7. Итак, блаженный Василий с двумя священниками 125 пришел к гробу 126 вместе с сродниками умершего 127 , неся с собой и потребное для крещения 128 . По отнятии камня он возлагает руку на отрока (мальчика), произносит как бы над живым все слова таинства 129 , освящает воду 130 , возливает ее на отрока 131 , прибавив призвание святой Троицы 132 , и живого показывает родителям. Ибо умерший воскрес и был отдан родителям. Итак, они, тотчас припав к коленям блаженного и уверовав в Христа, получают благодать божественного крещения 133 и, по совершении обычного таинства, причащаются и самих пречистых тайн 134 , веселясь и славя Бога. 8. Но во всяком случае лукавому невозможно было при этом быть спокойным. И что он делает? Вселившись в эллинов 135 , он возбуждает их к убиению триблаженного. Итак они, явившись в пещеру 136 , в которой пребывал великий, и привязав веревки к ногам его, увы, безжалостно влекли его по площади 137 , пока он не предал свою блаженную душу в руки ангелов. Был 7-й [день] марта. На том месте ныне верные поставили столп и на верху его утвердили честный крест для поклонения 138 . 9. He удовольствовавшись [смертью святого], поклонники идолов, извлекши всечестное тело его вне города 139 , бросили его на съедение псам. Но Бог воздал честь рабу Своему: ибо кровожадный зверь волк целую ночь, при свете звезды, стоял стражем мученического тела, дивное [чудо]. А плотоядный орел принимал на себя такое служение в течение целого дня, чудное [дело] 140 . Итак, они были верными стражами до той поры, когда некоторые из верных, ночью тайно взявши тело, честно погребли его вне города 141 . 10. Один из спутников мученика 142 , после погребения его переехав в страны Геллеспонтские 143 и нашедши [там] неких епископов из [числа] посланных туда вместе с ним от предстоятеля Иерусалимского на сеяние веры 144 , рассказывает им все происшедшее с подвижником. Это были: славный Евгений, добрый Агафодор и дивный Елпидий, добре воссиявшие в епископах. Узнавши о кончине всеблаженного, они тотчас приезжают в Херсон и возвещают слово истины 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время своей речи при наречении во епископа Подольского (8), а затем при вручении ему архиерейского жезла, владыка Никодим вряд ли предполагал, что ему самому придётся свыше двадцати раз обращаться со словом назидания к новохиротонисанным епископам. На одну и ту же тему бывает подчас трудно говорить дважды, но если вчитаться в его речи к новопоставленным епископам, то можно убедиться, что владыка мог находить для каждого из них что-то особое, глубоко личное, каждый раз по-новому освещая различные аспекты архипастырского служения. Митрополит Никодим постоянно проявлял большой интерес к литургике, а частое совершение им богослужений с представителями различных Православных Церквей сделало его подлинным знатоком и ценителем в этой области, литургистом в настоящем смысле этого слова. И, несмотря на свою большую постоянную занятость, он неизменно продолжал свои литургические исследования и изучения, плодом которых явился, в частности, труд «Христианские храмы и богослужения во времена св. Иоанна Златоуста (по его творениям)» (31). При непосредственном участии владыки в храме Ленинградской духовной академии стала ежегодно совершаться литургия апостола Иакова. Обладая феноменальной памятью и превосходным знанием Устава церковного, владыка знал наизусть огромное количество тропарей, кондаков и других церковных песнопений, даже отдельные службы и последования в честь и память праздников и святых. Язык церковной гимнографии был для него таким же простым и естественным, как будничная повседневная речь. Он и сам обладал даром гимнотворчества, им составлены службы праведной Тавифе (25), праведному Иоанну Русскому, Исповеднику (86), Собору Ростовских и Ярославских святых (87–89, 127) тропарь равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому (137), и служба ему (207) и др. (140). Причём, по свидетельству очевидцев, отдельные строфы песнопений могли рождаться в его душе во время перерывов между напряжёнными заседаниями на какой-либо международной конференции; он подчас записывал их в самолёте, возвращаясь с очередного конгресса, так как самолёт был тем местом, где никто не мог отвлечь его от любимого занятия внезапным телефонным звонком, срочной телеграммой или неотложным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Имеются тропарь и кондак Л. ( Модест. 