Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК III ПАЛЕОЛОГ (25.03.1297 - 15.06.1341), визант. имп. (с 24 мая 1328, коронован 2 февр. 1325), старший сын Михаила IX Палеолога и арм. царевны Ксении (в Православии Марии). Между 1308 и 1313 гг. (вероятнее всего, в 1312) стал вторым после своего отца соправителем деда, имп. Андроника II Палеолога . В 1321 г. между дедом и внуком началась междоусобная «война двух Андроников». В поддержку внука выступила коалиция во главе с крупнейшим фракийским феодалом, одаренным дипломатом и тонким политиком, буд. имп. Иоанном VI Кантакузином , в к-рую входили наместник Зап. Македонии Феодор Синадин, доместик Запада Алексей Апокавк и знатный полководец Сиргиан. На стороне Андроника II остались великий логофет Феодор Метохит и Никифор Хумн . Лишь в 1327 - нач. 1328 г. А. П. удалось заручиться полной поддержкой Фракии и Македонии, и 24 мая 1328 г. он вступил в К-поль. Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского мон-ря. После 1325 г. (поновлена в 1804) Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского мон-ря. После 1325 г. (поновлена в 1804) В течение всего царствования А. П. реальная власть в империи была сосредоточена в руках великого доместика Иоанна Кантакузина. Сам император проявил нек-рую самостоятельность лишь в военных кампаниях, к-рые возглавлял. Византии в ходе военных походов были возвращены отторгнутые еще в 1204 г. о-в Хиос (1329), Сев. Фессалия и Эпир (1337). Владельцы квасцовых рудников в Фокее также признали власть визант. императора. Однако на Востоке А. П. терял город за городом. В решающей битве при Филокрене (10 июня 1329) визант. армия была разбита османами. В марте 1331 г. сдалась осажденная Никея. Мир с османским эмиром Орханом (1324-1362) был достигнут ценой ежегодной уплаты 12 тыс. иперпиров. В 1332 г. А. П. вступил в антитур. союз с Венецией и родосскими рыцарями- иоаннитами , к к-рому в 1334 г. присоединились франц. и неаполитанский короли, а также Римский папа и дука Наксоса . Но совместная экспедиция так и не состоялась. В борьбе с османами император пытался опереться и на союз с тур. эмиратами Кареси, Сарухан и Айдын, но не достиг результата; в 1337 г. пала Никомидия . Последние малоазийские владения империи - Ираклия Понтийская и Филадельфия - были обречены.

http://pravenc.ru/text/115408.html

1320. Голубцов С. , протодиак. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиеп. Иларион (Троицкий) //БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 108–170. 1321. Кривошеева Н. А. Деятельность сщмч. Илариона (Троицкого) на Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 гг.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 356–364. Иоанн Восторгов , сщмч. – см. также 860. 1322. Самойленко П., прот. Священномученик прот. Иоанн Восторгов : Ставропольский период жизни и деятельности, 1867–1894 гг.//ХЧ. 1997. 15. С. 15–28. 1323. Соколов В. И. Последний настоятель//ППр. 1995. 4. С. 90–105. О жизни, исповедничестве и мученической кончине (f 1937) пока не канонизированного прот. Иоанна Соколова , настоятеля церкви апп. Петра и Павла в гор. Смоленске. Подробнее см.: Соколов В. И. И тьма не объяла свет: История жизни, гонений и скорбей одной православной семьи в советское время. М., 2003. Кирилл (Смирнов), сщмч. – см. также ИУ. 1324. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. Письмо к м. Евдокии/Митр. Кирилл (Смирнов); Публ.: О. В. Косик//БСб. 1999. 3. С. 225–227. 1325. Журавский А. В. Жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 203–212. 1326. Журавский А. В. Гжатский период жизни Казанского митрополита Кирилла (Смирнова) и арест 1934 года//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 246–252. 1327. Журавский А. В. Краткое жизнеописание митр. Казанского Кирилла (Смирнова)//ПС. 2000. 1. С. 204–246. 1328. Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архим. Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры//АиО. 1998. 2(16). С. 146–163. Лука (Войно-Ясенецкий) , свт. – см. также 879. 1329. Никитин В. А. Горение духа и подвиг души: свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //ППр. 1996/1997. 5. С. 186–200. К годовщине канонизации. 1330. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Оптинский иеромонах Никон (Беляев) //ВестнЛДА. 1990. 3. С. 3–30. См. также 1251. 