Наконец в 1 стихе говорится, что „Он возвестит народам суд“. Не осуждение, а милосердное правосудие с возможностью каждому спастись, приносит Господь человечеству 1389 . Стихи 2 и 3 Исаии ( Мф. 12:17–20 ) предначертывают пророчески образ кроткого и смиренного Богочеловека, творящего волю Отца в тишине и спокойствии правды и смирения. Этот священный образ глубоко начертан в душе каждого из нас 1390 . Это Он глаголал: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко“. ( Мф. 11:28–30 ). Не с царскою властию появился на земле Еммануил, и создал великое царство, пересоздав любовию внутреннего человека, ибо глаголал Он: „царствие Божие внутри вас есть“. ( Лк. 17:21 ). Под образами трости надломленной и льна курящагося 1391 многие комментаторы разумеют грешные души, которые могли быть спасены лишь любовью Господа нашего 1392 , обещавшего спасение и прощение всем „призывающим священное имя Его“. ( Деян. 2:21,38 и Иоил. 2:28–32 и Рим. 10:13 ). Не законом, a любовью и благодатью совершено спасение человечества 1393 . Грядет время и суда и воздаяния: но в этом и любовь и милосердие Божие, что „Отец всякий суд отдал Сыну“ ( Ин. 5:22–27 ) 1394 . Заметим, что указание на это есть и в ветхозаветных книгах, как напр. в псалме 44-м, о чем мы говорили в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 228–229. Стих 4-й говорит о Мессии, что Он не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда“. Вся жизнь и страдание Господа нашего Иисуса Христа есть исполнение этого пророчества. Отходя из мира, в ночь перед страданием, Господь Иисус Христос молился ко Отцу: „Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить“. ( Ин. 17:4 ). Мы хотим указать еще на другое объяснение, даваемое комментаторами 1395 , основывающими его на тексте перевода LXX, который так передается нашим Славянским текстом: „ст. 4. „Воссияет и не потухнет, дóндеже положит на земле суд“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Новгородская IV и Софийская I летописи (восходящие, напомним, к общему протографу – так называемому Новгородско-Софийскому своду) дают под 6900 г., после описания происшедшего в мае-июне (т.е. там, где в HIЛ помещено второе сообщение о поездке Василия в Орду), следующее известие: «Ходил князь великии Василеи Дмитриевичь в орду к царю Тахтамышю, и вышед из орды на великое княжение, и ходи под Нижнии Новъгородъ ратью и взя град за себе, а князей и княгинь пойма в таль, а князь Семионъ Дмитриевичь оубежа в орду» 694 . Очевидно, что оно восходит к тому же источнику, что и первое известие в HIЛ. Кроме того, Новгородская IV летопись в начале статьи 6900 г. содержит сообщение о поездке Василия, дословно совпадающее с HIЛ: «Того же лета, вышед из орды, князь Василеи Дмитриевичь взя Нижнии Новгород и пойма князи и княгинь в таль, а князь Семион бежа в орду» 695 . В Софийской I его нет и, следовательно, Новгородско-Софийский свод содержал под 6900 г. одно известие о поездке Василия в Орду и взятии Нижнего Новгорода, восходящее, как и первое известие HIЛ, к новгородскому своду начала XV в. Под 6901 г. в Новгородской IV и Софийской I летописях читается другое известие о поездке Василия, причем она подается именно как вторая поездка: «Ходи в другеи ряд князь Василеи в орду к царю, и он ему дал Новгородчкое княжение Нижняго Новагорода, Муром, Мещеру, Торусоу» 696 . Сразу же после этого говорится: «а Бектут царевичь взял ратью Вятку. И князь Борись преставися Костянтиновичь» 697 . Однако Троицкая летопись относит поход Бектута к 6899 г., а смерть Бориса – к 6 мая 6902 698 ; последнее подтверждается тем фактом, что еще 8 декабря 6901 г. Борис выдал жалованную грамоту на земли в