—4— сочини книгу Лексикон, речении языка славенска и греческа, и со инеми языки, в научение и во уразумение учащимся потребный“. С этими „мудрыми и божественного писание изящными“ мужами „сей любомудрия рачитель Феодор“ в „любезном ему беседовании иногда целыя нощи бодростне“ препровождал 1375 . Свидетельство „Жития“, собственно говоря, различает два момента: а) основание Ртищевым Андреевского монастыря с заселением его тридцатью малороссийскими иноками, искусными в чтении, пении и в монашеском делании, и б) вызов сверх того („еще же“, „к сему же“) учёных монахов, во главе с Епифанием Славинецким, для учительства и перевода книг. Но учёные, сливая оба эти момента, обычно количество всех вызванных Ртищевым малороссийских старцев определяли цифрой 30 и всех их считали учёными монахами. В это число в прежнее время включали и Епифания Славинецкого, которого называли ректором основанной Ртищевым после 14 мая 1649 г. школы, управлявшим ею до 1652 г., до своего перевода в училище, учреждённое п. Никоном . С разными вариантами этого мнения держались м. Евгений 1376 , И. Сахаров 1377 , Голиков 1378 , Н.А. А. 1379 , Берх 1380 , С.К. Смирнов 1381 , Аскоченский 1382 , Щапов 1383 , Певницкий 1384 , Соловьев С.М. 1385 , Костомаров 1386 , —5— Н.И. Петров 1387 , И. Татарский 1388 , А. Андрияшев 1389 и др. Ряд защитников этого устаревшего мнения доходит до наших дней, – его поддерживали даже в 1912 г. 1390 . Позднее, когда открылось что Епифаний Славинецкий был вызван не Ртищевым, а царём, и поселился не в Андреевском монастыре, а в большом посольском дворе, откуда и был взят в Чудов монастырь, – его исключили из числа тридцати. Но так как показанию „Жития“ всё же придавалась прежняя степень веры, то нужно было как-нибудь согласовать его с открывшимися документальными свидетельствами. М. Макарий представил дело так, что царский постельничий Ф.М. Ртищев, ещё до отправления царём письма к м. Коссову 1391 , построил в двух верстах от Москвы, по Киевской дороге, близ церкви св. Андрея Стратилата, монастырь точно такого, какого желал некогда Пётр Могила 1392 . И благодаря, без сомнения, влиянию царского письма, посланного в Киев, Ртищев успел ещё в том же 1649 году вызвать в свой монастырь на жительство из Киево-Печерской Лавры, из Межигорского и других киевских монастырей „иноков изящных в учении грамматики словенской и греческой, даже в риторики и философии“. И вот прибывшие тогда из Киева иноки, до 30 чел., „немедленно открыли своё обучение для всех желающих“, причём первым их учеником был сам

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

возведён 12.05.1166 (1174) Константин II, митрополит поставлен Никифор II, митрополит управлял Гавриил, митрополит упоминается с 1198 по 1210 неизвестно Дионисий, митрополит упоминается неизвестно Матфей, митрополит упоминается 22.08.1220 Кирилл II, митрополит рукоположен с 06.01.1224 Иосиф, митрополит упоминается возможно, убит в 1240 Кирилл III, митрополит рукоположен ок. 1246–1247 (избран в 1242 (1243)) 07.12.1281 Максим, митрополит, свт. рукоположен 06.12.1305 Пётр, митрополит, свт. рукоположен с мая-июня 1308 21.12.1326, погребён в Москве Феогност, митрополит, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит, митрополит рукоположен с 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), митрополит свт., бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Михаил (Митяй) наречённый митрополит 1379, не рукоположен рукоположен с 02.12.1375 (1376) до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве управлял с 1380 до 1382 изгнан и пребывал в Киеве с 1390 вернулся на кафедру Пимен, митрополит рукоположен управлял с 1382 по 1384 низложен;11.09.1389 Дионисий, митрополит свт., бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 