Исследование литературных форм псалмов дает более содержательную классификацию: с этой формальной точки зрения различаются три крупных раздела: гимны, жалобы и песни благодарения. Впрочем, это не исчерпывающая классификация, так как встречаются литературные формы либо отклоняющиеся от нее, либо смешанного характера. К тому же она не всегда соответствует такой группировке псалмов, которая была бы построена с точки зрения их содержания или цели. 1. Гимны. К этому жанру относятся следующие псалмы: 8; 18/19; 28/29; 32/33; 45/46–47/48; 75/76; 83/84; 86/87; 92/93; 95/96–99/100; 102/103–105/106; 112/113; 113:1–8/114; 116/117; 121/122; 134/135; 135/136; 144/145–150. Их структура относительно статична. Каждый гимн начинается с призыва восхвалить Бога. В основной части развивается мотив славы и хвалы, чудес, которые Бог сотворил в природе (прежде всего — самим Своим творением) и в истории (в особенности — в спасении Своего народа). Заключение перекликается с вступительной формулой или выражает пожелание, а также просьбу. С точки зрения содержания здесь можно выделить две подгруппы. Песни Сиона (Пс 45/46; 47/48; 75/76; 86/87) прославляют — с заметным эсхатологическим акцентом — святой город, обиталище Всевышнего и цель восхождения, ср. Пс 83/84 и 121/122. Песни Царя Ягве (особенно — Пс 46/47; 92/93; 95/96–97/98) в стиле, напоминающем пророков, прославляют вселенское Царство Ягве. Поскольку в них употребляются лексика и образы, связанные с интронизацией земных царей, их пытаются поставить в связь с “праздником восхождения Ягве на трон”, который якобы ежегодно праздновался Израилем подобно тому, как в Вавилоне чествовали Мардука. Однако наличие такого израильского праздника — не более чем шаткая гипотеза. 2. Жалобы. В отличие от гимнов жалобы не восхваляют славу Божию, но обращаются к Богу с мольбой. Как правило, они начинаются с обращения, с которым связаны вопль о помощи, просьба или доверительные восклицания. В основной части делается попытка призвать Бога к вмешательству, и поэтому молящие раскрывают перед Господом свои нужды, хотя по большей части и образно; при этом используются образы, которые стали застывшими формулами и лишь редко позволяют определить историческую или конкретно-личную ситуацию мольбы.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   Мир возник не случайно, а в соответствии с Божественным замыслом. Из Священного Писания следует, что Бог сотворил мир    а) разумом и премудростью (см.: Притч.3:19, Пс.135:5, Иер.10:12), т. е. сообразно Своим высочайшим умопредставлениям, в которых Он от века созерцал Свои будущие творения, прежде чем они получили действительное бытие. Согласно преп. Иоанну Дамаскину, Бог «созерцал все вещи прежде бытия их, от вечности представляя в уме Своем; и каждая вещь получает бытие свое в предопределенное время, согласно с Его вечной соединенной с хотением мыслию (θελητικ ννο, «мыслью-волением». — О. Д.), которая есть и предопределение, и образ, и план». Логика заставляет признать, что Божественный замысел о мире является вечным, поскольку мысль о сотворении мира не могла в Боге возникнуть внезапно. Священное Писание подтверждает такой вывод: Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян.15:18), Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр.11:3). Таким образом, творение — это переход от вечных Божественных предначертаний к действительному бытию мира.    б) Волею, или хотением (см.: Пс.113:11, Пс.134:6, Откр.4:11), т. е. совершенно свободно, а не вследствие какой-либо внешней или внутренней необходимости. С древнейших времен свв. отцы и христианские писатели учили о том, что Бог создал мир не по какой-либо нужде, но исключительно по Своему изволению.    в) Словом (см.: Быт.1:3, 6, 9; Пс.148:5; Евр.11:3). Под этим «словом» не следует понимать какой-либо членораздельный звук или слово, подобное человеческому. Это творческое слово обозначает только мановение, или выражение Его всемогущей воли, которое из ничего произвело вселенную.    