В Архангельском соборе Московского Кремля состоялась панихида по князю Владимиру Андреевичу Храброму 28 июля 2007 г. 13:00 В субботу, 28 июля, в Архангельском соборе Московского Кремля состоялась панихида по серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму, одному из выдающихся полководцев XIV века, который в Куликовской битве вместе с воеводой Д. М. Боброком-Волынским командовал засадным полком, решившим исход боя в пользу русских. Панихида была отслужена игуменом Кириллом, настоятелем Серпуховского Высоцкого мужского монастыря, который был основан он в 1374 году князем Владимиром Андреевичем Храбрым. Справка. Владимир Андреевич Храбрый (15 июля 1353-1410) — удельный князь Серпуховский и Боровский, русский полководец, сын князя Андрея Ивановича. Внук Ивана I Калиты. Выступал против правителей Твери (1375), Рязани (1385), Новгорода (1392), помогая укреплять Великое княжество Московское. Отстаивал независимость русских княжеств, участвовал в походах против ливонских рыцарей (1369) и литовских войск (1370, 1379). В Куликовской битве (1380) вместе с воеводой Д. М. Боброком-Волынским командовал засадным полком, решившим исход боя в пользу русских, за что был прозван Храбрым. В 1382 способствовал изгнанию с русских земель войск хана Тохтамыша (сражение у Волока-Ламского), готовил отпор полчищам Тимура (1398), руководил обороной Москвы во время набега хана Едигея (1408). Скончался в мае 1410 года и был погребен в Архангельском соборе Московского кремля — усыпальнице представителей правящих династий Рюриковичей и Романовых. Патриархия.ru     Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/274536.htm...

Исключение делалось лишь для семинарии в Туле: она должна была открыться сразу после перемещения кафедры, сумма, предназначенная на финансирование Коломенской семинарии, переводилась в Тулу. Переезд семинарии состоялся 5 февр. 1800 г. В 1799-1917 гг. в Коломне существовало Коломенское (первоначально Голутвинское) ДУ. Свящ. Сергий Кулемзин Архиереи Епископы Коломенские: Афанасий (кон. 1352 - нач. 1353 - 1362), Филимон (после 1363 - ранее 1374), Герасим (1374/75 - 1388), Павел (1389-1392), Григорий (1392 - 13 февр. 1405), Иларион (26 авг. 1406 - 9 марта 1408), Иоанн (1410 - до 1418), Амвросий (зима 1419 - до 1437), Варлаам I (1437 (?) - 1449/до 1453), Геронтий (между 1451 и 1453 - 29 июня 1473), Никита (Семешков; 25 июля 1473 - май 1480), Герасим (Смердков; 29 июля 1481 - 16 мая 1489), Авраамий (18 нояб. 1490 - осень 1501), Никон (1 мая 1502 - янв. 1504, оставил кафедру), Митрофан (7 февр. 1507 - 1 июля 1518, оставил кафедру), Тихон (28 февр. 1520 - ранее 1525). Епископы Коломенские и Каширские: Вассиан (Топорков; 2 апр. 1525 - май 1542, смещен с кафедры), Феодосий (2 июля 1542-1555), Варлаам II (1560 - 21 окт. 1564), Иосиф I (18 марта 1565 - 22 нояб. 1569), Савватий (1570-1571), Давид (1571-1580), св. Иов (16 апр. 1581 - 9 янв. 1586), Иосиф II (1586 - 27 янв. 1615), Рафаил (17 дек. 1618-1652), Павел (17 окт. 1652 - апр. 1654), Александр (3 июня 1655 - 5 дек. 1657), Мисаил (9 июня 1667 - 14 сент. 1671). Архиепископы Коломенские и Каширские: Иосиф III (1672-1676), Павел (Моравский; 2 апр. 1676 - 6 сент. 1681), Никита (Тотемский; 24 дек. 1681 - после июня 1704), Антоний (Одинович; 18 марта 1705 - 1 июня 1716), Иоанникий (1718 - 24 марта 1724). Епископы Коломенские и Каширские: Варлаам (Леницкий; 18 июня 1724 - 7 сент. 1727), Игнатий (Смола; 13 июня 1727 - 2 дек. 1730), Вениамин (Сахновский; 25 июля 1731 - 18 мая 1739), Киприан (Скрипицын; 18 мая 1739 - июнь 1740), Савва (Шпаковский; 30 июня 1740 - 29 июля 1749), Гавриил (Кременецкий; 17 сент. 1749 - 8 окт. 1755), Порфирий (Крайский; 9 окт.