268. Алексей Антонович 268. Алексей Антонович, принц брауншвейгский, младший из трех сыновей Антона-Ульриха, принца брауншвейг-бенерн-люнебургского, русской службы генералиссимуса 35), от брака с Анной Леопольдовной. в лютеранстве Елизаветой-Екатерииой-Христиной, принцессой мекленбург-шверинской впоследствии правительницей российской империи 31), правнук царя Ивана V Алексеевича 93). – Род. в Холмогорах, месте заключения его родителей, 27 февраля 1746 г., стоив жизни матери, умершей через неделю до его рождении; лишился отца 4 мая 1774 г.; освобожденный из заключения, вместе с старшим братом и сестрами, привезен на житье в Горзенс, ютландский город дании, 13 октября 1780 г,; получая 8,000 руб. ежегодного пенсиона от русского правительства, умер в Горзенсе, 22 октября 1787 г. – Тело его погребено там же. – Женат не был. – Примечание. В архивных документах есть известие, что рапорт о рождении итого принца, представленный императрице Елизавете Петровне 91), «Её Величество изволила разодрать ». 269. Алексей Евстафьевич 269. Алексей Евстафьевич, сын Евстафия, по отчеству неизвестного, князя изборского, потом псковского 726), – Летопись именует его однажды, отмечая, что он вместе с своим отцом, ум. в Пскове, оть язвы, в 1300 г. Никаких других сведений о нем нет. 270. Аминод 270. Аминод, князь русский, родич Игоря I Рюриковича, вед. кн. киевского и всей Руси 103). – Упоминается летописно о в числе лиц, отправивших, каждое от себя, особых послов в Грекам, вместе с послом великого князя Игоря, в 945 г. 271. Анастасия 271. Анастасия, жена Еремея (Иеремии) Константиновича, князя дорогобужского 769), дочь неизвестного отца. – В «розмирье» мужа её с Михаилом Александровичем, вел. кн. тверским 157), она, по свидетельству летописи, была «изнимана» (захвачена) Михаилом в Твери, 27 октября 1367 г.; потеряв мужа, осталась вдовой, с сыновьями Дмитрием 677) и Иваном 841), князьями дорогобужскими, в 1378 г.: ум, одновременно с сыном Дмитрием, в Твери, в 1406 г. – Никаких других сведений о ней нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

3. Святаго пророка Софонии (635–605 гг. до Р. X.). Преподобнаго Саввы Сторожевскаго (Звенигородскаго) (1406). Мученика Ангели (1813). Преподобнаго Феодула Цареградскаго (ок. 440). Преподобнаго Иоанна молчальника, бывшаго епископа Колонийскаго (558). Священномученика Феодора, архиепископа Александрийскаго (606). 4. Святыя великомученицы Варвары и мученицы Иулиании (ок. 306). Преподобнаго Иоанна Дамаскина (ок. 780). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородскаго (1505). Преподобнаго Иоанна, епископа Поливотскаго (VIII). 5. Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Освященнаго (532). Святителя Гурия, архиепископа Казанскаго (1563). Мученика Анастасия. Преподобных Кариона монаха и Захарии, Египетских (IV). 6. Иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345). 7. Иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланскаго (397). Преподобнаго Нила Столобенскаго (1554). Преподобнаго Антония Сийскаго (1556). Преподобнаго Иоанна, постника Печерскаго (XII). Мученика Афинодора (ок. 304). Преподобнаго Павла Послушливаго. Иконы Божия Матери Селигерския (Владимирския). 8. Преподобнаго Потапия (VIII). Преподобнаго Кирилла Челмогорскаго (1378). Апостолов от 70-ти: Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). Мучеников 62 иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477). Мученицы Анфисы в Риме. 9.Зачатие праведныя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Святыя пророчицы Анны, матери пророка Самуила (1100 г. до Р. X.). Святителя Софрония, архиепископа Кипрскаго (VI). Преподобнаго Стефана Новосиятеля (X). Иконы Божия Матери, именуемыя «Нечаянная Радость». 10. Святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (1754). Мученика Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Преподобнаго Фомы (X). Блаженнаго Иоанна (1503) и родителей его блаженнаго Стефана (1446) и блаженныя Ангелины, правителей Сербских. 11. Преподобнаго Даниила Столпника (489–490). Преподобнаго Никона Сухаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Мучеников Миракса, Акепсия и Аифала (VII). Преподобнаго Луки Столпника (ок. 970–980).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

VI века. Иоанн постник патр. Константинаграда 595 (сент. 2). Флор е. аминьский (дек. 16). Григорий е. омиритский (дек. 19). Евтихий арх. Константонаграда 582 (апр. 6) 456 . Павсикокав е. синадский (мая 13). Ефрем арх. Антиохийский (июн. 8). Мина арх. Царяграда (авг. 25) 457 . VII века. Иоанн милостивый арх. александрийский 619 (ноябр. 12) 458 . Григорий е. акраганский ок. 685 (ноябр. 23) 459 . Модест патр. иерусалимский 633 (дек. 18). Доментиан мелитинский ок. 685 (янв. 10). Евлогий арх. александрийский 606 (февр. 13). Агафон папа римский 682 (февр. 20). Григорий папа римский 604 (март. 11) 460 . Софроний арх. Иерусалимский 638 (март. 4). Фома патр. Константинаграда 610 (март. 18). Феодор Сикеот епископ Анастасиаграда 613 (апр. 22). Павел арх. Царяграда (авг. 30). VIII века. Стефан е. сурожский 758 (дек. 15) 461 . Георгий е. амастридский (февр. 21) 462 . Павел е. прусидский (март. 7). Е. Евсхимон (март. 14). Герман патр. Царяграда ок. 740 (мая 12) 463 . Андрей арх. критский 712 (июн. 4). Иоанн е. скифский (июн. 26). Каллиник арх. Константинаграда ок. 705 (авг. 23). Веке IX. Иосиф е. селунский (янв. 26). Тарасий патр. Царяграда 806 (февр. 24). Никита е. халкидонский 838 (мая 28). Накифор арх. Царяграда 827 (июн. 2). Мефодий патр. Царяграда 846 (июн. 14) 464 . Феодор арх. едесский ок. 846 (июл. 9) 465 . Сравнивая канонизованных византийских иерархов с русскими, мы можем заметить следующие черты сходства: а) Некоторые кафедры пользуются как бы особенным преимуществом иметь канонизуемых в последствии иерархов. Таковы – в византийской империи кафедры константинопольская, антиохийская, александрийская, римская. Пересматривая вышеприведенный перечень св. иерархов, мы видим, что каждое столетие дало святого представителя – иногда и не одного – почти по каждой из вышеисчисленных кафедр. Тоже повторилось и в нашем отечестве. Из многих архиерейских кафедр киевская, новгородская и московская – преимущественно украшаются святыми иерархами. В Киеве разновременно святительствовали следующие канонизованные иерархи: Михаил 992, Иларион 1066, Иоанн 1088, Максим 1305, Макарий 1497, – в Новгороде: Иоаким 1030, Лука 1059, Никита 1108, Нифонт 1156, Аркадий 1162, Иоанн 1185, Григорий 1193, Антоний 1238, Феоктист 1309, Василий 1352, Моисей 1362, Симеон 1421, Евфимий 1458, Иона 1470, Феофил 1483, Геннадий 1505, Серапион 1516, в Москве: Петр 1328, Алексей 1378 Киприан 1406, Фотий 1435, Иона 1461, Филипп 1560.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

βεστιριος, (lat. vestiarius) ein Hofbeamter: LaurCorp II 686f. 696–713. f.l. pro στιριος VThSyk 91,1 app. id. (βιστ.) DarRech 569,28 app.; 573,22.– L, DGE, Daris, Kr + X Kleis, ODB 2163. βεστιαρτης, Kleiderhändler: CPR VIII 56,15 (s.V/VI). Kleiderbewahrer, Garderobier: Bas В 1508,23.24. ein Hofbeamter: AProt 6,17 (a.943). DeCer I 578,19. PselFor 6,3. MichAttDiat 105,1406. LaurCorp II 190 (s.XΙ). MCerEp 784BC. Kekaum 196,11.