Планудис перевёл на греческий язык некоторые латинские сочинения (Овидия, Цезаря, Цицерона, Августина – «О Троице») и этим проложил мост между Востоком и Западом, которым потом воспользовались византийские беглецы, провозвестники [возрождения] эллинизма в Италии. Повод к изучению латинского языка Максиму дали догматические споры между греками и латинянами. Он и сам писал полемические против латинян сочинения – «Об исхождении Св. Духа», «Слово о вере» и др., в которых защищал учение Православной Церкви. Другие сочинения Максима относятся к грамматике. Известно также его собрание писем (в издании Тгеп), сборник извлечений из сочинений древних историков, географов и др. Матфей Властарь, фессалоникийский иеромонах, написал (кроме «Алфавитной Синтагмы» – 1335г.) несколько сочинений против латинян – «Об исхождении Св. Духа», «Обличение заблуждений латинян», «Слово об опресноках», – в которых на основании Св. Писания и творений св. отцов опровергает учение латинян по указанным вопросам и защищает православное учение. Полемическими трудами также известны: монах Григорий Стронгил (XIV b.), автор «Полемического слова против латинян», монах Арсений Студит, современник св. Григория Паламы , написавший два сочинения против латинян об исхождении Св. Духа, Нил Дамила, иеромонах обители Каркасийской в Иерапетри на Крите, автор «Ответа греко-латинскому монаху Максиму на его письмо в защиту латинских нововведений в вере», 282 и особенно Иосиф Вриенний, монах Студийского монастыря (XV b.), написавший много полемических сочинений против латинян, преимущественно по вопросу об исхождении Св. Духа. В области экзегетики известны, например, сочинение монаха Пахомия (XIV b.) о пользе Св. Писания, со ссылками на творения Иоанна Дамаскина ; толкование монаха Иова на псалмы, схолии монаха Феодула (XIV b.) на творения св. Григория Богослова и др. Св. Симеон Новый Богослов , игумен монастыря св. Маманта в Константинополе (XI b.), оставил много сочинений мистико-аскетического содержания, имеющих большое значение для уяснения мировоззрения византийского монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Создатель и Глава Церкви дал ей Свой закон: правило веры и правило жизни по вере, то есть догматы веры и нравственный закон, а вместе с тем Он дал и закон, которым устанавливаются отношения между отдельными частями её живого организма. Свои основные законы Церковь получила от Самого Христа, другие законы она издавала сама – властью, которую Он вручил ей. Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в её общинно-институциональном аспекте, так и её отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право. Этими нормами, правилами, законами Церковь оберегает свой богозданный строй. 1.2. Право Чтобы точнее определить область церковного права, необходим хотя бы краткий экскурс в теорию права, необходимо пояснить значение самого понятия «право». Философия права и юридическая наука в целом знает много разноречивых определений этого термина. Такая разноголосица обусловлена существованием разных теорий права. Поскольку понятие «право» – предельно широкое и ключевое в юридической науке, от того или иного определения его зависит характер правовой теории. Одно из этих определений не лишено известного авторитета. Имеется ввиду классическое римское определение, вошедшее в «Дигесты» императора Юстиниана (533г.) и заимствованное оттуда в византийские законодательные сборники: «Василики» («Базилики») и «Прохирон» (IXb.), а также в канонический сборник – «Алфавитную Синтагму» иеромонаха Матфея Властаря (1335г.). Оно сформулировано так: «Право есть творчество в области доброго и равного». Выражено это, конечно, не на языке современной науки, тем не менее, данное определение отличается изрядной логической ясностью и достаточной однозначностью. Область права отделяется им от науки и искусства: подразумевается, что наука – это творчество в области истинного, а искусство – в области прекрасного. Указанием же на «равное» право отмежёвывается и от морали, которая, тоже будучи творчеством в области доброго, не ограничена требованием равенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Особое место занимают еще полностью нерасчищенные праздничные иконы из иконостаса Софийского собора, возобновленного после пожара архиепископом Василием в 1341г. Эти иконы совсем не похожи ни по своему композиционному строю, ни по своим плотным, несколько тяжелым краскам с широким использованием золотых ассистов, ни по характеру рисунка на бесспорные новгородские работы того времени. В них так много византийского, сближающего эти иконы с деятельностью мастерской «гречина Исайи», упоминаемого новгородской летописью под 1338г. Близка по стилю к данной группе вещей также икона Покрова из Зверина монастыря, где архиепископ Василий заложил в 1335г. церковь св. Богородицы. Вся эта группа икон ясно показывает, что в 1-й половине XIV в. в Новгороде существовало свое византинизирующее течение, резко отличное от направлений, коренившихся в местных традициях. С византинизирующим течением новгородской живописи связан и ряд клейм «Васильевских врат», исполненных в 1336г. для Софии Новгородской по заказу все того же вездесущего архиепископа Василия. Это течение, хранящее живые отголоски «Палеологовского Ренессанса», не сыграло решающей роли в новгородском искусстве XIV в. и очень быстро растворилось в местных традициях, которые оказались гораздо сильнее. Нигде так явственно не дает о себе знать прямая связь иконописного сюжета с реальными жизненными интересами, как на одной новгородской иконе, происходящей из Власьевской церкви (Исторический музей). Наверху, на фоне скалистого пейзажа, восседают св. Власий и св. Спиридоний, а внизу расположились охраняемые ими коровы, козы, овцы, телята и кабаны, окрашенные в яркие красные, оранжевые, белые, фиолетовые, голубые и зеленые цвета. Власий был популярнейшим в Новгороде святым. Его культ сложился под воздействием почитания местного славянского божества Велеса (или Волоса) и заносной византийской легенды. Уже Иоанн Геометр , греческий писатель X в., называет Власия «великим стражем быков». В греческих минеях его именуют также пастухом. Вероятно, на Руси христианский культ Власия прежде всего привился там, где живы были отголоски языческого культа Велеса, бога скота.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