1331. Поликопа Р. Проповедническая, богословско-научная деятельность сщмч. Онуфрия (Гагалюка) //BiP. 2000. 1. С. 229–232.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из важнейших преимуществ Османов было соседство со слабеющей Византией. Войны против нее позволяли постепенно увеличивать территорию и стимулировали приток с Востока тюрок, присоединявшихся к завоеваниям. Установление контроля над побережьем Вифинии позволило Османам очень рано начать экспансию на Балканский п-ов и постепенно сконцентрировать в своих руках ресурсы, многократно превосходившие силы др. бейликов. В научной лит-ре долго бытовало представление об исключительной роли в ранних османских завоеваниях ахи (военных братств кочевников), вдохновлявшихся идеей газавата. В наст. время, однако, считается, что первые завоевания едва ли были религиозно мотивированы; это были лишь грабительские походы (тур. «акын», их участники - «акынджи»). При этом в грабежах участвовали не только мусульмане, но и нек-рая часть христ. населения Вифинии. В нач. XIV в. силы Османа постепенно продвигались на север по долине р. Сангарий (Сакарья) к плодородным приморским районам Вифинии. В 1302 г. Осман разбил визант. войско под Никомидией (ныне Измит) и за следующие 10 лет овладел прибрежными землями от Никомидии до равнины Прусы. Не умея брать укрепленные города, тюрки поставили под контроль их окрестности, а сами города блокировали и обложили данью. Полного разрушения земледельческого уклада при этом не происходило: тюрки-скотоводы заняли луга на горных склонах, лежавшие выше возделанных долин. Изолированные остатки визант. владений поддерживали связь с К-полем только по морю. В 1321 г. Осман захватил порт Муданья, тем самым отрезав Прусу от моря. В правление сына Османа Орхана (1324-1360/62) города Вифинии один за другим перешли в руки тюрок. Пруса сдалась в 1326 г. и стала столицей османов. В 1329 г. тюрки отразили поход византийцев во главе с имп. Андроником III Палеологом , после чего Византия более не предпринимала серьезных попыток отстоять Вифинию. Никея (ныне Изник) пала в 1331 г., Никомидия - в 1337 г. Несколько позже Османы овладели соседним бейликом Кареси (земли вдоль юж.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Сан-Франческо, Ассизи) свидетельствует об уверенности и о мастерстве М. как рисовальщика. Вероятно, вскоре после 1322 г. М. исполнил фрески в сев. рукаве трансепта Нижней ц. На тисненом золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и 2 св. королями; на примыкающей стене, будто в лоджии, на небесно-синем фоне помещены разделенные легкими витыми колоннами фигуры святых Франциска Ассизского, Людовика Тулузского, Елизаветы Венгерской, Клары и Людовика Французского. Больше сведений сохранилось о жизни и творчестве М. в 1320-1335 гг. В 1324 г. он женился на сестре своего помощника, живописца Липпо Мемми, Джованне, и купил дом в Сиене; в 20-х гг. XIV в. много работал по заказам городского самоуправления, в частности, исполнил Распятие (1321) и алтарь для зала Девяти в Палаццо-Пубблико (оба не сохр.). Между 1330 и 1333 гг. датируется фреска с изображением капитана Гвидориччо да Фольяно перед битвой при Монтемасси, написанная М. при участии ассистентов на стене зала Маппамондо, напротив «Маэсты». Всадник, невозмутимо восседающий на коне, в амуниции к-рого представлены геральдические цвета, напоминает античные конные монументы; его фигура возвышается над беспрецедентным в сиенском искусстве панорамным пейзажем с видами 2 крепостей и военного лагеря, чьи оборонительные сооружения воспроизведены детально. В 1331 г. М. специально ездил обследовать замки Арчидоссо, Скансано и Пьяно. Значительно хуже сохранилась фреска в зале Совета с изображением Христа в окружении херувимов ( Cairola, Carli. 1963. Р. 102-103), стилистически примыкающая к «Благовещению со св. Ансаном и св. Маргаритой» (1333, Галерея Уффици, Флоренция; совместная работа М. и Мемми). Шедевр готической живописи, это произведение предназначалось для капеллы Сант-Ансано в Сиенском соборе, где и хранилось до XVII в. Особенностью этого полиптиха, редкой для искусства Треченто, является размещение в средней части не иконного образа, а повествовательной сцены, трактованной чрезвычайно эмоционально. Текст ангельского приветствия, начертанный на золотом фоне, будто летит через пустое пространство, оставленное между фигурой арх.

