Вступление Глава I. Иерархия и паства Глава II. Монастыри Глава III. Богослужение Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства Глава VI. Состояние веры и нравственности Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим церквам Комментарии к книге 2 (тт. 1-3) КНИГА ТРЕТЬЯ От редакции История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589)   Отдел первый. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240–1448) ТОМ 4 Вступление Глава I. Иерархия I. Первые четыре митрополита (1243–1354): 1. Кирилл II; 2. Максим; 3. Петр; 4. Феогност II. Время святительства митрополита Алексия (1354–1378) III. Смутное время в митрополии и митрополит Киприан (1378–1406) IV. Время святительства митрополита Фотия и его преемники (1410–1448) V. Русские епархии Глава II. Паства I. Умножение паствы: успехи православной веры между монголами II. Успехи православной веры в Литве и состояние там православия III. Обращение к христианству жителей Перми IV. Уменьшение православной паствы от раскола стригольников Глава III. Монастыри I. Монастыри в Юго-Западной России II. Монастыри в Восточной России 1. В первый, тягчайший период монгольского ига 2. Во второй период монгольского ига III. Монастыри в Новгородской области и других северных IV. Устройство и внутреннее состояние монастырей Глава IV. Богослужение I. Святые храмы, иконы и кресты II. Святые мощи, праздники и посты III. Богослужебные книги и отдельные чинопоследования IV. Святые таинства и другие священнодействия V. Церковное пение и церковные вещи ТОМ 5 Глава V. Церковное право I. Правила и постановления собственно церковные 1. Древние и основные, заключающиеся в Кормчей 2. Правила и постановления новых Соборов и Цареградских патриархов по делам Русской Церкви 3. Правила и постановления наших митрополитов 4. Постановления наших епископов II. Гражданские узаконения на пользу Церкви 1. Узаконения греческих государей, вошедшие в состав Кормчей

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг. св. Константин I 1155–1158 гг. Феодор 1161–1163 гг. Иоанн IV 1164–1166 гг. Константин II 1167–1177 гг. Никифор II 1182–1198 гг. Гавриил Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг. Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. св. Феогност 1328–1353 гг. св. Алексий 1355–1378 гг. Прп. Сергий. св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. св. Дионисий 1383–1385 гг. св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. Митрополиты Московские: 1448–1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви. Феодосий 1461–1464 гг. Филипп 1464–1473 гг. Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. 1495–1511 гг. Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг. Иоасаф 1539–1542 гг. св. Макарий 1542–1563 гг. Афанасий 1564–1566 гг. св. Филипп Кирилл 1568–1572 гг. Антоний 1572–1581 гг. Дионисий 1581–1586 гг. Митрополит и позднее патриарх: св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г. 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Патриархи Всероссийские: Игнатий 1605–1606 гг. свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Местоблюстители: Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613 г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. 1642–1652 гг. 1632–1666 гг. Начало старообрядческого раскола. Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг. Иоаким 1674–1690 гг. Адриан 1690–1700 гг. 1701–1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола. Архиепископы: Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг. Платон (Малиновский) 1745–1754 гг. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг. еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг. 1775–1812 гг. с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг. Митрополиты:

