Новое гос-во он назвал Добруджа - в честь рода Добротичей. В 1366 г. Добротица в союзе с болг. царем Иваном Александром (1331-1371) пытался препятствовать движению западноевроп. коалиции крестоносцев против Османской империи. Иоанн V, возвращавшийся в К-поль из Зап. Европы, был взят в плен. Однако крестоносцы при поддержке Венеции и Генуи захватили Анхиал, Месемврию (Несебр) и ряд др. крепостей, после чего был заключен мирный договор и Иоанн V освобожден. В 1369 г. Добротица и его союзник валашский кн. Владислав I Влайку помогли Иоанну Срацимиру вернуться на трон Видина, крепости Дырстор и Килия перешли во владение Валашского княжества. Территориальное расширение деспотата достигло апогея после 1370 г., когда Добротица стал контролировать земли на юге совр. Добруджи, а также центральные и северные части болг. берега Чёрного м. В 1379 г. валашский и добруджский флот в рамках участия в войне Кьоджи (1378-1381) между Венецианской и Генуэзской республиками блокировал флот генуэзцев у К-поля. После смерти Добротицы (1386) его преемником стал его сын Иванко (1386-1388), к-рый заключил мир с тур. султаном Мурадом I (1362-1389) и подписал торговый договор с Генуей. Иванко умер ок. 1395 г. во время экспедиции вел. везира Али-паши Чандарлы на крепость Тырново и цитадель Дырстор (в то время - во владении Валашского княжества). После экспедиции более половины территории Добруджи попало под власть Османской империи, а Сев. Добруджа стала частью Валашского княжества, к-рое т. о. получило временный контроль над землями до берегов Чёрного м. (DRH. D. 1977. Vol. 1. P. 121, 140, 170). В придунайских регионах, таких как Добруджа, Олтения и Банат, где образовались сильные политические центры, произошло становление церковной орг-ции: в 1264 г. в Вичине на территории Добруджи существовала православная архиепископия, ставшая впосл. митрополией. Последним митрополитом этого Придунайского региона был свт. Иакинф, в 1359 г. (до 1372) возглавивший Унгро-Влахийскую митрополию с центром в Куртя-де-Арджеше ( Giurescu.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Это покаяние есть повторное благодеяние (iteratum beneficium), повторное лекарство для повторившейся болезни (iteratae valetudinis iteranda medicina est) 1378 . Это второе покаяние может быть допущено только однажды 1379 и должно сопровождаться различными покаянными подвигами, совокупность которых называется exomologesis 1380 . По мнению Тертуллиан , это покаяние необходимо, и он подробно доказывает его законность, желая рассеять всякие сомнения по этому вопросу 1381 . У Тертуллиан нет ясного указания, могут ли во втором покаянии быть прощены и смертные грехи, но все же более данных за то, что и смертные грехи не исключаются 1382 . Второе покаяние имело своим следствием полное воссоединение с Церковью 1383 ; это можно видеть уже из того, что в притче о потерянной и найденной драхме Тертуллиан видит restituti peccamoris exemplum 1384 ; термин же restitutio у Тертуллиана обозначает именно обратное принятие в Церковь 1385 . Факт существования во II веке так называемого второго покаяния также свидетельствует, по нашему мнению, о том, что христианская Церковь того времени не считала себя обществом совершенных святых 1386 . Можно утверждать лишь то, что идея святости Церкви, точно еще не раскрытая, побуждала некоторых епископов совершенно отлучать от церковного общения лиц, впавших в смертные грехи. Но это было делом их пастырской мудрости 1387 , а не необходимым следствием общего догматического учения о святости Церкви 1388 . Тем не менее вопрос о церковной дисциплине обострялся все более и более. Различие в практике легко могло перейти и в принципиальное догматическое разномыслие. Нужен был лишь толчок, который дал бы движение церковной богословской мысли в вопросе именно о святости Церкви. Этот толчок и был дан монтанизмом. Нам нет нужды подробно разбираться в сложном вопросе о происхождении монтанизма и его истории. По этому вопросу существует специальная необозримая литература. Вместе со многими представителями церковно-исторической науки можно признать, что сущность монтанизма составляли не его ригористические дисциплинарные требования сами по себе, а новое пророчество 1389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

