И того пристава взяли, и ко мн на сни почали ломитца, и проходные двери 1370 у Рожества Христова почали ломати, и на Казенной двор ворота выломили. И я, богомолецъ вашъ, вышел к ним и почал их розговаривать, И оне меня ухватили со всяким безчинием 1371 , и в т поры меня бранили всякою неподобною бранью, и ослопом в грудь торчма 1372 ударили, и грудь розшибли, и по бокам камением, держа в руках, и кулаки били. софйского казначя старца и детей боярских, которые за мной были, били же. И повели было меня в земскую избу к ызмннику твоему, государеву, къ Ивашку 1373 Жоглову. И какъ довели до церкви, и я 1374 хотл в церковь итти в передние двери, и оне меня в церковь в т поры не пустили. И соборной дьякон Яковъ церковь отворил, и оне и ево били же, и повели меня мимо передних дверей в земскую избу. И какъ довели против Золотых дверей, и я, от их бою изнемогши, отпросился посидть у Златых дверей пред церковью на лавке. И имъ почал говорить, чтоб меня отпустили со кресты к Знамению пресвятыя 1375 Богородицы, что готовился я, гршной, святую литоргию служить. И оне едва на то преклонились. И я, богомолец твой, велл благовстить и, собрався с соборными и с ыными с невеликими священники, одва добрел с великою нуждею до Знамения пресвятыя 1376 Богородицы. И тамо часы, стоя и сдя, слушал, и святую литоргию с великою нуждею и спхом служил, и назад болен, в санях взвалясь, приволокся. И нын лежу в конц живота и кашлею кровью, и живот весь запух, и, чая себе скорой смерти, святымъ маслом соборовался. А того не вдаю, надолго ли моего живота продолжитца и буду ли жив. А буде 1377 не будет легче, пожалуйте меня, богомолца 1378 своего 1379 простите и велите мн посхимитца. А буде вскор твоего, государева, указу ко мн не будет, и мн впредь не учнет легчить, и аз, и 1380 не дождався вашего, государева, указу, хочю посхимитца. Да того же дни в соборной церкви софской казначй старецъ Никандръ слышал клопот и голку велику и, ходя по церкви, обсматривал, от кого та голка, и того не сыскалосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР ГЛАВА [греч. Ισδωρος Γλαβς] (1341/42 - 11.01.1396, Фессалоника), митр. Фессалоникийский (25 мая 1380 - сент. 1384 и с марта 1386), визант. писатель, родственник Фессалоникийского митр. Игнатия Главы (1336-1342) ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 426-427). Мирское имя Иоанн; родился, вероятно, в Фессалонике; 1 апр. 1375 г. принял монашеский постриг с именем Исидор. Через 5 лет в К-поле патриарх Нил возвел И. Г. в сан митрополита. С 1382 г. власть в Фессалонике принадлежала имп. Мануилу II Палеологу (соправителю имп. Андроника IV с 1373, самостоятельно правил в 1391-1425). Об отношениях И. Г. с императором сведений мало, вероятно, Мануил II стремился использовать влияние митрополита для укрепления своего положения. Летом 1382 г. возник конфликт между И. Г. и подчиненными ему игум. мон-ря свт. Василия Дорофеем и неким пресв. Аллилуем, которых И. Г. по неизвестным причинам сместил с постов. Дорофей и Аллилуй подали апелляцию в патриарший суд. Во время разбирательства в К-поле И. Г. заявил, что возможное вмешательство патриарха Нила в это дело является нарушением прав И. Г. в его епархии. Но патриарх Нил встал на сторону И. Г. и утвердил его решения, хотя в ответ на обвинения И. Г. указал, что разбор подобных дел входит в прерогативы К-польского патриарха (RegPatr, N 2738). И. Г. находился в Фессалонике до 1384 г., т. е. в начале длительной осады города турками-османами (осень 1383 - апр. 1387). В одной из гомилий он выступил против секуляризации церковных владений в городе, даже если их передача в руки светской власти была вызвана необходимостью защитить город ( Λμπρος. 1912. Σ. 350-351). Рвение И. Г. в отстаивании своих канонических и юридических прав должно было вызвать раздражение имп. Мануила, хотя прямых свидетельств о конфликте И. Г. с Мануилом нет. В проповедях И. Г. неизменно призывал горожан подчиняться власти имп. Мануила как установленной от Бога.

