Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря (деревянная) Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром на берегу реки Кушты недалеко от Кубенского озера. Александр построил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на несколько деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Княгиня Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать монастырю. 9 июня 1439 года в возрасте 68 лет преподобный Александр тихо преставился и был погребен в основанной им обители. Через год над его могилой выросло деревце рябины. Каждый праздник Успения Пресвятой Богородицы к монастырю стекалось множество богомольцев. Один мальчик, по имени Матфей, ради забавы отломал ветку от рябины и рука его тотчас распухла. Когда родители поняли причину его внезапной болезни, они немедленно привели мальчика к могиле преподобного, и по их молитве к святому ребенок тут же получил исцеление. С тех пор многие по вере получали облегчения от своих недугов, собирая целебные ягоды. Мощи Александра Куштского покоились под спудом в приделе его имени, над ним медная рака. В древнем рукописном житии преподобного Александра содержится запись многочисленных чудес, совершившихся при его гробе. Особенно прославился святой Александр чудесной помощью больным, одержимым различными душевными болезнями. В построенном по завещанию игумена храме многие видели преподобного Александра вместе со святителем Николаем молящимися и кадящими храм. Служба святому составлена около 1575 года. В 1519 г. монастырь весь выгорел но затем вновь был отстроен с двумя церквами Успенской и Николая Чудотворца. Монастырь в 1764г. был упразднен, а в 1833г. восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Феогност Софонович , 1743–46. Мефодий Каменецкий , 1746–49. Пахомий Липский , 1749–51. Афанасий , 1751–54. Виктор Лещинский , 1754 (несколько месяцев). Иннокентий Григорович , 1754–56, мар. 19. После в Спасском, в Севске. Иустин Квятковский , 1756–58,15 сент. перев. в Стромынский. Иринарх , 15 сент. 1758–60, янв. Иоаким Инихов перев. из Стромынского 1760, и 61. Филимон Василевский , 1762–64; 22 дек. уволен. Мнтрь упразднён, а в апр. 1766 возобновлён. Иоанникий , бывший строитель Киржацкого монастыря, определён 14 июля 1766, а в февр. 1767 перев. в Лукианову пустынь. Сергий определён в февр. 1767; уволен 16 февр. 1768. Филарет , с мая 1768–71. Ириней , 1771–78, в мар. перев. в Солбинскую Николаевскую пустынь. Мельхиседек в мар. 1778 перев. из Солбинской пустыни, а в дек. уволен. Павел Наумов определён в дек. 1778, а в нояб. 1779 перев. в Дмитровский Борисоглебский. Гавриил определён в нояб. 1779, а в янв. 1780 отставлен. Никита , с янв. 1780, а в мае 1781 перев. в Солбинскую пустынь. Филарет в мае 1781 перев. из Солбинской пустыни, а в авг. уволен. Игнатий 1781 перев. из Введенской Островской пустыни, а 20 мар. 1788 – в Тихвин. Макарий Брюшков определён в 1788; 9 авг. 1806 перев. в Борисоглебский Дмитровский и управлял обоими монастыря-ми до 1810, когда от Дмитровского отказался; † здесь 31 мая 1811. Пахомий Волков 7 июня 1811 перев. из Берлюковой пустыни, а в 1819 уволен, за болезнью; † 28 янв. 1835. Максим Погудкин определён в 1816, а в 1886, за старостью, уволен; † 29 мар. 1850. Сергий , игум., 31 авг. 1836 перев. из Московского Сретенского; 3 июня 1851 произведён в архим.; † 22 мая 1857. Мефодий определён 24 мая 1857; с 30 дек. 1862 архим.; † 10 мая 1869. Дионисий , из казначеев, с 1869; игум. с 1870. 28 Белопесоцкий Троицкий, на Оке, против города Коширы, основан в конце XV века; 1 нояб. 1699 приписан к Троицкой Сергиевой Лавре; в 1764г. – к дому Коломенского архиерея; с 1800 г. заштатный. [III, 477.] Игумены Владимир , основатель, в нояб. 1498; 1507–22. Кирилл , 1524, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 Даже и теперь еще не вывелись из употребления у зырян , ,пасы‘‘. Пасами они деелают годовые разсчеты и приметы минувшаго года в » хозяйственном отношении 32 Труды по азбуке и переводам св. Стефан выполнил около 1375 года. Долго была в употреблении зырянская азбука, изобретенная им. Чрез целое стодетие после него еще подписывался по-зырянски шестой за ним епископ великопермский, Фидифей 33 Митрюполит Алексей (какъ мы сказали) знал Стефана и, без сомнения, Стефан не скрывал от святого архипастыря намерений своих относительно Перми. Но Герасиму Стефан не был дотоле известен. 35 Памятником этого почитания служит пелена (от XVII века), которая теперь хранится в нижегородском кафедральном соборе. 37 В некоторых местах нынешней пермской губернии до урала найдены на земле, так называемые «клады» – серебряные тарелки и т.п. 40 На идее солнца-света, действительно, и египтяне, и аравийцы, и римляне останавливали свое воззрение. Видимое Солнце они называли «телом божества». 41 Жителям пермской губернии очень известно слово пель с прибалвением другого слова: мен (мясо): эо любимое кушанье у них из муки и мяса, имеющее (после сварениья в воде) вид уха (мясного) 44 И в древних язычвеск. храмах обыкновенно делались подземные ходы, а затем известны были сокровенные места, куда входили только жрецы. 46 По-зырянски-то оно и было «пырас». На том же самом расстоянии от Устюга оно находится и ныне. Селение большое. 53 Не такие ли же это слова, как приступали ко Христу- «спасителю неверуюищие книжники и Фарисеи (Me. 21:23)? 60 “И тако (т. е. после падения Памы) всея пермские страны в веру истинную свершится обращение» (Акаф.) 63 Прежде был в Усть-Выме и особенный храм во имя их. Но потом сделан к благовещенской церкви придел с северной стороны. Этот придел освящен 120 лет назад (в 1764г.)В этом-то приделе против царских врат несколько направо и почивают святители (под спудом) в общей гробнице. Над ракою их находится икона в серебряном басемном (самом тонком, нечеканенном) оклад, изображающая их во весь рост.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Викарии, в смысле помощников епархиальных епископов, известны были в самые первые времена христианства 49 ; в начале же IV века появились так называемые хорепископы 50 , которые своею личною властью имели право поставлять только иподиаконов, чтецов, певцов и заклинателей; рукополагать же пресвитеров и диаконов они могли только с утверждения епископа (ант. 10; анк. 13); кроме того, им поручалось наблюдать за поведением сельского духовенства, принимать отзывы о церковнослужителях от священников и диаконов и представлять эти отзывы епископам (Вас. Вел.§ 9); они испытывали желающих поступить в клир, имели попечение о бедных и исполняли всякого рода поручения главного епископа. В древней русской Церкви некоторое сходство с нынешними викариями представляли собою епископские наместники, каковыми (в в) были: при Феогносте св. Алексий, епископ владимирский, при Алексее–Афанасий, епископ волынский. В деяниях Стоглавого собора упоминается о назначении помощника (владыки сарского и подонского) всероссийскому митрополиту, a на Московском соборе 1667г. высказано предположение о назначении подобных помощников, кроме патриарха, и другим епископам. Название же «викарий» y нас известно стало только со времени Петра при котором в 1708 году новгородскому митрополиту назначен был викарием епископ карельский и ладожский. Впрочем, в 1724 году Петр I отменил звание как викариев, так и наместников; Екатерина I хотя предполагала учредить викариев для всех архиереев, заседающих в Св. Синоде, но это предположение не было осуществлено ею, и только со времени Екатерины II (26 февраля 1764г.) окончательно учрежден был штат викарных архиереев. В последнее же время (17 декабря 1865г.) Высочайше разрешено учреждать викариатства во всех тех епархиях, где содержание их может быть обеспечено предоставлением в их распоряжение достаточных монастырей. Права и обязанности ваших викариев основаны на тех же историко-канонических положениях, на которых основывались вышеизложенные права и обязанности хорепископов. Викарным епископам y нас предоставлено право иметь собственную канцелярию, сравненную, по правам, с губернскими присутственными местами (Св. Зак. т. III. в приложении к ст. 327). Викарии состоят в непосредственном ведении епархиальных епископов и могут быть ими увольняемы в отпуск на 29 дней; на более же продолжительный срок испрашивается разрешение Св. Синода (Ук. Св. Синода 1865г. 27 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