http://pravenc.ru/text/2562428.html

В 1309 г. город разорили каталанцы (отряды наемников, вышедшие из подчинения имп. Андроника II Палеолога). В 1310-1324 гг. уроженец В. Нифонт занимал патриаршую кафедру в К-поле. Город служил местом ссылки высокопоставленных персон. В 10-20-х гг. XIV в. в В. работал Георгий Каллиергис , к-рого называли «лучшим художником всей Фессалии». В 1325-1331 гг. в ските Иоанна Предтечи подвизался свт. Григорий Палама , нек-рое время здесь жили прп. Афанасий Метеорский (между 1335 и 1340 гг.) и прп. Феодосий Тырновский (в 40-х гг. XIV в.). Базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского. 1860 г. Базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского. 1860 г. Во время междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III Палеологов (1321-1328) окрестности В. были театром военных действий. В 40-х гг. этот город являлся опорным пунктом Иоанна VI Кантакузина в его борьбе с Алексеем Апокавком и сербами. В 1343/44 г. В. была завоевана серб. кор. Стефаном Душаном , к-рый провел работы по реконструкции городских укреплений. В 1350 г. она была возвращена под власть визант. имп. Иоанна VI Кантакузина, но через неск. лет вновь отвоевана сербами. С 1358 г. В., Воденом (Эдессой) и Касторией управлял серб. господарь Радослав Хлапен, тесть македонского кор. Марко. Ок. 1375 г. греки возвратили город, но с кон. XIV в. над ним нависла тур. угроза. Он неоднократно подвергался нападениям турок: ок. 1387 г. В. стала платить дань Мураду I, в 1391 г. она была захвачена Баязидом I. Веррийский митр. Арсений был повешен турками на дереве перед кафедральным собором, а собор превращен в мечеть. В 1433 г. В. была окончательно включена в Османскую империю, центр духовной жизни переместился из города в скит Иоанна Предтечи, где нек-рое время подвизались прп. Никанор Завордский († 1519), прп. Дионисий Олимпийский († 1540) и др., останавливался равноап. Косма Этолийский (1775). В период тур. владычества город назывался Караферия и оставался крупным торговым и промышленным центром Македонии, а Веррийская кафедра считалась престижной и перспективной для иерархов: ряд Веррийских митрополитов впосл. стали К-польскими и Александрийскими Патриархами (Кирилл II Контарис, Иоанникий Киприот, Хрисанф I). В перечнях митрополий К-польского Патриархата В., занимавшая первоначально 30-е место, в кон. XV в. поднимается на 17-е, в 1715 г.- на 16-е место.

