Итак, абсолютное Понятие есть сама подлинная, объективная сущность, реальный и во всем единый Предмет. Это означает, что оно есть «субстанция». Стихия смысла не просто «существенна»; она «во всем субстанциальна». 1312 Понятие есть «единая, всеобщая Субстанция», 1313 или иначе: «разум» 1314 есть «субстанциальная основа» 1315 всяческого бытия и «жизни». 1316 Вот почему философия утверждает, что спекулятивный смысл есть «вездесущая душа». 1317 Абсолютное Понятие есть «простая сущность жизни, душа мира, так сказать всеобщая кровь», которая «везде присутствуя,... пульсирует в себе, не приводя себя в движение, и содрогается в себе, не впадая в беспокойство». 1318 Субстанциальность Понятия выражается в том, что кроме него – ничего нет. «Только абсолютная Идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина, и притом, всяческая истина». 1319 «Идея сама есть все»; 1320 или, иначе: «Понятие есть единственно действительное». 1321 Все, что «истинно есть» есть Понятие; 1322 а «все остальное» есть лишь «ошибка, смутность, мнение, стремление, произвол и преходящее». 1323 Субстанция не может не быть единственною реальностью; иначе она будет ограничена инобытием, пассивна; и тогда она утратит свою субстанциальность. Ей свойственно хранить в себе источник своего бытия, т. е. быть живою силою. Абсолютное Понятие есть не только «субстанция жизни», 1324 или «сущность жизни», 1325 но сама подлинная сила жизни. Спекулятивный смысл есть «самое живое, самое подвижное» 1326 или, что то же: «идея есть вечная жизненность». 1327 То, что приобщается Понятию, приобщается самой жизни; и, обратно: все живое живет силою смысла. Ибо разум есть бесконечная сила, 1328 таящая в себе свой первоначальный исток. Понятие есть нечто «могучее» 1329 и «господствующее»; 1330 оно есть вся сила; оно «всемогуще». 1331 Эта живая сила Понятия выражается всецело в его самоопределении: 1332 оно «относится к себе», 1333 «возвращается в себя», 1334 «движет себя», 1335 и, различаясь, самоопределяется. 1336 Во всем этом Понятие следует исключительно собственному почину и собственной необходимости: оно творит себя по своему закону. Эта самозаконность разума есть новое выражение его субстанциальности. Спекулятивный смысл повинуется только своей имманентной, отрешенной, или, что то же, абсолютной необходимости; кроме этой необходимости, нет вообще никакой другой и быть не может. «Необходимость как таковая есть сама по себе Понятие, относящееся к нему самому»; 1337 иными словами: «необходимость есть само Понятие». 1338

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

—74— Эта основная черта чисто евангельской духовности красною нитью проходит и чрез всё содержание устава о скитском житии. Если даже бросить только взгляд на заглавия его отдельных «слов», то и тогда нельзя не заметить, что всё своё внимание, за немногими, притом слишком незначительными, исключениями, устав сосредоточивает на предметах внутреннего, духовного порядка: учение о помыслах, об умной молитве, о памяти смертной и страшном суде, о благодатных слезах и беспопечении истинном 1321 – вот цикл основных идей, среди которых постоянно вращается мысль преп. Нила Сорского . Правда он дает наставления, впрочем немногочисленные, относительно внешнего устройства скита, говорит об аскетических подвигах поста и «молитвы усты», но и здесь рассуждения преп. Нила служат лишь косвенным подтверждением того, что внутреннюю сторону нравственной деятельности он ставил неизмеримо выше внешней. Так, он избирает из трех видов устроения «иночьскаго жительства» «средний путь» – скитство, «еже с единем или множае с двема братома житие», 1322 потому что он лучший – «ключимейший» 1323 для достижения умной молитвы, которая «высочяйши всех деланий». 1324 Он требует, чтобы иноки «от праведных трудов своего рукоделии и работы» приобретали себе «дневную пищю и прочаа нужныа потребы», 1325 лишь в крайних случаях обращаясь к милостыне, 1326 и требует, конечно, по тому, что противоположный способ содержания, т. е. вотчиновладение, вовлекая монахов в «съплетениа, яже к миру», совершенно удаляет их от «начала чистоты душевной», безмолвия, 1327 без которого не мыслима умная молитва. 