В 8 ч. отправился, в сопровождении Юрьевского о. архим. Германа, в Саввин Вишерский монастырь, отстоящий от Новгорода в 10-ти верстах. Погода была пасмурная и дождливая. Монастырь – небольшой, стоит на низменном месте, на левом берегу р. Вишеры, впадающей в Волхов. Мощи преп. Саввы под спудом против южных врат алтаря главного Вознесенского храма. – Отстояв литургию, я выслушал молебен перед ракою Угодника Божия Саввы, к которой сделано было мною небогатое, но усердное приношение – сребропозлащенная лампадка с приличною на ней надписью. – В северо-западной башне ограды стоит большой дубовый крест, сделанный преп. Саввою. – Невдалеке от смиренной обители Вишерской находится дача, принадлежавшая знаменитому земляку моему, графу Μ.М. Сперанскому 1456 . —403— 1866 г. Посетив келью настоятеля и напившись у него чаю, к обеду возвратились в Новгород, где посещен был мною монастырь преп. Антония Римлянина, в стенах коего помещается и Новгородская духовная семинария. Вечером, после малой вечерни, осмотрен был мною во всей подробности, под руководством настоятеля собора, Софийский собор со всеми его святынями и достопримечательными древностями. Без особенного чувства сердечного умиления и благоговения нельзя было взирать на это многовековое святилище – бесценный памятник благочестивого усердия древних князей и владык новгородских, из коих многие почиют здесь своими нетленными телами. С вечера всенощную службу и на другой день, 28-го ч., в воскресенье, раннюю литургию слушал я в домовой церкви Свят. Иоанна Новгородского. Затем видел келью сего святителя и в ней тот рукомойник, в котором он, по сказанию его жития, молитвою заключил беса. В 9 ч. утра оставил я Новгород и в 1 ч. пополудни на том же пароходе возвратился на Чудовскую станцию Николаевской ж. дороги, откуда с первым поездом отправился в Петербург, куда и прибыл благополучно в 9 ч. вечера. Квартира здесь приготовлена была, по распоряжению о. наместника Троицкой Лавры, архимандр. Антония, на Троицком подворье, в митрополичьих покоях, которые, за неприсутствованием с 1842 г. в Синоде Московского владыки, занимал в течение многих лет, в качестве арендатора, А.Н. Муравьев. Эконом подворья иеромонах Евфимий встретил и угощал меня, во всё время моего пребывания в столице, с особенным усердием и радушием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Из этой пещеры вы входите в другую, но больше, где св. Иоанникий устроил церковь св. архангела Михаила. – Она также совершенно темна и также сыра, как другая пещера…40). По синаксарю Сербляка отшельник Иоанникий, родившийся в Зете, на поморье, в ранней молодости поселился на р. Ибре в Чернорецкой скале. Тут он подвизался как суровый постник, отказавшийся от себя. Некоторые иноки, увидав самоотверженную жизнь его, остались жить при нем, с тем, чтобы безответно слушаться советов его. Отшельник, спустя некоторое время, предложил им устроить храм и монастырь. Благая мысль, при помощи Божией, приведена была в исполнение. – Когда распространился слух о высокой жизни Иоанникия, то многие явились на скалу для духовных подвигов. Иоанникия стали хвалить даже в лице. Это сильно беспокоило того, кто так любил смирение и тишину. Предав братию Господу и благодати Его, он удалился с любимой скалы. В недальней Девицкой   40) Гильфердинг в Зап. геогр. общ. XIII, 160-162. пустыне поселился он в пещере, при потоке холодной воды. И здесь мирно предал дух свой Господу, в конце XIII стол.41). Мощи св. Иоанникия покоятся в монастыре Девицком, который построен был Юрием Бранковичем (1427-1456 г.) в благодарность за исцеление дочери его. Сербская церковь поет преподобному: «божественных послушав заповедей, в молчании пребыл еси чрез все житие свое и быв в поношении в отечествии своем, питался еси желанием истинныя славы». «Желание Христовы красоты стяжав, затворил еси чувства своя от всего тленного и мимо текущего и подвигами души своея восшел есина высоту, блаженне». «Преподобне отче, гласа евангелия Господня послушав, мир оставил еси, ни во что же вменив богатство и славу и живый в уединении, всем взывал еси оттуду: возлюбите Бога и обрящете благодать, ничто же предпочтите любви Его, да егда приидет во славе своей, обрящете упокоение со всеми святыми: их же молитвами, Христе, сохрани и спаси души наша»42). 29 ч. Память св. ВАСИЛИЯ, святителя захолмского. Недавний синаксарь сообщает следующее известие о св. Василие43). По преданию, св. Василий родился в Поповой волости, что в Герцеговине; родители его были люди благочестивые, но страдавшие от турецкой власти. Еще в юном возрасте любил он посещать храм Божий. Когда же пришел в зрелый возраст; то, оставив дом родительский, удалился в Требинскую обитель Успения Богоматери