http://pravenc.ru/text/158188.html

Д. поселился в Карее, в келье св. Саввы Сербского, но вскоре кор. Милутин направил его с дипломатической миссией к своему брату кор. Стефану Драгутину (см. Феоктист , прп.), в г. Дебрц в Среме, по словам Д., «ради неких дел» (возможно, для примирения враждовавших в тот период родственников). Д. успешно выполнил миссию и был щедро одарен Драгутином и его супругой Кателиной. По возвращении он был избран епископом Баньской епархии , но согласился управлять епархией при условии, что ему будет разрешено жить на Афоне. В периоды пребывания на Афоне был тесно связан с рус. мон-рем вмч. Пантелеимона (большинство насельников к-рого в то время были сербами), имел там духовного отца. Присутствовал у смертного одра кор. Елены и участвовал в ее погребении (1314). Вернувшись на Афон, Д. жил в хиландарском пирге, собирался совершить паломничество в Св. землю, но отказался от планов из-за нового вызова в Сербию. Кор. Милутин планировал возвести Д. на архиепископский престол, но его не поддержал церковный Собор. Предстоятелем Сербской Церкви, вероятно по рекомендации Д., был избран игум. Хиландара Никодим. В 1317 г. Д. был назначен на Хумскую епархию . Регулярно посещал Афон. Напутствовал кор. Милутина при его кончине и очень сокрушался о смерти любимого господина. Для сына кор. Милутина, Стефана Дечанского , Д. стал духовником, учителем и советником. Еще ранее он помог Стефану вернуться из ссылки в К-поле и примириться с отцом. Взойдя на престол, кор. Стефан направил Д. с дипломатической миссией к болг. и визант. правителям. После смерти в 1324 г. архиеп. Никодима Д. вновь был приглашен в Сербию. 14 сент. 1324 г. кор. Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Д. архиепископом всех сербских и приморских земель. В 1331 г. во время конфликта кор. Стефана с сыном Душаном (см. Стефан Душан ) принял сторону последнего и позже короновал его. Особую заботу Д. проявлял о строительстве церквей. В 1328 г. в Пече он воздвиг ц. Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Д. «все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина». Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в т. ч. композиции «Лоза Неманина». Со 2-й четв. XIV в. этот своего рода изобразительный аналог соч. Д. «Жития святых королей и архиепископов сербских» получил распространение в стенописях серб. храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Д.).

http://pravenc.ru/text/171272.html

451); Лонгин (упом. 536; не значится в епископских списках); Иоанн (упом. 553); с кон. VI до кон. VIII в. известны: Савва, Константин, Даниил, Сергий, Панфирий, Евстафий, Мирон, Георгий, Христодул, Евстафий, Феодосий, Феодор, Иосиф; сщмч. Мануил (упом. 787, в 814/15 убит во время нашествия болг. хана Крума; пам. 22 февр.); Григорий; Филипп (ок. 879 или 880); Василий; Константин; Даниил; Стефан (нач. X в.); Никита (сер. X в.); Афанасий; Николай; Константин; Сергий (кон. X - нач. XI в.); Агапит или Агапий (1025-1043); Стефан; Евсевий (упом. 1054); Панферий (упом. 1072); Никифор (1082); Евстафий (кон. XI в.); Мирон; Марк (1-я пол. XII в.); Лев (1157-1170); Георгий (1173); Христодул; Евстафий; Феодосий (кон. XII - нач. XIII в.); Феодор; Герасим (сер. XIII в.); Герман (с 1265 - К-польский Патриарх); Василий или Варлаам (после 1265 - ок. 1280); Феоктист (ок. 1280-1283); Арсений (после 1307); Игнатий (ок. 1324); Григорий (ок. 1331); Иосиф (до 1344 - после 1351); Герасим (после 1351 - до 1365); Поликарп (1365 - после 1372); Матфей (1381-1391); Фаддей (1401); Никифор Мелессин или Меллисург (после 1428); Герасим (1433-1457); Марк Ксилокаравис (ок. 1464-1466); Макарий (ок. 1467); Феофан (ок. 1474); Матфей (ок. 1499); Иоахим (до 1528-1529); Софроний; Герасим (ок. 1536); Иоасаф (до 1541-1555, затем К-польский Патриарх); Арсений (до 1561 - после 1565); Иеремия (до 1572 - после 1580); Каллист (до 1583 - после 1593); Анфим (до 1600-1623, затем К-польский Патриарх); Парфений (1623-1639, затем К-польский Патриарх); Парфений (1639-1644, затем К-польский Патриарх); Неофит (1644-1650); Климент (ок. 1650); Неофит вторично (1651-1688, затем К-польский Патриарх); Герасим Палладас (1686-1688); Климент (до 1689-1692); Афанасий Критский (1692 - после 1701); Афанасий Адрианополит (до 1710 - между 1718 и 1721); Панарет (ок. 1721); Афанасий Адрианополит вторично (до 1721 - до 1739); Дионисий (ок. 1739); Кирилл (ок. 1744); Дионисий вторично (до 1746 - до 1757); Герасим (ок. 1757); Дионисий в 3-й раз (ок.

