1365 Прот. Валентин Свенцицкий. Полн. собр. соч. T. IX. Диалоги. С. 15. 1366 Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Ч. III. М., 1861. С. 208. 1367 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VIII. С. 241. 1368 Там же. T. III. С. 207. 1369 Оптинский подвижник игум. Антоний писал: «Те (христиане), которые без зазрения совести нарушают посты, за то беспрерывно хворают и, не дождавши своего века, умирают» (Письма, п. 135. С. 161). 1370 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 518. 1371 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Изд. 2-е. С. 134. 1372 Свт. Василий Великий. Творения. Изд. 3-е. Т. IV. Серг. Пос. 1892. С. 213. 1373 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VIII. Беседа 38 на Иоан. С. 241—243; свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V, М., 1889. С. 9, преп. Варсонофий Вел. Отв. 518; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 217. С. 401—402. 1374 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. III. С. 293. 1375 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 524 и 517; см также: Чинопоследование Таинства елеосвящения; 3-я стихира по канону. 1-й и 3-й тропари на освящение елея и в каноне, п. 9, 3; 4, 2; 6, 2, 7, 4. 1376 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. VIII. Беседа 38 на Иоан. С. 241. 1377 Павел, архиеп. Казанский. Слова и поучения//Прот. Григорий Дьяченко. Ежедневн. поуч. в слове Божием в дни воскресные, праздничные и седмичные. Т. III. М., 1897. С. 529—530. 1378 Летопись Серафимо-Дивеев. мон. С. 134. 1379 Павел, архиеп. Казанский. Там же. С. 530—531. См. также: иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 37. С. 275. 1380 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма, Вып. II, п, 337. С. 74; Вып. I. С. 112—113. 1381 Четьи-Минеи. 23 дек. 1382 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. Гл. 56. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. С. 374—375. 1383 Святогорец. Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской. Изд. 4-е. СПб., 1850. Ч. III, п. 16. С. 519. 1384 Иеросхм. Амвросий Оптинский//С. Четвериков. С. 138; иером. Алексий Шепелев//Свет Печерский, 1918. 23. С. 364. 1385 Иером. Анатолий Оптинский. Письма, п. 127. С. 151; см. также: игумен Антоний. Письма, п. 127. С. 151; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 395. С. 113.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Предтечу  он изображает: 1) под видом ангела или вестника, приготовляющего дорогу грядущему Господу ( Мал 3:1 1370 ); на исполнение сего пророчества указал Евангелист Марк 1:2 1371 и Сам Господь ( Лк 7:27 1372 ); – и 2) под именем Илии Фесвитянина, пророка беспримерного и карателя пороков беспощадного, в соответствие с великим и просвещенным днем пришествия Господа ( Мал 4:5 1373 ); на это пророчество указал Ангел, благовестивший зачатие Предтечи ( Лк 1:17 1374 ), и Сам Господь ( Мф 11:14 1375 ). Это последнее пророчество некоторые [Cnrs. complet. Sacr, Script., tom. XX, pag. 1234.] прилагают ко временам второго пришествия Господня на основании Апокал. 11:6. 