также обратился в католичество. С ослаблением угрозы со стороны немцев в 1260 г. он вернулся в язычество, к-рого по существу никогда не оставлял. Иначе вел себя сын Миндовга Войшелк (1264-1268). По сообщению Ипатьевской летописи, он крестился в Новогрудке, потом, придя на Волынь, принял монашество и даже пробовал совершить неудавшееся, правда, паломничество на Св. гору Афон. Вернувшись, Войшелк основал «на реце на Немне межи Литвою и Новымъ городъкомъ» мон-рь (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859). Не исключено, что этим мон-рем была Успенская Лавришевская обитель, сохранилось Лавришевское Евангелие-апракос кон. XIII - нач. XIV в. После добровольного ухода Войшелка в мон-рь в Литве и западнорус. землях 2 года правил сын Даниила Галицкого Шварн, затем язычник Тройден (1270-1282), его братья, Броза, Сирпутий, Лесий и Свилкели, были православными. Пагубное воздействие на православных в ВКЛ оказали в это время изгнанные немцами пруссы-язычники, к-рых Тройден в 1276 г. поселил в районах Гродно и Слонима. Пруссы еще больше усилили языческие настроения среди литовцев и соприкасавшихся с ними предков белорусов. Занимавшие великокняжеский стол после Тройдена Витень (1293-1315), Гедимин (1316-1341), Ольгерд (1345-1377), Кейстут (ум. в 1382), как и подавляющее большинство их соплеменников, были язычниками. Сильной привязанностью к язычеству литов. правителей в значительной степени объясняется то обстоятельство, что в XIII - 1-й пол. XIV в. Киевские митрополиты, с 1299 г. проживавшие в Сев.-Вост. Руси, ни разу не посетили западнорус. епархии. Когда же митр. св. Алексий в 1358 г. приехал в Киев, входивший в сферу политического влияния Ольгерда, он был схвачен и посажен в темницу и только по милости Божией сумел бежать. Зап. часть Б. в XIII - нач. XIV в. находилась под властью галицко-волынских князей, покровительствовавших правосл. Церкви: кн. Владимир Василькович (1269-1289) в Бресте построил ц. во имя ап. Петра, в Каменце - храм Благовещения. После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского кн.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Цитата не идентифицируется. 1308 Григорий Богослов, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1309 Он же, Слово 44, 3 — PG 36, 609В. 1310 Он же, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1311 Он же, Слово 44, 3 — PG 36, 609С. 1312 Вариант перевода: «подающему знание в защиту заключающейся в Нем истины». 1313 Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии, 2 — PG 3, 1025В. 1314 Он же, Письмо 5, к Дорофею, диакону — PG 3, 1073А. 1315 См.: Василий Великий, Шестоднев 2, 5 — PG 29, 41А. 1316 См.: Мф 16:28; Мк. 9:1; Лк. 9:27. 1317 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 41А. 1318 Быт. 3:19. 1319 См.: Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, 16,1; 5 — PG 53, 128; 131. 1320 Ин. 1:51. 1321 Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:21–22. 1322 Деян. 7:55–56. 1323 См.: Григорий Нисский, Похвальное слово первомученику Стефану I — PG 46, 716D — 717В. 1324 Афанасий Александрийский, Житие святого Антония, 10 — PG 26, 860А. 1325 Минея, 17 января на утрени, канон святому Антонию, песнь 1, тропарь 4. 1326 Буквально: «тянет». 1327 Буквально: «делает всего видящего принадлежащим только себе». 1328 1 Кор. 2:14. 1329 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 8 — PG 29, 52В. 1330 1 Сол. 4:17. 1331 О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592ВС. 1332 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Бога Слова, 4 — PG 28, 96А. 1333 Минея, 6 августа на великой вечерне стихира на «Господи воззвах», «Слава, и ныне». 1334 Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341А. 1335 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1269А. 1336 См.: выше примечание к 1, 7, 28. 1337 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592В. 1338 Там же, 592ВС. 1339 Ср.: 1 Кор. 15:28; Григорий Нисский, О душе и Воскресении, 3 — PG 46, 104В. 1340 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В. 1341 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (5, 18), PG 91, 1128А. 1342 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564C. 1343 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С. 1344 Ср.: Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D–565C. 1345

