Если в летописи,– Новгородской 1, говорится о заложении монастыря: «заложи игумен Кюрьяк и князь Всеволод церковь камяну, манастырь св. Георгия, Новегороде», то этой нисколько не необходимо понимать так, чтобы монастырь существовал уже прежде. Но совершенно можно понимать так, что Всеволод, приступив к строению монастыря, избрал будущего ему игумена, который бы непосредственно заведовал стройкой и который бы потом собрал братию. 3 . Воскресенский, женский, находившийся вне города, в одной версте от него, при озере Мячине, упоминается в 1136г. (преосвященный Макарий. I, 341, см. в списке каменных церквей 4 . Варваринский, женский, находившийся на Софийской стороне, близь Власиевской церкви, упоминается в 1138г. (преосвященный Макарий I, 177, в списке каменных церквей 5 . Зверин (после Зверин-Покровский), женский, находящийся на Софийской стороне, на конце города вниз по Волхову и на берегу этого последнего, за Земляным валом; упоминается в 1148г. 6 . Аркаж Успенский, находившийся вне города, построенный в 1153г. игуменом Аркадием, после епископом Новгородским (1156–1162, в списке каменных церквей 7 . Свято-Духов (ныне женский), находящийся в одном конце города со Звериным, упоминается в 1162г. 8 . Благовещенский, находившийся за городом, построенный архиепископом Илиею (Иоанном) с братом Гавриилом в 1170г. (в списке каменных церквей 9 . Иоанно-Предтечев, женский, находившийся на Софийской стороне, в Неревском конце, упоминается в 1179г. 10 . Хутынский преподобного Варлаама, находящийся вне города, построенный в 1192г. См. о нём выше стр. 491 . 11 . Кирилловский в Нелезене, находящийся вне города, упоминается в 1196 году, когда в нём заложена каменная церковь , но кажется – не устроен вместе с этой последней, а существовал уже ранее (в списке каменных церквей 12 . Николо-Островский, находившийся в 7 вёрстах от Новгорода, между рекой Вишерой и речкой Вельей (после 1764г. село,– История Иерархии, V, 379 fin.) построенный архиепископом Мартиреем в 1197г. 13 . Евфимиин, женский, находившийся на Торговой стороне, в Плотниках или Плотницком конце, на Запольской улице, построенный в 1197г. одной богатой Новгородкой («постави Полюжая, Городьшиниця дъци»). 14 . Спасо-Нередицкий, находившийся вне города, построенный в 1198г. князем Ярославом Владимировичем (в списке каменных церквей 15 . Михалицкий на Молоткове, Рождество-Богородицкий, женский, находившийся на Торговой стороне, в Плотницком конце, на краю города у Земляного вала (в настоящее время приходская церковь ), построенный в 1199г. супругой сейчас помянутого князя Ярослава Владимировича (В Новгородской III летописи рассказывается об особом чуде, подавшем повод к построению монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Изборск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1700 - 1725. Адрес: Псковская область, Печорский район, Изборск Координаты: 57.70873, 27.86459 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Богородицы построена, судя по архитектурным формам, основным конструкциям и архивным данным, в начале XVIII в. Она заменила прежнюю деревянную церковь существовавшего здесь девичьего Рождественского монастыря, который упоминается в псковских писцовых книгах 1585-1587гг. Монастырская опись 1764г. в это время монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую дает краткое описание существующей каменной церкви. Она значится крытой тесом, с главой, обитой чешуей, и деревянным крестом, с колокольней каменной, на которой висело четыре небольших колокола. С начала XIX в. упоминается в клировых ведомостях придельная церковь Покрова Богородицы. Церковь Рождества Богородицы расположена к юго-востоку от крепости, на бывшем посаде, в низине, на несколько приподнятой площадке, среди одноэтажной застройки, К основному кубическому объему с декоративным барабаном и главой, украшенной звездами, с востока примыкает полуцилиндр апсиды, необычно смещенный к югу, с запада - притвор и крыльцо с двумя столбами на постаментах, поддерживающих арку; с юга - придельная церковь с трапезной. Двух пролетная звонница со скругленными в средней части столбами, поставлена над северной стеной притвора и примыкает торцом к северо-западному углу четверика, как бы продолжает его стену. Декор фасадов скромен: по углам четверика боковые фасады украшают лопатки, вверху, соединенные между собой, они образуют рамку. Стены придела декорированы закладными каменными крестами, окрашенными в черный цвет на восточном и западном фасадах - по одному, на южном - два. Окна полуциркульной формы с рамочными наличниками. Четверик покрыт четырехскатной железной кровлей с большим свесом. Декоративный барабан с ложными окнами, завершается главой луковичной формы, украшенной звездами, увенчанной малым барабанчиком с малой главкой, поддерживающей яблоко с крестом. Над алтарем придельной церкви -малый декоративный барабан с ложными окнами и главою, украшенной звездами, Под кровлями подшиты деревянные профилированные карнизы. Четверик бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, освещается большими полуциркульными окнами, алтарь перекрыт конхой, с распалубкой над оконным проемом, расположенным в центральной части апсиды. Горнее место со скамьей, в диаконнике в южной стене - спаренные шкафики. Жертвенник с оконным проемом расположен в нише в северо-восточном углу четверика ( В западной части четверика устроены деревянные хоры на консолях, с деревянной лестницей в северо-западном углу).