1376 А о Мессии пророк говорит, что Он придет непосредственно за Своим вестником в Свою церковь или в храм Зоровавелев; – что Сей идущий (ο ερχομενος Мф 11:3 ; 1377 Ин 11:27 1378 ) есть Господь Вседержитель, Ангел завета ожидаемый ( Мал 3:1 ), – и что Оы воссияет, как солнце, будучи источником и просвещения и исцеления для боящихся Господа ( Мал 4:2 1379 ). Предсказания о Мессии находятся в тесной грамматической связи речи с пророчествами о Предтече; следовательно отношение их к Иисусу Христу, по вышеозначенным указаниям, не подлежит никакому сомнению. Иосиф Флавий (De bello Jud., lib. VI, cap. 5) говорит, что лет за сорок до разрушения Иерусалима Титом, т. е. около 30 г. по Рождестве Христовом, тяжелые бронзовые ворота во святилище храма отворились сами собою. Следовательно храм отворил свои ворота крестившемуся тогда на Иордане Господу, указанному от Предтечи ( Ин 1:15 1380 ). Таким образом не пророки только, но и все тогдашние обстоятельства вели Иудеев к принятию своего Просветителя и Исцелителя в лице Иисуса, сына Иосифова, Иже от Назарета ( Ин 1:45 ). Прибавление 73. Древность Священного Писания Из писателей священных ветхозаветных книг первый по времени Моисей жил в 1748–1628 годах до Рождества Христова, а последний – пророк Малахия, был современником Ездры и Неемии, трудившихся над устройством гражданского и церковного быта Иудеев по возвращении из Вавилонского плена в первой половине пятого века (456–408 г). до Рождества Христова. Следователыю, священные ветхозаветные книги писаны в течение тысячи двухсот лет, в промежуток времени от призвания Моисея на горе Хориве до восстановления порядка между переселенцами из плена Вавилонского (в 1670–408 г. до Рождества Христова); а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Знаменский. Духовные школы. С. 615. 1368 ПСЗ. 11. 8291, 8303; Князев. Очерк истории, в: Чтения. 1866. 1. С. 27 и след., 40, 93–95. Лучше были условия в Александро-Невской семинарии в Петербурге (Рункевич. С. 511, 755), пользовавшейся доходами монастыря, и напротив – плохо обстояли дела в Московской Академии, из которой учащиеся часто попросту убегали (Смирнов (1855). С. 99; Знаменский. С. 653 и след.). 1369 Макарий. С. 104 и след.; Шпачинский. С. 455 и след. 1370 Цит. по: Знаменский. Ук. соч. С. 655. 1371 Рункевич. С. 510–518, 739–761; Смирнов (1855). С. 95–98. 1372 Смирнов (1855). С. 97 и след. 1373 Макарий. С. 107–116; Шпачинский. С. 456–458. 1374 Доброклонский. 4. С. 201; Князев. С. 27 и след.; Титлинов. Гавриил Петров. С. 24; Рункевич. С. 751–756. 1375 ОДДС. 16. Приложение. 8; 17. Приложение. 38. С. 846–854; Смирнов (1855). С. 180 и след.; Макарий. С. 108 и след.; Шпачинский. С. 467; Вишневский, в: ТКДА. 1903. 8. С. 618; Рункевич. С. 757 и след. 1376 Милюков. Ук. соч. 2. 1 (1931). С. 737 и след. 1377 Макарий. С. 108; Рождественский Ф., в: ТКДА. 1877. 5. С. 302; Знаменский, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 341; Рождественский. Очерки. С. 47 (здесь сведения о количестве студентов за 1736–1745 гг. с учетом обеих групп; те, кто не были сыновьями духовных лиц, составляли почти 23 общего количества). 1378 Лебедев. Харьковский коллегиум. С. 65; ПСЗ. 17. 12397, 12420; ПСПиР. Е. II. 1. 444. 1379 Смирнов (1855). С. 178 и след., 338; Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 340 и след. 1380 Прилежаев. Духовные школы, в: Христ. чт. 1879. 2. С. 161 и след. Среди учащихся Александро-Невской семинарии был даже один сын крепостного крестьянина (Рункевич. С. 759). 1381 ПСПиР. Е. II. 1. 219 (здесь данные о субсидиях Московской Академии и 23 семинариям), 256; ср.: Завьялов. Ук. соч. С. 223 и след.; Смирнов (1855). С. 98; Доброклонский. 4. С. 204. 1382 ПСЗ. 22. 16375; Макарий. С. 118 и след.; Рождественский Ф., в: ТКДА. 1877. 5. С. 321. 1383 ПСЗ. 24. 18273; Смирнов (1855). С. 264, 268; Макарий. С. 121 и след.; ср.: Доброклонский. 4. С. 206 и след. По данным Смирнова, Московская Академия часто получала пожертвования от частных лиц. 1384

