Прохоров высказал мнение, что митрополит Киприан (он был поставлен в 1375 г., еще при жизни Алексея, умершего 12 февраля 1378 г., в митрополиты русских земель, входивших во владения Великого княжества Литовского, с тем, чтобы по смерти Алексея распространить свою юрисдикцию на всю Русь), не принятый Дмитрием Ивановичем, и поддерживавшие его епископ Дионисий Суздальский , троицкий игумен Сергий Радонежский и игумен Феодор Симоновский, были сторонниками решительных антиордынских действий, а ставленник Дмитрия недавний священник Митяй выступал за соглашение с Мамаем. В начале 1379 г. великий князь под влиянием Митяя пошел на компромисс с Ордой, согласился платить ей дань в размерах, существовавших до «замятии» (почему перед Куликовской битвой Мамай и требовал того выхода, что шел при Джанибеке), но осенью (в отсутствие Митяя), под влиянием Сергия и Феодора вернулся к антиордынской политике 551 . Это мнение было подвергнуто критике А.С. Хорошевым, который, наоборот, посчитал, что именно Киприан, Сергий, Дионисий и Феодор стояли за покорность Орде, а Митяй поддерживал освободительную борьбу Дмитрия 552 . Насколько убедительно аргументированы эти точки зрения? Аргументы Г.М. Прохорова следующие: 1) Дионисий Суздальский участвовал в редактировании Лаврентьевской летописи, во время которого в рассказ о нашествии Батыя было вставлено прославление погибших князей как павших за православную веру; 2) в Дионисия послал стрелу в 1375 г. посол Сарайка; 3) Митяй, оказавшись у Мамая, получил от него ярлык, не отличавшийся от прежних ханских ярлыков митрополитам, следовательно, признал власть Орды над Русью, и, продолжает Г.М. Прохоров, это скорее всего было сделано с санкции Дмитрия, желавшего мира с Ордой ввиду обострения отношений с Литвой; 4) указание раннего летописного рассказа о Куликовской битве, что Дмитрий отправился в поход «за всю землю Русскую» свидетельствует, что он принял программу Киприана-Сергия-Дионисия-Феодора, подразумевавшую единую русскую митрополию (включавшую русские земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского), отказавшись от плана создания митрополии только для Северной и Восточной Руси (что было бы реализовано, если бы митрополитом стал Митяй – западнорусские земли остались бы тогда под юрисдикцией Киприана) 553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грачаница. Монастырь Грачаница. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Монастырь в Грачаницах во имя Успения Пресвятой Богородицы расположен в самом центре Косово и Метохии. Обитель была основана королём Стефаном Милутином в 1315 году на руинах церкви XIII века, которая в свою очередь была построена на фундаменте раннехристианской трёхнефной базилики VI века. Притвор и церковная башня были построены несколько десятилетий спустя, в том числе в целях защиты фресок на западном фасаде. Нартекс был серьёзно повреждён турками в период между 1379 и 1383 годами, но был восстановлен в 1383 году. После битвы на Косовом поле в 1389 году монастырь снова подвергся разграблению. Во время турецкого владычества Грачаница стала важным культурным центром. Во время правления митрополита Никанона (1528-1555) было написано несколько новых икон для алтаря. Кроме того, здесь находилась типография, выпускавшая в большом количестве богослужебную и духовную литературу. Благодаря усилиям патриарха Макария Соколовича в монастыре были проведены крупные реставрационные работы, в том числе написаны новые фрески в монастырской церкви. При патриархе Паисии церковь была покрыта свинцовой кровлей, а в иконостасе водружён массивный крест. Во время Великой Турецкой войны 1683-1699 гг. монастырь снова был разграблен турками, которые таким образом пытались отомстить сербам за поддержку Австрии во время осады Вены в 1683 году. Османы сняли крест, напольные плиты, а также разграбили монастырскую ризницу, устроенную в храме патриархом Арсением III. После этого вандализма обитель прекратила своё существование. Успенская церковь действовала на протяжении многих столетий в качестве приходского храма. Несколько монахинь вернулись сюда только после Второй мировой войны для восстановления здесь, на святом месте, уже женской обители. В 90-х гг ХХ века, во время военных действий, монастырь несколько раз подвергался нападениям албанских экстремистов. В настоящее время он находится под охраной военных сил КФОР. В обители проживают 10 сестёр. 13 июля 2006 года монастырь Грачаница включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://sobory.ru/article/?object=34592

