Предстоятели Русской Церкви также не обходили молчанием данный вопрос. Киевский митрополит Георгий (1062–1076) в «Стязании с латиною», перечисляя их заблуждения, говорит: «2. Так как бреют бороды свои бритвой, что отступлением является от Закона Моисеева и Евангельского» 8 . Позднее митрополит Никифор I (1104–1121) в послании князю Владимиру Мономаху (†1125) о вере латинской практически дословно повторяет эти слова: «Третье: головы свои и бороды бреют, что запрещено и Моисеевым законом, и Евангельским» 9 . В 1347 году в Вильно по приказу князя литовского Ольгерда пострадали святые мученики Антоний и Иоанн (память 14 апреля). Их мужественное стояние за православную веру подвигло принять христианство их сродника Круглеца, который в крещении получил имя Евстафий. Его принадлежность к христианству скоро выявилась. Князь «Ольгерд, заметив, что он отращивает волосы (литовцы-язычники стригли волосы и брили бороду), спросил: “И ты — христианин?” 10  Получив утвердительный ответ, он приказал предать его мучениям. В службе говорится о его страданиях: «…власом с плотию отрезанным ти терпел еси, яко адамант, в муках» 12 . С.Герберштейн, дважды посетивший Москву при Василии III (†1533), описывает такой случай на государевом приеме. Князь «спрашивал меня, брил ли я бороду, что выразилось одним словом: “брил”. Когда я сознался в этом, он сказал: “И это по-нашему”, т.е. как бы говоря: “И мы брили”. В самом деле, когда он женился вторично, то обрил совершенно бороду, чего, как они уверяли, не делал никогда никто из государей» 11 . Речь идет о его втором браке, когда в 1526 году вступил в брак с Еленой Глинской (†1538). «Молодясь и стремясь выглядеть на литовский манер, он впервые в жизни сбрил бороду и ходил только “в усах”. Это вызвало при дворе настоящий шок, бояре при виде бритого государя только что в обморок не падали» 12 . Еще ранее подобный случай, относящийся к XV веку, известен из послания ростовского архиепископа Феодосия (1454–1461), впоследствии всероссийского митрополита (1461–1464; †1475), к некоему князю «о пользе душевней и о пострижении брад». Иерарх решительно порицает князя за то, что он использует «проклятую бритву… на браду свою, женам угодие творящи». Ниже он пишет: «Се же дело есть чюже християньскаго обычая, но латынское любомудрие есть» 13 . Эти аргументы мы встречаем позднее в посланиях святителя Макария (†1563; память 30 декабря) 14  и в постановлении Стоглавого Собора 1551 года. Сороковая глава Соборных материалов начинается так: «Такоже священная правила православным крестьяном всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо несть православных, но латынская и еретическая предания» 15 . Указом царя Алексия Михайловича (†29 января 1676 года) от 1675 года «стольникам, стряпчим и дворянам московским и жильцам повелено было… чтоб они иноземских, немецких и иных избычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали…» 16

http://e-vestnik.ru/history/oblik_pravos...

С того времени установлен праздник 5 июля в честь преподобного Сергия . Спустя шестьдесят лет после кончины Московского митрополита Алексия († 1378) в Чудовской обители обрушились своды церкви, в которой он был погребен, и от множества упавших камней разбился самый гроб его. Когда камни эти были расчищены, то увидели в разбитом гробе тело святителя, вместе с одеждами совершенно целое и неповрежденное. По сооружении нового храма на месте павшего, святые мощи новоявленного чудотворца, открыто положенные в раке, поставлены были в Благовещенском приделе на правой стороне, и в честь святителя начали праздновать как день его кончины 12 февраля, так и день открытия мощей 20 мая по всей Русской Церкви . В 1439 г. в новгородском Софийском соборе из верхней стены храма упал небольшой камень и разбил каменную плиту, покрывавшую один из гробов, стоявших в приделе святого Иоанна Предтечи, так что в ней сделалось большое отверстие. Кому принадлежал пробитый гроб, не помнил никто. Когда донесли об этом Новгородскому владыке Евфимию, он пожелал посмотреть во гроб и увидел тело архиепископа Новгородского Иоанна в схиме, сохранившееся нетленным, хотя со времени погребения его протекло более двух с половиною веков († 1186). Евфимий вместе с освященным Собором поклонился святым мощам и воздал хвалу святителю Иоанну. С того дня начали местно чтить его в Новгороде, пока Московский Собор 1547 г. не определил чествовать его во всей Русской Церкви . Были тогда установлены у нас и другие праздники и вообще священные времена, одни — общие для всей Церкви, а другие — только местные. К числу первых относятся: 1) память святых мучеников литовских Иоанна, Антония и Евстафия в 14 день апреля. Они пострадали в Вильне при князе Ольгерде, в 1347 г., а праздник в честь их установил святитель Алексий Московский по сношении с патриархом в 1364 г. 2) Дмитриевская суббота пред 26 октября, днем великомученика Димитрия. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской после победы над Мамаем путешествовал в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и просил его отслужить литургию и панихиду о воинах, павших на брани.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