http://pravenc.ru/text/674902.html

П. собр. р. лет. 1. 230; 5. 228; 8. 10 Ник. лет. 3. 208; 4. 61 Ст. кн. 1. 454–458 Карамз. 4. Прим. 384 Григор. О достов. ханск. ярл. 88, 126 Собр. госуд. грам. и догов. 1. С. 38 Собр. госуд. грам. и догов. 1. 27 Ник. лет. 4. 10 Карамз. 5. 4. Изд. Эйнерлинг См. письма эти в прил. 11. См. прил. 12. П. собр. р. лет. 8. 18 Ник. лет. 4. 29 Этой грамоты патриарха Каллиста нельзя относить к 1352 г. (Acta Patriarch. Constant. 1. 320 В ней говорится, что великий князь тверский Михаил жаловался на митрополита и требовал его на патриарший суд. Но Михаил в 1352 г. не был еще даже князем тверским и на бывшего тогда митрополита Феогноста не имел никакого повода жаловаться. Он начал жаловаться только на митрополита Алексия после известного случая в 1368 г. и в это время был действительно великим князем тверским. Две грамоты патриарха по этому случаю к тверскому князю в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 586, 590 Act. Patriarch. Constant. 1. 580 См. в конце патриаршего послания к нашему митрополиту от 1371 г. авг., индикт. IX. Acta Patr. Const. 1. 584 Ibid. 1. 577 В словах Казимира о Галицкой митрополии очевидно преувеличение: «От века веков... Галич славился митрополиею». Из поименованных будто бы Галицких митрополитов Петр был митрополитом всея России, а Феодор, вероятно, митрополитом Галицким в 1345 г. (см. выше прим. 31); два остальные вовсе не известны. Acta Patriarch. Constantinop. 1. 582 См. еще прил. 13. Все это о Киприане изложено в акте Цареградского Собора 1380 г. (Acta Patriarch. Const. 2. 12 О путешествии Киприана вместе с святым Алексием в 1373 г.— Никон. лет. 4. 40 О рукоположении в митрополита в 1376 г.— П. собр. р. лет. 8. 25 Ник. лет. 4. 48 Степ. кн. 1. 465 П. собр. р. лет. 3. 91; 5. 235; 8. 25 П. собр. р. лет. 8. 28–30 Ник. лет. 4. 63–69, 233 Степ. кн. 1. 464–468 Карамз. 5. Прим. 54 Каких лет скончался святой Алексий см. выше в прим. 41. Степ. кн. 1. 468 Ник. лет. 4. 67, 234 Это обстоятельство, вовсе не известное из наших летописей, упоминается в акте Цареградского Собора 1389 г. (Act. Patriarch. Constantinop. 2. 120

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Паки ж[е] за некое несгласие святый 1362 старец глаголаше ж[е], к некоим: «разумно да будет вам, як[о] не до конца имат быти Иларион настоятелем зде», – еже и збысться 1363 во время свое 1364 . Себе ж[е] святый 1365 яко единаг[о] от новоначалных 1366 вменяше и безлобием 1367 вся крамолы прехожаше 1368 . Некогда ж[е] и тайно хотяше отити в Пахнутьев манастырь. И в един от днии изыде из манастыря, никому [же] 1369 от братии ведущу 1370 . И прииде л.116. во другий манастырь свой 1371 Христова Рожства 1372 , иже бяше внутрь града 1373 . И ту едину нощь преьыс[ть] 1374 , всячески мышляше 1375 пути касатис[я] во свое пострижение, но от некоего приходящих к нему едва умолен быв до конца во своем манастыри пребыти 1376 . Он же преклонся молению его, да не отскорбит чад своих, вкупе с ним пойде из града в манастырь свой. Братиям же всюду ищущим ег[о], и не обретаху. И