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

В XIII в. игумен Киево-Печерской Лавры прп. Досифей посещает Св. Гору (1219 г.) и пребывает там длительное время 477 . Возвращаясь в свою обитель, он берет с собой жития святых подвижников Св. Горы, «Ответы афонских отцов», «Чинопоследование Двенадцатипсалмия» и «Типик скита Карей» св. Саввы Сербского » 478 . Эти труды, как представляется, весьма интересовали русских монахов. До сего дня от них сохранились только отрывки. Прп. Досифей был первым русским монахом, который по возвращении с Афона написал обширные труды о святогорской жизни, и благодаря этому он смог передать дух Афона своим собратьям, установить духовную связь между святогорскими и русскими обителями 479 . В XIV в. святогорец Вселенский Патриарх Филофей Коккин († 1379 г.) 480 отправляет чрезвычайно важное послание св. Сергию Радонежскому († 1392 г.), в котором призывает превратить его обитель в общежительный монастырь: «Поэтому и я также даю тебе благословение и разрешение создать святой киновий, а милость и благодать Божественной Троицы да пребудет с тобой вечно...» 481 Из этого общежительного монастыря берут начало другие 40 монастырей, а всего учениками св. Сергия были основаны 50 обителей. Ученик св. Сергия Радонежского, прп. Сергий из Нурмы († 1412 г.), стал мудрым наставником многих благочестивых учеников. Возвратившись с Афона, где он был пострижен в монашество, он устанавливает в России афонские традиции; его ученики начинают распространять в народе Иисусову молитву 482 . Св. Киприан, митрополит Киевский († 1406 г.), родился в Болгарии. В зрелом возрасте он приезжает в Константинополь, где знакомится со св. Филофеем Коккином, а затем селится на Св. Горе как «школе высшего духовного подвига». Здесь он жил в уединении неподалеку от Великой Лавры, проводя время в непрестанных трудах и молитве. Св. Филофей направляет его для окормления Киевской митрополии, и позднее он становится митрополитом всея Руси (1378–1381). Несмотря на многие трудности, с которыми пришлось встретиться, он сохранил церковное имущество, которое рассматривал как дар церковного народа, произносил проповеди о бедности, подобающей монахам, передавая им дух святогорского исихазма 483 . С большим успехом он занимался переводом и исправлением церковных книг и прославился как превосходный писатель, канонист, литургист и хронограф. Среди его трудов – переводы Пидалиона, евхология, Псалтири, большое число литургических, агиологических и аскетико-дисциплинарных текстов. В его эпоху укрепилось исихастское движение и вырос авторитет Афона в России, особенно среди монахов 484 . Св. Киприан принес в Россию идеи подлинного исихазма, которые были с воодушевлением восприняты многими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В крайнем негодовании и на Дионисия, и на преподобного Сергия Митяй, управлявший Русскою Церковию уже около 18 месяцев, увидел необходимость спешить туда же. Он отправился (в июле 1379 г.) с огромною свитою, в которой находились три архимандрита, несколько игуменов, митрополичий печатник, протоиерей московского Успенского собора, протодиакон и весь клир владимирской соборной церкви, два переводчика, митрополичьи бояре, слуги и другие люди, так что свита представляла собою целый полк, заведование которым поручено было большому боярину, великокняжескому послу. Пред отъездом Митяй выпросил у великого князя несколько неписаных грамот, скрепленных княжескою печатью, чтобы воспользоваться ими в Константинополе, судя по нужде. Сам великий князь с своими детьми и боярами и все русские епископы провожали Митяя до Оки. За рязанскими пределами он был остановлен татарами, но скоро отпущен с честию, получив новый ярлык от хана Тюлюбека, подтвердивший прежние льготы Русской Церкви. В Кафе сел на корабль и уже приближался к Константинополю, как внезапная смерть положила предел честолюбивым замыслам; тело Митяя похоронили в Галате . Спутники Митяевы позволили себе самовольный поступок: они сами вздумали избрать для России митрополита из числа трех находившихся в свите архимандритов. Мнения оказались несогласными: одни желали Иоанна, настоятеля Петровского монастыря в Москве, другие — Пимена Переяславского. Бояре приняли сторону последнего и немедленно написали о поставлении его послание к греческому императору и патриарху на одной из неписаных грамот, скрепленных княжескою печатью, а Иоанна, грозившего открыть их обман, заключили в оковы. Быть не может, чтобы в Константинополе не знали истины: там находились уже и Дионисий, епископ Суздальский, враг Митяев, и Киприан, митрополит Киевский, незадолго прибывший, которые не могли не возвестить, кто правил Русскою Церковию более года и кого великий князь собирался послать в Грецию для принятия митрополитского сана. Император, однако ж, Иоанн VI Палеолог и патриарх (Нил), когда прочитано было на Соборе послание, не показали никакого сомнения и сказали только: «Зачем русский князь пишет о Пимене, когда есть на Руси готовый митрополит Киприан? Его мы и отпускаем на Русскую митрополию, а ставить другого митрополита не считаем нужным».

