Добрый пример архипастыря благотворно действовал и на других благочестивых людей. Несмотря на частые и опустошительные пожары, в Новгороде за время святительства архиепископа Иоанна было построено в городе и монастырях до тридцати каменных и деревянных храмов и несколько мужских и женских обителей. Так, в самом Новгороде были устроены монастыри: Лисицкий (1395), Сокольницкий девичий, в честь святителя Николая (1389), Никольский (1390), Успенский (1392), Космодамианский (1394) и многие другие. Благочестивое усердие архиепископа Иоанна к построению храмов и обителей простиралось и за пределы Новгорода. По его благословению устроены монастыри: Коневский на Ладожском озере (1398), Николаевский в Папоротне (1403), Николаевский Вяжищский (1391), Николаевский в Мостищах (1412). Очень много сделал преосвященный Иоанн для благоукрашения знаменитого Новгородского храма Святой Софии. Достигнув глубокой старости и чувствуя изнеможение сил, он принял схиму, а 20 января 1414 года оставил святительскую кафедру и поселился в Деревяницком монастыре, где прожил около трех лет. Скончался владыка 24 июня 1417 года в праздник Рождества святого Иоанна Предтечи. Погребен в притворе церкви Воскресения Христова в Деревяницком монастыре. Труды: Послание на Двину (около 1397 г.)//Рождественский С. В. Послание новгородского архиепископа Иоанна на Двину как источник для истории Двинского восстания 1397 г.//Доклады Российской Академии наук. – 1925. – С. 51–54. Благословение архиепископа новгородцкого Иоанна к христианам святыя Софиа. Указ о проскурьнисании святым трем исповедникам: Гурию, Самону и Авиву//Русская историческая библиотека/Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1880. – Т. 6, 36, стб. 305–308. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С. 208–230. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1016–1019, 1023, 1270, 1273.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из новгородских посадников построили каменные церкви следующие: Иоаким Столбович вместе с женою — церковь 318 Никейских отцов на княжем дворе (1310); Юрий Онисифорович — святых Косьмы и Дамиана на Холопьей улице (1350–1375) и святого Иоанна Златоустого в кремле или околотке (1350); Лазута или Лазарь — святого Иоанна Предтечи у Немецкого двора (1359) и святых Петра и Павла на Торговой стороне, на холму (1367) ; Семен Андреевич — святого Феодора Стратилата на Феодоровой улице (1360); Григорий Якунович — Покрова Пресвятой Богородицы на воротах в кремле (1389); Богдан Обакумович — святого Симеона на Чудинцевой улице (1392); Григорий Кириллович — святого Иоанна Златоустого на старой основе в кремле (1434) . Строили в Новгороде церкви и другие лица. Так, некто Феодор Хотович поставил церковь святого Саввы Освященного на Саввинской улице (1271); Семен Климович — церковь Пресвятой Богородицы на городских воротах (1305); Андрей Борисов и Павел Петрилович — Пятницкую на Торговище (1345); Анания Куритский — Косьмодамианскую на Косьмодамианской улице (1345) . Случалось, что в иной год строилось в Новгороде по нескольку церквей разом. Например, в 1300 г.— пять церквей: одна каменная и четыре деревянных, в 1305 — четыре деревянных, в 1402 — три каменных, в 1417 — шесть каменных, в 1418 — четыре каменных . Одним из побуждений к сооружению церквей служили чувства благодарности Богу за избавление от бедствий или за дарованные победы над врагами. Иоанн Данилович Калита основал Архангельский собор в Москве по случаю избавления России от голода, названного в летописях рослою рожью. Димитрий Иоаннович Донской построил церковь во имя всех святых в посаде на Кулижках в память Куликовской битвы. В Новгороде владыка Климент поставил (1296) каменную Воскресенскую церковь на кремлевских воротах по случаю победы новгородцев над шведами и разграбления города Корелы, а владыка Иоанн II, вместе с воеводами новгородскими и всем войском, поставил (1412) каменную церковь архангела Гавриила на Хревковой улице, на Софийской стороне, по случаю другой победы новгородцев над шведами и опустошения города Выборга .