http://pravenc.ru/text/82160.html

Новозаветные апокрифические сказания основывались главным образом на повествованиях апокрифических Евангелий Иакова, Фомы и Никодима 1311 . Уже в летописи Нестора под 1096 г. мы встречаем ссылку на апокриф «о неверных языках Гоге и Магоге». Он же приводит из Палеи рассказ, заимствованный из ветхозаветной истории, который, однако, переделывается от лица греческого философа, приходившего к князю Владимиру 1316 . В Изборнике Святослава была статья «о добрых и злых днях» и «сказание Епифания о пророках». В рукописи Троицкой лавры, относящейся к XII в., находится «хождение Богородицы по мукам»; в XIII в. встречаем апокрифическое сказание о св. Агапии, видевшей рай 1317 , сказание Афродитиана о рождестве Иисуса Христа 1318 , заветы патриархов 1319 . В житии Авраамия Смоленского говорится, что его обвиняли в чтении глубинных книг (отреченная книга – Глубина, а не голубиная книга 1320 ). В XIV столетии встречаем «сказание о Макарии римском», которого три чернеца странника нашли в двадцати поприщах от рая. Оно помещено в Паисиевском Сборнике, но еще прежде на него ссылается новгородский архиеп. Василий (1331–1352) в послании к тверскому епископу Феодору о рае 1321 . В «Златой Чепи» того же века помещено сказание о том, как солнце стояло во всю светлую неделю 1322 . В Паисиевском Сборнике находятся «вопросы Варфоломеевы» к Богородице о том, как она родила Христа 1323 , в Сильвестровском Сборнике «откровение Авраама», «хождение Зосимы к Рахманам» 1324 , в Румянцевском хронографе 1494 г. помещены: Лествица Иакова, житие Моисея, повесть о Китоврасе, в рукописи 1419 г. – хождение Иоанна Богослова и о древе крестном 1325 , в другой рукописи XV в. – Иаковля повесть; в сборнике того же века, принадлежащем Императорской Публичной библиотеке, встречается статья о лунном течении, о добрых и злых днях 1326 . В списках XIV-XVI вв. известны «статья от книг Еноха Праведного» 1327 , «исповедание Евы», «о смерти Адама» 1328 , «послание Пилата к Тиверию», «повесть о пленении Иерусалима», хождение апостола Павла по мукам, о иерействе Иисуса Христа, вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской, о 12-ти пятницах, имена ангелов, беседа трех Святителей, чудо св. Николы, о Синагрипе царе, слово св. праведного Иоанна Феолога (разговор Иоанна Богослова в раю с Авраамом о будущей жизни), апокрифическое житие Феодора Тирона и мучение Никиты, сказание об Иуде предателе и т. д. 1329 § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Основатель Новгородского Успенского Аркадиева (Аркажского) монастыря в 1153 году, избран и возведен на сени в 1156 году; хиротонисан в сан епископа (а не архиепископа) в 1158 году, ум. 1165 года сентября 19 и погребен в Корсунской паперти Софийского собора. (Прибавл. к II Новг. летописи, стр. 180). 114. Антоний архиепископ преставися в лето 6749 января в 18 день В мире назывался Добрыней Андрейковичем, путешествовал в Царь-град и оставил описание своего путешествия, которое в 1872 году издано П.И. Савваитовым . Принял иночество в Хутыне монастыре. Избран на вече и рукоположен в 1213 году. Ум. 8 октября 1232 года и погребен в Корсунской паперти Софийского собора. Устроенный им воздвизальный крест хранится в соборной ризнице (Описание сего креста в моей книге «Святыни и древности Вел. Новгорода», стр. 44). 115. Моисей архиепископ преставися в лето 6892 января в 25 день и положен в Архангельском монастыре на Сковородке В мире Митрофан, постриженник Тверского Отроча монастыря, жил несколько времени на Коломцах (в Коломне), затем был архимандритом в Юрьеве монастыре. Избранный на вече в 1324 году, он был посвящен в сан архиепископа в Москве св. митрополитом Петром. Он основал во время своего святительства Сковородский Михайловский монастырь; ум. 25 января 1362 года. Мощи, обретенные 19 апреля 1685 года, открыто почивают в главной церкви Сковородского монастыря. Память в день преставления. Житие написано, по распоряжению св. Ионы, архиепископа Новгородского, Пахомием Логофетом. Другое краткое житие, напечатанное А.