Ради блага своего малого государства сговорчивый император стал клиентом турецкого султана; но когда он появился во главе своих войск в Азии, возмутились Андроник и его друг Санджи, сын Мурада. Султан Мурад подавил движение с обычной быстротой; турецкий принц был обезглавлен, Андроник ослеплён. Склонность императора к венецианцам доставила восставшему помощь генуэзцев; он был освобождён из тюрьмы, добился вступления в столицу в августе 1370 г., низложил отца 18 октября и короновался, как Андроник IV. Эти восточно-римские события представляют только побочное интермеццо в могучей, втянувшей все морские государства Средиземного моря, войне обеих республик – Венеции и Генуи, которой положил конец туринский мир лишь в 1381 г. Старый Иоанн V, бежавший из тюрьмы, был поддержан турецким султаном и в 1379 г. занял столицу. Два года спустя они помирился со своим старшим сыном, но после его смерти просто устранил в 1385 г. своего внука Иоанна, сына Андроника, от престола. Право на престол осталось за Мануилом. Как в Азии, так и в Европе османы вскоре стали неограниченными повелителями, сокрушив на Коссовом поле в горячем бою могущество когда-то столь славного сербского государства (1389 г.). За этот всемирно-исторический успех султан Мурад поплатился жизнью; но его сын Баязид I был как раз человеком, который мог неуклонно использовать благоприятное положение дел. К Палеологам он относился с пренебрежением. Единственный ещё греческий город Малой Азии, сохранивший свою независимость, Филадельфия, должен был ему сдаться на благоприятных условиях. Наследнику престола Мануилу приказано было сопровождать Баязида во время похода. Этим моментом и воспользовался сын Андроника, Иоанн VII, которого ранее удовлетворили Солунью и Селиморией, чтобы свергнуть деда и занять в апреле 1390 г. престол. Уже в сентябре того же года Мануил восстановил на престоле своего отца. Баязид принудил старого императора снова прервать предпринятые им работы над восстановлением столичных укреплений. С горя от этого позора умер 16 февраля 1391 г. Иоанн V, после столь же долгого, сколь бесславного правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Раскол оказался длительным, и примирение произошло также по политическим причинам: возросла турецкая угроза, и император Иоанн V Палеолог (1341–1376, до 1354 г. – совместно с Иоанном VI; 1379–1391) в 1364 г. побудил патриарха Каллиста совершить поездку в Сербию и лично снять произнесенную на сербов анафему, однако задуманное, из-за смерти патриарха в пути, так и не осуществилось. Греческие епархии, попавшие на сербские земли, вернулись в юрисдикцию Константинополя в 1368 г. при патриархе Филофее Коккине. Примирение, однако, не коснулось Печского Патриархата. Мир между церквами, которому предшествовало сокрушительное поражение сербов в битве с турками при р. Марице в 1371 г., был установлен в 1375 г. по инициативе сербского князя Лазаря (1371–1389). Посредниками на переговорах выступили афонские монахи-славяне во главе с известным исихастом Исаией. Патриарх Филофей направил своих полномочных представителей – монахов Матфея и Моисея – в Сербию, и они торжественно провозгласили снятие анафем с Душана на его могиле в Призрене, совершили торжественную литургию с сербским духовенством в Пече и объявили Савву IV признанным патриархом Сербским (1354–1375). Участие Исаии в переговорном процессе – не случайное совпадение: правление Лазаря стало периодом наивысшего расцвета исихазма в Сербии. Константин Философ (Костенецкий) хвалил Сербию Лазаревичей вв.) за то, что «жизнь в этой стране – как Церковь Божия», ибо у них «исполняется закон по Христу» и для всех «законом была добродетель», а Григорий Цамблак называл Сербию того времени «одним большим монастырем». В это время в страну пришли ученики Григория Синаита , основавшие монастырские центры Раваница, Лазарица, Новая Павлица, Любостина, Ресав. После завоевания Тырновского царства в Болгарии в Сербию бежали многие монахи, писатели и деятели просвещения, преуспевшие в поддержке духовной жизни сербского народа. На мировоззрение сербов этого периода значительное влияние оказали переводы сочинений Григория Паламы и других византийских исихастов. Большую роль