1. Предложить Кудеверскому райисполкому предоставить в пользу верующих часть указанной церкви, не занятой под хлебосклад для религиозных нужд; 2. Предложить райисполкому в двухнедельный срок проработать вопрос о времени освобождения второй части церкви, занятой под хлеб с сообщением об этом окрисполкому. Дальнейшую судьбу церкви Святого Великомученика Георгия погоста Кудеверь Новоржевского уезда на основании имеющихся документов проследить не представляется возможным. Сейчас этой церкви не существует. Комментарии и обсуждение Взорвали её отступающие в 44-ом немцы...На сколько мне известно, из юношеских,воспоминаний,в начале 80-х годов в этих самых " руинах " была обнаружена 500-килограммовая немецкая авиабомба.После её уничтожения, началось массовое растаскивание кирпично-цементных остатков....На снимке 2008 это жалкие остатки от руин. 25 июля 2011. Православная церковь во имя Великомученика Георгия построена в 1764г генерал-майором Иваном Матвеевичем Дубровским, каменная, престолов в ней 3: великомученика Георгия, великомучеников Столпника и Николая. Приход церкви состоял: 1801г 255 дворов с 1130 муж и 1200 жен. 4 октября 2011. Из воспоминаний протоиерея Георгия Тайлова:  Далее следовал путь в Кудеверь. Там был храм Св. великомученика Георгия, превращенный в автогараж. К моему приезду его вымыли и прибрали. В первый день народу было немного, но в понедельник собралось намного больше, и крестить пришлось на церковном дворе детей от рождения и до 14 лет. Так как на третий день я съездил в соседний приход на р. Алела, где был прекрасный храм, то за три дня я покрестил 365 детей. 1943г. В августе 2012 г. жители села Кудеверь, считающие себя православными, водрузили на месте разрушенного гитлеровцами храма православный крест.  --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10637