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

И Святейший Правительствующий Синод во исполнение вышеобъявленного Её Императорского Величества Именного Указа приказали: тебе, Архимандриту Варлааму, во время отправления тобою Божественного служения для подаяния тебе осеняльных свеч и прочего послужения в стихарях из мирских, кого или сколько человек потребно иметь, и оных в чтецы и певцы посвятить по церковному чиноположению тебе же, Архимандриту Варлааму самому, другим Архимандритам не в образец; и о том из Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге к тебе послать Указ; о чём сей и посылается. И Троицкого Сергиева монастыря Архимандриту Варлааму о вышеписанном учинить по Её Императорского Величества Указу. Июня 13 дня, 1732. Подлинный указ за приписью Обер-Секретаря Михаила Дудина, Секретаря Петра Анфимова, за справою Канцеляриста Петра Васильева. XIII В 1744 году, Июня 8, Именным Её Императорского Величества Указом, Блаженной и вечной памяти достойной Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, данным Святейшему Синоду, велено сей монастырь именовать Лаврой, хотя он и прежде уже в печатных книгах и от Святейшего Синода именован был Лаврой, как то сие видеть можно в грамотах, данных от Святейшего Синода. Тем же Указом повелено, по требованию Лавры, монашествующих отовсюду отпускать, из каких бы ни было Епархий, также и из Киево-Печерской Лавры, кого именно или числом Лавра потребует. XIV При положении Штатов Духовных 1764 и 1797 года, Лавра сия снабжена особенными и преимущественными окладами. Список Настоятелей Троицкой Сергиевой Лавры А) Игумены 1. Преп. СЕРГИЙ, основатель обители сей, поставлен был первым оной Игуменом от Епископа Афанасия Владимирского, что на Волыни, правившего тогда Всероссийской Церковью во время отъезда Св. Алексия Митрополита в Царьград, для поставления на Митрополитское достоинство, что было в 1354 году. Преставился в 1392 году, 78 лет от рождения. 2. Пр. НИКОН, ученик Пр. Сергия, начальствовал 37 лет. 3. Преп. САВВА Сторожевский с 1419 года; начальствовал 4 года; погребён в Саввине Сторожевском, от него созданном, монастыре. 4. ЗИНОВИЙ с 1433 года, начальствовал 5 лет. 5. ГЕННАДИЙ Саматов с 1438 года; начальствовал 2 года. 6. ДOCUФEЙ I из Звенигорода с 1440 года; начальствовал 1 год. 7. МАРТИНИАН с 1441 года; начальствовал 15 лет. 8. ВАССИАН, прозванием Рыло, с 1456 по 1466 годы; начальствовал 10 лет, потом переведён в Ново-Спаский монастырь. А, наконец, хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 9. СПИРИДОН с 1466 года. Начальствовал 12 лет. 10. АВРААМИЙ с 1478 года. Начальствовал 5 лет. 11. ПАИСИЙ с 1483 года. Начальствовал 3 года. 12. ИОАКИМ с 1486 года. Начальствовал 1 год. 13. МАКАРИЙ с 1486 года. Начальствовал 5 лет. 14. AФAHACUЙ I, прозванием Сук, с 1491 года. Начальствовал 2 года. 15. СИМОН с 1493 года. В 1496 году возведён на Митрополию Всероссийскую. 16. CEPANUOH I. Святой, с 1493 по 1506 годы, потом хиротонисан в Архиепископа в Великий Новгород. А погребён в сем Троицком монастыре в заточении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Норов А. С. Иерусалим и Синай: Записки второго путешествия на Восток. СПб., 1878. А. С. Норов (1795–1869), российский государственный деятель, ученый, путешественник и писатель, не имел духовного сана. Геннадий II Схоларий (1403/05 — 1472/73 гг.), в миру Георгий Куртесий, Патриарх Константинопольский в 1454–1456 гг., 1463 г. и в 1464–1465 гг., первым занял Константинопольскую кафедру после падения Византийской империи. Лука (Войно-Ясенецкий ; 27 апреля 1877 г.