Киприан, митрополит, свт. (повторно) с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, митрополит, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 наречённый митрополит с осени 1414 рукоположен Собором Западно-Русских епископов по просьбе Литовского князя Витовта без санкции Константинопольского патриарха с 15.11.1415 (1414) зимой 1419 (1420) бывший епископ Смоленский 26.07.1435 (сожжён) Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) поставлен бывший епископ Рязанский и Муромский с 15.12.1448 (избран в 1431) 31.03.1461 Сведения Григорий (Болгарин), митрополит Киевский, Литовский и всей нижней России рукоположен с 15.10.1458 в начале 1474 Мисаил (Пеструцкий-Друцкий Соколинский-Бабич, князь), наречённый митрополит Киевский, бывший епископ Смоленский, поставлен Спиридон (Сатана), митрополит рукоположен с 15.09.1475 прибыл в Литву в 1476 не был принят ни в Москве, ни в Литве, находился в заключении; 1503–1505

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

отец мыслит под общим понятием обогащения людей Христом. «Христос, будучи богатым, сделался бедным, чтобы нищетой Своей обогатить нас». 1375 Эту обогащённую Христом бедность людей св. Амвросий характеризует так: «Мы сделались слишком бедными, так как потеряли обманом диавола драгоценные одежды добродетелей, мы лишены рая, выгнаны из отечества, отосланы в ссылку, лишены даже самого покрова тела, которое прежде защищала ограда добродетелей, а потом обнажили грехи». 1376 Но, так как райское состояние в представлении св. отца тесно связывалось с образом «небесного человека», то и плодом искупления, – по словам св. Амвросия, – было то, что мы стали причастниками небесной природы (naturae caelestis). 1377 Благодаря искуплению появляется новое творение, надмирное (supra mundum), 1378 небесный человек, который уже здесь, на земле, походит на ангелов, 1379 небесный житель, 1380 в самом себе являющий небо. 1381 А так как небесность человека ближе всего проявляется в его духовной природе, созданной по образу и подобию Божию, то обличение в нового, небесного человека знаменует собой прежде всего восстановление образа Божия 1382 с его характерными свойствами – разумом и, особенно, свободой, понимаемой св. Амвросием в смысле благодатной 1383 свободы как от рабства греху, 1384 так и от рабства миру. 1385 Христос, – говорит св. Амвросий, – принесши в жертву Свою плоть, освободил весь мир 1386  и всей вселенной даровал свободу (universis libertatem daret 1387 ), отождествляемую иногда св. отцом с райской свободой (restituit libertatem paradisi 1388 ). В непосредственной связи с восстановлением в человеке образа Божия стоит причастие Его божественной природе и благодать сыновства, когда люди, благодаря воздействию Св. Троицы и, в особенности Св. Духа, 1389 становятся как бы богами, как бы сынами Божиими (quasi Dei, quasi filii Dei 1390 ), сынами духовными (filii spiritales 1391 ), откуда и Христос, удостоивший людей причастия Своего величества, называет их братьями, говоря: «Возвещу имя Твоё братьям Моим» ( Ис. 21, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1376. О нем мы говорили в Главе VI. О жизни Павла Григоровича в горах Кавказа в 20–е годы и о его расстреле см. в Главе XI. 1377. См. письмо Павла Григоровича в: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 70. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 11–13. 1378. См.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. С. 931. 1379. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. (По поводу современных афонских споров). — Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии, 1 (январь). СПб., 1913. С. 208. 1380. Зарин С. Аскетизм по православно–христианскому учению. Т. 1. Кн. 1. СПб., 1907. С. 26–27. 1381. