Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Дечанский, мч. - житие Вмч. Стефан Дечанский, король Сербский Стефан Урош III, Дечанский (1285-1331), король Сербский, великомученик. Память 30 июня в день перенесения мощей, 30 августа (Серб.), 30 октября в день обретения мощей (Серб.) 11 ноября в день кончины Сын святого короля Сербии Стефана Уроша II Милутина и Анны Болгарской. В молодости королевич был отолсан отцем в качестве заложника к хану Ногаю в Золотую Орду. По возвращении ему было вверено управление Зетой (нынешняя Черногория). В 1314 году его отец, по наущению мачехи Стефана Дечанского, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Тогда святитель Николай Мирликийский явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Византийский император выслал из столицы еретика Варлаама. В 1320 с чудесно возвращенным зрением Стефану Дечанскому было позволено вернуться в родную Сербию, где ему пришлось одолеть нескольких претендентов на трон перед тем как он смог принять королевский венец в 1321 году. Но его соперники заручились поддержкой соседних держав и Стефану Урошу III пришлось противостоять союзу Болгарии и Византийской Империи. Две державы намеревались соединить свои силы для вторжения в Сербию в 1330 году, но Сербский король упредил их и разгромил болгарское войско в Вульбуждской битве, сразив болгарского царя Михаила Асена III. Византийский император Андроник III Палеолог отказался от вторжения в Сербию, а Стефану Дечанскому удалось присоединить часть Македонии к своей державе. Король Стефан Урош III был покровителем Церкви в своих владениях и построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, с именем которого он и вошел в историю. Однако, против короля составился придворный заговор и на трон был возведен его сын, Душан. Стефан Дечанский был заточен в Звечанском замке, где был удавлен 11 ноября 1331 года.

http://pravicon.com/info-3440

Стефан Первовенчанный и его брат св. Савва добились согласия К-польского Патриарха на учреждение автокефальной Сербской Церкви. Это решение вызвало резко негативную реакцию со стороны Охридского архиеп. Димитрия II Хоматиана, обратившегося с посланиями к Патриарху Герману II и новому серб. архиепископу св. Савве, заявляя о неканоничности этого акта. Для нужд новой автокефальной Церкви св. Саввой был организован (вероятно, на Афоне) перевод Номоканона с толкованиями Иоанна Зонары и Алексея Аристина, почти на полтора века определившего нормы серб. канонического права. Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Непродолжительное (ок. 1228 - ок. 1233) правление кор. Стефана Радослава, женатого на дочери эпирского деспота Феодора Ангела, отмечено возникновением сербско-эпирского союза (при главенствующей роли Эпира), однако победа болг. царя Иоанна Асеня II и пленение Феодора в битве при Клокотнице (1230) в корне изменили ситуацию и даже привели к смене на серб. престоле. Экспансия Сербии в Сев. Македонии возобновилась при кор. Стефане Уроше I (1243-1276) и принесла заметные плоды в правление его сына Стефана Уроша II Милутина (1282-1321), к-рый окончательно закрепил за собой территории до Скопье и Вельбужда. Мир с Византией был скреплен браком короля с малолетней дочерью Андроника II Симонидой (1299). Но и позднее Милутин выступал и в качестве противника и в роли союзника империи: в 1308 г. он заключил союз с претендентом на визант. престол, номинальным к-польским имп. Карлом Валуа, продлившийся до 1311 г., а 2 года спустя участвовал вместе с византийцами в походе против турок. Кор. Стефан Урош II Милутин. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) в мон-ре Студеница (Сербия). 1314 г. Правление кор. Стефана Уроша III (св. мч. Стефан Дечанский ) (1321-1331) знаменовало мирный период византийско-серб.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Перу Феодосия принадлежит и 1-е серб. монашеское (анахоретское) Житие прп. Петра Коришского, написанное ок. 1310 г. Произведение создано на основе воспоминаний учеников отшельника, подвизавшегося в окрестностях Призрена (автор посетил место подвига святого и поклонился его мощам), и ранневизант. лит. образцов (в первую очередь Жития прп. Антония Великого и Патериков). В 1-й трети XIV в., при кор. Стефане Уроше II Милутине (1282-1321) и его сыне, св. Стефане Уроше III Дечанском (1321-1331), в серб. обществе и Сербской Церкви окончательно сложилось представление о святости династии Неманичей. Отражением этого явилось создание архиеп. Печским Даниилом II сб. «Жития королей и архиепископов сербских» ( Данило. 