2524 Упоминается в 1328 г. в «Актах о поставлении епископов Руси» (Acta electionis episcoporum Russiae//Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. Wien. 1975. T. I. S. 602–608) как кандидат на кафедру; здесь же сообщается, что был избран (Бибиков М.В. BYZANTINOROSSIKA Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. I. M., 2004. C. 158, 575). Упоминается в Новгородской Четвертой лет. под 1331 г. в числе епископов, участвовавших в поставлении новгородского архиепископа Василия вместе с митрополитом Феогностом (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 404). По Н.Д. Иерархия... С. 359–360 «... Феодор хиротонисан был во епископа в мае 1329 г.... В августе 1331 г. Феодор упоминается в числе Галицких епископов, подчиненных Св. Феогносту, митр. Киево-Московскому. ... Феодор упоминается в сане епископа до 1338 г. ... В 1338 г. епископ Феодор будто бы скончался ... другие же определяют 1338 г. временем возведения Феодора в митрополита Галицкого. ... В 1345 г. Константинопольский Патриарх Иоанн XIV Калека поставил Галицкого Митрополита, каковым и полагают Феодора (быть может, соименного Галицкому епископу); 15 августа 1347 г. он был вызван на суд в Константинополь, a 1 сентября митрополия закрыта...» Можно предположить наличие двух одноименных архиереев – епископа Феодора (05.1329–1338) и митрополита Феодора (1345–01.09.1347) – но это маловероятно. 2525 Самовольно восхитил сан митрополита и поэтому в 1347 г. был отозван в Константинополь (Acta Patriarchatus Constantinopolitani by Franciscus Miklosich and Josefus Müller. Vol. 1. Wien, 1860, на которые ссылается и Блажейовський Д. Церкви. 1996. С. 104). 2526 Митрополит с 1371 г. (См. Соборное деяние о епископе, пришедшем из Малой России, Кир Антонии, поставленном в митрополита Галицкого: «Так как святейшая митрополия Галицкая с давних уже пор вдовствует без своего архиерея и необходимо было поставить ей митрополита для утверждения Божественных заповедей Христовых и умножения чрез то и приращения христианского народа, то мерность наша вместе с священным Божественным Собором, принимая это во внимание, рассудила определить архиерея в сию святейшую митрополию Галицкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разумеется, следует иметь в виду, что в гражданской войне 1341-1347 годов отдельные лица переходили из одного лагеря в другой, настроение населения и даже духовенства отдельных городов также часто менялось, а Сербия и Болгария вмешивались в войну то на стороне Кантакузинов (вначале), то на стороне Палеологов (в конце), к немалым территориальным выгодам сербского короля Стефана Душана. Однако это нисколько не отменяет указанной выше тенденции: победа программы Палеологов значила движение Византии в сторону философии Ренессанса, постепенной секуляризации и обуржуазивания, победа программы Кантакузинов предполагала движение в направлении, прямо противоположном духу еще не наступившего тогда Модерна. Святой Григорий Палама стал одной из крупнейших фигур гражданской войны. Его изгоняли, низвергали, незаконно «отлучали» от Церкви, брали в плен. Попав в неволю к турецким пиратам, Палама проникся симпатией к ним и сумел обратить многих в православие, что нашло отражение в его позднейшей полемике с исламом. Быть может, ему удалось познакомиться с суфиями-дервишами и критически осмыслить их мистический опыт. Роль айдынского эмира Умура и османского султана Орхана, решительно выступивших на стороне Иоанна Кантакузина, стала решающей в войне - точно так же, как роль язычников-монголов ранее оказалась судьбоносной для спасения России от западного наступления в XIII веке и от возможности подъема собственной русской протобуржуазии. Во время гражданской войны 1341-1347 годов турки, в отличие от сербов и болгар, не стремились захватить куски византийской территории. Воины малоазийских бейликов не раз срывали наступление Апокавка и Палеологов и прямо вступили в схватку с крестоносцами, которые разрушили Смирну под предлогом, сходным с сегодняшними предлогами для западной агрессии против многих стран мира. Война, опустошившая земли Византии и временно (на небольшой срок) сократившая ее территорию в три раза, завершилась победой кантакузинистов. Пять поместных соборов утвердили исихазм в качестве обязательного вероучения и анафематствовали Варлаама и Акиндина. Иоанн Кантакузин занял трон, став императором Иоанном VI - соправителем Иоанна V. Характерен первый шаг нового императора - в сентябре 1347 г. он упразднил возникшую было Галицкую митрополию, настояв на том, чтобы вся Галиция и Малая Русь подчинялась единственному каноническому митрополиту Киевскому и всея Руси, находившемуся в Москве . Тем самым именно Кантакузин открыл историю борьбы с украинским сепаратизмом...