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Об истории церковной епархии М. сведения немногочисленны. До сер. XIII в. территория будущего города входила в состав епархии Лакедемона, которая известна с сер. V в. в составе митрополии Эллады с центром в Коринфе. В XI в. епархия была возведена в ранг митрополии. В XIII в. в связи с кризисом в Лакедемоне митрополиты переселились в строившуюся в это время М. В поздневизант. время в М. митрополиты играли второстепенную роль, они крайне редко упоминались в письменных источниках, часть из них известны только по печатям. Их влияние на развитие М. намного уступало той роли, к-рую здесь играли императорские и др. знатные визант. фамилии. В период с кон. XIII и до сер. XV в. известны следующие митрополиты, чья резиденция находилась в М.: Иоанн (ок. 1283-1285), Никифор Мосхопул (между 1289 и 1316), Григорий Вутас (упом. в 1324), Нил (ок. 1340-1341), Григорий (упом. в 1382), Неофит (упом. в 1393-1394), Нил (упом. в 1409), Мефодий (1437-1439). В наст. время М. входит в состав Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви. Вид на Мистру. Гравюра. 1686 г. В османскую эпоху М. стала адм. центром Пелопоннесского санджака; в бывш. дворце деспотов жили тур. паши. Церковь Св. Софии была превращена в мечеть. М. сохраняла значение небольшого экономического центра для местного аграрного края. Однако с падением визант. власти из М. выехали все знатные греч. семьи, и культурная жизнь города почти замерла, его экономические связи сократились. Тюркизация почти не коснулась М.; население города всегда оставалось преимущественно греческим. В нач. XVIII в., по сведениям венецианцев, в М. проживали ок. 40-42 тыс. чел. Дворцовый комплекс в Мистре. Фотография. 2009 г. Дворцовый комплекс в Мистре. Фотография. 2009 г. Длительная эпоха османского правления с 1460 по 1821 г. была временем стабильности для М. За это время лишь трижды военные действия проходили вблизи города. В 1464 г. в ходе венециано-турецкой войны М. осаждало войско герц. Сиджизмондо Малатесты; город был взят венецианцами, но турки удержали цитадель, и вскоре венецианцы вынуждены были уйти из М.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

В жалованной грамоте вел. кн. Иоанна III Васильевича (1483) имеются сведения о том, что П. купил для митрополичьей кафедры у тарусских князей г. Алексин на Оке: «...земли и воды и борть, что будет ни потягло издавна к Олексину» (АФЗХ. Ч. 1. 1. С. 23), но точное время этого приобретения неизвестно. Данные об этом восходят к несохранившейся меновой грамоте вел. кн. Василия I Димитриевича и свт. Киприана (кон. XIV - нач. XV в.), по к-рой «место домовное святыа Богородици» отошло вел. князю. Скорее всего это было не единственное приобретение П. Когда на Московском Соборе 1503 г. встал вопрос о секуляризации церковных владений, то от имени митр. Симона вел. кн. Иоанну III Васильевичу было заявлено, что «святители русстии, иже в Киеве, да и по них святый Петр чюдотворец и Феогност и Алексей чюдотворец вси грады и власти и села имели» (Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. Прил. II. С. 325; ср.: Там же. С. 326, 329). Не позднее 1317 г. вел. кн. Литовский Гедимин (1316-1341), остававшийся язычником, добился у К-польского патриарха Иоанна XIII Глики (1315-1319) учреждения с центром в Новогрудке (ранее относившемся к митрополичьей области) самостоятельной Литовской митрополии во главе с митр. Феофилом (упом. также в 1327 и 1329). Инициатором создания митрополии был скорее всего предшественник Гедимина Витень, и она при Гедимине не имела епархий (см.: Цукерман. 2014. С. 146-147). В 10-х гг. XIV в. явственно определились промосковские симпатии П. В нач. 1311 г. митрополит (вероятно, вскоре после окончания Переяславского Собора) не благословил 12-летнего кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи, сына вел. князя, замыслившего во время затянувшегося пребывания его отца в Орде поход из Владимира на Н. Новгород против находившегося там московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича (ПСРЛ. Т. 18. С. 87; Горский. 2000. С. 46-47). Свт. Петр, митр. Московский, закладывает Успенский собор в Московском Кремле и устраивает себе место для погребения. Преставление свт. Петра, митр. Московского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 299)

