Высшее наблюдение за конклавом возлагается на светские власти города, в котором происходят выборы папы, под клятвой, что порядок будет соблюден, а в противном случае и сами эти власти, и их город будут подвержены интердикту. Всякий, кто не уважал законы конклава, оказывался отлученным от церкви ipso facto. Папа Григорий X утвердил этот порядок апостольской конституцией Ubi periculum («Где опасность»), где метод конклава был указан как единственно возможный порядок избрания понтифика. Такие жесткие правила не нравились кардиналам, и папа Адриан V (11 июля – 18 августа 1276 r.), второй преемник Григория X, избранный после 18 дней sede vacante, в самый день своего избрания собрал в Латеране консисторию и отменил постановление о конклаве, сославшись на излишнюю строгость и неясность введенных им правил. Следующий папа Иоанн XXI (XX) 74 (1276–1277) коронационной буллой Licet felicis recordationis от 20 сентября 1276 г. подтвердил отмену правил о конклаве, обещав заменить их новыми, так что следующие пять пап (Николай III, Мартин IV, Гонорий IV, Николай IV и Целестин V) были избраны без конклава и с проволочками, причем период sede vacante перед выборами Целестина V длился два года и три месяца. Только известный своей набожностью Пьетро Анджелари дель Мурроне смог уговорить кардиналов изменить свою позицию. В 1294 г. он был избран папой, принял имя Целестина V (5 июля – 13 декабря 1294 г.), издал три буллы (Quia in futurum от 29 сентября, Pridem от 27 октября и Constitutionem от 10 декабря 1294 г.), которые восстановили правила Григория X, отрекся от престола, своим преемником Бонифацием VIII был заключен в крепость, где и скончался в 1296 г., а в 1313 г. был канонизирован. Бонифаций VIII закрепил положение о конклаве в своде канонического права (Liber sextus), и с этого времени все епископы Рима избираются конклавом. Папа Григорий XI (1371–1378) незадолго до кончины дал кардиналам право выбрать его преемника вне конклава, однако кардиналы этим правом не воспользовались. Констанцский собор после смерти папы Григория XII (1406–1415), последовавшей до окончания соборных деяний, и длительного периода sede vacante в 1417 г. сделал дополнения к правилам о конклаве: в конклаве должны участвовать кардиналы трех степеней (кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры, кардиналы-диаконы) и 6 прелатов от так называемых «католических наций» (Англии, Германии, Франции, Италии, Испании). Имея в виду этот прецедент участия в конклаве не только кардиналов, папы Юлий II (1503–1513), Павел III (1534–1549), Пий IV (1560–1565) и Пий IX (1846–1878) настаивали на том, что в случае смерти понтифика во время Вселенского собора выборами должна заниматься только коллегия кардиналов, а не участники собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гавриил Дионисий упом.1205 Матфей, грек 1209–1220 Кирилл II 1224–1233 Иосиф I, грек прибыл в 1237 Кирилл III, грек 1249–1281 Максим, грек 1283–1305 Петр, русский, св. 1308–1326 Феогност, св. Грек 1328–1353 Алексий Плещеев, св. 1354–1378 Пимен, грек хир. 1380, удален в 1380, возвр. 1382, низлож. 1388 Киприан, св., серб 1381–1383, 1390–1406 Дионисий, св. 1383–1385 Фотий, св., грек. 1408–1431 Исидор, болгарин 1437–1441 Uoha I Одноушев, св. 1448–1461 Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев приб. 1352, ум. 1354 Роман 1354–1362 Киприан, св. 1375–1381 1383–1390 В Вильне: Григорий I Цамблак, серб. 1415–1419 В Смоленске: Герасим 1433–1435 Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II, Болгарин 1458–1473 Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой 1474–1480 Спиридон Сатана не принят и отлучен в 1476 Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1481–1488 Uoha II Глезна 1492–1494 Макарий I, св. (Чорт) 1495–1497 Иосиф II Болгаринович 1450–1503 Uoha III 1503–1507 Иосиф III Солтан 1509–1521 Иосиф UV Русин 1523–1534 Макарий II Москвитянин 1535–1556 Сильверст Белькевич 1556–1567 Иона Протасевич-Островский 1568–1577 Илия Куча 1577–1579 Онисифор Петрович-Девочка 1582–1588 Михаил Рогоза с 1588 в 1596 году отпал в унию Экзархи Константинопольского Патриарха (в Киеве): Иов Борецкий 1620–1631 Исайя Борисович-Копинский 1631–1633 (Копыстенский) Петр Могила 1633–1647 Сильверст Коссов 1649–1657 Дионисий Балабан 1658–1663 Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676 Антоний Винницкий 1676–1679 Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России: Гедеон Святополк, князь Четвертинский 1685–1690 Варлаам Ясинский 1690–1707 Иоасаф Краковский 1708–1718 Варлаам Вонатович, архиеп. 