1328 Преп. Нил Сорский запретил, не говоря уже о —75— келиях, всякие украшения как самого храма, так и принадлежностей его, 1329 потому что, принимая во внимание вообще немощь человека и в частности склонность ума к рассеянию 1330 для инока далеко не безопасно «чудитися делом человеческих рук и о красоте зданий своих величатися». 1331 Из внешних подвигов, в которых в древней Руси полагали сущность аскетизма, преп. Нил Сорский говорит в своем уставе только о посте (точнее – «о мере, времени и различии пищи») и о «молитве усты». Заслуживают внимания следующие общие замечания Устава относительно количества и качества принимаемой иноком пищи: «от всех обретающих(ся) 1332 брашен сладких приимити по малу се есть смысленых разсужение… а не ова избирати, оваж отличати, да и Бог благодарится и не высимое души исправляется. Сице бо възношениа избегнем, и добраа сътворениа Божиа не възгнушаемся». 1333 Во всяком случае не должно принуждать себя к такой пище, которой организм не выносит или по «немощи» или по причине естественного отвращения. Не следует, – говорит Василий Великий , – обращать в орудие борьбы с телом пищу, назначение которой – его укреплять. 1334 По Уставу вопрос «о мере пищи» есть вопрос о значении пищи для тела, которое по идее должно быть послушным орудием души при достижении высоких целей нравственного совершенства. Но это нормальное взаимоотношение между телом и душою обычно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1321 Так поступает, например, Булгаков в своей статье «Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева»; отчасти и кн. Е. Трубецкой. 1322 «Особенно имеем в виду Лопатина (см. его статью о Соловьеве в книге «Филос. характеристики и речи»). 1325 Соч., т. I, стр. 347. Эти слова буквально повторены в «Критике отвлеч. начал», т. II, стр. 308. 1331 Здесь явно сказывается влияние эманатизма Каббалы (как это видно из чистого употребления термина «эн-соф». См. Соч., т. I, стр. 375). 1338 По существу, родоначальником этой мифологемы о «другом Абсолютном» надо считать Фихте, который, изгнав понятие «вещей в себе», построил учение о том, как «я» создает «не-я» (без которого оно не имело бы объекта деятельности). «Не-я» не творится, а «полагается» по внутренней диалектике «я». 1365 Типическая «неосторожность» у Соловьева, трактующего проблемы в духе спинозизма. См. справедливые замечания у кн. Е. Трубецкого о том, что в учении Соловьева «отсутствует грань между мистическим и естественным» (Op. cit., т. I, стр. 293). Здесь кн. Трубецкой хорошо вскрывает ошибки и противоречия у Соловьева. 1371 Отметим, что оно уже встречается в работе «Философские начала…» (т. I, стр. 6), но осталось там совершенно неразвитым. 1386 См. об этом компетентное свидетельство близкого друга Соловьева Л.М. Лопатина (Филос. характеристики, стр. 133 слл.). 1387 «Нет во всей вселенной такой пограничной черты, которая делила бы её на совершенно особенные, не связанные между собой области бытия» (Соч., т. VII, стр. 123). 1390 См. указания об этом у самого Соловьева в Предисловии к «Трем разговорам» (Соч., т. X, стр. 83). 1392 Как ясно здесь влияние Шопенгауэра в его выведении «тайны» бытия человека (из непосредственного его самосознания)! 1417 Такова была, по Соловьеву, идея Конта – «действительно, человечество для Конта есть такое существо». Соч., т. IX, стр. 189. 1421 Проблема андрогинизма в немецком романтизме основательно обследована в книге Giese Die Etwickelung des Androginesproblem in Freh romantik.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Ламбасская-Преобр., Арх. г., I, 275. Лебединский-Георгиев., Киев. г., I, 153. Лебединский-Николаев., Киев. г., I, 322. Лебедянский – Преображ. – Спасский, II, 1096. Лебедянский-Троиц.-Яблонов-Елецкий, I, 529. Лебяжская, Олон. г., II, 904. Левкиев-Успен., Моск. г., II, 905. Лежневский-Рожд.