— 11 июня 1961 г.), св. 12 мая 1923 г. тайно хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского, с 5 октября по 11 ноября 1927 г. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. С ноября 1927 г. жил в Красноярском крае, затем в Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице. Осенью 1942 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру, участник церковного Собора 1943 г. С января 1944 г. архиепископ Тамбовский и Мичуринский, с мая 1946 г. архиепископ Симферопольский и Крымский. Мензульная съемка — действия при составлении подробного плана местности с помощью полевого чертежного столика (мензулы). Исправительно-трудовая колония. Свято-Успенская лавра в Почаеве (современная Тернопольская область, Украина) впервые упоминается в летописях в 1527 г., расцвет монастыря связан с деятельностью игумена прп. Иова Почаевского (1551–1651 гг.), в 1713–1832г г. монастырь принадлежал униатам, в 1833 г. передан Русской Православной Церкви и получил статус лавры, с 1997 г. ставропигиальный монастырь в юрисдикции митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви. Протоиерей Владимир рассказывает о пребывании в Киеве. Автор имеет в виду запрестольный образ Пресвятой Богородицы в киевском Владимирском соборе, выполненный в числе других фресок В. М. Васнецовым в 1890х гг. «Журнал Московской Патриархии». Мануил (Лемешевский; 1884–1968 гг.), в сентябре 1923 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии, тогда же назначен управляющим Петроградской епархией. В 1924–1928 г. находился в ссылке на Соловках. С 25 апреля 1928 г. епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, с октября 1929 г. епископ Серпуховской и Каширский, викарий той же епархии. С 31 января 1930 г. епархией не управлял. В 1932 г. арестован и сослан в Сибирь, в 1939 г. вновь был лишен свободы и отбывал срок в лагерях Канска, осенью 1944 г. освобожден. С ноября 1944 г. по февраль 1945 г. находился в распоряжении архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (Войно-Ясенецкого) (см. примеч. 10). С февраля 1945 г. епископ Чкаловский, затем Чкаловский и Бузулукский, с 21 апреля 1946 г. архиепископ. В 1948 г. снова арестован и на 10 лет сослан в Мордовскую АССР. В 1955 г. освобожден, в 1956 г. реабилитирован и назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским. С 22 марта 1960 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский, с 25 февраля 1962 г. митрополит. С 25 ноября 1965 г. уволен на покой.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-svyashh...

255 О византийцах, добровольно сдающихся туркам, предающих интересы своей родины, Сфрандзи пишет с горькой иронией. 256 И. П. Медведев, ссылаясь на это место Малой хроники, пишет: «Сфрандзи пишет, что Асан был послан деспотом, «чтобы лучше защитить город» (Мистра. с. 41) 264 Оценка автором Малой хроники Принокаса (Принококкос) не совпадает с принятой в литературе: И. П. Медведев (Мистра. с. 76, 80), ссылаясь на других исследователей, говорит о Принококкосе как о проявившем подлинное мужество защитнике Кастрицы. 265 Крокондил (Коркодил), как пишет Сфрандзи, «сам поклонился султану», сдав ему крепость св. Георгия, что противоречит данным, приводимым у И. П. Медведева (Мистра..., с. 76). 273 Речь идет об экспедиции Мехмеда II против Влада Тепеша (1456–1462) (см. примечание Греку – М, х., с. 129, 1). 278 Кардинал Виссарион Никейский – ученый-гуманист и политический деятель, ученик Плифона. Глава латинофильского течения на Ферраро-Флорентийском соборе. Сан патриарха константинопольского Виссарион получил по настоянию папы Пия II в 1463 г., после смерти Исидора Киевского, хотя в занятом турками Константинополе был другой патриарх (см.: Удальцова 3. В. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского, с. 74–97). 281 Сан кардинала римской церкви был пожалован Виссариону одновременно с Исидором Киевским 18 декабря 1439 г. (Уда.чьцова 3. В. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского, с. 84). 287 Аспры – серебряные монеты. У Халкокондила и у Дуки указаны большие суммы (см.: М. х., с. 135, 4). 