Митр. Макарий (Булгаков) говорит, что учение об образе или способе сотворения мира кратко может быть сформулировано так: «Бог сотворил мир по вечным идеям Своим о нем, совершенно свободно, единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило». Однако, как именно всемогущая воля и творческое слово Божии вызвали вселенную из небытия в бытие, является тайной, которая постигается только верой (см.: Евр.11:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Об остальных псалмах, ненадписанных в еврейском тексте, хотя иногда имеющих разные надписания у 70 и в других переводах, исследователи затрудняются сказать что-либо определенное, касательно личности псалмопевцев, определяя лишь, и то не бесспорно, время их происхождения. Так, к эпохе Езекии, по окончании ассирийского нашествия, относят 65, 66 и 91 псалмы 208 . К следующей за Езекиею эпохой Манасии и Иосии относят псалмы 92, 96–99, очень сходные с книгой пророка Исаии и отражающие на себе разные «печальные катастрофы» в судьбе иудейского царства, которыми так обильно было это время – пленение и возвращение Манасии, сражение и погибель Иосии и т.п. 209 . К периоду вавилонского плена относят происхождение 101, 104 и 105 псалмов, ясно упоминающих о страданиях евреев в плену (101:21) и содержащих молитву об освобождении из плена: собери ны, Госпди, от язык (105:47) 210 . Несомненно, к послепленной эпохе нужно отнести 136 псалом, в коем уже вспоминается об эпохе плена вавилонского, как о бывших временах и лицах. К тому же времени относят 106,110–120,122,124–125,127–129,133–135,145–150 псалмы. Они также содержат «воспоминания» об эпохе плена и освобождения из него (119:5–6; 125:1–4;106:4–7); а также о рабстве (122:3–4;124:3;135:23–24) и освобождении из него (128:4;106:10–16). В некоторых из сих псалмов находятся довольно ясные указания даже на некоторые частные события из обширной послепленной эпохи; например, освящение второго храма (пс.117, а также 114–116,134–135). Эпоху Ездры и Неемии напоминает содержание 110–111 и 118 псалмов, их «учение» и «поучение» в законе Господнем себя и всех Иудеев, возвратившихся из плена (ср. 1Ездр.7 –9гл.; Неем.8–9 ,13гл. 211 ). Восстановление Иерусалима, его «верей», стен и ворот, т.е. эпоха Неемии, ясно упоминаются в 146 и 147 псалмах (146:2;147:1–2). Вообще последние хвалебные псалмы (145–150) отражают настроение Евреев по возвращении из плена, по восстановлении храма и Иерусалима, а потому всеми учеными ортодоксального направления справедливо относятся к эпохе Ездры и Неемии 212 . К этой же эпохе относится введение трмина «песни восхождения» или по слав. «степеней» (119–133 псалмы), приложенного к псалмам, которые воспевались во время путешествий Иудеев на праздники ко второму храму, хотя многие из псалмов, имеющих такое надписание, произощли гораздо ранее, напр. от Давида (121,123,130,132), от Соломона (126 и 131 213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

п. II,52]. Ambigua, PG.91, 1304D, f.221a. 839 Ambigua, PG.91, 1233C, f.192b. Disputatio, PG.91, 320C, p.177. Ep.15, PG.91, 549A, p.316. Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285C, p.25 [р. п. II,47]. 840 Disputatio, PG.91, 300D, p.167. 841 Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a. 842 Ibid. 1149D-1152A,1113D-1117A, f.156a-b,139b-140b; 1133A,1137B-D, f.148a,150a-b; 1157B,1169B,1176B,1204D, f.159a,164b,167a-b,179b. 843 См. выше, гл.«Закон и благодать». 844 Cap. theol. II,28 [р. п. I,239]. 845 Св. Иустин Философ, Apologia II,13,10, PG.6. 465B-C,460C; р. п.(1892), с.119,115. Климент Александрийский, Protrepticus 7, 74, GCS; Clemens Alex. B. I, S.57; р. п., с.134; Stromata I, VII,37, B. II, S.24; р. п., с.46. 846 Quaest. ad Tahl. XV, PG.90, 297B, p.32 [р. п. II,58]. 847 Ibid. XXXII,372B, p.75 [р. п. II,107]; XIII,296C, p.31 [р. п. II,55–56]. 