Посурье 699 . Похоже, что в Новгородской IV – Софийской I летописях под 6901 г. дан комплекс известий о «средневолжско-вятских» событиях, происшедших в разное время. В таком случае сообщение о пожаловании Василию Нижнего Новгорода и иных земель является еще одним вариантом известия о получении великим князем ярлыка на Нижегородское княжение, имевшем место в 1392 г.; составитель протографа Новгородской IV – Софийской I летописей принял его за известие о другой поездке Василия (возможно, потому, что в его общем с HIЛ младшего извода источнике говорилось о двух поездках).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАНН (Таричисдзе) (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ [Иоанн Хильталинген] († 1392), средневек. богослов и проповедник, генерал ордена августинцев-еремитов (1379-1389), епископ г. Ломбес (c 1389) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122392_4.html

Когда открылось местопребывание прп. Димитрия, братия его Переяславского монастыря стали переходить к нему, а вел. князь стал благотворить новой обители. Однажды, занимаясь с братией ручным трудом, преподобный сказал: «Мы, братия, строим земные тленные вещи, а вел. князь Димитрий Иоаннович уже от сего дня не печется о суетном сем житии». С того же дня он стал его поминать преставившимся. Оказалось, что в этот день и час вел. князь Димитрий скончался (1389). Для себя преподобный приказал устроить пристройку близ храма для уединенной молитвы, чтобы молиться там незримо для присутствующих. Он был великим нищелюбцем: кормил и одевал нищих, принимал странных, утешал печальных, исцелял больных, посещал суды, чтобы побуждать судий к милосердию. Одетый зимой и летом в одну и ту же грубую одежду, он обходил монастырские земли в заботе о братии; о трапезе ее всегда заботился, сам же питался просфорой с водой. Обитель его была расположена на перепутье от столицы к морю и к Перми и всегда посещалась множеством странных, и он о всех них заботился. Раз принес ему один человек припасы, но он повелел ему все отнести домой и сначала накормить рабов и сирот, чтобы они не страдали от голода, и лишь с трудом и слезами умолил его этот человек взять излишек для братии. Брат прп. Димитрия разорился; тогда преподобный два раза благословлял его идти торговать к язычникам на дальний Север. Брат его разбогател и хотел идти в третий раз, но на этот раз преподобный не благословил его идти туда. Брат не послушался, пошел и был убит язычниками. Перед кончиной преподобный поставил вместо себя игуменом Пахомия, а сам затворился. Дивное благоухание фимиама возвестило братии о преставлении его. Братия вошли в его келью и нашли его скончавшимся, как бы спящим. Вся же келья была полна благоухания. Это было 11 февраля 1392 г. Погребли его в монастырской церкви. По кончине его постиг Вологду мор, и много больных исцелилось при гробе его. Потом напали на город и обитель вятичи, и один из них начал рвать ризы со святых икон, но когда коснулся пелены на гробе преподобного, то тут же упал мертвым. Тогда вятичи отпустили пленных, а сами в страхе бежали. Когда князь Димитрий Шемяка осадил Вологду, одна монахиня видела прп. Димитрия со светлыми мужами, обходившего город, укрепляя стены его древесами. На другой же день враги были отбиты и ушли в Галич, где их и разбили. Через некоторое время разоренная обитель вся погорела, только рака преподобного осталась невредимой. Средств для восстановления ее взять было неоткуда. Но один больной инок в жару видел прп. Димитрия, носящего в обитель целые деревья, и слышал голос: «Посмотрите, сам преподобный Димитрий носит в обитель целые деревья». С тех пор строение пошло успешно.