См. письмо Павла Григоровича в: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 70. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 11–13. 1378 См.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. С. 931. 1379 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. (По поводу современных афонских споров). — Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии, 1 (январь). СПб., 1913. С. 208. 1380 Зарин С. Аскетизм по православно–христианскому учению. Т. 1. Кн. 1. СПб., 1907. С. 26–27. 1381 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1, 1913. С. 203–205. 1382 Там же. С. 206. 1383 Там же. С. 206–207. 1384 Там же. С. 207. 1385 Там же. С. 208. 1386 Об»оригенизме»Григория Нисского написано весьма много, и мы здесь не будем подробнее рассматривать данный вопрос как не относящийся к теме нашего исследования. 1387 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие (По поводу современных афонских споров). — Миссионерское обозрение 3. СПб., 1913. С. 376–377. 1388 Там же. С. 387. 1389 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. ·Миссионерское обозрение 1,1913.0.209–210. 1390 Там же. С. 210–214. 1391 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1913. С. 369–370. 1392 Там же. С. 370–372. 1393 Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы V-VIII веков. Париж, 1933. С. 102. 1394 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение С. 378. 1395 Там же. С. 373. 1396 Там же. С. 377–378. 1397 Там же. С. 374. 1398 Быт. 32:28. 1399 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. — Миссионерское обозрение 1913. С. 385–386. 1400 Там же. С. 380. 1401 Там же. С. 381. 1402 Там же. С. 381- 382. 1403 Наиболее подробно биография Антония (Храповицкого) изложена в: Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. I-X. Нью–Йорк, 1956–1964. 1404 См., например, Послание Председателя Русского Заграничного Синода, митрополита Антония православному населению Дальнего Востока от 12 (25) сентября 1929 года. Цит. по: Великие духовные пастыри России. Под редакцией проф. А. Ф. Киселева. М., 1999. 1405

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Воспользовавшись отлучкой султана и императора, их сыновья Савджи-челеби и Андроник IV заключили союз и подняли мятеж против отцов. Мурад победил и жестоко покарал своего сына; Андроник также был схвачен и ослеплен (один глаз сохранился), но вскоре сумел бежать в генуэзскую Галату. Вскоре при помощи генуэзцев и сербов Андроник IV захватил власть в К-поле и правил в 1376-1379 гг. И. П. и его 2-й сын Мануил, назначенный наследником вместо мятежного брата, были брошены в тюрьму. Через 3 года им удалось бежать к Мураду I, к-рый приказал Андронику вернуть престол отцу. Опасаясь турок, Андроник бежал в Галату и вскоре был прощен, получив в удел города на сев. берегу Мраморного м. В конце правления И. П. Византийская империя фактически распалась на уделы: в К-поле правил император; Силимврия, Ираклия Фракийская, Редест и др. города Фракии находились под властью Андроника IV. Морея вскоре после смерти Мануила Кантакузина перешла 3-му сыну И. П., деспоту Феодору Палеологу. Ему удалось, используя поддержку турок, подчинить лат. владетелей Ахайи и объединить весь Пелопоннес. Столица Мореи - г. Мистра стал центром культуры и образования. Султан Мурад, недовольный примирением Палеологов, покровительствовал Андронику и в 1382 г. заставил И. П. вернуть ему и его сыну Иоанну VII права наследования престола. Отстраненный Мануил удалился в Фессалонику, где правил как независимый император. Вскоре отношения И. П. с Андроником IV вновь обострились, и младший Палеолог был готов поднять мятеж, но в июне 1385 г. скоропостижно скончался. В 80-х гг. XIV в. османы предприняли решающее наступление на Балканах. В 1385 г. они захватили Софию, в 1386 г.- Ниш. В апр. 1387 г. после 5-летней осады они заняли Фессалонику; Мистра добровольно признала верховную власть султана. В 1389 г. серб. и боснийские войска были разгромлены на Косовом поле, несмотря на гибель султана Мурада I, убитого серб. героем кн. Милошем Обиличем. Новый султан Баязид I решил еще более ослабить Византию и поддержать притязания Иоанна VII. При помощи турок и генуэзцев в апр. 1390 г. Иоанн VII захватил К-поль, но уже в сент. Мануил вместе с госпитальерами выгнал его из столицы. Баязид вызвал Мануила в М. Азию сражаться вместе с османскими войсками против Филадельфии - последнего принадлежавшего Византии города в М. Азии.

