Московское княжество как самостоятельное политическое образование в пределах Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской земли – территории, находившейся под властью потомков Всеволода Большое Гнездо) появилось в 70-е годы XIII в., т.е. в эпоху, когда система власти Орды над русскими землями, основными проявлениями которой были взимание дани (с XIV в. она обозначалась термином «выход») и право ордынского хана (именуемого на Руси «царем») утверждать русских князей на их столах путем выдачи ярлыков на княжение, уже давно сформировалась, а сама Орда, бывшая вначале западным улусом Монгольской империи, раскинувшейся от Дуная до Тихого океана, приобрела (в 60-е гг.) независимость от великоханского престола в Каракоруме. Первым московским князем стал младший сын Александра Невского Даниил (p. 1261) 84 . Начало его правления пришлось на время царствования в Орде хана Менгу-Тимура, когда, по выражению Волынской летописи, «бяху вси князи в воли в тотарьскои» 85 . Но после смерти Менгу-Тимура и воцарения в 1281 г. Туда-Менгу 86 произошло обострение ситуации. Старший брат Даниила и младший – великого князя владимирского и князя переяславского Дмитрия Александровича – городецкий князь Андрей Александрович отправился в Орду и привел оттуда войско против Дмитрия. Летописание Северо-Восточной Руси датирует это событие 6789 (1281/82) годом, а согласно новгородскому летописанию оно имело место в 6790 г. Целью похода являлся Переяславль. К татарам, возглавляемым Ковадыем и Алчедаем, присоединились князья Федор Ростиславич Ярославский, Михаил Иванович Стародубский и Константин Борисович Ростовский. Были опустошены Муром, окрестности Владимира, Юрьева, Суздаля, Переяславля, Ростова и Твери. Дмитрий Александрович покинул Переяславль, и 19 декабря город был взят. Великий князь отправился в Новгородскую землю, думая укрепиться в Копорье, где двумя годами ранее он построил каменную крепость. Но новгородцы воспрепятствовали Дмитрию, и он был вынужден отказаться от этого замысла 87 . Союзником великого князя выступил Довмонт, князь псковский, вывезший из Копорья «товар» Дмитрия 88 ; поэтому можно полагать, что Дмитрий нашел убежище именно в Пскове 89 . Андрей Александрович, отпустив татар в Орду, приехал в феврале в Новгород, где был посажен на новгородский стол 90 . К нему, таким образом, переходили прерогативы великого князя владимирского, т.е. верховного правителя княжеств Северо-Восточной Руси, чей сюзеренитет признавал Новгород Великий 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123048_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДЕПАРТАМЕНТ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ Мин-ва внутренних дел, центральное гос. учреждение для надзора и контроля за неправосл. христ. конфессиями и др. религиями в Российской империи (1832-1917 гг.) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества, Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/rubrics/123030_6.html

Владимир Николаевич Киреев. Свято-Данилов монастырь      17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и " родоначальником московского княжеского дома " , по определению русских дореволюционных историков. В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это - древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году (см. нашу публикацию от 19 января с.г.). Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь. Свято-Данилов монастырь. Князь Даниил, помня слова своего отца о том, что " Бог не в силе, а в правде " , стремился к миру и миролюбию. Главным делом его жизни было усиление и укрепление Москвы как самостоятельного княжества - уже старший сын св. Даниила Московского, Иван Калита, добился для Москвы ярлыка на великое княжение, и ранее незаметная Москва стала русской столицей до самого времени Петра I. По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст.ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря - " не в церкви, а в ограде " .