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/22/...

1. Кризис византийского религиозного и культурного мировоззрения Исторические перипетии богословских споров в Византии хорошо известны. Около 1330 года в Константинополь прибыл «калабрийский философ» Варлаам, который, пользуясь поддержкой императора Андроника III и «великого доместика» Иоанна Кантакузина, вскоре получил определенное влияние в интеллектуальных кругах. В 1337-1338 годах, однако, он затеял с Григорием Паламой, тогда афонским монахом, диспут о природе богословской мысли. Варлаам настаивал на непознаваемости Бога и неадекватности теологии, яростно нападал на католическое схоластическое понимание троичного догмата, оспаривая Фому Аквинского, который претендовал на «доказательство» божественных истин, но в связи с этой антилатинской полемикой неизбежно возникал вопрос, могут ли сами греки «доказать» «истинность» своей богословской позиции. На этот вопрос Варлаам отвечал отрицательно: ни одна сторона - по крайней мере, в вопросе о исхождении Святого Духа - не может претендовать на «аподиктическую» победу, потому что на основании имеющихся в Откровении посылок при помощи аристотелевой логики можно придти к обоим результатам. Возражая Варлааму, св. Григорий Палама, во-первых, отверг логику Аристотеля как критерий окончательной убедительности богословских аргументов, а во-вторых, глубоко развил патристическое учение об «обожении» или причастии Божеству, которое, по его мнению, является единственно приемлемой основой христианской эпистемологии. Палама ввел также различение в Боге «сущности» и «энергий», утверждая основную для восточного христианства антиномию в отношениях Бога и человека: «Бог в сущности своей абсолютно непознаваем», но «во Христе человек участвует в божественной жизни». Идеи Паламы были одобрены собором 1341 года, и Варлаам уехал в Италию. С Паламой в течение некоторого времени продолжали спорить Григорий Акиндин и, позже, философ Никифор Григора. С 1342 по 1347 год Акиндина поддерживал, в основном из политических соображений, патриарх Иоанн Калека, но после окончания войны, в которой победил Иоанн VI Кантакузин, он был низложен. Кантакузин председательствовал на двух соборах (1347, 1352 гг.), которые вновь подтвердили истинность монашеского богословия. Григория Паламу избрали архиепископом Фессалоникийским (1347 г.), а его близкие друзья и ученики - Исидор Вухарис, Каллист и Филофей Коккин - последовательно возводились на патриарший престол.

http://sedmitza.ru/lib/text/438210/

Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя Григория Паламы составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341—1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328—1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория Паламу и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель Григорий Палама написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя Григория Паламу от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347—1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория Паламу не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория Паламу в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины вернулся святитель Григорий Палама в Солунь. Накануне его преставления Григорию Паламе явился в видении святитель Иоанн Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

Варлаам стал епископом Неаполитанского королевства. В новом качестве епископа в 1346 г. он отправился в Константинополь для переговоров об унии церквей уже по поручению папы Римского Климента VI (1342–1352 гг.), но униатские предложения Варлаама были отвергнуты. Но победа Паламы и бегство Варлаама Калабрийского не внесли покоя в интеллектуальную атмосферу Константинополя, тем более что исихазм уже приобрел к тому времени рельефное политическое измерение. Непримиримость династии Палеологов и ее сторонников по отношению к возглавляемой Иоанном Кантакузином оппозиции привела к расколу византийского общества и гражданской войне, продолжавшейся с 1341 по 1347 гг. В этот период Константинопольской патриархией руководил ярый противник исихазма патриарх Иоанн Калека, а лидером варлаамиитов выступал Григорий Акиндин. Исихастов и политических соратников Иоанна Кантакузина, выступавших за прекращение войны, бросали в тюрьмы и нередко подвергали анафеме и физической расправе. Патриарх Иоанн отлучил святителя Григория Паламу от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось четыре года . В 1347 г., когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В Фессалониках с амвона кафедрального храма свт. Григорий Палама произнес большую часть своих 63 омилий, подтверждающих его глубокую духовность, богословские дарования и преданность Церкви. Хотя омилии посвящены по преимуществу аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике, в них находится место и для умозрений о нетварном Фаворском свете (в омилиях 34, 35 «На Преображение Господне» ). В декабре 1351 году Вселенский патриарх Каллист I, в целях защиты духовного единства Православия, созвал поместный собор в Константинополе, который осудил учение антиисихастов Варлаама и Акиндина, в тоже время прославляя митрополитов Эфеса и Ганы. Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал Православность учения Григория Паламы.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/17/...