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ VII Иннокентий VII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий VII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (ок. 1336, Сульмона (совр. обл. Абруцци, Италия) - 6.11.1406, Рим; до избрания папой - Козимо Джентиле де Мильорати), папа Римский (с 17 окт. 1404). О происхождении И. известно мало. Его отец Джентиле, вероятно, принадлежал к местной аристократии и смог дать сыну хорошее образование. Получив степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro) в Болонском ун-те, К. де Мильорати нек-рое время преподавал в ун-тах Перуджи и Падуи. В 1370 г. стал ректором ц. Санта-Мария Аннунциата в Сульмоне (занимал эту должность до 1381). В 1373 г. получил титул архипресвитера Сульмоны. С рекомендацией от проф. Болонского ун-та Дж. да Линьяно К. де Мильорати отправился в Рим. При папе Урбане VI (1378-1389) он был принят в состав Римской курии, где исполнял функции папского капеллана. Затем стал аудитором Rota Romana , клириком апостольской палаты (1380), настоятелем церкви в Вальве (1383), где получил также ряд бенефициев. Согласно Liber Pontificalis , до 1387 г. он был также коллектором (ответственным за сбор церковных податей) в Англии. В 1387 г. возведен в сан архиепископа Равенны. Из-за оппозиции властителя города гр. Гвидо да Поленты, к-рый поддерживал кандидатуру, предложенную авиньонским антипапой Климентом VII (1378-1394), К. де Мильорати не мог вступить во владение кафедрой до 1400 г. (впосл. кафедру получил племянник Козимо, Дж. Мильорати). 19 июня 1389 г. К. де Мильорати был поставлен епископом Болоньи. 18 дек. того же года он получил титул кардинала-пресвитера римской ц. Св. Креста. В 1390 г. назначен папским легатом в Тоскане и Ломбардии для урегулирования конфликта между Миланским герц. Дж. Г. Висконти и коммунами Болоньи и Флоренции. После избрания на Папский престол и коронации, состоявшейся 11 нояб.

http://pravenc.ru/text/468785.html

1358 Fr.Alexey Young. The Royal Path of the Righteous Hieromonk Seraphim of Platina//Orthodox America. 2002. Р.12. 1361 Прокимен – строка (чаще всего из псалмов), которая на богослужении сначала читается, а потом поется. 1363 Fr.Alexey Young. For His Soul Pleased the Lord//Orthodox America. 1982. Aug.–Sept. Р.1. См.также: Fr.Alexey Young. Letters from Fr.Seraphim. Р.281. 1364 Ryassaphore-monk Laurence. A Man of This World//Orthodox America. 1982. Aug.–Sept. Р.2. 1366 Лебедева Екатерина. Оптинский старец Иосиф: Жизнеописание и записи. Platina (California), 1978. C.75–76. 1367 Из беседы Барбары Мюррей 2 сент. 2002г. в монастыре Прп.Германа. Цит. по: The Twentieth Anniversary of Fr.Seraphim s Repose//The Orthodox Word. 2002. Р.214. 1371 Hieromonk Ambrose (formerly Fr.Alexey Young). Personal Reminiscences of Fr.Seraphim//The Orthodox Word. 2002. Р.236–240. Из беседы о. Амвросия 2 сент. 2002г. (20-летие кончины о. Серафима (Роуза)) в монастыре Прп.Германа. 1372 Поднявшись на ту гору во второй раз за день, о.Серафим отметил в летописи: «В пятницу вечером, снова взойдя на гору, о.Серафим чувствовал себя уставшим, но глубоко счастливым». 1373 Some Personal Remembrances//Orthodox America. 