http://sobory.ru/article/?object=00799

Первоначально это наименование появилось в римском государственно-юридическом лексиконе и относилось к должностным лицам империи. Со времен св. Константина Великого административная территория империи была поделена на четыре округа – префектуры, которые, в свою очередь, были разбиты на диоцезы. Во главе каждой префектуры стоял praefectus praetorio, а во главе каждого диоцеза – правитель, подчиненный префекту и называвшийся vicarious (praefectorum). Викарий назначался самим императором и в границах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в деле надзора за низшими «управленцами» – правителями провинций (подразделений диоцеза). Власть их при этом была ограничена – они не имели права «отрешать» управляющих провинциями от должности, а во время присутствия префекта в диоцезе вообще теряли всякую власть. Эта характерная черта делала из викария должностное лицо с ограниченными возможностями, так как известные полномочия, данные ему префектом, в присутствии последнего теряли свою силу. Такова главная черта викариатства. В таком виде она была воспринята церковью и сохранилась, даже до сего дня, в одной из церковных должностей. Несколько слов о развитии института викариатства в России и в Русской Православной Церкви (РПЦ), в частности. В РПЦ впервые эта форма церковного правления была введена в 1685–1690гг., (по другим сведениям – в 1708 г.). Тогда митрополиту Новгородскому был назначен помощник с титулом викария Карельского и Ладожского (будущее викариатство митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского). Штат викарных архиереев был окончательно учрежден в России при имп.Екатерине II в 1764г., а в 1865г. Св.Синод получил разрешение от российского императора открывать викариатства везде, где на это найдутся средства. Все викарии состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, которые давали им индивидуальные поручения по собственному усмотрению (такими эти отношения остаются до сего дня). По этой причине одни викарии пользовались большими полномочиями, другие – меньшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен около 1567 г. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был приходской церковью. Первоначально деревянное здание было построено одновременно с крепостными укреплениямив 1551 году. В 1567 году на месте деревянной церкви псковскими мастерами из кирпича и камня выстроен каменный однокупольный четырехстолпный храм. В 1701 году на месте деревянного Христо-Рождественского храма воздвигнут каменный храм с двумя престолами — в честь Рождества Христова и в приделе - во имя Иоанна Предтечи. Монастырь стал называться Рождество-Предтеченским, Рождественским, а чаще Иоанно-Предтеченским. Главный Христо-Рождественский храм был холодным, придельный Иоанно-Предтеченский тёплым. Над папертью возвышалась колокольня. Иконы в храме были в серебрёных окладах, а некоторые украшены драгоценными камнями В 1732 году к собору была при­строена церковь Введения во храм Пресвятой Богороди­цы. Наиболее чтимой в Свияжске и губернии была икона с изображением акафиста (хвалебной молитвы) в честь Пресвятой Богородицы. В 1849 году с севера был пристроен Введенский придел, а с юга - Петропавловский. Размеры основания собора к этому времени составили 11 на 13 сажен. В Соборе Рождества Пресвятой Богородицы первые подвижницы женского Иоанно-Предтеченскиого монастыря ютились в конце XVI века. Монастырь до 1795 года стоял вблизи соборного храма. Монастырь в древнее время не имел большого дохода; у него не было никаких земельных угодий: 1-го июня 1753 году от пожара монастырь погорел, и за «крайним не имуществом» нечем было его и возобновить. Каменных построек, кроме храма, в монастыре не было. Кельи для игумении и сестёр были деревянными; настоятельная келья была двух этажная: на нижнем этаже складывали хлеб, а верхний этаж из двух келий, разделенных сенями с чуланом, занимала игуменья. Определённого штата монахинь в монастыре до 1764г. не было: в 1739г. жили 59 человек, не включая послушниц; в 1756г. - 100 человек, в том числе игуменья.

