Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Томос 1347 г . Первые месяцы по окончании гражданской войны были для византийской Церкви довольно смутным временем. Когда Кантакузин вошел 8 февраля 1347 г. в императорский дворец, бывший патриарх Иоанн Калека все еще находился в нем, заключенный в своих комнатах императрицей Анной( 54 ). Он отказывался признать приговор, вынесенный в его отсутствие. Во дворце состоялся новый собор в присутствии императоров, многих сенаторов и монахов, но патриарх, который тоже был приглашен, отказался на него явиться. Против него был обнародован новый Томос, содержавший, как и Томос 1341 г., решения сразу двух соборов: одного, состоявшегося 2 февраля под председательством Анны, и другого – состоявшегося неизвестного числа того же месяца под совместным председательством Анны и Кантакузина( 55 ). Этот документ является подтверждением Томоса 1341 г. и подводит Калеку под осуждение, наложенное на Варлаама 56 . Акиндин тоже отлучается, «хотя относительно него и состоялся уже приговор собора.» Февральский Томос 1347 г. первоначально был подписан одиннадцатью епископами – теми, что находились в Константинополе в момент прихода Кантакузина( 57 ). Кантакузин опубликовал в марте prOstagma, подтверждающую решение собора. Через несколько недель прибыли епископы, участвовавшие в Адрианопольском соборе; во главе их стоял патриарх Иерусалимский Лазарь; состоялся новый собор на этот раз в храме св. Софии в присутствии, как и раньше, Анны, Иоанна V Палеолога и Иоанна VI Кантакузина ; двадцать епископов подписали подтверждение обоих Томосов – Томоса 1341 г. и Томоса 1347 г., и это подтверждение было присоединено к февральскому Томосу. Таким образом, в Константинополе в течение нескольких недель состоялось три собора, утвердивших учение св. Григория Паламы . Избрание Исидора патриархом. Перед Кантакузином стояла трудная задача – найти того, кто заменил бы Иоанна Калеку. В конце концов 17 мая 1347 г. патриархом был поставлен святитель Исидор Вухарис, бывший нареченный епископ Монемвасии; рукоположил его архиепископ Кизический Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Rigo, Antonio. “Il Rapporto dei metropoliti ad Anna Paleologa e altri eventi dell’anno 1346.” Byzantion 85 (2015): 285–339. Rigo, Antonio. “Le Mont Athos entre le Patriarche Jean XIV Calécas et Grégoire Palamas (1344–1346).” In ΠΕΡΙΒΟΛΟΣ. Vol. 1: Mélanges offerts а Mirjana ivojinovi, 259–284. Edited by Dejan Delebdi and Bojan Miljkovi. Belgrade: Institut d’études byzantines de l’Académie serbe des sciences et des arts, 2015. 6 . Перевод приложения 1 из работы М. Митреа Приложение 1: Хронология жизни и сочинений свт. Филофея(Коккина) 455 Филофей (Коккин) Современные события Ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике (с именем Фока) Ок. 1296 Образование в Фессалонике у Фомы Магистра Ок. 1307 † Никодим Младший 1320-е 1321–1328 Гражданская война Ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде под руководством Саввы Нового Ок. 1328 Савва Новый возвращается в Ватопед после 20 лет удивительных аскетических подвигов Ок. 1331–1341/2 Монах в Великой Лавре Ок. 1336 † Герман Марулис Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Палама составляет Святогорский томос 1340/1–1342 – Игумен в монастыре Филокаллес – пишет житие прп. Никодима Нового – составляет энкомий прпмц. Анисии Исихастский собор в Константинополе 1341–1347 Гражданская война 1342–1345 – Игумен в Великой Лавре – пишет Диатаксис Божественной Литургии 1342–1350 Восстание зилотов в Фессалонике 1345–1347 – аскеза и исихия на Афоне – пишет 2 догматических слова против Григория Акиндина – составляет житие прмц. Февронии Исихастский собор в Константинополе 1347–1353 1347–1350 Период правления патриарха Исидора I Вухира 1347–1354 Правление Иоанна VI Кантакузина † Савва Новый † Исидор I Вухир – пишет житие прп. Саввы Нового 1350–1353 Период правления патриарха Каллиста I – составляет Соборный томос 1351 г. – пишет Исповедание веры – отправлет письмо жителям Ираклеи после падения города – пишет Историческое слово 457 – составляет первые 3 антирретика против Григоры – Исихастский собор в Константинополе – захват Ираклеи генуэзцами 1353–1354/5

