АНТОНИЙ, митрополит Сурожский: У нас в Англии с этой бедой помогает людям справиться общество Анонимных Алкоголиков. Вы знаете, я уже очень, очень давно отошел от медицины. Но часто приходится встречаться и разговаривать с больными людьми. И на моем уровне единственное, что я могу сделать, — вдохновить человека тем, что он любим Богом, что его любят и уважают люди, что он сам себя как бы подтачивает тем, что поддается болезни. И сказать ему: «Борись с этим». Игумен ВАЛЕРИЙ (Ларичев): Способов очень много. В медицине употребляется лечение симптоматическое, то есть направленное на устранение проявлений заболевания, — снять симптом, ломку, но корень болезни при этом не затрагивается; а есть лечение патогенетическое, направленное на механизм развития болезни. Медицина вообще, поскольку она не оперирует понятием греха, не может претендовать на патогенетическое лечение. Она снимает симптомы болезни, а по-настоящему не излечивает. Лечение может происходить только на духовной, религиозной основе. Протоиерей ЕВГЕНИЙ Генинг: С моей точки зрения, есть способы позитивные и есть негативные. Негативных способов довольно много, и о них тоже нельзя забывать: различные виды кодирования, химическое воздействие на человеческое сознание. То есть любая форма насилия: физическая, химическая, душевная, духовная — какая именно, не имеет значения. Зарок я отношу к духовному насилию. Вот типичный пример духовного насилия: клянись на Евангелии или на кресте, что ты не будешь пить в течение десяти лет или даже одного дня — какая разница, не имеет значения… Сказать так — это, по сути, совершить кодирование, только на духовном уровне. И, к сожалению, таких «методов» довольно много. На мой взгляд, способ позитивного решения этого сложного вопроса — это анонимное сообщество. Другого способа я просто не вижу. Сам этот метод анонимных сообществ, по моему глубокому убеждению, позаимствован из церковной традиции, в частности, из православной традиции… Просто формально даже сравните «Двенадцать Шагов» и Девять заповедей блаженства, вы удивитесь их сходству. Конечно, язык разный, но суть одна.

http://azbyka.ru/zdorovie/sladkij-plod-g...

В историю Церкви рано пришли две болезни, приобретшие безбрежный характер в эпоху Просвещения: рационализм и обмирщение. Наряду с Великой схизмой (1054 г.) и Реформацией эпоха Просвещения оказала определяющее влияние на складывание современной пост-христианской Европы. Западный глобальный мир, декларируемый как мультикультурный и мультирелигиозный, на деле предельно однороден и одномерен: в его основе лежат основные принципы европейского Просвещения – эгоизм, рационализм, потребление, приоритет мирского преуспеяния и стремления «к постоянному удовольствию на земле» 1 . Еще одной основой просветительской идеологии является отрицание Предания, именно поэтом глубоко укорененное в евангельском, апостольском и святоотеческом наследии православное мировоззрение сразу стало антиподом Просвещения. Отвержение традиции, попытка предложить ей основанную на рационализме альтернативу, была отмечена с первых шагов христианства. В историю Церкви рано пришли две болезни, приобретшие безбрежный характер в эпоху Просвещения: рационализм и обмирщение (отрицание аскетизма). На подобных принципах были построены многие гностические системы Ι – ΙΙ вв. Не заставило себя ждать и время, когда разрушительные процессы начали проникать непосредственно в церковную жизнь. Павел Самосатский      Около 260 г. антиохийскую кафедру возглавил еретик Павел Самосатский. Он не скрывал своего неуважения к Преданию и дерзко отзывался о почивших отцах Церкви. Отрицание традиции Павел совмещал с обмирщением: одевался пышно и роскошно, передвигался в окружении огромной свиты копьеносцев и собрал себе значительное богатство. Самосатский хотел жить как «блестящий светский человек», терпимо смотрящий на многие противонравственные поступки клириков и мирян. Пресвитерам и диаконам он помогал скрывать смертные грехи. 2 С Павлом Самосатским был связан кружок ученных-богословов – лукианистов (одним из рядовых членов которого был знаменитый ересиарх Арий). Ариане - лукианисты не отделяли веру от знания и открыто провозглашали себя ее испытателями и исследователями. Лукианисты насмешливо относились к людям привязанным к церковному Преданию, отрицая всякую непостижимость в учении Церкви. В глазах ариан осторожность в изъяснении предметов веры была лишь доказательством ограниченности мысли, за которую они упрекали православных.