http://sobory.ru/article/?object=21902

Задушное. Свято-Духов мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1637. (первое письменное упоминание). Ссылки:   Адрес: 303509, Орловская обл., Новосильский р-н., с. Задушное Координаты: 52.9822, 36.98489 Изменить описание Храмы монастыря: Собор Троицы Живоначальной Церковь Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Располагается в живописном месте в излучине р.Зуши. Впервые упоминается в 1637г. в связи с разгромом его татарами, хотя предположительно существовал значительно ранее. По писцовой книге 1685г. стольника Б. Игнатьева и подьячего В.Никифорова, он имел всего одну деревянную церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Св. Николая Чудотворца, к которой были пристроены трапезная и паперть. Монастырь владел селами Задушное, Березовец, Игумново. В 1764г. монастырь был закрыт, а церковь обращена в приходскую. Но в 1767г. по ходатайству помещиков Новосильского уезда князя П.Я. Голицына и вице-президента государственной коллегии экономии П.В. Хитрово и др., обитель снова открыли и причислили к числу заштатных монастырей. Благодаря щедрости монастырских вкладчиков (кавалер-граф Д.Н. Шереметьев, камер-фрейлина графиня А.А. Орлова-Чесменская, тульский епископ Дамаскин и др.) в обители велось большое строительство, и к концу XIX века Свято-Духов монастырь представлял из себя живописный ансамбль, в который входили Троицкий собор (1754-1770), церковь Св. Николы Чудотворца (1821) с приделом во имя Воздвиженья Креста Господня (1829) и колокольней и церковь Нерукотворного Образа Спасителя (1844). В число прочих монастырских построек входили настоятельский и братский корпуса, гостиница для именитых богомольцев . Обитель окружала кирпичная ограда трапециевидной формы с пятью башенками и Святыми воротами. Внутри ограды били два сада.С внешней стороны располагалось хозяйственное подворье: каретный сарай, конюшня, амбары и т.д. Здесь же находился гостиничный городок, включавший в себя два странноприимных дома, бараки и навесы для богомольцев. При монастыре с середины XVIII века существовала школа, в 1805г. возведенная в ранг духовного училища, впоследствии переведенного в г.Новосиль. При обители находились еще два учебных заведения: церковно-приходская школа (с 1894г.) и земское училище.

http://sobory.ru/article/?object=08167

Храм Рождества Христова (Вишняково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Христова (Вишняково) Центрическая церковь в духе позднего барокко, выстроенная на средства Д. З. Евлашева. К основному однокупольному объёму с четырёх сторон примыкают увенчанные главами объёмы алтаря и притворов, имелся Казанский придел. Колокольня пристроена в 1801 г. После революции закрыта, пришла в аварийное состояние. В 2001 г. передана верующим. Содержание История [ править править код ] Свое название это древнее село получило от речки Вышневки, притока р. Жданки. В документах оно впервые упоминается в 1348 г. в договоре между сыновьями Ивана Калиты, по которому она стала собственностью московского великого князя Симеона Гордого. Потом принадлежало родоначальнику будущей царствующей династии Романовых Андрею Ивановичу Кобыле, боярину при Симеоне Гордом. В XV веке село поступило в качестве вклада в московский Симонов монастырь от внука Кобылы – А.Г. Гавшина. В 1585 г. эти земли обитель обменяла всесильному боярину и конюшему Б.Ф. Годунову. Наличие в селе церкви—во имя Рождества Пречистыя Богородицы — отмечено в 1627 году. В начале XVII веке здесь поместье боярина, князя Г.П. Ромодановского. После князя селом владел его сын Василий Григорьевич, который в 1644 г. построил деревянную церковь Рождества Христова с приделом святителя Николая Мирликийского. В 1764г. село покупает жена Захара Петровича Евлашева Ирина Гавриловна. При новых владельцах в 1775 г. в селе была выстроена существующая и поныне каменная церковь Рождества Христова с приделом Казанской иконы Божией Матери. Архитектор храма неизвестен, предположение о том, что автор проекта был А.