1992. Aug.–Sept. Р.7. Частично взято из беседы Барбары Мюррей 2 сент. 2002г. в монастыре Прп.Германа. 1374 Из лекции о.Серафима «Православие в США» в Свято-Троицком монастыре. Джорданвилль (Нью-Йорк). 12/25 декабря 1979г. (гл.89). Текст опубликован в «The Orthodox Word» (Т980. Р.226). 1378 See Eugene Rose. The African Greek Orthodox Church//The Orthodox Word. Р.163–180; Fr.Theodorus Nankyama. Missionary Correspondence: A Missionary Tour to Fort-Portal, Toro District (Uganda)//The Orthodox Word. 1969. Р.105–109. 1379 Fr.Seraphim Rose. Contemporary Signs of the End of the World (Признаки конца света в наше время). Беседа 14 мая 1981г. в университете Санта-Круз в Калифорнии.//The Orthodox Word. 2003. Р.40. 1380 Fr.Seraphim Rose. Watching for the Signs of the Times (Искать знамения времен). Беседа на Женской конференции 21 янв. 1979г. в г.Рединг (Калифорния).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОТЕЯ ИЗ МОНТАУ [Доротея Свартце; лат. Dorothea Montoviensis; нем. Dorothea von Montau; польск. Dorota z Mtowów] (6.02.1347, Монтау (совр. Монтовы-Вельки), близ Мариенбурга (совр. Мальборк, Польша) - 25.06.1394, Мариенвердер (совр. Квидзын, Польша)), католич. св. (пам. зап. 25 июня, перенесение мощей - 30 окт.). Почиталась как покровительница Пруссии. Д. из М. не получила школьного образования. Под влиянием матери проявила интерес к мистике. Она много путешествовала, совершала паломничества, беседовала с проповедниками и духовниками. В возрасте 17 лет Д. из М. вышла замуж, в браке родила 9 детей. Четверо из них умерли в молодости, еще 4 - во время эпидемии чумы (1383). Оставшаяся в живых дочь Гертруда впосл. стала монахиней в бенедиктинском мон-ре в г. Кульм (совр. Хелмно). В юбилейном 1390 г. супруги планировали паломничество в Рим, однако из-за болезни мужа Д. из М. отправилась одна, пешком, прося подаяние. Когда она вернулась из Рима, муж уже скончался. Оставшись вдовой, Д. из М. решила вести подвижническую жизнь. Летом 1391 г. она переселилась в Мариенвердер, центр Помезанского еп-ства, и стала послушницей при мон-ре. Спустя 2 года Д. из М. поселилась при кафедральном соборе св. Иоанна. 2 нояб. 1393 г. с согласия кафедрального капитула и руководства ордена она была замурована в келье площадью 1,5×1,5 м и высотой 2,25 м. Келья имела 3 оконца, одно из к-рых было в потолке, чтобы видеть небо, другое выходило на кладбище (через него затворница получала пищу), а 3-е, зарешеченное,- в алтарь собора, где, по прусскому обычаю, в течение всего дня можно было получить причастие. Там Д. из М. жила, следуя правилам, внушенным ей (по ее словам) Самим Иисусом Христом, всецело отдаваясь молитве. Д. из М. особенно почитала Св. Дары, к-рые она якобы получала из рук Самого Христа. По словам ее духовника, причастие «действовало на нее, как кипяток; если бы было дозволено, она бы вырвала гостию из рук священника…». Как и ее современниц Екатерину Сиенскую († 1380) и Биргитту Шведскую († 1373), Д. из М. посещали мистические видения и вещие сны; в последние годы жизни она особенно часто впадала в экстаз. Слухи о святости Д. из М. и творимых ею чудесах быстро распространялись, множество людей приходили к ней за советом или в надежде на чудесное исцеление. С 1392 г. Иоганн из Мариенвердера, духовник Д. из М., записывал ее изречения, видения и чудеса, впосл. опубликованные в 2 книгах: «Исповеди» (Confessiones) и «Явления» (Apparitiones).