– DGE, Daris, Kr, Duc, Car, TLG, Kleis, ODB 2163; βηστ. LSSup. βεστιαρτισσα, Frau eines βεστιριος: πανευγενεσττη MoneKot 338,1. βεστιρχης s. βεστρχης βεστον, τ (= βεστιριον) Kleiderkammer: TypKechar 69,887.889. kaiserliche Schatzkammer: Zacos I 1090. DeCer I 799,18; 804,15. βεστα Beamte der kaiserlichen Kammer: OikList 229,20 (Philoth.). DeCer 787,2– DGE, Car, (LS, L, Duc). βστιον, τ (lat. bestia) wildes Tier: EtymMag 195,41. βεστιοπρατεον, τ Kleiderhandlung: PassEust 298.– Vgl. -πρατριον Kr. βεστιοπρτης, Kleiderhändler: LaurCorp II 659 (s.IX). EpBib 4,1.2.7; 5,1. SynaxCpl 242,1. DeCerV I 9,10. PselFor 4,196. PassEust 291. Bas В 3619,23.– ODB 2163f., Duc (-ηρ). βεστιοπρατικς eines Kleiderhändlers: - πιστμη EpBib 4,5. ργαστριον 6. βεσττζης, TzetzAr II 473,6; 536,9; 539,20; 563,5.19.– TLG. βεσττωρ (-τωρ), (lat. vestitor) kaiserlicher Garderobier (Hofamt): Max. Conf., PG 91,636C. SealsDO I 5,5 (s.IX); II 2,4 (s.X/XI). SceauxSeyr 75.210. OikList 63,5; 89,18; 99,15 etc. DeCerV I 4,12; 20,8; 62,3.–L, TLG, ODB 2164. βεστομιλιαρσια, τ Miliaresia aus dem βεστιριον: Konst PorphMil С 794. βεστοπρτης, ein Beamter: LaurCorp II 660 (s.XIII). βεστοσκρα, (lat. vestis + sacer) kaiserliche Schatzkammer: DeCer 1407,9; 800,18; 803,5; 805,13.– Vgl. σκρα LS, L. βεστοσακρνοι, o kaiserliche Schatzmeister: DeCer I 407,10; 422,9. βετερνος (lat. veteranus) altgedienter Soldat, Veteran: LydMag 70,24; 74,12. βετερνος Zepos IV 456. id. Bas В 850,23. βετρνος Theo doret, Eranistes 102,18 (Ettlinger 1975). id. Bas А 461,18; 2622 app.; В 1378,12. id. PsZon I 383.– βετερνος TriantLex, L, Duc, Stam; οετερανς LS, LSSup; οτρανος L.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Арсений Могилянский 1757–1770 Киевские и Галицкие (с 1767 г.): Гавриил Кременецкий 1770–1783 Феогност 1900 Самуил Миславский 1783–1796 Кирилл II (грек) 1224–1233 Иерофей Малицкий 1796–1799 Иосиф I (грек) прибыл 1237 Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803 Кирилл III (грек) избр. 1243; † 1281 Серапион Александровский 1803–1822 Максим (грек) 1283–1305 Петр Св. 1308–1326 Феогност св. (грек) 1328–1353 Алексей Св. Плещеев хир. 1350; вступил на митр. 1354 † 1378. Пимен (грек) хир. 1380, удал. 1380; возвр. 1382, низлож. 1388. Филофей Успенский 1876–1882 Киприан Св. (серб) 1381–1383; 1390–1406 Дионисий Св. 1383–1385 Иоанникий Руднев 1891 Фотий (грек) Св. 1408–1431 Исидор (болгарин) 1437–1441 Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев прибыл 1352 † 1354. Роман 1354–1362. Киприан Св. 1375–1383–1390. (В Вильне): Григорий I Цамблак (Семивлах) (серб) 1415–1419. (В Смоленске): Герасим 1433–1435. Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II (болгарин) 1458–1473. Мисаил кн. Пеструцкий–Друцкой–Соколинский–Бабич упр. мит.1474–1480. Спиридон Сатана (не принят и отлучен) 1476. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1481–1488 Сильверст Белькевич 1556–1567 Иона Протасевич–Островский 1568–1577 Макарий I Св. (Чорт) 1495–1497 Илья Куча 1577–1579 Иосиф II (Болгаринович) 1450–1503 Онисифор Петрович–Девочка (Девочий) 1583–1588 Михаил Рогоза с 1588 г.; в 1596 г. отпал в унию Иосиф III (Солтан) 1509–1521 Иосиф IV Руссин 1523–1534 Макарий II(Mockbumяhuh) 1535–1556 Экзархи Константинопольского трона (В Киеве): Иов Борецкий 1620–1631 Иосиф Нелюбович–Тукальский 1663–1676 Исаия–Борисович–Копинский (Копыстенский) 1631–1633 Антоний Винницкий 1676–1679 С 1657–1685 г. митрополиты по по политич. обстоят. жили вне Киева Сильверст Коссов 1649–1657 Дионисий Балабан 1658–1663 Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России: Гедеон Святополк Кн. Черниговский 1685–1690 Архиеп. Рафаил Забаровский 1731–1747 до 1743 Архиеп. Варлаам Ясинский 1690–1707 Тимофей Щербацкий 1748–1757 Иоасаф Краковский 1708–1718