http://sedmitza.ru/lib/text/436925/

Когда открылось местопребывание Димитрия, братия его Переяславского монастыря стали переходить к нему, а великий князь стал благотворить новой обители. Однажды, занимаясь с братией ручным трудом, святой сказал: «Мы, братия, строим земные тленные вещи, а великий князь Димитрий Иоаннович уже от сего дня не печется о суетном сем житии». С того же дня он стал его поминать преставившимся. Оказалось, что в этот день и час князь Димитрий скончался (1389). Для себя Преподобный приказал устроить пристройку близ храма для уединенной молитвы, чтобы молиться там незримо для присутствующих. Он был великим нищелюбцем: кормил и одевал нищих, принимал странных, утешал печальных, исцелял больных, посещал суды, чтобы побуждать судий к милосердию. Одетый зимой и летом в одну и ту же грубую одежду, он обходил монастырские земли в заботе о братии, о ее трапезе, в то время как сам питался просфорой с водой. Обитель его была расположена на перепутье от столицы к морю и к Перми и всегда посещалась множеством странных, и он заботился о всех. Раз принес ему один человек припасы, но он повелел ему все отнести домой и сначала накормить рабов и сирот, чтобы они не страдали от голода, и лишь с трудом и слезами этот человек умолил его взять излишек для братии. Однажды брат прп. Димитрия разорился; тогда Преподобный два раза благословлял его идти торговать к язычникам на дальний Север. Брат его разбогател и хотел идти в третий раз, но св. Димитрий уже не благословил его идти туда. Брат не послушался, пошел и был убит язычниками. Перед кончиной Преподобный поставил вместо себя игуменом Пахомия, а сам затворился. Дивное благоухание фимиама возвестило братии о преставлении его. Братия вошли в его келью и нашли его скончавшимся, но как бы спящим. Вся же келья была полна благоухания. Это было 11 февраля 1392 г. Погребли его в монастырской церкви. По его кончине постиг Вологду мор, и много больных исцелилось при гробе его. Потом напали на город и обитель вятичи, и один из них начал рвать ризы со святых икон, но когда коснулся пелены на гробе Преподобного, то тут же упал мертвым. Тогда вятичи отпутили пленных, а сами в страхе бежали. Когда князь Димитрий Шемяка осадил Вологду, одна монахиня видела преподобного Димитрия со светлыми мужами, обходившего город, укрепляя стены его древесами. На другой же день враги были отбиты и ушли в Галич, где их и разбили. Через некоторое время разоренная обитель вся погорела, только рака преподобного осталась невредимой. Средств для восстановления ее взять было неоткуда. Но один больной инок в жару видел преподобного Димитрия, носящего в обитель целые деревья, и слышал голос: «Посмотрите, сам преподобный Димитрий носит в обитель целые деревья». С тех пор строение пошло успешно.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202687...

Более тридцати лет действовали сообща, в полном доверии друг к другу Дмитрий Иванович Донской и Владимир Андреевич Храбрый: вместе отражали врагов, делили мирные и ратные труды, переживали опасности и радости побед. Потому столь неожиданным кажется сообщение московского летописца, что в начале 1389 года " бысть розмирие князю великому Дмитрию Ивановичу с князем Володимером Андреевичем " . Спор возник из-за старейших серпуховских бояр и в связи с передачей городов Дмитрова и Галича из вотчины Владимира Андреевича во владение сыну великого князя Василию Дмитриевичу. Конфликт носил исключительно мирный характер и через несколько недель благополучно разрешился. А 19 мая 1389 года Дмитрий Иванович Донской умер. Тем, кто пытается возникшее между московскими князьями-братьями недоразумение связать с притязаниями Серпуховского князя на Московский престол, следует помнить бесспорно авторитетные слова Н. М. Карамзина: " Кратковременные ссоры его (Владимира Андреевича) с Донским и Василием происходили не от желания присвоить себе великокняжеский сан, а только от смут боярских " . Осенью 1392 года Русь понесла еще одну поистине невосполнимую потерю. В октябре скончался святой молитвенник и печальник Земли русской преподобный Сергий Радонежский. Князя Владимира с блаженным старцем долгие годы связывали узы той особенной любви, какая бывает у боголюбивого чада к своему духовному отцу, и потому, храня сердечную привязанность к Свято-Троицкой обители, князь предал себя и свою семью в духовное руководство второго святого настоятеля, ученика преподобного Сергия, некогда принявшего монашеский постриг в Серпуховском Высоцком монастыре, преподобного Никона Радонежского. На поприще государственном Владимир Андреевич продолжил преданное служение Отечеству и великому князю племяннику, юному Василию1, от которого по договору 1390 года он получил волоколамские волости и Ржеву (вместо городов Дмитрова и Галича). Первой успешной акцией Владимира Андреевича Храброго при новом Московском великом князе стал в 1393 году поход во главе московских войск на новгородский Торжок в связи с отказом правителей Господина Великого Новгорода подчиняться суду митрополита Киприана и платить пошлины Москве.