1885. С. 46-47). Мощи Л. почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно данным антропологических исследований, Л. преставился в возрасте 40-50 лет. Местная канонизация Л. совершилась ок. 1643 г., когда по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». Л. прославляется в 4-м стихе 3-й песни канона: «Лаврентие, затворивый себе Господеви, и дерзновение многое стяжавый оттуду к Нему непрестанно моляся всегда, еже изятися нам от различных страстей» (Дива Печер. 1997. С. 146). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы киево-печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. празднуется Собор всех Киево-Печерских святых и всех святых, в Малой России просиявших. Об облике Л. в Строгановском подлиннике без указания памяти сказано: «Сед, плешив, ризами аки Григорий, зрит назад, схима на плечах, ризы преподобнически багор, испод зелень, левою рукою поднял ризу правыя страны, а правыя страны длань вверх» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 318 - «левыя страны» 44-й). Образ Л. включается в композицию «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на иконах и эстампах. Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931, 1991p. С. 127-128; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 38-39. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 164; Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 105; Описание о российских святых. С. 26-27; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 8-9; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22-23; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 159; Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903. С. 8; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 168, 469; Дива Печер лаврських/Упоряд.: I. В. Жиленко. К., 1997. С. 66, 94, 137, 138; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475-476.

http://pravenc.ru/text/2462431.html

Как Христос в собственном смысле один, также в собственном смысле и антихрист будет один. Это тот, последний жесточайший враг Христа и церкви Его, который придет при конце мира сего, пред самым вторым пришествием Сына Божия на землю. Такое различное определение слова антихрист особенно ясно указывает св. Иоанн Дамаскин . «Требе есть знати, говорит он, яко приити имать антихрист; но и всяк не исповедуяй Сына Божия во плоти пришедшего Бога совершенно... антихрист есть». Самое ясное учение о лице последнего антихриста содержится во 2 главе 2-го послания ап. Павла к солунянам. Здесь, по словам «Книги о вере», «весь образ антихриста» описан ап. Павлом (Кн. о вере гл. 30 л. 269 обр.). Желая успокоить солунских христиан, которые смущались мыслью о близости второго пришествия Христова апостол говорит: 3 .Да не обольстит вас никто никаким образом, ибо день тот не приидет, пока не приидет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели. 4 .Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за бога. 9 .Которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. 10 .И со всяким неправедным обольщением погибающих, за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. Если антихрист будет определенный, чувственный человек, то понятно, что и рождение его произойдет чувственным образом. По учению отцов и учителей Церкви, родится он от жены блудницы, родом иудеянки, из колена Данова, и будет даже обрезан по обычаю иудейскому (Кн. о вере л. 270. Б. Сбор. л. 126 об. и 127). В толковом апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист (л. 410). По учению православной церкви, антихрист явится пред кончиною мира. Основания для такого учения она имеет в слове Божием и писаниях отцов и учителей Церкви. Апостол и евангелист Иоанн Богослов в 1 своем послании утверждает, что антихрист грядет, а ап. Павел уже ясно и точно говорит, что антихриста убьет Сам Иисус Христос духом уст Своих ( 2Сол. 2:8 ). Св. Иустин Философ (II в.) говорит: «пред вторым пришествием Сына Божия явится человек отступления, на Вышнего гордая и беззаконная глоголющий» (Разгов. с Трифоном в русск. пер. стр. 137, изд. 1797 г.).Св. Иоанн Дамаскин в своем Богословии так пишет: «антихрист при кончине века приити имать» (глав. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

