Носитель традиции Человек создан Богом свободным. И этим даром свободы не должно пренебрегать, в том числе и в Церкви Иногда и в отношении благословений люди впадают в крайности, ошибочно полагая, что благочестиво бежать к духовнику за благословением на каждый шаг. Если священник не страдает тягой к лжестарчеству и не стремится к тому, чтобы стать неким гуру для какой-то группы людей, то он будет объяснять, что человек в состоянии сам принять абсолютно любое решение, так как создан Богом свободным. И этот дар свободы Он никогда не отнимает, тем более не должно его терять и им пренебрегать в Церкви. Человек в Церкви не должен превращаться в ребенка, который не может сделать двух шагов без того, чтобы о чем-то священника не спросить. Правильно обращаться к духовнику за благословением, чтобы приобрести некий опыт и в дальнейшем этим опытом руководствоваться – не потому, что это опыт конкретного человека, одного-единственного, которому ты доверяешь, а потому, что в какой-то степени это опыт Церкви. Церковная жизнь предполагает традицию, преемственность. А как эта преемственность реализуется? Именно через священника. Духовник для человека – это не только наставник, советчик, но и носитель традиции христианской жизни, который эту традицию каким-то образом передает. Священник сам пытается научиться жить этой жизнью, с большим или меньшим успехом, и пытается помочь в этом другому. И, наверное, на первых порах совершенно естественно, когда человек спрашивает священника о самых разных, в том числе и совсем простых вещах, как ребенок спрашивает родителя. Но ребенок не остается ребенком постоянно – он вырастает. И в Церкви человек постоянно должен расти. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Фотина 12 мая 2020, 03:34 Мы потеряли нашего семейного духовника- отца Георгия. Было как зайдет в храм на холмах и идет к Троице,молится. На исповеди велел молиться Св.Троице. Мы дома подсчитали ,что 7 июня , на Троицу ему 40 дней будет. Вот батюшка от Господа. Всегда прозорливый был. Скорбим.

http://pravoslavie.ru/90496.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Академик Валерий Тишков: Почему не работает дружба народов? Правмир продолжает знакомить читателей с современной российской наукой и спрашивать ученых, нужна ли им реформа РАН 18.12.2013 811 Время на чтение 34 минут Еще в пятидесятые годы советские этнологи и антропологи писали докладные записки о проблемах депортированных народов, но обнародовать эту информацию не могли. Только когда во время перестройки в разных концах страны вспыхнули национальные конфликты, политики обратились к ученым за помощью. Об этом, о многоэтничной российской нации, о современной российской гуманитарной науке Правмиру рассказал директор Института этнологии и антропологии РАН, академик РАН Валерий Тишков. Валерий Тишков Валерий Тишков родился в 1941 году в Свердловской области. В 1964 году окончил истфак МГУ. В 1964-1972 гг. работал в Магаданском педагогическом институте, в 1972-1982 - в Институте всеобщей истории АН СССР . В 1969 году защитил кандидатскую по теме: «Исторические предпосылки канадской революции 1837 года», в 1979 докторскую по теме: «Освободительное движение в колониальной Канаде». С 1982 года - в Институте этнографии и антропологии. С 1989 года директор института, который в 1990 году по его инициативе переименован в Институт этнологии и антропологии. С 2003 года руководитель Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ. Академик РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН. Чем занимаются этнографы и этнологи? - Валерий Александрович, одним из первых ваших шагов на посту директора стало переименование Института этнографии и антропологии в Институт этнологии и антропологии. Почему вы считали это важным, что после этого изменилось? - Дело в том, что наш Институт, которому в этом году исполнилось 80 лет, вышел из Петровской Кунсткамеры и Русского географического общества, где была мощная этнографическая секция. Естественным образом у нас рождалась наука этнография - описание народов. Одновременно в мировом гуманитарном знании родилась большая дисциплина под названием культурная антропология (это американская традиция) или социальная антропология (европейская традиция). В итоге ее называют социально-культурной антропологией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Такая готовность ранее уже была засвидетельствована в резолюции совместного совещания Министерства здравоохранения СССР и Московского Патриархата (15 ноября 1989 