Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КАНТАКУЗИН [греч. Ιωννης Καντακουζηνς] (ок. 1295-15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним Христодул, Χριστδουλος). Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85). В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп. Андроник III Палеолог ; 1328-1341). И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер ( Dölger. 1938), совершил с молодым Андроником чин братотворения . И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана (наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343), сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей (ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в 1353-1357, деспот Мореи в 1361-1382), Мануил (ок. 1326-1381; деспот Мореи с 1349), Андроник (ок. 1334-1347); дочери Мария († после 1379; с 1339 замужем за правителем Эпира Никифором II Орсини), Феодора († после 1381; с 1346 замужем за эмиром Орханом), Елена (1333-1396; с 1347 замужем за визант. имп. Иоанном V Палеологом ). И. К. получил обычное для юношей имп. крови классическое образование при дворе имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), воспитываясь вместе с буд. имп. Андроником III; наставником обоих юношей был сенатор Константин Палама, отец свт. Григория Паламы . Возможно, что свт. Григорий (род. в 1296) также обучался вместе с И. К.; если это так, то их учителем мог быть и Феодор Метохит . В любом случае И. К. и свт. Григорий Палама были знакомы с юности. Стиль исторического произведения И. К., написанного под псевдонимом Христодул, обнаруживает знакомство с греч. классикой, ограниченное популярными авторами: Аппианом, Плутархом, Еврипидом, Фукидидом, а также греч. мифами и пословицами. Правда, визант. историк Никифор Григора противоречит сам себе, отмечая то склонность И. К. к образованию, то его недостаточную образованность ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966). Тем не менее И. К. знал отлично «Историю» Фукидида, к-рый, вероятно, сильно повлиял на формирование его мировоззрения и политической культуры.

http://pravenc.ru/text/471274.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСАНФИЙСКАЯ И ПЕРИФЕОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ξνθης κα Περιθεωρου], епархия Элладской Православной Церкви, расположена на территории нома Ксанти (Зап. Фракия); кафедра находится в Ксанти; кафедральный собор освящен во имя св. Иоанна Предтечи, который почитается небесным покровителем этого города. История К. и П. м. Ряд исследователей предполагают, что упоминаемый в источниках в I-VII вв. г. Топейр впосл. получил название Ксанфия (ныне Ксанти). Первый епископ Топейра упоминается в 431 г. В средневизант. период наиболее значительным населенным пунктом на территории К. и П. м. была крепость Перифеорий (τ Περιθεριον), к-рая находилась в сев.-зап. части оз. Вистонида. Авторы XIV в. и вслед за ними отдельные совр. исследователи отождествляют Перифеорий с Анастасиополем, однако эта идентификация неверна, т. к. в нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата одновременно упоминаются Анастасиопольская и Перифеорийская епископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 285. N 7). Перифеорийская епископия, подчиненная Филиппийской митрополии, и Ксанфийская епископия, подчиненная Траянопольской митрополии, появляются в источниках в кон. IX в. Их епископы Иаков и Георгий участвовали в К-польском Соборе 879 г. ( Mansi. T. 17/18. P. 376). Затем Перифеорийская епископия также стала суффраганом Траянопольской митрополии. В нотициях эта епископия иногда называется Датской, Феодорийской и Феорийской. В XI в. Ксанфия представляла собой скорее аграрное, чем городское, поселение (именуется χωρον в Типиконе Бачковского мон-ря), и только после разорения болг. царем Калояном в 1206 г. Перифеория и Мосинополя она начала быстро развиваться. В 1230-1241 гг. этот регион входил в состав Второго Болгарского царства. В 1264 г. Михаил VIII Палеолог решил перезимовать в Ксанфии со своим войском. Ксанфийская епископия при имп. Андронике II Палеологе (до 1316) была возведена в ранг архиепископии, а в 1341-1344 гг.- митрополии. Перифеорий играл важную роль в гражданских войнах сер. XIV в. и был укреплен имп. Андроником III. Перифеорийская епископия стала митрополией вскоре после 1341 г. В 1345 г. болг. правитель Момчил сделал Ксанфию своей резиденцией, в 1347 г. Иоанн VI Кантакузин передал ее своему сыну Матфею. В 1350 г. Перифеорийскую кафедру занимал бывш. проигумен Ватопеда Феофан, автор Жития прп. Максима Кавсокаливита. В 1369 г. Ксанфией, Перифеорием и Полистилом завладел серб. деспот Иоанн Углеша, в 1373 г. (или немного позже) эти места были завоеваны турками. В Ксанфии, которая получила тур. название Искее, преимущественно проживали греки, к северу от нее преобладало славянское население, среди к-рого получило распространение богомильство ; впосл. его приверженцы приняли ислам. Турки поселились в основанном ими к юго-востоку от Ксанфии г. Енидже-и-Карасу (ныне Енисея).