http://pravenc.ru/text/180243.html

Но тогда борьба между московским и тверским князем была еще далека до окончания; хан не был расположен к Димитрию, Михаил домогался ярлыка в Орде, и новгородцы заключили с тверским князем обычный договор с условием: " Вынесут тебе из Орды княжение великое, и ты будешь князь великий; если же не вынесут тебе княжения великого из Орды, то пойти твоим наместникам из Новгорода прочь и из новгородских пригородов, и Новгороду в том измены нет " . Вследствие этого условия новгородцы и признали великим князем Димитрия московского, когда тот не пустил Михаила во Владимир и сам вынес себе ярлык из Орды. Мы упоминали уже о враждебном столкновении Новгорода с тверским князем, о взятии Торжка и страшном его опустошении. Принужденный после того к миру с великим князем московским, Михаил должен был заключить мир с новгородцами на всей их воле, тверской князь обязался свести своих наместников с Торжка и со всех волостей новгородских, возвратить всех пленных новгородцев и новоторжцев без окупа, возвратить товары, пограбленные у новгородских и новоторжских купцов, тогда как новгородцы не обязались вознаградить тверского князя за убийства и грабежи, причиненные их вольницею на Волге; Михаил обязался также возвратить все товары, захваченные у купцов новгородских и новоторжских до взятия Торжка. Московские князья исполняли свой договор с новгородцами: в 1373 г. князь Владимир Андреевич опять был у них, вероятно для обереганья от Твери; но потом, как видно, отношения изменились, потому что в 1380 году новгородцы сказали своему архиепископу Алексею: " Что б тебе, господин, поехать к великому князю Димитрию Ивановичу? " Владыка принял челобитье детей своих всего Новгорода и поехал в Москву вместе со многими боярами и житыми мужами. Великий князь принял их в любовь, а к Новгороду целовал крест на всей старине новгородской и на старых грамотах. Между тем разбои новгородской вольницы не прекращались: в 1369 году осенью шло Волгою 10 ушкуев (разбойничьих судов), а иные шли Камою, и били их под Болгарами; в следующем году дважды ходили новгородцы Волгою и много зла наделали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В 1373 году князь Владимир Андреевич Боровский восхоте заложить монастырь в Серпухове, и умоли преподобного Сергея, дабы дал ему ученика своего добродельна суща, именем Афанасия, родом Ростовца, и дабы шел сам преподобный Сергий и основал монастырь близ града Серпухова. Святой же поиде пеше, и пришед и обрете место, зовомое Высокое у реки Нары на берегу, близ реки Оки, и основа церковь во имя Пречистой Богородицы честнаго ее Зачатия, и даде ученика своего Афанасия, добродетельна и учительна и божественных писаний разумна, еже и ныне свидетельствуют писания его, и бысть монастыря того игумен. В 1375 году преподобный игумен Сергий крести в Перееславле сына князя великого Дмитрия Ивановича, князя Юрья. В 1378 году, преосвященному Алексию митрополиту в старости (сущу) и изнемогшу, призвал к себе преподобного Сергия, беседоваше с ним, желая его по себе быти на митрополиче столе всея Русии. И взем крест с парамантом, украшен златом и бисером и камением многоценным, благослови преподобного игумена Сергия. Он же рече: Прости мя, великий святителю Божий. Несть се моея меры. И ему много бывшу, отпусти его митрополит. Он же отъиде с радостию в свой монастырь, иже в Радонеже. В 1380 году, августа 18-го дня, князь великий Дмитрий Иванович, готовясь идти на Мамая, приде в монастырь Живоначальной Троицы помолитися и к игумену благословитися. И выпроси у него дву братов инок Пересвета и Ослабя – ратницы великие и воины крепкие и смыслении зело к воинственному делу и наряду. Преподобный Сергий отпусти их и благослови. И глагола князь великий: Отче преподобный. Аще ми Бог поможет и возвращуся здрав, поставлю монастырь Пречистой Богородицы Успения. В 1381 году игумен Феодор Симонова монастыря, братич преподобного Сергия, бысть духовный отец великому князю Дмитрию Ивановичу и тысяцкому, и боярам, и вельможам, и ходи со князем великим в поход на Мамая, и сияше добродетельми и славою паче многих. В том же году Феодор, игумен Симонова монастыря, послан быв в Киев по Киприана митрополита, и пришел с ним к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таинственность понятия человеческой личности и ее несводимость к природному аспекту . Преосвященный Каллист полагает, что «величайшей тайной тварного мира является человеческая личность». 1370 Поскольку она есть «тварная икона нетварного Бога», а Бог непостижим, то и «человеческая личность обладает свойством непостижимости». 1371 Как говорит святой Григорий Нисский , «одна из основных характеристик Божества – быть по существу Своему за пределами нашего понимания, поэтому образ Его также должен это выражать». 1372 Апофатическое, «отрицательное богословие требует в дополнение к себе «отрицательной антропологии»». 