Белёв. Крестовоздвиженский монастырь. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский монастырь, 3 класса, в городе Белеве. Основан в 1625 году; в 1764 году упразднен; в 1768 году восстановлен. Здесь находится местно чтимая икона Божией Матери Троеручица. Монастырю принадлежат две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII веке, и Боголюбская, построенная в 1839 году, где находится древняя весьма чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершается из монастыря крестный ход. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Этот (уже бывший) монастырь является самым древним из известных нам женских монастырей тульской земли. У этой святой обители своя нелегкая судьба, она горела, ее упраздняли, снова восстанавливали, но к концу XIX века она пришла процветающей, одной из первых в списке действующих. «По челобитью около 1625года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». Такое определенное известие об основании сей обители заключено в монастырской описи 1764г. Согласно с сим и в актах XVII столетия не раз упоминается, что в этом монастыре «местныя иконы и Деисусы, и книги, и ризы, и колокола, и вся церковная утварь и круг монастыря ограда строенья Великих Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича». Монастырь построен в предместии города (по древнему, на «посаде»), на высокой горе, внизу которой протекает р. Ока. С монастырского двора открывается превосходный вид на обширную луговую долину правого берега р. Оки. Монастырь был огражден каменною стеною с одними воротами. Причем северная его сторона примыкала к мужскому Спасо-Преображенскому монастырю. Женская обитель отделялась от мужской только оградой, к которой подступал фруктовый сад мужского монастыря. Первое письменное сведение о состоянии обители встречается в Белевских писцовых книгах письма и меры Василия Чернышова.