848 Ep.26, PG.91, 616A-617A, p.358–359. 849 Cap. de charitate IV,2 [р. п. I,134]. 850 Ibid. IV,2,6; III,28 [р. п. I,134,135,124–125]. См. выше, гл.«Тайна творения, промысла и суда», прим.26–28. 851 Mystagogia 23, PG.91, 697C, p.515 [р. п. I,175]. 852 Это — то, что в наших догматиках известно под именем»соображений богословствующего разума» 853 Ambigua, PG.91, 1072С. f.120a. 854 Указатель этих мест дан в Приложении к нашему сочинению. 855 Ambigua, PG.91, 1085В–С, f.126a-b (Исх.33:17, 2Тим.2:19, Мф.7:23); 1328C-D, f.231a (Евр.7:10); Ер.6, PG.91, 429С, р.242 (Дан.13:42); Ambigua, PG.91, 1080А, f.123a (Кол.1:6); 1084В, f.125a (Деян.17:28); 1096B-1097A, f.131a–b (Еф.1:17–23, 4:11–16). 856 Представителями его считаются, между прочим, все ветхозаветные святые: Ambigua, PG.91, 1116D, f.140b squ. 857 См. выше, гл.«Таинственное богословие», прим.3–8. 858 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905D, p.364 [р. п. I,201]; Ep.12, PG.91, 68C, p.265; Ep.24, 609C [cap. quing. I,42] (2Петр.1:4); Cap. theol. II,25 [р. п. I,238] (Пс.81:1); Ambigua, PG.91, 1092C, f.129a (Еф.1:23, 1Кор.15:28). 859 Сар. quing. I,8 (Евр.13:8); Quaest. ad Tahl. VII, PG.90, 284D, р.24 [р. п. II, 44–45]; Liber ascet.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Итак, не подумай, говорит, что ты мог бы когда-нибудь сделать себя свободным от обвинения в порочности посредством жертв и дыма: напротив ты должен знать, что Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну, ибо мы оправдались не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой милости ( Тит.3:5 ) Того, кто восхотел не помянуть наших беззаконий. Только это одно и спасает живущих на земле, имеющих ум слабый и удобопреклонный ко всему, что осуждено законом, зане прилежит, говорит, помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). Посему-то и божественный Давид, вспоминая о человеческих грехопадениях, весьма справедливо говорит: аще беззакония назриши, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть ( Пс.129:3 ). Так являет свое милосердие Бог всяческих и своими благоволительными мановениями и богоприличными прощениями снимает вины и преступления с тех, которые впали в них. Впрочем Он не допускает, чтобы сами помилованные знали благодать оправдывающего 134 . И мы найдем, что это было весьма полезно даже и святым для соревнования. Так блаженный Давид воспевает и говорит негде: яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну ( Пс.50:5 ) и опять: яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем ( Пс.37:19 ). Посему Я, говорит, не помяну преступлений твоих, ты же сам помяни, и да судимся. Исповедуй их ты и несомненно получишь прощение, как написано: праведный себе самаго оглаголник в первословии ( Притч.18:17 ); и опять: не стыдися исповедати грехи твоя ( Сир.4:30 ). Этой заповеди не сохранил гордый фарисей, которого Спаситель в евангельской притче представляет молящимся в собрании 135 , страждущим великою грубостью и из пустой надменности говорящим: Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь, пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу 136 ( Лк.18:11,12 ). Он не позволил себе говорить о своих грехах; посему и осужден как гордец и лжец ибо никто не чист от скверны, и много согрешаем вси ( Иак.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

