Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ II († 3.09.1354), свт. (пам. 3 сент. и 30 авг.- в Соборе Сербских святителей), патриарх Сербский в 1346-1354 гг. До избрания архиепископом был логофетом (главой канцелярии) серб. кор. Стефана IV Душана . Мирское имя и происхождение И. неизвестны, но столь высокая должность при дворе указывает на принадлежность к знатному роду, возможно из Призрена. Хотя И. скорее всего был мирянином, на Соборе, проходившем с 19 дек. 1337 по 3 янв. 1338 г., он был избран архиепископом Сербским. Историки считают, что это избрание произошло при непосредственном участии короля (см.: 1991. 1. С. 159). В 1342 г. в Приштине принял клятвы Душана и визант. имп. Иоанна Кантакузина о заключении союза. Когда Сербская архиепископия была возведена в ранг Патриархии, 9 апр. 1346 г. в Скопье И. получил титул патриарха и на Пасху, 16 апр., помазал Душана и его супругу Елену (см. Евгения , местночтимая прп.) на царство. Участвовал в подготовке статей, в т. ч. об устройстве Церкви, и в утверждении «Законника царя Душана» как основного юридического документа гос-ва (1349; см.: Записи. 6. Бр. 9822). Воздвиг много храмов в небольших поселениях, а также ц. св. прор. Илии на горе Кармель и ц. свт. Николая Чудотворца на горе Фавор в Палестине. При нем королевские мастера расписали ц. св. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1345): в память о ктиторстве И. в храме представлены его портрет с царем Душаном и фреска на зап. стене, на к-рой коленопреклоненный прп. Иоанникий Великий молится Пресв. Богородице за своего тезку ( Джурич. 2000. С. 173). Свт. Иоанникий II, патриарх Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Свт. Иоанникий II, патриарх Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии. Ок. 1345 г. В тот период благодаря обширным завоеваниям Душана в юрисдикцию Сербской Церкви входили Св. Гора и мн. греч. епархии, к-рые после провозглашения Сербской Патриархии были возведены в более высокий ранг, а их греч. иерархи заменены сербскими; при этом оснований для утверждения, что И. именовался, подобно своему преемнику патриарху Савве IV (1354-1375), «патриархом сербов и греков», недостаточно (Там же. С. 163-167). Это осложнило отношения Сербской Церкви с К-польской Патриархией, и при поддержке имп. Иоанна Кантакузина патриарх К-польский Каллист I в 1350 г. наложил анафему на Душана, на И. и на весь клир Сербской Церкви. Хотя серб. сторона анафему не признала, И. до конца жизни пытался преодолеть сложившуюся ситуацию (анафема была снята в 1375).

http://pravenc.ru/text/578002.html

Сербские Архиепископы и Патриархи HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 года Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39579.html