http://pravoslavie.ru/102232.html

Без цели, руля и ветрил Б. В.: Уже много лет наше государство не имеет четко провозглашенной и понятной людям цели. Фактически требуется концепция развития общества и государства, сформулированная кратко и простыми, всем понятными словами. Она не является программой в прямом смысле этого слова. В ней не прописаны конкретные мероприятия со сроками их реализации и ожидаемыми результатами. Не указывает она и конкретных шагов во внутренней и внешней политике, но обеспечивает понимание вектора развития страны, показывает гражданину важность его работы не только для себя, но и для будущих поколений. А также позволяет ему судить о внешних друзьях и недругах страны, ее развитии, успешности внутренней и внешней политики государства. Последние десять лет у нас многое изменилось, порой весьма неожиданно. Г. К.: На бытовом уровне, кто друзья и кто враги, граждане и сами разберутся. Не надо нас малыми детьми считать. Разве без этой идеи жизнь человека смысла не имеет? Вообще-то мы живем и детей воспитываем потому, что их любим, а не потому, что есть идея. Идея четко прослеживается только в предельно острых ситуациях - таких как «победить в войне». В принципе ситуация у нас, действительно, сложная и может существовать некоторый улавливаемый всеми направляющий вектор, но он не поддается формализации. Б. В.: Национальная идея указывает на согласованную обществом и государством цель развития и направление движения к этой цели. Ее отсутствие не позволяет народу судить об успешности работы властей (если нет ни целей, ни задач, то и делать ничего не надо). Она как компас, доступный каждому гражданину данной страны. Г. К.: А без национальной идеи народ о власти судить не может? Зачем нам вообще нужно государство? Для реализации идеи или для того, чтобы спокойно жить? Государство проверяется на крепость не наличием идеи, а, например, работой милиции. Государство, несомненно, развивается вместе с гражданами, и это развитие не определяется идеей. Тут какие-то другие законы работают. Б. В.: Наличие национальной идеи и необходимость ее практической реализации является веским основанием для властей находиться «у руля». А. И. Солженицын выдвинул важную идею «сбережения» нации. Это одна половина дела. Думаю, что вторая половина - сохранение и укрепление традиций, веры и русской культуры. Обобщая сказанное, замечу, что объединяющая страну национальная идея должна звучать как задача возрождения великой России. Нации без понятия ценности государственности, нации без понятия ценности собственной культуры, нации без понятия ценности собственных традиций не бывает, такие нации умирает.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/19/...

д.), призванные воссоздать, сконструировать «новый», взамен утраченного, второй уровень «социальности», не защищали от всеохватывающего манипулирования сознанием масс в том или ином типе химероидных режимов или государств. Следует отметить, что секулярная культура Запада в принципе не оказалась способной, да и не хотела подавить процессы массообразования, а, только стимулируя и экспортируя их в иные культурные регионы, создавала взамен прежних политических режимов одну химеру за другой. Воссоздание традиционных устоев жизнедеятельности общества посредством «реанимационного лечения» традиционной корпоративной системы и поэтапного восстановления второго уровня «социальности» является основной задачей, стоящей в настоящее время перед большинством современных обществ, в том числе и перед русским национальным движением. Создание эффективно функционирующей корпоративной системы является одним из реальных шагов, направленных на воссоздание традиционных основ существования гражданского общества, обретения стабильности и устойчивости политической системы, а также противодействию установлению общества масс и торжества олигархий. Реальное воссоздание гражданского общества в России стало бы также серьёзным барьером на пути запуска процесса осуществления очередной «современной революции» или государственного переворота. Осуществить это можно лишь посредством масштабных реформ политической системы Российской Федерации, одной из главных целей и задач которых является переход от массового общества (импортированного с Запада и укоренившегося в России) к обществу гражданскому. А значит: от олигархической и охлократической форм осуществления власти - к власти демократической или традиционной для России - монархической формам осуществления государственной власти. Необходимо также отказаться от заимствованной и привнесённой к нам с Запада в 1993 году системы «парламентской демократии», дальнейшее существование которой в России не будет способствовать расцвету российской государственности.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/22/...

