То, что в критический момент истории патриархат находился в руках монашеской партии, привело к важным политическим и идеологическим последствиям. Влияние монашества было связано не только с победой исихастов в 1347 году, но и с реакцией общественного мнения на деспотическую политику императора Михаила VIII (1259–1282 гг.), который поставил патриархом «униата» Иоанна Векка и таким образом косвенно способствовал росту нравственного престижа монашеской партии, сопротивлявшейся этому назначению.   Во всяком случае, именно личность патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1309 гг.) показывает возросшее влияние монашества в жизни византийского общества, с одной стороны, и служит образцом исихастских патриархов конца того же столетия, с другой.   Суровый аскет, Афанасий взошел на патриарший престол с целой программой реформ, которые сделали его непопулярным в некоторых кругах, но обнаружили личную ревность патриарха в защите бедноты, устоев церкви и нравственных принципов в социальном поведении. Целиком разделяя монашеский идеал духовности, он усилил дисциплину в монастырях и насаждал нестяжание. Строго следя за церковным порядком, он заставил вернуться в свои епархии многих епископов, которые под разными предлогами прозябали в столице.   К сожалению, мы мало знаем о его русской и балканской политике, потому что реестр актов его патриаршества не сохранился, известно, однако, что в его правление была пересмотрена иерархия митрополичьих кафедр и созданы новые кафедры, в том числе отдельная Галицкая митрополия, не зависящая от «Киева и всея Руси».   Но точные причины и обстоятельства этого события неизвестны. Более того, принимая политическую идеологию империи и выражая величайшее почтение к «божественному величию» Андроника II, не отрицая традиционной власти императора в сфере церковного управления, патриарх Афанасий потребовал от него прямого исполнения велений православия и повиновения церкви. Возвратившись на патриарший престол в сентябре 1303 года, он заставил Андроника подписать обещание «не только охранять совершенную независимость и свободу церкви, но и рабски повиноваться ей, подчиняться каждому ее справедливому и богоугодному требованию».   Афанасий, человек во многих отношениях твердый и непреклонный, не был «экстремистом»: будучи ярым противником «арсенитов» — «ревнителей» из монахов, которые не признавали низложения патриарха Арсения и отрицали всех его преемников как поставленных незаконно, — он выражал симпатию не только самому Арсению, но и Григорию Кипрскому (1263–1289 гг.), «гуманистические» порывы которого были общеизвестны.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

мон-ря св. Радегунды основан колледж Иисуса (Джизус-колледж). Большинство преподавателей и студентов К. на протяжении всего средневековья составляли англичане, число выходцев из континентальной Европы, а также из Шотландии и Ирландии, по-видимому, не превышало 1-2%. В средние века основными дисциплинами, к-рые преподавались в К., оставались теология и каноническое право. Между 1297 и 1302 гг. либо в 1303-1304 гг. крупнейший средневек. философ и богослов Иоанн Дунс Скот († 1308) мог читать в К. лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Здесь преподавали известные католич. теологи-францисканцы Фома Йоркский († до 1269), Роджер Марстон († ок. 1303), доминиканец Роберт Холкот († 1349). В нач. XVI в. распространению в Кембриджском ун-те гуманистического образования способствовала деятельность католич. св. Джона Фишера († 1535; канонизирован в 1935), духовника Маргариты Бофорт, матери англ. кор. Генриха VII Тюдора (1485-1509). Маргарита добилась от сына разрешения основать в англ. ун-тах постоянные кафедры теологии. В К. такую кафедру возглавил Фишер (1502), занимавший также пост вице-канцлера ун-та (с 1501). В 1504 г. Фишер стал канцлером ун-та, одновременно он был назначен епископом Рочестерским. По инициативе Фишера и при поддержке Маргариты Бофорт было основано 2 новых колледжа: Христа (Крайстс-колледж; 1505) и св. Иоанна Предтечи (Сент-Джонс-колледж; 1511). В 1506 г. по приглашению Фишера К. посетил Эразм Роттердамский , в 1511-1514 гг. он занимал в К. пост профессора теологии. После отъезда Эразма в К. преподавали нек-рые его ученики, среди них выделялся Р. Кроук († 1558), филолог, знаток античной лит-ры. В К. жил немец И. Лейр (в Англии известен под именем Джон Сиберч; † 1554), организовавший там 1-ю типографию. Благодаря связям с континентальной Европой, особенно с Германией, в К. рано начали проникать идеи Реформации . С 1521 г. в кембриджской таверне «Уайт-Хорс» регулярно собирался кружок университетских преподавателей и студентов (Т. Артур, Р. Барнс, Т. Билни, Дж.