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1, 1913. С. 203–205. 1382. Там же. С. 206. 1383. Там же. С. 206–207. 1384. Там же. С. 207. 1385. Там же. С. 208. 1386. Об»оригенизме»Григория Нисского написано весьма много, и мы здесь не будем подробнее рассматривать данный вопрос как не относящийся к теме нашего исследования. 1387. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие (По поводу современных афонских споров). — Миссионерское обозрение 3. СПб., 1913. С. 376–377. 1388. Там же. С. 387. 1389. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. ·Миссионерское обозрение 1390. Там же. С. 210–214. 1391. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1913. С. 369–370. 1392. Там же. С. 370–372. 1393. Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы VVIII веков. Париж, 1933. С. 102. 1394. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1395. Там же. С. 373. 1396. Там же. С. 377–378. 1397. Там же. С. 374. 1398. Быт. 32:28. 1399. Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1913. С. 385–386. 1400. Там же. С. 380. 1401. Там же. С. 381. 1402. Там же. С. 381- 382. 1403. Наиболее подробно биография Антония (Храповицкого) изложена в: Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. IX. Нью–Йорк, 1956–1964. 1404. См., например, Послание Председателя Русского Заграничного Синода, митрополита Антония православному населению Дальнего Востока от 12 (25) сентября 1929 года. Цит. по: Великие духовные пастыри России. Под редакцией проф. А. Ф. Киселева. М., 1999.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Списки устава сразу же распространились в монастырях «братства святого Сергия»: в Серпуховском Высоцком, Спасо-Андрониковском, Троице-Сергиевском, Савво-Сторожевском, Кирилло-Белозерском, в общежитийных монастырях Переяславля-Залесского. Немного времени спустя из гнезда Сергиева вылетел еще один птенец – его родной племянник Федор (сын его старшего брата Стефана). Умолял его Сергий: «Аз надеахся, яко кости мои предаси гробу и по мне предстатель в месте сем будешь». Однако у племянника были другие виды, и при содействии великого князя Дмитрия, получив благословение от митрополита Алексия, основал монастырь Рождества Богородицы на берегу Москвы реки на месте, «зовомом от древних Симоново». Произошло это, как было сказано выше, между 1375 и 1377 гг. «Съставишя же обще житие зело с крепостью, яко никому же отнюдь ничто же дръжати, ни же своим звати, но вся обща имети» 62 . Пришел преподобный Сергий «на съглядание места» того и убедился, «яко добро и подобно монастыру быти место то». Но не так думал неспокойный Федор и в 1379 г. перенес монастырь на более удобное место, заложив новую церковь – теперь уже во имя Успения Богородицы 63 . Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия, очень внимательная к истории именно Симоновского монастыря, отмечает, что Федор добился от патриарха Нила для себя сана архимандрита, а для монастыря – ставропигии, т. е. непосредственного подчинения патриарху константинопольскому, «а митрополиту ничим никоторыми делы не повиноватися» 64 . Однако вскоре Федору пришлось покинуть свой монастырь: видя его «великое житие и зелное въздръжание», «велиции князи» и святитель «великым молением» умолили Федора занять стол ростовской архиепископии 65 . Стромынский монастырь на речке Дубенке основан Сергием по «слову» великого князя Дмитрия Ивановича, на великокняжеской территории (волость Шерну князь Дмитрий завещает в 1389 г. своему сыну Петру). В Житии Сергия рассказывается об этом следующим образом. Узнав, что «Мамай въздвиже всю Орду и идет на Русскую землю», князь Дмитрий приходит за благословением к Сергию и обещает: «Аще убо Бог поможет ми молитвами твоими, то пришед, поставлю церковь в имя Пречистыа Владычица нашя Богородица