П. Евлашев, маловероятно, потому что ко времени строительства он ослеп. Храм кирпичный с белокаменными деталями. Внутренняя лепная отделка и трехрядный иконостас (не сохранившиеся) были выполнены в стиле барокко. Трехъярусная колокольня была пристроена позднее. В 1852г. село принадлежало майорше А.М. Евлашевой. В советское время церковь была закрыта, лишилась внутреннего убранства, главок, куполов храма и колокольни, кровли и окон. Здание требует больших восстановительных работ. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Камешница. Церковь Димитрия Солунского. Димитриевская церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:не позже 1764. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Оричевский район, село Камешница. Координаты: 58.402075, 49.20029 Проезд:Трасса Киров-Стрижи-Оричи. После Стрижей примерно через 8км. левый поворот по указателю на Камешница. От трассы 1,5км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная церковь в селе Камешница была построена в 1764г., перестраивалась в 1857-1858 годах. В храме было два престола - во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского и Св. Василия Великого. На 1873г. при церкви состояло два священника, диакон и три причетника. Приход состоял из 59 селений, прихожан 2465 мужчин и 2805 женщин. Ближайшее село - Талицкое (ныне Спас-Талица) в 10 верстах, и село Пустоши, в 12 верстах. По настоящее время не обнаружено фотоизображений церкви. На момент осмотра села в марте 2015г., местные жители не смогли указать точно на место, где находилась церковь. По материалам: " Вятские Епархиальные Ведомости " 10, май 1873г., сайт http://rodnaya-vyatka.ru/places/7315. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33894

О. И. ж Др. ч. 3. N 3. пр. 15). Владельческие церковные десятины продолжали существовать в России за церковными учреждениями до 1764г., когда Комиссия о духовных имениях обратила их в государственную собственность. Они имели тогда частный вид десятинной пашни. Во времена Петра города Олонец и Осташков были временем во владении церковной собственности. Десятины же, из доходов состоявшие, еще в древности заменялись ругою и с течением времени вовсе исчезли. Доп. к А. И. т. 1. 4. Нет сомнения, что церковные власти и учреждения владели населенными и ненаселенными землями еще в XI ст., жалованными от князей («Патерик Киевский» л. 68—73: «припошаху ему (св. Феодосию печерскому) от имений своих... другие же и села вдаваху». П. С. Русск. Лет: под 1086; Князь Ярополк св. Богородице вда... небльскую волось, и Дерьвскую, и Лучьскую, и около Киева». Еще: П. С. Р. Л. т. I. стр. 99. 108. т. II стр. 281 III, стр. 132. 212. «Никонова Летопись» 150. 151. 139. ч. Напр. в грам. Мстислава Володимировича от XII в. сказано: повелел иесмь сыноу своиему Всевододу отдати боуице святому Георгиеви с данню и с вирамн и с продажами и вено вотское, даже который князь по моием княжени почьнеть хотети отъяти оу святого Георгиа, a Бог боуди за тем и святая Богородица и те святый Георгии оу него то отимаиеть (См. грам. эту в си. Ит. Р. Иер. ч, VI, стр. 772 Д. к А. И. т. 1. 2. Вестник. Европы за 1818 г. NN 15 и 16. Чт. О. И. и Др. 1861 кн. 2. в ст. «Древние рукописи о Новгороде». Собр. Гос., Гр. и Д. IV стр. 679 и грамота Киевской Лавре великого князя Китая Киевского, нареченного во св. крещении Андрея Юрьевича, «внука Володимера Мономаха, которая дадеся от создания мира 6667 (1159) лета, яже в книгах константинопольския великия церкве вписана ради крепости в будущая времена. Даде убо той князь в ту обитель стяжания многа, яко в той грамате являет» (Син. арх. дело 1722 г. стр. 28 на обороте). П. С. Р. Л. т. II. стр. 81. 82. т. 1. стр. 108. П. С. Р. Л. т. I под 1086 г. " Грамоты Юрьеву монастырю от 1138г., о которой упомянуто выше,— Печерскому от 1159 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/439424/