http://pravenc.ru/text/1684165.html

Свято-Данилов монастырь — первый из известных нам и дошедших до нашего времени московских монастырей. Точная дата его основания неизвестна. В исторической литературе называют 1272 г. или 1282 г., иногда просто указывают — «конец XIII века». В последнее время, сравнительное изучение исторических свидетельств, позволило историкам предположить, что монастырь был основан в 1298–1299 гг. Впрочем, вопрос до сих пор остается дискуссионным. Судьба Данилова монастыря сложилась удивительно. По легенде князь Даниил завещал похоронить себя как простого монаха именно здесь, в основанном им монастыре. В 1330 г., при его внуке, Иване Калите, братия была переведена в княжеский двор и монастырь пришел в запустение. Иван Грозный повелел восстановить его в 1560 г. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов, а территория была обнесена мощными каменными стенами с боевыми башнями. В нижнем ярусе храма расположился престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в другом ярусе престол Даниила Пророка. На месте же старой деревянной церкви позже была построена церковь Воскресения Словущего. В 1648 г. над северными воротами возвели колокольню со звонницей в третьем ярусе и главкой в виде царской короны. Впоследствии все храмы перестраивались, стены укреплялись. Когда в 1572 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, его встретили метким огнем пушек со стен и башен Данилова монастыря. Во времена польско-литовской интервенции его стены были обстреляны, а деревянные шатры башен сожжены. У стен монастыря повесили сподвижников И. Болотникова, здесь же в 1610 г. прокричали царю Василию Шуйскому, чтобы он отрекся от престола, здесь же был убит восставшими казаками воевода Прокопий Ляпунов. Чуть позже князь Даниил устроил в Москве и другой монастырь — Богоявленский, во имя Святого Богоявления. Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г. Даниил захватывает у Рязани Коломну. На следующий год переяславский князь, умирая, завещает город своему дяде и покровителю. Князь Даниил всячески старался расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер. Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

18 «У русских св. Николай», говорит Леклерк, «считается патроном Русской империи», –и между прочим прибавляет, что «русский люд даже верит, будто св. Николай чудотворец мог бы быть Богом, но не захотел этой чести и во всяком случае после Него заступает первое место». См. в Душеп. Чт. 1871 г. за дек. мес. в «Известиях и заметках» статью Ивана Калинского; «Из церковно-народного русского месяцеслова». В сей же статье из журнала: «Вестник Европы» 1811 г. 2 заимствовано следующее: «Болгаре о св. Николае тоже замечают: «когда умре Господь, то свети Никола на Негово место». 19 Понятно, как далеко с известного времени отступили от духа апостольского римские папы, забывшиеся в гордости своей до того, что стали именовать себя главами Церкви, вопреки ясным словам св. апостола Павла ( 1Кор. 3, 11 ). 20 Седины на голове проявляются нередко и у не достигших еще старческого возраста; но святитель Николай, как сказано в описании его кончины, «долг общего естества человеческого отдаде во глубоцей старости, исполнен дней многих» (См. службу святителю). 24 При составлении сей статьи, мы пользовались рукописною церковною летописью можайского Николаевского собора, составленною в недавнее время протоиереем его С. П. Соболевым. 25 Издревле город Можайск составлял часть княжества Черниговского. Отделясь от Чернигова, Можайск вошел в состав княжества Смоленского. Под владением Смоленска он находился до 1303 года. С этого же времени Можайск делается достоянием московского князя. О времени основания города Можайска положительных сведений нет (см. Описание можайского уезда в Моск. Губернск. Вед.). 