Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Ок. 1345 г. [Македон. Марков манастир], женский, во имя вмч. Димитрия Солунского, Скопской епархии не признанной православным миром Македонской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Маркова, в 20 км от г. Скопье (Республика Македония). Является задужбиной сербской династии Мрнявчевичей . Возведение храма начал ок. 1345 г. буд. кор. Вукашин Мрнявчевич с супругой Еленой и сыновьями Андреашем, Иванишей и Димитаром. Обитель получила название в честь его старшего сына, Марко, завершившего возведение и роспись храма: согласно надписи, расположенной над южным порталом, роспись храма закончили ок. 1377 г. Впосл. М. м. был важным духовным центром. В нач. XIX в. его игум. Кирилл (Пейчинович) отремонтировал жилые корпуса, здание уч-ща, преподавание в к-ром велось на слав. языке, и помещение б-ки (нек-рые из принадлежавших ей древних книг в наст. время хранятся в ГИМ, Венской национальной б-ке, б-ках САНУ в Белграде, НБКМ и др.). В 1830 г. над входом в храм был построен навес: согласно легенде, скопский паша Авзи дал на это денег после явления ему вмч. Димитрия Солунского. В 1886 г., при игум. Макарии, были отремонтированы конаки. В межвоенный период в М. м. некоторое время жили архим. Иоанникий Ракотицкий († 1941) и рус. иером. Вениамин. В 1944 г. в зданиях мон-ря расположилось офицерское уч-ще, преподавание в нем велось на македонском языке. В послевоенные годы обитель опустела, иногда здесь жил буд. еп. Величский Гавриил (Парнарджиев). Ок. 1997 г. М. м. был возрожден, в 2004 г. стал жен. мон-рем. В обители живут игум. Илиана и 3 сестры, к-рые занимаются иконописью (2016). В центре комплекса М. м. расположен собор во имя вмч. Димитрия Солунского, имеющий в плане вписанный в прямоугольное пространство крест, с высоким куполом. Фасад храма украшен полукруглыми и прямоугольными нишами с пластическим декором, слепыми окошками на сев. и юж.

http://pravenc.ru/text/2562370.html

Кон. 01.1367 Иоанн V проходит Болгарию и доходит до Созополя 04.1367 – 05.1367 Принято решение о созыве Вселенского собора с целью объединения Церквей 06.1367 Диспут Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом по вопросу объединения Церквей 05.1366/06.1367 05.1366/06.1367 – 03.1368 03.1368 Присоединение митрополий Серрского княжества к Константинопольскому патриархату Кон. 02.1368 – до 04.05.1368 04.1368 Собор против Прохора Кидониса 18.10.1369 Иоанн V принимает католичество в Риме 10.1364 – 06.1370 Свт. Филофей утверждает митрополию в Москве во главе с митрополитом Алексием Осень 1370 Изменение политики свт. Филофея по отношению к России Осень 1373 03.1375 – 04.1375 Снятие анафемы с Сербской Церкви 02.12.1375 Киприан назначается митрополитом Киевским, Русским и Литовским 08.1376 Захват власти Андроником IV Палеологом 09.1376 – 06.1377 Окончание 2 патриаршего периода свт. Филофея 09.1377 – 06.1378/06.1379 Смерть патриарха Филофея II. Хронологический перечень сочинений свт. Филофея (Коккина) 30.12.1341 (?) Слово о прпмц. Анисии Нач. 1341 – весна 1342 Краткое повествование о прп. Никодиме Весна 1342 – 06.1345 Диатаксис Божественной Литургии 01.1346 2 Слова против Акиндина 05.1346/03.1354 Молитвы по случаю землетрясения 08.1347 Молитва Христу при вступлении… (на Ираклийскую митрополичью кафедру) 1348 – 1350 1 плг. 1350 Житие прп. Саввы 08.1351 Томос 1351 Осень 1351 – 1353 3 Антирретика против Никифора Григоры (13–15) Энкомий свщмч. Фоке 25.10.1351 – 06.05.1352 Послание Ираклеотам, находящимся повсюду После 05.1352 Молитва Богородице по случаю Ее нового явления 08.1352 – 09.1352 Слово о захвате Ираклеи 10.1352 Исповедание веры Нач. 12.1353 2 гомилии в Неделю о скорченной жене 1350 – 12.1354 2 Слова на 37 пс. 1354 – весна 1355 12 Антирретиков против Никифора Григоры (1–12) Лето 1355 (?) Молитвы при засухе Кон. 1350-х Слово о прп. Онуфрии Кон. 1350-х 3 Слова о Господних заповедях блаженства 1355 – 1364 Опровержение анафематизмов Арменопула Нач. 1355 – 08.10.1364