http://pravenc.ru/text/2462101.html

Аверинцев так кратко описывал жизенный путь Григория Паламы: «Родился в знатной семье, в школьные годы интенсивно занимался светскими дисциплинами под руководством Феодора Метохита, юношей выступил в присутствии императора с лекцией по аристотелевской логике, однако рано прервал эти занятия по аскетическим мотивам. Возможно, этим объясняется специфика философской культуры Григория Паламы — основательное владение понятийным инструментарием Аристотеля при слабости влияния Платона (Платона изучали после Аристотеля). Около 1316 г. стал монахом и жил в монастырях Северной Греции, преимущественно на Афоне, где пользо­вался большим уважением. Имеются сведения о контактах Григория Паламы с той средой, из которой вербовали своих сторонников богомилы; отношение Григория Паламы к богомильству однозначно интерпретируется его врагами как зараженность ересью, а сторонниками — как борьба с ересью на ее собственной территории. На деле, по-видимому, имела место сложная диалектика социологической близости и идеологической диффе­ренциации церковных и внецерковных устремлений к аскетической реформе (ср. соотношение между ранним францисканством и ранним вальденсством на Западе). С 1337 г. вовлечен в полемику с Варлаамом Калабрийским; так начались наламитские споры — последний значи­тельный идейный конфликт в Византии. Богословская дискуссия тесно переплеталась с политической борьбой. После победы на Константи­нопольском поместном соборе в июне 1341 г. Григория Палама был арестован в 1342 г. и отлучен от Церкви в 1344 г.; победа Иоанна Кантакузина в 1347 принесла ему свободу и сан архиепископа Салоник (восстание зилотов, враждебных Кантакузину, препятствовало Григорию Паламе вступить в город до начала 1350 г.), а новый собор в мае-июне 1351 г. признал его доктрину церковным учением. В 1354-5 гг. — в турецком плену, где имел беседы и споры о вере с мусульманами В отличие от многих представителей поздневизантийской культуры, Григорий Палама сравнительно спокойно относился к перспективе турецкого завоевания, но надеялся на обращение турок в православие; поэтому его отношение к исламу — не воинственное, а миссионерское [в частности Палама считал ислам примером естественного Богопознания, т. е. признавал Того, Кому поклоняются мусульмане Истинным Богом]. Едва ли не впервые за византийское тысячелетие православная идея отделяется от идеала «ромейской» государст­венности.»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИРГИТТА [лат. Birgitta, Brigida] (ок. 1302, Финстад, близ Уппсалы, Швеция - 23.07.1373, Рим), св. католич. Церкви (пам. 23 июля, 8 окт., в Швеции 7 окт.), основательница биргиттинского ордена . Род. в знатной семье лагмана (высшего должностного лица) обл. Уппланд Биргера Перссона, рано потеряла мать, воспитывалась в семье мачехи, влиятельной и благочестивой женщины. В детстве и юности Б. посещали мистические видения Девы Марии и Христа, страдающего на Кресте. В 1316 г. она вышла замуж за аристократа Ульфа Гудмарссона; была набожна, занималась благотворительностью и помогала больным. Родила 8 детей; одна из дочерей, католич. св. Екатерина († 1381, пам. 24 марта), стала ее последовательницей. В 1341-1343 гг. Б. вместе с супругом совершила паломничество в Испанию, в мон-рь Сантьяго-де-Компостелла . Ее муж после возвращения удалился в цистерцианский мон-рь Альвастра (Юж. Швеция). После его смерти (12 февр. 1344) Б. поселилась рядом с мон-рем, во время молитвы у нее были видения, к-рые она диктовала на швед. языке, а исповедник Б. и ее секретари (прежде всего богослов Петрус Олави, приор мон-ря Альвастра) записывали откровения на латыни. Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в. Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в. В одном из видений Б. услышала призыв основать монашеский орден. В 1346 г. она получила от кор. Магнуса Эриксона имение Вадстена на оз. Веттерн (Юж. Швеция), где был построен первый мон-рь биргиттинского ордена. Однако прошение об утверждении ордена было отклонено папой Климентом VI . В 1349 г. Б. отправилась в Рим, в 1367 г. папа Римский Урбан V одобрил учреждение нового ордена. В 1372-1373 гг. она вместе с сыном и дочерью совершила паломничество в Св. землю и на обратном пути скончалась в Риме. В 1374 г. мощи Б. (кроме одной руки) были перевезены в Швецию в основанный ею Вадстенский мон-рь и стали его реликвией. Часть мощей (видимо, рука) хранилась в биргиттинском мон-ре Мариендаль (в наст. время в черте г. Таллин, Эстония). По одной из легенд, царь Петр I (1689-1721) обменял их у папы Римского Климента XI на античную статую Венеры Таврической. Б. канонизирована папой Римским Бонифацием IX 7 окт. 1391 г.; решение о канонизации утверждено Констанцским Собором (1414-1418).

http://pravenc.ru/text/149213.html

Иезекииля (Иез 1. 28), что, по мнению С. Габелич, придает композиции апокалиптический характер ( 1998. С. 55-57). Причащение апостолов. Христос Великий Архиерей совершает литургию. Роспись ц. арх. Михаила в Леснове. 1341–1346/48 гг. Причащение апостолов. Христос Великий Архиерей совершает литургию. Роспись ц. арх. Михаила в Леснове. 1341–1346/48 гг. В росписи ц. арх. Михаила в Леснове, кроме «Н. л.» в куполе, в алтаре под композицией «Причащение апостолов» находится образ Иисуса Христа, стоящего за церковным престолом с литургическими сосудами и Евангелием, благословляющего обеими руками, в архиерейском облачении, окруженного мандорлой,- так акцентирована мысль, что Сам Христос является священником, Великим Архиереем, совершающим Божественную литургию (Там же. С. 55-56, 67-68). Тип изображения Христа Великого Архиерея получил широкое распространение в алтарных росписях, гл. обр. в композиции «Причащение апостолов» (напр., в храмах: св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320), св. Никиты в Чучере, Македония (до 1316), Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348), Спаса в Призрене (1348), Рождества Богородицы мон-ря Матейче близ Скопье (1356-1357), св. Георгия в Полошко (ок. 1370)). Изображение Христа Великого Архиерея как главного священнодействующего лица определяет иную редакцию иконографии Великого входа. Одним из ранних примеров изображения Великого входа с Христом Архиереем является резной артосный панагиар сер.- 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам на Афоне (см.: The Treasures of Mount Athos. Athens, 1974.Vol. 1. P. 317, 319). На панагиаре, вокруг средника с Богоматерью Великой Панагией, в арочных обрамлениях изображены ангелы, совершающие Великий вход. Христос дважды представлен у алтаря - благословлющим и принимающим Св. Дары, к-рые переносят ангелы-диаконы. В Раванице (ок. 1387) Христос Архиерей изображен и в «Евхаристии» (фронтально, в центре композиции), и в купольной композиции с «Н. л.» - здесь Он показан в саккосе, с кадилом, встречающим перед престолом Св. Дары ( 1997.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

