На одном из этапов гражданской войны в середине 1345 года во время перемирия произошли трагические события: «Андрей Палеолог, возглавлявший союз моряков во время Кантакузина, собрал моряков и зилотов, остановился около морских ворот и созвал народ звуком труб. Население Фессалоник фактически было на стороне зилотов, а солдаты, закрывшись в акрополе, отказывались поднимать оружие против своих сограждан. Народ поджег ворота акрополя, и зилотам удалось войти внутрь. На следующий день зилоты повесили на стенах всех богатых людей, находившихся в акрополе, а затем ослепили тех, кто скрывался в городе. Это было самое кровавое событие гражданской войны. Город лишился почти всего правящего класса, и власть перешла к представителям низов. Сидонис описывает это восстание с отвращением, говоря, что „раб покупает своего хозяина; крепостной покупает своего господина; грубый крестьянин покупает военачальника, и земледелец покупает солдата». К сожалению, мы не располагаем никакой информацией об управлении Фессалониками в 1347–1349 годах. Мы знаем, что город, расположенный в Македонии, находящейся под контролем Кантакузина и сербов, не имел никаких контактов с Константинополем и его управление было независимым. Мы также знаем, что в конце XIV века солунское население было особенно враждебно настроено по отношению к богатым и знатным гражданам, что свидетельствует о том, что память о гражданской войне еще была жива» 421 . Разъяренная толпа зарезала сотни знатных людей, укрывавшихся в акрополе, а также многих из тех, кто оставался в своих домах. Среди немногих, избежавших резни, был святой Николай Кавасила , который спасся чудом, спрятавшись в колодце. После своего спасения он написал «молитву Господу нашему Иисусу Христу, единородному Сыну Божиему и Богу Слову», в которой святой благодарит Бога за Его благодеяния человеческому роду и умоляет Его положить конец гражданским войнам, народным волнениям, мучениям и убийствам. Как отмечает Кантакузин, в тот день (в середине июля 1345 г.) ситуация накалилась до такой степени, что были отмечены отдельные случаи людоедства 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

    МГр. 449. Минея греч. служебная, за июнь, в., в синод. библиотеке.     МГр. 450. Минея греч. служебная, за август, XII в., в синод. библиотеке.     М Гр. 451. Минея греч. служебная, за март, XII в., в синод. библиотеке.     М. Нап. Греческие четии минеи нанианской библиотеки, XI в., за сентябрь-февраль, и минея XI-XII в., за январь.     М. 11 в. Минеи славянские 11 века служебные в типографской библиотеке за 8 месяцев: январь, февраль, апрель, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь (см. Т. 1, стр. 152) и минея за май в Софийской библиотеке в петербургской академии.     М. 12 в. Служебные минеи славянские XII в., в синод. москов. библиотеке за все месяцы года, кроме марта и июля 159—168), и две в Софийской библиотеке, одна за апрель с 12 числа, другая за июнь.     М. XII-XIII в. Минея славянская служебная за май в Софийск. библиотеке.     М. 1345 г. Минея служебная славянская, за март 1345 года, в академии наук, 422.     М. 1369 г. Минея славянская служебная, за март 1369 года, в Софийской библиотеке.     М. 72 Служебная сербская минея 1651 г. за ноябрь, в академии наук.     М. 424 Славянская служебная минея в академии наук, в., за октябрь.     Миросл. Месяцеслов при славянском евангелии кн. Мирослава, XII в.     Молдовлах. рукоп. 1492 г. за февраль, месяцеслов из молдовлахийской минеи.     Моск. Сборный месяцеслов из греческих евангелий и апостолов Москов. синод. библиотеки, изданный Маттеем при Новом Завете 1791 года.     