сыграли и переводы полемических сочинений, способствовавшие формированию духа сопротивления латинской экспансии и стойкому отстаиванию православной духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и 1365 Дионисию ум мрака свобождает. Се 1366 имя святое выну почитайте, услышавше Иисус, главы преклоняйте 1367 . О сем всякое 1368 колено себе преклоняет 1369 , небо, земля и вся 1370 тварь 1371 оно почитает. Иисус сладость Иисус есть всех 1378 сладость 1379 , вся бо 1380 услаждает, иде же благодать Си Господню вливает. Горка есть смерть излиха 1381 , найпаче чрез муки, егда мучителския дручат кого руки. Обаче и та горесть Христом осладися, ибо мучеником смерть сладка сотворися, Зане же, яко на мед, вернии течаху, иде же мучители онех убиваху. Друг друга предваряя, на муки бежаше, яко мзду всесладкую в небе быти знаше. Вящшею охотою тогда смерть искася и мучение люто от верных страдася, Неже епископская днесь ся честь желает, и неже стяжанная сердце утешает. О всесладкий Иисусе, ослади жизнь мою, горку зело грехами, чрез благодать Твою. Дажд ми сладко чрез весь век работати Тебе и вечно наследити Твою сладость в небе. Икона Богородицы Иконописец некто благочестив бяше, ко Матери Божией любовь соблюдаше. Обыкл же образ ея прекрасно писати, а демона под ноги ея полагати, Скаредно писаннаго, за что разьярися враг, и жестоко ему претяй появися. Обещая велику пакость сотворити, аще не престанет й тако скаредити. Зограф 1389 же 1390 врагу рече: Аз тя не боюся, паче скаредство твое явити потщюся. Исчезе демон с гневом, потом 1391 случай бяше: зограф 1392 образ Девыя на стене писаше В храме некоем. Тамо не забы явити и скаредства вражия под ноги вместити, Изображая, яко та есть она жена, ею же змия того бе глава сотрена. Враг, не терпя досады, хотя 1393 й свалити, потщася вся подставы древяны ломити. Тым убо падающым, зограф 1394 он 1395 смутися, но Божией Матери молебно вручися. И простре образ руку, мужа похищая, от падения смертна чюдне свобождая. Падоша вси подставы, зограф 1396 же 1397 висяше, держим рукою Девы. Оле чюдо бяше! Что видяще людие, подмоет пристроиша, зографа 1398 кроме вреда 1399 к земли низпустиша, А Христа Бога Матерь честно величаху, содеянное чюдо миру возвещаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

А судит Бог общему изменнику вашему и моему владыке новгородскому Пимину, и его злым советником и единомыслеником, ненавидям рода человеческаго взыщется проливаемая кровь на тех изменниках. И вы о всем ныне не скорбите, живите во граде сем благодарив, и яз вам во свое место оставлю царьского правителя во граде, болярина своего и воеводу князя Петра Даниловича Пронского». И сия глаголы изрече и отпусти их с миром во своя домы. А сам благоверный государь царь и великий князь Иван Васильевичь и с сыном своим благоверным царевичем со князем Иваном Ивановичем и со всею своею силою пошел из Великого Новаграда во Псков. А владыку Новгородцкаго архиепископа Пимина, и попов и дияконов, которые не искупилися от правежу, а прочих досталних 721 новгородцов опалных людей повеле государь отсылати за приставы в Олександрову слободу, 722 до своего царева приезду. И как государь приехал изо Пскова в богоспасаемый град Москву, и повеле со владыки цовгородцкого Пимина сан сняти и в заточение послати в монастырь, он же тамо вскоре не по мнозе времени преставися благодарив. А прочих оставших новгородцов, опалних людей, повеле государь на Москве казнити смертною казнию, главы их отсекати. И тако тии ту скончашася. А иных мнозе испытани, 723 повеле государь по иным городам разсылати на жителство. Се же бысть все неизреченными судбами и наказанием вседержытеля Господа Бога нашего в великом сем богоспасаемом Новеграде и всем живущим в нем за грехи наша и прочему человеческому роду на уверение. 724 Аминь. 448 Стр. 380. Дмитрий Иванович – великий князь Московский с 1362 по 1389 г. Был прозван Донским после Куликовской битвы. 451 Мамай – татарский военачальник («темник») при хане Бердибеке (1357–1361 гг.), в 1379 г. захватил власть и был фактическим правителем Золотой Орды до 1380 г. 452 Залесская земля – так назывались земли Владимиро-Суздальского княжества, а затем и Московского. 455 …на рек на Каял… – Здесь под Каялой подразумевается река Калка, на которой русские потерпели первое поражение от татар в 1223 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