http://pravenc.ru/text/2580092.html

1316 См. Русский Архив 1881, т. II, ст. 25, Душеполезное Чтение, 1882, II, стр. 232. Срав. Прибавления к творениям святых отцов, 1884, ч. 34, 343. 1326 Архива духовно-цензурного комитета при Московской духовной академии. См., например, дело 1866 года, 29 о представлении митрополиту Филарету некоторых сорочек книг, ибо, по резолюции Филарета от 16 декабря 1866 года, «на сих сорочках встречаются священные изображения, подвергающиеся вместе с сорочками пренебрежению оскорбительному». 1327 Образчики неутомимой много деятельности митрополита Филарета можно видеть в его Письмах Филарета к Антонию, III, 349 и далее, 366, 383 и далее, и многие другие. 1332 Начало знакомства Н. В. Сушкова с митрополитом Филаретом относится к началу второй четверти XIX столетия. 1334 Он ежегодно, несколько раз в году, в одной Лавре преподобного Сергия, на раздачу бедным употреблял по нескольку сот рублей. См. Письма Филарета к Антонию, III, 326, 348, 355, 371, 400, 430, 432 и другие. 1336 Сочинения Филарета, V, 652. Ответ на речь архимандрита Саввы, при наречении его во епископа Можайского. 1337 Срав. о сем письмо святителя Филарета в преосвященному Леониду в Душеполезном Чтении, 1883, ч. I, стр. 255. 1341 Немецкий, при всей обильности своей, едва ли может бороться с русским, он покрыт туманом философского, особенного, условного, так сказать, наречия, при том само построение и длиннота речи, особенно же заканчивание её глаголом, вовсе не соответствуют нашей плавной и мягкой, звучной и сильной, сжатой и краткой речи. Примечание, Н. В. Сушкова. 1350 Там же, стр. 512. Срав. также приведённые раньше слова из проповеди по освящении храма Филарета милостивого в Гефсиманском ските, в 1860 году и из ответа на речь архимандрита Саввы при наречении его во епископа, в 1862 году. 1354 См. там же, стр. 565. На это письмо вскоре последовал Высочайший рескрипт. См. там же, стр. 566. 1358 Филарет пострижен в монашество 16, посвящен в иеродиакона 21 ноября 1808 года, а в иеромонаха посвящен 28 марта 1809 гола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1339 г. офиц. запрет читать сочинения О. и обсуждать его взгляды (текст документа см.: Chartularium Universitatis Parisiensis. P., 1891. Vol. 2. P. 485-486. N 1023). В дек. 1340 г. был утвержден еще один документ, в котором осуждались приписанные неким «оккамистам» попытки свести все науки к логике и обсуждать не содержание высказываний, а исключительно их формальную правильность (текст см.: Ibid. P. 505-507. N 1042). Если судить по их пересказу в документе, взгляды этих оккамистов были весьма радикальными и мало похожими на осторожную позицию самого О. Наконец, в 1341 г. была введена особая клятва, произносившие ее бакалавры перед началом занятий на фак-те искусств обещали соблюдать введенные запреты и следовать не «оккамовской науке», а учению Аристотеля и Аверроэса, кроме тех случаев, когда оно вступает в противоречие с верой (текст см.: Ibid. P. 680). При этом теологический фак-т Парижского ун-та, несмотря на выдвинутые против О. в Авиньоне обвинения в ереси и негативное отношение к нему Папского престола, не стал присоединяться к запрету, вслед. чего изучение богословских мнений О. в Париже формально не было запрещено. Вероятно, решение факультета искусств было неэффективным и действовало недолго: О. продолжали цитировать, по меньшей мере, теологи; в 60-х гг. XV в. клятва уже не встречается в офиц. перечне (подробнее см.: Courtenay. 2008. P. 127-346, 380-401). С 40-х гг. XIV в. Париж стал основным центром обсуждения идей О. Именно в Париже преподавали наиболее известные философы и теологи, в позднейшей традиции и историографии более или менее обоснованно получившие наименование оккамистов: Иоанн из Миркура (ок. 1310 - после 1347), Николай из Отрекура ( после 1350), Григорий Риминийский (ок. 1300-1358), Николай Орем ( 1382), Пьер д " Айи (1350-1420), Жан Жерсон (1363-1429) и др. В области логики к числу единомышленников О. относили Иоанна Буридана, Альберта Саксонского (ок. 1316-1390) и Марсилия Ингенского ( 1396), хотя все они были создателями оригинальных интерпретаций средневек.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