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Письменные известия о ранней истории Л. м. наиболее полно представлены в Новгородской 4-й летописи, созданной ок. 1430 г. Из летописи известно, что деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1389) после литургии 27 мая 1392 г. сгорела, а в следующем году была выстроена, вероятно в камне; 9 июля 1400 г. в мон-ре умер «владычень брат» (т. е. брат архиеп. Новгородского Иоанна (Стухина) ) Василий; в 1403 г. ц. Пресв. Богородицы «подписана бысть» (т. е. расписана фресками); под 1406 г. к упоминанию Илариона , еп. Коломенского, летописец добавляет, что он «бывъ преже игуменомъ Лисицкои лавры»; в 1410 г. архим. Варлаам в Л. м. построил каменную надвратную ц. прп. Варлаама Хутынского; в 1421 г. «владычень ключник с Лисьи горки» Арсений упоминается в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру; в 1429 г. др. кандидат на аналогичных выборах - Евфимий II Вяжицкий - был избран архиепископом из игуменов Л. м. Согласно Летописи Авраамки, в 1457 г. в Л. м. «повелениемь владыкы Еуфимия» была построена деревянная трапезная ц. свт. Иоанна Златоуста (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197), а в следующем году заболевший архиеп. Евфимий поселился в Л. м.; в марте 1458 г. он скончался. Агиограф Пахомий Серб писал, что мн. новгородцы, услышав о смерти архиерея, отправились в Л. м., и «вси путие, иже к тому монастырю ведущии, речным быстринам подобяхуся; вси скорбяху и вси тужаху» (Повесть о Евфимии. 1862. С. 21). Под 1496 г. в Новгородской 2-й летописи игумен Л. м. в перечне настоятелей, принимавших участие в ритуальном обходе Новгорода, назван 5-м (после архимандрита Юрьева мон-ря и игуменов Антониева, Хутынского и Вяжищского мон-рей), что определялось, видимо, не богатством, а авторитетом обители ( Бобров. 1991. С. 97). В XIV - нач. XVI в. Л. м. был связан с домом Св. Софии, в мон-ре проживали «владычень брат» Василий и «владычень ключник» Арсений; дважды представители обители являлись претендентами на Новгородскую кафедру. Настоятель Л. м. Иларион, совершивший паломничество на Афон, в 1396/97 г. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (впосл. епископ Коломенский). Прп. Варлаам после него выполнял игуменские обязанности, в 1410-1419 гг. упоминался уже в качестве юрьевского архимандрита. С именем архим. Варлаама связывается создание летописного свода 1411 г. ( Бобров. Новгородские летописи. 2001. С. 111-128). Другой настоятель Л. м., св. Евфимий II, в нояб. 1429 г. стал Новгородским архиепископом, и его участие в создании различных летописных произведений также не вызывает сомнений у исследователей (Там же. С. 160-237; Он же. 2008. С. 124-151).

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Прохор епископ, свт., рукоположен в марте 1311 † 7.09.1328 Антоний епископ, свт., рукоположен Гавриил епископ, рукоположен с 1336 по 1345 на покое; † 1359 (9.09.1356) Иоанн III епископ, рукоположен † 12.05.1356 Игнатий епископ, рукоположен † весной 1363 Петр епископ, поставлен осенью 1364 †1365, в мор Парфений епископ, упоминается Арсений (Луговской- Грива), епископ, рукоположен с 1365 (1370) на покое; по 1380 † ок. 1405 Матфей епископ, упоминается Иаков епископ, свт., рукоположен с 1386 по 1389 †27.11.1392 Ефрем епископ, упоминается Ростовская, Ярославская и Белозерская Феодор архиепископ, свт., рукоположен в 1387 –1388 † 28.11.1394 Арсений епископ, упоминается с 1394 по 1396 † неизвест. Григорий архиепископ, свт., рукоположен с 29.03.1396 † 3.05.1416 Дионисий архиепископ, свт., рукоположен с 12.06.1418 † 18.10.1425 Ефрем епископ, рукоположен с 13.04.1427 архиепископ с декабря 1448 † 29.03.1454 Феодосий (Бывальцев) архиепископ, свт., рукоположен с 23.06.1454 по 3.05.1461 митр. Московский и всея Руси Трифон архиепископ, свт., рукоположен с 13.05.1462 по 6.08.1467 оставил епархию; † 30.12.1468 Вассиан I (Рыло) архиепископ, свт., рукоположен