Сербская Православная Архиепископия просуществовала до 1346 г., когда могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Отдельные епархии (Скопийская, Призренская, Рашская, Зетская) были тогда же переименованы в митрополии. Первым Сербским Патриархом был Иоанникий II (1338–1346–1354). Патриаршая резиденция помещалась в Печи («Печская Патриархия»). Печскую Патриархию признал Тырновский Патриарх Симеон и Охридский Архиепископ (последний в то время был подданным сербского короля). Константинопольский же Патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 г. наложил на нее анафему. Причиной были выставлены те обстоятельства, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви и что, укрепляя национальную Церковь , изгнал в 1349 г. греческих епископов. Только в 1374 г., по настоянию афонского сербского монаха Исаии, Константинопольский Патриарх анафему снял. 6.1.2. Сербская Православная Церковь в период иноземного господства В 1459 г. Сербия пала под ударами турок. Турецкое иго для сербского народа было очень тягостным. Большинство церквей было обращено в мечети. Верующих насильно заставляли принимать ислам. В подобном положении православные сербы оставались вплоть до второй половины XIX в. Тяжесть положения приводила к тому, что более слабые православные сербы принимали магометанство, чтобы облегчить жизнь. Но более сильные души избегали этого соблазна. Отказаться от Православия значило для них отказаться и от своей народности. С распадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в его состав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные особенности. В связи с потерей политической самостоятельности прекратила свое существование и Печская Патриархия: она была подчинена архиепископу в Охриде. Ее восстановление состоялось лишь в начале XVI в. Патриархом был избран Макарий Соколович (1557–1571, 1574). Печская Патриархия обнимала всю территорию сербского расселения. Обновлению Патриархии много содействовал великий визирь Мехмед Соколович, брат Патриарха, по национальности серб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1233 году святитель Савва, стремясь к уединенному молитвенному подвигу, отказался от святительского престола, поставил себе преемником своего любимого ученика Арсения I и удалился в Палестину. Затем он посетил монастыри Египта и обитель Синайскую. На обратном пути святитель Савва заехал в Царьград, откуда отбыл в Тырнов. Там после непродолжительной болезни святитель мирно почил в ночь с 13 на 14 января 1236 года (о дате и годе кончины святителя Саввы историки разногласят), завещав перед кончиной все свои вещи Сербской Церкви. Патриарх Тырновский Иоаким похоронил его в Тырновском храме в честь Сорока Мучеников. 6 мая 1237 года сербский король Владислав (1234 — 1243) перенес останки Святителя в новопостроенный им и Архиепископом Саввой Милешевский монастырь. Хотя официальная канонизация святителя Саввы состоялась лишь в 1775 году, благочестивый сербский народ почитал его как святого с самого дня кончины . С тех пор и поныне православные сербы дважды в год — 14 января и 6 мая (по старому стилю) — торжественно празднуют память своего великого Первосвятителя и основателя Автокефальной Церкви . 14 января считается днем сербского просвещения. Сербская Православная Архиепископия просуществовала до 1346 года, когда могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Отдельные епархии (Скопийская, Призренская, Рашская, Зетская) были тогда же переименованы в митрополии. Первым Сербским Патриархом был Иоанникий II (1338 —1346 —1354) . Патриаршая резиденция помещалась в Печи («Печская Патриархия») . Печскую Патриархию признал Тырновский Патриарх Симеон и Охридский Архиепископ (последний в то время был подданным сербского короля). Константинопольский же Патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Причиной были выставлены те обстоятельства, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви и что, укрепляя национальную Церковь, изгнал в 1349 году греческих епископов. Вот как говорилось в тексте анафемы: «Божиею милостью, мы, Каллист, Архиепископ Вселенский Патриарх, извествуем со всем Синодом нашея великия Кафолический, Апостольския Церкви со дозволением царя нашего кир Андроника юного и со вес синклитом его, яко во наше Православие явися от западный Миссии неправедный и хищный царь сербского народа Душан, силный единомысленник Западный Церкви... Подстрека его злоба и гордость да пакости нам деет, наши бо епископы из Шессалии и всей Македонии до Иллирии изгна бесчетно, и явися супостат нашему царству... Повелеваем да будет «Маран ата и фри фри» со всем его народом сербский земли» . Только в 1374 году, по настоянию афонского сербского монаха Исайи, Константинопольский Патриарх анафему снял «под одним условием, чтобы, в случае если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменили митрополитов, как и повелевают соборные правила» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