1866), дополненного позднее новыми житиями других авторов. Первоначально сборник включал Жития королей Стефана Уроша I, Драгутина (см. Феоктист , прп.), кор. Елены Анжуйской, кор. Милутина и архиепископов Арсения I , Иоанникия I и Евстафия I (помимо этого цикла Даниилу атрибутируется также Житие Милутина в форме властительской автобиографии, послужившее источником текста в сборнике). Жития, написанные Даниилом (и в особенности цикл в целом), отличаются сложностью и мозаичным характером композиции, использованием элементов мн. жанров: молитв, плачей, диалогов героя со своей душой, покаянных исповеданий и поучений. Аристократическое происхождение автора, его многолетняя близость к королевскому двору (как в светский, так и в церковный период его биографии) и личное знакомство с большинством героев делают его сочинения незаменимым источником по истории Сербии сер. XIII - 1-й четв. XIV в. Труд архиеп. Даниила был продолжен после его кончины. Безымянному «1-му продолжателю» приписывают и заслугу окончательного оформления этого агиографического свода. Во 2-й пол. 30-х гг. XIV в. он написал Жития Стефана Дечанского, кор. Стефана Душана и самого Даниила II; стиль его повествования ближе к стилю Феодосия, чем к манере письма непосредственного предшественника. После 1375 г. «2-й продолжатель» дополнил свод краткими известиями о поставлении 3 Сербских патриархов - Иоанникия, Саввы и Ефрема.

http://pravenc.ru/text/182317.html

55 На Старомарковском кладбище в Виноградово покоятся многие насельницы Ивановского монастыря, и прихожане Владимирской церкви ухаживают за их могилками. 59 Иеросхимонах Алексий, почитавшийся долгое время как местночтимый святой, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику святых для общецерковного почитания. Память преподобного Алексия совершается 19 сентября/2 октября. 60 Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) расстрелян на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 года. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. 61 Парсуна – в восточнославянской культуре произведение портретной живописи 16–17 веков, сочетающее приемы иконописи с реалистически образной трактовкой. 63 Стефан Урош III Дечански (сербский краль, 1321–1331) родился в 1285 году от брака краля Милутина с болгарской принцессой Анной, мальчиком провёл несколько лет в плену у хана Ногая. От первого брака с болгарской принцессой Феодорой имел двух сыновей Душана и Душмана. Когда в 1314 году у него произошла распря с отцом, тот ослепил его и отправил в Царьград. Там он жил в монастыре Пантократор, где ему явился святитель Николай и вернул ему чудесным образом зрение. Через шесть лет его отец, краль Милутин, вернул его в Сербию. После смерти Милутина в 1321 году Стефан вышел победителем в междоусобной борьбе за престол и стал сербским кралем. Вскоре после победы над болгарами был свергнут с престола своим сыном Душаном и отправлен в ссылку в замок Звечан, где скоро умер насильственной смертью , будучи удавлен по приказу своего сына. Его мощи покоятся в Дечанском соборе в ковчеге перед алтарём. Причислен к лику святых, память 11/24 ноября. 64 Митрополит Михаил (Иоаннович) – выпускник Киевской Духовной Академии 1859 года. При нём Сербская Церковь стала автокефальной. В 1881 году за симпатии к России был изгнан с митрополичьей кафедры князем Миланом Обреновичем. За него вступился сам император Александр III, но на кафедру митрополит Михаил вернулся только через 8 лет, после отречения от престола князя Милана. С 1884 по 1889 год проживал в России. Скончался в 1893 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Rigo, Antonio. “Il Rapporto dei metropoliti ad Anna Paleologa e altri eventi dell’anno 1346.” Byzantion 85 (2015): 285–339. Rigo, Antonio. “Le Mont Athos entre le Patriarche Jean XIV Calécas et Grégoire Palamas (1344–1346).” In ΠΕΡΙΒΟΛΟΣ. Vol. 1: Mélanges offerts а Mirjana ivojinovi, 259–284. Edited by Dejan Delebdi and Bojan Miljkovi. Belgrade: Institut d’études byzantines de l’Académie serbe des sciences et des arts, 2015. 