года), одобренной Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 февраля 1990 года. С уважением и пожеланием помощи Божией в добрых делах, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский О. Кирилл НК 06.04.2009 09:34 Цитата: От лица Его Святейшества подтверждаю, что наша Церковь готова на основе духовных традиций Православия оказывать пастырскую и духовно-нравственную помощь тем членам групп " Анонимных алкоголиков " , которые такой помощи пожелают. Здесь имеется в виду, что если жертва программы " 12 шагов " , допустим, член группы " Анонимные Алкоголики " пожелает обратиться за помощью и разъяснениями своего духовного состояния к православному священнику, тот, без всяких раздумий, готов ему в этом помочь. Вот и всё. Что касается позиции православного священства в отношении активистов самой программы " 12 шагов " в России и проводимой ими работы на территории Российской Федерации, то она остаётся неизменной. Напоминаю электронный адрес текста являющегося отражением позиции наиболее компетентных в данном вопросе священнослужителей: http://www.religare.ru/article50114.htm . Цитата: " В виде программы " 12 шагов " нам предлагается особая духовная практика, якобы обновляющая личность и приносящая исцеление от любых пристрастий и через это приобщающая нас к некоему Сообществу, способствуя тем переменам в нас самих и в обществе, о которых мечтают наши " благодетели " . Здесь уже нет места для Таинства истинного Богообщения. Священники, врачи и психологи призваны лишь к тому, чтобы поставлять неофитов для поклонения Анонимному богу. Если внимательно рассмотреть основные программные тексты " 12 шагов " , то подлинная ее миссия выясняется очень скоро: отвлечь как можно больше людей от спасительного пути ко Христу. При окончательном оформлении Программы один из ее авторов Билл Уилсон, по его словам, " пошел на некоторый компромисс в формулировках, касающихся Бога " . Из вышесказанного следует, что Программа " 12 Шагов " строится не на живой связи со Христом Спасителем, а использует идею Бога лишь только как удобный инструмент для манипуляции сознанием своих клиентов. В таком случае " 12-ти шаговая " Программа не имеет отношения не только к Православию, но и к христианству в целом. Не может быть христианства без Христа! Поэтому и вызывают, по меньшей мере, удивление упорные попытки внедрить " 12-ти шаговую программу " в Русскую Православную Церковь в качестве дополнительной или даже основной методики реабилитации химически зависимых лиц. "

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

«Радость жизни является темой Двенадцатого Шага, а его девизом — действие. Здесь мы обращаемся к нашим товарищам по несчастью, другим алкоголикам, которые еще страдают. При этом мы узнаем, что значит давать, ничего не требуя взамен. Мы начинаем претворять в жизнь все 12 Шагов программы АА («12 Шагов и 12 Традиций», с. 120). Я узнаю, что могу полноценно делиться опытом трезвости в том случае, если применяю идею содружества АА во всех моих делах, больших и малых, и одному Богу известно, какие из моих ежедневных предприятий значительны, а какие являются «суетой и томлением духа». В каждой встрече, какой бы маловажной она ни казалась на первый взгляд, я могу увидеть любящую Божию длань и Его благой промысел. Сегодня я услышал за святой Литургией слова Христа Господа, которые своей божественной силой тронули мое сердце: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Лк.12:33-34 ). Небольшие, казалось бы, дела этого дня: составление распорядка, звонок наставнику в АА, посещение собрания АА, на которое меня просили купить сладости, встреча с моими друзьями — прихожанами моего храма, доброе, любовное отношение к тем, кто меня раздражает (увы, есть такие и они совсем рядом), — всё это драгоценные крупицы, из которых складывается моя трезвость, а значит, и духовный рост, а значит, богообщение. Если бы не было опыта совершенной радости, предвкушения блаженной встречи с Господом, думаю, ни один святой не смог бы вынести тех страданий, которые они претерпевали ради Христа и Церкви. Святая мученица Миропия, память которой празднует сегодня Святая Церковь, родилась в Эфесе в начале III в. Во время гонения Декия за исповедание Христа был замучен воин Исидор. Святая Миропия тайно погребла тело мученика, за что была жестоко мучима и брошена в темницу. В полночь в темнице воссиял свет. Это явился св. Исидор в окружении ангелов и они радостно приняли душу Миропии.