустыни, и четвертого, Покровского Городецкого или Чухломского, который существует до сих пор и находится па берегу Чухломского озера, насупротив города Чухломы, скончавшийся в последнем монастыре 20-го Июля 1375-го года. В сейчас помянутом Волоколамском сборнике под 20-м числом Июля месяца читается неоконченная запись: «7061 почали праздновати» 1390 без обозначения имени святого, которому начали праздновать. Так как 20-го Июля из Русских святых праздновалось и празднуется одному Аврамию Чухломскому: то его со всею вероятностно и должно разуметь. Правда, мы знаем об установлении празднования Аврамию в 1621-м году, о чем ниже; но это нисколько не исключает возможности установления празднования ему и в 1558-м году, ибо мы знаем не один пример двукратного установления празднования. 1391 —200— 5 . Савва Крыпецкий, основатель Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, который находится в 22-х верстах от Пскова, скончавшийся 28-го Августа 1495-го года. Установлено празднование в 1554-м году, вслед за открытием мощей, от которых начали совершаться чудеса. 1392 6 и 7. Григорий и Кассиан Авнежские, основатели упраздненного Троицкого Авнежского монастыря, который находился в 60-ти верстах к востоку от Вологды, скончавшиеся насильственною смертью 15-го Июня 1392-го года. Празднование им установлено в 1560-м году в следствие чудес, совершавшихся у их гробов, для поверки сведений о которых присылаемы были митрополитом в их монастырь нарочитые следователи. 1393

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прежде все избегали осужденного разбойничьим собором из боязни пред диоскоровым могуществом, – теперь он сам устраняется от них. Подводя итог сказанному, мы получаем следующие результаты: a) 146 письмо было отправ­лено Феодоритом из при-Киррскаго монастыря в свой епархиальный город, почему и адресат и архидиакон – члены Киррской церкви; может быть, последний, не имея ничего общего с Аэцием, – одно лицо с клириком, упоминаемым в Феодоритовом послании раннейшего периода (epist. 14 ар. Σακκελων., σελ. 12); b) время происхождения этого трак­тата падает на конец 450 или начало 451 года. 1016 Что архидиаконы имели большой вес в церковном клире, – это факт истории как древней восточной церкви, так и православной русской. Для первой мы укажем на случай с Ивой, которому «воспротивился архидиакон», когда тот хотел рукоположить во епископа некоего Авраамия (Mansi, VII, 224. А. Деян., IV, стр. 209). Мы знаем еще, что один из обвинителей Эдесского пастыря, Мара, был отлучен архидиаконом (Mansi, VII, 232. С. Деян., IV, стр. 216). И сам Феодорит называет производившего в Кирре соблазн клирика «стоящим во главе церковного чина» ( τς κκλησιαστικς προστατεων τξεως). Epist. 146: Μ. 83, col. 1392. В. 1018 Epist. Theodoreti 146: Μ. 83, col. 1389. 1392 (р. 1258. 1259). 1396 (р. 1262). 1397 (р. 1365). 1400 (р. 1266. 1167). 1401 (р. 1268). 1404 (р. 1269. 1270). 1405. 1408 (р. 1273). 1019 Разбирая заявление архидиакона, что христов много, а Сын один, Феодорит замечает, что тот сделал это больше по неразумию, по неведению ( ξ γνο ας). Epist. 146: Μ. 83, col. 1397. В. 1021 Так называет Диоскора папа Лев в письме к Феодориту (Epist. S. Leonis 120(152), cap. 2: Migne, lat. ser. t. 54, col. 1049. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1320. A). 1022 См. житие Маркелла у Метафраста (Migne, gr. ser. t. 116, col. 708. Ä Μαρκλλος κ π λεως ρμ το Απαμεων). 1027 Известие об этом находится в «рассказах Диоскора о Халкидонском соборе», обнародованных Э. Ревинью, – французским ученым, издавшим ранее подложные Никейские акты. См. об этом в статье проф. В. В. Болотова : «Из церковной истории Египта» в Христианском Чтении (1884 г., т. 2, стр. 581–725. 1885 г., т. 1, стр. 9–94). 1028 Христианское Чтение, 1884 г., т. 2, стр. 597. Об источниках приписываемых Феодориту выражений и их действительном значении см. в Христианском Чтении, 1885 г., т. 1, стр. 61–68. 1029 Mansi, VI: 1009. A. 1048. А. 1099. B. VII: 104. В. VI: 149. В. 156. В. Деян., III, стр.: 573. 602. 667–668. VI, стр.: 99. 400. S. Leonis epist. 120(152), cap. 3: Mansi, VI, 247. С. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1051. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1320. C-D. Обстоятель­ное исследование об этом происшествии см. у проф. В. В. Болотова (Христианское Чтение, 1885 г., т. 1, стр. 23–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Преп. Сергий пережил вел. князя Дмитрия Донского, который умер, им же напутствуемый, в возрасте сорока лет, в 1389 г. Преподобный был уже в весьма преклонном возрасте, когда он, в 1392 г., получил откровение, что умрет через шесть месяцев. Он немедленно созвал братию, назначил вместо себя игуменом своего ученика Никона, а сам стал проводить остаток своих дней в полном безмолвии. В начале сентября 1392 г. проявилась болезнь, продолжившаяся до 25-го числа. В этот день, в последний раз обратившись к братии с увещанием об обязанностях подлинного инока, Преп. Сергий почил в Боге, после 55 лет монашеской жизни. Ему было 78 лет. По всей вероятности, в Троицкой лавре его стали почитать, как святого, уже очень скоро после его кончины. Действительно, уже с 1449–1450 г. его имя стоит в общем списке русских святых, в то время еще очень коротком. В 1463 г. в Новгороде была воздвигнута первая церковь во имя Преп. Сергия. Культ его, как и Преп. Феодосия, был в дальнейшем признан и Римскою Церковью. Тело Преподобного, тридцать лет пролежав в земле, осталось нетленным вместе с одеждой, пока его мощи не были вскрыты и торжественно переложены в раку 5 июля 1422 г., где и оставались в течение более, чем пяти столетий, являясь предметом поклонения для множества людей, стекавшихся сюда со всех концов России так же, как при жизни Преподобного. Большевистская революция разрушила этот вековой уклад. В 1919 г. Троицкая лавра была закрыта и мощи Преп. Сергия были отвезены в Москву и переданы в музей, где оставались до конца последней войны, когда некоторое успокоение, наступившее в религиозном вопросе, позволило вновь открыть монастырь и вернуть ему почитаемые реликвии его святого основателя. Ныне опять, как прежде, человеческие толпы теснятся вокруг раки великого русского святого. Опять его мощи служат источником, из которого верующие утоляют свою молитвенную жажду. Церковь , в которой они находятся, не пустеет никогда. «Целые дни здесь возносятся молитвы, стоят у мощей святого коленопреклоненные люди. Вот пришла женщина в лапотках, с котомкой за плечами. Видно, издалека пришла. Вот мужчина в мягкой шляпе с седыми усами. Девушка в нарядном зеленом платье пришла сюда причаститься... И растет снова слава Преподобного Сергия Радонежского» («Журнал Московской Патриархии», 1946, 7, стр. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сергий, + ок. 300, святой мученик, занимал высокую должность в войске императора Максимиана, как и святой Вакх, тайно исповедал христианскую веру. На основании доноса Сергий и Вакх были заключены под стражу. Максимиан отослал святых к правителю восточной части Сирии Антиоху, отличавшемуся жестоким отношениям к христианам. Антиох приказал бить святого Вакха бичами без милосердия, и мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги, набитые гвоздями и отвели в другой город, где усекли мечом 104 Сид Кампеадор, 1045–1099, национальный герой Испании, участник Реконкисты. Настоящее имя Родриго Диас де Бивар, розвище «Кампеадор» означало «Боец», а «Сидом» (господином) его прозвали арабы 178 Сильвестр, + 1566, протопоп Благовещенского собора, один из авторов редакции «Домостроя» 153 Симон (в православном крещении – Семен) Лугвен Ольгердович, 1355–1431, Мстиславский (с 1392 г. и до конца жизни) и новгородский (в 1389–1392 и 1404–1412 гг.) князь, четвертый сын великого князя Литовского Ольгерда. Прослыл удачливым полководцем: в 1404 г. присоединил к Великому Княжеству Литовскому Смоленск, затем Воротынск, отличился с новгородскими полками в знаменитой Грюнвальдской битве. Основал близ Мстиславля (1407 г.) Онуфриевский монастырь 163 Солженицын Александр Исаевич, 1918–2008, русский писатель-историк, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970 г.). Был репрессирован, отбывал заключение с 1945 по 1953 г. в лагерях и тюрьмах НКВД–МВД, что впоследствии отразил в своих произведениях («В круге первом», «Республика Труда» и др.). Был реабилитирован в 1957 г. Однако после выхода за рубежом его романа «Архипелаг ГУЛАГ» в 1974 г. был арестован, затем выслан из СССР. Вернулся в Россию в 1994 г. 177 Солон, ок. 640 – ок. 560 до н.