По данным Тверского епархиального статистического сборника 1901 года: Георгиевская церковь, каменная 2 этажная, построены нижний этаж в 1692 году, верхний в 1801 году, престола два: верхний холодный Великомученика Георгия, нижний Теплый Преподобного Сергия Радонежского и Киевопечерской Иконы Божией Матери. Церковные документы: опись 1882 года, метрики с 1880 года, исповедные с 1828 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Андрей Петрович Никольский 35-ти лет, студент семинарии, в служении с 1890 года, священником с 1895 года, состоит катихизатором и членом правления духовного училища, награжден в 1899 году набедренником. Диакон Михаил Николаевич Завьялов 52-х лет, окончил духовную семинарию, диаконом с 1872 года. Псаломщик Никифор Феодорович Сретенский 53-х лет, в должности с 1865 года. Прихожан 36 дворов (124 мужчины, 137 женщин). В 1914 году служили: Священник Андрей Никольский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 24 года, в Георгиевском храме 19 лет. Диакон Феодор Преображенский 51-го года, на службе 32 года, в Георгиевском храме 10 лет. Псаломщик Алексий Успенский 29-ти лет, на службе 9 лет, в Георгиевском храме 8 лет. Прихожан 127 мужчин и 122 женщины. По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903, Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901, Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.  Источник Каменная церковь Георгия Победоносца возведена в 1692 году на месте деревянной одноименной обители, о которой упоминается в писцовой книге Торжка 1625 года. Имеет теплый придел во имя Сергия Радонежского. В 1805 году храм перестроен на средства прихожан, а в 1850 на средства благодетелей Цвылевых и Урусовых в верхней церкви устроен новый позолоченный иконостас, приобретен колокол, весом 250 пудов. Объемная храмовая композиция церкви Георгия Победоносца, выполненная в стиле классицизма, включает в себя трехсветный четверик, несущий традиционное пятиглавие. К основному объему примыкают вытянутое полукружие алтарной апсиды, трапезная, равная по ширине четверику, и четырехъярусная колокольня с луковичным венчанием. Церковные помещения были закрыты в 1934 году.

http://sobory.ru/article/?object=01333

знаки, т. е. те элементы, к-рые должны быть выписаны красным цветом. Т. о., на основании просмотра этого кодекса можно заключить, что он все-таки не принадлежит руке П. М. Статис опубликовал список произведений П. М. с музыковедческими комментариями ( Στθης. 2003. Σ. 125-134; см. также: Idem. 2006. Σ. ο-οα, οβ, οε-οζ). Великое славословие П. М. на 1-й глас в «экзегезисе» Статиса выпущено на виниловом диске «Μετωρα τ Ιερ» (Δσκος 1. Αρ. 8; в буклете к диску опубликован муз. текст этого произведения); проимий Акафиста Пресв. Богородице «Взбранной Воеводе», распетый П. М. на 1-й глас, напечатан (также в «экзегезисе» Статиса) в изд. «Παρθνιος ερομναχος Μετεωρτης» (1993. Σ. α-η; переизд.: Τιμ πρς τν διδσκαλον. 2001. Σ. 365-377). Неск. произведений П. М. найдены в фессалийских (гл. обр. в метеорских) и др. певч. рукописях (см.: Βης. 1947. Σ. 47 (в т. ч. о ркп. из частного собрания); Στθης. 2006. Σ. οα, ποσημ. 17; Idem. 2003. Σ. 127-128 (о распространении произведений П. М.): «Взбранной Воеводе победительная» на 1-й глас (Meteor. Metamorph. 340. Fol. 182-183), «О Тебе радуется, Благодатная» на 4-й плагальный (8-й) глас (Ibid. Fol. 184), «Хвалите Господа» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. 921. Fol. 113v-114; это песнопение помещено в конце кодекса и могло быть добавлено позднее, но тем же писцом, к-рый написал основную часть кодекса; оно выполнено быстрым и размашистым почерком так, что в тексте выходит за линии, ограничивающие его в остальной части рукописи; песнопение прерывается на 3-м слоге слова «аллилуия»; эта рукопись происходит из мон-ря Дусику в Фессалии, что следует из ктиторских записей 1794 г. иером. Игнатия, в ней также сохр. произведения мелургов этого мон-ря; см. краткое описание: Σακκελων Ι, Σακκελων Α. 1892. Σ. 167-168), цикл из 8 пасапноариев (Ath. Xen. 137. Fol. 221-231). Дискогр.: Μετωρα τ Ιερ, 1387/88-1988: 600ετηρδα τς Ιερς Μονς Μεταμορφσεος το Σωτρος το Μεγλου Μετερου: Ψλλει χορς ψαλτν «Ο μαστορες τς ψαλτικς τχνης», χορρχης Γ. Θ. Στθης. Αθναι, 1990 диска]. Каталоги рукописей: Σακκελων Ι., Σακκελων Α. Ι. Κατλογος τν χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος. Αθναι, 1892; Βης Ν. Α. Τ χειργραφα τν Μετερων. Αθναι, 1967. Τ. 1; Στθης. Χειργραφα; idem. Τ χειργραφα βυζαντινς μουσικς: Μετωρα. Αθνα, 2006; Πολτης Λ., Πολτη Μ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος, ρ. 1857-2500. Αθναι, 1991; Σοφιανς Δ. Ζ. Τ χειργραφα τν Μετερων. Αθνα, 1993. T. 4: Τ χειργραφα τς μονς Αγας Τριδος.