-Знамен., Влад. г., II, 1126. Леов-Успен., Ряз. г., II, 1023. Леонидова-Усть-Недумская, Волог. г., II, 1331. Леохнов, Новг. г., II, 906. Лепруцкая-Пятниц., Новг. г., II, 907. Лесинобирский, Енис. г., II, 1171. Ливенский-Сергиев, II, 1145. Липенский-Никол., Новг. г., I, 323. Липецкая-Паройская или Пройкова- Успен., II, 1295. Липицкий-Троиц.-Пустын.-Нерлинский, Влад. г., II, 1270. Лисицкий, Лисичий, Лисий, Новг. г., II, 908. Лихвинский-Анастасов или Настасов, Тульск. г., II, 614. Лихвинский-Афанасиев., I, 20. Лихвинский-Гремячев-Успен., II, 774. Лихвинский-Успен., II, 1320. Лихоткин в Арамазке, Вят. г., II, 1321. Лобанова, Олон. г., II, 1047. Ломовская-Успен.-Салалейская, Солелейская или Салолчевская, II, 1296. Ломовский-Богород.-Казан., Пензен. г., II, 651. Лопотов-Григориев, Волог. г., II, 909. Лосиноборовский, Енис. г., II, 1171. Лубенский-Мгарский – Преображ. – Спасский, II, 1097. Лужецкий-Рожд.-Богород., Моск. г., II, 910. Лукинский-Предтечев-Сумск., I, 387. Лукианова-Рожд.-Богород. на Болоте, Влад. г., II, 911. Луховская-Тихонова, Костр. г., II, 895. Луховский, Костр. г., II, 912. Луховский-Крестовоздв.-Никол., Костр. г., II, 895. Лысковский-Богород.-Рожд., Нижег. г., II, 653. Лысковский-Казан.-Богород., Нижег. г., II, 855. Льговский-Димитр., Кур. г., II, 913. Льгов-Успен., Ряз. г., II, 1023. Льпиновская-Троиц. Кур. г., II, 1226. Любечский-Антон., Черн. г., II, 616. Лютиков-Троиц., Калуж. г., II, 915. под Лютовою горою Воскрес.-Возн., Новг. г., II, 741. Любятовский-Никол., Пск. г., II, 914. Лявлинский, Арх. г., II, 1322. М Маврина-Боровинская, Новг. г., II, 958. Мазаловский-Спасо-Преображ. -Успен., Могил. г., I, 276. Макариев.-Введен.-Жабынская, Туль. г., I, 105. Макариев.-Высокоезер., Олон. г., II, 751.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сан-Франческо, Ассизи) свидетельствует об уверенности и о мастерстве М. как рисовальщика. Вероятно, вскоре после 1322 г. М. исполнил фрески в сев. рукаве трансепта Нижней ц. На тисненом золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и 2 св. королями; на примыкающей стене, будто в лоджии, на небесно-синем фоне помещены разделенные легкими витыми колоннами фигуры святых Франциска Ассизского, Людовика Тулузского, Елизаветы Венгерской, Клары и Людовика Французского. Больше сведений сохранилось о жизни и творчестве М. в 1320-1335 гг. В 1324 г. он женился на сестре своего помощника, живописца Липпо Мемми, Джованне, и купил дом в Сиене; в 20-х гг. XIV в. много работал по заказам городского самоуправления, в частности, исполнил Распятие (1321) и алтарь для зала Девяти в Палаццо-Пубблико (оба не сохр.). Между 1330 и 1333 гг. датируется фреска с изображением капитана Гвидориччо да Фольяно перед битвой при Монтемасси, написанная М. при участии ассистентов на стене зала Маппамондо, напротив «Маэсты». Всадник, невозмутимо восседающий на коне, в амуниции к-рого представлены геральдические цвета, напоминает античные конные монументы; его фигура возвышается над беспрецедентным в сиенском искусстве панорамным пейзажем с видами 2 крепостей и военного лагеря, чьи оборонительные сооружения воспроизведены детально. В 1331 г. М. специально ездил обследовать замки Арчидоссо, Скансано и Пьяно. Значительно хуже сохранилась фреска в зале Совета с изображением Христа в окружении херувимов ( Cairola, Carli. 1963. Р. 102-103), стилистически примыкающая к «Благовещению со св. Ансаном и св. Маргаритой» (1333, Галерея Уффици, Флоренция; совместная работа М. и Мемми). Шедевр готической живописи, это произведение предназначалось для капеллы Сант-Ансано в Сиенском соборе, где и хранилось до XVII в. Особенностью этого полиптиха, редкой для искусства Треченто, является размещение в средней части не иконного образа, а повествовательной сцены, трактованной чрезвычайно эмоционально. Текст ангельского приветствия, начертанный на золотом фоне, будто летит через пустое пространство, оставленное между фигурой арх.