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В XIV-м веке строилось много церквей; некоторые каменные на месте деревянных; другие вновь заложены каменными. На Торговой стороне, вместо деревянных, отстроены каменные: Михаила Архангела (1302), Бориса и Глеба (1300–1308; деревянная оставалась и сгорела в 1311 г.), св. Отец 1318, на Княже дворе, т. е. на Ярославовом дворище (1310 г.) Христова (1324; дерев. упомин. сгоравшею в 1311 году), Георгия на Лубянице (1356), Прокопия (1359; упоминается сгоравшею в 1311 г.), Феодора Стратилата в Плотницком конце (1359 г. упоминается деревян. под 1329 г.), Ипатия на Рогатице (1369–1370), Спаса Преображения на Ильиной улице (1374), Дмитрия на Славковой улице (1381–1382), Рождества в Поле (1382), Климента на Иворовой улице (1386). Вновь каменные; Знаменская (1355), Иоанна у Немецкого двора (1359), Благовещенская на Михайловской улице, в Славенском конце (1362), Петра и Павла в Славном (1367), Бориса и Глеба в Плотницком конце в Запольской улице (1377), Филиппа на Нутной улице (1383), Иоанна Богослова в Радоковицах (1383). Деревянные: Димитрия на Бояне Улке (1300), Екатерины на Торгу (упомин. сгоравшею в 1311), Спаса на Лубянице (упоминается сгоравшею в 1329 г.), Никиты в Плотницком конце (1368). Сверх того, упоминается о 22 церквах, сгоревших в 1399 г. Прежде каменные вновь перестроены: Пятницы (1345), Успения (1388). На Софийской стороне: в Детинце – каменные: Владимира на Воротах, от Прусской улицы (1311), Вход в Иерусалим, близ Софии (1336), Иоанна 3латоустаго (1351); вместо деревянной, каменная Рождества Христова, на-Сенях (1362); вместо старых каменных: Покрова Пресвятыя Богородицы у Прусских ворот (1389 г., прежняя каменная упоминается в 1305 году), Бориса и Глеба (1351), деревянная Афанасия и Кирилла обетная (1390); неизвестно какая Богородицы (1351). На Софийской стороне за Детинцем: каменные вместо деревянных: Троицы в Редятине улице в Людине конце (1366), Василия на Ярышевой улице, в Людине конце (1370), Флора и Лавра на Людгоще улице в Неревском конце (1379), Константина и Елены на Ростнике улице в Неревском конце (1390), Дмитрия на Даниславле улице в Людином конце (1394 о дерев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

1337 г. (1339 ?) Прпп. Сергий и Стефан Радонежские основали обитель в честь Пресвятой Троицы (впоследствии Троице-Сергиева лавра) ок. 1337–1427 гг. Прп.Кирилл Белозерский 1339–1340 Построен дубовый деревянный Кремль в Москве Канонизация митр. Петра Константинопольским патр. Иоанном XIV Каликой по представлению митр. Феогноста и вел. кн. Ивана Даниловича Калиты ок. 1340–1396 г. Пресеклась династия великих князей галицко-волынских, после чего Галицкая земля была присоединена сначала к Венгрии, а затем к Польше, а Волынь к великому княжеству Литовскому Свт. Стефан Пермский, просветитель и первый епископ Пермской земли, создатель пермской азбуки 1340–1353 Великое княжение московского кн. Симеона Ивановича Гордого 1345–1377 Вел. кн. литовский Ольгерд. Вхождение в состав великого княжества Литовского Волыни, Киевской, Черниговской и части Смоленской земель Свт. Феогност добился упразднения Константинопольским патр. Исидором Галицкой митрополии, воссозданной незадолго до этого. Выделение Суздальской епархии из Владимирской (митрополичьего диоцеза) Мученическая кончина христиан Антония, Иоанна и Евстафия от рук язычников в Литве ок.1350 г. Учреждение Коломенской епархии 1353–1359 Великое княжение московского князя Ивана II Ивановича Красного Основан суздальский Евфимиев монастырь в честь Преображения Господня Возведение прп. Сергия игуменом обители в честь Пресвятой Троицы близ Радонежа 1354–1378 Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси 1354 (1355) Возобновление самостоятельной Литовской митрополии при патр. Константинопольском Филофее. Посвящение Романа в митрополиты Волыно-Литовские (митрополия упразднена в 1361 г. в связи со смертью митр. Романа) ок. 1360 г. Основан московский Спасо-Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя ок. 1360–1430 г. Прп. Андрей Рублев ок. 1365 г. Основан московский Чудов Алексеевский мужской монастырь 1362–1379 1362–1437 Великое княжение московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского. Присоединение к Москве Медыни, Дмитрова, Стародуба