1722–1730 Рафаил Заборовский 1731–1747 до 1743 года архиепископ Тимофей Щербацкий 1748–1757 Арсений Могилянский 1757–1770 Киевские и Галицкие (с 1767 года): Гавриил Кременецкий 1770–1783 Самуил Ниславский 1783–1796 Иерофей Малицкий 1796–1799 Гавриил Бонулеско-Бодони 1799–1803 Серапион Александровский 1803–1822 Евгений Болоховитинов 1822–1837

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евр. 1:3. 1378 Точное изложение православной веры 3, 18 — PG 94, 1076D. 1379 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 1380 Там же, 44 — 88С. 1381 Лк. 6:19. 1382 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4,18 — PG 94,1181 С. Ср.: Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D 1383 Григорий Богослов, Слово 25, 16 — PG 35, 1221С. 1384 Он же, Песнопения таинственные, 3, 84–89 — PG 37, 414D–415A. 1385 В упомянутом сочинении Григория Нисского таких слов нет. См., также, выше: примечание к 2, 19, 93. 1386 Григорий Нисский, К Евномию 1, 46 — Jaeger 1, 161–162 — PG 45, 393D–396A. 1387 Мф. 26:64. 1388 Лк. 24:49. 1389 Максим Исповедник, Προς Μρινον — PG 91, 200А. 1390 Афанасий Александрийский [Sp.], Sermo in annuntiationem deiparae, 9 — PG 28, 929A. 1391 См.: там же, 3 — 920С. 1392 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 19; 20 — PG 26, 573С–576А. 1393 Там же, 580А. 1394 Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры 4, 18 — PG 94,1181С; Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D. 1395 Григорий Нисский, Adversus Apollinarem, 5 — PG 45, 1132D. 1396 Он же, Contra Eunomium, 3, 1 — PG 45, 593 С/W. Jaeger (ed.), Gregorii Nysseni opera, vols. 1.1 & 2.2. Leiden: Brill, 1960, p. 437. 1397 Василий Великий, Против Евномия 5 — PG 29, 772D. 1398 1 Кор. 1:24. 1399 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche, 141/PG 32, 104А. 1400 См.: Кирилл Александрийский, De sancta trinitate dialogi, 7 — PG 75, 1097B; Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33 — PG 75, 573C. 1401 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 8, 2 — PG 3, 889D. 1402 Пс. 92:1. 1403 Афанасий Александрийский [Sp.], Disputatio contra Arium, 37 — PG 28, 488C. 1404 Он же, Orationes très contra arianos, 3, 35 — PG 26, 400C. 1405 Там же, 3, 36 — 401В. 1406 Ср.: Кол. 1:17. 1407 Ин. 1:3. 1408 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3,61 — PG 26,452BC. 1409 Притч. 8:23. 1410 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3, 65 — PG 26, 460B. 1411

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Если же такого человека нет у тебя, то мы, узнав об этом, сами позаботимся найти такого человека из здешних, который бы послужил во славу Божию и благородства твоего и для блага народа твоего. Нехорошо для народа твоего и не к чести твоей оставлять Церковь христианскую без епископа — это великий грех, и я желаю сложить его с себя». К митрополиту Киприану патриарх в то же время писал не только о епископе Луцком, но и о Галицкой митрополии следующее: «О святейшей митрополии Галицкой знает твое священство, как она была открыта и возведена на степень митрополии и какие грамоты писались о ней в Россию к кир Алексию от святейшего и преславного патриарха кир Филофея, когда еще священство твое не было посвящено в архиерея. Все это для непреложности занесено навсегда в священные кодексы Церкви. При таком положении дела на нашей мерности и Божественном священном Соборе лежит попечение об этой митрополии, и мы желаем позаботиться о собственном архиерее для нее, если Бог благословит и позволят обстоятельства... Затем, что ныне сделано священством твоим для ней, как ты пишешь, именно что ты рукоположил одного из епископов