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Кирилл, епископ Рязанский и Муромский Сохранившиеся о преосвященном Кирилле сведения очень неточны. По одним источникам, он упоминается в 1334 году, а по другим – с 1295 по 1343 годы. У Строева упоминается прежде 1353 года. В1340 году на кафедре был другой владыка – Иосиф. Поэтому возможно, что в этот период было два епископа с этим именем: один до 1340 года, а другой после. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Рязанские иерархи//Христианское чтение. – СПб., 1859, 1, 2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1410. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 413. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 35. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 664. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 3. – С. 646 (приложение). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Свт. Прохор рукоположен в 1311 г.; 1 7.09.1328. Свт. Антоний рукоположен в октябре 1329 г.; упом. в 1330–1332 гг.; † 1336. Гавриил упом. в 1336–1343 гг.; после на покое; † 9.09.1356. рукоположен в 1346 г.; † 1356. Игнатий упом. в 1356–1559 гг.; † весною 1364 г. поставлен осенью 1364 г.; † 1365, в мор. Арсений упом. ок. 1370 г.; † 1405. Матфей упом. в 1382 г.; † 1385. Свт. Иаков рукоположен в 1386 г. и вскоре изгнан; † 27.11.1392 Свт. Феодор (архиеп.) рукоположен в 1390 г.; † 28.11.1394. Свт. Григорий (архиеп.) рукоположен 29.03.1396; † 3.05.1416. Свт. Дионисий (архиеп.) рукоположен 12.07.1418; † 18.10.1425. Ефрем (архиеп. с декабря 1448 г.) рукоположен 13.04.1427; † 29.03.1454. Рязанские епископы Иосиф упом. в 1284 г. Свт. Василий I † 1295. Стефан упом. в 1303 г. Григорий упом. в 1326–1342 гг. Кирилл упом. в 1343–1353 гг. Василий II рукоположен в 1356 г. Афанасий упом. в 1378 г. Феогност рукоположен 15.08.1388; упом. в 1390 г. Иеремия упом. в 1390–1392 гг. Феогност упом. в 1396 и 1401 гг.; † 1407. Сергий (Азаков) рукоположен в 1410 г. Свт Иона 1433–1448; потом митрополит всея Руси. Саранские (сарские) и подонские епископы Митрофан рукоположен в 1261 г.; оставил епархию в 1269 г. Феогност рукоположен в 1269 г.; упом. до 1291 г. [Свт. Анфим XIII в.]. Измаил упом. в 1296 г.; в 1312 г. отлучен. Варсонофий рукоположен в 1312 г.; упом. в 1330 г. Софония упом. в 1330, 1350 гг. Афанасий рукоположен в июне 1334 г., до 1356 г. рукоположен 30.11.1343. рукоположен в 1356 г. Матфей упом. ок. 1365 г. рукоположен в 1382 г.; † 9.07.1403. Тимофей рукоположен 20.07.1404; упом. 22.03.1416. упом. на Соборе 1441 г. Смоленские епископы Иоанн упом. в 1335 г. Евфимий рукоположен в августе 1345 г. Феофилакт рукоположен в 1356 г. Парфений рукоположен ок. 1365 г. Даниил рукоположен ок. 1375. г.; в 1382 г. прибыл в Москву и там остался; † в марте 1397 г. В Москве он именовался «владыка Звенигородский». Свт. Михаил рукоположен в нач. 1383 г.; в 1396 г. сменен и 7.10.1397 прибыл в Москву; † 6.05.1402.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1400 Антифон, который поется во время раздробления Агнца и бывает различен по различию дней и случаев совершения литургии, – Antiphona, officio diei congrua. Daniel. P. 94. 1402 В изложениях литургии говорится, что священник произносит три молитвы перед причащением; но какие именно молитвы были в древнейшее время, в точности неизвестно; предлагаемые здесь помещаются в позднейших миссалах Амвросиевой литургии и согласны с римскими. Daniel, рр. 100–102. 1403 Вслед за этими молитвами Даниель (рр. 102–103) приводит из позднейших миссалов следующие слова, произносимые священником во время причащения Тела и Крови Христовой, почти во всем согласно с римской литургией: «Хлеб небесный приму и имя Господне призову»; «Господи, недостоин я, чтобы Ты вошел под кров мой, но только скажи слово, и исцелеет душа моя»; «Тело Господа нашего Иисуса Христа да послужит мне, принимающему, и всем, за которых я принес эту жертву, к жизни и радости вечной»; «Что воздам Господу за всё, что Он даровал мне? Чашу спасения приму, и имя Господне призову. Прославляя, призову Господа и от врагов моих спасусь». 