Ф. Бычковым в Новгородских летописях, В.О. Ключевский признает источником, а не сокращенною переделкою пространного жития, составленного Пахомием (стр. 150). 116. Святый Василий архиепископ преставися в лето 6860 месяца июля в 3 день В мире Григорий, по прозванию Колека или Колейка, сын священника Новгородской Козьмо-Демьянской церкви, рукоположен в 1331 году св. митрополитом Феогностом. Писал к епископу Тверскому Феодору послание о рае, уцелевшем на земле. (Степ. кн. I, 480. – Филарет, Обзор Р. Дух. Литерат. стр. 96). Во время язвы, известной под именем черной смерти, он ездил во Псков и успокоил граждан, а на обратном пути из Пскова ум. 1352 года июля 23. Погребен в Корсунской паперти Софийского собора. Он получил в 1346 году от митрополита всероссийского полиставрий, а от патриарха Цареградского (будто бы) белый клобук, хранящийся доныне в Новгородской соборной ризнице. Об этом клобуке составлена раскольничья повесть, признанная баснословною на Моск. Соборе 1667 года. («Святыни и Древности Вел. Новгорода», стр. 55–57). 117. Святый Симеон архиепископ преставися в лето 6929 месяца июня в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преследования христиан при имп. Валериане и Галлиене начались летом 257 г. и проходили в 2 этапа: сначала гонениям подверглись представители духовенства, затем - все остальные христиане. Мученичество Н. имеет 2 редакции, написанные на греческом языке (BHG, N 1331-1332). Более ранняя версия, озаглавленная «Мученичество святого великомученика Никифора и о злопамятстве», сохранилась примерно в 30 рукописях X-XVII вв. (напр.: Ambros. D. 92 sup.; Hieros. Patr. 280) и была впервые издана в составе «Греческой патрологии» Ж. П. Миня по списку X в. (Paris. gr. 1452) с лат. переводом (PG. 114. Р. 1368-1376). Др. редакция, составленная Симеоном Метафрастом (X в.), впосл. подвергалась неск. переработкам (BHG, N 1332b, 1332d, 1333). Ни в одной из этих редакций Мученичества не говорится, что Н. и Саприкий жили в Антиохии Сирийской, вероятно, это указание впервые появилось в версии BHG, N 1333. Еще одна редакция Мученичества Н. (BHG, N 1334), возможно, была написана Иоанном, еп. Сардским (возможно, один из адресатов прп. Феодора Студита, присутствовавший на Соборе 815 г.), на основе более ранней редакции с риторическими добавлениями. В XVII в. эта версия была переведена на лат. язык А. Барвоэтом (ActaSS. Feb. T. 2. P. 285-288). Константин Акрополит (между 1250 и 1255 - до мая 1324) составил Похвальное слово Н. (BHG, N 1334d), сохранившееся в рукописи 1-й четв. XIV в. (Ambros. H. 81 sup. Fol. 103-113v; Delehaye H. Constantini Acropolitae hagiographi byzantini epistularum manipulus//AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 266). В рукописи нач. XIV в. (Vindob. Hist. gr. 61. Fol. 153v) содержится сказание «О пресвитере Саприкии» (BHG, N 1334g); в сборнике хронографа, канонов и житий святых XVI в. (ГИМ. Син. греч. 263 (407). Л. 304-319 об.; Владимир (Филантропов). Описание. С. 605) помещена версия Мученичества Н., не учтенная в BHG, инципит к-рой (Καθς νμεσα ες λα τ νθη) отличается от инципитов др. редакций. По мнению И. Делеэ , Мученичество Н. написано в форме «фантастического романа», главный герой которого является вымышленным персонажем. Основная задача такого агиографического произведения - в увлекательной и доступной для простого читателя форме показать важность исполнения заповедей Божиих ( Delehaye. Légendes. P. 59, 109, 113; Idem. Passions. 19662. P. 229).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010