Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Ок. 1345 г. [Македон. Марков манастир], женский, во имя вмч. Димитрия Солунского, Скопской епархии не признанной православным миром Македонской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Маркова, в 20 км от г. Скопье (Республика Македония). Является задужбиной сербской династии Мрнявчевичей . Возведение храма начал ок. 1345 г. буд. кор. Вукашин Мрнявчевич с супругой Еленой и сыновьями Андреашем, Иванишей и Димитаром. Обитель получила название в честь его старшего сына, Марко, завершившего возведение и роспись храма: согласно надписи, расположенной над южным порталом, роспись храма закончили ок. 1377 г. Впосл. М. м. был важным духовным центром. В нач. XIX в. его игум. Кирилл (Пейчинович) отремонтировал жилые корпуса, здание уч-ща, преподавание в к-ром велось на слав. языке, и помещение б-ки (нек-рые из принадлежавших ей древних книг в наст. время хранятся в ГИМ, Венской национальной б-ке, б-ках САНУ в Белграде, НБКМ и др.). В 1830 г. над входом в храм был построен навес: согласно легенде, скопский паша Авзи дал на это денег после явления ему вмч. Димитрия Солунского. В 1886 г., при игум. Макарии, были отремонтированы конаки. В межвоенный период в М. м. некоторое время жили архим. Иоанникий Ракотицкий († 1941) и рус. иером. Вениамин. В 1944 г. в зданиях мон-ря расположилось офицерское уч-ще, преподавание в нем велось на македонском языке. В послевоенные годы обитель опустела, иногда здесь жил буд. еп. Величский Гавриил (Парнарджиев). Ок. 1997 г. М. м. был возрожден, в 2004 г. стал жен. мон-рем. В обители живут игум. Илиана и 3 сестры, к-рые занимаются иконописью (2016). В центре комплекса М. м. расположен собор во имя вмч. Димитрия Солунского, имеющий в плане вписанный в прямоугольное пространство крест, с высоким куполом. Фасад храма украшен полукруглыми и прямоугольными нишами с пластическим декором, слепыми окошками на сев. и юж.

http://pravenc.ru/text/2562370.html

Вопрос: Уважаемый батюшка! Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Aštria broma): икона находится в часовне близ них. Об истории этой святыни рассказывает Е. Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она – древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля – день памяти мучеников литовских В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.

http://pravoslavie.ru/7050.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евстафий Виленский, мч. - житие Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (Память 14 апреля по старому стилю) Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (U 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи, в частности не ели скоромной пищи в постные дни. Жрецы стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд уговаривал Антония и Иоанна отказаться от христианства. Братья не изменили своей вере. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и вновь открыто исповедовать Имя Христово.

http://pravicon.com/info-2247

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Новая Слобода. Софрониево-Молченская Печерская пустынь. Церковь Вознесения Господня. Старо-больничная церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1801 и 1808. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Конотопский район, с.Новая Слобода Координаты: 51.342072, 34.153203 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Основание Пустыни предание относит к временам глубокой древности. Автор историко-статистического описания Софрониевой Пустыни, составленного в апреле месяце 1837 года, делает предположение, что начало свое Пустынь получила вскоре после Крещения Руси, при Великом святом князе Владимире. Весьма возможно, что основание ей положено кем-либо прибывшим в Россию из греков с митрополитом Михаилом монахом, ибо, по свидетельству Иллариона, «Монастыреве на горе сташа, черноризцы явишася», а по свидетельству Нестора в царствование Ярослава, который любил черноризцев до излиха, они еще более умножились, а с ними конечно и монастыри, но несомненное существование обители предание относит к временам Великого Князя Литовского Александра Ольгедра (1345-1377). Возможно также, что до второго нашествия татар на Южную Русь Пустынь была и малочисленна по населению, и скудна по средствам, как поставленная, по выражению летописца, " не от богатства, а слезами, пощением, молитвой, бдением " ; но после неоднократных разорений Киева, в особенности после разгрома его в 1240 году, причинившего страх и ужас великий, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря (ныне Печерская Лавра) рассеялись по дебрям и лесам, как в окресностях Киева, так и в других отдаленных местах; добрались они и до Молченских пределов. Явление Чудотворной Иконы Божией Матери Молченской в 1405 году способствовало тому, что благосостояние Пустыни настолько изменилось, что не прошло и сотни лет после разорения Киева, как обитель Молченская возведена была на степень Архимандрии. Наименованием же Архимандрита выражалось тогда отношение их к прочим настоятелям и первенство над ними, что именно доказывало благоустроенность обители. На давнее существование Пустыни указывает грамота Царя и Великого Князя Алексия Михайловича от 11 марта 1653 года, в которой говорится, что пустынь стоит искони-вечно - выражение, которым объясняется отдаленное незапамятное существование.