е) Ямские и полонные или полоняничные с духовных Эти деньги сбирались с них издавна епархиальными властями и препровождались в государеву казну. Во времена Петровского Монастырского Приказа сбор их под его ведением, кажется, был по дворам. ж) Славленные,—определенный процент с доходов духовенства в большие праздники, — не одинаковый во всех епархиях. 2) Неокладные епархиальные пошлины были следующие: а) Ставленнические или ставленные,—с новопоставленных священников, диаконов и причетников, архимандритов, игуменов, иеромонахов и протопопов. Они были разнообразны в разное время и в разных епархиях. Патриархи старались установить определенную подать при этих случаях, но Св. Синод в 1723 году также определил оклад со ставленников. Но и его определение было выполнено только формально. В 1764г. по протоколу комиссии о духовных имениях постановлено «точию с одних в священный чин и в церковный причет поставляемых по древнему обыкновению и по патриаршим установлениям на стол клиру сбирать с поставляемых из дьяконов в попы и из дьячков в диакону по два рубли, a с дьячков и пономарей по рублю; a более того отнюдь ни под каким видом не домогаться, да и самим в оные чины производимым ничего более означенного положения никому не б) Благословенные при выдаче от епархиальных властей грамот на построение и освящение церквей и антиминсов. в) Епитрахильные и постихарные с овдовевших священников и диаконов, и перехожие при перемене священно и церковно служителями мест, и с новоженов причетников (в вологодской еп. по 2 алт. 2 д. г) Новоявленные при новом архиерее в епархии. В патриаршей области патриархом Иоакимом положено взыскивать с новоявленных памятей городских и уездных причетников и просвирниц по 6 алт. 2 В ростовской епархии в 1705 г. сбиралось с причетников по 3 алт. 2 д., в вологодской вдвое против ростовской, по 6 алт. 4 д) Наметные за недоимку платежей, пенные, мировые, поднаказные. е) С родильниц—вдов и девок пенных и почеревных, — в вологодской епархии в 1705 г. по 2 р. 20 алт. 4 д., в ростовской по 2 р. 8 алт. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