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

рукоположен 6.04.1396. Севастиан рукоположен в 1411 г.; упом. на Соборе 15.11.1415. Герасим (в 1414 г.– еп. Владимиро-Волынский) 1428 г.; в 1433 г. возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен в 1431 г. в Витебске. Тверские епископы Свт. Симеон (бывший еп. Полоцкий) упом. в 1272,1285 и 1287 гг.; † 3.02.1289. Андрей рукоположен в 1289 г.; в 1315 г. оставил епархию; † 1323. Варсонофий рукоположен в 1315 г.; † 1328. Феодор I рукоположен в 1330 г.; † 1342. Свт. Феодор II (Добрый) упом. с 1344 г.; в 1360 г. оставил епархию; † 20.03.1367. Василий рукоположен в 1361 г.; † 1372. Евфимий (Вислень) рукоположен 9.03.1374; в июле 1390 г. лишен епархии; † 1392. Свт. Арсений рукоположен 24.07.1390; † 2.03.1409. Антоний рукоположен 2.02.1411; упом. в 1415–1417 гг. рукоположен ок. 1435 г.; упом. в 1437, 1438, 1442, 1451 гг. Туровские епископы Стефан упом. в 1328 г. Феодосии рукоположен в 1390 г. Антоний в 1405 г. заключен в Симонов монастырь. Ефимий рукоположен 8.09.1411; упом. 15.11.1415. Черниговские и брянские епископы Павел рукоположен в апреле 1332 г. рукоположен 19.09.1335; упом. в 1345 г. Нафанаил упом. после 1356 г. Григорий упом. в 1377 г. Исаакий 1389–1415. Холмские епископы Кирилл упом. в 1242–1249 гг. Иоанн I упом. в 1250–1280 гг. Григорий упом. в 1328–1332, 1335 гг. Иоанн II упом. в 1330–1347 гг. Каллист упом. в 1376 г. Феодосии I (схимник) Стефан (схимник) Нестор Сильвестр упом. в 1392 г. Иоасаф II упом. до 1414 г. Павел (Червенский) упом. в 1415 г. Харитон упом. с 15.11.1415 до 1428 г. Григорий упом. в 1432–1468 гг. XIII в., после 1240 г. После 1250 г. Витебский Заполотский на Лучне мужской монастырь в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. 1260 (?) Вологодский Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня. 1261–1288 Ростово-Ярославский Петровский на Поле мужской монастырь в честь свв. апп. Петра и Павла. Ранее 1262 г. Новгородский Ксенофонтов Робейский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. Ранее 1262 г. Лаврашевский мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Умер в 1255 г. 325 ...великого князя Юрья Дмитреевичя убилъ... – Имеется в виду Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь владимирский, убитый в сражении на реке Сити в марте 1238 г. Отец Юрия Всеволод Юрьевич Большое Гнездо имел второе имя – Дмитрий. 327 ...Иерусалимъ плненъ бысть Титомъ римскым и Навходнасором, царемъ вавилонскым... – Навуходоносор II – царь Вавилонского (Халдейского) государства (605–562 гг. до н. э.) – в 587 г. захватил Иерусалим и разрушил его (ср. 4Цар. 25 ). Император Тит в 70 г. н. э., подавляя восстание в Иудее, взял Иерусалим, разрушил город и его храм. 330 ...Олегъ Резанскый. –Великий князь рязанский Олег Иванович (1350–1402). Положение Рязанской земли между Московским великим княжеством и Ордой приводило κ тому, что все карательные экспедиции из Орды прежде всего обрушивались на Рязанское княжество. Это определило двойственность политики великого князя Олега Рязанского: он неоднократно вступал в сделки с Ордой, преследуя интересы своей земли. Однако такая политика не спасала Рязанское княжество от разгромов ордынцами. После Куликовской битвы Олег вынужден был бежать из своего княжества и в 1381 г. заключить невыгодный для себя договор с Дмитрием Донским. Β 1386 г. Олег заключил мирный договор с великим князем московским, скрепленный родственными отношениями: сын Олега Рязанского Федор женился на Софье Дмитриевне – дочери Дмитрия Донского. С этого времени летописи ни ο каких конфликтах между Москвой и Рязанью не сообщают. 331 ...Ольгордъ Литовскый – Ольгерд – великий князь литовский (1345–1377). Ο том, почему союзником Мамая назван Ольгерд (на самом деле с Мамаем заключил союз его сын Ягайло), см. подробнее в общем комментарии к «Сказанию о Мамаевом побоище». 332 ...яко хощеши казнити свой улусъ... – Улусом называлась земля, подвластная ордынскому хану. Отсюда же и слово «улусник». 337 ...новаго Святоплъка нареку. –Имя Святополка, убившего в 1015 г. своих сводных братьев Бориса и Глеба, стало в древнерусской литературе нарицательным обозначением злодея и клятвопреступника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Виленский, мч. Описания иконы Иоанн Виленский, мч. - житие Святые мученики Виленские: Антоний, Иоанн, Евстафий (Память 14 апреля по старому стилю) Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Литовские служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (U 1346), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы. Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном. После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. Святые Антоний и Иоанн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6577.jpg:   Размер: 681x1200, 0.82 MPix, 201 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (122) , (0) . Описание: [Русь. XVI.] Минея годовая (мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Файл 6578.jpg:   Размер: 534x1200, 0.64 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (110) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6579.jpg:   Размер: 731x1200, 0.88 MPix, 184 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (106) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6581.jpg:   Размер: 701x776, 0.54 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1933