6 . Перевод приложения 1 из работы М. Митреа Приложение 1: Хронология жизни и сочинений свт. Филофея(Коккина) 455 Филофей (Коккин) Современные события Ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике (с именем Фока) Ок. 1296 Образование в Фессалонике у Фомы Магистра Ок. 1307 † Никодим Младший 1320-е 1321–1328 Гражданская война Ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде под руководством Саввы Нового Ок. 1328 Савва Новый возвращается в Ватопед после 20 лет удивительных аскетических подвигов Ок. 1331–1341/2 Монах в Великой Лавре Ок. 1336 † Герман Марулис Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Палама составляет Святогорский томос 1340/1–1342 – Игумен в монастыре Филокаллес – пишет житие прп. Никодима Нового – составляет энкомий прпмц. Анисии Исихастский собор в Константинополе 1341–1347 Гражданская война 1342–1345 – Игумен в Великой Лавре – пишет Диатаксис Божественной Литургии 1342–1350 Восстание зилотов в Фессалонике 1345–1347 – аскеза и исихия на Афоне – пишет 2 догматических слова против Григория Акиндина – составляет житие прмц. Февронии Исихастский собор в Константинополе 1347–1353 1347–1350 Период правления патриарха Исидора I Вухира 1347–1354 Правление Иоанна VI Кантакузина † Савва Новый † Исидор I Вухир – пишет житие прп. Саввы Нового 1350–1353 Период правления патриарха Каллиста I – составляет Соборный томос 1351 г. – пишет Исповедание веры – отправлет письмо жителям Ираклеи после падения города – пишет Историческое слово 457 – составляет первые 3 антирретика против Григоры – Исихастский собор в Константинополе – захват Ираклеи генуэзцами 1353–1354/5

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Каталонцы переправились в Грецию и захватили Афины. Набеги турецких войск на Фракию. Михаил попытался захватить турецкую крепость на европейском берегу Геллеспонта, но был разбит турками. Каталонцы захватили Фессалию, а византийцы Морею. Византийцы захватили Анину. Гибель по нелепой случайности внука Андроника Мануила от рук наемных убийц. Потрясенный его смертью, 12 октября умер его отец, император Михаил IX.  Начало гражданской войны в Византии (1321–1328). Андроник II решил обличить Андроника-младшего перед патриархом и сенатом и сделать наследником другого внука. Андроник-младший бежал во Фракию и поднял мятеж с помощью Сиргиана и великого доместика Иоанна Кантакузина. Он обещал всем фракийским городам свободу от налогов. Он собрал большие силы и подошёл к столице. Андроник II передал ему власть над Фракией и Македонией. Андроник сохранил лишь Константинополь с округой и острова. Андроник Младший еще раз осадил Константинополь и добился того, что Андроник II назначил его соправителем и императором. Андроник III Палеолог двинулся на столицу. Народ и синклитики перешли на сторону Андроника III. Он занял Фессалонику и Серры. Близ Мавропотама фракийцы Андроника III разбили столичные войска. Андроник II был отстранён от дел, и вскоре его вынудили отречься от власти и постричься в монахи. Андроник III Палеолог провозглашен императором. Султан Орхан осадил Никею. Андроник III начал поход против турок. Андроник ранен, его войско возвращается в столицу. Позже Никея и Никомедия переходят к туркам. 1330.07.28 Вторжение болгар в Сербию. Победа сербов над болгарами в сражении. Убийство правителя болгар Михаила III. После года оккупации Болгария освободилась от сербов. Правителем стал племянник Михаила III Иван Александр Шишман 1331–1355 Правитель Сербии Стефан Душан. Он сверг с престола своего отца Уроша. Вскоре Урош был убит. 1331–1334 Сербы отвоевывают у византийцев Фракию. Солунь (Фессалоника) и Греция оказывается отрезанными от империи. 1332.02.13 Смерть бывшего императора Андроника II.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