26 В греческой церкви издревле, а также и в российской до времен государя Петра Великого, фелонь была облачением не только священников, но епископов и архиепископов, саккос же был принадлежностью собственно патриаршеского облачения, а также после–митрополичьего (см. о сем в книге: «Исторические рассуждения, читанные в публичном собрании Санкт-Петербург. академии» 1828 г. стр. 183, 200–201). 27 О можайском Николаевском соборе положительно известно только то, что он существовал до 1303 года, то есть до присоединения города Можайска к княжеству Московскому. Фасад собора с кратким его описанием см. в «Живописном Обозрении» за 1841 г. ч., VII, л. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Athanasius I Constantinopolitanus. Epistulae CXV ad imperatorem Andronicum II eiusque propinquos necnon officiales missae [=Epistulae (Ta.)]//The Correspondence of Athanasius I, patriarch of Constantinople: Letters to the Emperor Andronicus II, Members of the Imperial Family, and Officials/ed., transl., comm. A.-M. Talbot. Washington (DC): Dumbarton Oaks Center for Byzantine Studies, 1975. (CFHB; vol. 7. Dumbarton Oaks Texts; vol. 3). P. 2–302. Athanasius I Constantinopolitanus. Epistulae XVII [=Epistulae (Pa.)]//Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople (1289–1293; 1303–1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works. PhD dissertation. University of Oxford, 2004. P. 159–372. Corpus paroemiographorum graecorum/ed. F. G. Schneidewin, E. L. a Leutsch. 2 vol. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1:1839; 2:1851. Georges Pachymérès. Relations historiques/éd. A. Failler. 5 Vols. Paris: Belles Lettres, 1:1984; 2:1984; 3:1999; 4:1999; 5:2000. (CSHB; vol. 24.1–5). Gregorius Nazianzenus. Orationes//PG. T. 35–36. Col. 12–664. Gregorius Palamas. De hesychastis//PG. T. 150. Col. 1102–1117. Hesychii Alexandrini Lexicon/ed. K. Latte. 2 vols. Copenhagen: Munksgaard, 1:1953; 2:1966. Joannes Chrysostomus. Quod qui seipsum non lædit, nemo lædere possit//PG. T. 52. Col. 459–480. Joannes Climacus. Scala paradisi//PG. T. 88. Col. 631–1161. Josephus Calothetus. Vita Athanasii//Βος κα πολιτεα το ν γοις Πατρς μν ρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως θανασου. Συγγραφθες παρ το ατο ’Ιωσφ μοναχο το Καλοθτου//ωσφ Καλοθτου Συγγρμματα/κδ. Δ. Τσμης. Θεσσαλονκη: Κντρον Βυζαντινν ’Ερευνν, 1980. (Θεσσαλονικες βυζαντινο συγγραφες; τ. 1). Σ. 453–502. Michaelis Pselli Orationes hagiographicae/ed. E. Fisher. Stuttgart; Leipzig: Teubner, 1994. (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana). Nicetae Choniatae Orationes et epistulae/ed. J. L. Van Dieten. Berlin: W. de Gruyter, 1972. (CFHB; vol. 3). Patedakis M. Athanasios I, Patriarch of Constantinople (12891293; 1303–1309): A Critical Edition with Introduction and Commentary of Selected Unpublished Works. PhD dissertation. University of Oxford, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что касается Юрия Даниловича, то, став великим князем, он вскоре, в 1322–1323 гг., идет сначала на неуплату собранной дани, а затем на непризнание ханского решения о лишении его великокняжеских прав (Михаил Ярославич таких проступков против сюзерена не совершал). Говоря о деятельности Юрия за весь период 1303–1325 гг., следует тем не менее отметить, что в ней не просматривается осознанного стремления сбросить иноземную власть. Ханский сюзеренитет Юрием под сомнение не ставился (в этом отношении политика московских и тверских князей принципиально не отличалась). Борясь в период великого княжения Михаила за первенство среди князей Северо-Восточной Руси, Юрий не пытался самостоятельно полностью овладеть великим княжением, право распоряжения которым принадлежало хану: он старался отнять у великого