http://pravenc.ru/text/2579116.html

Notitia G., 1153–4; FH:, 1155–62. AGATHANGELUS, s. XIV. Fg. de Gregorio Lapitha, 149, 1005–10. AGATHIAS MYRINÆUS, scholasticus, s. VI, 88. Historiarum libri 1–5 (Niebuhr), 1267–1596. Testimonia et indicia de A., 1259–60. Dedicatio editionis parisiensis, 1261–62. Bonav. Vulcanii præfatio (1263–68), notæ, 1595–1608. Niebuhr præfalio et vita Agatiæ, 1249–60. Index analyticus, 2005–14. AGRIPPA CASTOR, s. II. 5. [Eusebii epitome operis contra Basiliden], 1269–72. Notilia G., 1269–70. ALEXANDER I, papa, s. II, 5. Epistelæi 1–2, et decretum (Mansi), 1057–69; 1069–74; 1073–74. Notitia e Libra pontificali (1057–8). ALEXANDER IV, papa, 1254–61, 140. Constitutio Cypria, 1533–60. Cf. 1561–66 (Sixti IV). Riccardi præfatio et historia С. С, 1527–32. ALEXANDER ALEXANDRINUS ep., 326, 18 Epistola ad Alexandrum СР., 547–72. Epistola encyclica, 571–82. Depositio Arii, 581–2 (et 1, 1123–4 in notis Cotelerii). Epistola ad Æglonem Cynopolitanum ep., fg., 583–84. Sermo de anima et corpore et passione Domini, syriace et latine (M.), 585–607. Monitum M., 583–86. Notitia G., 523–28. L. Hostenii de locis quibusdam concilii Nicæni dissertationes date, 527–46. ALEXANDER APAMEÆ ep., s. V. Epistola ad Alexandrum Hierapolitanum, in Syno-dico, с 132, 84, 746. ALEXANDER HIERAPOLITANUS ep., s. V. Epistolæ 1–27 in Synodico, 84, cap. 54, 57,58,64,65, 69, 93, 94, 96, 100, 102, 104, 105, 127, 129, 135, 136, 147, 149, 152, 154 , 156, 165, 167, 169, 178, 182 ALEXANDER HIEROSOLYMITANUS ep., 250, 10. Fragmenta Epistolarum 1–4, 203–6. Notitia G., 201–4. ALEXANDER LYCOPOLITANUS. s. IV, 18. De Placitis Manichæorum, 411–48. Notitia G., 409–12. ALEXANDER MONACHUS, s. XII, 87, III. De inventione S. Crucis 1–2 (Gretser), 4015–76; 4075–88. Laudatio in Ap. Barnabam. lat. (Surius), 4087–106. Monitum, 4013–4. ALEXIUS ARISTENUS, s. XII, 133. Synopsis canonum, 63–114. Notilia Саве, 61–62. Commentaria in SS. Canones (cum commentario Theodori Balasamonis), 137–38. ALEXIUS CALOCHETUS, s. XIV. Ad Barlaamum epistola, latine, 151, 1282–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Есть болезненные состояния, которые кажутся маловажными и неугрожающими, но против которых сведущий Врач находит нужным употреблять жестокие врачебные средства. Притом же Врач небесный не всегда начинает врачевать болезнь душевную, по ее уже раскрытии: взор Его проницает в глубину души самой сей душе невидимую, и, открывая там тонкий зародыш греха, страсти, самоволия, самоугодия, тонкую примесь зла и нечистоты к добрым склонностям и расположениям, орудием искушения извлекает наружу сии болезненные начала для их уврачевания в для возведения души к высшей чистоте» (Слова, изд. 1818 г., ч. 1, 183 – 185). „Если же и есть страждущие неповинно в отношении к себе и своим делам, правосудие и благость Божия с избытком являются над ними в делах