Прохор, святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский (в схиме Трифон) († 1328; память 7/20 сентября, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) В конце 1310 года уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени. В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. В 1314–1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери. В 1319 году ездил в Тверь мирить великих князей с Московским князем Юрием. В 1325 году вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого великого князя Юрия Даниловича. 14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь. Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон. О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ Прохор заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел Волгу и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа «нача своима рукама сещи лес», как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, «и очищати место оное и готовити древа на церковь , тожде и вси творяху со усердием и заложиша тогожде дне церковь малу...» Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, «поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители». Явленная икона прославилась многими чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ V (Ок. 1258, Корвара, близ Кьети - 16.10.1333, Авиньон; до избрания папой - Пьетро Райнальдуччи), антипапа (12 мая 1328 - 25 авг. 1330). О происхождении Райнальдуччи и ранних годах его жизни практически ничего не известно. Ок. 1280 г. он женился, но спустя 5 лет расстался с супругой и в 1285 г. вступил в орден францисканцев . Первоначально он был членом кустодии в Риети, а ок. 1310 г. его перевели в Рим, в конвент при базилике Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Согласно нек-рым источникам, Райнальдуччи получил известность как проповедник и аскет, был сторонником строгого соблюдения устава ордена. Позднее враждебно настроенные к антипапе хронисты изображали его лицемером и человеком сомнительных моральных качеств ( Wadding. 1733. P. 78; Baluze. 1927. Vol. 2. P. 196-197). Нет прямых свидетельств, что Райнальдуччи участвовал в конфликте папы Иоанна XXII (1316-1334) с францисканцами-спиритуалами во главе с генеральным министром ордена Михаилом из Чезены, хотя этого нельзя исключить. В 1323-1324 гг. лидеры спиритуалов обратились за помощью к герм. кор. Людовику IV Баварскому (1314-1347, император с 1328), враждовавшему с папой Иоанном XXII. Укрепив свое положение в Германии, в 1327 г. Людовик IV отправился в поход в Италию, в Милане был коронован как король Италии (31 мая 1327), а в нач. 1328 г. вошел в Рим, где 17 янв. короновался как император (церемонию совершил, по-видимому, Джакомо Альберти, еп. Кастелло). 18 апр. Людовик IV, решив организовать выборы своего ставленника на Папский престол, объявил о низложении папы Иоанна XXII по обвинению в ереси. Поскольку все кардиналы и др. члены Римской курии в то время пребывали вместе с папой Иоанном XXII в Авиньоне , император поручил избрать нового понтифика коллегии из 13 представителей рим. клира. Он поставил условие, что новый папа не должен более чем на 2 дня уезжать из Рима без согласия императора и жителей города и обязан немедленно вернуться по их требованию.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

Посетив на пути с Запада на Восток св. Епифания в Кипре и друзей антиохийских, он обошел все освященные места Палестины, чтобы лучше узнать историю Спасителя и апостолов Его 1298 . «Уже седина начала украшать главу мою, говорил Иероним, и прилично бы было быть учителем, а не учеником. Однако-ж отправился я в Александрию, слушал Дидима; и за многое благодарю его: чего не знал я, тому научился, чтò знал, того не потерял под его наставлением» 1299 . Это было в 386 г. и Иерониму было тогда за 55 лет 1300 . По возвращении из Египта, он основал пребывание свое в тесной пещере вифлеемской 1301 . Две обители – одна для девственников, другая для девственниц, устроенные на иждивении благочестивой ученицы Павлы, пользовались наставлениями Иеронима 1302 и сверх того он обучал детей 1303 . Теперь, найдя покой, которого искал так долго, он предался еще более изучению Свящ. Писания; чтобы усовершить свои познания, он слушал наставления ученейшего раввина Бар Ананию, изучал у него как еврейский, так и халдейский языки. «Какого труда, какой цены стоило мне иметь ночного учителя Бар Ананию! Он боялся иудеев и для меня был другим Никодимом» 1304 . Плоды новых сведений в Писании передавал он сперва устно благочестивым начальницам обителей женских 1305 и по их же святой ревности к слову Божию приступил он к письменному толкованию Новаго Завета. Прежде всего написал он объяснение на самое малое послание апостола Павла – на послание к Филимону 1306 , за тем следовали толкования Послания к Галатам 1307 , Ефесянам 1308 , Титу 1309 . Все эти толкования диктованы были спустя 15 лет после того, как вразумлен он сновидением в опасности пристрастия к языческим книгам т.