http://sobory.ru/article/?object=40884

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софрониевский монастырь (полное название Софрониево-Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы) — православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный на горе Чудная в селе Новая Слобода Сумской области. Был основан в 1630 году. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Одно из семи чудес Сумщины. Содержание История [ править править код ] В описании 1837 г. (известно по ссылкам на него в 1895 г.) основание монастыря гипотетически отнесено к периоду между Крещением Руси (988) и кончиной св. равноап. князя Владимира (1015); в описании 1845 г. (издавалось в 1846 и 1880 гг.) основание приписано инокам Киево-Печерской Лавры и связано с их уходом из разоренного монголами Киева (1240); описание 1895 г. предлагает компилятивную версию: обитель возникла до вторжения монгол, но была малолюдной, а после 1240 г. в число ее братии вошли иноки Лавры. В XVII-XVIII вв. в пустыни был записан ряд преданий, возводящих ее историю к XIV-XV вв. В 2002 и 2004 гг. археологическая экспедиция Глуховского государственного историко-культурного заповедника обнаружила в пустыни следы деятельности монастыря в домонгольский и послемонгольский периоды (основным датирующим материалом стали фрагменты керамики образцов XII-XIII и XIII-XIV вв.). Одно из письменных преданий гласит: «Волею Божиею, на место сие приидоша от киевских пределов два отшельника-монаха, и обретше… малу пещеру, и обновиши ю, живяху в ней, ничтоже стяжавая, токмо имеша у себя образ Пресвятыя Богородицы, Ей же выну моляхуся во дни и нощи, питахуся же овощием и подаянием христолюбцев. И так, богоугодно пожиша, скончашася, и положены быша в пещере». Описание 1845 г. утверждает, что в предании говорилось о приходе иноков в 1300 г. на пустынное место (возможно, дата привязана к синхронному летописному сообщению: «Не стерпя насилия татарского… весь Киев разбежался»); описание 1895 г. дополняет эти сведения: уже во времена Литовского князя Ольгерда (1345-1377) монастырь имел настоятеля архимандрита Филарета и получал подать от вельмож города Путивля, затем был разорен «от нахождения варварскаго и иных разных людей», а после некоторого времени запустения сюда пришли 2 киевских инока.

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Прес...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГЕРД [Альгирдас; литов. Algirdas] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377). Из династии Гедиминовичей. Один из старших сыновей кн. Гедимина , отец Владислава (Ягайло) и Свидригайло . Деятельность до 1345 г. Ок. 1318 г. (или в кон. 1-й четв. XIV в.) О. женился на кнж. Марии Ярославне († 2-я пол. 40-х гг. XIV в.), к-рая, по версии «Родословия князей витебских» (не ранее XVI в.), была единственной дочерью и наследницей отца, витебского кн. Ярослава Васильевича (нек-рые исследователи сомневаются в точности этих данных, т. к. в случае брака с православной О. должен был и сам, согласно традиц. практике, перейти в Православие, чего не произошло). От отца О. получил Крево, впосл. ставшее уделом его сына, Ягайло. Впервые в источниках О. упомянут 1 нояб. 1338 г., когда вместе с отцом, братом - полоцким кн. Наримантом (Глебом), Полоцким епископом, полочанами и витеблянами участвовал в заключении договора Полоцка и Витебска с Ливонским орденом и г. Ригой сроком на 10 лет. В 1342 г. О. вместе с братом Кейстутом помог псковичам в борьбе с ливонцами, но отверг приглашение вокняжиться в Пскове, условием к-рого было правосл. крещение, отправив во Псков своего сына Андрея. Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) В 1345 г. по договоренности с О. кн. Кейстут сверг с виленского престола их младшего брата Явнута (Евнутия) и передал великое княжение О. Братья договорились о своеобразном разделе сфер полномочий в Великом княжестве Литовском (ВКЛ): О. вокняжился в Вильно, Кейстут - в Троках; О. распоряжался в вост. и юж. частях гос-ва, в т. ч. на присоединенных им рус. землях, где сажал на княжение своих сыновей (Ратно, Полоцк, Киев, чернигово-северские земли), Кейстут - в западной (Троки, Дорогичин, Городно, Берестье); О. во внешней политике отвечал преимущественно за вост. направление (отношения с рус. землями и Ордой), Кейстут - за зап. направление (Тевтонский орден и его подразделение - Ливонский орден, Польша, Мазовия, Венгрия, Свящ. Римская империя). Братья О. и Кейстута и их потомки, правившие в южнорус. землях (Любарт (Димитрий) Гедиминович - на Волыни, сыновья Корьята (Михаила) Гедиминовича - в Подолье), сохраняли значительную самостоятельность, даже оставаясь в политической орбите ВКЛ, и иногда присягали королям Польши и Венгрии. При этом О. принадлежала верховная власть в ВКЛ; в документах, отражающих взаимоотношения с соседями, он именуется более почетными титулами, чем кн. Кейстут, такими как «великий князь», «magnus dux» или «magnus rex». Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛЧЕНСКАЯ СОФРОНИЕВА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Хромолитография. Нач. XX в. Молченская Софрониева в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Хромолитография. Нач. XX в. (Конотопской и Глуховской епархии УПЦ), находится на горе Чудной в с. Нов. Слобода Путивльского р-на Сумской обл. (Украина), близ болота, называемого Молче (Молченское). Дата основания М. п. неизвестна. В несохранившейся рукописной летописи мон-ря приводилось предание о том, что ок. 1300 г. «на место сие приидоша два отшельника-монаха», поселились в пещере на территории «древнего монастырища», т. е. на горе Чудной, близ болота ( Палладий (Батенин). 1895. С. 9-10). Возможно, пустынь основали монахи Киево-Печерского мон-ря, оставившие Киев после нашествия монголо-татар. орд в 1240 г. По сообщению той же летописи, к началу княжения вел. кн. Литовского Ольгерда (1345-1377) обителью управлял архим. Филарет (Там же). В кон. XIV в. пустынь была разграблена кочевниками. 18 сент. 1405 г. некий бортник, собиратель меда диких пчел, осматривая ульи в лесу, увидел необычное сияние на дереве. Подойдя ближе, он обнаружил среди ветвей икону Божией Матери и услышал голос, велевший построить на этом месте церковь в Ее честь (см. Молченская икона Божией Матери ). Вскоре здесь был возведен небольшой деревянный Богородицкий храм. Об этих событиях рассказано в утраченной ныне монастырской хронике, к-рую свящ. Иаков Левитский именовал «Молченско-Софрониевской летописью», и известной в пересказе ( Левитский. 1905. С. 115). В писцовых книгах г. Путивля за 1591 г. есть упоминание о том, что при настоятеле игум. Пафнутии в обители проживало 15 монахов. На эту запись путивльских городских книг ссылается грамота царя Феодора Иоанновича от 23 марта 1593 г., данная для закрепления в ведении М. п. таких владений, как селения Линовское и Климовское, урочище Беликов Колодезь, а также 2 лесных массива, названия которых имеют прямое отношение к обители: Монастырская и Пречистенская дубравы. В грамоте упоминается подворье в Путивле, включавшее 2-престольный каменный храм - во имя Св. Софии Премудрости Божией и в честь Рождества Пресв. Богородицы, а также деревянный храм святых Флора и Лавра (80-е гг. XVI в.). В нач. 90-х гг. XVI в. подворье было преобразовано в самостоятельный мужской путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , именовавшийся в документах Великомолченским или Б. Молченским, в отличие от «старой», или «малой», пустыни на Молченском болоте ( Павел (Преображенский). 1877. С. 9).