Сила Германовский упом. 14 июля 1752; в 1753 перев. в Мещовский Георгиевский. Мелетий , в 1754–58, отрешён. Арсений определён 1758. Гедеон Ротенский , в авг. 1762, в нояб. 1763. 15 Рождествин (Христорождественский) в Боровске, прежде мужской, потом женский; упразднён в 1764 г. [III, 437] Игум. Иосиф , 1626. – Антоний , 1635. – Феодосий , в нояб. 1643. Строит-ца Анисия Челищева , в 1651–1659. – Мария Кормилицына , в мар. 1664. Иг-нья Капитолина , в июле 1675; † 1687. – Христина , 1690, 91, февр. – Александра , 1733–38. 16 Оптина Введенская (Макарьевская) пустынь под Козельском, заштатная. [V, 42; VI, 1034.] Игум. Сергий , в дек. 1625. Строит. Феодорит , 1629–31. –       Корнилий , в июне 1658. –       Иринарх , в окт. 1661. –       Исидор , 1672–80. –       Дорофей , 1686–88. –       Серапион , 1694–98. –       Герасим , 1701, 2. Игум. Моисей , 1703, 4. –       Дорофей , 1709 и 10. –       Иоасаф , 1716. –       Леонид , 1717. Строит. Леонтий , 1724–26. –       Сергий , 1728. –       Авраамий , 1731. Игум. Пафнутий , 1760. –       Моисей , 1762. –       Филагрий , 1763; † 1765. Строит. Никандр определён 1765; † 27 мар. 1768. Игум. Аристарх , бывший Боголюбова монастыря, определён 3 дек. 1770; † в янв. 1775. Строит. Феодосий определён 19 окт. 1775; по 1780. – Александр определён 22 дек. 1780; † 1782.... – Николай определён 26 окт. 1782, уволен 1 февр. 1783. – Андрей определён 31 мар. 1783; уволен 29 янв. 1789. – Иоасаф 29 янв. 1789 перев. из Давидовой пустыни; в 1791 уволен. – Антоний , 1792–94. – Иосиф , 1794 и 95. – Авраамий , с 1796; в 1801 произведён в игум. Доброго монастыря, но здесь оставлен игуменом; † 14 янв. 1817. – Маркелл , в 1817–19, уволен, по желанию. Игум. Даниил , в 1819–25, перев. в Добрый мнтрь. – Моисей Путилов определён в 1825; † 1862 ... Строит. Леонид , 1863, архим. 1865. Игум. Исаакий , 1867–69. 17 Тихонова пустынь, от города Медыни в 15 верстах. Нкогда была приписана к Донскому мнтрю; с 1764г. заштатная. [VI, 401.] Препод. Тихон , основатель ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон , 5 февр. 1714. 11 Карачунский, Сретения Богородицы, в Задонском уезде, упразднён в 1764 г. [IV, 343.] Игум. Никон . – Феодосий , 1629, 32. Строит. Леонид , в дек. 1640; паки определён 22 июня (sic) 1654. – Авраамий , 1645. Игум. Леонид , в мар. 1653. Строит. Филарет , 1667. – Митрофан , 1673. – Феодосий , 1681. 2 окт. 1683 мнтрь приписан к Воронежскому архиерейскому дому. Строит. Савватий , 1702–4. 12 Покровский, в Воронеже, 3-го класса, основан в 1623 г. [V, 561.] Игуменьи Марфа , строит-ца, 1623–27. София , строит-ца, 1636. Евникея , строит-ца, в янв. 1658. Агафия , в дек. 1665. Иулиана , строит-ца 1672, иг-нья в апр. 1673–88. Вера , 1686. Ирина , 1700–6. Прокла , 1765–71. Неонила , 1772 и 73. Магдалина , 1773–76. Тавифа , 1777–80. Смарагда , с 1845; † 6 мая 1866. 13 Толшевский Спасо-Преображенский, Константиновская пустынь, от Воронежа в 40 верстах, основан в половине XVII века. С 1764г. заштатный. [VI, 404.] Строители Иосиф , 1646. Авраамий , в мар. 1674, 1677–84. Антоний , 1684–86. Феодосий , 1690–94. Антоний , 1694–96. Симеон , 1698. Антоний , 1700–1704, 11. Тихон , 1722. Никифор , 1730. Игумены Иосиф , архим., 1731. Варсонофий , архим., 1733. Евфимий , 1759. Серафим , 1764. Иосиф , 1802. Гавриил Болховитинов 8 сент. 1812 и перев. в Павлов Обнорский. 14 Задонского Богородицкого [IV, 128]: Архимандриты Евфимий , игум., 1736–41. Варсонофий , 1751–1758. Гавриил , 1764. Корнилий , 1766.–66 261 Нифонт , 1766–74. Феодосий , 1775–77. Самуил , игум., 1777–84. Тимофей , игум., 1791–98, архим. с 10 сент. 1798; 31 авг. 1805 уволен, а в 1808 определён в Виленский Святодухов. Иннокентий произведён из иеромонахов 15 сент. 1805; † 3 сент. 1807. Евграф перев. из Арзамасского Спасского 11 нояб. 1807; 4 июня 1814 перев. в Тюменский Троицкий. Самуил , из строит. Коротоякских, 15 нояб. 1814; † 11 дек. 1833. Иларий 1834 перев. из Солотчинского, а 8 мар. 1836 – в Соловецкий. Досифей Немчинов 8 мар. 1836 перев. из Соловецкого, а 7 окт. 1840 уволен на покой и † 1 мар. 1845, в Симонове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005