Изборск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1700 - 1725. Адрес: Псковская область, Печорский район, Изборск Координаты: 57.70873, 27.86459 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Богородицы построена, судя по архитектурным формам, основным конструкциям и архивным данным, в начале XVIII в. Она заменила прежнюю деревянную церковь существовавшего здесь девичьего Рождественского монастыря, который упоминается в псковских писцовых книгах 1585-1587гг. Монастырская опись 1764г. в это время монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую дает краткое описание существующей каменной церкви. Она значится крытой тесом, с главой, обитой чешуей, и деревянным крестом, с колокольней каменной, на которой висело четыре небольших колокола. С начала XIX в. упоминается в клировых ведомостях придельная церковь Покрова Богородицы. Церковь Рождества Богородицы расположена к юго-востоку от крепости, на бывшем посаде, в низине, на несколько приподнятой площадке, среди одноэтажной застройки, К основному кубическому объему с декоративным барабаном и главой, украшенной звездами, с востока примыкает полуцилиндр апсиды, необычно смещенный к югу, с запада - притвор и крыльцо с двумя столбами на постаментах, поддерживающих арку; с юга - придельная церковь с трапезной. Двух пролетная звонница со скругленными в средней части столбами, поставлена над северной стеной притвора и примыкает торцом к северо-западному углу четверика, как бы продолжает его стену. Декор фасадов скромен: по углам четверика боковые фасады украшают лопатки, вверху, соединенные между собой, они образуют рамку. Стены придела декорированы закладными каменными крестами, окрашенными в черный цвет на восточном и западном фасадах - по одному, на южном - два. Окна полуциркульной формы с рамочными наличниками. Четверик покрыт четырехскатной железной кровлей с большим свесом. Декоративный барабан с ложными окнами, завершается главой луковичной формы, украшенной звездами, увенчанной малым барабанчиком с малой главкой, поддерживающей яблоко с крестом. Над алтарем придельной церкви -малый декоративный барабан с ложными окнами и главою, украшенной звездами, Под кровлями подшиты деревянные профилированные карнизы. Четверик бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, освещается большими полуциркульными окнами, алтарь перекрыт конхой, с распалубкой над оконным проемом, расположенным в центральной части апсиды. Горнее место со скамьей, в диаконнике в южной стене - спаренные шкафики. Жертвенник с оконным проемом расположен в нише в северо-восточном углу четверика ( В западной части четверика устроены деревянные хоры на консолях, с деревянной лестницей в северо-западном углу).

http://sobory.ru/article/?object=00799

Задушное. Свято-Духов мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1637. (первое письменное упоминание). Ссылки:   Адрес: 303509, Орловская обл., Новосильский р-н., с. Задушное Координаты: 52.9822, 36.98489 Изменить описание Храмы монастыря: Собор Троицы Живоначальной Церковь Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Располагается в живописном месте в излучине р.Зуши. Впервые упоминается в 1637г. в связи с разгромом его татарами, хотя предположительно существовал значительно ранее. По писцовой книге 1685г. стольника Б. Игнатьева и подьячего В.Никифорова, он имел всего одну деревянную церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Св. Николая Чудотворца, к которой были пристроены трапезная и паперть. Монастырь владел селами Задушное, Березовец, Игумново. В 1764г. монастырь был закрыт, а церковь обращена в приходскую. Но в 1767г. по ходатайству помещиков Новосильского уезда князя П.Я. Голицына и вице-президента государственной коллегии экономии П.В. Хитрово и др., обитель снова открыли и причислили к числу заштатных монастырей. Благодаря щедрости монастырских вкладчиков (кавалер-граф Д.Н. Шереметьев, камер-фрейлина графиня А.А. Орлова-Чесменская, тульский епископ Дамаскин и др.) в обители велось большое строительство, и к концу XIX века Свято-Духов монастырь представлял из себя живописный ансамбль, в который входили Троицкий собор (1754-1770), церковь Св. Николы Чудотворца (1821) с приделом во имя Воздвиженья Креста Господня (1829) и колокольней и церковь Нерукотворного Образа Спасителя (1844). В число прочих монастырских построек входили настоятельский и братский корпуса, гостиница для именитых богомольцев . Обитель окружала кирпичная ограда трапециевидной формы с пятью башенками и Святыми воротами. Внутри ограды били два сада.С внешней стороны располагалось хозяйственное подворье: каретный сарай, конюшня, амбары и т.д. Здесь же находился гостиничный городок, включавший в себя два странноприимных дома, бараки и навесы для богомольцев. При монастыре с середины XVIII века существовала школа, в 1805г. возведенная в ранг духовного училища, впоследствии переведенного в г.Новосиль. При обители находились еще два учебных заведения: церковно-приходская школа (с 1894г.) и земское училище.