В. О. возобновил в Киеве чеканку серебряных монет. Монеты с его именем имели хождение в Киевской и Черниговской землях, Литве, Орде, встречаются в кладах вместе с литов. денариями, пражскими грошами и ордынскими дирхемами, экземпляр монеты с именем В. О. обнаружен в Крыму ( Хромов К. Монета Владимира Ольгердовича из Старого Крыма//Наследники Чингизхана и их монеты//www.hordecoins.folgat.net/rpagehome.htm [Электр. ресурс]). Ранние монеты В. О. имеют орнаментальный рисунок плетёнку, свидетельствующий о зависимости киевского князя от правителей Золотой Орды. Монеты В. О. обнаруживают тесную весовую взаимосвязь от литовских и отражают установившуюся политическую зависимость Киевской земли от Великого княжества Литовского. Техника чеканки испытала влияние мастеров Владимиро-Суздальской земли, выразившееся в использовании заготовок из серебряной проволоки. Зависимость киевского князя от литов. правителей ярко отразилась в событиях, связанных с борьбой за митрополичий престол, развернувшейся после смерти Киевского митр. св. Алексия († 1378). В этой борьбе В. О. поддерживал Киприана , поставленного по настоянию литов. вел. кн. Ольгерда в 1376 г. К-польским Патриархом Филофеем Коккином в митрополита Киевского и Литовского с правом управления всей Русской Церковью после кончины свт. Алексия. В 1376-1381 и 1382-1390 гг. Киприан действовал на территории Литвы, часто жил в Киеве. Весной 1384 г. В. О. задержал в Киеве Суздальского архиеп. св. Дионисия , путешествовавшего из К-поля, где он был поставлен Патриархом Нилом на общерус. митрополичью кафедру, в Москву. Киевский князь обвинил свт. Дионисия в том, что архиерей «пошел еси на митрополию в Царьград» без его «повелениа», и заточил его в тюрьму, где святитель скончался через полтора года. Томский список 1-й редакции Книги степенной царского родословия (60-е гг. XVI в.) акцентирует внимание на том, что решение об аресте свт. Дионисия В. О. принял, «Киприану митрополиту бывшу в Киеве» ( Сиренов А. В. Краткая редакция Степенной книги//Рукописная книга Др. Руси и славянских стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 116, 132). (Позиция В. О. была хорошо известна в Москве, поэтому Митяй (Михаил) и Пимен , др. московские кандидаты на митрополичий престол, в 1379-1389 гг. путешествовали в К-поль по Дону, в объезд поднепровских земель В. О.)

http://pravenc.ru/text/159102.html

1362 Epistulae quattuor ad Serapionem. Epistula 4. 2. 1. 1; De decretis Nicaenae synodi 27. 1. 3: πολυμαθς κα φιλπονος. 1364 Meijering E. P. Orthodoxy and Platonism in Athanasius: Synthesis or Antithesis? Leiden: Brill, 1968. P. 130–131. 1370 Василий Великий , свт. Беседа 5. На память мученицы Иулиты//Он же. Творения. В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 906: «Для поспешающего к горней жизни, всякого наказания и всякой темницы тяжелее пребывание с телом». См.: Попов И. В. Патрология. С. 263. 1375 S. Basilius Caesariensis. Homiliae in hexaemeron 8. 7. 12–13: Πντα προστγματι Θεο κ το μ ντος ες τ εναι παραχθντα («Все Божиим повелением приведено из небытия в бытие»). 1379 Homiliae in hexaemeron 1. 11. 42; см.: Беседы на Шестоднев. Беседа 1. С. 334: «Если мы предпримем теперь говорить о таких предположениях, то сами впадем в такое же пустословие, как и их изобретатели». 1380 Ibid. 1. 3. 14; см.: Беседы на Шестоднев. Беседа 1. С. 323: «Видя, что тела, описывающие круги, возвращаются в прежнее свое положение, равномерностью и непрерывностью их движения не удерживай себя в той ложной мысли, будто бы мир безначален (ναρχον) и нескончаем (τελετητον)». 1386 S. Basilius Caesariensis. Constitutiones asceticae [Sp.] 31. 1384. 20: διατεμοσης τν φσιν. 1389 Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Глава 18//Творения. В 2 т. Т. 2. С. 353. 1390 Homilia In illud. Attende tibi ipsi 3//PG 31. 204 B: «Наша жизнь двояка; одна свойственна плоти, скоропреходящая, а другая сродна душе, не допускает предела»; Sermo de renuntiatione saeculi//PG 31. 644 D: «Душа есть подобие неба, так как в ней обитает Господь; плоть же составлена из земли (σρξ δ κ γς πρχει), и в ней обитают смертные люди и бессловесные животные». 