ее, сделано нехорошо. О епископе же Луцком Ваве (Иоанне ?) знай, что относительно его ничего более не сделано и не будет сделано. Если ты чего еще не знаешь о нем, пусть он оправдается в обвинениях, взнесенных на него, а священство твое напиши нам подробно обо всем, касающемся до него, тем более что ныне ты гораздо лучше прежнего можешь разведать про него, когда там теперь находится и любезнейший епископ Владимирский» . Король польский Ягело Владислав после письма патриаршего отнюдь не оставил Луцкого епископа Иоанна, напротив, отдал ему в 1398 г. Галицкую митрополию и обещался даже содействовать поставлению его в митрополита, за что епископ, с своей стороны, письменно обязался, если действительно станет митрополитом при помощи короля, дать ему 200 гривен русских и 30 коней. Впрочем, ходатайство короля, вероятно, не было уважено патриархом: по крайней мере, по свидетельству одной летописи, в 1414 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

Житие написано Киракосом Банасером (Словесником), учеником Товмы Мецопеци 663 . По мнению В. Акопяна, автор жития и автор маленькой «Хроники» Киракос Рштунци, который в памятной записи к «Хронике» упоминается как Киракос Банасер, одна и та же личность 664 . «Хроника» завершается 1443-м годом. Из «Памятной записи» Товмы можно заключить, что Киракос был его приверженцем и горячим сторонником Киракоса Вирапеци (католикоса Армении в 1441–1443 гг.), после низложения которого монахи Эчмиадзина «оклеветали перед неверными и вардапета Киракоса Рштунци, и нашего рабунапета Саргиса из св. Салнапатской обители: по навету епископов Захарии и Антона с одного взыскали 13 тысяч дахеканов, с другого – 6 тысяч дахеканов» 665 . «Житие Товмы Мецопеци», видимо, было написано вскоре после его смерти. Товма Мецопеци родился в 1378 г. 666 в селении Алиовит, в богатой и знатной семье. «В отроческие годы он воспитывался и учился в св. Мецопской обители... при вардапете Ованесе». Уже первые годы учебы Товмы были отмечены походами Тамерлана, от полчищ которого Товма дважды спасается бегством вместе с населением Каджберуника. В 1395 г. 667 «он и двенадцать сверстников отправились в Сухарский монастырь к великим учителям Саргису и Вардану». Саргис, вначале обосновавшийся в Астапатской школе, в 1389 г. перебирается в Сухарский монастырь (в Каджберуник) и остается здесь до самой своей смерти (1401 г.). Будучи учеником Ованеса Воротнеци и воспитанником Татевского университета, Саргис, возглавив Сухарскую школу, видимо, привил здесь некоторые традиции Татевского университета. В этом отношении интересны сведения Киракоса, который сообщает подробности об учебной программе воспитанников Сухарского монастыря. Здесь, пишет Киракос, Товма и его товарищи «изучили четыре метода научного мышления, а именно: определение, разделение, доказательство, анализ». Речь идет о науке логики, преподававшейся в монастырских школах Армении на основе трудов Аристотеля и Давида Анахта. Товма Мецопеци, согласно Киракосу, оставался в Сухарском монастыре двенадцать лет, сначала обучаясь у Саргиса, затем у Вардана. После смерти Вардана, в 1406 г., он с двенадцатью товарищами отправился в Татев. В Татевском университете Товма учится у Григора Татеваци, который «в это время сиял как факел... в ночной тьме... И все устремлялись к нему, дабы просветить душу и разум сладкоречивыми наставлениями его. Среди них и я, слабый душой и несчастный, – пишет Товма Мецопеци, – влекомый его славой, отправился с двенадцатью братьями [в Татев], и оставались [мы] у него два года, опекаемые и любимые им» 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