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В России средневековое понятие священного характера власти государя применялось к русским князьям 244 , которые, как мы говорили выше, считались младшими членами императорской «семьи». Но и среди них также бывали «тираны», как, например, известный Святополк, убийца Бориса и Глеба. На практике, начиная с крещения св. Владимира и до приобретения церковной Московской митрополией независимости (1448), русский митрополит в силу своего назначения из Константинополя пользовался большой независимостью от местной политической ситуации и местных правителей. Эта независимость придавала его действиям и решениям основополагающее политическое значение. Политика таких митрополитов, как Кирилл (1242–1281), свт. Петр (1308–1326), свт. Феогност (1328–1352), свт. Алексий (1354–1378) и свт. Киприан (1375–1406), оказывалась решающей для многих аспектов отношений между юго-западными и северо-восточными княжествами Руси и для окончательного перенесения митрополии из Киева в Москву. Однако после 1448 г. избрание московских митрополитов местным епископским собором поставило их под непосредственный контроль великих князей московских, а позже и царя. Эта последняя ситуация оказалась результатом уже не «византийского» влияния, но нового политического и культурного положения, особенно характерного для Москвы и для быстро растущего русского государства. Византийское наследие в России нового времени Появление в XV и XVI веках Московского русского царства хронологически совпало с концом средневековья. И поскольку основные принципы гармонии культуры и характерное для Византии восприятие действительности, стремящееся к обобщению, были по существу явлениями средневековыми, то продолжать существовать без коренных изменений в Московской Руси после падения Константинополя (1453) они не могли. Часто упоминаемая теория «Москвы – третьего Рима» действительно возникла в XV веке. Ее литературные и идеологические проявления были интересными свидетельствами своего времени, но практическое влияние их было очень ограничено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Взяв преподобного Андроника, святитель Алексий вернулся в Москву. Он предоставил много средств для основания нового монастыря, место для которого было выбрано за рекой Яузой. На вопрос преподобного Андроника во имя кого построить храм в обители, святитель Алексий рассказал: «Когда мы плыли от Константинова града к Русской земле, внезапно поднялся сильный ветер в море, так что корабль начал погружаться. Тогда я дал обещание, что если Господь поможет мне, то создам церковь в честь того святого, праздник которого случится в день, когда приду к пристани. И тотчас же Божиею помощию волнение прекратилось на море, и мы вошли в пристань месяца августа в 16-й день. И завещал я поставить церковь в честь Нерукотворенного образа Спасова, но забываю в делах церковных. Ныне же хочу упраздниться от дел и исполнить обет». Так вскоре была воздвигнута прекрасная церковь , освященная митрополитом в честь пречистого Нерукотворенного образа Спасителя. Преподобный Андроник был поставлен святителем Алексием игуменом новой обители. В монастыре был принят общежительный устав. Преподобный Андроник со смирением и усердием нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве; он был воистину кроток и смирен сердцем, как благоразумный ученик кроткого учителя – Преподобного Сергия. К преподобному Андронику часто приходили люди за духовным советом и благословением. Братия монастыря умножалась в числе и преуспевала в добродетелях (см.: «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего игумена Сергиа» – «Богословские труды», сб. 11., М., 1973, с. 226–227). Некоторые