Тем же всяческий род и возраст празднует святую вашу память, песнями славящие Господа. 6 стихира 3 стихира Светлостью, мученицы чудес ваших всю просветите тварь, отгоняющие мглу страстей, и скорбей, бесовских наваждений и болезней от притекающих к вам со слезами и верою просящих вашего заступления, доблии страдальцы Спасовы, Антонине, Иоанне и Евстафию. Тем же верою святое и светоносное ваше ссовершаем торжество. Светлостью мученицы чудес ваших всю просветите тварь, отогнавшие мглу страстей и скорбей от притекающих к вам и верою просящих вашего заступления, доблии страдальцы Спасовы: тем же верою святое и светоносное ваше совершаем торжество. Канон древний и слог устаревший, местами трудно читаемый, так, например, в 1-м тропаре 1-й песни «от онуду осияете» или «Крепостью утвердившиеся святые Вседержательною истиною во чресла державно препоясавшиеся, воистину лукавого силу и коварство разрушите», но обороты правильны. В ЗМ служба читается под 14 апреля [Минея апрель II: 258–274]. При подготовке текста службы составители ЗМ пользовались изданием «Служба и акафист трем мученикам Виленским: Антонию, Иоанну и Евстафию в Вильне пострадавшим 1347 года месяца апреля в 14 день» М., 1887. Редакторы миней привлекали дополнительный материал (в архивном деле имеется два тропаря и кондак по рукописи ГИМ, Уваров 533–4 о , л. 280–280 об., а также тропарь и кондак по московскому изданию часослова 1653 г.), однако эти материалы оказались тождественными тем, которые имелись в печатной версии, и использованы они не были. Молитва виленским мученикам заимствована из сборника [Молитвы 1915:162–162 об.]. При редактировании исключено молитвенное упоминание императора. Спасский 2008:298; Лозинский 2018:268, 428, 477, 482, 485, 507. Служба преподобному Иову Почаевскому, чудотворцу Преподобному Иову в Синодальный период появилось две службы, причем одна вышла из употребления и ее заменила новая с 1903 года. Дело возникло по ходатайству Хойнацкого 8 , автора службы 9 , в 1883 году, и тогда же преосвященный Тихон (Покровский), архиепископ Волынский и Житомирский 10 , писал в Святейший Синод рапорт с приложением самой записки протоиерея Хойнацкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий (+ 1347) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднутся 14 стр. в день гибели первого из трех святых мучеников, 13 июля в день возвращения мощей из Москвы в Виленский Свято-Духов монастырь и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Свв. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий, в язычестве называвшиеся Нежило, Кумец и Круглец, были бояре — придворные литовского князя Ольгерда Гедиминовича. В христианство они были обращены пресвитером Нестором. Свв. Антоний и Иоанн были братьями. Веру свою они обнаружили невольно — тем, что не исполняли языческих обрядов. Когда князь потребовал от них объяснений, они исповедали себя христианами и были заключены в тюрьму. По малодушию своему Иоанн скоро вернулся к язычеству. Братьев освободили и осыпали почестями. На младшего, Антония, не обращали внимания ради старшего, Иоанна. Но скоро Антоний навлек на себя гнев князя соблюдением постов и снова был заключен в тюрьму. Положение Иоанна стало трудное: христиане отвернулись от него, язычники его презирали, брат не хотел иметь с ним ничего общего, пока он не исповедует Христа. Наконец, оставшись раз наедине с князем, он исповедал себя христианином. Князь промолчал, но потом в присутствии других спросил, правда ли, что он христианин. Иоанн подтвердил свои слова. Князь пришел в ярость, приказал его бить, сам бил его и наконец приказал заключить его в темницу. Там с радостью и любовью он был принят братом своим Антонием. Иерей Нестор исповедал и причастил их Святых Тайн. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на дереве, на котором вешали преступников. Перед смертью он предсказал брату, что и он скоро будет мучеником.