За церковными службами имя новоканонизованного святого определено возносить так: “Святого равноапостольного Николая, Архиепископа Японского” 28 . 2 Поскольку в наших Месяцесловах это имя только называется, причем даже без указания времени жизни святого, то, пользуясь случаем, привожу здесь сведения о нем, любезно предоставленные иеромонахом Иринеем (Тафуней), за что ему сердечная благодарность. Житие преподобного Никодима. Преподобный Никодим родился в городе Прилео на севере Сербии, около 1320 г., в знатной христианской семье. В молодости, следуя зову Спасителя, он уходит на Афон, где в сербском Хилендарском монастыре принимает монашеский постриг с именем Никодим. Там в короткое время ревностным подвигом он стяжал терпение различных искушений, изучил Священное Писание, научился бороться с помыслами и скорбями. Некоторое время он подвизался, духовно совершенствуясь, в одной близкой к монастырю пещере. Вскоре был избран игуменом монастыря Хилендар, где собрал большое число монахов из всех православных стран. Преподобный Никодим был великим учителем молитвы и духовником. Именно поэтому к нему стремилось множество монахов и мирян, чтобы получить от него благословение и назидательное слово. Желая большей тишины, преподобный Никодим покинул гору Афон и по особому откровению Божию основал в Румынской стране несколько монастырей, но, увидев, что вокруг него опять собирается много учеников, Преподобный, стремясь к одиночеству, перешел в маленький скит около речки Тисманы. Под его руководством этот скит со временем возрос и около 1377–1378 гг. здесь был устроен Тисманский монастырь в честь Успения Божией Матери. Сам Преподобный часто предавался подвигу поста и молитвы в маленькой пещере, которую сам выкопал около обители. Он имел дар врачевать болезни и изгонять бесов. Поэтому многие, прося помощи, приходили к нему в Тисманский монастырь. Достигнув глубокой старости, он в 1406 г. мирно отошел ко Господу. 3 Выдержки из Доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. Опубликовано в: Тысячелетие крещения Руси. Поместный Собор Русской Православной Церкви. М., 1990. – Сс. 126–144. 13 Российское законодательство X-XX веков. Т. 2 Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. – С. 303. 28 Деяние Священного Синода о канонизации святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского опубликовано не было. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь мы должны сказать несколько слов о митрополии Галицкой. Когда в 1389 г. под властию Киприана соединились обе русские митрополии, Восточная и Западная, или собственно Русская и Литовская, не воссоединилась с ними только митрополия Галицкая, находившаяся во владениях польского короля. В первые двадцать лет со времени своего открытия (1371–1391) она имела у себя наличного архипастыря, был ли то один Антоний или и еще после него кто другой. Но в августе 1391 г. патриарх писал к какому-то иеромонаху Симеону, находившемуся в Малой России, чтобы он по смерти Галицкого иерарха (которой, верно, ожидали) принял его Церковь и заведовал ею, пока не дадут о том знать в Константинополь и пока в Галицию не будет назначен новый архиерей. Между тем там появился некто Тагарис, вероятно выдававший себя за уполномоченного от патриарха, и рукоположил во епископа самого Симеона, который, однако ж, скоро узнал, что Тагарис был обманщик, предал его анафеме и сложил с себя архиерейский сан . Чрез два года (1393) пришел к патриарху Луцкий епископ Иоанн с грамотами от польского короля, просившего возвести этого епископа в митрополита Галиции. Но еще прежде получено было донесение от митрополита Киприана, который обвинял Иоанна в каких-то поступках против епископа Владимирского. И потому Собор положил, чтобы сначала рассудить Луцкого епископа с епископом Владимирским, которого тогда ожидали в Царьград, и потом уже заняться просьбою короля. Иоанн не согласился на это, и бежал из Царьграда на остров Фарос, и, несмотря на двукратные приглашения от патриарха возвратиться, не послушал его, и сказал приглашавшим: «Галицию мне дал король, который есть самодержавный властитель страны, и если мне не доставало благословения от патриарха, то я получил его, когда пришел сюда. А больше мне ничего не нужно. Чего мне опять на Собор? Пойду в Галицию, в мою Церковь». Под благословением патриаршим Иоанн разумел здесь, как объясняет в своей грамоте сам патриарх, то благословение, которое принимают от него все приходящие к нему христиане, принял и Иоанн с своими спутниками, когда представлялся патриарху, а отнюдь не благословение на Галицкую митрополию.