486 Тогда б въ Цариград благочестивый царь Константинъ Манамах... – Константин Мономах умер, когда Владимиру Мономаху было два года. Война с Русью имела место в 1043 г., результатом союза с Русью, заключенного в 1046–1947 гг., и явился брак дочери Константина Мономаха с Всеволодом Ярославичем. 487 ...Неофита митрополита ефесьскаго... – Эфес – древний город на западном побережье Малой Азии (на территории современной Турции), просуществовал до VII в., был значительным религиозным центром, где проходили вселенские соборы. В списке эфесских митрополитов имени Неофита нет. 488 ...римъский папа Формос... – Формоз жил в IX в., папой был с 891 по 896 г. Имя его часто повторяется во многих древнерусских произведениях, направленных против латинян, как основоположника разделения христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую). 489 ...святйший патриархъ киръ Иларие... – Кир Ларий (Кир Ларье) – Михаил Керулларий, патриарх константинопольский (1043–1059). При нем был Вселенский собор в 1054 г. по поводу посольства от папы Льва. В Византинской империи православная церковь возглавлялась четырьмя патриархами – константинопольским, александрийским, антиохийским, иерусалимским. 490 Батый – хан, сын хана Джучи, внук Чингисхана. Возглавлял нашествие монголо-татар на Восточную Европу. После завоевания Руси в 1237–1240 гг. совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию. Умер в 1255 г. 491 ...князец именемъ Витянецъ... – Витень (Витенис), великий князь литовский с 1293 по 1315 г., брат Гедимина. 493 Гигименикъ – Гедимин (Гедиминас), великий князь литовский с 1316 по 1341 г., на самом деле брат Витеня. 494 И роди от нея седмь сыновъ... – У Гедимина было семь сыновей: 1) Монивид (князь карачевский и слонимский), 2) Наримунт-Глеб, 3) Ольгерд (великий князь литовский), 4) Евнутий (князь литовский), 5) Кейстут (князь тракайский и жемайтский), 6) Кориат-Михаил (князь новогрудский), 7) Любарт. Названный сыном Гедимина «Скиригайлик» – Скиригайло, на самом деле сын Ольгерда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этого описания мы видим, что большую часть войска Великого княжества Литовского составляли русские, что и неудивительно. К тому времени земли, населённые русскими, составляли 90% территории Великого княжества Литовского. Уже Гедемин (1316-1341 гг.) именовал себя «королём литвинов и русинов». При его правлении в 1317 году была создана православная митрополия Литвы с центром в Новогрудке. В 1362 году Ольгерд подчинил Великому княжеству Литовскому Киев и посадил там своего сына Владимира. Владимир Ольгердович, естественно, был православным, а под конец жизни и вовсе перебрался в Москву . От него ведут своё происхождение Олельковичи (князья Слуцкие), а также князья Бельские, сыгравшие выдающуюся роль в истории России. К 1370 году в состав Великого княжества Литовского входили Гродно, Новогрудок, Минск, Полоцк, Витебск, Торопец, Брест, Луцк, Владимир-Волынский, Пинск, Туров, Брянск, Курск, Новгород-Северский, Чернигов, Киев, Переяславль и множество других древних русских городов. Герман Вартбургский, очевидно, сильно преувеличивает потери противника в битве при Рудау, называя цифру в 5500 человек. Однако то, что большая часть из павших воинов были русские, не подлежит сомнению. Единственный названный по имени «благородный боярин» Везевильте также был русским, о чём говорит его имя. Везевильте – это латинская калька русского имени Всеволод. Таким образом, большая часть войска Великого княжества Литовского, участвовавшая в битве при Рудау, состояла из русских воинов, происходивших с древнерусских земель, входящих сегодня в состав Белоруссии, Украины , России (Брянская, Курская, Белгородская, Смоленская, Тверская области) и северо-востока Польши (Подляшское воеводство, то есть города Дрогичин, Мельник, Бельск, Сураж). Великое княжество Литовское той эпохи представляло из себя довольно интересное государственное образование с русским языком делопроизводства и значительным влиянием Православной церкви. Густынская летопись сообщает, что основатель первой династии литовских князей Миндовг (великий князь в 1236-1263 гг.) со своими боярами принял православное крещение в 1246 году.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