4. Воишелк во второй раз, 1270. 5. Тройден, 1270–1283. 6. Витень или Витенес, 1283–1315. 7. Гедимин, сын или брат Витеня, 1315–1341. 8. Евнутий, сын Гедимина, 1341–1345. 2. Максим, 1283–1305 г. 3. Св. Петр, 1308–1326 г. 4. Феогност, 1328–1353 г. В 1303-м году поставлен отдельный митрополит галицкий, неизвестный по имени, который (вероятно) умер около одного времени с Максимом и после смерти которого кафедра митрополии опять была закрыта. В 1316–1317-м году поставлен особый митрополит литовский, по имени Феофил, кафедра которого (вероятно) была закрыта при поставлении в митрополиты всея России Феогноста. В 1331-м году была открыта не на долгое время митрополия галицкая. В 1337–1338-м году снова была открыта митрополия галицкая, закрытая потом в 1347-м году. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 18. Иван Иванович, 1353– 1359. 19. Дмитрий Константинович (суздальский), правнук Андрея Ярославовича, 1360–1362. 20. Дмитрий Иванович Донской, 1362–1389. 21. Василий Дмитриевич, 1389–1425. 22. Василий Васильевич Темный, 1425–1433. 23. Юрий Дмитриевич (звенигородско-галичский), сын Донского, 1433. 24. Василий Васильевич во второй раз, 1434. 25. Юрий Дмитриевич во второй раз, 1434. 26. Василий Юрьевич Косой, сын предыдущего, 1434. 27. Василий Васильевич в третий раз, 1434–1446. 28. Дмитрий Юрьевич Шемяка, сын Юрия Дмитриевича, 1446. 9. Ольгерд, брат предыдущего, 1345–1377. 10. Ягайло или Ягелло, сын Ольгерда, 1377–1386 (с 1386-го года, под именем Владислава II, король польский). 11. Скиригайло, брат предыдущего, 1386–1392. 12. Витовт, сын Кейстутия, брата Ольгердова, 1392–1430. 13. Свидригайло, брат Ягайла, 1430–1432. 14. Сигизмунд, брат Витовта, 1432–1440. 15. Казимир, сын Ягайла, 1440–1492 (с 1447-го года и король польский). 5. Св. Алексий, 1354–1378. 6. Михаил Митяй, нареченный митрополита. 1378–1379. 7. Киприан, 1381–1382. 8. Пимин, 1382–1385, 1388– 1389. 9. Дионисий, нареченный митрополит, 1384–1385. 10. Киприан во второй раз, 1390–1406. 11. Фотий, 1408–1431. 12. Исидора, 1436–1441. 13. Св. Иона, 1448–1461.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Почитание И. широко распространилось в Бретани, его гробница стала местом паломничества. В 1327 г. в одном из приходов Нантского еп-ства изображение И. было внесено в церковь ( La Roncière. 1900. P. 137). Герц. Бретани Иоанн III Добрый (1312-1341) во время посещения папы Климента V (1305-1314) поднял вопрос о канонизации И. Папе Иоанну XXII (1316-1334) были адресованы послания кор. Франции Филиппа VI (1328-1350), его супруги Жанны Бургундской, епископов церковной пров. Тур и др., а также Парижского ун-та. В дек. 1329 г. в Авиньон отправилась делегация во главе с еп. Трегье Ивом де Буабуасселем и Ги, гр. Пентьевра. 26 февр. 1331 г. папа издал буллу о начале канонизационного процесса и назначил комиссию (в ее состав вошли Роже де Фор, еп. Лиможский, Эльен де Бле, еп. Ангулемский, и Эмери, аббат мон-ря Сен-Мартен-де-Троарн (епископство Байё)). С 23 июня по 4 авг. 1331 г. в еп-стве Трегье был организован сбор показаний о жизни и чудесах И. Опрос свидетелей проводился по отдельности, за закрытыми дверями. Первоначально было собрано 243 показания; точное количество допрошенных установить сложно из-за того, что нек-рые свидетели давали показания по неск. раз. Затем начался сбор сведений о репутации И. (de fama), в к-ром приняли участие более 500 чел. из еп-ства Трегье и др. мест Бретани, многие сообщили о чудесах по молитве к И. По окончании процедуры протоколы были переданы папе Иоанну XXII, по поручению к-рого их систематизировали и дополнили составленным на основе свидетельских показаний кратким жизнеописанием И. Для рассмотрения протоколов была создана новая комиссия, куда вошли Жан Раймон де Комменж, кард.