Божиих чудесных и спасительных, совершаемых в воздаяние за неповинное страдание. Осязательный образ сего представлен нам в евангельском слепорожденном“ ( Uoah. IX, 2 – 3 ). (Там же 249 – 250; срав. изд. 1861 г. III, 284; изд. 1873 г. 1, 137 – 8). Если Бог „попускает (праведным быть гонимым и угнетаемым, дабы, подобно стираемым ароматам, тем более разливали воню благоухания, и дабы показать, что истинная их награда не на земле находится, то Он же показывает иногда их на высоте земного счастия и славы, дабы мир не подумал, что они забвены». Если Господь восхищает Своих возлюбленных, да не злоба изменит разум их, или лесть прельстит душу их ( Npumч. IV, 11 ), то Он же насаждает их в дому Своем, да процветут во дворех Его, умножатся в старости маститей и своим благоденствием возвестят, яко прав Господь Бог наш ( Пс. 91, 14–16 ). (Слова, изд. 1848 г. 1, 154). «Безвинно умирающий ничего не теряет, а приобретает жизнь безопасную и лучшую, и в ней блаженство, или приготовление к блаженству по способности, награду но достоинству; следственно человек не обижен, Провидение право. Таким образом поздняя или ранняя, легкая или тяжкая всегда честна пред Господом смерть преподобных Его ( Пс. 115, 6 ) и спасительна» (Слова, изд. 1848 г. II, 127 – 128). Если бывают случаи, когда путь нечестивых спеется...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Первое пророчество о страстях (8:31–33) 81 Крест учеников. Явление Царства (8:34–9:1) 85 Преображение Христово (9:2–8) 88 Разговор о воскресении Сына Человеческого и об Илии (9:9–13) 92 Исцеление отрока с нечистым духом (9:14–29) 94 Второе пророчество о страстях (9:30–32) 95 Кто первый и больший (9:33–35) 97 Принятие детей во имя Иисуса (9:36–37) 98 Необычный экзорцист (9:38–41) 98 Тяжкие последствия соблазна (9:42–50) 99 Учение о разводе (10:1–12) 100 Благословение детей (10:13–16) 101 Богач и вопрос о жизни вечной (10:17–27) 103 Благословение ученикам Иисуса (10:28–31) 104 Третье пророчество о страстях (10:32–34) 105 Просьба Иакова и Иоанна (10:35–40) 108 Учение о подлинном величии и служении (10:41–45) 109 Исцеление слепого возле Иерихона (10:46–52) 111 III. Исполнение страстей власти и страданий (8:27–10:52) в свете власти (11:1–16:20) Вход Иисуса в Иерусалим (11:1–11) 113 Засохшая смоковница. Очищение Храма (11:12–25) 116 Вопрос о власти Иисуса (11:27–33) 119 Притча о виноградарях (12:1–12) 121 Вопрос о выплате податей кесарю (12:13–17) 123 Вопрос о воскресении (12:18–27) 125 Вопрос о первой заповеди (12:28–34) 126 Вопрос о Христе как Сыне Давидовом (12:35–37) 127 Обличение Иисусом книжников (12:38–40) 129 Приношение бедной вдовы (12:41–44) 129 Пророчество о разрушении Иерусалимского Храма (13:1–21) 131 Начало бедствий. Войны. Гонения (13:3–13) 131 Мерзость запустения. Усиление скорбей. Появление лжемессий (13:14–23) 133 Славное явление Сына Человеческого (13:24–27) 