Мосхопол. Службы церкви болгарской, издан. в Мосхополе.     Мюллер. Его (Allgemein. Marmyrologim 1860 г.) Всеобщий Мартиролог.     М. вс. св. Месяцеслов всех святых, полный, издаваемый по благословению св. Синода; последнее издание 1868 г.     Мст. Месяцеслов при славянском евангелии новгородского князя Мстислава, до 1117 года. Муз. 13 Месяцеслов при греческом евангелии в., в Московск. музее.     Н. Мартиролог Ноткера, † 912 года.     Нан. 1. Месяцеслов при греческом евангелии X в., в нанианской библиотеке.     Нан. 2. Месяцеслов при греческом евангелии XI в., в нанианской библиотеке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

565–567 (I) 23 (can.) 581–588 III Вселенский Собор Mansi IV Mansi Рус. пер. Рус. пер. 577–588 1292 (I) 1292–1300 617–680 1301–1304 680–801 1304–1305 804–884 1305–1316 884–885 1317–1325 1325–1329 888–892 1329–1337 1337–1341 1000–1001 1344–1345 1004–1008 1345–1348 1008–1012 1012–1017 1348–1352 1017–1021 1352–1361 1021–1023 (I) 1023–1024 (I) 1368–1372 1372–1373 1025–1036 1376–1377 1036–1048 1377–1380 1048–1049 1380–1384 1049–1052 1384–1385 1053–1056 1056–1057 1385–1389 1057–1060 1061–1068 1392–1393 1068–1084 1396–1397 1086–1094 (I) 1397–1398 (I) 1093–1096 1400–1401 1401–1403 (I) 1099–1100 (I) 1403–1405 (I) 1101–1108 1405–1406 (I) 1109–1112 1406–1407 (I) 1112–1116 1407–1408 (I) 1408–1410 (I) 1410–1411 (I) 1117–1120 1411–1412 (I) 1412–1417 1124–1212 1417–1419 (I) 1212–1225 1419–1420 (I) 1420–1422 (I) 1421–1425 1228–1232 1232–1236 1236–1240 1433–1436 1436–1437 1241–1244 1437–1440 1441–1444 1244–1245 1245–1248 1248–1252 1252–1257 1449–1453 1453–1456 1457–1460 1260–1268 1460–1464 1268–1269 1269–1272 1272–1273 1465–1468 (I) 1273–1276 1469–1473 141 (can.) 1276–1277 1476–1477 1277–1280 1477–1478 (I) 1280–1289 1478 (I) 1291 (I) 141 (can.) Mansi V Mansi Рус. пер. Рус. пер. 289–290 (I) 85–140 289–292 169–172 293–296 173–176 296–301 177–180 301–309 181–185 309–325 186 (l) 328–344 185–204 344–348 204–217 348–352 217–221 221–225 353–372 225–256 371–374 (I) 379–380 (I) 257–260 260–265 381–384 265–266 (I) 384–408 266–269 (I) 408–413 269–271 (I) 271–272 (I) 416–417 273–278 (I) 417–420 277–281 281–284 3. АСО – Русский перевод III Вселенский Собор Collectio Vaticana АСО I, 1,1 ACO (греч.) Pyc. пер. (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 101–102 103–107 108–109 110–112 113–114 114–116 117–118 118–119 120–121 99–100 АСО I, 1, 2 АСО (греч.) Рус. пер. АСО (греч.) Рус. пер. (лат.) (лат.) 63,125 98–100 100–102 102–104 АСО I, 1, 3 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) (fragm.) (can.) 111,101 90–101 АСО I, 1, 4 АСО (греч.) э ус. пер. АСО (греч.) Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) 136 164 137 156 Рус. пер. (греч.)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

РЯЗАНСКАЯ 01.1554 Кассиан Ярославский УГЛИЧСКАЯ 13(26)03.1961 01(14)05.1963 НОВОСИБИРСКАЯ 01(14)05.1963 07(20)05.1964 КОСТРОМСКАЯ 07(20)05.1964 17(30)11.1988 Киприан ВОЛОГОДСКАЯ 30.01.1547 Киприан (?) ПОЛОЦКАЯ (?) (XVI в.) Киприан ПОЛОЦКАЯ 11.08.1579(1578) Киприан Зернов ПОДОЛЬСКАЯ 24.07(06.08)1961 01(14)11.1961 ДМИТРОВСКАЯ 01(14)11.1961 07(20)05.1964 в/у КРУТИЦКАЯ 29.07(11.08)1963 26.09(09.10)1963 БЕРЛИНСКАЯ 07(20)05.1964 10(23)07.1966 Киприан Комаровский СЕМИПАЛАТИНСКАЯ 04.12.1911 в/у ОМСКАЯ ранее 03.1915 04.06.1915 (СЕМИПАЛАТИНСКАЯ, обн.? 11.1922) ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 31.10(13.11)1925 02(15)09.1927 НИЖНЕУДИНСКАЯ 02(15)09.1927 06(19)07.1929 в/у ИРКУТСКАЯ 02(15)09.1927 24.04(07.05)1929 ЗЛАТОУСТОВСКАЯ 10(23)10.1932 08.1933 ИЖЕВСКАЯ 08.1933 29.05(11.06)1934 ВЯТСКАЯ 29.05(11.06)1934 