вси в велицей скорби бяху, яко и живота отчаявшеся, и недоумеваху, что сотворити, и всюду рыщущу 1377 ; и приидоша близ града, об. и увидеша старца 1378 , идуща в манастырь свой, и падше со слезами покланяхуся 1379 ему, лобызающе 1380 его радостными 1381 душами, яко некое великое б[о]гатество 1382 обретше. Прочее 1383 живяше конечно смиренномудрием 1384 и долготерпением. И уведавшу ж[е] 1385 преподобному яко от некоего извещения свое 1386 к Богу преставление, призва ученика своего, именем 1387 Касяна 1388 , реч[е] ему: «чадо, возми от руку моею грешную две сия власеницы 1389 , ихже ношах на теле моем 1390 грешнем, и едину неси и дай повару, инок[у] 1391 Евстратю 1392 , а другую – дай другому 1393 повару, иноку Илинарху 1394 . Весте сами вы 1395 все Евстратиевы л.117. бродетели: отнеле ж[е] пострижеся, конечное послушание стяжа, посту ж[е] и молитве неленосно прилежа; [и] 1396 без рптания вся службы манастырьские 1397 проходя, напиач[е] же в поваренной службе обещася работати на святую братию 1398 и до кончины живота своего. Бе бо велико умиленье стяжал, як[о] же древний Ефросим 1399 : всегда взирая на огнь, во уме помышляше негасимый огнь и муку вечную 1400 грешником; и сим смиряя душу свою и всегда себе укаряя 1401 и повинна творя себе 1402 негасимому 1403 огню, и от сего велию ползу [себе] 1404 об. обрете, яко ж ми сам поведа, егда [ж] 1405 хотях его пременити от тое 1406 службы 1407 . Он же паде на землю пред ногама моима грешныма, и полия землю слезами, и 1408 моля мое недостоинство 1409 , еже не пременитис[я] от такоя 1410 службы и не лишену быти великия ползы. Аз ж[е] удивихся усердию его и оставих 1411 его в поварни работати 1412 Богу и святой братие 1413 . Внимай, брате Касяне 1414 , егда по моем преставлении изволит архимандрит Иларион пременити его от службы сея, рцы ему, дабы не пременял его 1415 . Тако ж и другий повар Илинарх 1416 , сему л.118. ревнуя добродетельному житию, подвизается трудодюбным подвигом. Сего ради надеюся, да и о мне грешнем помолят Бога, да молитвами их милостивый 1417 человеколюбец, Христос Бог нашь и мне простит многая моя согрешения».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Видение ап. Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.) Дракон И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:3–4). Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей. Дракон. Анжерский апокалипсис (фрагмент), Жан де Бондоль и Николя Батай, 1373—1381, wikimedia.org Два зверя И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13:1). И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11). В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя — это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество. Зверь, выходящий из моря. Анжерский апокалипсис (фрагмент), Жан де Бондоль и Николя Батай, 1373—1381, wikimedia.org Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача — обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16:13; 19:20; 20:10). Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества императорского культа.