с 13.12.1467 † 23.03.1481 Иоасаф (Оболенский) епископ, рукоположен с 22.06.1481 по 1489 на покое; † 7.10.1514 Тихон (Малышкин) архиепископ, рукоположен с 15.01.1489 по 15.01.1503 на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре; †1503 Вассиан II (Санин) епископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 †18.08.1515 Пять лет кафедра оставалась свободной. Иоанн IV архиепископ, рукоположен с 9.02.1520 † 12.05.1525 Кирилл III архиепископ, рукоположен с 4.03.1526 Досифей архиепископ, рукоположен в марте 1539 † 14.08.1542 Алексий архиепископ, рукоположен с 25.02.1543 до конца 1548 † после 1550 Никандр архиепископ, рукоположен с 17.03.1549 † 25.09.1566 Корнилий архиепископ, рукоположен с 19.01.1567 † 7.03.1573 (1574) Иона архиепископ, рукоположен † 20.04.1577 (на кафедру не прибыл) Авраамий архиепископ, упоминается † неизвест. Давид епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

создателем этой обители ; Шилов Покровский — в 1310 г., на правом берегу Волхова против Юрьева монастыря монахом Олонием (Леонтием) Шилом; Папороцкий Николаевский — в 1404 г., у реки Папоротны в 53 верстах от Новгорода каким-то Порфирием Кавским или Инамским; Вяжицкий Николаевский — в 1411 г., в 12 верстах от Новгорода к западу, в лесу на болотистом месте Вяжище монахами Антонием и Пахомием, из которых первый был строителем, а последний — игуменом этого монастыря; Савво-Вишерский — на левом берегу реки Вишеры, в 10 верстах от Новгорода к северо-востоку преподобным Саввою, который родился в Кашине от боярина Ивана Васильевича Борозды, с юных лет принял пострижение в одном из тверских монастырей и, устроив свою Вишерскую обитель, сам жил и подвизался на столпе, сходя с него к братии только по субботам и воскресеньям . Довольно монастырей построено вообще новгородцами или людьми неизвестными. Некоторые из этих монастырей находились в самом Новгороде, на Софийской или на Торговой стороне, и именно: Лазарев на левом берегу Волхова (упоминается в 1386 г.); Николаевский на Чудинцевой улице (основан в 1390 г.); Спасский на Косьмодамианской улице (основан в 1394 г.); Евфимиин женский в Плотницком конце (возобновлен в 1414 г.) и Ильинский женский в конце Прусской улицы (основан в 1418 г.) . Другие — в окрестностях Новгорода: Спасский на Ковалеве, в четырех верстах от Новгорода к востоку (упоминается в 1345 г.); Николаевский на Лятке близ Торговой стороны (упоминается в 1364 г.); Андреевский на реке Ситенке, в четырех верстах от Новгорода к юго-востоку (упоминается в 1371 г.); Спасский на поле близ Торговой стороны (упоминается в 1378 г.); Христо-Рождественский на поле близ Торговой стороны (упоминается в 1386 г.) ; Николаевский женский на Сокольей горе, близ Торговой стороны (возобновлен в 1389 г.); Рождество-Богородицкий Лисицкий на Лисьей горе, в семи верстах от Торговой стороны (упоминается в 1392 г.); Николаевский Мостицкий, в четырех верстах от Новгорода к юго-западу, на реке Веряже (основан в 1412 г.); Воскресенский на Красном поле или на Красной горке близ Торговой стороны, у Плотницкого конца (основан в 1415 г.); Богоявленский близ Софийской стороны на Вотской дороге (упоминается в 1421 г.), и Борисоглебский на реке Гзени близ Софийской стороны (основан в 1424 г.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших монастырей Москвы. В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 - 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника. Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь. В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е - 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя. Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, на месте деревянной церкви, срубленной Андроником, на вклад купеческого семейства Ермолиных был сооружён каменный Спасский собор. Это самый древний из ныне существующих памятников Москвы вне Кремля. Собор, созданный при участии Андрея Рублёва (ок. 1360-1428), поражает своим неповторимым обликом. " Зело красен " - таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-суздальского храма. Это - памятник эпохи русского национального Возрождения. Собор устремлён ввысь, в этом в застывшем каменном движении, кажется, навеки запечатлён тот взлёт русской духовной жизни на рубеже 14-15 веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского (1350-1389), Андрея Рублёва, Епифания Премудрого (ум. около 1420), Феофана Грека.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Весной 1384 г. по неясной причине И. Г. покинул осажденную Фессалонику и приехал в К-поль. Патриарх Нил неоднократно обращался к И. Г. с призывами вернуться в епархию. В сент. 1384 г. решением Свящ. Синода К-польской Церкви И. Г. был низложен в связи с его длительным отсутствием на кафедре. Возможно, неожиданный переезд И. Г. в К-поль был лишь предлогом для его низложения; его политические связи с различными визант. деятелями, в т. ч. с представителями правящей династии Палеологов, делившими между собой власть и земли империи, в этот период не отражены в источниках. Жители Фессалоники также были недовольны отъездом митрополита: 15 июля 1385 г. иером. Досифей Карантин отправил ему письмо, где упрекал за то, что он покинул город. В ответ 14 сент. 1385 г. И. Г. отправил послание-апологию с извинениями, он объяснял, что оставил Фессалонику против своей воли, и выразил надежду на скорое возвращение, тем более что страдал и от разлуки с братом, к-рый находился в осажденном городе. В нач. 1386 г. И. Г. был возвращен сан митрополита Фессалоники. Возможно, к этому моменту в связи со смертью имп. Андроника IV в 1385 г. политическая ситуация в Византии изменилась и прежние конфликты И. Г. с имп. Мануилом и Свящ. Синодом оказались исчерпаны. Тем не менее по намекам в письмах И. Г. можно заключить, что отношения с патриархом Нилом были холодными (Ibid. 1912. Επ. 5. Σ. 376-379). И. Г. оставался в К-поле при дворе по крайней мере до сер. лета 1389 г. В 1387 г. турки захватили Фессалонику и увели в М. Азию большое число пленных (оккупация продолжалась до 1392 и в 1394-1403). После 1389 г. И. Г. отправился в Анатолию ко двору султана Баязида I, чтобы вести переговоры, вероятно, о судьбе плененных и о будущем положении Фессалоники и ее жителей-христиан под тур. правлением. Тяжелому путешествию И. Г. в Анатолию посвящена монодия ритора Константина Иванка из Фессалоники (PLP, N 7973), обращенная к митрополиту. И. Г. вернулся на престол Фессалоники, возможно, в 1393 г. (известны 2 его гомилии, произнесенные в Фессалонике в окт.

http://pravenc.ru/text/674902.html

Другого взгляда на книгу Фортуната держится Вигхаузер 1388 . По его мнению, Фортунат был автором лишь второй части vitae Hilarii, а первая ее часть, собственно биография Илария, – составлена более древним писателем, может быть, современником святого. Основания, какие он приводит в пользу своего взгляда, заимствуются, с одной стороны, из анализа самого текста 1-й книги, а с другой стороны, из внешних свидетельств о книге Фортуната. Доказательства 1-го рода – таковы. 1) Автор первой книги vitae Hilarii, носвящая свой труд какому-то лицу, внушившему ему самую идею – описать деяния святителя, намекает на особенно близкие отношения святого к этому лицу 1389 . По мнению Вихгаузера, из цитованной тирады следует тот вывод, что это лицо было одним из любимейших учеников Илария, пользовавшихся отеческими заботами святого, потому что было бы странным, если бы эта тирада выражала лишь ту мысль, что это лицо только воспитывалось в пуатьеской школе, и при том уже 200 лет спустя после смерти Илария 1390 . 2) Автор «предисловия» к 1-й книге замечает, что написание жития Илария было бы приличнее поручить св. Амвросию, столь красноречиво восхвалившему своего брата (Сатира) 1391 . «Какой смысл, – замечает Вихгаузер, – имел бы совет – поручить составление биографии Илария Амвросию уже спустя 200 лет после смерти последнего?» То обстоятельство, что в данной фразе об Амвросии говорится уже в прошедшем времени (florebant), по взгляду Вихгаузера, – не является возражением против того, что лицо, поручившее нашему автору написание жития Илария, – было современником святого, так как, во-первых, в одном из вариантов этого места стоит praesens, а во-вторых, – допустимо, что этот современник Илария лишь пережил св. Амвросия, а имел возможность ранее, заблаговременно, поручить это дело Медиоланскому епископу 1392 . 