37 Стефан Дечанский, мученик († ок. 1336; память 11/24 ноября), король Сербский Стефан Урош III, правивший с 1321 года, правнук короля Стефана Первовенчанного (1195–1224), брата святителя Саввы (см. примечание 1), сын короля Стефана Уроша II Милутина (см. примечание 9), отец короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). С 1292 года по 1300 был заложником в плену у Крымского хана Ногая (? –1300). Вернувшись в Сербию, вступил в брак с дочерью Болгарского царя Смилеца (1292–1298) и получил в управление область Зету. По наущению мачехи Симониды, желавшей посадить на престол своего сына Константина, Стефан был ослеплен и выслан вместе с двумя малолетними сыновьями в Цареград на заточение. Но явившийся ему святитель Николай утешил его: «Не бойся: вот очи твои, на длани моей, и в свое время верну их тебе». Пять лет святой вел строжайшую подвижническую жизнь в затворе в монастыре Пантократор, терпением и благодушием превосходя других насельников обители. И снова явился ему святитель Николай: «Вот, пришел я исполнить обещание», – и Стефан чудесно прозрел. Всего провел он в ссылке семь лет, после чего ему позволено было вернуться на родину. Он получил в управление Будимлянскую область в Зете, а сына его Стефана оставил при себе король Милутин. Через три года, в 1320, Милутин скончался, и Стефан Урош III вступил на сербский престол. Даром его, принесенным от благодарного сердца Господу, явился монастырь Высокие Дечаны (строительство которого начал он, а закончил его сын – Стефан Урош IV Душан Сильный), прекраснейший памятник византийской архитектуры и ярчайшее свидетельство сербского благочестия. Святой король принял мученическую кончину: был задушен заговорщиками в замке Звечан. Чудотворные и благоуханные мощи его покоятся в монастыре Дечаны. 38 Стефан Урош, Кроткий, мученик († 1367 (или 1371); память 2/15 декабря), король Сербский Стефан Урош V, правивший с 1355 года, сын короля Сербского Стефана Уроша IV Душана Сильного (1331–1355). Молодой правитель Стефан не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож, в том числе Вукашин и Углеше Мрнявчевичи, не желали ему покоряться, и империя Стефана Душана Сильного начала распадаться. Благочестивый и мягкий, Стефан не пожелал укротить враждовавших вельмож силой. Был убит заговорщиками в возрасте тридцати одного года. Чудотворные его мощи были положены в монастыре Язка на Фрушской горе, но в 1942 году были перенесены в Белград, где покоятся в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1315 Настолько, насколько не может быть формализована полнота Церкви. Однако там, где такая полнота налицо (Вселенские соборы, признанные восточной Церковью и одобренные западной в лице папы), формальные критерии не требуются – вернее, возникают естественно сами собой. 1318 Например, в православном учении о Церкви, по мнению прот. В. В. Асмуса (Асмус 2004), можно выделить как минимум четыре разных экклесиологии: евхаристическую, епископальную, имперско-монархическую и монашескую. 1319 Литература о подобных подделках, относящихся к эпохе первых вселенских соборов, указана у Медведева 1997, с. 310, примеч. 1. 1321 Медведев 1997, Приложение VII. Филологический спор о подлинности патристических текстов на Флорентийском соборе, 310–321. 1324 Учение о. Сергия Булгакова было осуждено в Карловцах в марте 1927 и октябре 1935 г. Определение Московской Патриархии вышло 24 августа 1935 г. 93), указ митрополиту Елевферию вышел 7 сентября 1935 г. 1651) (Соболев 1937/1993, Приложение III, с. 112), в октябре 1935 Булгаков подал «Докладную записку митр. Евлогию», в 1936 появился «Спор о Софии» Лосского. Подробнее в статье М. П. 1998, 151. 1325 О неправильности упрека митр. Сергию, что он будто бы придал своему «единоличному мнению» характер соборного постановления, см. статью М. П. 1998 с первой факсимильной публикацией документов. На самом деле учение о. Сергия было осуждено собором «прилучившихся» архиереев – московским вариантом σνοδος νδημοσα. 1327 Знал ли он об этом, когда писал цитированные строки в «Споре о Софии», мы не можем сказать с уверенностью, ибо книга могла быть сданной в печать до получения указанного ниже письма митр. Сергия. 1328 Сергий 1947, 75. Разрядка моя. По-видимому, митр. Сергий прочитал книгу чуть позже указа 24 августа 1935 г. 1329 См. также толкования Зонары и Вальсамона (Rhallis-Potlis. Σνταγμα... II, 77–78 [PG 137, 157 A]). 1331 Последние работы иеромонаха Александра (Голицына), в которых автор попытался поколебать мнение большинства ученых и представить наследие Пс.-Дионисия традиционно-православным, нам лично не представляются убедительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