1373 Таким образом, «православная антропология, в согласии с современной психологией, рассматривает человека как нечто глубоко таинственное… Мы воспринимаем и понимаем только очень небольшую часть нас самих». 1374 «Пределы человеческой личности... простираются в бесконечность и вечность», и потому все время в ней «остается еще нечто неоткрытое и тайна нас превосходящая». 1375 Однако таинственность нашей личностной человеческой природы отнюдь не ведет митр. Каллиста к агностицизму. Напротив, «тайна неразрывно связана с событием: событием встречи. Тайна и событие едины... Тайна для православного сознания есть конкретная и су­ровая реальность. Она есть Христос» и тайна Его Личности. 1376 Поэтому «нет более насущной задачи в духовной жизни каждого из нас, чем обновить в себе трепет и изумление перед чудом и тайной нашей собственной личности» 1377 и последовать святоотеческим двуединым и бесконечным путем самопознания и Богопознания. Сообразность Творцу и таинственность человеческой личности непосредственно связаны с ее «непредсказуемостью», 1378 «конечной неопределимостью», не классифицируемостью, 1379 «превосхождением тварного порядка» 1380 или «трансцендентностью», 1381 «превосхождением себя» 1382 – «само-трансцендентностью», 1383 т. е. несводимостью к своей природе. Свобода личности В «таинстве человеческой личности, сотворенной по образу живого Бога», митр. Каллист особенно выделяет свойство свободы. 1384 Возможность реализовывать нашу сообразность Богу каждому по-своему соответствует в нас дару свободы выбора. 1385 Пользование этим даром свободной воли составляет «существенное содержание нашей личностности». 1386 Только «благодаря этой способности свободного выбора человек становится человеком в собственном смысле слова». 1387 « В целой Вселенной нет ничего драгоценнее свободного выбора личностей, наделенных даром разума и совести». 1388 И, несмотря на последствия грехопадения и нашу ограниченность, «зависимость от окружающей среды и собственных неосознанных побуждений», мы «никогда полностью не порабощены ими. Мы остаемся свободными». 1389

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Одновременно с этим в Галлии светские судьи стали применять строгие кары против епископов, отказывавшихся возобновить сношения с арианами и подписать осуждение Афанасия. Против этого в своей петиции, дошедшей до нас в сильно фрагментарном виде, восстал Иларий пигтавийский 1369 и добился того, что законом 23 сентября 355 года суд над епископами был отнят у начальников провинций и передан суду епископов 1370 . Чтобы судить непокорное галльское духовенство в первой половине 356 г. под председательством Сатурнина арелатского 1371 составился битеррский собор 1372 . Одним из первых он рассмотрел дело Илария, горою стоявшего за Афанасия. Само собой он был осужден и отправлен в изгнание 1373 . Подобная судьба постигла также и его сторонника Роданиана тулузского 1374 . На западе по делу Афанасия было достигнуто соглашение с востоком, причем даже Рим не составил исключения. Несмотря на клятву диакон Феликс попытался занять римскую епископскую кафедру. Так как он опасался народа, то посвящение его было совершено в присутствии двух епископов в императорском дворце палестинским епископом Акакием кесарийским, одним из вождей восточной партии 1375 . Православие Феликса не подлежало сомнению, почему клир согласился его признать 1376 , хотя община отдалилась от него и не посещала церквей, где он служил 1377 . Она по-прежнему оставалась верна своему старому епископу Либерию и старалась добиться от императора его возвращения. Во время посещения Рима Констанцием, к нему явилась депутация знатных римских матрон с просьбой о помиловании Либерия. Констанций благосклонно их выслушал, во в исполнении просьбы категорически отказал на том основании, что Либерий отверг решение миланского собора и кафедра его занята Феликсом 1378 . Восточная оппозиционная партия победила. Все упорные омоузиане были сосланы. Исполнилось горячее желание Констанция: в церкви наступило единство. Но оно было достигнуто только под влиянием запада и борьбы с Афанасием и словом μοοσιος путем признания широкой и неопределенной формулы 1379 . Дело в том, что творцы этого единства – Урзаций и Валент – признавали вероопределение только на основании библии и отклоняли всякие спекуляции, которые выходили из пределов ее дословного смысла. Взаимоотношение между Отцом и Сыном они признавали неразрешимой для человеческого ума тайной. Различные воззрения на этот счет они не желали считать ересью; напротив они давали простор обоим учениям и боролись единственно против находившегося в никейском символе слова μοοσιος, так как его нет в Библии и так как оно уничтожает в корне всякий арианизм 1380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010