http://pravoslavie.ru/103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261, Владимир-на-Клязьме (?) - 5.03.1303, Москва), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), 4-й, младший, сын св. кн. Александра Ярославича Невского . Небесным покровителем Д. А. был изображенный на его печати прп. Даниил Столпник . После смерти отца Д. А. получил в удел Москву, но поскольку к тому времени ему было ок. 3 лет, его взял под опеку дядя - вел. кн. Владимирский Ярослав (Афанасий) Ярославич , тиуны к-рого управляли Московским княжеством 7 лет (1264-1271). Рождение св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XV в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 24 об.) Рождение св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XV в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 24 об.) К нач. 80-х гг. XIII в. относятся первые сведения о том, что Д. А. стал принимать активное участие в политической жизни Сев.-Вост. Руси. На 80-90-е гг. XIII в. пришлось обострение борьбы за владимирский великокняжеский стол между сыновьями Александра Невского - св. кн. Димитрием Александровичем , к-рый опирался на поддержку могущественного правителя зап. улусов Орды темника Ногая, и Андреем Александровичем, искавшим помощи у ханов, сидевших в Сарае. Андрею, к-рого поддерживал также ряд рус. князей, удалось к нач. 1282 г. отнять великокняжеский стол у старшего брата. В это время Д. А. выступал на стороне кн. Андрея. В 1282 г. вместе с тверским кн. Святославом Ярославичем и новгородцами Д. А. участвовал в походе на Переяславль - центр удельного княжества Димитрия, войска к-рого встретили противников у Дмитрова. После 5-дневного стояния и переговоров был заключен мир. С этого времени можно говорить о сближении Д. А. с кн. Димитрием Александровичем и тверским кн. св. Михаилом Ярославичем . В 1285 г. в отражении нападения литовцев на владения Тверского еп. Симеона участвовали не только тверские, но и московские войска. По предположению А. Н. Насонова ( Насонов. 20022. С. 273), когда в 1285 г. кн. Андрей вновь попытался отнять великокняжеский стол у Димитрия, Д. А. вместе с тверским кн. Михаилом выступил на стороне вел. кн. Димитрия. Совместно они прогнали войско «царевича», к-рого привел из Сарая кн. Андрей (в летописях говорится о том, что «Дмитрии, съчтася с братьею, царевича прогна, а бояры Андреевы изыма»; см., напр.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). Когда в 1289 г. Михаил Ярославич «не въсхоте... покоритися» Димитрию Александровичу, Д. А. выступил на стороне вел. князя, с к-рым у него теперь установились особенно тесные связи. Вместе с др. князьями Д. А. участвовал в походе вел. князя на Тверь, закончившемся осадой Кашина и заключением мира.

http://pravenc.ru/text/171280.html

1261 г., 25 июля – Возвращение ромеями Константинополя, взятого у латинов без боя. Падение Латинской империи. Восстановление Византии. 1265 г. – Новые привилегии, предоставленные византийцами Венеции. 1268 г. – Новый договор Византии с Генуей. 1274 г. – Лионский собор: первая уния Западной и Восточной Церквей. 1291 г. – Город-крепость Мистра становится столицей греческого деспотата Морея в Пелопоннесе. 1302 г. – Разгром византийцев турками-османами при Никомидии. 1303–1307 гг. – Поход Рожера де Флора и «Каталонская компания». 1331 г. – Разгром византийцев турками-османами в битве при Филокрене. Падение Никеи. 1341–1349 гг. – Гражданская война в Византии и движение зилотов в Фессалонике. 1347–1348 гг. – Пандемия чумы в Византии 1351 г. – Церковный собор в Константинополе. Победа исихастов-паламитов. 1354 г. – Турецкий воначальник Сулейман-паша захватывает Галлиполи, город-крепость в предместье Константинополя на европейском берегу Дарданелл – важнейший плацдарм для вторжения в Европу. 1262 г. – Взятие османами Адрианополя. 1373 г. – Василевс Иоанн V Палеолог становится вассалом и данником султана османов. 1389 г., 15 июня – Османы побеждают сербов в битве на Косовом поле. 1390 г. – Завоевание Болгарии османскими войсками. 1394–1402 гг. – Блокада Константинополя турками-османами. 1422 г. – Осада Константинополя турецким султаном Мурадом II. 1430 г. – Окончательный захват Фессалоники османами. 1438–1439 гг. – Ферраро-Флорентийский собор: вторая уния Западной и Восточной Церквей. 1446 г. – Поход султана Мурада II в Грецию. Опустошение Мореи. 1453 г., 7 апреля – 29 мая – Осада и взятие Константинополя османскими войсками Великого Турка – султана Мехмеда II Фатиха. Падение Византийской империи. 1460 г. – Окончательное покорение турками-османами остатков византийского деспотата Мореи на юге Греции с центром в Мистре. 1458 г. – Взятие турками-османами Афин. 1461 г. – Захват турками-османами Трапезунда, падение Трапезундской империи. 1475 г. – Захват турками-османами христианского греческого княжества – деспотата Феодоро в юго-западном Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На миниатюре, иллюстрирующей текст Сказания о Каменном мон-ре в составе сборника житий Вологодских святых кон. XVII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 174), судно Г. В. во время шторма прибивает волной к Каменному о-ву (где «изыдоша в сретение его старцы пустынножители»), юный Г. В., с кудрявыми волосами, молится впереди слуг (в надписи ошибочно назван Глебом Константиновичем), на него указывает монах, стоящий у кельи ( Шульгина Э. В. Лицевой сб. житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 253). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/text/165103.html