2. Праздничные антифоны. Праздничные антифоны поются на литургии в двунадесятые Господские праздники. Они составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются с особыми припевами: к каждому стиху 1-го антифона поется «Мо­литвами Богородицы, Спасе, спаси нас», припев 2-го антифона особый у каждого праздника («Спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуиа» 70 ). Для 3-го антифона припевом служит тропарь данного праздника. Находятся праздничные антифоны в Апостоле и последованиях служб соответствующих праздников в Минее и Триоди. 3. Антифоны Псалтири. Первая кафисма Псалтири, разделяемая, как и прочие, на три славы, именуется антифоном. Это объясняется тем, что по Уставу на полиелейных богослужениях и всенощных бдениях вся кафисма или первая ее слава (первый антифон) поются антифонно, то есть попеременно на два лика. 4. Степенные антифоны. Эти антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени и представляют собой подобие степенных псалмов (то есть Пс. 119–133 ), или «песней степеней». Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов всего 8 (по числу гласов), и текст их находится в Октоихе. Каждый антифон любого гласа состоит из трех частей, кроме 8-го, где имеются четыре части. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенному антифону присоединено в конце прославление Святаго Духа. §2.12. Полиелей Полиелей – техническое выражение нашего богослужебного Устава, применяемое к двум псалмам (134 и 135), которые поются на торжественной праздничной утрене после кафисм и седальнов и перед пением величания, чтением праздничного или воскресного Евангелия. Греческий термин πολυλεος состоит из двух слов (πολ – «много», λεος – «милость») и означает «много милости». Названы эти псалмы так из-за частого повторения в 135-м псалме фразы: «…яко в век милость Его», а также потому, что в них говорится о тех великих милостях, которые Бог посылал израильскому народу во время исхода из Египта и странствования по пустыне. По Уставу полиелей поется только в великие, бденные и полиелейные праздники, а также в строго определенные воскресные дни, хотя в приходских церквах полиелей поют на всякой воскресной утрене. §2.13. Непорочны

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Бежим отсюда! Ты можешь бежать душою, даже если телом пребываешь здесь. Ты можешь и здесь быть и предстоять Господу, если душа твоя стремится к Нему, если мысленно идёшь вслед за Ним, если верою, а не напоказ следуешь по путям Его, если прибегаешь к Нему Самому 134 . Ведь Он – прибежище и сила ( Пс.45:2 ), к Нему обращается Давид: К Тебе прибегнул я... и не был посрамлён ( Пс.142:9, 76:3 ). Итак, если Бог прибежище, а Бог на небе и превыше небес, то непременно надо бежать отсюда туда, где мир, где покой от трудов, где мы будем праздновать великую субботу, как сказал Моисей: И будет это в продолжение субботы земли вам в пищу ( Лев.25:6 ). Пиршествовать в полной радости и покое – это значит успокоиться в Боге и созерцать Его радование. Неужели мы, прибегнув к Богу, вернёмся в мир? Умерев для греха, будем снова грешить? Отказавшись от дел века сего, опять окунёмся в его грязь? 46. Fugiamus hinc, quia tempus breue est. Audi quomodo fugias: Et qui habent uxores ita sint ac si non habeant et qui flent tamquam non flentes et qui gaudent tamquam non gaudentes et qui emunt tamquam non possidentes et qui hoc mundo utuntur, tamquam non utantur; praeterit enim figura huius mundi. Non ergo cum praetereunte figura mundi opera nostra praetereant, ne etiam ipsi praetereamus, sed maneamus in ueritate. Si manemus in Christo, manemus in ueritate et cum eo manebimus et non praeteribimus, sed dicemus: Benedictio domini super uos, benedicimus uos in nomine domini. Qui enim praetereunt non possunt dicere, quia non dixerunt praetereuntes uiam: Benedictio domini super uos, quemadmodum dixit propheta. Itaque si uolumus non praeterire opera nostra, non praetereamus mandatum dei, non praetereamus requirendi Iesu domini diligentiam, emerendi eius gratiam. Non praeteriuit eum ilia mulier, quae usque in Pharisaei domum ingressa, in qua Christus recumbebat, in pedes eius superfudit unguentum. Бежим отсюда, ибо время кратко. Послушай, как именно можно бежать: Имеющие жён должны быть как неимеющие; и плачущие как неплачущие; и радующиеся как нерадующиеся; и покупающие как невладеющие; живущие в этом мире как неживущие; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:29–31 ). Это не значит, что должны исчезнуть наши дела, когда проходит образ мира. Нет, сами мы не должны исчезнуть, но должны пребывать в истине. Если пребываем во Христе, то пребываем в истине и с Ним пребудем и не исчезнем, но скажем: Благословение Господне на вас, благословляем вас во имя Господне ( Пс.128:8 ) 135 . А те, кто исчезают, говорить не могут, потому что они, проходя путь, не сказали прежде: Благословение Господне на вас, как сказал пророк. Итак, если не хотим, чтобы дела наши миновали, не пройдём мимо Божьей заповеди, не пренебрежём исканием любви Господа Иисуса, чтобы заслужить Его милость. Не прошла мимо Него женщина, но, войдя в дом фарисея, где возлежал Христос, возлила на ноги Его миро 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Если же истину, насколько это мне возможно, изобразило [мое] слово, то ничего нет необходимее истины. И все, что действительно истинно, то и всячески необходимо. Итак, поскольку мы веруем, что Христос воистину по сущности и природе является истинным Богом, и Он же по сущности и природе – воистину истинным человеком, то ничего нет более важного, нежели говорить и мыслить о Нем и то и другое, и, посредством являющего количество числа, удостоверять о едином сущностном различия [природ], из которых, в которых и которыми Он является, наипаче же, присоединяя правое [в отношении] разума и меры слово, когда надлежит встать на сторону истины и явственно выразить свое к ней расположение, чтобы нам не только оправдаться, благочестиво сердцем веруя, но и спастись, усты всем повсюду право исповедуя [В конец] …Но хорошо же, честная моя глава! Теперь будь мне более, нежели прежде, человеколюбивым судией написанного, и настолько [более], насколько по ослаблению добродетели стал я ниже себя самого и тлением страстей ослабил умственную силу души, дабы бремя моей , легко увлекающей меня в свои сети, злобы объяв величеством твоей добродетели, утешить меня, бывшаго яко мех на слане иссушенного хладом греха, и стесненного памятованием адских мучений, и соделать [меня] совлечением ветхости новым, восприимчивым к одному лишь Христову таинственнейшему учению, коим тебе таинственно сообщается горячность духа воздвигающая и как бы распаляющая душу к любви к одному лишь Творцу, Ему же слава и держава во веки, аминь. Примечания: 131. См. выше, Amb.Thom., V, стр.11. 132. 1Кор.4:21. 133. Григорий Богослов, Слово 38,13 (р.п., стр.529). 134. Деян.6:4. 135. Слово 38,13 (р.п., стр.529). 136. Пс.118:160. 137. 1Ездр.3:12; 4:35. 138. Рим.10:10. 139. τον ογκον της εμης ευπερισττου κακας – ср. Евр.12:1,- ογκον αποθμενοι πντα και την ευπερστατον αμαρταν, переводимое по-церковнославянски: " гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех " , а по-русски, в Синодальном переводе: " …всякое бремя и запинающий нас грех " . 140. Пс.118:83. 141. Григорий Богослов, Слово 17, PG 35, 965B (р.п., стр.254).   Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Адвентисты и свидетели Иеговы в вопросах частной эсхатологии придерживаются сходных позиций. Они верят в «сон души», т.е. утрату сознания и личного бытия после смерти. Смерть для них – это «переход в бессознательное состояние, в котором все обычные функции, такие как мышление, планирование, любовь, надежда и вера, исчезают» 134 . И даже сильнее: «Смерть – это состояние небытия… Мертвые находятся в бессознательном состоянии, в полном бездействии» 135 . Для большинства мертвых это небытие, по мнению свидетелей Иеговы, является лишь промежуточным этапом перед их «воскресением» (точнее, воссозданием заново), тогда как другие по смерти уничтожены окончательно. Они не остались в памяти у Бога и оказались в символической геенне, т.