-еп. Порто и Санта-Руфины, Жак Фурнье, кард.-пресв. ц. Санта-Приска (впоследствии папа Бенедикт XII ), и Арно де Пеллегрю, кард.-диак. ц. Санта-Мария ин Портику. Основываясь на решении комиссии, папа Иоанн XXII признал свидетельства о святости И. достоверными и после консультации с коллегией кардиналов огласил свое заключение (дальнейшие процедуры были отложены в связи с кончиной папы). В 1334 г. Ален Элори, еп. Трегье, провозгласил И. блаженным и узаконил его местное почитание. Из-за начала Столетней войны (1337-1453) и периода междоусобиц в Бретани (1341-1364) бретонские епископы не могли настаивать на скорейшей канонизации И. Герц. Карл де Блуа, совершив паломничество к гробнице И., в 1345 г. посетил Авиньон, обратился к папе Клименту VI (1342-1352) с просьбой о возобновлении канонизационного процесса. Герцог представил данные о 2 новых чудесах и вручил папе 3 тыс. флоринов на покрытие возможных расходов.

http://pravenc.ru/text/200449.html

В исторической литературе встречается мнение, что в широкий обиход афонского монашества он был введен преподобным Григорием Синаитом, хотя, в действительности исихазм, в смысле духовно-телесного метода молитвы был известен на Афоне уже с конца XIII века. В третьем значении термин «исихазм» часто употреблялся как синоним термина «паламизм», то есть системы богословских понятий, выработанной святителем Григорием Паламой в процессе его полемики с Варлаамом, Акиндином и другими противниками и утверждающей возможность реального богообщения. Поскольку в ней также утверждается полная непознаваемость Божественной сущности, то вводится и различение «сущности» от Божественных «энергий», или «действий», в которых Божественная жизнь передается «тварям» как самооткровение. Наконец, в науке встречается и четвертый смысл вышеозначенного термина – это «политический исихазм», то есть социальная, культурная и политическая программа, проводимая в XIV веке византийскими деятелями (в первую очередь, императором Иоанном Кантакузином и Константинопольским патриархом Филофеем Коккиным) и широко распространившая свое влияние в славянских странах. Несомненна связь между этим движением и победой святителя Григория Паламы на Соборах 1341, 1347 и 1351 годов. Описанные четыре значения термина не противоречат друг другу. Между ними есть внутренняя связь, заключающаяся в общем понимании конечного назначения человека. Это понимание допускало разнообразие выражений, начиная с ухода от мира по примеру древнеегипетских пустынников и кончая активным богословско-полемическим писательством с участием в общественных делах. Святитель Григорий Палама родился в 1296 году в знатной семье малоазийцев, переселившихся в Константинополь из-за результате турецкого нашествия. Григорий вырос при дворе императора Андроника II Палеолога, наиболее благочестиво настроенного из всех византийских правителей поздней эпохи. Приблизительно до 20-летнего возраста Григорий изучал светские науки, но около 1316 года твердо решил следовать монашескому призванию. Напрасно император предлагал ему блестящую карьеру. Вместе с ним приняли постриг мать, сестры и многие из слуг. Сам Григорий с двумя братьями отправился на Афон. Здесь будущий святитель 20 лет жил строгой монашеской жизнью.