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Вступая в Товарищество АА, мы ожидали, что нас научат уверенности в себе. Потом нам объяснили, что когда речь идет об алкоголе, уверенность в себе никому не помогает, скорее даже мешает. Наши наставники в программе заявили, что мы являемся жертвами пристрастия, столь коварного и сильного, что никакая человеческая воля не в состоянии пересилить его» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 27). Почти каждый день алкоголизм так или иначе дает о себе знать. Это могут быть всплески депрессии, неудержимое влечение к телевизору, скорбное уныние, нервическая суета или беспричинная озлобленность. Возможно, кто-то скажет, что подобные настроения бывают у всех людей, независимо от того, алкоголики они или нет. Возможно, это и так, но ято знаю, каковы причины моих внутренних нестроений. Что же мне помогает справиться с этими проявлениями болезни? Осознание своего пути, Христов призыв, который прозвучал в сегодняшнем евангельском отрывке: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Алкоголизм — это мой крест, или, если сказать более приземлённо, — мой духовный тренажер, и достойно, без ропота, терпеливо на нем заниматься, оставаясь трезвым и работая над собой в программе «12 Шагов» — это тоже следование за Христом. Как ни странно, алкоголизм развил во мне болезненную гордыню, а АА учит простому безыскусному смирению, которое эту гордыню постепенно и с юмором лечит, не причиняя невыносимых страданий самому гордецу. Сегодня Русская Церковь вспоминает своего замечательного святого, Феофана Затворника, епископа Вышенского. После плодотворных трудов на церковном поприще: в иерусалимской миссии, в качестве ректора Духовных школ, на архиерейской кафедре, — он удалился в затвор, где и создал много замечательных духовных произведений. «У каждого из нас, — пишет Феофан Затворник, — есть свой крест. Он соткан из всего, что беспокоит и тяготит наш дух, что терзает сердце наше на правом пути нашем ко Господу, во все дни жизни нашей». Работать регулярно на моем «тренажере» мне помогает частое посещение собраний АА, особенно в периоды стрессов и нестроений. Опыт научил меня, что пренебрегать правилами выздоровления можно только в самых исключительных случаях. А в большинстве случаев этим правилам лучше следовать. Иногда через «не хочу». Господи, молитвами Твоего угодника святителя Феофана дай мне на сегодня мудрость и душевный покой. 24 января. Память Феодосия Великого, общих житий начальника ( Евр.10:35 -.11:7)

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть. Я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни». Так ответил правителю Лисию священномученик Зиновий, епископ Эгейский, когда был схвачен и доставлен на суд за распространение христианской веры среди язычников при императоре Диоклетиане (284–305 гг.). По приказу Лисия, святителя прибили ко кресту и начали пытать. Сестра святителя Зиновия, видя страдания брата, пожелала их разделить вместе с ним. Силой Христовой оставшиеся в живых после пыток на раскаленном одре и в кипящем котле, святые были обезглавлены. Сегодня Святая Церковь с любовью вспоминает память этих мучеников. Для меня их жизнь и страдания — пример верности. Господь Иисус Христос сказал мне сегодня в Своем Евангелии: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет» ( Лк.11:33 ). 12й Шаг — это когда Господь ставит меня, «горящую свечу», на возвышенность, чтобы другой страдающий пьяница мог обрести трезвость, увидел бы свет иной, лучшей жизни. Но если я не работаю ежедневно по 11-му Шагу, то Господь не посылает мне людей для того, чтобы я делился опытом трезвости. Без 11-го Шага моя трезвость остается только внешней. «Те из нас, кто стал регулярно молиться, не могут обходиться без молитвы, как без воздуха, пищи или солнечного света. Когда мы отказываемся от медитации и молитвы, мы лишаем наше сознание, наши чувства и нашу интуицию жизненно необходимой для них поддержки» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 110–111). Мой подвиг на сегодня, моя жертва Богу (и в этом я ощущаю духовную близость со святыми мучениками Зиновием и Зиновией) — это применить программу «12 Шагов»; брать паузу, вкраплять молитву о душевном покое в ткань этого дня и принимать каждого встретившегося на сегодняшнем пути человека, как чадо Божие, со всем его плохим и хорошим. Тогда уйдет депрессия, страх и одиночество. Я ощущаю близость с Богом, со святыми и со всеми людьми. В сердце входит долгожданный мир и покой. И я благодарю Тебя, Боже, за мою трезвость в программе АА. 13 ноября. Память святого мученика