http://pravicon.com/info-1996

В 1897 году о. Феоктист был награжден набедренником, а в 1901 году – за труды по поддержанию в скиту строгой отшельнической жизни – наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым 1387 . Однако он стремился к жизни созерцательной, уединенной и в 1906 году по прошению был уволен от должности начальника скита. Но о. Феоктист не оставил своего старческого служения. Двери келлии и сердце старца Феоктиста всегда были открыты для братии, каждый мог входить к нему в любое время без всякого доклада. Он умел вовремя напомнить приходящим, что жизнь временная дана человеку для того, чтобы ею он приобрел жизнь вечную. Христианин должен еще здесь, на земле, соединиться со Христом, чтобы земная его жизнь стала началом жизни небесной. Человек, не позаботившийся соединиться со Христом, по отшествии из мира сего будет уже не в состоянии что-либо сделать для этого. Что бы ни случилось, учил старец, вопрос о спасении должен постоянно стоять в центре внимания христианина. Он обязан всегда и везде помышлять о вечности. И тогда его мысль, подобно горящей свече, станет показывать ему, от чего удаляться и к чему стремиться. И если христианин будет так проводить свою жизнь, то непременно ему будет помогать Всевышний Своею благодатию. С 1911 года по старости о. Феоктист уже не священнодействовал 1388 . Чувствуя приближение смерти, он стал еще более внимательно относиться к самому себе, готовясь к той минуте, когда должен будет предстать пред Судией и Господом. И в конце своей жизни старец предался совершенному уединению, безмолвию и самоуглублению. В это время в его душе пребывали покой и духовный благодатный мир, который даруется подвижнику после многолетней борьбы. Точная дата кончины о. Феоктиста неизвестна. В послужных списках братии Глинской пустыни он упоминается последний раз в 1911 году 1389 . Старец иеромонах Софроний (в миру Семен Юденков) родился в 1843 году в семье крестьян Путивльского уезда Курской губернии. В Глинскую пустынь Семен поступил, когда ему было 25 лет 1390 . Сначала он проходил общежительные послушания, затем послушание на клиросе. Чистосердечный, послушный и ревностный подвижник быстро возрастал в духовной жизни под мудрым руководством Глинских старцев. Настоятель о. Иннокентий (Степанов) уже через шесть лет после поступления Семена в монастырь постриг его в мантию с именем Софроний 1391 . В 1884 году он был рукоположен во иеродиакона, в 1895 – во иеромонаха 1392 . Служение о. Софрония у престола всегда сопровождалось чувством глубокого благоговения. Поразительны были самоуглубление и сосредоточенность, с которыми он совершал таинство св. Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В результате в завещании, написанном незадолго до смерти (1389), Димитрий первым из Московских князей передает своему сыну Василию власть не только над Московским княжеством, но и над Великим княжеством Владимирским. Объединение Московского и Владимирского княжеств заложило основу гос. территории буд. России. В источниках XV в. сложившееся в результате усилий Димитрия Донского политическое образование именуется «великим княжением», «Великим княжением Московским», «Московской землей». Хан Тохтамыш отдает кн. Василию Дмитриевичу Нижегородское княжество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 435 об.) Хан Тохтамыш отдает кн. Василию Дмитриевичу Нижегородское княжество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 435 об.) Василий I Димитриевич вскоре сумел существенно расширить пределы московских владений. В 1392 г. он отправился в Орду к Тохтамышу. Хан годом ранее потерпел поражение от монг. правителя Ср. Азии Тимура и нуждался в средствах. Щедрые дары Василия Тохтамышу привели к тому, что хан пожаловал Московскому князю Н. Новгород, Муром, Мещёру и Тарусу. Т. о., под власть Москвы отходила огромная территория в Ср. Поволжье и Поочье: Нижегородское княжество - одно из крупнейших в Сев.-Вост. Руси, Муромское - с сер. XIV в. зависимое от Москвы, но сохранявшее формальную самостоятельность, Мещёра, которой владел уже Димитрий Донской, но как «куплей» (у местных князей), без ханского ярлыка, и Тарусское княжество - одно из верховских (верхнеокских) княжеств Черниговской земли. Во 2-й пол. 90-х гг. XIV в., после нового разгрома Тохтамыша Тимуром (1395), в Орде началась смута. В результате реальная власть оказалась у эмира Едигея, который менял ханов по своему усмотрению. Со времени падения Тохтамыша Василий I перестал поддерживать отношения с Ордой и платить ей дань; более того, в ответ на попытку одного из князей суздальско-нижегородского дома захватить Н. Новгород московские войска во главе с братом Василия I Георгием (Юрием) Димитриевичем зимой 1399/1400 г.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