также обратился в католичество. С ослаблением угрозы со стороны немцев в 1260 г. он вернулся в язычество, к-рого по существу никогда не оставлял. Иначе вел себя сын Миндовга Войшелк (1264-1268). По сообщению Ипатьевской летописи, он крестился в Новогрудке, потом, придя на Волынь, принял монашество и даже пробовал совершить неудавшееся, правда, паломничество на Св. гору Афон. Вернувшись, Войшелк основал «на реце на Немне межи Литвою и Новымъ городъкомъ» мон-рь (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859). Не исключено, что этим мон-рем была Успенская Лавришевская обитель, сохранилось Лавришевское Евангелие-апракос кон. XIII - нач. XIV в. После добровольного ухода Войшелка в мон-рь в Литве и западнорус. землях 2 года правил сын Даниила Галицкого Шварн, затем язычник Тройден (1270-1282), его братья, Броза, Сирпутий, Лесий и Свилкели, были православными. Пагубное воздействие на православных в ВКЛ оказали в это время изгнанные немцами пруссы-язычники, к-рых Тройден в 1276 г. поселил в районах Гродно и Слонима. Пруссы еще больше усилили языческие настроения среди литовцев и соприкасавшихся с ними предков белорусов. Занимавшие великокняжеский стол после Тройдена Витень (1293-1315), Гедимин (1316-1341), Ольгерд (1345-1377), Кейстут (ум. в 1382), как и подавляющее большинство их соплеменников, были язычниками. Сильной привязанностью к язычеству литов. правителей в значительной степени объясняется то обстоятельство, что в XIII - 1-й пол. XIV в. Киевские митрополиты, с 1299 г. проживавшие в Сев.-Вост. Руси, ни разу не посетили западнорус. епархии. Когда же митр. св. Алексий в 1358 г. приехал в Киев, входивший в сферу политического влияния Ольгерда, он был схвачен и посажен в темницу и только по милости Божией сумел бежать. Зап. часть Б. в XIII - нач. XIV в. находилась под властью галицко-волынских князей, покровительствовавших правосл. Церкви: кн. Владимир Василькович (1269-1289) в Бресте построил ц. во имя ап. Петра, в Каменце - храм Благовещения. После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского кн.