е. в 389 г. 1310 . В конце того же года и в следующем написал объяснение на Екклезиаста 1311 , ответы на вопросы о книге Бытия 1312 и несколько переводов с греческого 1313 , между прочим 39 бесед Оригеновых на Евангелие Луки 1314 . В вифлеемской же пещере он окончил труд, начатый в Риме, поверку латинского перевода Ветхого Завета, по греческому тексту Оригеновых экзапл, которые списал он с подлинника в Кесарийской библиотеке 1315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Двенадцати апостолов. Церковь Святых апостолов, Соок-Су Джами. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Церковь Двенадцати Апостолов (греч. Αγιοι Απστολοι) — крестокупольный храм в городе Салоники, посвященный соборной памяти двенадцати апостолов. Храм был построен в XIV веке – эпохе, известной как «золотой век» Салоник. В то время город превратился в крупный культурный, интеллектуальный и духовный центр северного Средиземноморья, являясь вторым по значимости после Константинополя городом угасающей Византийской империи. Монастырь основан константинопольским патриархом Нифонтом I между 1310 и 1314 гг. и посвящен Богородице. Считалось, что церковь была построена в XII веке (некоторые специалисты видели в ней элементы архитектуры VII века). Однако после обнаружения в ходе реставрации посвятительной надписи, в которой Нифонт обозначен как ктитор, строительство церкви стали относить к началу XIV века: «Павел монах, настоятель сей чтимой обители и ученик Святейшего вселенского патриарха и ктитора господина Нифонта, второй ктитор». Надпись находится над главным входом из притвора в храм. Здесь помещено фресковое изображение Богородицы с двумя архангелами и коленопреклоненной фигурой игумена Павла. Имя Нифонта как ктитора сохранилось на карнизах дверных коробок и среди кирпичного орнамента стенной кладки фасада. Церковь Святых Апостолов, как и большинство храмов Салоник в период между 1520 и 1530 гг., была обращена в мечеть Суджук су Джамии (то есть «мечеть холодных вод»). С XIX века храм упоминается под своим теперешним именем, хотя раннее его посвящение Богородице несомненно. Храм Двенадцати Апостолов расположен в западном конце Византийских Салоник, к юго-востоку от Летейских ворот, почти примыкая изнутри к городским стенам. Он являлся соборным храмом (кафоликоном) крупного монастыря. От былого монастырского хозяйства до нашего времени дошли лишь фрагменты: остатки монастырских ворот с фрагментом монастырской ограды на западе, небольшой фрагмент восточной стены, да цистерна для хранения воды к северо-западу от храма. Судя по сохранившимся фрагментам, входные ворота монастыря были двухэтажными, нижний ярус перекрывал полуциркульный свод.

http://sobory.ru/article/?object=35480

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 51. Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.) Монастырская вкладная книга представляет собой собрание актовых записей, которые фиксируют различного рода дарения монастырю (по русской терминологии – «вклады» в монастырь): вещевые, денежные, недвижимости и проч. Широко распространенная в средневековье практика монастырских вкладов объясняется тем, что они обеспечивали вкладчику прижизненное и/или посмертное поминовение (см. примеч. 1314). Бенедиктинский монастырь св. Эммерама – наиболее известная обитель в Регенсбурге, возникшая уже на рубеже VII–VIII вв. До 973 г. аббаты св. Эммерама были одновременно и епископами регенсбургскими. Издания: Trad. S. Emmer. N 926. Переводы: На русский язык: Свердлов 2. С. 338–339 (только запись о Хартвике). Да будет известно всем желающим знать как ныне живущим, так и будущим 1310 , что некий челядин (familiaris) этой церкви 1311 по имени Хартвик (Hartwic), живущий в стране Русь (regio Rusciae) в городе под названием Киев (Chiebe) 1312 , по любви к Богу и из почтения к св. Эммераму, своему хозяину (patronus) 1313 , а также по причине, вернее – из желания быть полностью принятым братьями этого монастыря в братию 1314 , через посредство граждан (cives) этого города 1315 Гримольда (Grimoldus), Генриха (Heinricus) и Конрада (Chunradus), которые были его должниками, предоставил нашей церкви свои деньги, а именно 18 талантов 1316 , с тем условием и просьбой, чтобы на эти деньги было куплено владение, которое, в память о нем и во спасение его души, было бы передано странноприимному дому (hospitale) св. Эммерама на утешение бедных и странников 1317 . [Указывается приобретенное с согласия аббата Берингера 1318 и Фридриха, келаря монастыря и