Уже в 1331 году митрополит Галицкий упоминается в не совсем достоверном перечне участников константинопольского синода.   Если это упоминание отражает действительный исторический факт, то остается предположить, что он был поставлен прямо в Константинополе, но не имел возможности реально воспользоваться своей властью, и что митр. Феогност враждебно относился к политике патриарха Исайи (1323–1332 гг.). Действительно, во вполне точных списках русских епископов той эпохи Феодор продолжает упоминаться как епископ Галицкий.   По–видимому, Феогност не признал Галицкой митрополии. Очевидно одно: во время гражданской войны между императрицей Анной Савойской и Иоанном Кантакузином (1341–1347 гг.) патриарх Иоанн Калека, страстный противник Кантакузина, издал синодальный акт, назначавший Феодора Галицким митрополитом, несомненно вопреки желанию Феоноста.   Галицкий епископ Феодор сам явился в Константинополь, хотя обвинение против него не было снято и он подлежал суду своего митрополита, а не патриархата. Несмотря на возражения Феогноста, Калека восстановил независимую Галицкую митрополию.   Вскоре после своей победы и воцарения на императорском престоле Кантакузин официально упразднил ее. Торжественность, с которой был совершен этот акт, показывает, какое большое значение правительство Кантакузина придавало церковному единству Руси. В августе 1347 года был издан императорский хрисовул об упразднении Галицкой митрополии, о чем специальной грамотой извещались митр. Феогност, великий князь «всея Руси» Симеон Московский и Дмитрий–Любарт Волынский.   Синод официально утвердил императорский декрет, и патриарх Исидор вызвал галицкого митрополита на суд в Константинополь.   Поскольку литовский митрополит Феофил умер в 1330 году и не был никем заменен,   Феогност до конца своего правления (1347–1353 гг.) оставался единственным «митрополитом всея Руси» и получил титул «экзарха» — μητροπολτης Κυγεβου, περτιμος κα " ξαρχος πσης " Ρωσας,    — который принадлежал только высшим византийским иерархам и не мог передаваться преемнику по кафедре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Учение Паламы было одобрено в 1341 году – сначала на Афоне, а затем двумя созывавшимися в Константинополе Соборами, где было осуждено учение Варлаама Калабрийского. Однако спор возобновился по вине Акиндина – ученика свт. Григория, ставшего его противником. В 1341 году разгорелась гражданская война, Григория Паламу в 1343 году посадили в тюрьму на два года, а затем был отлучен от Церкви патриархом-интриганом Иоанном Калекой. Когда к власти пришел император Иоанн Кантакузин (1347), Григория оправдали и его учение подтвердили вновь на нескольких Соборах, состоявшихся с 1347 по 1351 г.г. Святитель Григорий, посвященный в архиепископы Фессалоник в 1347 году, продолжал заниматься богословием, что не мешало ему отдавать все силы пастырскому служению. Во время недолгого пребывания в плену у турок ему представился случай поближе познакомиться с исламом. Умер он в Фессалониках 27 ноября 1359 года, а в 1368 году был прославлен в лике святых своим учеником, патриархом Филофеем. Преподобный Каллист Ангеликуд  Преподобного Каллиста Ангеликуда можно считать одним из наиболее значительных авторов-исихастов последней трети XIV века. К сожалению, его творения опубликованы лишь частично, и то, что мы встречаем в " Добротолюбии " , из-за путаницы, связанной с ошибками переписчиков, надписано то именем " Каллиста Патриарха " , то " Каллиста Катафигиота " , то " Каллиста Тиликуды " . С точностью установлено, что Каллист родился  около 1325 года, но о его происхождении и о годах юности нам ничего не известно. Он жил в скиту неподалеку от македонского города, носившего название Мелинкон, к северу от Серрской области. К нему стали стекаться ученики, и около 1371 года патриарх Константинопольский Филофей благословил, чтобы его монастырь получил статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении патриарху, а не местному архиерею – возможно, по той причине, что местный епископ выступал против исихастского движения. О деятельности Каллиста нам известно только то, что он окормлял монахов и был духовным писателем. Умер он приблизительно в 1395 году.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2807