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

Знамение от иконы Пресв. Богородицы в Устюге. 8 июля. Иноки Печерские: Арефа. 24 окт. Кукша священномуч., и Пимен постник. 27 авг. Арсений, еп. Сербский. 28 окт. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские. 3 июля. Константин, сын Феодора, киязя Смоленского. 19 сент. Евфросиния, преп. Суздальская. 23 сент. Григорий Синаит. 8 авг. 1303.             Даниил, князь Московский. 4 марта. Прокопий, юродивый Устюжский. 8 июля. 1314.             Явление Томской иконы Пресв. Богородицы. 8 авг. 1319.             Михаил Ярославич, вел. кн. Тверской. 22 ноября. 1321.             Давид, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сент. 1326.             Петр, митрополит Киевский. 21 дек. 1347.             Антоний, Иоанн и Евстафий, мучч. Литовские. 14 апр. 1353.             Феогност, митрополит Киевский. 14 марта. 1375.             Аврамий, преп. Галичский. 20 июля. 1378.             Алексий, митрополит Киевский. 12 февр. 1380.             Установление Дмитриевской субботы. 25 окт. 1383.             Явление Тихфинской иконы Пресв. Богородицы. 26 июня. 1385.             Дионисий, архиеп. Суздальский. 20 июня. 1389.             Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 1391.             Сергий, преп. Радонежский. 25 сент. Димитрий, преп. Прилуцкий. 11 февр. 1392.             Иаков, еп. Ростовский. 27 ноября. Мефодий, преп. Песношский. 4 июня. Николай Кочанов, юродивый Новгородский. 27 июля. 1393.             Празднование Коневской иконе Богоматери. 10 июля. 1395.             Перенесение Владимирской иконы Богоматери в Москву. 26 авг. 1400.             Стефан, еп. Пермский. 26 апр. 15 век             Григорий Палама, архиеп. Солунский. 14 ноября. 1404.             Евфимий преп., архимандрит, Суздальский. 1 апр. 1406.             Киприан, митрополит Киевский. 16 сент. Стефан, преп. Махрищский. 14 июля. 1407.             Савва, преп, Звенигородский. 3 дек. Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. кн. Московская. 7 июля. 1409.             Арсений, еп. Тверской. 2 марта. 1412.             Сергий, преп. Вологодский. 7 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

И все после него митрополиты всея России да будут такими же, наследуя один после смерти другого. И это да сохранится ненарушимо отныне впредь во все веки, что и подтверждается честным хрисовулом державного и благочестивого самодержца. И никогда да не нарушится настоящее деяние и постановление ни нами, ни преемниками нашими, ибо опытом удостоверились мы в том, как велико зло разделение и раздробление на части сей Церкви и как велико добро иметь одного митрополита в целой этой епархии». А епископ Феодор тогда же был возведен патриархом в сан архиепископа Ростовского . Таким образом, после четырнадцати лет со времени рукоположения своего в митрополита, в продолжение которых он только около 18 месяцев святительствовал в Москве, а больше жил в Киеве и едва ли не больше в Константинополе, Киприан сделался, наконец, действительным митрополитом всей России. 