начальника странноприимницы, владение и перечислены свидетели передачи его монастырю 1319 .] (Trad. S. Emmer. Р. 459) 1310 Обычный канцеляризм, указывающий на волеизъявление в отношении получателя (читателя) акта (promulgation) и открывающий содержательную часть (narratio и disposition документа; ср. 6, 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИФОНТ I († 3.09.1328), патриарх К-польский (9 мая 1310 - 11 апр. 1314). Род. в Веррии в обл. Македония. В источниках отсутствуют сведения о мирском имени Н., точном времени его рождения, а также о его семье. Возможно, в течение нек-рого времени он жил в Фессалонике, затем прибыл на Св. Гору Афон , где принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1294 г. упоминается в актах Афона как настоятель Великой Лавры ( Laurent. 1970. P. 101). В последние годы Патриаршества Иоанна XII (1294-1303) стал митрополитом Кизическим. Руководил обороной города во время его осады турками-османами (1303). Ок. 1309 г. был обвинен в хищении церковных средств, а также в симонии . Отвергая данные обвинения, Н. утверждал, что инициировал продажу части церковного имущества для оказания помощи малоазийскому населению, которое бежало в Кизик от наступавших османов. Патриарх К-польский свт. Афанасий I (1289-1293, 1303-1309) просил имп. Андроника II Палеолога (1282-1328) немедленно рассмотреть данный вопрос, однако император приостановил следствие, что, вероятно, было вызвано его желанием способствовать возведению Н. на Патриарший престол. Составной частью церковно-политических планов Андроника II было уврачевание арсенитского раскола, начавшегося после низложения по инициативе имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1265). По всей видимости, Андроник II учитывал, что Н. занимал по отношению к участникам схизмы умеренную позицию ( Laurent. 1945. P. 251-256). После того как свт. Афанасий I, деятельность к-рого вызывала недовольство архиереев и части духовенства, оставил К-польскую кафедру, его преемником был избран Н. Главным событием Патриаршества Н. стало воссоединение участников арсенитского раскола с Церковью. 14 сент. 1310 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, в храме Св. Софии состоялась торжественная церемония восстановления церковного единства: патриарх сослужил с арсенитами.

http://pravenc.ru/text/2577733.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЛАСФИМИЯ» [греч. βλασφημα - поношение, кощунство], древнерус. компилятивный трактат, составленный не ранее 1-й четв. XIV в., большая часть входящих в него статей объединена темой обличения симонии . Известны 2 списка «В.». Древнейший (РНБ. Соф. 1262. Л. 63 об.- 113, нач. XV в.) находится в составе полемического «Трифоновского сборника», данного вкладом в Троицкий Видогощский мон-рь близ Новгорода. 2-й список содержится в «Потребнике митрополита Макария» (РНБ. Сол. 1085/1195. Л. 628-684), написанном «дьячишко Алексеем» в 1504 г. для игум. новгородского Лисицкого мон-ря Иоакима. В оглавлениях списков указаны 67 глав, однако «Трифоновский сборник» содержит 62 главы (пропущены главы 63-67), состоящие из 105 статей, «Потребник» - 65 глав (пропущены главы 22-я и 63-я), состоящие из 64 статей. Полностью совпадают в списках тексты 53 глав. А. С. Павлов, П. Л. Соколов, В. А. Кучкин связывают происхождение «В.» с Переяславским Собором 1311 г., на к-ром сторонники вел. кн. св. Михаила Ярославича Тверского хотели осудить свт. Петра . «В.» содержит единственный известный список «Написания о поставляющих мзды ради», созданного противником митр. Петра мон. Акиндином между 1310 и 1314 гг. и адресованного кн. Михаилу; ему же адресовано послание Патриарха Нифонта I в составе «В.», что может свидетельствовать о создании и первоначальном бытовании трактата в Твери. Имеются аргументы в пользу московского происхождения «В.» (упоминание в 66-й гл. вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты). А. И. Клибанов вслед за А. Д. Седельниковым настаивал на том, что «В.» сформировалась среди стригольников . Во «В.» приведены правила Вселенских и Поместных Соборов, св. апостолов и св. отцов, Прохирон, отрывки из книг Исаии и Иезекииля, толковых Евангелий, Деяний святых апостолов, Посланий ап. Павла к Коринфянам с толкованиями святителей Григория I Великого (Двоеслова) и Иоанна Златоуста , выписки из трудов святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого , Григория Богослова , преподобных Ефрема Сирина , Анастасия Синаита , Исидора Пелусиота , отрывки из посланий К-польских Патриархов святых Тарасия и Геннадия I , отрывки из «Лествицы» Иоанна, игум. синайского, житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Пахомия Великого , апокрифическое правило 165 св. отцов «об обидящих Божия церкви» и др.