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

а) Григорий Богослов : “мы получили бытие, чтобы благоденствовать: и благоденствовали после того, как получили бытие; нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу”; 1371 б) Григорий Нисский : “надлежало, чтобы человек, созданный для наслаждения божественными благами, имел в природе своей нечто родственное с тем, чем будет наслаждаться; потому он и наделен жизнью, и разумом, и мудростью, и всеми Богоподобными свойствами”; 1372 в) Иоанн Дамаскин : “как благой, Бог сотворил нас не для того, чтобы наказывать, но чтобы мы были причастниками его благости”. 1373 3 . Наконец, назначение человека по отношению ко всей окружающей его природе ясно определяется в словах самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всей землей, и всеми гадами пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). Как образ Божий, как сын и наследник в доме небесного Отца, человек поставлен как бы посредником между Творцом и земной тварью; в частности предназначен быть как бы ее пророком, чтобы словом и делом возвещать в ней волю Божию; первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю небесные благословения; главой и царем, чтобы сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых тварей, он мог соединять чрез себя все с Богом, и таким образом всю цепь земных творений содержать в стройном порядке и союзе. Святые Отцы и учители Церкви говорили об этом назначении человека – быть царем и владыкой окружающей его природы – весьма часто, особенно когда решали вопрос, почему человек создан последним. Вот, например, слова – а) святого Амвросия: “по достоинству человек явился последним, как цель природы, созданной для правды, чтобы быть провозвестником (arbiter) правды между прочими животными..., справедливо он явился последним, как венец всего творения, как причина мира, для которой создано все; 1374

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Важно заметить, что в Коране не упоминается имя первой женщины, но, согласно мусульманскому преданию, ее звали Хаввой (араб. ) то есть Евой: «Если бы не Хавва, то женщины не обманывали бы своих мужей» 28 . Хавва, как пишет в своих трудах один из самых древних и авторитетных толкователей Корана Умар ибн Касир (1301–1373), была сотворена из ребра Адама: «[Хавва] была создана из самого короткого левого ребра [Адама], когда он спал, а на место [этого ребра] была помещена плоть» 29 . Сравнивая сходство и различие православного и исламского вероучения о сотворении человека, мы видим, что оба они повествуют о том, что мир и человек были сотворены за шесть дней: И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их ( Быт.1:31; 2:1 ). Первый человек был сотворён также из праха земного: И создал Господь Бог человека из праха земного ( Быт.2:7 ). Сходство есть и в сотворении Евы, которая, как учит Библия , тоже была взята из Адама: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ( Быт. 2:22 ). Одухотворение первого человека в Библии произошло аналогичным образом: «Вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт. 2:7 ). Однако в христианском и мусульманском учениях о сотворении человека имеются и такие черты, которые отличают их. Так, в Коране не указано, в какой день из шести произошел человек, в то время как в Библии четко об этом говорится: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой ( Быт. 1:27, 31 ). Кроме того, согласно Библии и учению святых отцов Церкви Господь Бог , прежде чем сотворить человека, не объявлял о своём намерении ангелам – этому предшествовало некое «совещание» Божественных Лиц: И сказал Господь: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). Вот что по этому поводу пишет святитель Василий Великий : «В начале, при сотворении мира, видим, что Бог беседует с Сыном и Духом… Ибо кому говорит “сотворим” если не Слову и Единородному Сыну, через Которого, по слову евангелиста, все начало быть, и Духу, о Котором написано: Дух Божий, сотворивший меня» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Исчисляя виды молитвы, Апостол хочет показать, что христиане должны всегда прибегать с молитвой к Господу, что во всех обстоятельствах своей жизни, человек должен носить в себе живое чувство зависимости от Промысла и в молитвенном настроении постоянно обращать свой взор к Господу, по слову Псалмопевца: как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу 1373 . В порядке перечисления видов молитв, Апостол обращает внимание на внутреннее достоинство молитвы, или достоинство чувства, которое служит основанием той или другой молитвы, и идет путем восхождения. Молитва за других, без сомнения, выше, чем все прошения о своих нуждах, а благодарение есть самая высокая молитва . Последняя, собственно, составляет принадлежность Ангелов, которые постоянно славят Господа, и приобретение способности к такой молитве есть желание многих праведных, а слабое представление об ангельской молитве – благодарениях, славословиях – доставляет истинное великое наслаждение, величайшую радость. В молитве-благодарении, торжествует