1391 Киприан (Керн) , архим. «Золотой век» святоотеческой письменности. C. 88. Здесь же кратко отмечено, что «стоическое учение о семенных логосах просветилось в устах кесарийского святителя в таком миропонимании», но не проведено более или менее подробного сравнительного анализа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Обычай петь псалмы, по захождении солнца, был в первые века христианства, и название вечерни всего более приличествовало псалмопению этого времени. Из книги Апостольских постановлений 1375 и из сочинений: Климента Александрийского , 1376 Григория Нисского , 1377 Василия Великого , 1378 Лаодикийского собора, 1379 Амвросия 1380 и Иеронима мы узнаем, что вечернее псалмопение – vespertina совершалось по захождении солнца. Кроме того, как на Востоке, 1381 так и на Западе 1382 вечернее время называлось lucernaria; 1383 это потому, что на этом Богослужении возжигали светильники. 1384 Обычай петь вечерню по захождении солнца восходит до 8-го и 9-го века как в церкви Восточной, так и Западной. 1385 Только с 9-го или конца 8-го века церковь стала отправлять вечерню непосредственно после 9-го часа, до заката солнечного. Этот последний обычай введен был в Восточной церкви некоторыми монахами. 1386 Всеобщим он стал после 9-го века. Но церковь Миланская и доселе служит вечерню вечером, по древнему обычаю, когда зажигают светильники. 1387 О древнем составе вечерни мы можем судить на основании книги Апостольских постановлений, где сказано, что собрание открывается пением псалма предначинательного или светильничного и 140, и затем следуют молитвы 1388 об оглашенных с подразделением их на классы. Для каждого из этих классов назначена своя особенная молитва, произносимая священником, особенная ектения, после чего известный класс оглашенных выходил из храма. За этим следует молитва о верных, сугубая ектения, просительная, прошения которой большею частью сходны с ектенией, произносимой в настоящее время, как-то: о мире, о церкви, Епископе, о плавающих, недугующих и всякого рода несчастных. Во время сугубой ектении все молились на коленях, кроме праздничных дней. По окончании её все вставали, и диакон снова приглашал к молитве 1389 словами: восставше, просим милостей у Господа и щедрот его, Ангела мирна, и добрых и полезных и христианской кончины, вечера и нощи мирные и безгрешные, всего времени живота нашего неосужденна просим, сами себя и друг друга Богу, Христу Его предадим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Алексей Воскресенский Вступление На пространстве древнего московского великого княжества, на Северо-востоке тогдашней России, в XIV и последующих столетиях было одно место, неудержимо привлекавшее к себе людей, жаждавших уединенного подвига и совершенного безмолвия, где, в ничем не нарушаемой тишине, они искали одного – работати Господеви со страхом и радоватися Ему с трепетом. Местом этим был «Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притоном разбойников, издавна казавшийся какою-то обетованною землею любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон, преимущественно же из Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского. Монашеский топор в продолжение трех веков то там, то инде не переставал рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течению одной только незначительной речки Нурмы было несколько иноческих обителей, а сколько было рассеяно пустынь и уединенных келлий по громадному пространству этого леса! Там в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами, жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир. Комельский лес воспитал в своих недрах целый сонм великих подвижников и основателей монастырей» 1 . Духовным родоначальником Комельского отшельничества был преподобный Сильвестр Обнорский, первый пришедший сюда из духовной дружины Сергиевой и основавший на берегу р. Обноры свою Воскресенскую обитель, в которой, 25 апреля 1379 г., и скончался о Господе. Последователем его был преподобный Сергий, на левом берегу р. Нурмы возродивший монастырь Всемилостивого Спаса и 7 октября 1412 г. отошедший ко Господу. Поселившийся близ Сергиевой обители в 1389 г. безмолвник, преподобный Павел, в 1414 г. стал первоначальником обители Св. Троицы. Обитель Сильвестрова и Сергиева с 1764 г. обращены в приходские церкви, а обитель преподобного Павла от дня своего основания непрерывно существует доныне, всегда являясь высокою и спасительною школою истинного о Христе подвижничества, из которой вышел целый сонм Богопрославленных мужей, созревших в ней для радостей неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010