http://pravenc.ru/text/469760.html

1378 . Об участии императора Александра I в изучении Библии на русском языке: [Речь, произнесенная в день столетней годовщины рождения имп. Александра I]. – Киев: Тип. Давиденко, 1878. – 24 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1878. 1379 . Обозрение трудов по изучению Библии в России с XV в. до настоящего времени//Правосл. обозрение. – 1869. – 2. – С. 190–221; 4. – С. 538–577; 6. – С. 797–822. 1380 . Острожская Библия в связи с целями и видами ее издателя//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1884. -Т. 2. – С. 293–320. 1381 . Отзыв о Толкованиях Иринея Клементьевского //Правосл. обозрение. – 1869. -Т. 1. – С. 570. 1382 . Очерк истории священной библиологии и экзегетики с древнего до позднейшего времени//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1866, – Окт. – С. 157–190; Нояб. – С. 306–342; Дек. – С. 466– 506. 1383 . По поводу высочайше утвержденных Правил о церков-но-приходских школах//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1885. – 4. – С. 547–565. 1384 . Прощальная беседа Апостола Павла с ефесскими пастырями//Руководство для сельских пастырей. – 1869. – 2. – С. 8–16, 37–43, 77–85. 1385 . Речи при гробе проф. И.М. Бобровницкого//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1886. – 1. – С. 142–143. 1386 . Речь перед защитой диссертации «Сверхъестественный элемент в Новозаветном Откровении, по свидетельствам Евангелий и Посланий св. Апостола Павла»//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1877. – 10. – С. 195–204. 1387 . Рецензия на книгу «Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Соч. Оберлена. Пер. прот. Романова». Тула, 1882//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1883. – 6. – С. 356–366. 1388 . Рецензия на книгу Ф. Фаррара «Жизнь и труды св. Апостола Павла»//Тр Киев. Духов. Акад. – 1887. – 1. – С. 140–152. 1389 . Рождество Христа Спасителя//Воскрес, чтение. – 1880. – 51. – С. 555–558. 1390 . Сверхъестественный элемент в Новозаветном Откровении, по свидетельствам Евангелий и Посланий св. Апостола Павла: [Докт. дис]. – Киев: Тип. Давиденко, 1877. – VI, 289 с. 1391 . Слово в пяток второй недели Великого поста: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря на вечернем богослужении, известном под именем Пассии//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1893. –

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вооруженный копьем, Александр устремился на коне к Челубею. Бились так, что казалось и тряслось само место их поединка. Татарский богатырь, пронзенный копьем, упал с коня головой к своим. Но Александр не сразу упал, что предзнаменовало нашу победу. После битвы тело Александра Пересвета привезли в Симонов монастырь Рождества Богородицы ( " Федоров " ), где после 1398 г. был рядом похоронен и Андрей Ослябя, сражавшийся с татарами храбро в 1380 г. и потом. Архимандрит Феодор стал после смерти Митяя (+1379 г.) духовником великого князя Димитрия Ивановича Донского и в 1382 г. был восприемником (крестным отцом) его сына Андрея, будущего князя Можайского и Белозерского. С 1390 года преподобный Феодор был архиепископом Ростовским (+28. XI.1394). Преподобный Сергий был крестным отцом князей Димитриевичей - Юрия, ставшего потом Звенигородским, и Петра. В советское время на территории Симонова монастыря построили трансформаторный завод. В соборном храме Рождества Богородицы размещался компрессорный цех. Теперь монастырь возвращен верующим. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, причтенных к лику святых в 1981 г., покоятся под спудом. Кроме Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Св. Троицы), память Александра Пересвета и Андрея Осляби отмечается еще в дни: 1) " Всех Московских святых " - воскресенье перед 8 сентября; 2) " Всех Тульских святых " - 22 сентября н. ст.; 3) " Всех Брянских святых " - 3 октября н. ст. (установлена 5 декабря 2003 г.); 4) " Всех Радонежских святых " -19 июля н.ст. Великий князь Димитрий Донской (+19. V.1389 г.) схоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме даты кончины его - 19 мая, также дня " Всех Российских святых " , его память еще в праздники 1), 2) и 4). О всех российских воинах, положивших свои жизни на Куликовом поле, мы особо молимся в Дмитриевскую субботу (установлено Преподобным Сергием Радонежским и святым князем Димитрием Ивановичем Донским). ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1314-1392)