любовь Божия к человеку, и любовь человека к Богу, – и чем выше, существеннее предмет, за который благодарим Господа, тем полнее, святее радость духа, которым человек исполняется, предаваясь молитве благодарения. πρ πντων νθρπων, – молитва христианской общины (ибо здесь речь, именно, об этой, а не о частной молитве отдельного человека) должна – в прошении и благодарении – обнимать все человечество. νθρπος – вообще, человек, всякий человек, поэтому и без члена. «Знают, посвященные в таинства, – говорит св. Златоуст, объясняя сии слова Апостола, – как бывает у нас при ежедневном богослужении, каждый день и утром, и вечером, – как мы творим молитву за весь мир. Священник есть, как бы, общий отец вселенной, поэтому прилично ему заботиться о всех, подобно тому, как о всех печется Бог, на службу Которому он поставлен. Вследствие того, Апостол и заповедует молиться за всех: с одной стороны, через это разрушается ненависть, которую иные питают к внешним (не принадлежащим к Церкви), потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ложное чудо есть внешнее поразительное явление, производимое по попущению Бога диаволом через особую, ему самому доступную, комбинацию естественных сил с целью нанести этим вред человеку, но обращаемое Господом Богом к религиозно-нравственному его испытанию. Что такого рода чудеса могут совершаться диаволом и его бесами, в том нас уверяют многие свидетельства Священного Писания. Так, например, когда фарисеи в целях 1358 уничтожить 1359 впечатление на народ 1360 от чудес Христа Спасителя, обвиняли 1361 Его в том, что Он изгоняет бесов силой Веельзевула, князя бесовского, то Господь, не отрицая возможности со стороны диавола производить ложные чудеса, указывает фарисеям, что это по отношению к Нему 1362 неприложимо, ибо, параболически говоря, – всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит 1363 . Далее, Христос Спаситель прямо говорит, что »восстанут лжехристы и лжепророки и дадут 1364 великие знамения и чудеса« 1365 . Помимо этого св.апостол Павел пишет, что пришествие антихриста будет, «по действию сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» 1366 . Из этих слов апостола ясно, что обозначаемые здесь признаки пришествия 1367 антихриста по своему разнообразному 1368 , необычному, сверхчеловеческому 1369 характеру имеют основную причину 1370 в диаволе. Уже поэтому 1371 они – ложные 1372 , исходящие от отца лжи 1373 , направляющиеся к расширению лжи 1374 как средство лжи 1375 и сами по себе ложные 1376 . И, наконец, возможность для диавола производить чудеса вытекает из тех мест посланий св.апостолов, где диавол и бесы представляются существами личными, т.е. имеющими разум и волю 1377 , и притом в более совершенном виде, чем даже человек. Диавол и его бесы, как бывшие ангелы, получили от Бога при сотворении их природу более совершенную, чем человек 1378 , а потому диавол и бесы сами могут комбинировать естественные силы природы в такой степени и форме, в каких не в состоянии сделать это человек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Потом возглашается 1369 : Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Чтение из пророчества Пророчества (например, пророка Исаии в день Рождества Христова) чтение 1370 . Священник Пророческое чтение да исполнит нас божественной благодатью, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует само чтение (например, Рождества Христова (см. Ис. 9: 1–7 )) Стих из псалма 1371 (например, на литургии в день Рождества Христова): С Тобой начало, в день силы Твоей, во свете святых Твоих; из чрева прежде денницы Я родил Тебя ( Пс. 109, 3 ) 1372 . Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Чтение из посланий Апостола Павла Послания святого Апостола Павла (например, к Евреям в день Рождества Христова) чтение 1373 . Священник Апостольское чтение да будет нам наставлением ко спасению, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует само чтение (например, к Евреям 1: 1–13 в день Рождества Христова) Потом аллилуиа со стихом Аллилуиа. Ныне в Вифлееме родился младенец, и свято и страшно имя Его (стих в день Рождества Христова) 1374 . Антифон перед Евангелием (например, в день Рождества Христова): Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Аллилуиа, аллилуиа. Священник Господь с вами. Отвечают: С духом твоим. Чтение Евангелия Святого Евангелия (например, от Луки в день Рождества Христова) чтение 1375 . Священник Евангельскими словами да истребятся наши согрешения, во имя † Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Следует самое чтение (например, Лк. 2: 1–19 в день Рождества Христова) Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Потом возглашается 1376 : Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Священник Господь с вами. Отвечают: И с духом твоим. Антифон после Евангелия (например, на литургии в день Рождества Христова) Вот, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель мира; Он будет царствовать, и Царству Его не будет конца (см. Лк. 2: 10–11; 1, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010