http://sobory.ru/article/?object=04682

Первоначально это наименование появилось в римском государственно-юридическом лексиконе и относилось к должностным лицам империи. Со времен св. Константина Великого административная территория империи была поделена на четыре округа – префектуры, которые, в свою очередь, были разбиты на диоцезы. Во главе каждой префектуры стоял praefectus praetorio, а во главе каждого диоцеза – правитель, подчиненный префекту и называвшийся vicarious (praefectorum). Викарий назначался самим императором и в границах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в деле надзора за низшими «управленцами» – правителями провинций (подразделений диоцеза). Власть их при этом была ограничена – они не имели права «отрешать» управляющих провинциями от должности, а во время присутствия префекта в диоцезе вообще теряли всякую власть. Эта характерная черта делала из викария должностное лицо с ограниченными возможностями, так как известные полномочия, данные ему префектом, в присутствии последнего теряли свою силу. Такова главная черта викариатства. В таком виде она была воспринята церковью и сохранилась, даже до сего дня, в одной из церковных должностей. Несколько слов о развитии института викариатства в России и в Русской Православной Церкви (РПЦ), в частности. В РПЦ впервые эта форма церковного правления была введена в 1685–1690гг., (по другим сведениям – в 1708 г.). Тогда митрополиту Новгородскому был назначен помощник с титулом викария Карельского и Ладожского (будущее викариатство митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского). Штат викарных архиереев был окончательно учрежден в России при имп.Екатерине II в 1764г., а в 1865г. Св.Синод получил разрешение от российского императора открывать викариатства везде, где на это найдутся средства. Все викарии состояли в непосредственном ведении епархиальных архиереев, которые давали им индивидуальные поручения по собственному усмотрению (такими эти отношения остаются до сего дня). По этой причине одни викарии пользовались большими полномочиями, другие – меньшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Псков. Церковь Николая Чудотворца в Любятове. Автор: Перелётный выхухоль Снято: 4 мая 2014 Добавлено: 8 мая 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Церковь Николы Чудотворца в Любятово. Памятник архитектуры XV в., объект культурного наследия федерального значения, принят под охрану Постановлением СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327 Церковь во имя святителя Чудотворца Николая (бывшая монастырская) стоит на погосте. Когда и кем здесь был основан мужской монастырь, не известно. Из надписей на старинных иконах из Никольской церкви (приводимых у Е.Болховитинова и Г.Лебедева) следует, что монастырь был упразднен до 1645г., затем снова восстановлен, а в 1764г. вновь упразднен и церковь обращена в приходскую. В писцовых и оброчных книгах 1585-1587 гг. монастырь неоднократно упоминается: " ...на реке на Пскове Николы чюдотворца Любятова монастыря... " " ...Никольский монастырь с Любятова... " . В 1570г. " В обители святаго Николы на Любятове " останавливался на ночлег, по пути в Псков, Иван Грозный. Об этом довольно пространно сообщает псковская летопись: Будто царь умиленный доносившимся из города колокольным звоном " ... повело всем мечи притупити о камень и не единому бы дерзнути еже во граде убийство сотворити " . А легенда рассказывает о том, что на память Иван Грозный оставил в монастыре икону Спасителя. В 1581 г. во время штурма г.Пскова войсками польского короля Стефана Батория, поляки расположились лагерем близ монастыря и оттуда в течение многих месяцев вели свое безуспешное наступление на Псков. В это время ими была повреждена икона Богоматерь-умиление Любятовская начала XV в., которая в настоящее время экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. Немало бед претерпел монастырь и во время польско-шведской интервенции начала XVII в. В конце XVII в. монастырь известен по ряду грамот царей (Алексея Михайловича, Федора Алексеевича) и других документов, опубликованных К.Евлентьевым. Первое, известное нам описание церкви и монастыря относится к 1764 году.