http://pravenc.ru/text/2562428.html

1 Начало стихотворения А. Пушкина " Зимнее утро " . 1314 2 боевиками, террористами (англ.). 1315 3 Гиблое дело (фр.). 1316 1 " …Должен сказать, что бабы несколько раздражают. Это невероятно примитивный и варварский род людей, чем-то напоминающий зулусских женщин, но при этом, к сожалению, тесно связанный здесь с нашей многострадальной Церковью. Они повсюду, ворчат, пререкаются друг с другом, толкаются, пихаются и визжат нечеловеческими голосами. Но все это не по-христиански… " (англ.). 1317 1 Мф.6:28-30. 2Гал.6:14. 1318 3 Из стихотворения А Пушкина " Я помню чудное мгновенье… " . 1319 4 " У сердца есть свои основания, которых разум не знает " (фр.) (Б.Паскаль). 1320 1 Is (англ.) – есть (третье лицо единственного числа глагола to be – быть). 1321 2 бывшими студентами (англ.). 1322 1 На самом деле шутил Андрей Белый в стихотворении " Мой друг " : " Жизнь. – шепчет он. остановись/Средь зеленеющих могилок. –/Метафизическая связь/Трансцендентальных предпосылок " . 1323 2 Строки из Интернационала 1324 3 сведение к нелепости (лат.). 1325 1 Начало стихотворения А.Пушкина " Дар напрасный, дар случайный./Жизнь, зачем ты мне дана? " . 1326 2 Куданыши когданыши (дочки если но отпрыски надежды-страха) (сыновья пока и дети почти) никогда не угадают размеры того чья каждая нога любит здесь этой земли чьи оба это теперь неба. 1327 3 Флп.1:21. 1328 1 1Цар.14:43. 1329 2 Из стихотворения М. Лермонтова " Ашел " 1330 3 Ин.14:15 1331 4 Быт.2:18. 1332 1 Рим.7:15,18 -19,24 . 1333 2 Из стихотворения А.Ламартина " Одиночество " : " Одно лишь существо ушло – и, неподвижен/В бездушной красоте, мир опустел навек! " (перевод Б.Лившица). 1334 1 " Против течения " (англ.). 1335 1 Ин.14:18. 1336 1 " Я чувствую, как птицы опьянели " (фр.). Из стихотворения С.Малларме " Плоть опечалена, и книги надоели… " (перевод О.Мандельштама). 1337 2 отсчет времени (англ.). 1338 1 " эпатировать галерку " (фр.). 1339 1 табу (англ.). 1340 1 " литургии смерти " (англ.). 1341 2 Из стихотворения А.К.Толстого " То было раннею весной…) 1342

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Аствацацин мон-ря Нораванк. Вид с запада. 1331–1339 гг. художественная школа в средневек. Армении, представленная памятниками архитектуры, резьбы по камню и иллюминированными рукописями; получила название по одноименной области в пров. Сюник, южнее оз. Севан. Сложилась во 2-й пол. XIII в., была одним из наиболее значительных очагов христ. культуры в Закавказье, развивавшейся в мусульм. окружении до сер. XIV в. Активному монументальному строительству в В.-д. способствовала деятельность 2 княжеских семей, Прошянов (Хахбакянов) и Орбелянов. Памятники архитектуры этого периода представляют собой развитие уникальных композиций: 2-ярусная церковь-усыпальница, увенчанная сквозной ротондой (напр. ц. Богородицы мон-ря Нораванк, 1331-1339); церковь, состоящая из алтарной части, выходящей на площадь под открытым небом (напр. ц. Зорац (Войсковая) в Ехегисе, 1320); гавиты (притворы) со сталактитовыми сводами на скрещивающихся арках (напр. церкви в мон-рях Нораванк, Аратес). Свойственные провинциальному зодчеству небольшие размеры построек, камерный характер образов сочетаются с виртуозностью исполнения. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Памятники В.-д. XIII-XIV вв.- яркие образцы традиц. для Армении синтеза архитектуры и фасадной скульптуры. Скульптуры выполнены в технике высокого или низкого рельефа, объемные изображения выделены на фоне резьбы, напоминающей кружево, органически сочетаются орнаменты и надписи. Композиции рельефов с изображениями Христа и Богородицы на фасадах не имеют аналогий в архитектуре, их расположение свидетельствует о существовании иконографической программы и гармонично связано с конструкцией и декором постройки. В ц. Аствацацин мон-ря Нораванк изображение Богородицы (тип Одигитрия) присутствует на тимпане нижнего входа, изображение Христа с апостолами Петром и Павлом - на тимпане верхнего входа, куда ведут консольные лестницы зап. стены, из колонок ротонды выступают фигуры, составляющие композицию с образами ктиторов, на др. фасадах представлены геральдические образы животных. Тимпан входа в гавит мон-ря Нораванк также украшен образом Одигитрии, выше, на тимпане окна, представлена Св. Троица (кон. XIII или 1-я четв. XIV в.). В ц. Богородицы в Арени (1321) наряду с образом Одигитрии на тимпане присутствуют образы евангелистов на 4 парусах. Одухотворенностью и величием отличается образ Богоматери «Умиление» в церкви мон-ря Спитакавор (1321).

http://pravenc.ru/text/153851.html

Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) Рождество св. Иоанна Предтечи. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Обретение главы св. Иоанна Предтечи. Миниатюра из Минология. 1063 г. (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об.) В XI-XV вв. изобразительный цикл И. П. развивался в странах визант. мира. По составу и количеству сцен сохранившиеся памятники условно делятся на неск. групп. Так, краткий цикл И. П. включал от 2 до 4 сцен, к-рые представляли наиболее важные вехи Жития святого: обычно это были «Рождество Иоанна Предтечи», «Крещение Господне», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», реже - «Зачатие Иоанна Предтечи», «Проповедь Иоанна Предтечи», «Пир Ирода» и др. (миниатюры из Минологиев (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об., 1063 г.; Paris. gr. 1528. Fol. 197r, 216r, сер. XI в.); клейма синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития» (кон. XII в.); росписи церквей св. Димитрия в дер. Платанос в Лаконии (кон. XII - нач. XIII в.); Спасителя в Мегаре, Греция (1260-1280); парекклисиона св. Иоанна Предтечи в ц. Св. Софии в Охриде (1347-1350); св. Иоанна Предтечи в Иванове, Болгария (1331-1371); св. Иоанна Предтечи в монастыре св. девы Хрисафы в Мистре, Греция (1367-1368); св. Иоанна Предтечи в Анойе, епархия Милопотамос, ном Ретимно, Крит (кон. XIV - нач. XV в.); Спасителя в Гарденице в Лаконии (нач. XV в.) и мн. др.). Более пространные циклы, включавшие до 10-12 эпизодов, в соответствии с доиконоборческой традицией могли составляться тематически. Напр., циклы детства И. П. помещены в баптистерии