http://pravenc.ru/text/2564084.html

В ходе Глобальной недели безопасности дорожного движения в Москве священнослужители обратятся с проповедями о соблюдении ПДД Москва, 20 апреля 2007 г. Необычный способ заставить водителей соблюдать правила дорожного движения собираются применить сотрудники столичного УГИБДД. Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в Управлении ГИБДД ГУВД Москвы, священнослужители основных религиозных конфессий выступят с проповедями о неукоснительности соблюдения правил дорожного движения. Обращаясь к посетителям храмов на Поклонной горе, они заявят о необходимости уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу, а также недопустимости пренебрежительного отношения к общепринятым нормам безопасности поведения на дороге. Это событие будет приурочено к проводимой ООН с 23 по 29 апреля первой Глобальной недели безопасности дорожного движения. Кроме того, в течение недели в Москве проведут целую серию мероприятий, в том числе для школьников и воспитанников детских садов и их родителей о правилах безопасного поведения на дорогах. Как отметили в столичном управлении ГИБДД, " ситуация с аварийностью в городе пока еще остается неутешительной " . Число ДТП в 2006 году увеличилось на 5,9 проц/с 14 тыс до 14,8 тысяч/. Возросло как число погибших/с 1103 до 1184/, так и пострадавших от ДТП/с 16184 до 17104/. Среди пострадавших в 2006 году - 1377 детей/в 2005 - 1345/, 17 несовершеннолетних погибли/в 2005 году - 28/. Ежесуточно в столице России фиксируется в среднем от тысячи до 1,5 тысяч средних и мелких аварий. При этом растет число детей и подростков, получающих травмы или погибающих в ДТП - за три месяца этого года в Москве произошло 269 ДТП с участием несовершеннолетних - на 18 проц больше, чем в первом квартале прошлого года. В них пострадали 266 детей и 10 погибло/в 2005 году - соответственно 226 и 2/. В УГИБДД напомнили, что среди российских регионов Москва занимает одно из лидирующих мест по интенсивности движения - на 1 апреля в городе было зарегистрировано 3 млн 346 тыс транспортных средств. Только в 2006 году водительские удостоверения впервые в жизни получили более 140 тыс жителей Москвы. 20 апреля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21770.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евстафий Виленский, мч. Описания иконы Евстафий Виленский, мч. - житие Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (Память 14 апреля по старому стилю) Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (U 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 5756.jpg:   Размер: 681x1200, 0.82 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (141) , (0) . Описание: [Русь. XVI.] Минея годовая (мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Файл 5757.jpg:   Размер: 534x1200, 0.64 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (126) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 5758.jpg:   Размер: 731x1200, 0.88 MPix, 184 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (124) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 5760.jpg:   Размер: 701x776, 0.54 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (131) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1713

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010