короля и их полномочия как выборщиков. «Рейнское соглашение курфюрстов» (Rhenser Kurverein) от 16 июля 1338 г. провозглашало также ненужность папской апробации выборов. В добавление к этому Людвиг издал имп. закон «Licet iuris» (4 авг. 1338, Франкфурт), подтверждавший выработанный курфюрстами текст и то, что избранный король является также и императором и получает сан от Бога, а не от папы, папа проводит церемонию коронации, но не имеет права апробации. В имп. мандате «Fidem catholicam» от 6 авг. 1338 г. Людвиг провозглашал, что всегда придерживался истинной католич. веры, доказывал легитимность своей власти, объявлял папское отлучение недействительным и запрещал повиноваться интердикту. Эти документы в дальнейшем использовались курфюрстами и королями для отклонения папских притязаний и стали частью имперского права. В 1342 г. Людвиг отнял Тироль у Люксембургов, что вызвало новое обострение конфликта с Виттельсбахами и Люксембургами, к-рые были поддержаны папой. В ходе этой борьбы в 1346 г. часть курфюрстов во главе с Балдуином, архиеп. Трирским, и при поддержке папы Климента VI избрали антикороля Карла, маркграфа Моравского, сына чеш. кор. Иоанна. В разгар противостояния Людвиг Баварский умер (11 окт. 1347). Правление Карла IV Люксембурга (1346/49-1378, маркграф и король Чехии с 1346, император c 1355, король Бургундии с 1365) стало временем укрепления централизованной власти в Г. Карл добился примирения с папой и заключил союз с франц. королем. Ему удалось обеспечить переход трона к сыну. Противники Карла Виттельсбахи избрали антикоролем гр. Гюнтера фон Шварцбурга (янв.-май 1349), однако после его смерти Карлу IV удалось быстро достичь с ними соглашения (1350). Карл IV проводил политику укрепления династических владений, королевства Чехии, и сделал Прагу своей резиденцией, отстроил Новый город и основал Пражский ун-т (1348), первый в империи к северу от Альп, покровительствовал науке и искусству. Во время похода в Италию в 1354-1355 гг. Карл короновался итал. короной в Милане и имп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

5. Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263-1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8.Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557-1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648-1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712-1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739-1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889-1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

В результате войн Стефана Уроша Милютина, Стефана Дечанского и Стефана Душана в Сербское королевство вошел ряд епархий Охридской архиепископии и Константинопольского Патриархата. От Охрида была отторгнута Скопская митрополия, которая перешла под власть Сербского архиепископа. В 1346 году король Сербии Стефан Душан Сильный при участии Тырновского патриарха Симеона и Охридского архиепископа созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, а патриархом стал Иоаким (1338–1346, 1346–1354). Как и царь, патриарх получил титул «Патриарх сербов и греков». Были образованы новые епархии (например Лесновская). Отдельные епархии (Скопийская, Призренская, Рашская, Зетская) были тогда же переименованы в митрополии. Судя по Законнику, митрополии стремились организовывать по византийскому образцу: известно о наличии степени экзарха, который, согласно Законнику, не мог быть мирянином . Согласно Законнику, царь имел известную власть над Церковью и церковным имуществом, однако она была законодательно ограничена . Стефан Душан стремился привести все епархии, оказавшиеся под его властью, под юрисдикцию патриарха Иоакима и изгнал греческих иерархов из своего царства в 1349 году. Это вызвало протесты Константинопольского патриарха Каллиста, который в 1352 году предал анафеме и царя, и патриарха Иоанникия . И только в 1374/1375 году анафема была снята усилиями святого князя Лазаря с непременным условием: если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменят митрополитов, как и повелевают Соборные правила . После смерти царя Уроша в 1371 году в течение последующих 80 лет Сербский Патриархат был носителем духовного единства сербов в эпоху распада сербской государственности и турецких нашествий. От этих нашествий тяжко пострадала Сербская Церковь. Вначале Сербский патриарх был вынужден покинуть Печ, а после гибели Сербской деспотовины в 1459 году Сербский Патриархат был временно упразднен . Он возродился только в 1557 году при патриархе Иоанникии (Соколовиче) благодаря усилиям его брата – потурченца Мехмеда Соколовича, великого визиря Порты.