1 октября 1389 г. выехал он из Царьграда, взяв с собою двух греческих митрополитов, архиепископа Ростовского Феодора и епископов — Смоленского Михаила и Волынского Иону. В половине февраля 1390 г. прибыл в Киев, испытав на море с своими спутниками страшную бурю, а в начале марта был уже в Москве, в которую вошел торжественно в полном святительском облачении, встреченный самим великим князем Василием Дмитриевичем и всею столицею. Вместе с Киприаном возвратились из Царьграда на свои епископии, кроме Феодора Ростовского и Михаила Смоленского, еще русские епископы: Евфросин Суздальский, Исаакий Черниговский, Иеремия грек Рязанский, Феодосий Туровский, Даниил Звенигородский . Киприан обратил все свое внимание на внутренние дела Церкви, которая так долго лишена была надлежащей заботливости со стороны своих первосвятителей. В 1390 г. он ездил в Тверь вместе с греческими митрополитами и несколькими русскими епископами по приглашению тверского князя Михаила Александровича, судил там местного епископа Евфимия Висленя и после тщетных попыток примирить его с князем лишил престола и низвел для жительства в Чудов московский монастырь; потом рукоположил для Твери нового епископа Арсения из своих архидиаконов. Два раза (1392 и 1395) странствовал в Новгород и в последний раз из Новгорода в Псков по делам о суде митрополичьем и архиепископском. В 1396 г. рукоположил нового епископа Ростову Григория, предпринял дальний путь для обозрения западно-южных епархий и отправился сначала в Смоленск вместе с великим князем Василием Дмитриевичем, где принят был с честию тестем последнего великим князем литовским Витовтом, и поставил нового епископа Смоленску Кассиана, а из Смоленска поехал в Киев, где прожил год и шесть месяцев .

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

И хто покусится сию грамоту сжещи или затаити, и тотъ таковъ. Вы же, честнии старци и игумени, отпишите ми на-борз, да угонит мене ваша грамота на-борз, что мудрьствуете, понеже сд се есмь не благословилъ. А ко Царюгоруду ду оборонитися Богомъ и святымъ патриархомъ и Великимъ сборомъ. И тии на куны надются и на фрязы, 798 азъ же на Бога и на свою правду. Писано же си грамота мною мсяца иуня въ 23 день в лто 6886, индикта перваго. Мн же ихъ бещестие болшу честь приложило по всей земли и въ Царигород. 779 Киприанъ...митрополит всея Руси... – Киприан, южный славянин, возможно, из тырновского боярского рода Цамвлаков, в 50-х гг. XIV в. эмигрировал в Византию, жил на Афоне, сблизился с Константинопольским патриархом Филофеем Коккином (1354–1355, 1364–1376 гг.), в 1374 г. в качестве патриаршего посла был на Руси, в 1375 г. был поставлен патриархом в митрополиты Киевские и всея Руси. Но этого поставления, как совершенного еще при жизни митрополита Алексея, великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович не признал, и Киприан вынужден был жить не в Москве, куда он стремился, а в подвластном Литве Киеве, владея лишь западной частью своей митрополии. Таким образом, митрополитом «всея Руси» он был в момент написания послания лишь номинально. Β Москву великий князь Дмитрий Иванович пригласил его в 1381 г., после гибели Мамая, а в 1382 г., после разгрома Москвы Тохтамышем, изгнал, и тот ушел обратно в Киев. Β Москву Киприан вернулся как митрополит, на этот раз окончательно, в 1390 г., после смерти Дмитрия Донского. Умер в 1406 г. 780 ...игумену Сергию... – Игумен основанного им Свято-Троицкого монастыря преп. Сергий Радонежский. 781 ...и игумену Феодору... – племянник преп. Сергия Радонежского, основатель Симонова монастыря. Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Федор был поставлен в архимандриты патриархом Нилом (1378–1388 гг.), а Симонов монастырь (был основан около 1370 г. Этот монастырь был посвящен Рождеству Богородицы (Старое Симоново)), сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому патриарху. Β 1390 г. Федор, став епископом ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010