э., афинский государственный деятель, законодатель, поэт. Греки причисляли его к семи мудрецам. Происходил из аристократов, считался потомком последнего царя Афин Кодра. В 594 г. до н. э. был избран архонтом и провел ряд важнейших реформ. Главной из них была «сейсахфейа» – отмена долгов и рабства за долги. Отныне афинский гражданин не мог стать рабом из-за невозвращенного долга, проданные ранее за долги на чужбину афиняне были возвращены домой. Солон ввел также деление граждан на четыре имущественные группы (по размерам годового дохода). Граждане всех четырех групп обладали правом участия в народном собрании (экклесии) и в суде (гелиэйе). В учрежденный Солоном Совет 400 (предварительно обсуждавший все предложения и законопроекты для экклесии) выбирались представители трех первых групп, на высшие должности – только первой 24

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

102 . Императорское послание, отправленное …к святейшему собору, об отмене всего сделанного отцами собора прежде, так как должно произойти новое рассуждение о вере. С. 345–346. Sacra ad Synodum per Palladium magistrianum (CPG 8696t)//ACO I, 1, 3, 9–10 83). Mansi IV, 1377–1380. 5000/1. 103 . Донесение Иоанна, архиеп. Антиохийского, и бывших с ним императору, посланное с сановником Палладием. С. 346–348. Synodi Orientalium Epistula ad Theodosium et Valentinianum imp. aug. (CPG 6324t; ср. CPG 8698)//PG 83, 1457–1464. ACO I, 1, 5, 125–127 154). Mansi IV, 1380–1384. 5000/1. БУ ТСО 1263 73 . 104 . Послание тех же к префекту и магистру. С. 348. Synodi Orientalium Epistula ad praefectum praetorio et magistrum militiae (CPG 6337t; ср. CPG 8707)//PG 83, 1456–1457. ACO I, 1, 5, 132–133 161). Mansi IV, 1384–1385. 5000/1. БУ ТСО 1263 74 . 105 . Послание тех же к надзирателю и адвокату. С. 348–349. Synodi Orientalium Epistula ad praepositum et Scholasticium 75 eunuchum (CPG 6338t; ср. CPG 8708)//PG 83, 1457. ACO I, 1, 5, 133 162). Mansi IV, 1385. 5000/1. БУ ТСО 1263 76 . 106 . Донесение восточного (Иоаннова) собора победоносному императору, снова объявляющее об отлучении Кирилла и Мемнона. С. 349–351. Synodi Orientalium Epistula ad Theodosium et Valentinianum imp. aug. (CPG 6325t; ср. CPG 8704)//PG 83, 1452–1453. ACO I, 1, 5, 129–131 158). Mansi IV, 1385–1389. 5000/1. БУ ТСО 1263 77 . 107 . Донесение восточных благочестивейшему императору, врученное ими, вместе с предыдущим донесением, знатнейшему комиту Иринею. С. 351. Synodi Orientalium Epistula ad Theodosium et Valentinianum imp. aug. (CPG 6326t; ср. CPG 8705)//PG 83, 1453–1456. ACO I, 1, 5, 131 159). Mansi IV, 1389. 5000/1. БУ ТСО 1263 78 . 108 . Послание комита Иринея к восточным обо всем, что он сделал по прибытии в Константинополь и по доставлении их донесений. С. 351–353. Irenaei comitis Epistula ad episcopos Orientales (CPG 6471t; ср. CPG 8722)//PG 84, 613–616 (только лат. пер.). ACO I, 1, 5, 135–136 164). Mansi IV, 1392–1393. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

2 . г. воскресный день падает на 1389 г.). Землю под строительство дали местные «христолюбци» Илья и Исидор, по прозвищу Выпряг. Преподобный предсказал смерть великого князя Дмитрия (19 мая 1389 г.), сам же преставился 11 февраля 1392 г. Сходная судьба оказалась и у Стефана Махрищского. По сбивчивому рассказу его жития (составленному во второй половине XVI в.), Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, пришел в Северо-Восточную Русь при великом князе Иване Ивановиче и митрополите Феогносте (?), получил разрешение поставить монастырь (во имя Св. Троицы) на Махрище, в пределах Переяславского княжества. Но выше мы видели, что Стефан реально жил в середине 60-х годов XIV в. и был одним из «собеседников» Сергия Радонежского. Вражда соседей-вотчинников Юрковских вынуждает Стефана уйти вместе со своим учеником Григорием в северные леса, где он основывает Ав- нежский Троицкий монастырь (в 