честнаго Еа Успениа и монастырь съставлю общаго житиа» (Троиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XIV-м веке строилось много церквей; некоторые каменные на месте деревянных; другие вновь заложены каменными. На Торговой стороне, вместо деревянных, отстроены каменные: Михаила Архангела (1302), Бориса и Глеба (1300–1308; деревянная оставалась и сгорела в 1311 г.), св. Отец 1318, на Княже дворе, т. е. на Ярославовом дворище (1310 г.) Христова (1324; дерев. упомин. сгоравшею в 1311 году), Георгия на Лубянице (1356), Прокопия (1359; упоминается сгоравшею в 1311 г.), Феодора Стратилата в Плотницком конце (1359 г. упоминается деревян. под 1329 г.), Ипатия на Рогатице (1369–1370), Спаса Преображения на Ильиной улице (1374), Дмитрия на Славковой улице (1381–1382), Рождества в Поле (1382), Климента на Иворовой улице (1386). Вновь каменные; Знаменская (1355), Иоанна у Немецкого двора (1359), Благовещенская на Михайловской улице, в Славенском конце (1362), Петра и Павла в Славном (1367), Бориса и Глеба в Плотницком конце в Запольской улице (1377), Филиппа на Нутной улице (1383), Иоанна Богослова в Радоковицах (1383). Деревянные: Димитрия на Бояне Улке (1300), Екатерины на Торгу (упомин. сгоравшею в 1311), Спаса на Лубянице (упоминается сгоравшею в 1329 г.), Никиты в Плотницком конце (1368). Сверх того, упоминается о 22 церквах, сгоревших в 1399 г. Прежде каменные вновь перестроены: Пятницы (1345), Успения (1388). На Софийской стороне: в Детинце – каменные: Владимира на Воротах, от Прусской улицы (1311), Вход в Иерусалим, близ Софии (1336), Иоанна 3латоустаго (1351); вместо деревянной, каменная Рождества Христова, на-Сенях (1362); вместо старых каменных: Покрова Пресвятыя Богородицы у Прусских ворот (1389 г., прежняя каменная упоминается в 1305 году), Бориса и Глеба (1351), деревянная Афанасия и Кирилла обетная (1390); неизвестно какая Богородицы (1351). На Софийской стороне за Детинцем: каменные вместо деревянных: Троицы в Редятине улице в Людине конце (1366), Василия на Ярышевой улице, в Людине конце (1370), Флора и Лавра на Людгоще улице в Неревском конце (1379), Константина и Елены на Ростнике улице в Неревском конце (1390), Дмитрия на Даниславле улице в Людином конце (1394 о дерев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

русский, поставлен до 1242–1243 г., рукоположен ок. 1246–1247 г., на Руси упом. с 1250 г., † 6.12.1281. Свт. Максим грек, рукоположен в 1283 г.; прибыл на Русь в 1285 г., в 1299–1330 г. перенес резиденцию во Владимир Суздальский; † 6.12.1305. Свт. Петр русский, рукоположен в 1308 г.; † 21.12.1326, погребен в Москве. Свт. Феогност грек, прибыл в 1328 г.; † 4 (11).03.1353. Свт. Алексий русский, рукоположен 30.06.1354; † 12.02.1378. Свт. Киприан болгарин, рукоположен 2.12.1375; до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве; с 1381 г. в Москве; в 1382 г. изгнан и пребывал в Киеве; в Москве вторично с 6.03.1390; † 16.09.1406. Михаил (Митяй) русский, нареченный митрополит с 1378 г., † 1379, не рукоположен. русский, рукоположен в 1380 г.; принят в Москве в 1382 г.; низложен патриаршими послами зимой 1384–1385 г., низложение подтверждено Константинопольским патр. в кон. 1387 – нач. 1388 г.; † 11.09.1389. Свт. Дионисий русский, рукоположен в 1384 г.; † 15.10.1385. Свт. Фотий грек, рукоположен 1.09.1408; прибыл на Русь в 1409 г.; † 2.07.1431. Герасим русский, рукоположен в 1433 г.; сожжен в 1435 г. литовским кн. Свидригайлом. Исидор грек, рукоположен в 1436 г.; прибыл на Русь в апреле 1437 г.; бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим. 15:09.1441 ; † 1463. Свт. Иона русский, нареченный митрополит с 1442–1443 гг.; рукоположен Собором русских епископов в 1448 г.; † 31.03.1461. Литовские и волыно-литовские митрополиты