князя часть его прерогатив (княжение в Новгороде, право на выморочные княжества). Когда предоставилась возможность получить в Орде все великое княжение, Юрий ее использовал. Однако вскоре он пошел на неподчинение воле хана, а утратив ярлык, продолжал считать себя великим князем и княжить в Новгороде. Элементы сопротивления воле (именно воле, а не власти в принципе) Орды в деятельности Юрия Даниловича просматриваются в намного большей степени, чем в деятельности его современников – тверских князей. В целом, благодаря твердости и решительности (часто граничившей с безрассудством) Юрия Московское княжество сумело выстоять в неблагоприятных обстоятельствах. Поддержкой ордынских правящих кругов Москва пользовалась при Юрии только в 1317–1322 гг., в остальное же время ситуация была взрывоопасной. Однако судьба до известного времени благоволила к Юрию Даниловичу: в 1305 и 1308 гг. ему удавалось избежать военного поражения и замириться с Михаилом ценой уступок, в 1312 г. разрешение конфликтной ситуации отсрочила смерть хана Тохты, в 1316 г. главный удар приняли на себя новгородцы, а затем Юрий обрел благосклонность хана. Переход к московскому князю великого княжения владимирского создал прецедент, после которого потомки Даниила Александровича уже могли с полным основанием претендовать на первенство в Северо-Восточной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нижестоящая духовная власть подсудна только вышестоящей духовной власти, а высшая духовная власть в лице папы Римского подсудна только Богу. Подсудность же светской власти церковной основана на попечительстве церкви о соблюдении норм христианской морали, так что церковная юрисдикция охватывает все связанные с этими нормами дела. Духовная власть предоставлена людям и осуществляется людьми, однако по природе своей она – не земная, а небесная, так что всякий, кто противится ей, противится божественному установлению. Булла объявляла манихеем любого, кто дерзнет воспротивиться папской власти. Таким образом, король Филипп был провозглашен еретиком. «Мы торжественно заявляем, определяем и подтверждаем, – писал папа, заимствуя формулировку из трактата Фомы Аквинского Contra errores Graecorum, направленного против “схизматиков”-греков, – что подчинение римскому первосвященнику есть для каждого человеческого существа необходимое условие его спасения (subesse Romano Pontifici omni humanae creaturae (...) omnino esse de necessitate salutis)». Как отмечают исследователи, nana Бонифаций «просто не понял, что его представление о папстве препятствовало становлению светского монархического государства», поскольку был озабочен лишь укреплением собственной власти. Он не увидел тенденции к политической централизации и консолидации, которая становилась общей моделью развития. Ответные шаги Филиппа Красивого были обусловлены только желанием подавить папство и его политическую программу, которую он увидел в Unam Sanctam. 2 марта 1303 г. на новом собрании Генеральных штатов легист Гийом де Ногаре обвинил Бонифация VIII в ереси, симонии и непотизме и призвал защитить католическую церковь от недостойного папы путем созыва Вселенского собора для его смещения. Папа разрешил часть подвластных Филиппу земель от вассальной присяги и пригрозил Франции интердиктом, однако новые Генеральные штаты 13 июля 1303 г. одобрили позицию короля и присоединилось к призыву о созыве Вселенского собора. Внутри церкви против папы Бонифация выступили спиритуалы, осуждавшие роскошь папской курии и вмешательство папы в мирские дела, за что подверглись гонениям с его стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желая вернуться к созерцательной жизни, Целестин отказался от римской кафедры. С января 1295 года вернулся к отшельничеству в келье святого Онуфрия возле города Сульмоны, а затем в Апулии. Вслед за одним из францисканских братств желал удалиться в Грецию для более уединенного подвижничества, однако, был арестован и с июня 1295 года заключен в замке Фумоне в Ананьи в регионе Лацио, где вскоре отошел ко Господу. 