http://sedmitza.ru/lib/text/437081/

Четырнадцатый день. Поучение 1-е. Свв. муч. литовские: Иоанн, Антоний и Евстафий. (Об отречении от Христа). I. При литовском князе Ольгерде, ревностном язычнике, двое литовских юношей, братья Нежила и Круглец, приняли христианство и названы Иоанном и Антонием. Ольгерд, узнавши, что они – христиане, стал отвлекать их от веры, но, видя их твердость, заключил в темницу. Старший брат Иоанн, из страха мучений, отрекся от Христа. Ольгерд, думая, что и другой брат последует примеру старшаго, велел возвратить обоих на прежния должности. Иоанн наружно исполнял языческие обряды, но, оставаясь втайне христианином, просил Бога простить ему грех лицемерия. Антоний часто уговаривал брата оставить такой образ действий и открыто объявить себя христианином. Ольгерд, узнав, что Антоний оставался верным Христу, вновь заключил его в темницу, а Иоанна оставил при себе. Но Иоанн не имел спокойствия. Христиане видели в нем отступника, язычники презирали его за малодушие. Мучимый совестию, он пришел к христианскому священнику Нестору, искренно сознался в своем лицемерии и просил примирить его с братом. Когда Нестор передал это Антонию, тот сказал: «я не могу иметь ничего общего с братом, пока он не исповедует явно своей веры. Если он искренно кается, пусть объявит, что он – христианин». Слова эти были переданы Иоанну и он, оставшись однажды наедине с Ольгердом, сказал, что он христианин, а потом открыл то же и пред целым собранием язычников. Ольгерд предал его мучениям, а потом заключил в темницу. Здесь братья встретились и примирились. Ольгерд осудил их на казнь и наперед приказал казнить Антония, думая, что казнь брата заставит Иоанна отречься от Христа. Антоний, ожидая казни, провел всю ночь в молитве и убеждал брата твердо хранить веру. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на высоком дубе. После этого язычники стали убеждать Иоанна отречъся от Христа, но когда он остался тверд в вере, его повесили на том же дереве, на котором скончался брат его. Твердость мучеников подействовала на одного служителя Ольгердова и он, уверовав во Христа, принял крещение от священника Нестора и наречен Евстафием. Он сделался строгим исполнителем уставов церкви. Когда он, однажды в рождественском посту, не хотел участвовать в трапезе князя и вкушать мясо, его подвергли истязаниям, а потом повесили на том же дубе и оставили на съедение птицам и зверям. Христиане взяли нетронутое зверями тело его и похоронили. Впоследствии на месте мучения построена была церковь во имя св. Троицы и в нее внесены тела мучеников. Святой митрополит московский Алексей, прибыв в Киев, установил совершать память трех литовских мучеников 14 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Священный пост на языческом пиру» литовская драма XVIII века о трех виленских мучениках Три виленских мученика: Антоний, Иоанн и Евстафий В отличие от католичества православное вероучение не навязывалось средневековым литовцам насилием и принуждением. Поэтому в качестве Небесных заступников Литвы православные и католики почитают мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, казненных язычниками в Вильнюсе около 1347 года (память 14/27 апреля). По приказу великого князя Ольгерда трое литовцев, служивших в княжеской дружине и принадлежавших к Русской Православной Церкви, были повешены на дубе за отказ есть мясо на пиру во время поста. Предания о трех мучениках легли в основу драмы «Священный пост», поставленной в 1732 году студентами Виленского университета. Историк Дариус Баронас, опубликовавший латинский оригинал с параллельным литовским переводом, отмечает, что по мнению большинства исследователей автором драмы был иезуит Ян Иосиф Обронпальский (Darius Baronas, Trys Vilniaus kankiniai: istorija ir gyvenimas, Vilnius: Aidai, 2000). Драма входит в ряд популярных в XVII–XVIII веках студенческих спектаклей о борьбе литовцев с Тевтонским орденом крестоносцев. В причудливом сюжете церковные агиографические сведения о трех мучениках переплетаются с драматургическими клише в стиле барокко, историческими фактами и народными легендами. Рыцарь Тевтонского ордена Упомянутое в драме представление о том, что западного рыцаря трудно победить обычным оружием, встречается в хрониках крестовых походов XIII–XIV веков. Например, в «Хронике земли Прусской» католический священник Петр из Дусбурга вкладывает миф о непобедимости Тевтонского ордена в уста прибалтийского старейшины, посетившего замок крестоносцев и впервые увидевшего рыцарей без доспехов: «Знайте, что братья-рыцари – такие же люди, как и мы; у них широкие и мягкие животы, такие как вы видите и у нас; оружием, пищей и прочим они довольно сходны с нами, но вот чем они отличаются от нас: есть у них в обычае одно дело, которое, несомненно, погубит нас. Они еженощно встают с ложа своего и сходятся в молельне, и много раз днем, и выражают почтение Богу своему, чего мы не делаем. Вот почему в войне они, безо всякого сомнения, одолеют нас». А поскольку он посетил крестоносцев во время поста и видел, что они едят капусту, которую прибалты тогда не знали, добавил: «А также едят они траву, словно боевые кони и мулы; кто же сможет дать отпор тем, кто в поле без труда находят пищу себе?» (Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М.: Ладомир, 1997, с. 84).