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Вскоре было собрано огромное посольство, в состав которого вошли три архимандрита, митрополичьи бояре, игумены, попы, дьяконы, чернецы, «крылошане» (церковные певцы), толмачи, слуги и люди дворные. От имени великого князя был послан «больший» боярин Юрий Васильевич Кочевин Олешенский, которому было «стареишинство приказано». (Последний был сыном Василия Кочевы, разорившего в малолетство Сергия Радонежского Ростов). Подобных посольств в Москве еще, вероятно, никогда не собирали и поэтому автор «Повести о Митяе», оценивая его численность, восклицал: «И бысть ихъ полкъ великъ зело». Вся эта огромная свита в сопровождении великого князя, старейших бояр, епископов, архимандритов, игуменов, попов, дьяконов, чернецов и множества народа двинулась из Москвы в Коломну. Здесь великий князь и Митяй распрощались, и во вторник 26 июля 1379 г. посольство покинуло московские пределы, переправившись через Оку 776 . Двинувшись на юг, оно «проидоша всю землю Рязаньскую и приидоша въ Орду, въ места половечьская и въ пределы татарскыя», т.е. вступило во владения Мамая, который на время задержал москвичей, но затем пропустил их в Крым: «и ту ять бысть Митяи Мамаемъ, и немного удръжанъ быв и пакы отпущенъ бысть». После этой задержки посольство двинулось дальше и прибыло в Кафу (современную Феодосию), откуда отплыло в Константинополь: «И проидоша всю землю татарьскую и приидоша къ морю Кафиньскому и внидоша в корабль». Судно пересекло Черное море и уже подходило Босфором к столице Византии, когда в виду дворцов и храмов Царьграда случилось непоправимое – «внезапу Митяи разболеся въ корабли и умре на мори» 777 . Мы уже никогда не узнаем причин столь внезапной болезни и смерти Митяя. Соборное определение 1389 г., наиболее близкий по времени к этим событиям источник, выражается о них крайне обтекаемо: «Но суд Божий следовал за ним (Митяем. – Авт.) по пятам: ибо, не вступив еще в царствующий град, еще плывя Пропонтидою и намереваясь на завтра пристать к столице, он окончил жизнь» 778 . Писавший позднее Пахомий Логофет, говоря в «Житии» Сергия Радонежского о кончине Митяя, делает упор на пророчество преподобного о том, что тот никогда не увидит Константинополя: «Понеже егда идяше в Константиндин град, тогда разболеся въ корабли, и тако не доплув вышереченнаго града, и абие умре по пророчьству святого Сергиа. И оттоле имеаху люди святого яко некоего велика пророка» 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Московский раскол. С. Х. Явное наказание Божие за похуление св. Церкви. Свящ. Иоанн Чередников. Стр. 1080–1080. Из с. Поима Пензенской губ. (Доморощенный апологет раскола).– Миссионерские беседы в Харькове. Еще о духоборах. Известия из Америки.– Миссионерские вакансии. Отклонение ходатайства. Июнь 1-я. Стр. 1374–1378. Из Костромской епархии “воинствующая австрийщина”.– Из жизни Донского раскола. Истинное происшествие. Знаменательный случай. Миссионерские новости. Отклонение ходатайства. Июнь 2-я. Стр. 1488–1493. С Дону. Из Екатеринослава. Мысли о. Иоанна Кронштадтского по поводу Кишиневского еврейского погрома. Воссоединение штудиста. Раскольничье сказание о происхождении картофеля. религиозно-философских собраниях. Май. Стр. 1243–1257. Из залы заседаний “религиозно-философских собраний”, 4-е заседание. Продолжение словесного обмена мнений по содержанию доклада Д. С. Мережковского “Лев Толстой и русская Церковь ”. Март 1. Стр. 683–701. Из залы заседаний религиозно-философских собраний. Доклад кн. Волконского и прения по вопросу о свободе совести и веротерпимости. Март 2. Стр. 866–888. Из залы заседаний религиозно-философских собраний. Еп. Антоний по вопросу о свободе совести. Апрель. Стр. 1083–1087. “ Кого ищете ”. К ищущим “новопутейцам” о “Новом пути”, “плоти” и “браке”. Н. Гринякин. Июнь. Стр. 1379–1389. Июнь 2-я. Стр. 1494–1507. Отклики Иермонаха Михаила. Отчего так мало на земле счастья. Ошибка доктора Осокина. Приход “Фабрика счастья”. Братство Гумилевских. Письмо из Канады. В чем ложь сектантской праведности. Январь 1-я. Стр. 136–144. “Студенческое движение” и евангелизация мира в текущем поколении. Студенты-миссионеры. Не пора ли и нам. Крещеные язычники. Январь 2-я. Стр. 264–272. “Новый путь, его задачи и стремления”. Февраль 1-я. Стр. 399–408. Открытое письмо одному стороннику В. В. Розанова и его мыслей об “адогматизм христианства”. Правда ли, будто догма убила лилии Евангелия. О Священ. о. Петрове – письмо гг. Воронцу и Гринякину. Февраль 2-я. Стр. 546–560.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во 2-й пол. XIV в. в болг. Г. под влиянием распространения исихастского учения наблюдается выход за пределы национальной тематики, но создаваемые песнопения ограничиваются молебными канонами, стихирами и «плачами». Инок Ефрем , отождествляемый в лит-ре с Сербским патриархом (в 1375-1379/80 и в 1389-1391/92), болгарином по происхождению, написал молебные каноны 8-го гласа и циклы стихир 8 гласов Богоматери и Спасителю и молебный канон за царя, снабженные акростихами с именем автора ( Матеич. (I) 1982). Они сохранились в совр. их созданию среднеболг. списке (Chil. 342), возможно это автографы. Современником патриарха Евфимия и инока Ефрема мог быть «недостойный» мон. Симеон, создавший канон-молебен («плач») архангелам Михаилу и Гавриилу с текстовым именным акростихом, дошедший в списке XVI в. (София. НБКМ. 996) в составе параклиса архангелам ( Кожухаров. (I) 2004. С. 172-178). Выдающийся представитель тырновской книжной школы, церковный деятель и политик Григорий Цамблак занимался гимнографическим творчеством за пределами Болгарии. Его перу принадлежит 2 службы мученикам - серб. кор. Стефану Урошу III Дечанскому и Иоанну Новому, чьи мощи были перенесены из Белгорода-Днестровского в Сучаву и стали главными святынями Молдавского княжества ( Темчин. (I) 1997; Кожухаров. (I) 2004. С. 179-226). Службы были написаны соответственно в Сербии (ок. 1405) и в Молдавии; каноны обеих снабжены текстовым акростихом по тропарям и именем автора в богородичнах. Кроме того, Григорию Цамблаку, возможно, принадлежит редакция службы прп. Параскеве (Петке) Тырновской, встречающаяся в рус. и серб. списках ( Кожухаров. (I) 2004. С. 181). Канон прп. Параскеве (Петке) мон. Макария. Славяно-молдав. сборник. XVI в. (НБКМ. 996. Л. 230 об.) Канон прп. Параскеве (Петке) мон. Макария. Славяно-молдав. сборник. XVI в. (НБКМ. 996. Л. 230 об.) О Г. 2-й пол. XV-XVI в. применительно к центральной части Балканского п-ова правильнее говорить как о южнославянской в целом, не разделяя ее на болгарскую и сербскую; столь причудливо в это время перемешаны книжные центры, авторы и содержание служб.