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

Коломенская кафедра, как наиболее близкая к Москве и состоявшая в особых отношениях с княжеской властью, вероятно, изначально была создана как викарная - Коломенский епископ должен был замещать митрополита в его отсутствие в Москве. Это предполагало частое пребывание в столице, поэтому двор К. е. появился в Московском Кремле, недалеко от великокняжеского и митрополичьего дворов. Статус митрополичьих викариев Коломенские епископы утратили в 60-70-х гг. XV в., когда его получили епископы Сарские и Подонские после переноса их резиденции на юж. окраину Москвы (см. Крутицкая и Коломенская епархия ). Тем не менее Коломенские епископы пользовались большим влиянием в Русской Церкви до 1-й трети XVI в. Одной из самых видных фигур церковной жизни кон. XIV в. был Коломенский еп. Герасим (1374/75-1388). После кончины митр. св. Алексия († 1378), доверенным лицом которого был Коломенский архиерей, и до решения вопроса о замещении митрополичьей кафедры еп. Герасим на рубеже 70-х и 80-х гг. XIV в. являлся местоблюстителем митрополичьего престола; в авг. 1380 г. он благословил вел. кн. св. Димитрия Иоанновича и русское войско на битву с ордынцами перед сражением на Куликовом поле. Герасим в период местоблюстительства рукоположил во иерея выдающегося миссионера, буд. Пермского еп. св. Стефана . В кон. 70-х гг. XIV в. уроженец Коломны («един из коломенских попов») Митяй (Михаил) являлся кандидатом вел. кн. Димитрия Иоанновича на замещение вакантной после кончины свт. Алексия митрополичьей кафедры; очевидно, что сделать успешную карьеру ему помогла тесная связь кафедры с великокняжеской властью. В 1392-1405 гг. К. е. возглавлял еп. Григорий, он же, вероятно, ученик прп. Сергия Радонежского Григорий Голутвинский , первый игум. коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления муж.ского монастыря , создание к-рого благословил, прибыв в Коломну, прп. Сергий. В XV в. Коломенскую кафедру занимали бывш. архимандриты московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , связанного с Московскими вел. князьями: Иларион (1406-1408) и Геронтий (между 1451 и 1453-1473). Геронтий первым из Коломенских епископов был поставлен в сан митрополита всея Руси. В 1507-1518 гг. К. е. возглавлял Митрофан, бывш. архимандрит Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря и духовник вел. кн. Иоанна III Васильевича , состоявший в переписке с прп. Иосифом Волоцким .

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1309) – исихаст, один из духовных учителей свт. Григория Паламы упраздняет Галицкую митрополию, расколовшую Русскую Церковь, и поставляет единым митрополитом Руси игумена Петра, уроженца Волыни, также подвизавшегося в безмолвии,  защищает его от нападок тверского князя, когда тот живет  в Москве, а не в кафедральном Владимире. Св. Петр ( 1308-1326) митрополит уже Киево-Владимирский продолжает дело, начатое св. блгв. кн. Александром,  митрополитами св. Кириллом, св. Максимом по объединению Северной Руси. После смерти он завещает погрести себя  в Москве, в новом Успенском соборе. Следующий митрополит — св. Феогност (1328-1353) – греческий монах-исихаст,  показавший себя сторонником  свт. Григория Паламы в спорах о Фаворском свете. Феогност сразу обосновывается не во Владимире, а в Москве, тем самым окончательно утверждая здесь резиденцию кафедры митрополитов на будущие времена. Он отлучает от Церкви тверского князя за междоусобие, прославляет св. митрополита Петра как чудотворца, после смерти его погребают в Москве рядом со свт. Петром. Прославлением свт. Петра  Митрополит Феогност  поднимает на недосягаемую высоту духовный авторитет Москвы, в приемники он избирает себе инока Алексия – будущего митрополита Московского и Всея Руси св. Алексия I (1353-1378). Дальнейшее развитие Русской Церкви и Северо-Восточной Руси связано с паламитами – сторонниками свт. Григория Паламы. Патриарх Константинопольский Филофей (1353-1376), который канонизировал свт. Григория Паламу в Византии, принимал деятельное участие в делах Русской митрополии. Он поддерживал св. митрополита Алексия I в борьбе за объединение Руси вокруг Москвы, высоко ценил  прп. Сергия Радонежского и благословил его устроить общежительный монастырь. Следующий после Алексия митрополит — св. Киприан (1390-1406) – болгарин,  закрепил в русской богослужебной практике почитание свт. Григория Паламы. Затем митрополит св. Фотий (1408-1431) — грек, сторонник Григория Паламы поддерживал московских князей в борьбе с усилившейся Литвой. Ему удалось объединить в Русской Церкви и Северную Русь, и Галицию, и Литву.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