Епимаха ( Лк.11:34-41 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Освобождение от пристрастия к алкоголю необъяснимым образом изменило наш образ жизни, мы поверили в Высшую Силу, и большинство из нас стало говорить о Боге» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 34). Болезнь под названием алкоголизм разрушала не только тело, психику, социальную сферу. Мне кажется, сам мой дух был скован, умирал. Я скулил и жаловался, выдавая это за молитву и духовную жизнь. У меня не было стимула, силы и интереса, чтобы жить. Но вот, освободившись от разрушительного пристрастия, я постепенно ожил, как цветок, который долго не поливали, а потом напоили живительной влагой. Что помогает обрести живую и действенную веру или укреплять ее? Во-первых, благодарность Господу и АА за трезвую, новую и прекрасную жизнь. Если февральский день, когда хочется «достать чернил и плакать. навзрыд», как сказал поэт, проходит с трудом, если я буквально продираюсь сквозь жизнь, то есть хороший способ улучшить состояние дел. Необходимо вспомнить и записать все дары, которые я приобрел от Бога в трезвости. Помните, как Робинзон Крузо вел дневник на острове? Во-вторых, дела веры укрепляют мою веру. «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ( Иак.4:7-8, 10 ). Составить список даров, данных мне Богом, и список того, что я хотел бы сделать в ближайший год (достроить, наконец, дом, начать учить французский, съездить в Абхазию) — вот моя задача на сегодня. Сегодня празднуется в Церкви великий угодник Божий — святитель Григорий Богослов, вселенский учитель (IV век). Когда он, юношей, изучал в Афинах различные науки, его ноги знали только два пути: в храм Божий и в храм науки — университет. Если раньше мои ноги знали немного путей: пивная, винный магазин, кафе, и несли туда мое тело помимо воли, то теперь они протоптали путь на группу АА, где я обретаю трезвость, в храм, где я праздную победу Господа Христа над смертью. Со временем мне открылись и другие пути: к новым друзьям, в спортивный зал, в Третьяковку, в которой я не был, кажется, со школы. Благодаря трезвости в АА моя жизнь становится более наполненной и счастливой, поэтому я, подобно другим выздоравливающим алкоголикам, начинаю говорить о Боге. 8 февраля. Память благоверного Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1 Пет.,.1:1–2, 10–12;.2:6–10)

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Почти все алкоголики страшно одиноки. Даже до того, как мы начали всерьез злоупотреблять алкоголем и люди стали сторониться нас, все мы страдали от ощущения, что мы не вписываемся ни в какую компанию» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 66). Грехи и страсти, обиды, тревоги и страхи заключили меня в тюремную камеру, изолировали от мира, отгородили от света, от Бога и других людей. В Пятом Шаге, освободившись от тяжкого, страшного груза, я выхожу из «подземелья» на свет Божий. «Сегодня ты не одинок» — одна из любимых мной поговорок, которую можно увидеть на собрании АА и которая столько раз выручала, когда я, раздавленный унижением, страхами и беспричинными тревогами, еле дотаскивал ноги до группы. Друзья по Содружеству и, конечно, наставник в программе — это, пожалуй, самое сильное и верное лекарство, избавляющее от одиночества, изоляции и уныния. С моими товарищами и сотрудниками по АА, с которыми я объединен творческим, важным и интересным делом — таким, как выздоровление от алкоголизма, я не одинок и мне хорошо. Сегодня Церковь с благодарностью воспоминает апостола любви, друга Христова, Иоанна Богослова. Наверно, для меня самое ценное в его писаниях — это свидетельство о любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»( 1 Ин.4:16 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Вот почему тоска и одиночество трусливо убегают, когда я на собрании АА, или общаюсь с наставником, или делюсь опытом выздоровления с новичком. Любовь, сострадание, забота о других страдающих алкоголиков — духовная основа, сердцевина содружества АА. Поэтому так ощутимо там действует Бог, сила Божия, вот почему, вопреки здравому смыслу и законам природы, я остаюсь живым, здоровым и даже счастливым. Святой апостол Иоанн Богослов, научи меня любить Бога и людей, помоги мне сегодня совершить конкретные дела любви. 22 мая. Память пророка Исаии и святителя Николая Чудотворца