http://sobory.ru/article/?object=08167

Первоначально это наименование появилось в римском государственно-юридическом лексиконе и относилось к должностным лицам империи. Со времен св. Константина Великого административная территория империи была поделена на четыре округа – префектуры, которые, в свою очередь, были разбиты на диоцезы. Во главе каждой префектуры стоял praefectus praetorio, а во главе каждого диоцеза – правитель, подчиненный префекту и называвшийся vicarious (praefectorum). Викарий назначался самим императором и в границах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в деле надзора за низшими «управленцами» – правителями провинций (подразделений диоцеза). Власть их при этом была ограничена – они не имели права «отрешать» управляющих провинциями от должности, а во время присутствия префекта в диоцезе вообще теряли всякую власть. Эта характерная черта делала из викария должностное лицо с ограниченными возможностями, так как известные полномочия, данные ему префектом, в присутствии последнего теряли свою силу. Такова главная черта викариатства. В таком виде она была воспринята церковью и сохранилась, даже до сего дня, в одной из церковных должностей. Несколько слов о развитии института викариатства в России и в Русской Православной Церкви (РПЦ), в частности. В РПЦ впервые эта форма церковного правления была введена в 1685–1690гг., (по другим сведениям – в 1708 г.). Тогда митрополиту Новгородскому был назначен помощник с титулом викария Карельского и Ладожского (будущее викариатство митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского). Штат викарных архиереев был окончательно учрежден в России при имп.Екатерине II в 1764г., а в 1865г. Св.Синод получил разрешение от российского императора открывать викариатства везде, где на это найдутся средства. Все викарии состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, которые давали им индивидуальные поручения по собственному усмотрению (такими эти отношения остаются до сего дня). По этой причине одни викарии пользовались большими полномочиями, другие – меньшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Большие Кабаны. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь, храм Преображения Господня Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Иоанна Богослова , Введения во храм Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Барокко , Елизаветинское барокко Год постройки:приблизительно не позже 1764. В XIX веке расширена трапезная, в 1860-е устроена кирпичная ограда. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Лаишевский район, село Большие Кабаны, улица Спасо-Преображенская, д. 28 Координаты: 55.646342, 49.305398 Проезд: Из Казани по автодороге Р-239 Казань- Оренбург, через 1 км после поворота на аэропорт " Казань " , повернуть направо по указателю " Большие Кабаны " . Можно повернуть на аэропорт и через 1,5 км повернуть налево (также установлен указатель). На центральном перекрестке в селе улиц Советская и Кооперативная ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге Р-239 Казань- Оренбург, через 1 км после поворота на аэропорт " Казань " , повернуть направо по указателю " Большие Кабаны " . Можно повернуть на аэропорт и через 1,5 км повернуть налево (также установлен указатель). На центральном перекрестке в селе улиц Советская и Кооперативная налево со стороны дороги Р-239 и направо со стороны дороги на аэропорт. Через 550 метров направо на улицу Школьная. Церковь справа от дороги через 300 метров. Изменить описание Подворье Казанско-Богородицкого монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход в Кабанах возник уже в конце XVI в., но ныне существующая церковь построена, судя по архитектурному облику, в первой половине XVIII в., очевидно, на средства архиерейского дома, которому до секуляризации в 1764г. принадлежало село. Точного времени постройки храма установить не удалось, причем дата постройки была неизвестна уже в 1816г., когда начали составляться клировые ведомости. Ныне существующая ограда построена по проекту 1866г. Средних размеров однопрестольный храм с невысокой двухъярусной колокольней. Композиция и декор выдержаны в канонах барокко. С 1990г. храм действует. Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=20647