Неск. дней спустя после заседания Собора В. К. отбыл в Авиньон к папскому двору. По прибытии (23 авг. 1341) он вместе с неск. спутниками был поставлен на довольствие курии. Деятельность В. К. на Западе имела важное значение для становления интереса итал. гуманистов к греч. лит-ре. Он весьма близко сошелся с Петраркой и давал ему в 1342 и 1347 гг. уроки греч. языка, состоявшие в чтении и комментировании диалогов Платона. Влияние соч. «Этика согласно стоикам» (Ethica secundum Stoicos), в к-ром В. К. доказывает возможность для человека достичь счастья в этом мире, если он обратится к философии, прослеживается в петрарковском трактате «Об уединенной жизни» (De vita solitaria) ( Cassiano. 1994). Под влиянием Петрарки В. К. перешел в католицизм и получил пост преподавателя греч. языка при курии папы Климента VI (1342-1352). Вскоре при содействии Неаполитанского короля и Петрарки В. К. был посвящен кард. Бертрандо дель Поджетто в сан епископа Джераче в Калабрии (1342). В Джераче В. К. ввязался в конфликт с соседней митрополией Реджо-ди-Калабрия и в качестве жалобщика ездил к папе в Авиньон (1344). В 1346/47 г. он принял участие в папском посольстве в К-поль ко двору Анны Савойской, регентши при малолетнем имп. Иоанне V Палеологе , с целью возобновить переговоры об унии, но приход к власти Иоанна VI Кантакузина (1347), означавший торжество паламитов, обрек его миссию на неудачу. Посетив на обратном пути о-в Эвбею, В. К. вернулся в Авиньон и пребывал там до своей кончины, случившейся предположительно во время эпидемии чумы. На Соборе 1347 г. он был отлучен от Православной Церкви, а в 1351 г. подвергнут анафеме вместе с Григорием Акиндином. Анафема В. К., «дерзнувшему объявить тварию естественную и неотделимую энергию и силу Божию», была внесена в Синодик, читающийся ежегодно в Неделю Православия. Впрочем, это не помешало паламиту Нилу Кавасиле в 1355 г. использовать против лат. силлогизмов те же аргументы, к-рые применял В. К. ( Schirò. 1957). Антилатинские трактаты В 1334-1335 гг.

http://pravenc.ru/text/Варлаам ...