3) Наблюдается видимое противоречие между заявлением автора первой книги vitae Hilarii, что он опускает многое из повествований о чудесах святого, quae volente Domino usque in hodiernum diem ejus orationibus perservant, лишь по недостаточности своих сил 1393 , и цитированным уже выше заявлением Фортуната в предисловии ко второй книге, что он не может рассказать всего о чудесах Илария лишь annorum vetustate subripiente, а о чудесах настоящего времени будет повествовать с надлежащею полнотою 1394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Зимой 1389/90 г. В. снова разорвал отношения с Ягайло и нашел приют на землях ордена. В. был недоволен тем, что управление ВКЛ Ягайло поручил не ему, а своему родному брату литов. кн. Иоанну-Скиргайло. Получив поддержку ордена, заинтересованного в разжигании смут между литов. князьями, В. неоднократно с войском крестоносцев предпринимал походы на земли ВКЛ. В сент. 1390 г. войска В. подошли к Вильно и взяли штурмом один из его замков. Вскоре В. сумел установить власть на значительной части своих прежних владений. Его внешнеполитическое положение еще более укрепилось, после того как он выдал дочь Софью замуж за московского вел. кн. Василия I Димитриевича (1390). В своем противоборстве с Ягайло В. имел в Литве многочисленных сторонников. После Кревской унии Ягайло при управлении ВКЛ в значительной мере опирался на польск. феодалов. Ряд территорий был передан польск. старостам, а в Вильно был размещен польск. гарнизон, что вызывало недовольство местного боярства. Желая избежать новой войны, Ягайло снова пошел на уступки. По соглашению, заключенному в Острове (авг. 1392), В. получил во владение прежние земли отца, а также Волынь и был назначен правителем ВКЛ, но без великокняжеского титула. В 1401 г. В. был признан пожизненным правителем ВКЛ с великокняжеским титулом, но признавал над собой верховную власть Ягайло как польск. короля и сюзерена Литвы. Ягайло ежегодно зимой посещал ВКЛ, и В. согласовывал с ним все важные политические решения. Т. о., ВКЛ продолжало существовать как отдельное гос-во, хотя и подчиненное власти польск. короля. Внутренняя и внешняя политика В своей внутренней политике В. опирался на литов. боярство. С его помощью в 90-х гг. XIV в. князь ликвидировал на территории ВКЛ большую часть полунезависимых и удельных княжеств, где правили представители рода Гедимина , не желавшие признавать его власть. Место удельных князей на рус. землях ВКЛ заняли наместники, назначавшиеся В. из числа советников его рады - преимущественно из литов. бояр. Т. о., он значительно укрепил единство гос-ва и усилил свою власть. Теперь доходы от сбора налогов и от княжеского хозяйства стали поступать в великокняжескую казну. В правление В. литов. боярство стало превращаться в серьезную политическую силу. Соглашения Ягайло и В. 1401 и 1413 гг. были скреплены коллективными присягами литов. панов. Польск. шляхта обязалась после смерти Ягайло не избирать нового короля без участия литов. знати. Король должен был также считаться с мнением литов. бояр при назначении нового вел. князя после смерти В. Земельные пожалования В. положили начало формированию крупного землевладения литов. боярства. В круг близких и доверенных советников вел. князя стали входить и католич. епископы, прежде всего епископ Вильно - столицы гос-ва. Заинтересованное в захвате добычи, получении постов и пожалований на новых землях литов. боярство поддержало активную политику В. по отношению к его вост. соседям.

http://pravenc.ru/text/158862.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010