Первые попытки исправления ошибок, вкравшихся в богослужебные книги, были предприняты уже в XIV в. при митрополитах Алексии (1354–1378) и Киприане (1390–1406). Но в XV в. произошли два события, которые придали последующей истории исправления книг трагический характер: это Флорентийская уния (1439) и падение Константинополя (1453). В результате этих событий в Москве появилось сомнение в чистоте веры у греков. И хотя впоследствии при исправлении церковных книг за основу были взяты греческие книги, все же слышны были голоса тех, кто не считал эти книги неповрежденно «православными». Когда иноку Максиму, греку по национальности, было поручено взяться за исправление книг, он при сличении русских церковных книг с греческими обнаружил много грубых ошибок, которые в некоторых случаях, по его мнению, имели почти еретический оттенок . Для поборников идеи «Москва — третий Рим» такие утверждения были чем-то совершенно невероятным, и ученый грек сам был обвинен в еретическом умствовании, а тут еще интриги иосифлянски настроенного митрополита Даниила, для которого тесные взаимоотношения между Максимом и князем-иноком Вассианом давно уже стали бельмом на глазу. Соборы 1525 и 1531 гг. рассмотрели все обвинения против Максима (большей частью необоснованные) и осудили его на заточение в монастырь . Стоглавый Собор вынужден был признать, что некоторые богослужебные обряды исполняются в разных местах по-разному. Сам юный царь Иван сказал на Соборе: «Ныне бо видим и слышим, кроме Божественного устава, многие церковные чины не сполна совершаются, не по священным правилам и не по уставу» , и Собор согласился с утверждением царя. Стоглав постановил исправить церковные книги по хорошим переводам, но откуда и как достать эти хорошие переводы — об этом ничего сказано не было и, главное, для этого ничего не было сделано. Хотя после Стоглавого Собора в Москве был открыт Печатный двор и появилась возможность избегать ошибок, возникающих при переписывании церковных книг, практически это ничего не дало для исправления текстов, ибо первые печатные книги издавались по рукописям, уже содержавшим ошибки, в некотором смысле печатание книг даже повредило делу, ибо впоследствии на первопечатные книги стали смотреть как на безошибочные эталоны.

http://sedmitza.ru/lib/text/436636/

с мая-июня 1308 †21.12.1326, погребен в Москве Феогност митрополит, свт., рукоположен †11.03.1353 Феодорит митрополит, рукоположен с 1352 по 1354 низложен: † неизвест. Алексий (Бяконт-Плещеев) митрополит, свт., бывший еп. Владимирский †12.02.1378 Михаил (Митяй) нареченный митрополит †1379, не рукоположен со 2.12.1375 (1376) управлял с 1380 до 1382 до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве изгнан и пребывал в Киеве с 1390 вернулся на кафедру Пимен митрополит, рукоположен в 1380 управлял с 1382 по 1384 низложен: † 11.09.1389 Дионисий митрополит, свт., бывший архиеп. Суздальский †15.10.1385 Киприан митрополит, свт. (повторно) с 6.03.1390 †16.09.1406 Фотий митрополит, свт., рукоположен со 2.09.1408 †2.07.1431 с осени 1414 рукоположен Собором Западно-Русских епископов по просьбе Литовского князя Витовта без санкции Константинопольского патриарха с 15.11.1415(1414) † зимой 1419 (1420) †26.07.1435 (сожжен) Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал †14.03.1463 (1472) с 15.12.1448 (избран в 1431) †31.03.1461 Киевская и всея Руси (России) (1458–1649 – период разделения 66 ) Григорий (Болгарин) митрополит Киевский, Литовский и всей нижней России, рукоположен с 15.10.1458 †в начале 1474 Мисаил (Пеструцкий-Друцкий-Соколинский-Бабич, князь) нареченный митрополит Киевский, бывший еп. Смоленский, поставлен Спиридон (Сатана) митрополит, рукоположен с 15.09.1475 прибыл в Литву в 1476 не был принят ни в Москве, ни в Литве, находился в заключении; †1503–1505 Симеон митрополит, бывший архиеп. Полоцкий и Витебский упоминается в 1481 †1487 или 1488 Иона (Глезна) митрополит, бывший архиеп. Полоцкий и Витебский избран и возведен в сан †октябрь 1494 Макарий митрополит, сщмч., поставлен †1.05.1497 (убит татарами) Иосиф (Болгаринович) митрополит, бывший еп. Смоленский, поставлен с 10.05.1500 (избран 30.05.1498) Иона , митрополит, упоминается С 1503 по 1507 †9.07.1507 Киевская, Галицкая и всея Руси (России) С сентября 1509 года Иосиф (Солтан) митрополит, бывший еп. Смоленский, поставлен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Со времени основания Литовской митрополии (начало XIV века) ей подчинялись православные приходы Литвы, которых на то время было немало и в этнически балтских землях Ковенщины и Вилькомирщины. Ученые (И.Марзалюк) обращали внимание на то, что русский письменный памятник «Имена всем градом русскым», созданный около 1375 года, перечисляет на Виленщине, Вилькомирщине и Ковенщине «грады»: Вильну, Мереч, Медники, Кернов, Мойшоголу, Вилькомир, Старые Троки, Новые Троки, Ковно, Пуню и Перелай; между тем, в науке доказано, что «грады» в списке «Имена всем градом» являлись центрами церковных приходов, которые платили дань митрополиту. Таким образом, не позже XIV века и в балтских землях Литвы существовала развитая сеть православных приходов. В начале 14 века в великокняжеской резиденции Троках существовали церкви св. Николая Чудотворца и Вознесения. В Вильне в первой половине XIV века было немало православных церквей. Православие в Великом княжестве Литовском играло выдающуюся роль в высших слоях общества и культурных кругах, обеспечивая просвещение, в том числе, и балтской знати из великокняжеского окружения. Еще в XVII веке историки отмечали, что в Литве католические ксендзы держатся старинного обычая носить бороды, как это делают православные священники, и носят меховые шапки русских бояр. С начала XIV века (по данным Г.Гельцера, основавшегося на росписи епархий Константинопольского престола — с 1300 года) в Литве (Великом княжестве Литовском) существовала отдельная Литовская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату. Периодически литовские епархии подчинялись галицким митрополитам и митрополитам Киевским и всея Руси. В 1352—1355 годах литовский митрополит носил титул митрополита «Киевского и всея Руси». В 1378—1406 годах митрополитом Киевским и всея Руси был Киприан, перед этим бывший литовским митрополитом. С 1458 года литовские епархии подчинялись киевским митрополитам (в унии до 1470), носившим титул митрополитов «Киевских, Галицких и всея Руси», до 1596 года до отпадения киевской митрополии в унию.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Литв...