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Сама программа 12 шагов возводится в некоторый абсолют, ей практически присваивается свойство богодухновенности: " " Двенадцать шагов " опираются на мудрость и опыт. Их вдохновенный текст можно сравнить с текстом Десяти Заповедей, которые были даны Моисею на горе Синай... И в том и в другом случае человеческие силы были на высшей точке духовного напряжения, когда Дух Божий был рядом, наставляя людей " . Неправда ли сравнение впечатляет. Часто приходится слышать, что программа " Двенадцать шагов " приводит страждущих в Православную Церковь. Смею утверждать что, 12 шагов ведут не в Церковь. В России участники АА, АН приходят к Православию не потому, что они занимаются по 12 шагам, а потому, что они живут в России. В тех же Соединенных Штатах 12 шагов приведут болящего совсем не к Православию. По свидетельству участников АА, АН большинство занимающихся по данной программе к Истинной Вере не приходят. Многие в результате занятий по 12 шагам могут придти к оккультному сознанию. " А вы тут нам, участники групп " Анонимные Алкоголики " всё пытаетесь с восторгом поведать, как хорошо было бы приводить россиян ко Христу через програму " 12 шагов " . Не может быть такого за редким исключением, да и то, потому, что, как справедливо отметил отец Максим в своей работе: " В России участники АА, АН приходят к Православию не потому, что они занимаются по 12 шагам, а потому, что они живут в России. " Но таких единицы. Остальные пополняют ряды циников-атеистов и последователей различных сектантских и оккультных учений. Православных христиан в полном смысле из них практически не получается. Те ребята, что попадают в православные реабилитационные центры после длительного периода наркотизации и последующих 2-3 месяцев в группах " Анонимные Наркоманы " , сначала проходят достаточно долговременную реабилитацию от тлетворной идеологии " 12 шагов " и только потом могут проходить православную программу трезвения в полном объёме. Как говорится, проверено временем. НК 31.03.2009 22:18 Опыт деятельности программы " 12 шагов " в странах Западной Европы, в частности, исследовал священник Валентин Жохов, врач по образованию. Он неоднократно выезжал в другие страны и изучал опыт разнообразных трезвеннических общин.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Цитата: Короче говоря, не такая она страшная, как Вы тут " намалевали " ... Ну, товарищ трезвенник, главное - самого себя успокоить. К сожалению, всё, что говорится об опасности для психики и души у лиц, проходящих программу " 12 шагов " - правда. К сожалению для вас, порабощённого этим лжеучением. И к счастью для тех, кто смог узреть истинное положение вещей и понять, в какую духовную, или если угодно - психологическую ловушку его заманили или заманивают адепты программы " 12 шагов " . Моя позиция на эту тему является всего лишь отражением позиции десятков и сотен специалистов с медицинским, психологическим и богословским образованием не только из России, но и из-за океана, то есть из США - места рождения в 1937 году идеологии " 12 шагов " . Сколько лет христианству - тысячи! И сколько спасённых душ и жизней - миллионы! Сколько лет программе " 12 шагов " - 71! И сколько спасённых жизней - тысячи! А сколько спасённых душ - 0! Цитата: при таком Вашем отношении к цитированию я соболезную Вашему научному руководителю. Не стоит - мои научные руководители вполне довольны проделываемой мной работой. Есть у меня и духовный руководитель. Это иеромонах Анатолий (Берестов) - руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, по совместительству доктор медицинских наук, член Общественного совета при Федеральной службе России по контролю за оборотом наркотиков, член Национального антикоррупционного комитета России. Вот его позиция о " 12 шагах " . Она изложена в части III его аналитической работы " Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы " 12 шагов " " : " «Шаги» и правда о них ... Как основной метод реабилитации наркозависимых в России в 90-х годах ХХ века, использовался протестантский метод «Анонимных Алкоголиков/Наркоманов (АА/АН)», предусматривавший 12 этапов, или шагов, реабилитации. Мы подробно ознакомились с этим методом, проанализировали его, я сам неоднократно беседовал с некоторыми протестантскими пасторами, которые вели 12-шаговые терапевтические группы. Это позволило нам убедиться, что идеология «Анонимных Наркоманов» не способна привести человека к Богу, не вселяет в него веру в исцеление и, как следствие, навсегда оставляет его наркоманом (или алкоголиком). Меня потрясли логические «религиозные» выводы из так называемых «шагов». "

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010