http://pravenc.ru/text/155025.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIII ГЛИКА Иоанн XIII Глика [греч. Ιωννης Γλυκς, Γλυκς] (ок. 1260, К-поль? - после 11.05.1319, там же), патриарх К-польский (12 мая 1315 - 11 мая 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель. Происходил из родовитой визант. к-польской фамилии, представители к-рой неск. столетий занимали чиновничьи посты в имперской администрации. Получил образование в столице, учился вместе с будущим К-польским патриархом Григорием II . Вероятно, в 1277 г. был патриаршим нотарием в К-поле (PLP, N 4268). Занимал различные посты на гос. службе, входил в состав визант. синклита; ок. 1282-1295/96 гг. имел должность «эпи тон деесеон» (π τν δεσεων), чиновника, рассматривавшего прошения. В 1294 г. сопровождал Феодора Метохита в посольстве на Кипр и в Армению в поисках невесты для визант. имп. Михаила IX; составил описание поездки в несохранившемся соч. «Πρεσβευτικς». В 1295/96-1315 гг. был логофетом дрома, одним из ближайших придворных советников имп. Андроника II Палеолога . К моменту избрания на Патриаршество был женат и имел неск. детей; жена И. Г. после принятия им сана удалилась в мон-рь. И. Г. стал последним К-польским патриархом - выходцем из визант. придворной элиты; после И. Г. Патриарший престол занимали только представители греч. монашества. О жизни К-польской Церкви в Патриаршество И. Г. позволяет судить сохранившийся сборник синодальных постановлений Церкви в рукописи Vindobon. gr. 47. Акты периода Патриаршества И. Г. содержат постановления по текущим делам: обмену синодиками с вновь вступающими на престол патриархами Александрии ( Григорием II ), Антиохии и Иерусалима ( Афанасием III ), возведению епархии Янины в ранг митрополии (кон. 1318 - нач. 1319), назначению новых глав епархий, дарованию привилегий мон-рям и их подтверждению, распределению финансовых и др. средств в помощь епархиям, судебному рассмотрению споров между церковными ведомствами, контролю над бракоразводными процессами и правами наследования, определению мер наказания в отношении клириков - нарушителей канонов, ознакомлению с мировоззрением лиц, обвиненных в ереси. Несмотря на отсутствие крупных проблем в этот период, работа Свящ. Синода велась активно, не только решались вновь возникающие вопросы, но и был урегулирован ряд судебных тяжб, начавшихся в период Патриаршества Нифонта I (1310-1314). В ведении церковных дел И. Г. отличался бескорыстием и не скопил к.-л. значительных личных средств.