288 Относительно намерения Сфрандзи «разузнать и рассказать» о доходах деспота Димитрия см. в работе Papadopulos I. В. Uber „Maius’’ und „Minus’’ des Georgios Phrantzes.– BZ, 1938, 38, 323–332. (Автор полагает, что эта фраза указывает на то, что Сфрандзи собирался, вероятно, писать развернутый вариант своей хроники. Однако не следует забывать, что работа над Малой хроникой не была закончена и повествование просто обрывается). 302 Для даты смерти деспота Димитрия во всех рукописях Малой хроники имеется пропуск (см. примечание издателя в М. х., с. 143, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священный синод румынский должен... сноситься непосредственно с вселенским и с прочими святейшими патриархами и со всеми православными святыми Божиими церквами»... И дай Бог , чтобы румыны когда-нибудь внимательно прислушались к константинопольскому акту и освободили своё церковное устройство от чужеродных наростов, сохранившихся ещё в действующем румынском праве! Впрочем, действительность пока не даёт на это надежды. Румынское правительство и румынская интеллигенция по-прежнему смотрят на Румынию, как на «осколок» Запада и оплот западной культуры в завоевании ею Востока и с презрением относятся ко всему восточному. Они по-прежнему недружелюбны к православной церкви, всячески стараются стеснить её жизнедеятельность 1456 дабы иметь возможность «дать в недалёком будущем румынскому народу другую религию вместо православной» 1457 . И, при таком положении дела, если у румын и возникал вопрос об изменении высшего церковного устройства и исправлении закона 1872 года, то, разумеется, не в смысле удовлетворения каноническим требованиям и указаниям константинопольского акта, а в смысле ещё большего привнесения западных либеральных воззрений, в смысле допущения в синод и низшего духовенства, и мирян 1458 . Да, сказать правду, само румынское духовенство и высшее, и особенно низшее не всегда стоит на высоте своего положения и не всегда ясно сознаёт церковную истину. Примеров этого новейшая история румынской церкви представляет немало 1459 . V. Сербская (карловицкая) церковь в Венгрии и Сибинская (германштадская) митрополия 1. Карловицкая церковь . Переселение сербов в 1690 году. Отношение сербской карловицкой церкви к ипекскому патриарху. Независимость карловицкой церкви. Первоначальное устройство её высшего управления и отношение к церкви государственной власти. Отношение к сербской церкви австро-венгерского правительства со второй половины XVIII века. Устройство высшего управления карловицкой церкви со второй половины XIX столетия. Суждение о нем. Отношение государственной власти к церковному управлению. Независимая сербская (карловицкая) церковь образовалась преимущественно из тех сербов, которые в 1690 году, спасаясь от турецкого ига, в количестве около 40.000 семейств во главе с патриархом ипекским Арсением III (Черноевичем) переселись в австрийские владения 1460 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

В следующем разделе «Сказания...» говорится о процветании обители в княжение кн. Димитрия Георгиевича Красного, когда она приросла вотчинами, пожертвованными внуком Ивана Овина Димитрием (мон. Ионой) Ярцовым - пострижеником своего ктиторского мон-ря. В этот период была создана «новонаписанная икона», к-рую перед смертью (1440) кн. Димитрий Георгиевич завещал прп. Паисию пожаловать вел. кн. Василию Васильевичу. Хождение преподобного в Москву с этим списком в «Сказании...» (сведения об этом содержатся в Житии прп. Паисия) приходится на время после янв. 1450 г. («после бою Галичского»). Торжественный выход вел. кн. Василия Васильевича с сыном и митрополитом с духовным собором «на сретение иконы» описывается аналогично подобным процессиям, нашедшим (в отличие от данного события; согласно ППБЭС - в 1449) отражение в московских летописях (ср., напр., близкие по времени проводы из Москвы Смоленской иконы Божией Матери в 1456 в иллюминированном Лицевом летописном своде, 70-е гг. XVI в.). Вел. князь не дерзнул оставить список своей прежней иконы-«пленницы» и, отпуская обратно с честью прп. Паисия, повелел его «проводить двум архимандритам, Спасскому Задворному Трифону