23.07(05.08)1937 Киприан Скрипицын ВЯТСКАЯ 31.12.1737 18.05.1739 КОЛОМЕНСКАЯ 18.05.1739 16.06.1740 Киприан Старорушенин ТОБОЛЬСКАЯ 08.09.1620 12.12.1624 КРУТИЦКАЯ 12.12.1624 20.10.1626 НОВГОРОДСКАЯ 20.10.1626 17.12.1634 Св. Киприан Цамблак (Серб?) КИЕВСКАЯ 11.06.1376 КИЕВСКАЯ 11.06.1376 ВСЕРОССИЙСКАЯ 03.05.1380 10.1382 КИЕВСКАЯ, паки 03.1390 ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 06.03.1390 16.09.1406 Киприан Шнитников СЕРДОБОЛЬСКАЯ 10.03.1913 18.06.1914 Кирилл БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ (1345–1347) (БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (1345)) Кирилл ВСЕРОССИЙСКАЯ 11.11.1568 08.02.1572 Кирилл I ТУРОВСКАЯ 06.11.1114 28.04.1120 Св. Кирилл II ТУРОВСКАЯ 06.03.1174 28.04.1182 Кирилл I («сомнительный») РЯЗАНСКАЯ (XIV в.) Кирилл II РЯЗАНСКАЯ (XIV в.) Кирилл III РЯЗАНСКАЯ Св. Кирилл I (в сх. Кириак) ЯРОСЛАВСКАЯ 16.09.1229 Св. Кирилл II в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 1229(1230) 06.04.1231 ЯРОСЛАВСКАЯ 06.04.1231 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) Кирилл III ЯРОСЛАВСКАЯ 11.03.1526 03.09.1537 ДМИТРОВСКАЯ 26.10.1824 26.03.1827 ВЯТСКАЯ 26.03.1827 24.01.1832 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 24.01.1832 08.03.1841 Кирилл (в сх. Макарий) Васильев ЛЮБАНСКАЯ 22.03(04.04)1923 02(15)07. 1924 МАЛОВИШЕРСКАЯ 1927(1928?) 07.1928 Кирилл Волошин ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ (1353) Кирилл Грек I

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, производящая причинность Первопричины немыслима без целевой причинности, пробуждающей во всем сущем неутолимое алкание Ipsum Esse и открывающей перед наделенными интеллектом сущими путь неограниченного уподобления Богу 1345 . Нельзя отделить производящую причинность от причинности целевой in spiritualibus et divinis [в духовных сущих и в Боге], где нет промежутка между «прежде» и «после», где начало и конец творения совпадают. Стремясь к своей конечной цели, творения не удаляются от производящей Первопричины, а все более прилепляются к своему началу, «si tamen Deus et divinum pure est quod editur et bibitur» [«если только едят и пьют одного лишь Бога и божественное»] 1346 . Заметим, однако, что цель, несмотря на ее превосходство над производящей причинностью («вхождение» творений более совершенно, чем их «исхождение») 1347 , все же остается внешней причиной, которая влечет все сущее к Богу, побуждая его прилепляться к Нему в неутолимом желании божественной полноты. Истинная интериорность, принадлежащая формальной Причине, не знает противопоставления «внешнего» и «внутреннего» 1348 , «исхождения» и «вхождения». Стало быть, она запредельна производящей и целевой причинности, обозначающих в творениях действие божественной Формы; запредельна она и пути бесконечного уподобления творений Богу, ибо бесконечность трансцендентна подобию. Это «бытие-одним-с-Богом» – запредельно ли оно аналогии тварей Богу? Да, потому что аналогия предполагает внешнюю соотнесенность тварного субъекта с Первопричиной, коей он не соприроден 1349 ; нет, благодаря вневременному отношению конкретного к абстрактному, праведного к Праведности, Сына к Отцу, вечно рождающему Сына. Чтобы понять это тайное основание аналогии у Майстера Экхарта, мы должны исследовать его теорию тройной причинности – производящей, формальной и целевой – в свете тринитарной теологии. 981 Перевод с французского Г. В. Вдовиной; цитаты на средневерхненемецком языке переведены на русский М. Ю. Реутиным. Оформление библиографических ссылок воспроизводит французское издание и в соответствие с нормами, принятыми в БТ, не приводилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Молитва при входе в доме Божием. 