http://pravoslavie.ru/185.html

Св. Алексий скончался в 1378 году и был погребен в основанном им в Кремле Чудовом монастыре. Мощи его были перенесены после второй войны в московский патриарший собор (память 12 февраля). При митрополите Киприане в русской Церкви воцарился мир. Литва была в союзе с Москвой и не требовала особого митрополита. После поражения татар в 1380 году на Куликовом поле вел. кн. Димитрием Донским, власть вел. князей московских усилилась, и Москва стала тем центром, к которому стремилось все русское население и вокруг которого постепенно стали объединяться все северо-восточные княжества. При м. Киприане, который был строгим блюстителем благочестия, были проведены необходимые реформы церковной жизни и богослужения. Отношения с татарской ордой были в течение всего века, несмотря на отдельные опустошительные набеги, благоприятными для Церкви. Если и бывали отдельные случаи мученичества, то они происходили главным образом от постоянных взаимных доносов князей друг на друга. В 1318 году пострадал в Орде св. страстотерпец вел. кн. Михаил Тверской. Его оклеветал перед ханом кн. Юрий Данилович Московский. Вел. кн. Михаил принял мученический венец с великим смирением, как и его предки, князья Борис и Глеб. Его подвергли всевозможным пыткам, умертвили и бросили его тело на съедение хищникам. Но звери не коснулись тела, и оно было перевезено в Тверь и положено в кафедральном соборе (память 22 ноября). Особым благочестием отличалась св. Анна Кашинская, жена кн. Михаила Тверского. Она основала Успенский женский монастырь в Твери и почила в глубокой старости (память 2 октября). В 1347 году в Вильне от литовских язычников пострадали три брата: Антоний, Иоанн и Евстафий, которые вели подвижническую жизнь, но были оклеветаны пред вел. кн. Ольгердом жрецами. Их мощи покоятся в Свято-Духовом монастыре (память 14 апреля). В 14 веке в русской Церкви появилось во Пскове еретическое учение, получившее название «стригольников», по профессии одного из основателей, Карпа, занимавшегося стрижкой шерсти. Они отвергали иерархию и таинства, право учительства признавали за мирянами и считали всякие обряды излишними. Они вели строгую постническую жизнь, и учение стригольников распространилось по всей псковской и новгородской области. С ним боролась Церковь , власти и сам народ. В начале XV века ересь начала слабеть и затем исчезла. Монашество в 14 веке и преподобный Сергий

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К. С. Сербиновичу, 2 мая 1852 года 1617. Очень жаль, что слово моё, упомянутое в письме вашем от 24 апреля, поспешило печатью. Иначе я воспользовался бы охотно и с признательностью вашими замечаниями. Впрочем, не большая беда. Слово напечатано не для публики, а собственно, для меня, в небольшом числе экземпляров, и разослано мною на память единственно лицам Православного исповедания. На будущее однакож время буду ещё осторожнее прежнего – хотя иногда и побаиваюсь, чтобы моя осторожность не заменилась боязливостью, которая у нас была бы весьма вредна. Впрочем, это едва ли не последнее моё слово. По непривычке, я их пишу с большим трудом, а следовательно, неохотно. Я думал, что после напечатанных в 1848 году семи слов не буду ничего более говорить; но как-то показалось неприличным не сказать ничего при столь важных случаях, как освящение пещерной церкви и переложение мощей, да ещё и над своим гробом. Скажите ж вместе со мною: вечная память и de mortuis aut bene aut nihil. Из Северной Пчелы – 2 мая 1852. Недавно город Вильно был свидетелем умилительного церковного торжества. Святые мощи первомучеников Литовских, Антония, Иоанна и Евстафия, в 14-й день апреля переложены из прежней ветхой раки в новую, бронзовую, благолепно вызолоченную. Сие священное событие напомнило тамошнему краю время водворения в нём христианства, первыми семенами которого была неповинная кровь сих святых мучеников, подобно как и в Киеве кровь двух Варягов, и почти во всех странах кровь первых безбоязненных исповедников евангельской истины упрочивала её насаждение в сердцах народа. За пятьсот лет пред сим, когда ещё вся Литва коснела во мраке язычества, Православная вера уже проникала туда путём сердечного убеждения. Хотя же великие князья Литовские женились на русских Православных княжнах и выдавали дочерей своих за князей русских, однако же, уступая суеверию жрецов и народа, чаще всего не терпели, чтобы кто-либо из природных Литовцев принимал крещение. Но трое из придворных Ольгерда первые не устрашились (в 1347 году) положить жизнь свою за исповедание Святой Троицы, и вскоре потом (в 1364 году) Православная Восточная Церковь причислила их к лику святых (при Константинопольском патриархе Филофее и при св.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