да Чюдовскому Архимандриту Никандру, да протопопам и священникам Московским» (архимандритство 1-го, духовника вел. кн. Василия Васильевича, буд. свт. Тихона, приходится на 1453-1462, см.: Строев. Списки иерархов. Стб. 142; 2-го архимандрита определяется менее уверенно - 1471-1477, см.: Там же. Стб. 162). Также вел. князь распорядился хранить О. и. и ее список в мон-ре, но «егда от Казани и от луговыя черемисы в Галиче не тихо» - переносить обе иконы в городскую соборную церковь «во имя Всемилостиваго Спаса за сторожею» на временное сохранение (в т. ч. без указания их в описи храма). Основной источник информации об О. и.- Житие прп. Паисия Галичского - не содержит включенное в рус. летописи московской редакции «Чудо о Димитрии Красном», сообщающее о кончине князя: уже приготовленный к погребению и лежащий в храме, он вдруг ожил и был жив еще 3 дня, пел псалмы и говорил о божественных предметах. После этого события, к-рое в тексте не связано непосредственно с иконой, прп. Паисий встречался с епископом и храм был вновь освящен (вероятно, духовные лица не знали, как оценить произошедшее). Иконография и списки

http://pravenc.ru/text/2578155.html

В них на первом плане означены дела брачные и отношения между супругами, словом – дела союза супружеского. Уставы поручали эти дела духовному суду, – в том отношении, чтобы не были допускаемы браки в племени и сватовстве; чтобы они совершались законно и с благословения Церкви; чтобы не было насильственных похищений жен и девиц; чтобы между мужем и женою не было ссор и тяжб, прелюбодейства, многоженства и пр.; чтобы разводы не были произвольны и без вины. Все это требовалось правилами восточной Церкви: след. уставы наши признавали их значение не только духовное, но и гражданское, когда поручали духовенству наблюдение за исполнением их в обществе. Что же видим? Собственный дом Ярослава, взаимным бракосочетанием с домом короля польского, представлял пример незаконных браков, в родстве. Нифонт, епископ новгородский, не дозволил своему духовенству венчать князя новгородского Святослава, вступившего также в незаконный брак, – и Святослав венчан своими попы 54 . О супружеских союзах в народе, лучше всего свидетельствуют пастырские послания в разные места России. Митрополит Иона в 1452 году писал к вятскому духовенству: «тамошнии ваши духовные дети незаконно живут, поимающе жен до пяти, до шти и седми, а вы их благословляете и приношения от них приемлете, что есть Богу дерзко» 55 . В другой раз (1456) тот же пастырь снова укорял вятчан в тех же пороках: «се слышание мое, сынове, что у вас на Вятке многие христиане с женами в невенчании живут, а инии венчаются четвертым и пятым совокуплением, а инии шестым и седмым и до десятого, а духовнии их отцы, игумены и попы теми богомерзскими браки их совокупляют» 56 . В том же обличал и ростовцев архиепископ Феодосий (1458) 57 . Митрополит Геронтий (1486) с своей стороны писал о том же особое послание к вятскому духовенству: «слышим, что тамо ваши духовнии дети женятся в роду и кумовстве и в сватовстве поимаются; а иныи пятым и шестым и до седмаго брака совокупляются, а вы их благословляете и приношение от них приемлете» 58 . Митрополит Симон (1501) писал в Пермь: «женитв незаконных не чините богомерзких, якоже слышу о вас, что де у вас поимаются в племени по ветхому и по татарскому обычаю: кто у вас умрет и брат его жену его поимает и вторый и третий брат его такожде творит» 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

231 ...рожден бых от благородных родителей... добре вси от лтописцов руских... – Отцом Курбского был боярин и воевода князь Михаил Михайлович Курбский, потомок смоленского князя Федора Ростиславича, получившего в результате брака в 1294 г. Ярославское княжество в качестве приданого и титул ярославского князя. Мать Курбского была дочерью Михаила Васильевича Тучкова, представителя знатного старомосковского боярского рода Морозовых. 232 ...