5 мая 1313 года был прославлен в лике святых Папой Бонифацием VIII в Авиньоне. Почитание Целестина в монашеских кругах приобрело эсхатологические черты. Папа-ангел, отшельник с сильным характером, вплоть до наших дней противопоставлялся официальной бюрократической Церкви. Литургическая память Целестина совершается 19 мая. Именем Целестина называлась некогда распространенная по всей Западной Европе конгрегация целестинцев, основанная папой-отшельником. Lexikon für Theologie und Kirche, Dritte Auflage, Herder, Freiburg-Basel-Wien 2009, II, 1247-1248. Бенедикт XVI посетил гробницу Целестина V в Сульмоне и возложил на нее свой епископский паллиум (аналог омофора в византийской традиции). Жест Бенедикта остался незамеченным тогда, но в наши дни со всей очевидностью раскрылся в своем значении (ср. http://www.bogoslov.ru/text/3151791.html). Бонифаций VIII (Бенедетто Каетани) (1235 – 1303) (римский епископ с 24.12.1294 по 11.10.1303) – папа римский, значение деятельности которого для жизни Церкви Средневековья и последующих времен трудно переоценить. Реформатор, канонист и автор Буллы Unam Sanctam (18.11.1302) – одного из выдающихся памятников христианской теократической мысли. Гробница Бонифация находится в Соборе Святого Петра в Риме. Авиньонское пленение – период, в который семь канонически признанных Римской Церковью пап имели своей резиденцией не Рим, а Авиньон. Это длилось с 1309 по 1377 год. Dominus Jesus (рус.: " Господь Иисус " ) саморепродукции – экклезиологический Документ Римской Католической Церкви, опубликованный 6 августа 2000 года. Название восходит к тексту Послания к Римлянам (Рим. 10, 9). Одним из наиболее богословски релевантных высказываний Документа является утверждение о " воипостазировании " Единой Истинной Церкви Иисуса Христа в Католической Церкви (в 17 параграфе Документа: Es gibt also eine einzige Kirche Christi, die in der katholischen Kirche subsistiert und vom Nachfolger Petri und von den Bischöfen in Gemeinschaft mit ihm geleitet wird). Учение о воипостазировании, сформулированное и примененное в данном случае, по аналогии с классической христологической терминологией, в экклезиологической перспективе помогает избежать т.н. " эксклюзивизма " , когда той или иной Церкви или традиции приписывается единственность и исключительность в посредничестве спасения во Христе Иисусе, с неизбежным отождествлением данной исторической Церкви с Единой Истинной Церковью Иисуса Христа. Текст:

http://religare.ru/2_99893.html

При том что монашество Св. земли в мамлюкскую эпоху было преимущественно неарабского происхождения, а приходские священники, несомненно, являлись арабами, этнический состав высшей иерархии Иерусалимской церкви далеко не столь очевиден. Многие историки (Х. Пападопулос, С. Рансимен, Ж. Насралла) априорно полагали, что патриархи и епископы мамлюкской Палестины были арабами, лишь носившими по традиции греческие имена. 229 Это утверждение восходит к историческим сочинениям иерусалимского патриарха XVII века Досифея Нотары и не подкреплено должными доказательствами. Имена иерусалимских патриархов XIII–XV вв. известны, но, по справедливому замечанию Р. Роуза, мы не знаем, говорили ли эти люди на греческом, арабском или сирийском языках и, вообще, имело ли это в данную эпоху какое-нибудь значение. 