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

¯ (С. кон.55–57) Автор монографии подытоживает информацию о монашеской жизни до своего епископства сведениями о том, какие еще сочинения могли быть написаны свт. Филофеем в этот период. s Незадолго до января 1346 г. – святитель написал 2 длинных догматических трактата о Фаворском свете против Акиндина и его сторонников. В Синодальном томосе 1351 г. свт. Филофей указывает, что эти трактаты написаны на Афоне и потом, около января 1346 г., направлены в Константинополь в качестве официальной точки зрения афонитов. s 30-е гг. (с момента перехода в Великую Лавру)-1347 г. – К этому времени относится написание диатаксисов Божественной литургии и диаконского служения (согласно самой ранней рукописи, они составлены в период игуменства в Лавре, т.е. в ок. 1342–1345 гг.; см. прим. 166 на С. 56). В этот период могли быть составлены также некоторые агиографические произведения свт. Филофея, например, житие прпмц. Февронии Нисибинской. s М. Митреа упоминает о том, что житие прп. Герману Марулису, скорее всего, написано более чем 20 лет спустя после смерти преподобного (ок. 1336 г.), а не в период, когда свт. Филофей был настоятелем Великой Лавры, как это может показаться на первый взгляд после прочтения этого жития 150 . s В 1367 г. свт. Филофей, будучи патриархом, издал синодальный указ, в котором он подчеркивает свое длительное пребывание в Великой Лавре и, вероятно, в качестве выражения своей признательности завещает Лавре подворье с храмом вмч. Димитрия Солунского, основанные в XIV в. неким Димитрием Элафросом и находящиеся недалеко от Широких ворот Константинополя. С. 57–65 – В этом разделе автор монографии рассматривает период жизни свт. Филофея с момента его рукоположения в митрополита Ираклеи Фракийской до избрания патриархом Константинопольским. Отметим основные моменты жизни святителя в этот период. v (С. 57–58) В феврале 1347 г. заканчивается гражданская война, Палеологи и Кантакузины временно примирились. Патриарх Иоанн XIV Калека был осужден и заочно низложен. В Константинополе со времени афонского посольства в 1342 г. проживал в монастыре Хора прославленный прп. Савва Новый. Ему имп. Иоанн Кантакузин и предложил стать новым патриархом, но прп. Савва отказался. Поэтому 17 мая 1347 г. Синод назначает патриархом ранее избранного епископом Монемвасии Исидора (Вухира). Исидор стал первым Константинопольским патриархом, который поддерживал и продвигал идеи исихазма. С мая по август 1347 г. Исидор поставил 32 исихастских епископа на стратегически важные кафедры империи, среди которых были свтт. Григорий Палама (постригший Исидора ранее на Афоне в монахи) и Филофей (Коккин), поставленные на кафедры Фессалоники и Ираклеи соответственно. Вполне возможно, что перед рукоположением в епископы свт. Филофей уже находился в столице.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

v (С. 59) В начале лета 1347 г. свт. Филофея, который был уже в зрелом возрасте (ок. 50 лет), рукополагают в митрополита Ираклеи Фракийской или Перинфа, расположенного на северном берегу Мраморного моря (Пропонтиды), ок. 88,5 км от Константинополя. Как пишет М. Митреа, кафедра Ираклеи была очень почетна. Митрополит Ираклеи был экзархом всей Фракии и Македонии и имел значительное число викарных епископов в своей юрисдикции (см.: С. 59, строки 5–7 и прим. 180). Свт. Филофей в своих сочинениях (жития патр. Исидора и прп. Саввы, Историческое слово на возвращение Ираклеи) сообщает о своих попытках избежать этого назначения, ссылаясь на плохое состояние своего здоровья (о болезненном