И Лазарь оправдал выбор собора. При нем Сербия около 10 лет наслаждалась спокойствием, хотя платила уже ежегодную дань Турции. Лазарь успел даже возвратить Герцеговину, часть Далмации и весь Банат 49 ). Но впоследствии он отказался (1389 г.) от платежа подати, как потому, что не мог переносить турецких насилий, так и потому, что правители и народ требовали освобождения Сербии от турецкого ига. И вот между ним и султаном Мурадом произошла замечательная Косовская битва, положившая конец независимости сербской. В битве на Коссовом поле 50 пал как Лазарь, накануне битвы напутствованный св. тайнами, так и султан Мурад 51 . По смерти Лазаря Сербиею управляла супруга его Милица 52 до совершеннолетия сына своего, Стефана Лазаревича. Когда же Стефан достиг совершеннолетия, – преемник Мурада Баязед назначил его правителем Сербии, с титулом деспота, и заключил с ним договор, по которому Сербия поставлена была в ленную зависимость от Турции и обязана была платить султану подать в 10 раз большую, нежели какую прежде платила, и помогать ему во всех его предприятиях. Договор этот скреплен был родственными узами: Стефан должен был отдать в супружество за султана младшую сестру свою Милеву 53 . Благочестивый, благородный, прямодушный Стефан Лазаревич, снискавший любовь и доверие не только своих подданных, но и турецкого правительства, во все время управления (1389–1427 г.), в котором несколько времени участвовал и младший брат его Бук или Волк, свято сохранял заключенный с султаном договор: он исправно платил султану подать и помогал ему во всех походах, именно против болгар (1390–1392 г.), против валашского воеводы Мирчи (1394 г.), венгерского короля Сигизмунда (1396 г.) и пр. В мирное же время старался, сколько мог, водворить в своем государстве порядок и благоустройство, и оставил добрую о себе память. Скончался 19 июля 1427 г. 54 . Пред смертию своею Стефан завещал управление Сербией) родственнику своему Юрию Бранковичу 55 . Юрий Бранкович (1427– 1457 г.), носивший титул «господина Срьблем и поморию и по Дунавию», был человек властолюбивый, непостоянный, ничем недовольный 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Да и первые два имеются ныне не в их первоначальном виде. Как мы покажем ниже и что естественно было ожидать от грека – уроженца Малой Азии, Ириней писал «Против ересей» и «Доказательство» на греческом языке. Однако этот греческий подлинник сохранился до нас только в отрывках у Евсевия, в «Философуменах», у Епифания, и то преимущественно лишь из I книги Contra haereses. В полном же виде оба сочинения св. отца дошли до настоящего времени в переводах: «Против ересей» – латинском и армянском (IV-V книги), «Доказательство апостольской проповеди» – лишь в армянском. Переводы эти сохранялись сначала («Против ересей» до XVII в.; «Доказательство» – до XX столетия) в рукописном виде. Ныне же имеются в довольно многочисленных печатных изданиях. I. Рукописи на латинском языке следующие. Д).Кодекс 1388 Arundelianus (А) получил свое название от имени Томаса, графа Арундельского (of Arundel), известного в свое время (1592–1646 гг.) библиофила. Вероятно, он купил эту рукопись где-либо в Европе. Библиотека графа хранилась в его поместье, в Англии, до внука первого владельца, Генри Гауарда (Howard), герцога Норфолкского. Последний подарил всю библиотеку Королевскому обществу (Royal society). В настоящее время кодекс Arundelianus находится со всеми другими арундельскими манускриптами (с 1831 г.) в Британском музее под 87. Рукопись относится к XIII в. 1389 Сочинение Иринея Contra haereses в ней сохранилось не полностью, а оканчивается на 31-й главе V книги. Кодексом Arundelianus пользовались для своих изданий Грабе и Гарвей. С ним идентичен, вероятно, по мнению Лоофса, один из кодексов Эразма, не названный последним (codex tertius Erasmi, по терминологии Лоофса). 1390 2) Кодекс Vossianus (V) гораздо полнее передает текст сочинения Иринея. В нем есть недостающие в Arundelianus 32–36 главы V книги. По словам Лоофса, 1391 он был вывезен в XV в. из Англии 1392 Лаврентием Бурелли и подарен в библиотеку Кармелитов в Париже (Carmeliter convent). В XVI в. он оказался частной собственностью каноника Жана де Сэн-Андрё.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010