http://pravenc.ru/text/77856.html

295 Святые мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Великого князя Литовского Ольгерда (13451377). Они приняли смерть за Христа в 1347 г. Память святых мучеников – 14 (26) апреля. Их мощи хранились в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. Там их застала революция, мощи были «арестованы» и помещены в музей атеизма. Лишь в 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь. 296 Виленская-Остробрамская Икона Божией Матери. Святыня хранится в часовне над воротами в Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа. Она почитается как православными, так и католиками. Название ее – Островоротная или Остробрамская происходит от народного названия ворот «Острые ворота» или «Острая брама» (от польск. «Брама» – ворота). В прошлом икона также именовалась Корсунская Благовещенская. День памяти ее – 26 декабря/8 января. 300 27 ноября (10 декабря по новому стилю) день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Престольный праздник в Царском Селе. 301 Покровская община – основана в 1858 г. Великой княгиней Александрой Петровной. Впоследствии – монахиня Анастасия киевского Покровского монастыря. Община была основана для попечения приходящих больных и для воспитания бедных бесприютных детей. В 1914 г. в ней был оборудован госпиталь. Находилась на Васильевском острове – Большой пр. 85, сейчас здесь находится больница, куда вошло несколько зданий бывшей общины. 305 Сарыкамыш – ныне город в Турции. 9 декабря в районе Сарыкамыша началось наступление 3-й турецкой армии. К 4 января 1915 г. русским войскам в результате так называемой Сарыкамышской операции удалось полностью разгромить наступавшие турецкие части. 306 В доме генерал-губернатора (Тверская 13) находились состоящие под покровительством Императрицы Александры Федоровны мастерские комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны. Для шитья белья для раненых работало более 1000 жен запасных. Всего там было изготовлено свыше 1 миллиона вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава VII. Византия и Москва Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. История возвышения Москвы прекрасно описана. Поэтому наша задача будет заключаться в изображении событий с византийской точки зрения, а также в определении роли, которую играла в русской истории византийская дипломатия. Основным проводником византийского влияния была церковь, которая способствовала новому политическому курсу. Поэтому вполне естественно будет задать вопрос: в каком смысле и до какой степени Византия была замешана в возвышении Москвы? Великий князь Литовский Ольгерд (Алгирдас) (1345-1377 гг.) был в политике верным последователем Гедимина. Несмотря на то, что литовская династия по-прежнему оставалась языческой, Ольгерд был дважды женат на русских православных княжнах: Марии Ярославне Витебской, а с 1349 года — на Ульяне Александровне Тверской. В его правление Литва сопротивлялась экспансии тевтонских рыцарей, соперничала с Польшей за обладание Галичем и сумела установить свой контроль над Волынью (1352 г.). Влияние Ольгерда на новгородские и псковские дела было значительно, но недолговечно, в то время как распространение власти Литвы в среднерусских княжествах выглядит очень впечатляюще: Ольгерд последовательно захватил Брянск и Смоленск (1357 г.), Киев (1362 г.), Подолию (1363-1364 гг.), Чернигов (ок. 1370 г.), так что в конце концов его владения распространились до Черного моря. Эти захваты сильно ущемляли интересы татар, хотя им и случалось несколько раз помогать Ольгерду в борьбе с Москвой. Ольгерд воспользовался внутренним разладом в Орде и в 1363 году сумел нанести татарам серьезное поражение. Однако его настойчивые попытки захватить Москву не удались. Ольгерд, отчетливее, чем его отец Гедимин, склонявшийся к римскому католицизму, сознавал тот факт, что в подвластных ему землях подавляющее большинство населения состоит из православных русских. Поскольку у литовцев еще не было письменности, все официальные государственные документы составлялись на русском («славянском») языке.

http://sedmitza.ru/lib/text/438216/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010