состоянии здоровья святитель часто упоминает в своих сочинениях: см. прим. 182 на С. 59). Святитель возмущается в своих сочинениях, что его буквально вытащили из отшельничества и через обман и принуждение посвятили в епископа Ираклеи. Этот пассаж, впрочем, по мнению автора монографии, вполне может быть риторическим приемом, раскрывающим степень смирения автора, как качество, существенно необходимое для нового служения митрополитом 151 . v (С. 60, строки 3–11) М. Митреа предполагает, что свт. Филофей, вероятнее всего, добрался до своей митрополичьей кафедры только после августа 1347 г. Дело в том, что в июле 1347 г. ок. 20 епископов, поддерживающих бывшего патриарха Иоанна Калеку, созвали собор и издали томос, в котором высказались против избрания Исидора и Паламы и обвинили их в ереси. На ответном соборе в августе 1347 г. Исидор осудил раскольников. Так вот на последнем соборе присутствовали и подписали томос свтт. Филофей (Коккин) и Григорий Палама вместе другими митрополитами и патриархом Иерусалимским Лазарем. v (С. 60, строки 12–27) На основе анализа текстов Исторического слова и жития прп. Саввы М. Митреа отмечает, что святитель часто жалуется на трудности своего служения митрополитом: социальное неравенство, неподчинение и отсутствие моральных качеств у паствы. По этой причине свт. Филофей думал покинуть епархию и вернуться на Афон, но от этой мысли его отговорили имп. Иоанн VI Кантакузин и его друзья детства Дорофей и Марк Влаты. Автор монографии снова подвергает сомнению искренность святителя, считая описанное им преувеличением и даже «средством саморекламы и самопрезентации» 152 . Как бы то ни было, свт. Филофей временами удалялся от тягот митрополичьего служения и уходил в пещеру недалеко от Ираклеи с видом на Мраморное море, там, где рядом находилась маленькая церковь Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ему с успехом дал богословский отпор святой Григорий Палама. К сожалению, Константинопольским Патриархом тогда был Иоанн Калека (1334–1347 гг.). Он поддержал Варлаама Калабрийского, выслав и заточив в тюрьму святителя Григория Паламу. Помимо его губительных действий в области догматов веры, он спровоцировал еще и разделение в Русской Церкви путем создания второй Митрополии, независимой от единой Митрополии Киевской и всея Руси. Точно так же сегодня поступает и Патриарх Варфоломей: не хватало нам его приверженности папизму и амнистирования ересей на Критском псевдособоре, так теперь он, словно «восточный папа», разделяет и раскалывает единую Русскую Церковь путем предоставления автокефалии Украине, причем не канонической Православной Церкви под руководством Митрополита Онуфрия (которая не просила автокефалию), а двум раскольническим группам под руководством низложенных архиереев Филарета и Макария, тем самым игнорируя решения церковных канонических судов Русской Церкви. Произвол Патриарха Варфоломея даже хуже, чем произвол Иоанна Калеки, поскольку одновременно с действиями по разделению Церкви он ведет общение с раскольниками, и посему лишается общения согласно принципу – «общающийся с отлученным от общения сам лишается общения», ведь наложившая на украинских раскольников наказание отлучения Русская Церковь продолжает считать их схизматиками . Сохранилось множество документов, которые подтверждают, что территория Украины всегда подчинялась Русской Церкви Когда в 1347-м г. в Константинополе произошли политические и церковные изменения, и Императором стал приверженец исихастов Иоанна IV Кантакузин (1347–1354 гг.), Иоанн Калека был низвергнут, и Патриарший престол занял исихаст Исидор (1347–1349 гг.). Вместе с умиротворением Церкви после осуждения Варлаама и его сторонников было восстановлено единство Русской Церкви и ликвидирована Галицкая Митрополия (которую создал Иоанна Калека), а все русские православные объединились под началом единой Митрополии Киевской и всея Руси.