60 верстах к северо-востоку от Вологды, близ реки Сухоны). По призыву великого князя Дмитрия Стефан возвращается на Махрище, оставив в созданной обители игуменом Григория, а келарем Кассиана. По одной редакции жития, Григорий и Кассиан Авнежские были впоследствии убиты «безбожными татарами», а по другой (более ранней) – местными крестьянами 243 . Сам Стефан скончался 14 июля 1406 г. Учеником Сергия Радонежского был Сергий Нуромский, пришедший в Троицкий монастырь с Афона. Желая пустынного уединения, Сергий Нуромский отправляется в Вологодские края, где основывает Спасо-Преображенский монастырь на реке Нурме, притоке Обноры. Житие святого составлено в конце XVI в 244 Умер Сергий Нуромский 7 октября 1412 г. Предание называет учеником Сергия Радонежского также Сильвестра Обнорского, основателя Воскресенского монастыря на Реке Обноре. Глухие записи о преподобном сохранились от второй половины XVII в 245 Считается, что Сильвестр скончался 25 апреля 3 . г 46 К ученикам Сергия Радонежского причисляют знаменитого Павла Обнорского, проведшего в Троице-Сергиевом монастыре 15 лет. По его житию, изучение которого еще далеко от завершения 246 , Павел, стремившийся к молчанию и уединению, отпросился уйти в пустынные места. После долгих странствий он остановился в Комельском лесу, на реке Грязовице, где прожил еще три года в дупле липового дерева. Оттуда перешел на берег реки Нурмы, в четырех верстах от Спасо-Нуромского монастыря. Здесь его нашел Сергий Нуромский в ситуации, весьма впечатляющей: Павел кормил птиц, сидящих у него на голове и плечах, а по соседству мирно сидели медведь, лисицы, зайцы и другие звери, ожидая своей пищи. В 1414 г. Павел, по благословению митрополита Фотия, основал в долине Нурмы Троицкий монастырь по общежительному уставу. Преподобный преставился 10 января 1429 г. в возрасте 112 лет. 247

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Комментарий на Пс 37, сохранившийся в катене на 50 псалмов, составленной патриархом Аквилеи Даниилом Барбаро († 1570) ( Devreesse. 1924. P. 512-521). 3) Комментарий на Пс 77-99 издан в PG. 55. Col. 711-784 под именем свт. Иоанна Златоуста (воспроизведение издания Б. Монфокона по ркп. Bodl. Roe 13). 4) Комментарий на Пс 100, 102 издан по ркп. Bodl. Roe 13 ( Mennes. 1971. P. 370-388). 5) Фрагменты из катен (PG. 93. Col. 1180-1340= Corderius. 1643-1646; список фрагментов см.: Devreesse. 1970. P. 250-261). Некоторые фрагменты являются извлечениями из частично сохранившихся комментариев И. И. на Деяния св. апостолов (PG. 93. Col. 1388-1389) и соборные послания (PG. 93. Col. 1389-1392). Существует арм. перевод схолий И. И. на соборные послания, из которых схолия на Иуд 6 (идентична схолии на 2 Петр 2. 5) заимствована из «Большого комментария» на Псалтирь (Пс 60. 8) ( Чракян. 1913. Прил. 2. С. 291-292; La chaîne arménienne. 1996. P. 146-147). Существует неизданный грузинский перевод прп. Ефрема Мцире обширной катены на псалмы, включающей в себя схолии И. И. (наиболее древние рукописи: Тбилиси НЦГР. Q 37. Л. 1-316, 1091 г. и Кут. 29. Л. 1-365, XIII-XIV в.; Габидзашвили. 2009. С. 312). Схолии И. И. на сир. языке находятся на полях 2 рукописей: Lond. Brit. Lib. Add. 14434. Fol. 17, 19, 20, 23, 33, 34, 41, 93, 95, 96, 97, 100, 106, 113, 114, 118, VIII в.; 17109 (873). Fol. 19, содержащих перевод Псалтири Павла Телльского . Еще один отрывок из комментария И. И. на псалмы содержится в ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 17214. Fol. 72-77, VII в. ( Wright W. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum, acquired since the year 1838. L., 1870. Vol. 1. P. 35, 36, 121; 1871. Vol. 2. P. 916, 1002). Вопрос о том, к какому именно греч. комментарию восходят груз. и сир. тексты, требует дополнительного исследования. III. «Схолии к Книге пророка Исаии» (Interpretatio Isaiae; CPG, N 6559; Faulhaber. 1900), собрание кратких экзегетических схолий, аллегорически и типологически объясняющих некоторые стихи Книги пророка Исаии по тексту Септуагинты в редакции Гекзапл Оригена. В ркп. Vat. gr. 347. Fol. 65v - 143v, XI в., к-рая содержит тексты больших и малых пророков, схолии помещены на полях.