http://sobory.ru/article/?object=29912

е) Ямские и полонные или полоняничные с духовных Эти деньги сбирались с них издавна епархиальными властями и препровождались в государеву казну. Во времена Петровского Монастырского Приказа сбор их под его ведением, кажется, был по дворам. ж) Славленные,—определенный процент с доходов духовенства в большие праздники, — не одинаковый во всех епархиях. 2) Неокладные епархиальные пошлины были следующие: а) Ставленнические или ставленные,—с новопоставленных священников, диаконов и причетников, архимандритов, игуменов, иеромонахов и протопопов. Они были разнообразны в разное время и в разных епархиях. Патриархи старались установить определенную подать при этих случаях, но Св. Синод в 1723 году также определил оклад со ставленников. Но и его определение было выполнено только формально. В 1764г. по протоколу комиссии о духовных имениях постановлено «точию с одних в священный чин и в церковный причет поставляемых по древнему обыкновению и по патриаршим установлениям на стол клиру сбирать с поставляемых из дьяконов в попы и из дьячков в диакону по два рубли, a с дьячков и пономарей по рублю; a более того отнюдь ни под каким видом не домогаться, да и самим в оные чины производимым ничего более означенного положения никому не б) Благословенные при выдаче от епархиальных властей грамот на построение и освящение церквей и антиминсов. в) Епитрахильные и постихарные с овдовевших священников и диаконов, и перехожие при перемене священно и церковно служителями мест, и с новоженов причетников (в вологодской еп. по 2 алт. 2 д. г) Новоявленные при новом архиерее в епархии. В патриаршей области патриархом Иоакимом положено взыскивать с новоявленных памятей городских и уездных причетников и просвирниц по 6 алт. 2 В ростовской епархии в 1705 г. сбиралось с причетников по 3 алт. 2 д., в вологодской вдвое против ростовской, по 6 алт. 4 д) Наметные за недоимку платежей, пенные, мировые, поднаказные. е) С родильниц—вдов и девок пенных и почеревных, — в вологодской епархии в 1705 г. по 2 р. 20 алт. 4 д., в ростовской по 2 р. 8 алт. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

Задушное. Свято-Духов мужской монастырь. Храмы монастыря: Собор Троицы Живоначальной Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Располагается в живописном месте в излучине р.Зуши. Впервые упоминается в 1637г. в связи с разгромом его татарами, хотя предположительно существовал значительно ранее. По писцовой книге 1685г. стольника Б. Игнатьева и подьячего В.Никифорова, он имел всего одну деревянную церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Св. Николая Чудотворца, к которой были пристроены трапезная и паперть. Монастырь владел селами Задушное, Березовец, Игумново. В 1764г. монастырь был закрыт, а церковь обращена в приходскую. Но в 1767г. по ходатайству помещиков Новосильского уезда князя П.Я. Голицына и вице-президента государственной коллегии экономии П.В. Хитрово и др., обитель снова открыли и причислили к числу заштатных монастырей. Благодаря щедрости монастырских вкладчиков (кавалер-граф Д.Н. Шереметьев, камер-фрейлина графиня А.А. Орлова-Чесменская, тульский епископ Дамаскин и др.) в обители велось большое строительство, и к концу XIX века Свято-Духов монастырь представлял из себя живописный ансамбль, в который входили Троицкий собор (1754-1770), церковь Св. Николы Чудотворца (1821) с приделом во имя Воздвиженья Креста Господня (1829) и колокольней и церковь Нерукотворного Образа Спасителя (1844). В число прочих монастырских построек входили настоятельский и братский корпуса, гостиница для именитых богомольцев . Обитель окружала кирпичная ограда трапециевидной формы с пятью башенками и Святыми воротами. Внутри ограды били два сада.С внешней стороны располагалось хозяйственное подворье: каретный сарай, конюшня, амбары и т.д. Здесь же находился гостиничный городок, включавший в себя два странноприимных дома, бараки и навесы для богомольцев. При монастыре с середины XVIII века существовала школа, в 1805г. возведенная в ранг духовного училища, впоследствии переведенного в г.Новосиль. При обители находились еще два учебных заведения: церковно-приходская школа (с 1894г.) и земское училище.

http://sobory.ru/article/?object=08167

   001    002   003     004