http://pravoslavie.ru/118002.html

К этому времени столицу охватил настоящий голод, вызванный конфликтом с генуэзцами, блокировавшими поставку хлеба в Константинополь. Желая поднять престиж своей власти, Анна Савойская 2 февраля 1347 г. низложила полностью скомпрометировавшего себя Константинопольского патриарха Иоанна Калеку и на его место назначила св. Исидора (1347–1349), друга св. Григория Паламы . Но было уже поздно – когда 3 февраля части Кантакузена подошли к Золотым воротам Константинополя, они оказались открытыми. Мудрый Иоанн Кантакузен вновь проявил присущую ему мудрость и осторожность – желая избежать грабежа Константинополя, он в течение 5 дней совместно с епископатом вырабатывал специальное соглашение с императрицей, согласно которому его признавали императором, но сроком на 10 лет, пока царю Иоанну V Палеологу не исполнится 25 лет. Затем они должны были царствовать с юным Палеологом сообща, как равноправные василевсы. Объявлялась всеобщая амнистия, но все имущество, которое ранее разграбили у Кантакузена и его сторонников, подлежало возврату прежним собственникам. Дабы обеспечить соглашение зримыми гарантиями, стороны поступили следующим образом: Анна Савойская дала клятву ничего не замышлять против Иоанна VI Кантакузена, а тот в свою очередь выдал свою дочь Елену замуж за императора Иоанна V Палеолога. Теперь Кантакузен, как законный глава общего семейства, получал необходимую легитимацию своей власти. 13 мая 1347 г. была совершена повторная процедура венчания Иоанна VI Кантакузена и его жены Ирины на Римское царство. После коронации все императоры воссели на своих тронах, все 5 царей: Иоанн V Палеолог, его жена Елена Кантакузен, императрица Анна Савойская, Иоанн VI Кантакузен и его супруга Ирина 675 . Глава 2. Два самодержавных Иоанна Победа была одержана, но слишком дорогой ценой. Как тонко заметил один автор, «если Кантакузен, как утверждали его враги, действительно являлся главным виновником междоусобной войны, он принял на себя страшную историческую вину. Ибо эта война нанесла Византийскому царству удар, от которого оно уже не могло оправиться впоследствии. Положение Византии даже при Андронике III должно быть названо блестящим, если сравнивать его с положением 1347 г.» 676 Справедливое замечание, но, очевидно, эту вину должны разделить с Кантакузеном другие исторические персонажи. В первую очередь Константинопольский патриарх Иоанн Калека, без участия которого Анна Савойская никогда бы не рискнула выступить против самого близкого друга своего супруга, и Алексей Апокавк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мало какие тенденции во внутренней жизни поздневизантийской церкви могут сравниться по значимости с характерным для XIV столетия постепенным выходом монашества на лидирующие и влиятельные позиции. Высшие духовные посты становятся преемственной монополией исихастов–паламитов. Большинство из тридцати двух епископов (включая Паламу), поставленных новым патриархом Исидором после окончания гражданской войны в 1347 году, представляли этого движение. Это был подлинный «переворот» 691 , осуществленный исихастской партией, друзьями и учениками Паламы. Однако на самом деле переворот был не столь уж внезапным. Выдвижение в патриархи неопытного монаха Афанасия произошло задолго до начала паламитских споров (1289). Фактически, за исключением Иоанна Гликиса (1315–1319) и Иоанна Калеки (1334–1347), все патриархи после Афанасия были выходцами из монастырей. Важно заметить, что тогда же Святая Гора вышла из–под императорского контроля и была передана Андроником II в непосредственное ведение патриарха (1312). В итоге создается впечатление, что монашество и высшее духовенство стали совместно решать общие задачи еще до победы паламитов в 1347 году. Однако пика своего эта тенденция достигла только после вступления в должность таких видных исихастских патриархов, как Исидор (1347–1350), Каллист I (1350–1353, 1364–1376) и Филофей Коккин (1353–1354, 1364–1376). Опять же, кажущийся тотальный контроль монашества над церковью не означал ее узурпации ревнителями созерцательной жизни. Повторим, фактически их цели нередко отвечали конкретным специфическим проблемам более раннего периода, – времен Афанасия и Феолипта. Разумеется, и они, несомненно, придавали особое значение внутренней жизни и духовным ценностям. Однако этих усердных церковных деятелей отличает прежде всего стремление расширить сферу влияния церкви и утвердить моральный и духовный авторитет патриархата как внутри, так и за пределами слабевшей империи. Не меньшее значение имели и созданная ими более стройная административная структура, и пробудившееся искреннее стремление к литургической унификации. Монашеская гегемония ни в коем случае не означала поддержки реакционных исихастских фанатиков в ущерб жизни церкви или вселенскому православию. В конечном счете, дальновидной политикой и принимаемыми решениями руководило неизменное чувство ответственности, а также ощущение церковного единства и солидарности (иными словами, верность церкви как таковой). Полагать, будто новое паламитское руководство XIV века пренебрегало своими церковными обязанностями, было бы исторической ошибкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