Чрез несколько месяцев (от 18 октября) Киприан извещал преподобных Сергия и Феодора, которые были преданы ему и находились с ним в переписке, что он непременно поедет в Константинополь, и с наступлением весны (1379) действительно туда отправился. Здесь прежде всего пришлось ему присутствовать на Соборе, который судил и свергнул с престола патриарха Макария, столько благоволившего к нашему Митяю и приглашавшего его к себе для рукоположения в митрополита . Весть об этом, вероятно, скоро достигла до Митяя: по крайней мере он, прежде все собиравшийся в Царьград, вдруг передумал и начал убеждать князя, чтобы сами русские архипастыри посвятили его во епископа и в первосвятителя . Князь и бояре согласились. Епископы были созваны в Москву, и все представлялись к Митяю с поклоном и за благословением. Один епископ Суздальский Дионисий, уважаемый по своему уму и благочестию, друг преподобного Сергия Радонежского, явился прямо к великому князю и настоятельно доказывал, что предполагаемое поставление митрополита в России было бы противно церковным правилам, так что князь счел нужным уступить, к крайнему огорчению своего любимца. Митяй увидел в Дионисии нового своего врага, и взаимная неприязнь между ними не замедлила обнаружиться. Митяй послал спросить Дионисия: «Отчего ты, по приезде в Москву, не явился ко мне с поклоном и за благословением? Разве ты не знаешь, кто я, и что я имею власть и над тобою и над всею митрополиею?» Дионисий явился к нему и сказал: «Ты не имеешь надо мною никакой власти, и тебе следовало прийти ко мне с поклоном и за благословением, ибо я епископ, а ты поп». Раздраженный Митяй воскликнул: «Ты назвал меня попом, а я не оставлю тебя даже попом, когда возвращусь из Константинополя» . Дионисий сам собирался ехать туда, вызываемый патриархом, который наслышался о его достоинствах и высокой жизни. Но великий князь велел задержать его в Москве по просьбе своего любимца. Насилие не привело к доброму концу. Чтобы освободиться из-под строгого надзора, Дионисий дал слово князю не ездить без его позволения в Царьград и поручителем за себя представил преподобного Сергия Радонежского; а между тем, едва получил свободу, менее нежели чрез неделю, отправился в Грецию.

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010