18–20. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий 103 (по народным Литовским именам: Кумец, Нежило и Круглец), пострадавшие за христианскую веру при Ольгерде в 1347-м году. Составитель так называемой Густинской летописи, которая оканчивается 1597-м и по времени составления относится к первой половине XVII столетия, Сильвестр Коссов в своем Noльckoм Pamericon’e, напечатанном в 1635-м году и униатский писатель Ян Дубович в coчuhehuu: Hierarehia abo oZwierchnosci w cerki bozej, напечатанном в 1644-м году, утверждают, что празднование мученикам установил св. митрополит Алексий 104 , причем первый говорит, что митрополит сделал это с благословения патриарха Филофея, а последний назначает временем установления 1364-й год 105 . Очень может быть, что указанные свидетели говорят и совершенную правду, но так как они суть очень поздние свидетели, то и нельзя положиться на них с полною уверенностью. Несомненно, что почитание памяти мучеников в Вильне, здешними христианами, началось с самого времени их страдания, ибо, по свидетельству их жития, спустя немногие после него годы и еще при самом Ольгерде († 1377) и с его дозволения христиане построили на месте страдания церковь великую, в которой положили некую часть от мощей святых мучеников, погребенных у Виленской церкви св. Николая (построили церковь в честь св. Троицы, при которой образовался потом известный Виленский Троицкий монастырь. Что касается до Ольгерда, то, осудив на смерть Антония, Иоанна и Евстафия, как своих придворных, которые не хотели держаться одной с ним языческой веры и соблюдать языческих обычаев, вообще он отличался совершенной терпимостью к христианству, имев двух, одну за другою, жен христианок, дозволив крестить в христианство своих сыновей и наконец сам умерши христианином и даже монахом-схимником). А относительно установления празднования мученикам как святым можем сказать, что имена их стоят в месяцесловах некоторых богослужебных книг XV века 106 . Память празднуется 14-го Апреля, которое не составляет дня страдания ни одного из мучеников (пострадавших: Антоний 14-го Января, Иоанн 23-го Апреля, Евстафий 13-го Декабря), и относится к какому-либо событию из истории их мощей или же есть простая, происшедшая вследствие чего-либо, ошибка 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

295 Святые мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Великого князя Литовского Ольгерда (1345 – 1377). Они приняли смерть за Христа в 1347 г. Память святых мучеников – 14 (26) апреля. Их мощи хранились в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. Там их застала революция, мощи были «арестованы» и помещены в музей атеизма. Лишь в 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь. 296 Виленская-Остробрамская Икона Божией Матери. Святыня хранится в часовне над воротами в Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа. Она почитается как православными, так и католиками. Название ее – Островоротная или Остробрамская происходит от народного названия ворот «Острые ворота» или «Острая брама» (от польск. «Брама» – ворота). В прошлом икона также именовалась Корсунская Благовещенская. День памяти ее – 26 декабря/8 января. 300 27 ноября (10 декабря по новому стилю) день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Престольный праздник в Царском Селе. 301 Покровская община – основана в 1858 г. Великой княгиней Александрой Петровной. Впоследствии – монахиня Анастасия киевского Покровского монастыря. Община была основана для попечения приходящих больных и для воспитания бедных бесприютных детей. В 1914 г. в ней был оборудован госпиталь. Находилась на Васильевском острове – Большой пр. 85, сейчас здесь находится больница, куда вошло несколько зданий бывшей общины. 305 Сарыкамыш – ныне город в Турции. 9 декабря в районе Сарыкамыша началось наступление 3-й турецкой армии. К 4 января 1915 г. русским войскам в результате так называемой Сарыкамышской операции удалось полностью разгромить наступавшие турецкие части. 306 В доме генерал-губернатора (Тверская 13) находились состоящие под покровительством Императрицы Александры Федоровны мастерские комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны. Для шитья белья для раненых работало более 1000 жен запасных. Всего там было изготовлено свыше 1 миллиона вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010