1405 У Даниеля (р. 104) эта благодарственная молитва, начинаясь точно так же, продолжается иначе, заимствуя буквально мысли и слова из римского песнопения: Agnus Dei. 1406 Позднее употреблялись выражения: «Тело Господа нашего Иисуса Христа да соблюдет душу твою в жизнь вечную». Le Brun, р. 183. Но приведенное краткое выражение употреблено и в соч. De Sacram. Lib. IV, с. 5. 1407 Антифон перед отпуском литургии различный в разные дни. В изложениях замечается, что его повторяет и священник: dicit in cornu epistolae (Daniel, p. 108), т.е. произносит, стоя у левого края престола. 1409 Без перевода с греческого языка: Kyrie eleison. Кто произносит это, определенно не говорится в изложениях литургии. 1410 В некоторых миссалах предоставляется на выбор священника произносить перед благословением народа эту, согласную с римскою, молитву. Placeat tibi, или молитву Господню. Le Brun, р. 184. 1411 Это обыкновенное окончательное благословение народа видоизменяется в праздничные дни применительно к случаю, например, в день Рождества Христова: «Рождеством Господа нашего Иисуса Христа да благословит вас Бог и приведет к радостям рая». В праздники святых: «молитвами и заслугами Святого N да благословит» и пр. Le Brun, р. 185; Daniel, р. 112.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1409 Феофан Затворник на 1Кор.5:10. 1410 Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин.9:5). 1411 Феофан Затворник на 2Кор.5(вкл. цитату из Златоуста). 1412 Апок.21:5 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1413 Апостол Павел пишет в Колоссы о Христе, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит»: 1414 В Молитвах о оглашенных. 1415 В последовании среды первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами. 1416 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 13, 1. Т. 1. С. 443. 1417 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 463—464. 1418 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 1. Т. 1. С. 464. 1419 Феофилакт Болгарский на Лк.12:4—7. 1420 Сараффия (церк.-слав. Сарафϑия) — Сарептская вдовица, жительница Сарепты Сидонской, города, который по-еврейски назывался Царфата, в переводе семидесяти толковников — Σαρεπτα, в Вульгате — Sarephta, у Иосифа Флавия — Σαρεφϑα (по современным правилам транслитерации греческая буква φ [фи] передается в латинице как ph , в кириллице как п ; буква ϑ [фита] — соответственно, как th и ф ; в славянской транслитерации греческого текста для φ употреблялся ф [ферт], а ϑ оставалась фитой — ϑ , которая в произношении давала звук [ ф ]; новейшие издания церковнославянского текста следуют за переводом LXX и используют транслитерацию «Сарепта»; преподобный же Андрей, а за ним — и славянский переводчик Великого канона идут вослед Флавия, как и древнейшие отечественные печатные издания: в Острожской Библии Ивана Федорова, отпечатанной в 1581 г. на основе рукописи Геннадиевной Библии, а также в Библии издания Московского печатного двора 1663 г. написано «Сареϑта»), Как сообщают комментаторы «Новой толковой Библии» (на 3Цар.17:8—9), этот старый финикийский город находился между Тиром и Сидоном, примерно в 15 километрах от последнего; «теперь — деревня Сарафанд» (из этого топонима, кстати, становится понятным появление второй буквы «а» в слове «Сар a фϑия»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