Кроме того, собор и здания келий охватили невысокой каменной оградой со стройными башенками по углам (частично она была возведена в 1750-1760-х годах). Въезды отметили портиками из тосканских колонн, перекрытыми лучковыми фронтонами. Среди угловых церквей монастырских корпусов особенно интересной была церковь Святых Захария и Елизаветы при Вдовьем доме. Освященная в 1765 году, она располагалась в третьем этаже северо-западной башни (над церковью Александровского Смольного института). Ее достопримечательностью был старинный иконостас начала 18 века. Сохранившийся лепной декор стен и сводов угловых церквей-башен представляет огромную художественную ценность. В частности уцелели фрагменты интерьера церкви Великомученицы Екатерины, находившейся в среднем этаже северо-восточной башни и освященной в августе 1764г. Судьба Смольного Воскресенского собора – детища Б.-Ф. Растрелли и В.П. Стасова – во многом оказалась печальной. Вскоре после Октябрьской революции его великолепное убранство, прекрасные резные иконостасы, хрустальная балюстрада перед алтарями, дорогая проповедническая кафедра – все было сломано, расхищено, уничтожено. На долгие годы разоренный храм превратили в склад. В 1990 году в здании открылся Концертно-выставочный комплекс. В настоящее время продолжается реставрация собора. В конце августа 2005 г. в юго-западной башне-колокольне открыта смотровая площадка. Сейчас это самая высокая общедоступная смотровая площадка в Санкт-Петербурге. Литература: Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.- 3-е изд., СПб.: Лениздат, 2001 Синдаловский Н.А. История санкт-Петербурга в преданиях и легендах. – СПб.: «Норинт», 1997 В 1730-е гг. наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” - дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора - небезызвестный Ф. Б. Растрелли. Однако мастер не дожил до окончания строительства.

http://sobory.ru/article/?object=05814

Другие церкви в монастыре: 1) находящаяся близ Покровского собора теплая церковь во имя Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла и в воспоминание обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (словущего Воскресения, празднование 13 сентября); первоначально построенная в 1768 году и увеличенная позднейшими пристройками (недавно сломана, и вместо нее в 1902v1905 гг. построена новая, по проекту архитектора Лыткова, освященная 1 октября 1905 г.); 2) находящаяся над южными воротами монастыря при богаделенном доме, во имя святителя Митрофана, построенная в 1833 году; 3) находящаяся на северных воротах монастыря, в честь Рождества Иоанна Крестителя, построенная в неизвестном нам году и служащая к отправлению треб для прихожан монастыря, которых у него восемь деревень. Источники информации: Памятники архитектуры московской области (под ред. Подъяпольской) Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра (Е. Голубинский) Покровский монастырь - главная архитектурная достопримечательность города. Его художественный ансамбль XVIII-XX вв., расположенный на старой Троицкой дороге, господствует в широкой панораме окружающего ландшафта. Время основания монастыря неизвестно, в летописи он впервые упоминается под 1308 г. Вначале небольшой бедный монастырек, последовательно бывший семейным, затем мужеско-женским, в 1540-х гг. был преобразован в девичий и приписан к Троице-Сергиеву монастырю; в 1764г. получил самостоятельность. До середины XVIII в. монастырские строения, за исключением соборной церкви 1644-1648 гг., были деревянными. Развитие монастыря как места паломничества привело к постепенной замене их каменными. Наибольшей художественной цельности монастырский ансамбль достиг к середине XIX в., когда в его центре была поставлена высокая колокольня. Многоярусная с динамичной структурой масс, она господствовала в ансамбле, придавая завершенность его композиции, Разборка этой доминанты в 1930-х гг. обезглавила комплекс. Ее роль в значительной степени воспринял новый, XX в., грандиозный собор, определяющий до сего времени силуэт монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00076

  001     002    003