Филофей упом. ок. 1317–1329 гг.; † ок. 1330 г. русский, рукоположен в 1355 г.; † 1361. Григорий (Цамблак) болгарин, нареченный митрополит с осени 1414 г.; рукоположен Собором западнорусских епископов по просьбе литовского кн. Витовта без санкции Константинопольского патриарха 15.11.1415; † 1419. Владимиро-волынские и берестейские епископы Василий упом. в 1229–1266 гг Никифор I упом. в 1226–1271 гг. упом. в 1226–1271 гг. упом. в 1271–1287 гг. Евсигний упом. в 1287–1289 гг. Афанасий I упом. в 1331, 1332, 1335 гг.; ок. 1353 г., выехав с Волыни, жил в Переяславле Залесском; † 1362 в Костроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Jewish elements in gnosticism 1369 are sufficient to warrant a removal of the old premise of a demarcation between all Judaism and gnosticism; it can no longer be held with greater rigidity than a precise demarcation between Christian orthodoxy and Christian gnosticism. 1370 But this does not warrant reading later gnostic tendencies back into earlier Jewish texts (with or without «gnosticizing» tendencies of their own). Qumran, for instance, may have some dualistic roots in Iranian thought, 1371 but while it helps explain certain features of incipient gnosticism, it is not «gnostic» in the fully developed sense. 1372 Some ideas in the Fourth Gospel may find parallels in Jewish mysticism, 1373 which may have been one of the formative influences in gnosticism. 1374 Mysticism as broadly defined appeared in Hellenistic religion and Hellenistic Judaism, 1375 but it also appears in later rabbinic Judaism, which sometimes had to guard against it. 1376 Esoteric teachings surrounding creation 1377 and mystical experiences regarding the throne-chariot, 1378 derived from Gen 1 and from Ezek 1 and 10 respectively, were focuses of the revelatory quests 1379 –seeing the glory of the invisible God and understanding his inscrutable works. 1380 This could lead to destruction for those inadequately prepared for it. 1381 Rabbinic thought ultimately adopted some elements of mysticism, while keeping it from the mainstream of rabbinic teaching; 1382 responsibility to the community remained the primary focus, 1383 and rabbis emphasized prayer and study for all Jews rather than mystical elitism. 1384 Some mystical elements are clearly prerabbinic 1385 and exist in the Tannaitic stratum of rabbinic literature (in less developed form than in Amoraic literature). 1386 It is possible that some emphases in the Fourth Gospel, such as Jesus as the only one who has seen heaven ( John 3:13 ) and as the sole locus for vision of the divine (1:18; 14:8–9), were offered to counter contemporary claims in Jewish mysticism. 1387 But esoteric Judaism is not gnosticism in the precise sense of the latter term, and cannot warrant reading later gnostic developments back into an earlier period. 1388 Thus, for instance, despite the parallels between mystical tendencies in the Dead Sea Scrolls and gnosticism, both merely reflect common elements of their milieu; 1389 in contrast to gnosticism, no early recorded form of Jewish mysticism eliminated the demarcation between Creator and created. 1390 4. Pre-Christian Gnosticism in General

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