15 . опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; „Господь муж брани“, говорится в Исх. 15:3 ; в песни Моисея и сынов Израилевых. И царь-псалмопевец пел: „Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани“. ( Пс. 23:8 ). – Очевидно, что эти выражения не безызвестны были пророку, на чем мы останавливаем внимание. Господь поднимает воинский крик. Если сопоставить это выражение с Ис. 13:3–4,7 , то мы уразумеем, как должны быть поняты все выражения стиха 13-го и другия подобные выражения. В главе XIII изображается нашествие народа, вызванного Господом, для совершения повелений Господних, – „гнева Господа“ ( Ис. 13:3 ). Господь повелевает, и народы идут: „Враждуйте народы, но трепещите“ ( Ис. 8:9 ). В окриках победителей, вызванных Господом,-кто бы они ни были 1409 , слышится глас Божий. Так Он повелел; Ему одному известны все последствия событий. В ветхозаветном периоде все приготовлялось к появлению Еммануила: „умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это“. ( Ис. 9:7 ). И в настоящей 42-й главе (ст. 4, 6 и 13) ревность Господа указывает, что главная цель ее есть утверждение на земле суда и правды и что к этой цели направлены и все перевороты в жизни народов. И стих 14-й служит пояснением той же мысли: Господь долго терпит, доколе известный народ не приходит к такому нравственному растлению, которое делает его существование невозможным для него и вредным для будущего всего человечества. Является момент, когда Господь не предоставляет более человеку самому распоряжаться событиями 1410 , и тогда настают те ужасающие человека явления, которые создают новые общества и государства, с полным разрушением всего предыдущего строя жизни. В то время, когда Исаия произносил свои пророчества, культурный мир, заключавший в себе Месопотамские царства и Египет, пал низко и должен был погибнуть, чтобы дать место новым элементам и новой царственной расе. Но и эта раса была вызвана лишь для того чтобы приготовить престол Царю правды, Еммануилу, при Котором должно было исполниться пророчествуемое в стихе 15-м, нравственное значение которого тожественно с стихом 4 главы XL: „всякий дол да наполнится....“ 1411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вышеприведенные тексты Библии ясно говорят, что люди, исказившие религиозно-нравственную природу свою и не воспитавшие в себе любви к истине для ограждения себя от лжеучения, верят ложным чудесам и принимают сопровождаемое ложными чудесами лжеучение. Это самое лжеучение, по слову Божию, и служит для таких людей наказанием за их беззакония 1399 . Священное Писание указывает и признаки ложного чуда. «Если восстанет, – говорится в Библии 1400 , – среди тебя 1401 пророк и представит тебе знамение или чудо, и сбудется это знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», то не слушай слов пророка, а пророка того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа Бога вашего, – желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; итак, истреби зло из среды себя». «Если бы даже мы, – пишет св.апостол Павел, – или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» 1402 , «ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, избранных», но вы »не верьте " 1403 . В таком же смысле устанавливают критерии для определения ложного чуда и учители церкви: блж.Феодорит 1404 , блж.Августин 1405 и Тертуллиан 1406 . По их учению, критерием для констатирования ложных чудес, о появлении которых говорил Иисус Христос, должно также служить сопровождаемое этими чудесами учение. Если оно не достойно Господа Бога, то и чудо, следовательно, ложное. На основании только что приведенных текстов можем заключить, что чудо само по себе не может еще служить доказательством Божественного посланничества, ибо подобие истинных чудес, как видно из этих же текстов, могут совершать ложные пророки 1407 , призывая людей следовать учению, противному истине Богооткровенной. Таким образом, возвещаемое учение служит критерием совершаемого этим провозвестником чуда 1408 . В этом соответствии чуда учению и заключается главное отличие истинного чуда от ложного и чудес 1409 , описываемых, но не объясняемых 1410 в язычестве 1411 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010