61 Кантакузин. История. IV. 3//III. 24–25; Григора. История. XV. 10//II. 784; дата его смерти указана в краткой заметке из Vatic. gr. 778, f. 1, опубликованной G. Mercati. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Melitiniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. (Studi e testi, 56) Citta del Vaticano 1931. 202, n. 1. 62 Действительно, св. Филофей отмечает, что Акиндин уже умер, когда он встретился с Никифором Григорой через год после назначения на митрополию Ираклии, т. е. примерно в мае 1348 г. (Против Григоры Антирритика VII//Filoqevou Kokkivnou DogmatikaV e[rga/D.B. Kaimakh (Qessalonikei " " buzantinoiV suggrafei " " , 3). Qess. 1983. I. 226.106–110 ; ср.: Кантакузин, История. IV. 23//III. 168). Следовательно, эти восходящие к св. Филофею сведения исключают возможность датировать некоторые письма Акиндина 1349–1350 гг., как это делает Р. — Ж. Лёнерц (R. Loenertz. Dix–huit lettres de Gregoire Acindyne analysees et datees//Orientalia Christiana Periodica. 1957. XXIII. 114–144 [ср. выше, гл. III, прим. 1], особ. 140–144). 63 Антипаламитский Томос, или Заявление антипаламитов (июль 1347 г.) ни разу не упоминает Акиндина по имени, но осуждает его мысли, как и мысли Паламы: «Некоторые из них, — пишут авторы Томоса, — имеют дерзость то отождествлять сущность Бога с энергией, то рассматривать знергию, поскольку ее необходимо отличать от сущности, как ни совечную, ни соначальную вечному и безначальноу Богу… другие же осмеливаются вводить лжеучение, согласно которому есть много божеств и богов…» (PG CL. 878 BD). Таким образом, оппозиционеры 1347 г. осудили всех сразу, остерегаясь в то же время определить собственную богословскую позицию. 64 Первые два упоминаются как голосовавшие против низложения Калеки в феврале 1347 г. (Томос против Матфея Ефесского. С.730); третий, назначенный Калекой и не подписавший низложение патриарха Иоанна (ср.: прим. 117 к главе 4), также был осужден в августе 1347 г. (Томос против Матфея Ефесского. С.735).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

В 1347 г. император Иоанн VI Кантакузин и Константинопольская Патриархия издали целый пакет до кументов, посвященных вопросу единства и неделимости Русской Церкви. В центре этого пакета находился: 1) императорский хрисовул, изданный в августе 1347 г. , в точном соответствии с которым в сентябре того же года собором епископов Константинопольской Церкви во главе с патриархом Исидором I было издано: 2) Соборное деяние; и уже со ссылками на этих два основополагающих документа император направил свои грамоты: 3) митрополиту Киевскому (постоянно пребывавшему в Москве) и всея Руси свт. Феогносту; 4) московскому великому князю Симеону Иоанновичу Гордому; 5) князю Галицкому и Владимиро-Волынскому Любарту-Дмитрию Гедиминовичу; а патриарх направил: 6) грамоту митрополиту Галицкому Феодору . Суть всех этих документов сводится к тому, что решение об отделении нескольких епархий Юго-Запада Руси от остальной Русской Церкви, принятое «предшествующим Константинопольским патриархом по злому умыслу» (δι τν κακογνωμαν το χρηματσαντος πατριρχου Κωνσταντινουπλεως ), было неканоничным (ξω τν θεων κα ερν καννων , или παρ καννας ), поэтому император и архиерейский собор упраздняют его и предписывают, чтобы Русская Церковь вернулась к единству под началом одного предстоятеля, «согласно издревле узаконенным в той стране — всей Руси — обычаям» (τν κ παλαιο νενομισμνων θμων ες τν τοιατην χραν τς πσης ωσας) . Помимо того, что это определение является важным уже само по себе, огромное значение имеет аргументация, на которую опирается соборное деяние 1347 г.: Τ γρ θνος τν σων — χρνος δη μακρς ες τετρακοσους γγς ξκων — να μητροπολτην γνωρζον, «Ибо народ Русов вот уже на протяжении почти четырехсот лет знает одного митрополита» . Таким образом, именно факт исторического единства Русской Церкви был для отцов собора 1347 г. ключевым аргументом при решении вопроса об упразднении самостоятельной Галицкой митрополии. Следующий важный документ — грамота собора архиереев Константинопольской Церкви во главе с патриархом свт.

http://pravoslavie.ru/116071.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010