1343 Я стою пред Тобою, у дверей милости Твоей, Господи, Боже Мой и Бог отцов моих, чтобы исповедать Твою славу и Твое разнообразное величие, по мере сил моих и моего слабого разума. Ибо я сознаю свою немощь в этот день и помышляю в своем сердце, что Ты, Господи, Бог на небеси вверху и на земле внизу. Нет другого, кроме Него. Здесь пред Тобою (в твоих руках) стою я и обращаю лицо свое к избранному месту, горе Гаризиму, дому Божию, к Лузе, горе Твоего наследия и Твоего присутствия, к месту, которое Ты, Господи, сделал Своим жилищем, к святилищу, которое создали Твои руки, Господи. Господь царствует во веки, ибо Господь велик над всеми богами, праведен и справедлив. Да взойдет эта молитва моя в место Жизни, пред Твоим мудрым престолом! Боже, Ты благодетель тех, которые чтут Тебя. Да будет хвально святое имя Твое во веки! Нет Бога кроме единого! Утренняя ежедневная молитва Марки. 1344 Восставшие утром и увидевшие свет, который просвещает весь мир, восклицайте и говорите: да прославится Осиянный, который укрепил на тверди сияющий солнечный свет, озаряющий весь мир по установлению Владыки мира. Первоисточник света на небе и на земле, который каждое утро посылает свои лучи, дабы люди не блуждали. Он взывает к людям: „пробудитесь от сна, посмотрите на свет и прославляйте Творца». Да будет хвален Господь. Нет Бога кроме Единого. Субботняя молитва. 1345 Пресвятый, Который открыл нам Свою святость, сделал нас Своими избранными и установил для нас святую субботу для покоя; Который дал нам книгу жизни, мудрости, высоты и величия, воздвиг для нас жертвенник, чтобы мы призывали Твое имя, чтобы мы знали, что Ты творец, Бог и Господь! Милосердый, умилосердись над нами! Пошли благословение Твое в домы наши и на все наши начинания! Отврати от нас угнетение, гнев и язву! Покажи всемогущество Твое притеснителям нашим, укрепи веру нашу, исцели раны наши, умножи детей наших, огради святилища наши, умилосердись над усопшими нашими, благослови нас в настоящий субботний день и во все наступающие субботние дни, суди нас в правде, прости нам и отцам нашим по Твоей великой милости. Ради пророка Твоего Моисея отврати гнев Твой от верных Твоих. Защити, освободи и спаси нас во всякое время, милосердый защитник наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Во время распадения Галицко-Владимирского княжества правительственное средоточие русской жизни перенесено было с юга России на северо-восток; а между тем, в то же время, в западной России возвысилось могущество литовского княжества и в соседстве с западной Россией слагалась в могущественное государство – Польша. Не имея внутри себя силы отстоять свою независимость и удаление от центра обще-русской жизни, западная Россия сделалась достоянием этих двух великих держав, которые также спорили между собой о первенстве, пока, наконец, одна из них, именно Литовская, не сделалось жертвой другой – Польской. I. Литва В первое время русского государства Литовская земля (Балтийское поморье между Неманом и Западной Двиной) завоевана была русскими князьями. Для удержания покоренной страны в подчинении, построены были в ней укрепления и поставлен великокняжеский наместник. Кроме того, русские люди из соседних русских княжеств селились в Литве и способствовали обрусению этого края. Но с половины XIII в., во время усобиц русских князей и татарского нашествия на русскую землю, литовцы отложились от Руси и явились на историческое поприще в качестве самобытного и независимого народа, ознаменовав себя значительными военными подвигами. В начале XIV