http://pravenc.ru/text/165013.html

При тур. нашествии 1379-1383 гг. припрата церкви была уничтожена, ризница разграблена. В 1383 г. припрату обновил архиеп. Симеон. Во время Косовской битвы 1389 г. Г. вновь пострадала. Именно в церкви Г. был захоронен павший в бою кн. Лазарь , в 1391 г. его гроб перенесли в Раваницу. 21 нояб. 1402 г. близ Г., на одноименной реке, в сражении между войсками серб. деспота Стефана Лазаревича , возвращавшегося после битвы при Ангоре (ныне Анкара) из К-поля через Зету, и его брата Вука, с одной стороны, и их племянника Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ) и союзных с ним турок-осман - с другой, Стефан разгромил тур. войско и смог вернуться в свои владения, чему особенно хотели воспрепятствовать союзники, но Вук Лазаревич потерпел поражение от сил Георгия. В 30-х гг. XV в. Г. недолгое время пользовалась покровительством кн. Георгия Бранковича, похоронившего здесь рано умершего сына Феодора (1428), фресковое изображение отрока находится над его гробницей в соборе. После тур. завоевания Г. вскоре перестала быть центром епархии, но мон-рь еще действовал ( С. 122). В XVI в., до восстановления Печской Патриархии, Г. переживала подъем под покровительством митр. Новобрдоского Никанора . В 1539 г. открылась типография, где трудился печатник Димитрий. Из ее продукции известен Октоих 5-8-го гласов (1539), скромный по оформлению, с листовой гравюрой - реалистичным изображением собора Г. («Митрополиа Градчаница») в верхней части и св. авторов-мелодов (Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский и Иосиф Песнописец) - в нижней. Книги, вложенные в Г. митр. Никанором, использовались как образцы для переписки: в 1567 г. безвестный книгописец перечислил 12 «Никануровых книг» богослужебного содержания, к-рые он переписал ( Записи. 1. 675). Судя по этой записи, в это время мон-рь вновь был известен как книгописный центр. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-рь вкладывали книги Новобрдоский митр. Василий (1591), Печские патриархи Герасим (1580) и Паисий (Яневац ; 1614-1647). От б-ки мон-ря сохранилось небольшое собрание рукописей; в XX в. исчез последний экземпляр Октоиха, напечатанный в мон-ре в 1539 г. Сейчас здесь хранится ок. 10 рукописных книг и столько же фрагментов XIV-XVI вв., а также неск. старопечатных книг преимущественно XVI в.

http://pravenc.ru/text/166413.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010