яко первие дерзнул Юрей Московский в Орд на святого великого князя Михаила Тверскаго... – Московский князь Юрий Данилович (1303–1325), претендовавший на великокняжеский владимирский престол, который в начале XIV в. принадлежал тверскому князю Михаилу Ярославичу (1285–1318), привел в 1313–1314 гг. войска татарского военачальника Кавгадая на Тверь. Князь Михаил Ярославич разбил объединенные московско-татарские войска, но затем был вызван по требованию хана в Золотую Орду и казнен там в 1318 г. в присутствии своего соперника князя Юрия, который настаивал на этой казни. Впоследствии князь Михаил Ярославич Тверской был причислен к лику святых мучеников. Современное сказание о нем было внесено в русские летописи и бытовало в различных вариантах в русской рукописной традиции, подвергнувшись промосковской цензуре (см.: Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование. М., 1974. С. 275–276. См. издание летописной редакции Жития Михаила Ярославича Тверского в 6 т. наст. изд.). Курбский, очевидно, знал тайную историю этих событий не из официальной литературы. 233 ...и Ерославичом... – Речь идет о расправе великого князя Московского Василия Васильевича Темного, прадеда Ивана IV, над его бывшим верным союзником серпуховским удельным князем Василием Ярославичем, который в 1456 г. был заточен, а затем отправлен в ссылку. После ссылки князя Василия Ярославича его жена и сын бежали в Литву, сам же опальный князь скончался в «железах» на Вологде зимой 1482/83 г. 234 (На поле: Род. Борис Ивановичь Морозов родил Тучковъ двух: Василия и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но согласие Великого Князя Василия Васильевича с его шурином Князем Василием Ярославичем 8 продолжалось недолго: в 1456 году Великий Князь, по подозрению, лишил князя Василия всех уделов и сослал на заточение в Углич, где он и умер в 1464 году, а сын его князь Иван Васильевич бежал от смерти в Литву и изгнанником умер на чужбине, с ним и весь род Владимира Андреевича Храброго исчез с лица земли Русской. Часть владений Василия Ярославича была передана Великим князем оставшемуся ему верным до самой смерти Верейскому Князю Михаилу Андреевичу, брат которого, князь Можайский Иван Андреевич , также подвергся опале Великого Князя и в 1451 году бежал в Литву. А Михаил Андреевич, поссорясь в последствии с своим сыном Василием (который, не желая покорствовать Великому князю, бежал тоже в Литву), лишил его наследства и духовным завещанием 1486 года предоставил все свои владения, и в том числе Ярославец, «своему Господину и Государю и Великому Князю Ивану Васильевичу». Замечательно, что, сделав сие завещание, князь Михаил Андреевич вскоре на третьей неделе после Пасхи скончался и погребен в Боровском Пафнутьевом монастыре. В этом завещании Ярославец упоминается во второй раз и уже более определённо, то есть 9 , именуется не Ярославлем, а Ярославцем. В 1481 году последовало нашествие на Россию хана Ахмата: путь его к Москве лежал через нынешнюю Калужскую губернию. Сведав, что берега Оки сторожат полки Русские, хан повернул к границам литовским; обходя Оку и прошедши через нынешние уезды Лихвинский, Перемышльский и южную часть Мединского, он имел намерение перейти здесь Угру. Но Русские успели отразить передовой отряд татар, пытавшихся переправиться через Оку реку; 8-го октября пришли главные силы хана и, как саранча, покрыли весь правый берег Угры. Главные же силы Московские, под предводительством самого Великого Князя, стояли в Кременце на берегу реки Лужи 10 . Начались было переговоры о мире, по предлагаемые ханом условия далеко не соответствовали чести московского Великого Князя. Переговоры кончились; Иоанн, одушевленный посланием Архиепископа Вассиана и Игумена Паисия, исполнился веселья и мужества, стал готовиться к битве 11 . Прошло еще около двух недель; обе рати стояли в бездействии, отделенные одна от другой рекой. Хан сделал было попытку переправить свою отборную конницу через Оку у Опакова городка, но посланный отряд был отбит. Между тем река начала покрываться льдом; тогда Великий Князь, не надеясь долее удержать татар за Угрою, приказал сторожевым полкам отступить к Кременцу, откуда перенес свою главную квартиру в Боровск, намереваясь дать хану сражение на равнинах, окружающих этот город.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010