http://pravoslavie.ru/33796.html

В 1337 году Варлаам обратил внимание на монахов-исихастов Святой Горы и их убеждение, что они узревают в молитве Нетварный Свет Бога, который они отождествляли со светом на Фаворе – горе Преображения. Он осудил их, как мессалиан, и навлек на себя гнев Паламы, который выступил в защиту этих монахов в серии трактатов, названной «Триады». Первая «Триада», написанная весной 1338 года, состояла из трёх частей (отсюда и название). Первая часть была направлена против мирской философии и опасностей, которые она содержала. Вторая защищала исихастскую молитвенную традицию, сердечную молитву (это сочинение было включено в «Добротолюбие»). Третья утверждала, что истинный путь познания Бога – в Божественном даре духовного чувства (noera aisthesis). В конце 1338 года Варлаам написал трактаты против исихастов, на которые Палама ответил в первой половине 1339-го своей второй «Триадой», структура которой была сходна с первой. Зимой 1339/40 года Варлаам опубликовал ряд сочинений под названием «Против мессалиан», на которые Палама ответил в начале 1340 года третьей «Триадой». В ней он обстоятельно излагает православное учение об обожении, богословие Фаворского Света как нетварного действия (или нетварной энергии) Бога и различение Божественной сущности и Божественных энергий. В то же время Палама заручился поддержкой афонского монашества, которое приняло Святогорский томос («Томос Святой Горы»), сочинённый Паламой и направленный против Варлаама, хотя тот и не упоминается в нём по имени. Спор продолжался с 1341 по 1347 год, и, когда Варлаам покинул сцену действий, противником Паламы стал Григорий Акиндин. Он был ранее в хороших отношениях и с Варлаамом, и с Паламой и изначально стремился их примирить, но паламитское учение о различении сущности и энергий Бога, как ему казалось, ставило под вопрос единство Бога. Спор с Акиндином породил несколько трудов с обеих сторон. Акиндин и сам был монахом и духовным отцом, в числе его духовным чадом, скорее всего, была Ирина-Евлогия Хумнена Палеолог, вдова Иоанна Палеолога, деспота, сына императора Андроника II; так что он был тесно связан с двором, 449 . Нам придётся опустить детали, но на протяжении этого этапа спора, который совпал с периодом гражданской войны в Византии, Палама был осуждён и на некоторое время попал в заключение; и лишь с приходом к власти императора Иоанна VI Кантакузина в 1346 году (император в 1347–1354) он был оправдан Соборами в Константинополе в 1347 и 1351 годах. Тем не менее у Паламы оставались противники; в этот раз это был образованный учёный Никифор Григора, который бросил самый значительный интеллектуальный вызов паламизму. Понимание спора у Мейендорфа

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

1323. Там же. 1324. Там же. С. 156. 1325. Там же. С. 171. 1326. Там же. С. 169–170. 1327. Там же. С. 121–122. 1328. Там же. С. 14–15. 1329. Там же. С. 15. 1330. Там же. С. 172. 1331. Там же. С. 174. 1332. Там же. С. 177–178. 1333. Там же. С. 183–184. 1334. Там же. С. 170. 1335. Там же. С. 15–16. 1336. Противники почитания имени Божия. 1337. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45. 1338. Там же. С. 172. 1339. В переводе Деяний VII Вселенского Собора на латинский язык, сделанном в конце VIII века, оба греческих термина переданы латинским adoratio (поклонение). См.: Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. С. 107. 1340. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45–46. 1341. Там же. С. 170. 1342. В древней Церкви не было чина освящения икон. Живописное изображение признавалось иконой в том случае, если оно было написано в соответствии с каноном и если на нем стояла надпись, обозначающая изображенное лицо (будь то Христос, Божия Матерь или ктолибо из святых). 1343. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 188–189. 1344. Никитина И. В., Половинкин С. М.«Московский авва». В кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 9–13. 1345. Цит. по: Там же. С. 16. 1346. Там же. С. 13. 1347. Там же. С. 19–22. 1348. Там же. С. 23–25. 1349. См. его письмо Новоселову от 26 мая 1913 года в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105–111. 1350. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 69–70. 1351. Цит. п о: Там же. С. 72. 1352. Цит. по: Там же. С. 74. 1353. Там же. С. 75–76. 1354. По–видимому, д. б.«преложении»(т. е. превращении, изменении). 1355. Цит по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 78. 1356. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 312–313. В данном случае Флоренский полемизирует с утверждением архиепископа Никона (Рождественского):«Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется луч благодати».

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010