http://pravenc.ru/text/674956.html

Димитрий был уже на Севере и предсказал смерть Дмитрия Донского), или в 1385 г., когда в крещении участвовал близкий к Димитрию Сергий Радонежский (уместно напомнить слова Жития о том, что великий князь почитал Димитрия, «яко же другаго в Руси столпа, великаго Сергиа» ). Затем Димитрий, избегая «славы человеческой», удаляется в «северные страны, иже близ студенаго моря–окияна», и на берегу реки Великой (притока Лежи) ставит церковь Воскресения. Завистник подстрекает «люди неблагодарныа» от близлежащей «веси», которые воздвигают «ропот» на «святопомазанную его главу». Димитрий вынужден уйти дальше на север и при луке (изгибе) реки Вологды основывает «общий» монастырь в честь праздника Всемилостивого Спаса (отмечается 1 августа; кстати, ближайший после 1378 г. воскресныи день на 1 августа приходится в 1389 г.). Землю под строительство дали местные «христолюбци» Илья и Исидор, по прозвищу Выпряг. Преподобный предсказал смерть великого князя Дмитрия (19 мая 1389 г.), сам же преставился 11 февраля 1392 г. Сходная судьба оказалась и у Стефана Махрищского. По сбивчивому рассказу его жития (составленному во второй половине XVI в.), Стефан был постриженником Киево–Печерского монастыря, пришел в Северо–Восточную Русь при великом князе Иване Ивановиче и митрополите Феогносте (? — когда Иван Иванович стал великим князем, митрополит Феогност уже умер), получил разрешение поставить монастырь (во имя Святой Троицы) на Махрище, в пределах Переяславского княжества. Но выше мы видели, что Стефан реально жил в седине 60–х годов XIV в. и был одним из «собеседников» Сергия Радонежского. Вражда соседей–вотчинников Юрковских вынуждает Стефана уйти вместе со своим учеником Григорием в северные леса, где он основывает Авнежский Троицкий монастырь (в 60 верстах к северовостоку от Вологды, близ реки Сухоны). По призыву великого князя Дмитрия Стефан возвращается на Махрище, оставив в созданной обители игуменом Григория, а келарем Кассиана. По одной редакции жития, Григорий и Кассиан Авнежские были впоследствии убиты «безбожными татарами», а по другой (более первичной) — местными крестьянами  .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Дмитрия Солунского, а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Дмитрия Ивановича всея Русии. Есть его такие же и восковые печати между 1362 и 1389 годами. 7) Печать серебряная позолоченная великого князя Василия Дмитриевича между 1392 м 1417 годами, круглая, величиною такая же, c изображением на одной стороне Св. Василия Великого , а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Василиева Дмитриевича Всея Русии. Есть его такие же и восковые печати между 1389 и 1410 годами. 8) Того же Князя другая печать восковая около 1425 гада, круглая, односторонняя, величиною такая же, с изображением Сидящего на коне воина с обнаженным в правой руке мечом и с надписью вокруг его, которой, однакож разобрать не можно. 9) Печать черная восковая великого князя Василия Васильевича около 1462 года, в ширину продолговатая, с изображением на одной стороне льва, раздирающего змея, а на другой подпись, коей разобрать не можно. 10) Печать воска желтого величиною в грошесик великого князя Тверского Михаила Борисовича около 1462 года, c изображением на одной только стороне Св. Георгия на коне и под ним змея, с надписью: печать Великаго Князя Михаила Борисовича. 11) Печать желтого же воска и такой же величины, восьмиугольная, великого князя Ивана Васильевича около 1462 и 1481 года, с изображением на одной стороне человека, стоящего с мечом в руке против Ангела, держащего в руке кольцо, и вкруг их надпись: печать Великаго Князя Ивана Васильевича, а на другой стороне изображен лев на задних ногах сидящий и в передних лапах держащий змею, c тою же надписью. 12) Печать такого же воску и величины, круглая, односторонняя, великого князя Ивана Васильевича 1473 года, с изображением двух полунагих человек, c покрытыми головами и c копьями в руках, а над ними надпись: печать Вел. Князя Ивана Васильевича. 13) Печать воску черного такой же величины, круглая, односторонняя, того же великого князя, около 1482 года, c изображением двух всадников, с надписью : печать Великаго Князя Ивана Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010