Но вспомним евангельскую притчу, талант нужно умножать, вера растет по мере углубления человека в нее, в жизнь церковную, в жизнь самой церкви. Появляется духовный опыт и вера возрастает. Человек начинает понимать, что это уже не просто слова, не просто какие-то первоначально непонятные действия, богослужебные, например... По мере чтения евангелия, творений духовных отцов, духовной литературы, у него начинают открываться глаза, появляется духовное видение, вера все больше и больше возрастает. Господь этому содействует. Если человек делает один шаг на встречу Богу, то Бог делает на встречу человеку десять шагов. Есть такое понятие - первая благодать, которая дается человеку незаслуженно совершенно. Даром дается большая благодать, чтобы человек почувствовал, как хорошо быть со Христом, хорошо быть в церкви. Часто этому способствуют какие-то скорби, которые Господь промыслительно посылает человеку... Е.Ф.: Как правило... Владыка Панкратий: Помните, в евангелии человек сказал: «Верую Господи! Помоги моему неверию!»? То есть, через молитву, - а молитва дается молящемуся, - человек начинает жить христианской жизнью, стараться соблюдать заповеди и, самое главное, быть в церкви. Через молитву человек получает благодать и постепенно приближается к Богу... И множество примеров этому. На наших глазах люди, совершенно светские и далекие от религии и веры, превращались в людей церковных, искренних православных христиан. Я много таких случаев знаю... О традиции и современности... О Божьей благодати и чистоте души пастыря... Е.Ф.: Насколько важно вписывать традицию в современные культурные носители, стоит ли на этом делать упор? Владыка Панкратий: В современных технологиях есть, конечно, как множество положительных составляющих, могущих принести большую пользу верующему человеку, так и много просто опасных. Все, что происходит в культурной сфере, во многом напрямую связано с интернетом. Все меньше становится книжных магазинов, меньше печатается тех же газет, люди все больше и больше черпают информацию из интернет-источников.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Существует большое разнообразие подходов в пропаганде холистического здоровья, часть из них развились из древних культурных традиций, как религиозных, так и эзотерических, другие связаны с психологическими теориями, разработанными в Эсалене в 1960–1970 годы. Огромное количество практик и техник связано с Нью Эйдж, например: – акупунктура; – биологическая обратная связь; – хиропрактика; – кинезиология; – гомеопатия; – иридология; – различные виды массажа и «бодиворка», такие как оргономия, метод Фельденкрайза, рефлексология (рефлексотерапия), рольфинг, полярити (энергетический массаж), терапевтические прикосновения и т.п.; – медитация и визуализация; – нутритерапия; – психическое целительство; – различные виды траволечения; – лечение кристаллами (кристаллотерапия), металлами (металлотерапия), музыкой (музыкотерапия), цветным светом (кромотерапия); – реинкарнационная терапия; – программы 12 шагов и группы самопомощи 25 . Утверждается, что источник исцеления находится в нас самих, что это то, чего мы достигаем, когда соприкасаемся с нашей внутренней энергией или с космической энергией. Поскольку здоровье подразумевает продление жизни, Нью Эйдж предлагает восточную формулу в западных терминах. Первоначально реинкарнация была частью индуистской циклической идеи, основанной на концепции атмана, или божественного ядра личности (позднее – на концепции дживы), которое переходит из одного тела в другое в цикле страдания (самсара), обусловленного законом кармы, связанной с поведением в течение предыдущих жизней. Надежда заключалась в возможности родиться в «лучших» условиях или в освобождении, наконец, от необходимости быть рожденным вновь. Отличие большинства буддийских традиций заключается в том, что перемещения из тела в тело происходят не с душой, а с континуумом сознания. Нынешняя жизнь включена в потенциально бесконечный космический процесс, в который вовлечены даже боги. На Западе, со времен Г.Э. Лессинга, реинкарнация представляется гораздо более оптимистично – как процесс воспитания и все более полной реализации личности. Спиритизм, теософия, антропософия и Нью Эйдж рассматривают реинкарнацию как участие в эволюции космоса. Утверждается, что этот постхристианский подход к эсхатологии отвечает на трудные вопросы теодицеи и обходится без понятия ада. Считается, что когда душа отделяется от тела, индивидуум может взглянуть на всю свою жизнь вплоть до этого момента, а соединение души с новым телом сопровождается «предварительным просмотром» наступающего цикла жизни. Люди могут возвращаться в свои предыдущие жизни в сновидениях и посредством медитативных техник 26 . 2.2.4. Целостность: магическое путешествие в мир тайн