св. Иоанна Предтечи на о-ве Кос, Греция (нач. XIII в.); в росписях ц. Св. Софии в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция; ок. 1250); в ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1295-1296). Страстные циклы представлены в росписях ц. Епископи на о-ве Санторин (Тира) (ок. 1181); в парекклисионе св. Иоанна Предтечи ц. св. Василия в Ираклио (1284); в ц. Панагии в Фоделе, Крит (1321); в храме Спаса в Цаленджихе, Грузия (1384-1396); в ц. И. П. на о-ве Родос (сер. XV в.). Т. н. проповеднические циклы, посвященные общественному служению И. П., сохраняются в декорации церквей: Пресв. Богородицы Левишки, в Призрене, Сербия (1310-1313); в Старой Митрополии в Верии, Греция (XIV в.); в экзонартексе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (1317-1321, запись 1803-1804); в экзонартексе ц. Благовещения в мон-ре Грачаниц à , Сербия (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Матейче, Македония (сер. XIV в.), и др.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Иоанн Владимир до 1016 Стефан Воислав 1040–1051/2 Михайло Воиславлевич (король) ок. 1052–1077–1081 Константин Бодин 1082-ок. 1101 Владимир II 1103–1114 Георгий (Джордже) 1114–1118, 1125–1131 Грубеша Браниславлевич 1118–1125 Градихна Браниславлевич 1131–1142 Радослав Грубишнич (князь) 1142–1148/9 Михайло III ок. 1162–1189 Ок. 1189 Зета (Дукля) включена в состав владений Стефана Немани, который поставил королем Дукли своего сына Вукана Неманича (1189–1208) В Рашке Вукан ок. 1083-ок. 1114 Хронология следующих великих жупанов не может быть точно установлена; важнейшие из них: Урош I, Урош II, Деса, Тихомир. Стефан Неманя 1166/8–1196 Стефан Первовенчанный (король) 1196–1217–1227/8 Стефан Радослав 1227/8–1234 Стефан Владислав 1234–1243 Стефан Урош I 1243–1276 Стефан Драгутин 1276–1282 (до 1316 в Среме) Стефан Урош II Милутин 1282–1321 Стефан Урош III Дечанский 1321–1331 Стефан Урош IV Душан (царь) 1331–1345–1355 Стефан Урош V (царь) 1355–1371 † Вукашин Мрнявчевич (король) 1365–1371 После битвы при Марице (1371) государство распалось на несколько владений, крупнейшими из которых правили Лазарь Хрбелянович, Марко Мрнявчевич, Вук Бранкович и Константин Драгаш Лазарь Хрбелянович (князь) 1371–1389 Стефан Лазаревич (деспот) 1389–1402–1427 Георгий (Джурадж) Бранкович 1427–1456 Лазарь Бранкович 1456–1458 Стефан Бранкович 1458–1459 Стефан Томашевич 1459 В 1459 последние остатки сербского государства захвачены османами 7. Иран (сасаниды) Ардашир I Папакан 224–241 Шапур I 241–272 Хормизд I 272–273 Бахрам (Варахран) I 273–276 Бахрам II 276–293 Бахрам III 293 Нарсе 293–302/3 Хормизд II 303–309/10 Адарнарсе 310 Шапур II 310–379 Ардашир II 379–383 Шапур III 383–387/8 Бахрам IV 388–399 Йездигерд I 399–420 Бахрам V Гур 420–437/8 Йездигерд II 438/9–457 Хормизд III 457–459 Пероз 459–484 Балаш (Валагш) 484–488 Кавад I 488–496 Замасп (Джамасп) 496–499 Кавад I (повторно) 499–531 Хосров I Ануширван 531–579 Хормизд IV 579–590 Бахрам Чубине 590–591 Хосров II Парвиз 590,591–628 Кавад II Широе 628 Ардашир III 628–630

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010