JOANNES VI CANTACUZENUS. Contra Barlaam et Acyndinum, 154, 693–710. Antirrheticorum adversus Prochorum Cydoniem, fg., 148, 74–5. THEOPHANUS NICÆNUS. Epistola 150, 287–300. ANONYMUS. Adversus Gregoram, 148, 77. 2 . Contra. GREGORIUS ACYNDINUS. Carmen de hæresibus Palamæ, , 150, 843–62. Epistolæ ad Niceph. Gregoram, 148, 68–76, 84–86. Iambi ad Gregoram, , 148, 29–30, 72–3. Adversus Balaam, fg., 150, 875–77. De essentia et operatione Dei, lib. 1–2, 151, 1191–1242. NICEPHORUS GREGORAS. Florentius, fg., 149, 643–8. Epistolæ 1–15: 149, 647–64; 16: 145, 425–30. Byzantinæ historiæ libri dogmatici 1–6 149. 233–442. Vide Gregoræ elogia, 149, 57–96. GEORGIUS LAPITHA. Epistolæ ad Gregoram, 1, 148, 57–60; 2–3, 90–2. JOANNES CYPARISSIOTA. Palamiticarum transgressionum libri 1 et 4, 152, 663–738. Vide fg., 148, 76–7. De Deo expositio materiaria decades 1–10, latine, 152, 741–992. DEMETRIUS. CYDONIUS. Adversus Palamam, 154, 835–64. Epistola ad Philotheum 148, 74. ad Gregoram, 148, 89–90. [CONSTANTINUS HARMENOPULUS]. Tomus in Palamam, 150, 870–76. ANONYMUS. Tomus in Palamam, 150, 804–70. ANONYMUS. Sermones duo contra Palamitas [anno 1347?], 161, 1139–56, 1155–86. MANUEL CALECAS. De essentia et operatione, 152, 283–428. 3 . Acta in causa Hesychastarum. Tomus Hagioriticus, 150, 1225–36. JOANNES XIV СР., (1334–47) constitutiones, 152: 1341 Julio vel augusto, n. 23. – Synodus condemnat dogmata monachi Barlaam, 1241–53 et 151, 679–92 ubi additur attestatio de Palama ab Athanasio metropolita Cyzici. 1341 . n. 22. – J. jubet colligi scripta Barlaam, 152, 1241. De tomo, 150, 900–6. 1344 Nov., n. 34 – J. notam facit monachis Athonitis decisionem synodi in causa Barlaam et Palamæ, 152, 1269–72. Tomus contra Palamam, 150, 863–4. 1345 . – Sermo patriarchalis, 150, 891–97. 1346 Sept. – Relatio pontificum ad Annam reginam contra Joannem Calecam, 151, 767–70. 1347 Febr. – Synodus (contra Joannem Calecam) confirmat condemnationem Barlaam et Acyndini, 152, 1273–84. 1347 Mart. – Joannis VI Cantacuzeni novella confirmans excommunicationem Joannis Calecæ, 161, 1116–1118 et 151, 769–774 cum addito.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В 1337 году Варлаам обратил внимание на монахов-исихастов Святой Горы и их убеждение, что они узревают в молитве Нетварный Свет Бога, который они отождествляли со светом на Фаворе – горе Преображения. Он осудил их, как мессалиан, и навлек на себя гнев Паламы, который выступил в защиту этих монахов в серии трактатов, названной «Триады». Первая «Триада», написанная весной 1338 года, состояла из трёх частей (отсюда и название). Первая часть была направлена против мирской философии и опасностей, которые она содержала. Вторая защищала исихастскую молитвенную традицию, сердечную молитву (это сочинение было включено в «Добротолюбие»). Третья утверждала, что истинный путь познания Бога – в Божественном даре духовного чувства (noera aisthesis). В конце 1338 года Варлаам написал трактаты против исихастов, на которые Палама ответил в первой половине 1339-го своей второй «Триадой», структура которой была сходна с первой. Зимой 1339/40 года Варлаам опубликовал ряд сочинений под названием «Против мессалиан», на которые Палама ответил в начале 1340 года третьей «Триадой». В ней он обстоятельно излагает православное учение об обожении, богословие Фаворского Света как нетварного действия (или нетварной энергии) Бога и различение Божественной сущности и Божественных энергий. В то же время Палама заручился поддержкой афонского монашества, которое приняло Святогорский томос («Томос Святой Горы»), сочинённый Паламой и направленный против Варлаама, хотя тот и не упоминается в нём по имени. Спор продолжался с 1341 по 1347 год, и, когда Варлаам покинул сцену действий, противником Паламы стал Григорий Акиндин. Он был ранее в хороших отношениях и с Варлаамом, и с Паламой и изначально стремился их примирить, но паламитское учение о различении сущности и энергий Бога, как ему казалось, ставило под вопрос единство Бога. Спор с Акиндином породил несколько трудов с обеих сторон. Акиндин и сам был монахом и духовным отцом, в числе его духовным чадом, скорее всего, была Ирина-Евлогия Хумнена Палеолог, вдова Иоанна Палеолога, деспота, сына императора Андроника II; так что он был тесно связан с двором, 449 . Нам придётся опустить детали, но на протяжении этого этапа спора, который совпал с периодом гражданской войны в Византии, Палама был осуждён и на некоторое время попал в заключение; и лишь с приходом к власти императора Иоанна VI Кантакузина в 1346 году (император в 1347–1354) он был оправдан Соборами в Константинополе в 1347 и 1351 годах. Тем не менее у Паламы оставались противники; в этот раз это был образованный учёный Никифор Григора, который бросил самый значительный интеллектуальный вызов паламизму. Понимание спора у Мейендорфа

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010