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Поэтому я не стану брать на себя решение этой проблемы во всей ее пугающей сложности. Достаточно будет, и это гораздо проще, обозначить в самых общих чертах вклад Сократа в открытый софистами спор о проблеме образования. Ведь он не зря принадлежит к тому же поколению: он тоже, на свой лад, воспитатель. Я не решаюсь составить ясное представление о преподавании Сократа: меня пугает смелость тех историков, которые, отважно исправляя оптические искажения Облаков при помощи немногочисленных сведений о кинической школе Антисфена, описывают сократовскую школу как общину аскетов и ученых . Однако и не имея такого представления, можно догадаться, что Сократ был критиком и соперником тех великих софистов, которых Платон любит ему противопоставлять. Если удовольствоваться самыми общими соображениями (невозможно вдаваться в подробности, не оказавшись с первых же шагов втянутым в бесконечную полемику), похоже, что это противопоставление может быть сведено к двум основным вопросам. Во-первых, Сократ предстает перед нами как глашатай древней аристократической традиции: если смотреть на него с политической точки зрения, он оказывается «центральной фигурой антидемократической гетерии»; взгляните, каково его окружение — Алкивиад, Критий, Хармид. Противопоставляя себя софистам, озабоченным исключительно политической virtu, практическим успехом, и склонных из-за этого впадать в цинический аморализм, Сократ делает это во имя традиционного подхода, который выдвигает на первый план в воспитании этический элемент, «добродетель» в том строго моральном смысле, какой приобрело это слово сегодня (причем именно под влиянием проповеди сократиков). С другой стороны, Сократ, менее прагматичный, противопоставляет софистам, слишком уверенным в ценности своего обучения и слишком склонным гарантировать его успех, мнение предков, согласно которому образование зависит прежде всего от способностей, является лишь методом развития этих последних. Это и более естественное, и более серьезное понимание педагогики. Знаменитая проблема, поставленная в Протагоре , «можно ли научить добродетели?», уже обсуждалась, как мы знаем, великими поэтами аристократии, Феогнидом и Пиндаром; и то сдержанное, гибкое решение, которое предлагает от имени Сократа Платон, — то самое, которое уже предлагалось этими поэтами от имени аристократической традиции, представителями которой они были.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Похоже на подготовленный по заказу комментарий к статье, никакого отношения к вопросам о " 12 шагах " не имеющей. Во-первых. Цитата: центр не Православный (не религиозно ориентированный, по 12 шаговой программе). Читайте статью священника Максима Плетнёва " Программа " 12 шагов " как религиозное явление " : http://www.rusk.ru/st.php?idar=113629 . Там всё грамотно разъяснено по данному вопросу. Во-вторых. Цитата: Ребята многие тянутся к Церкви, к общению с нашими батюшками, но вот как подойти, поймут ли... Поймут, конечно. Если человек после прохождения программы " 12 шагов " придёт в храм (что маловероятно, поскольку после размывания понятия о Боге, о Святой Троице, о Христе в расплывчатый образ мифической " Высшей Силы как мы её понимаем " , сделать это чрезвычайно трудно) и осознает всю степень своей греховности + поймёт, что " 12 шагов " - путь в никуда и в этой программе нет исцеления и спасения для души, покается=то он в итоге с Божией помощью может стать православным христианином. Но, повторюсь, после прохождения " 12 шагов " сделать это ГОРАЗДО труднее, нежели если бы страждущий сразу обратился в Церковь за помощью к священнику. В качестве подтверждения моих слов фрагмент доклада протоиерея Сергия Белькова, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму СПб епархии, на секции " Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи " на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях, 2006 год: " Стоит затронуть, прежде всего, вопрос, о том, что в программной литературе АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер " 12 шагов " . При этом понятие " духовность " не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, псевдо-религиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово " духовность " . Наркозависимые и алкоголезависимые люди, конечно же, нуждаются в духовной поддержке и ищут ее, но " духовность " программы " 12 шагов " настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа. "