современные исследователи указывают на несоответствие отдельных фактов этого сказания летописным данным и отмечают, что строительство Спасо-Андрониковского монастыря было связано с деятельностью не святителя Алексия, а святителя Киприана, митрополита Московского. Как бы ни решились в дальнейшем спорные вопросы, несомненно, что первоначальная история монастыря тесно связана с именами обоих Московских святителей: Алексия († 1378, память 12 февраля) и Киприана († 1406, память 16 сентября), что позволило в непродолжительное время собрать в монастыре прекрасных зодчих, иконописцев и книжных писцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Влияние учения святого Григория Синаита об «умном делании» на средневековое восточное монашество Учение преподобного Григория об «умном делании» оказало большое влияние на укрепление подвижнического характера средневекового монашества и особенно на развитие в нём в XIV веке созерцательного направления. Исследовать эту тему нет нужды, так как в данной области имеется достойная кандидатская диссертация послушника (ныне игумена) Петра (Пиголь) , успешно защищённая в Московкой Духовной Академии в 1988 г. 596 Можно ограничиться лишь названием имён духовных преемников Преподобного, имевших ту же великую веру, какую имел преподобный Григорий, и свято следовавших его наставлениям. Это: 1 . В Византии – преподобный Герасим (XIII-XIV вв.), преподобный Иосиф (XUUU-XIV вв.), святой Патриарх Каллист († 1364), святой Григорий Палама († 1359), инок Давид Дисипат (XUUU-XIV вв.). 2 . На Святой Горе Афон – преподобный Марк Клазоменский (XIII-XIV вв.), авва Николай (XUUU-XIV вв.), слепец Аарон (XUUU-XIV вв.), Климент Болгарин (XUUU-XIV вв.). 3 . В Болгарии – преподобный Феодосии Тырновский († 1363), преподобный Роман Тырновский († ок.1370), святитель Евфимий, Патриарх Тырновский (XIV в.). 4 . В Сербии – митрополит Серский (Серезский) Иаков († ок.1360–1365), преподобный Ромил Раванницкий († 1376), преподобный Григорий Горняцкий (XIV-XV вв.), преподобный Афанасий Метеорский († 1383), преподобный Сисой Синаит (XIV-XV вв.), инок Силуан (XIV в.). 5 . В Румынии – преподобный Никодим Тисманский († 1406). На Русь влияние учения святого Григория Синаита могло проникнуть через святителя Алексия, митрополита Киевского (Московского, † 1378). Святой Алексий для возведения в митрополита ездил в Константинополь, некоторое время (1353–1354 гг.) находился там и встречался со святым Патриархом Каллистом – ближайшим учеником святого Григория и большим его почитателем. Усвоив идеи «умного делания», святитель Алексий мог повлиять на образ духовного жительства великих подвижников Святой Руси: преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского († 1392), святителя Стефана, епископа Великопермского († 1396), преподобного Афанасия Высоцкого (XIV-XV вв.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

возведён 12.05.1166 (1174) Константин II, митрополит поставлен Никифор II, митрополит управлял Гавриил, митрополит упоминается с 1198 по 1210 неизвестно Дионисий, митрополит упоминается неизвестно Матфей, митрополит упоминается 22.08.1220 Кирилл II, митрополит рукоположен с 06.01.1224 Иосиф, митрополит упоминается возможно, убит в 1240 Кирилл III, митрополит рукоположен ок. 1246–1247 (избран в 1242 (1243)) 07.12.1281 Максим, митрополит, свт. рукоположен 06.12.1305 Пётр, митрополит, свт. рукоположен с мая-июня 1308 21.12.1326, погребён в Москве Феогност, митрополит, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит, митрополит рукоположен с 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), митрополит свт., бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Михаил (Митяй) наречённый митрополит 1379, не рукоположен рукоположен с 02.12.1375 (1376) до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве управлял с 1380 до 1382 изгнан и пребывал в Киеве с 1390 вернулся на кафедру Пимен, митрополит рукоположен управлял с 1382 по 1384 низложен;11.09.1389 Дионисий, митрополит свт., бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 Киприан, митрополит, свт. (повторно) с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, митрополит, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 наречённый митрополит с осени 1414 рукоположен Собором Западно-Русских епископов по просьбе Литовского князя Витовта без санкции Константинопольского патриарха с 15.11.1415 (1414) зимой 1419 (1420) бывший епископ Смоленский 26.07.1435 (сожжён) Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) поставлен бывший епископ Рязанский и Муромский с 15.12.1448 (избран в 1431) 31.03.1461 Сведения Григорий (Болгарин), митрополит Киевский, Литовский и всей нижней России рукоположен с 15.10.1458 в начале 1474 Мисаил (Пеструцкий-Друцкий Соколинский-Бабич, князь), наречённый митрополит Киевский, бывший епископ Смоленский, поставлен Спиридон (Сатана), митрополит рукоположен с 15.09.1475 прибыл в Литву в 1476 не был принят ни в Москве, ни в Литве, находился в заключении; 1503–1505

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Впрочем, во всех изданиях перевода Семидесяти книга Даниилова изложена по переводу Феодотионову (см. выше § 32). Употребляемый в нашей православной Церкви  Славянский перевод  ветхого завета сделан с греческого перевода Семидесяти просветителями славян, святыми Кириллом и Мефодием, начавшими свою проповедь в Моравии и Болгарии в 862 г. Он распространился в России вместе с утверждением в ней христианства. Но вероятно была некоторая разность в Русском наречии против Болгарского и Моравского. Она потребовала соответственных изменений или изъяснений в словах и выражениях Болгаро-Моравского наречия, употребленного в переводе…, и эти изъяснения делались переписчиками, каждым порознь, соответственно их силам при скудной грамотности, только что возникавшей среди Русского народа. Посему списки Писания скоро наполнялись различиями, которые не могли и потом не увеличиваться от поспешности, недосмотра и неискусства переписчиков. Эти переписчики считали себя руководителями народа и потому продолжали по своему крайнему разумению изменять и изъяснять переписываемый текст в том предположении, что они совершают посильное служение Богу, содействуя изъяснению источников веры. Этому злу конечно всегда противостояла попечительная ревность пастырей (например, святителей Московских Алексия 1332–1378, Киприана 1376–1406, Филиппа 1465–1472 г.) и вызываемых ими ученых (напр. Максима Грека ). Но принимаемые ими меры отеческого вразумления и ученого исследования не могли остановить и исправить означенного зла, приобревшего себе право неприкосновенности по причине давности, чрезвычайного и почти всеобщего распространения, также по причине сочувствия и покровительства сильных и влиятельных людей. Тогда явилась на помощь благодетельная власть православных властителей. Первый в этом отношении известен Константин, князь Острожский. Он собрал множество рукописей Славянской Библии и по надлежащем сличении оных между собою, также с Греческими и Латинскими переводами, исправил, сколько то было по силам тогдашних ученых, призванных к сему делу, и издал Славянский перевод Библии в 1581 г.; это издание по месту своего составления называется Острожским и есть первое печатное издание Библии на Славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010