86. I. Col. 1265D. 1379 Например, см.: Иустин Философ, св. Апология. 1, 28//Иустин Философ, св. Творения. С. 58; Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 395, 504. Кн. IV. Гл. 28, 1. Кн. V. Гл. 27, 1. 1380 Пространный катихизис. С. 76. 1381 Пространный катихизис. С. 76. 1382 Там же. 1383 См.: Климент Александрийский, свят. Строматы. С. 245—247. Кн. VI, 6. 1384 См.: Ориген. О началах. Кн. III. Гл. 6, 3—5//Ориген. О началах. Против Цельса. С. 258—261. 1385 См.: Он же. О началах. Кн. III. Гл. 6, 3//Там же. С. 258—259. 1386 См.: Origenis. Commentaria in Epistolam beati Pauli ad Romanos. V. 10//PG. T. 14. Col. 1052C-1054B. Также см.: Иванов М. С. Апокатастасис//ПЭ. Т. III. С. 40. 1387 См.: Ориген. О началах. Кн. I. Гл. 6, 1—3//Ориген. О началах. Против Цельса. С. 86—91. 1388 См.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 7//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 20. 1389 См.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 26//Там же. С. 38—40. 1390 Несмотря на то что в учебниках по догматике говорится об осуждении Оригена и на V Вселенском соборе: «Православная Церковь... торжественно на Пятом Вселенском соборе... осудила лжеучение Оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определенного времени и затем снова будут восстановлены в свое первобытное, невинное состояние» (Макарий (Булгаков), архиеп. Догматическое богословие. Т. 2. С. 501), это мнение не подтверждается историческими данными. Об этой проблеме и об осуждении Оригена в эпоху Юстиниана Великого см.: Карташев А. В. Вселенские соборы. С. 351—356. 1391 Например, см.: Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира: О благодатных дарах мужчины и женщины. Мн., 2009; Мень А., прот. Сын Человеческий. Брюссель, 1983. 1392 «Апокатастасис есть отрицание истории. Все содержание исторического времени рассеется без памяти и следа» (Флоровский Г., прот. Противоречия оригенизма//Флоровский Г., прот. Догмат и история. С. 295). 1393 См.: Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 249—251. 1394 Например, см.: Мень А., прот. Сын Человеческий. С. 128. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

1361. См.: Быт. 42:20; 44:1. 1362. См.: Быт. 27:38, 39. 1363. seruus est. Qui Nauroy: seruus est qui Schenkl. 1364. Ср. описание мудреца у Цицерона (musc. 5. 48). 1365. minitabatur Nauroy: minitabat Schenkl. 1366. См.: Гал. 4:22–31. 1367. Ср.: 2Кор 3:6. 1368. См.: Рим. 9:27; Ис. 10:22. 1369. См.: Быт. 27:41. 1370. Свт. Амвросий толкует имя Ревекка как «терпение», см.: Isaac 1. 1. 1371. См.: Рим. 12:19. 1372. magisterio Nayroy: ministerio Schenkl. 1373. См.: Быт. 28:12. 1374. См.: Притч. 5:15–16. 1375. См.: Быт. 29–31. 1376. То есть систему или совокупность нравственных правил. 1377. Дерево стиракс, дающее благовонную смолу, возможно, является серебристым тополем. 1378. См.: Быт. 30:37–39. 1379. См.: Пс. 140 1380. См.: Числ. 17:8. Палла указывает на толкование Оригена, что жезл Ааронов прообразует древо Христа, т. е. Крест Господень (horn in Num. 9. 7) (Palla. P. 290–291, n. 78). 1381. То есть разногласия с братом Исавом. — Примеч. пер. 1382. См.: Быт. 28:18. Далее сказано, что Иаков «нарек имя месту сему Вефиль», «дом Божий». 1383. Более подробно о поисках Лавана говорит свт. Амвросий в fug. 4. 22–5. 25. 1384. См.: Ioseph 5:25. 1385. См.: Ин. 1:16. 1386. Указание на чтение свидетельствует о том, что текст предназначался для проповеди в храме. 1387. Ср.: Vergilius, georg. 2. 507: Condit opes alius defossoque incubat auro. 1388. Такая этимология встречается также в fug. 5. 26, она восходит к Филону (agric. 42; fug. et inu. 44) (Palla. P. 295, n. 83). 1389. См.: Быт. 31:25–30. 1390. Такое толкование двух браков Иакова было устоявшимся у древних христианских авторов, ср. у Иустина Философа (dial. 134. 3). 1391. См.: Рим. 5:20. 1392. В переводе с еврейского имя Рахиль означает «овца, имеющая ягнят». Но в epist. 4 (М 27) свт. Амвросий имя Рахиль толкует как «сильное веяние» (aspiratio fortis). 1393. См.: Быт. 30:23. 1394. См.: Быт. 31:34. Ср.: fug. 5.27. 1395. См.: Быт. 32:1. 1396. Это описание сходно с Вергилиевыми, georg. 2. 212: Ieiuna… glarea; Aen. 4. 366: …duris genuit te cautibus horrens/Caucasus.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010