е. были полностью уничтожены 136 . Конечно, тема оправдания верой слишком велика и не может быть подробно рассмотрена в настоящей работе, хотя некоторых ее аспектов нам еще предстоит коснуться. Сейчас напомним лишь православную оценку этого учения из Послания восточных патриархов: «Веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемой любовью, т. е. чрез веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе; ибо вера в таком смысле могла бы приличествовать каждому и не было бы ни одного неспасающегося, что, очевидно, ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак только веры, а сущая в нас вера чрез дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем не свидетельством только, подтверждающим наше призвание, но и плодами, которые соделывают веру нашу деятельною и могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженную мзду, добрую или худую, смотря по тому, что он соделал с телом своим» 137 . Отвергая самостоятельное бытие души, адвентисты и свидетели Иеговы впадают в ошибку, т.к. игнорируют одно из ее самостоятельных библейских значений. Хорошо говорит об этом свт. Кирилл Александрийский : «Многое носит имя духа. И ангел называется духом ( Пс. 103:4 ); и душа называется духом; и этот дующий ветер называется духом ( Пс. 47:8, 148:8 ; Ис. 7:2 ); и великая сила называется духом; и нечистое деяние называется духом ( Ос. 4:12 ); и демон-противник называется духом ( Мф. 10:1, 12:43 ; Мк. 1:23 ). Остерегись же и, услышав это слово, не прими, по сходству наименования, одного вместо другого» 138 . Итак, душа человека представляет собой самостоятельную, отличную от тела субстанцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Где пытаютс нкоторыи, дл кои бы причины самъ Давидъ царствючи, не каалъ забойц згбити; лечъ ынови прикаетъ, абы по мерти каалъ наг зъ свта згладити: нащо тажъ повдаютъ. Подчасъ покою, Божвъ гдыс н своег, мерти не бавлли: подчасъ тыжъ покою за Цар Соломна належал згинти, абы таковымъ способомъ за свой грхъ, гдыс южъ не сподвалъ, слшное днслъ каранъе. Пророкъ повдаючи вырокъ Панъский дл забит невиннаг Наве глетъ Гдь, пс сндтъ народ на которое мсце, але на томъ на которомъ невиннаг Наве забито, Пророкъ повдаетъ 132 , ижъ пс маютъ лиати кровъ тиранки Нащо повдаютъ: ижъ тотъ виноградъ Навевъ баро былъ милый и коханый зачимъ на которомъ мсц неслшне тшилас на томъ же слшне погибель свою ганебню понесла, гд бовмъ роскоши повабъ мла, тамже мерти гбителнаг пострл исшаа. Слшне теды чинили Кролеве ижъ гды знаменистый Банкетъ правовали, мсто першеи потравы, ставлли на злотой мист трпюю голов человка: также гды веты настповали, тюжъ потрав трпеи головы преентовали: даюч знати, ижъ найбарй при банкетахъ и учтахъ веселыхъ мерть несподвана на животъ настпетъ, и ног збавлетъ. Донали того на соб ынве блаженнаг которыи банкетючис у старшаг брата зъ жонами своими подчасъ самой утхи завалнъс дом миерне погинли. Доналъ и Симнъ Махавейчикъ который гды зъ ынами своими, при банкет и учт знаменитой у Птоломе тгитс и веселитъ, алитъ нападаетъ Птоломей на пныхъ здрадецко и беъ всти, и такъ всхъ банкетючихс 133 . и побожне змерал соба вдала такъ стромъ прав мерти, зачимъ завше была готова на пристъе и принтъе нои, волаючи уставичне зъ царствющимъ алмистомъ: Ивед иъ темници дш мою, исповдатис имен твоем 134 . Тло сво почитала, забрыдкое нконь зъ котораг прдко свободитис прагнла, мовчи зъ тымъ Апостоломъ Павломъ: имю радршитис и быти съ Хмъ 135 . Хтожъ бовмъ видчи себ быти званаг непрагнетъ рованымъ быти; томъ читаемъ, ижъ гды услышалъ декретъ дъ Императора, абы былъ мечемъ сттый, повдлъ въ тыи слова: Бгъ да проститъ Император, который м тла моег вобожаетъ, абымъ поспшилъ до чины моеи нбнои. щобовмъ детс на томъ свт въ живот людскомъ, ничог иншаг тылк уставична война зъ гнвомъ бжирствомъ и телесностю. Слшие теды волетъ мдрецъ, вншючи кобы тымъ которыи зъвен тла свобождены преъ мерть бываютъ: Въмал скончас исполнь лта мнга, да не злоба имнитъ рамъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/tr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010