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

- Что или кто именно стоит за термином " Высшая Сила " каждый из участников движения выбирает сам. Отсутствие догм в этом вопросе принципиально (этакий суперэкуменизм). - В основе религиозной практике движения " Двенадцать шагов " - АА, АН лежит личный религиозный опыт (не огражденный догматами) и подчинение смутной " Высшей Силе " . (Данная практика может привести к глубоким духовным повреждениям.) Как же относится к этому явлению верующему человеку? С осторожностью. Понимая, что перед ним оригинальный и своеобразный культ, может быть (из-за богословской безграмотности) в полноте неосознаваемый самими организаторами и участниками. Культ, хранящий в себе определенные духовные опасности. Современное отношение к движению АА, АН наркозависимых в России можно сравнить с отношением к йоге в 80-х годах XX столетия советской интеллигенции. Тогда многие бросились заниматься йогой в поисках здоровья и духовного обновления, толком не осознавая, что они, по сути, столкнулись с индуизмом. Теперь наркоман приходит в группу АН в поисках трезвости, а ему предлагают поклонение смутной " Высшей Силе " . Ко времени окончания статьи, в свет вышло два издания напрямую касающихся обсуждаемой темы: " Сладкий плод горького древа " иеромонаха Ионы (Займовского) и " Выход есть! " (автор обозначил себя как " мирянин Александр " ). Ознакомившись с этими изданиями можно говорить о том, что на сегодня существует некоторая группа священнослужителей и мирян активно поддерживающая и пропагандирующая движение " Двенадцать шагов " . Девятый год автор этой статьи непосредственно участвует в деле церковного душепопечения наркозависимых. За это время мое отношение к программе " Двенадцать шагов " менялось. В начале я был во многом согласен с мыслями иеромонаха Ионы. Я считал, что возможно и необходимо Церкви духовно окормлять движение " Двенадцать шагов " , практически ничего в этом движении не меняя. Сегодня я к такой возможности отношусь глубоко пессимистично. Не только из-за того, что программа " Двенадцать шагов " не соответствует церковной традиции. У меня создалось впечатление, что и сами организаторы движения АА, АН не стремятся к церковному окормлению. Вот, что по этому поводу пишет Терри Вебб в главе " Защита от жучков: игнорирование любых сект или деноминаций " : " Выздоравливающие химические зависимые и члены их семей считали, что если они помогают друг другу, то должны оставаться независимыми (традиция 4) и финансировать себя сами (традиция 7)... церковь часто пытается контролировать нас, когда предлагает нам что-то бесплатно. Внеконфессиональная и независимая природа групп АА защищает их и дает им возможность помогать людям, не связывая себе рук "

http://ruskline.ru/analitika/2008/12/26/...

(61) Но для того чтобы было понятно это землеописание, мы идем по следам Александра Великого. Диогнет и Бэтон, его путемеры, пишут, что Гекатомпил парфян находится от Каспийских Ворот, в скольких мы сказали тысячах шагов 212 , оттуда Александрия ариев, город, который основал этот царь, – в 575 000 шагах, Профтасия дрангов – в 199 000 шагах, город арахосиев 213 – в 565 000 шагах, Ортоспан – в 175 000 шагах, оттуда до города Александра 214 – 50 000 шагов (62) (в некоторых рукописных списках встречаются различные числа 215 ), что этот город расположен у самого подножия Кавказа, что от него до реки Кофет и города индов Певколатис – 237 000 шагов, оттуда до реки Инд и города Таксиллы – 60 000 шагов, до Гидаспа, знаменитой реки, – 120 000 шагов, до Гипасиса, не менее известной реки, – 390 000 шагов, он был пределом путей Александра, который преодолел все же эту реку и посвятил на противоположном берегу алтари. И письма самого царя согласуются с этим. (63) Остальное оттуда пройдено для Селевка Никатора: 216 до Сидра – 169 000 шагов, до реки Иоман – столько же (некоторые рукописные списки добавляют 5 000 шагов), оттуда до Ганга – 112 500 шагов, до Родафы – 569 000 шагов (другие передают, что это расстояние составляет 325 000 шагов), до города Каллинипазы – 167 500 шагов (по другим – 265 000), оттуда до слияния Иомана и Ганга – 625 000 шагов (многие добавляют к этому 13 500), до города Палиботры – 425 000 шагов, до устья Ганга – 637 500 шагов. (64) Народы, упомянуть которых было бы не докучно, начиная с гор Гемод, отрог которых называется Имав, что на языке местных жителей означает «снежный», – это исары, косиры, изы, а по горному хребту – хиротосаги и (прозвание многих народов) брагманы, к которым относятся мактокалинги; реки – Принас и Каиннас, которая впадает в Ганг, обе судоходные; народы – калинги, ближайшие к морю, выше них мандеи, маллы, гора которых – Малл, и предел этой части – Ганг. (XXII) (65) Одни говорят, что он рождается из неизвестных источников, как Нил, и затопляет прилегающие земли таким же образом 217 , другие – что в Скифских горах; в него впадает 19 рек, из них судоходны, кроме уже названных 218 , Кренакка, Эрамнобова, Касуаг, Сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010