http://pravenc.ru/text/469602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВРОНТОХИОН [Βροντχιον, Βροντοχου от греч. βροντ - гром], мон-рь в Мистре (Пелопоннес, Греция), расположенный рядом с кафедральным собором во имя вмч. Димитрия (т. н. Митрополией). Ансамбль мон-ря включает 2 храма: во имя св. Феодоров (великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона) и в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико). Основателем В. считается архим. Пахомий, вел. протосинкелл Пелопоннеса. В рукописи, написанной для него нотариусом Василакисом в 1296 г., содержится акростих, восхваляющий Пахомия как основателя ц. св. Феодоров. Однако известен его предшественник, игум. Даниил, упомянутый между 1290 и 1295 гг. вместе с Пахомием как ктитор этой церкви в надписи на фрагменте иконостаса ц. св. Феодоров (в наст. время хранится в музее Мистры). Возможно, строительство ц. св. Феодоров было начато Даниилом, а завершено в 1296 г. Пахомием, построившим также храм Одигитрии (ок. 1310). Единственное упоминание В. как мон-ря во имя св. Феодоров - по посвящению первого храма обители - содержится в сохранившемся фрагменте хрисовула визант. имп. Андроника II Палеолога, к-рый, как и последующие, скопирован на стене юго-зап. парекклисиона Афендико. В др. имп. хрисовулах (1313-1314, 1318, 1320 и 1322) говорится уже об «обители Пречистой Богоматери Одигитрии, называемой Вронтохион». Эти грамоты подтверждали права мон-ря на крупные земельные приобретения. Предполагают, что ц. Афендико являлась кафоликоном мон-ря, а ц. св. Феодоров служила усыпальницей. Сохранилось Евангелие, написанное во 2-й пол. XI - нач. XII в. (ГИМ. Син. греч. 225), к-рое было подарено во В. в 1312 г. Никифором, митр. Критским и проедром Лакедемонским. Церковь во имя св. Феодоров Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. (1290-1295). В раннепалеологовский период в архитектуре Морейского и Эпирского деспотатов наблюдалось возвращение к традициям предшествующих эпох. Так, архитекторы и ктиторы ц. св. Феодоров стремились воспроизвести тип храма, встречавшийся последний раз в Дафни (ок. 1100),- церковь с большим куполом на тромпах, опирающуюся на 8 устоев, образующих в плане восьмигранник. В XIII в. усилилось стремление к живописности фасадов, что достигалось за счет сочетания кладки из камней и широких поясов кирпичного узора различных видов (поребрик, «елочка», П-образный орнамент и др.).

http://pravenc.ru/text/155448.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310–1314 гг. Церковь св. Апостолов в Фессалонике. 1310–1314 гг. Основана одновременно с существовавшим здесь мон-рем в 1310-1314 гг. Нифонтом I , Патриархом К-польским, о чем свидетельствует надпись внутри храма. Посвящение 12 апостолам связано с легендой, согласно к-рой храм ранее имел 12 куполов, символизирующих 12 апостолов. Однако изначально А. ц. была посвящена Богоматери, что следует из состава росписей галерей, а также ктиторской фрески на вост. стене нартекса, где изображен др. основатель храма - игум. Павел, являвшийся учеником Патриарха Нифонта I. А. ц. представляет собой крестово-купольный храм на 4 колоннах с высоко поднятыми сводами подкупольного креста. Основной объем окружен галереями и нартексом, угловые компартименты к-рых перекрыты 4 малыми куполами. С запада к храму примыкает экзонартекс. Ктитор храма иером. Павел. Роспись ц. св. Апостолов в Фессалонике. 1310-1314 гг. Ктитор храма иером. Павел. Роспись ц. св. Апостолов в Фессалонике. 1310-1314 гг. Купол и своды основного объема А. ц. украшены мозаиками, созданными по заказу Патриарха Нифонта I. В скуфье купола представлен Господь Вседержитель в окружении 10 пророков, в сводах размещены двунадесятые праздники. В нижней зоне четверика, декорированной фресковыми изображениями, представлены фигуры апостолов, воинов-мучеников, святителей и преподобных. В росписи галерей и зап. части храма центральное место занимают сюжеты, посвященные Пресв. Богородице. В юж. галерее сосредоточены прообразовательные сюжеты, иллюстрирующие ветхозаветные пророчества о Пресв. Богородице. В вост. части галереи представлено «Древо Иессеево», в верхней зоне - «Руно Гедеоново», «Моисей и Аарон у Скинии Завета», «Моисей получает скрижали» и др. В нартексе расположены сцены, иллюстрирующие события детства Богородицы согласно «протоевангелию Иакова». Здесь же представлены композиции: «Мученическая кончина св. Димитрия», «Сорок Севастийских мучеников» и «Души праведные в руце Божией». В сев. галерее особое место отведено циклу жития св. Иоанна Предтечи, а также иллюстрации к стихире на Рождество Господне «Что Ти принесем, Христе». Мозаики и фрески А. ц. наряду со стенописью к-польских церквей мон-ря Паммакаристос (ок. 1315) и мон-ря Хора (1316-1321) представляют собой высшие достижения визант. монументальной живописи эпохи Палеологов и свидетельствуют о принадлежности живописи ведущим мастерам своего времени. Лит.: Stephan Ch. Ein byzantinisches Bildensemble: Die Mosaiken und Fresken der Apostelkirche zu Thessaloniki. Worms, 1986; Nikonanos N. The Church of the Holy Apostles in Thessaloniki. Thessal., 1986. В. Д. Сарабьянов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75728.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010