134 Знамения, предвещающие парусию (13:28–31) 137 Неизвестный день и час парусии. Необходимость быть на страже (13:32–37) 139 Замысел убить Иисуса (14:1–2) 140 Помазание Иисуса в Вифании (14:3–9) 141 Намерение Иуды предать Иисуса первосвященникам (14:10–11) 141 Пасха Иисуса с учениками (14:12–21) 143 Установление Евхаристии (14:22–25) 145 Пророчество об отречении Петра и бегстве учеников (14:26–31) 148 Гефсиманская молитва (14:32–42) 150 Предательство Иуды и арест Иисуса. Бегство учеников (14:43–52) 153

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

встречается 45 примеров религ. З. б. (по МТ: Втор 33. 29; 3 Цар 10. 8 (дважды); Ис 30. 18; 32. 20; 56. 2; Пс 1. 1; 2. 12; 32. 1-2; 33. 12; 34. 9; 40. 5; 41. 2; 65. 5; 84. 5-6, 13; 89. 16; 94. 12; 106. 3; 112. 1; 119. 1-2; 127. 5; 128. 1-2; 137. 8-9; 144. 15 (дважды); 146. 5; Иов 5. 17; Притч 3. 13; 8. 32, 34; 14. 21; 16. 20; 20. 7; 28. 14; 29. 18; Еккл 10. 17; Дан 12. 12; 2 Пар 9. 7 (дважды)). В LXX помимо этих случаев имеется еще 15 мест с З. б. (Сир 14. 1-2, 20; 25. 8-9; 26. 1; 28. 19; 31. 8; 34. 15; 48. 11; 50. 28; Тов 13. 14 (дважды); Прем 3. 13; Ис 31. 9). Только во Втор 33. 29; в Пс 127. 2; в Еккл 10. 17 используется форма 2-го лица ед. ч., а в Ис 32. 20 - 2-го лица мн. ч. Во всех остальных случаях используется форма 3-го лица. Хотя все эти З. б. отличаются друг от друга, их общий смысл сводится к тому, что «поистине счастливыми» можно назвать тех, кто действуют в согласии с волей Божией: для кого Бог - Господь (Пс 143. 15), кто боится Бога (Пс 111. 1-3; 127. 1-4; Притч 8. 4-12), кто уповает на Бога (Пс 83. 13), кто мудро повинуется Богу, исполняя Его закон (Пс 118. 1-2; Притч 8. 32-34; Ис 56. 2), и т. п. Такие люди достойны восхваления, потому что Бог их обязательно наградит благополучием в этом мире: у них будут сыновья-наследники (Пс 126. 3-5; 111. 1-3), хорошая жена (Пс 127. 1-4; Сир 26. 1), процветание, слава и честь (Пс 83. 11-12; Иов 29. 10-11), жизнь под защитой Бога (Пс 40. 2-3; Сир 34. 15). З. б. в эсхатологических текстах ВЗ встречаются редко (дословно только в Ис 30. 18) и только в поздних сочинениях (Дан 12. 12; Тов 13. 14-16). Обычно З. б. соседствуют с возглашением «горя» или противопоставляются этому возглашению «горя» тем, кто ведут себя иначе (Пс 1. 1, 4; Тов 13. 12, 14; Еккл 10. 16-17). Часто З. б. начинаются или заканчиваются произведения или отдельные их части (Пс 1; Сир 25. 12). Происхождение ветхозаветных З. б. усматривают либо в культовой сфере (прежде всего на том основании, что они встречаются в составе ранних псалмов, к-рые содержат коллективные прошения (напр., в Пс 33. 12) - Lipinski. 1968), либо в литературе премудрости (самый яркий пример сочетания З. б. с речением премудрости - Иов 5. 17). В апокрифической литературе

http://pravenc.ru/text/182595.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010