http://pravoslavie.ru/31354.html

Весной 1329 года митрополит Феогност был вместе с великим князем Иваном Даниловичем Калитой в Новгороде, побуждая псковичей выдать Тверского князя Александра Михайловича, которого требовал хан Узбек для наказания за восстание тверичей против татар в 1327 году и убийство ханского посла Шевкала. Великий князь, чтобы отвратить гнев ханский от себя и от России, двинулся на непокорных псковичей с войском, но, не желая проливать кровь, упросил митрополита подействовать на них силою церковной анафемы, если они не прекратят своего упорства. Псковичи смирились. После церковного отлучения князь Александр Михайлович ушёл из Пскова в Литву, но затем вернулся во Псков и стал Псковским князем. Вскоре после этого, узнав о смерти митрополита Литовского Феофила, святитель Феогност отправился в юго-западную Русь для возвращения под свою власть Литовской митрополии, созданной в 1316–1317 годах по инициативе великого князя Литовского Гедимина и существовавшей (с центром в Новогрудке), по крайней мере, по 1329 год. В марте 1330 года святитель Феогност посетил Кострому и присутствовал при основании Ипатьевского монастыря. В 1333 году святитель Феогност ходил в Золотую Орду для получения от хана Узбека утверждения в своём звании. В 1341 году митрополит Феогност второй раз посетил Новгород. Великий князь Московский Симеон Иванович Гордый занял своим войском Торжок и принудил новгородцев уплатить ему значительную дань, которая казалась для них несправедливою и позорною. При великом князе в Торжке они видели и святителя Феогноста, разумеется, как его единомышленника. Неудивительно, что вскоре за тем, удостоившись посещения митрополита, они приняли его очень неохотно, и местный летописец, прислушиваясь к мнению народа, внёс в свою летопись следующие слова: «Приеха митрополит Феогност гречин в Новгород с многими людьми, тяжко же бысть владыце и монастырем кормом и дары». В 1353 году недовольство новгородцев против митрополита обнаружилось гораздо яснее: владыка Новгородский Моисей († 1363; память 25 января/7 февраля) отправил послов в Константинополь к императору и патриарху, прося от них «исправления о непотребных вещех, приходящих с насилием от митрополита», в частности, он был недоволен тем, что митрополит не дал ему права, бывшего у его предшественника архиепископа Василия (Калики), носить кресчатую фелонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из этого описания мы видим, что большую часть войска Великого княжества Литовского составляли русские, что и неудивительно. К тому времени земли, населённые русскими, составляли 90% территории Великого княжества Литовского. Уже Гедемин (1316-1341 гг.) именовал себя «королём литвинов и русинов». При его правлении в 1317 году была создана православная митрополия Литвы с центром в Новогрудке. В 1362 году Ольгерд подчинил Великому княжеству Литовскому Киев и посадил там своего сына Владимира. Владимир Ольгердович, естественно, был православным, а под конец жизни и вовсе перебрался в Москву . От него ведут своё происхождение Олельковичи (князья Слуцкие), а также князья Бельские, сыгравшие выдающуюся роль в истории России. К 1370 году в состав Великого княжества Литовского входили Гродно, Новогрудок, Минск, Полоцк, Витебск, Торопец, Брест, Луцк, Владимир-Волынский, Пинск, Туров, Брянск, Курск, Новгород-Северский, Чернигов, Киев, Переяславль и множество других древних русских городов. Герман Вартбургский, очевидно, сильно преувеличивает потери противника в битве при Рудау, называя цифру в 5500 человек. Однако то, что большая часть из павших воинов были русские, не подлежит сомнению. Единственный названный по имени «благородный боярин» Везевильте также был русским, о чём говорит его имя. Везевильте – это латинская калька русского имени Всеволод. Таким образом, большая часть войска Великого княжества Литовского, участвовавшая в битве при Рудау, состояла из русских воинов, происходивших с древнерусских земель, входящих сегодня в состав Белоруссии, Украины , России (Брянская, Курская, Белгородская, Смоленская, Тверская области) и северо-востока Польши (Подляшское воеводство, то есть города Дрогичин, Мельник, Бельск, Сураж). Великое княжество Литовское той эпохи представляло из себя довольно интересное государственное образование с русским языком делопроизводства и значительным влиянием Православной церкви. Густынская летопись сообщает, что основатель первой династии литовских князей Миндовг (великий князь в 1236-1263 гг.) со своими боярами принял православное крещение в 1246 году.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010