в. они уже образовали могущественное княжество литовское, имевшее главным правителем великого князя литовского. Первым единовластным князем Литвы был Миндовг; но величие литовского княжества создали три знаменитые великие князя литовские: Гедимин (1315–1339), Ольгерд (1345–1377) и Витовт (1392–1430). Средоточие княжества составляла Литовская область. Столицей княжества были сначала Новогрудок-литовский 23 , потом с 1280 года Кернов 24 , с 1320 г. на короткое время Троки и, наконец, с 1323 г. Вильна (основанная, как и Троки, Гедимином). Отсюда великие князья литовские управляли государством и собирали земли, образовавшие их обширное и могущественное государство. В 1413 г. в Литовской области образованы воеводства: Виленское (нынешние уезды Виленский, Свеицянский, Ошмянский и впоследствии Вилейский и Лидский – бывшее Дейновское княжество) и Трокское.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Между тем ромеи теснили Боэмунда с суши и с моря. Хотя император наблюдал за событиями, развертывавшимися на равнине Иллирика как зритель, тем не менее он всеми своими мыслями и чувствами был вместе со сражавшимися и разделял их труды и лишения. Более того, он побуждал к битвам и сражениям военачальников, расположившихся на холмах в клисурах, и учил, как надо нападать на кельтов. Мариан в это время охранял пролив между Лонгивардией и Иллириком, отражал все попытки переправиться в Иллирик и не позволял пробраться к Боэмунду ни трехмачтовому судну, ни большому грузовому кораблю, ни легкому двухвесельному суденышку. Продукты питания, доставлявшиеся по морю, а также добывавшиеся на суше, кончились 1342. Боэмунд видел, что война ведется ромеями с большим искусством (если кельты выходили из лагеря ради фуража или продовольствия или выгоняли коней на водопой, ромеи нападали и убивали многих воинов). В результате численность войска Боэмунда мало-помалу сокращалась, поэтому он отправил к дуке Диррахия Алексею послов с предложением мира 1343. Один знатный граф Боэмунда, Вильгельм Кларет, видя, как все кельтское войско гибнет от голода и болезни (воинов свыше постигла некая страшная болезнь), решил позаботиться о своем спасении и вместе с пятьюдесятью всадниками 1344 перешел к самодержцу. Император принял Вильгельма, расспросил о Боэмунде, узнал, что войско противника гибнет от голода и находится в очень тяжелом положении, возвел Вильгельма в сан новелиссима и пожаловал ему многочисленные дары и милости 1345. В это время императору из письма Алексея стало известно, что Боэмунд прислал послов с предложением мира. Зная о постоянных кознях своих приближенных, видя, как они ежечасно поднимают восстания, и испытывая гораздо больше ударов со стороны внутренних врагов, чем внешних, император решил прекратить биться на два фронта. Превращая, как говорится, необходимость в доблесть, он предпочел заключить мир с кельтами и не отклонять просьб Боэмунда; ведь Алексей боялся двигаться дальше по причине, о которой уже говорилось выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, в виду потребностей практики, Вальсамон дополняет фотиев Номоканон новыми источниками права из позднейшего императорского законодательства и синодских определений. Вопрос о взаимном отношении канонов и законов Вальсамон разрешает на основании следующих положений: а) каноны, как имеющие двоякую санкцию от церкви и от императоров, получают, в случае коллизии, преимущество пред законами: б) когда на известный случай каноны не дают никакого определения, должно следовать законам. – Толкования Вальсамона имеют весьма важное значение в восточной церкви и были в большом употреблении на Востоке: ими пользовались в своих трудах все позднейшие канонисты. Одобренные высшею церковною властью, толкования Аристина, Зонары и Вальсамона получили такой авторитет, что, слившись с текстом канонического кодекса восточной церкви, на практике сани сделались источниками канонического права, так что сама церковная власть иногда ссылалась на них для обоснования своих постановлений. Не менее важным значением пользуются до настоящего времени толкования названных канонистов и в нашей русской церкви 21 . § 13. Канонические сборники XIV века Из позднейших канонических сборников восточной церкви наиболее известны: 1) Алфавитная Синтагма греческого иеромонаха Матфея Властаря , изданная в 1335 г. В начале помещено обширное предисловие, содержащее исторический обзор источников церковного права; затем, следует Синтагма, разделенная на 24 отдела, по числу букв греческой азбуки; каждый отдел, в свою очередь, делится на столько глав, сколько имен, начинающихся с известной буквы. Всех глав в 24 отделах 303. Здесь приведены сначала каноны, относящиеся к предмету содержания главы, потом соответствующие гражданские законы. Весьма большое количество дошедших до нас рукописей Синтагмы Властаря указывает на самое широкое распространение ее во всем православном мире. 2) Сборник Константина Арменопула (номофилакса и судьи в Фессалониках), под заглавием: πιτομ τν ϑεων κα ερν καννων, составленный около 1345 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

События следовали быстро, в 1345 г. сдался Адрианополь; Момчил пал в бою с турками, и Кантакузин стал хозяином перевалов в Македонию. Еще важнее были вести из столицы. Апокавк, не утративший энергии до конца, был убит в подземных дворцовых темницах политическими узниками, в свою очередь растерзанными толпою. Беспомощно было правительство царицы Анны, утратив Апокавка; но и Кантакузин был до крайности слаб, не только перед своими турецкими соратниками, но и по отношению к архонтам и правителям, передававшим ему фракийские города за чрезмерные личные выгоды: один из таковых, Ватаци, снова изменив, призвал турок племени Караси и был ими убит. Что же касается турок, то Кантакузин был вынужден отдать родную дочь Феодору в гарем старого султана Орхана. Сам он описывает свое торжественное прощание с дочерью как с жертвою за страдающее христианство . Феодора выполнила свою миссию, сохранила православие, освобождала пленных и удерживала старого султана от враждебных шагов против Византии; по смерти Орхана она была отпущена на родину. Всего вреднее была предоставленная Кантакузином возможность османам ознакомиться основательно с фракийскими плодородными землями от Марицы до Черноморья, с дорогами, укреплениями и богатствами страны. Это подготовило турецкое завоевание. Нельзя винить одного Кантакузина: и правительство Анны вызывало турок: то сельджуков, то османов, то ногайских выходцев из Добруджи; но связи Кантакузина были более широкими и постоянными. Еще беспомощнее был Кантакузин в отношении сильного Душана. Хотя и овладев уделом Момчила в Родопах, он не мог защитить Серее от сербов. Одновременно потерял он и богатую Смирну. Крестовый поход венецианцев, генуэзцев, родосских и кипрских рыцарей и даже прощенных папою разбойников каталанов окончился завоеванием Смирны по почину упомянутого Мартина Цаккариа, бывшего владетеля Фокеи и Хиоса; при этом был убит Мартин. Около 60 лет Смирна оставалась в латинских руках (1344–1402). Все-таки Кантакузин имел уже перевес над противниками внутри империи и короновался с супругою Ириною (1346), но сыну Матвею в короне отказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010