После разгрома Киева татарами в 1240 году Северо-западные княжества Руси оказались под властью Литвы - тогда ещё языческого племени, не имевшего своих серьёзных государственных и культурных традиций. Уже при князе Гедимине (1316-1341) Литовское государство состояло на 2/3 из русских областей, а при его преемнике Ольгерде присоединило к себе Чернигово-северскую область, Брянск, Смоленск, Киев, Волынь и Подолию и даже Псков. Со времени Витовта (1392-1430) чисто литовский элемент тонул в массе русской народности (9/10 - русские и только 1/10 - литовцы). Само собой, незаметно, без всякого давления извне в литовском населении начался процесс обрусения. Обладая более развитой культурой, русские духовно подчинили себе литовцев. Русский язык, православная вера, русские обычаи, русские порядки все более и более проникали в литовскую среду. Показательно само название этого государства - Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское. О " естественной монополии " русского языка на этих землях свидетельствует фундаментальный труд выдающегося русского лингвиста Я.Ф. Головацкого " Памятники дипломатического и судебно-делового языка русского в древнем Галицко-волынском княжестве и в смежных русских областях в XIV -- XV-b.b. " Об едином русском самосознании в Виленском крае свидетельствует и работа другого замечательного южнорусского филолога Михаила Максимовича " Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси " " Не очень давно, - говорится в ней, - было толкование о том, будто Киевская и вся Западная Русь не называлась Россией до её присоединения к Руси восточной… Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западнорусских областях своенародные имена Русь, русский начали заменять, по греческому произношению их, именами Россия, российский? Ответ: с девяностых годов XVI века, в правление короля Жигимонта III, то есть вскоре после того, как земля Киевская и всё княжество Литовское были присоединены к Польше на Люблинском сейме 1569 года.

http://pravoslavie.ru/5195.html

Весной 1329 года митрополит Феогност был вместе с великим князем Иваном Даниловичем Калитой в Новгороде, побуждая псковичей выдать Тверского князя Александра Михайловича, которого требовал хан Узбек для наказания за восстание тверичей против татар в 1327 году и убийство ханского посла Шевкала. Великий князь, чтобы отвратить гнев ханский от себя и от России, двинулся на непокорных псковичей с войском, но, не желая проливать кровь, упросил митрополита подействовать на них силою церковной анафемы, если они не прекратят своего упорства. Псковичи смирились. После церковного отлучения князь Александр Михайлович ушёл из Пскова в Литву, но затем вернулся во Псков и стал Псковским князем. Вскоре после этого, узнав о смерти митрополита Литовского Феофила, святитель Феогност отправился в юго-западную Русь для возвращения под свою власть Литовской митрополии, созданной в 1316–1317 годах по инициативе великого князя Литовского Гедимина и существовавшей (с центром в Новогрудке), по крайней мере, по 1329 год. В марте 1330 года святитель Феогност посетил Кострому и присутствовал при основании Ипатьевского монастыря. В 1333 году святитель Феогност ходил в Золотую Орду для получения от хана Узбека утверждения в своём звании. В 1341 году митрополит Феогност второй раз посетил Новгород. Великий князь Московский Симеон Иванович Гордый занял своим войском Торжок и принудил новгородцев уплатить ему значительную дань, которая казалась для них несправедливою и позорною. При великом князе в Торжке они видели и святителя Феогноста, разумеется, как его единомышленника. Неудивительно, что вскоре за тем, удостоившись посещения митрополита, они приняли его очень неохотно, и местный летописец, прислушиваясь к мнению народа, внёс в свою летопись следующие слова: «Приеха митрополит Феогност гречин в Новгород с многими людьми, тяжко же бысть владыце и монастырем кормом и дары». В 1353 году недовольство новгородцев против митрополита обнаружилось гораздо яснее: владыка Новгородский Моисей († 1363; память 25 января/7 февраля) отправил послов в Константинополь к императору и патриарху, прося от них «исправления о непотребных вещех, приходящих с насилием от митрополита», в частности, он был недоволен тем, что митрополит не дал ему права, бывшего у его предшественника архиепископа Василия (Калики), носить кресчатую фелонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010