230 С другой стороны, очевидна тесная связь Иерусалимской церкви с Византией, вплоть до того, что некоторые патриархи XIV в. возводились на престол и свергались решением константинопольских императоров и синода. Иерусалимские патриархи часто посещали Византию и жили там годами. С большой долей уверенности можно утверждать, что целый ряд иерусалимских патриархов был греческого происхождения или принадлежал к греко-язычной культуре и поддерживал тесные связи с Византией. Наряду с этим, некоторые первосвятители Св. града происходили, скорее всего, из арабской среды. Иерусалимский патриарх Григорий I (до 1274–1291 гг.) активно участвовал в церковно-политической борьбе, развернувшейся в Византии после заключения Лионской унии 1274 г. Патриарх выступил посредником в переговорах между Болгарией и Египтом о союзе, направленном против императора Михаила Палеолога, инициатора унии. Хотя планируемый альянс не сложился, Григорий от своего имени выступил с осуждением церковной политики Михаила и побудил византийского богослова Георгия Мосхобара к составлению анти-латинского трактата. 231 Преемник Григория патриарх Софроний (1291–1303 гг.) происходил, вероятно, из египетских арабов. 232 Патриарх Афанасий III (1303–1316 гг.) во время своего отсутствия в Палестине был около 1308 г. низложен по интригам некоего члена палестинского клира Гавриила Врулы, представившего на патриарха жалобу византийскому императору и константинопольскому синоду. Посланцы императора, направленные в Палестину для проверки обвинений, выдвинутых против Афанасия, заочно низложили его и возвели на патриаршество Гавриила. Афанасий сумел вернуть себе престол, только лично представ перед императором и убедив его в своей правоте. 233 Этот эпизод служит яркой иллюстрацией силы связей и степени зависимости иерусалимского духовенства от Константинополя в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Палеолог (сын Мануила II) (1428–1449) Фома Палеолог (сын Мануила II) (1443–1460) Димитрий Палеолог (сын Мануила II) (1449–1460) Правители Эпирского царства (деспотата) Михаил I (1204–1215) Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1224) (осенью 1224 г. захватил Фессалонику и вскоре провозгласил себя императором) Фессалоника Дом Монферрат – королевство Фессалоника Бонифаций I (маркиз Монферратский, захватил Фессалонику в 1204) Деметрий (сын Бонифация) (1207–1224) Династия Ангелов – Фессалоникийская империя Феодор Ангел Комнин Дука (император) (1224–1230) Мануил (брат Феодора) (1230 – около 1237) Иоанн (сын Феодора) (около 1237–1244, деспот в 1242) Димитрий (брат Иоанна) (1244–1246) В 1246 г. Фессалоника покорена Никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. Эпир Михаил II (около 1231–1268) Никифор I (1268–1296) Фома (1296–1318). Регентша Анна Палеологиня-Кантакузина, примерно до 1313 г Николай Орсини (1318–1323) Иоанн Орсини (1323–1335) Никифор II (1335–1340) В 1340 г. Эпир был подчинен Андроником III Палеологом, а в 1348 г – сербским королем Стефаном Душаном. Пал под ударами турок-османов в 1476 г Фессалия Иоанн I (севастократор) (1271–1296) Константин (1296–1303) Иоанн II (1303–1318) В 1318 г. Фессалийское государство распалось, а в 1348 г. было подчинено сербским королем Стефаном Душаном. Афино-Фиванское герцогство Оттон де Ла Рош (1204–1225) Гвидо (1225–1263) Жан I (1263–1280) Вильгельм I (1280–1286) Гвидо II(1287–1308) Вальтер I(1308–1311) Манфред Сицилийский (1312–1317) Вильгельм II Сицилийский (1317–1338) Жан Рандаццо (1338–1348) Фредерик Рандаццо (1348–1377, с 1355 г. король Сицилии Фредерик II) Мария (1377–1381) Педро IV (1381–1387), король Арагона Нерио I Аччаюолли (1387, формально с 1394–1402) Антонио I (1402–1435) Нерио II (1435–1439, 1441–1454) Антонио II (1439–1441) Франческо (1451–1454) Франко (1455–1458). Герцогство было завоевано турками-османами, а последний герцог погиб. Ахейское княжество Вильгелм I де Шалеплит (1206–1209) Жоффруа I де Виллардуэн (1209–1226/1231)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010