h) Л. 235–236. Speculum sacerdotis. i) Л. 236 об.–238. Enigmata diversa in sacra scriptura et solutiones eorum. k) Л. 239. Franciscus Petrarca. l) Л. 240. Краткие заметки из Сенеки, Цицерона, Григория Великого , Августина, Илария и др. Рукопись в кожаном переплете с медными бляхами и с застежками. На первой странице не перемеченного листа находится следующая надпись внизу карандашем: «Eingesehen von prof. Wilh. Grim und geh. rath Sotzman in Berlin. Februar und März 1856». На первой странице первого перемеченного листа находится пометка вверху чернилами: «Exibib. Murij Amorb. ord. s-ti Benedicti». [Эд. Тремер говорит, что этот бенедиктинский монастырь Аморбах около Вюрцбурга закрыт был в 1851 г. и часть рукописей его перешла к собирателю их Fröhlich, (из архивских рукописей ему принадлежали XLVII, XVI, L, LII и LIII. – На переплете наклеен тот же ярлык, что и на ркп. XLVII. На первом чистом листе до текста красными чернилами: С. Μ. X. – 21,1 X 15,1]. LI (по старому каталогу 1330). Рукопись на 373 листах, писана, судя по почерку, в XVI столетии, на простой бумаге. Содержит в себе «Толкования на различные тексты св. Писания из книг Ветхого и Нового Завета». Заключена в деревянных досках, обтянутых лайкой. – 22 X 14,7. LII (по старому каталогу 1331). Рукопись на простой бумаге, на 281 листе, в два столбца, почерком XV столетия. Содержит в себе: Трактаты теологического содержания . Заключена в деревянных досках, на половину обтянутых кожей, с оборванными медными застежками. На первой стр. внизу пометка: Asscribitur bibliothecae Limpurgensi». [На переплете: С. M. XVIII и ярлык той же библиотеки, что на ркпп. XLVII и L. – 20,2 X 13,9]. LIII (по старому каталогу 1321/Ь). Рукопись на 75 листах, на пергамине, судя по почерку, писана в XV веке и озаглавлена на переплете: Constitutiones ordinis s. Augustini de anno 1287 (этот заголовок написан почерком XIX столетия). Между листами 45 и 46 несколько страниц вырвано и, начиная с 46 листа, ркп. писана мельчайшим почерком, нежели сначала, а оканчивается на маленьких листочках. Рукопись заключена в кожаном переплете с оборванной кожаной застежкой. [На переплете красными чернилами: С. М. XXVIII. – 22 X 16].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1320. Голубцов С. , протодиак. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиеп. Иларион (Троицкий) //БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 108–170. 1321. Кривошеева Н. А. Деятельность сщмч. Илариона (Троицкого) на Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918 гг.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 356–364. Иоанн Восторгов , сщмч. – см. также 860. 1322. Самойленко П., прот. Священномученик прот. Иоанн Восторгов : Ставропольский период жизни и деятельности, 1867–1894 гг.//ХЧ. 1997. 15. С. 15–28. 1323. Соколов В. И. Последний настоятель//ППр. 1995. 4. С. 90–105. О жизни, исповедничестве и мученической кончине (f 1937) пока не канонизированного прот. Иоанна Соколова , настоятеля церкви апп. Петра и Павла в гор. Смоленске. Подробнее см.: Соколов В. И. И тьма не объяла свет: История жизни, гонений и скорбей одной православной семьи в советское время. М., 2003. Кирилл (Смирнов), сщмч. – см. также ИУ. 1324. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. Письмо к м. Евдокии/Митр. Кирилл (Смирнов); Публ.: О. В. Косик//БСб. 1999. 3. С. 225–227. 1325. Журавский А. В. Жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 203–212. 1326. Журавский А. В. Гжатский период жизни Казанского митрополита Кирилла (Смирнова) и арест 1934 года//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 246–252. 1327. Журавский А. В. Краткое жизнеописание митр. Казанского Кирилла (Смирнова)//ПС. 2000. 1. С. 204–246. 1328. Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архим. Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры//АиО. 1998. 2(16). С. 146–163. Лука (Войно-Ясенецкий) , свт. – см. также 879. 1329. Никитин В. А. Горение духа и подвиг души: свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //ППр. 1996/1997. 5. С. 186–200. К годовщине канонизации. 1330. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Оптинский иеромонах Никон (Беляев) //ВестнЛДА. 1990. 3. С. 3–30. См. также 1251. 1331. Поликопа Р. Проповедническая, богословско-научная деятельность сщмч. Онуфрия (Гагалюка) //BiP. 2000. 1. С. 229–232.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010