1346 Отец св. Алексия митрополита, боярин Феодор Бяконт, перешел в Москву оттого, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал терпеть нападения от хищных набегов. Под защитой же крепкого и благочестивого князя Даниила Александровича нашел он мирную и покойную жизнь. Святой Алексий родился в 1300 году. 1347 Князь Даниил Александрович, младший сын св. Александра Невского, основатель самостоятельного Московского княжества и родоначальник князей московских (1261–1303 гг.) – Впоследствии он причислен Церковью Русской к лику святых, и мощи его, обретенные нетленными в 1652 г., доныне открыто почивают в храме созданного им на берегу Москвы-реки Данилова монастыря. 1349 Это было в 1320 г. Богоявленский (1-классный) монастырь в Москве основан в 1296 г. при князе московском Данииле Александровиче. 1351 Св. Феогност управлял Русской Церковью с 1328 по 1353 г. Он окончательно утвердил пребывание митрополитов русских, вместо Владимира, в Москве. 1352 Владимир на Клязьме, престол митрополичий, до святителей Петра и Феогноста. Св. Алексий был посвящен в епископа Владимирского в конце 1352 года. Еще за 12 лет перед тем митрополит Феогност повелел Алексию жить в святительском дворе его и заведовать судебными делами Церкви, причем для св. Алексия при постоянных непосредственных сношениях со святителем греком открылись и нужды и средства прекрасно познакомиться с греческим языком. 1354 Патриарх Филофей управлял константинопольской Церковью с 1354 по 1355 г., и потом вторично с 1362 по 1376 г. 1356 Димитрий ВВ Иоаннович, великий князь Донской, родился 12 октября 1350 г.; с 1362 г. получил великое княжение; построил каменный Кремль в Москве; княжил 27 лет, жил 40 лет. Он победил хана Мамая на Дону 8 сентября 1380 г.; скончался 19 мая 1389 г. 1357 Признательный хан дал святителю в знак почести перстень, который доселе хранится в патриаршей ризнице. 1359 Этот монастырь был обетный. Когда святитель Алексий отправлялся в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всея России, то на возвратном оттуда пути, подвергся бедствию, так что сама жизнь его была в опасности: на море поднялась страшная буря, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в волнах. Все бывшие с митрополитом отчаивались в спасении. Между тем святитель усердно молился Богу, причем дал обет соорудить храм во имя того святого, которому будут праздновать в день высадки пловцов на берега. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. Во исполнение этого обета св. митрополитом Алексием и был основан около 1360 года вышеупомянутый монастырь в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его Образа. В деле созидания монастыря много помогал святителю преп. Андроник, ученик преп. Сергия, почему он и получил наименование Спасо-Андроникова (Андрониева) монастыря; ныне – второклассный монастырь. В монастыре и теперь хранится Нерукотворенный Образ Спасителя, привезенный св. Алексием из Царьграда, украшенный богатой ризой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг. (Vat. gr. 1208. Fol. 3v) Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из Праксапостола. 1280-1303 гг. (Vat. gr. 1208. Fol. 3v) Греч. «Деяния Иакова Зеведеева» (BHG, N 767) относятся к более позднему времени и составлены на основе НЗ, текстов Иосифа Флавия, Климента Александрийского и Ипполита Фивского. Их влияние заметно в «Мученичестве» из т. н. Императорского Минология (BHG, N 768b), анонимном Похвальном слове (BHG, N 768a) и, вероятно, энкомии Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 768). Текст об И. З. в Синаксаре К-польской ц. под 30 апр. полностью основан на НЗ, а под 15 нояб.- на текстах проповеди И. З. в Иерусалиме и описании его смерти в Кесарии Палестинской; изолированной является память И. З. под 30 марта в Минее Vindobon. Theol. Неизданным остается энкомий Льва Кентурипина (BHG, N 768d). Неясно, к какому из Иаковов относится «Мученичество» в Sinait. syr. nov. 1013. И. З. встречается во всех апостольских списках ( Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005), где занимает обычно места с 3-го по 5-е, равно как и в др. апокрифических произведениях, где дается перечисление апостолов (Там же). В основном их сведения об И. З. совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Агриппы Ирода ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в Мармарике. К этому, однако, добавляется ряд сведений: иногда говорится о его девстве; сир. список из Lond. Brit. Mus. Or. 2695 сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде; часто упоминается проповедь И. З. в Испании, что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела (лат. списки из «Breviarium apostolorum» VII в. и Barc. Univ. 574 и армянский из Матен. 993, 2678). Последний список дает краткое жизнеописание И. З.: взяв частицу Креста у Фаддея, он отправился проповедовать в Испанию, затем был усечен мечом Агриппой Иродом в Иоппии (Яффе), тело его было брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в которой была затем завершена ап. Павлом. Уникально указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на Диатессарон о проповеди И. З. в Галлии. Визант. списки Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за «Мученичеством» (CANT, N 273) сообщают о проповеди И. З. 12 коленам Израилевым в рассеянии; у Псевдо-Дорофея рассказано о смерти И. З. в Кесарии Палестинской, в его варианте в Cod. Paris. gr. 1261 - и о его погребении там же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. З. в Кесарии и Мармарике. Списки из Vat. gr. 1967 и 2156 называют мать И. З. Иероклией. В греч. списке из Paris. Suppl. 689 И. З. приписывается основание Церкви в Смирне ( Halkin. 1968). В псевдоэтимологических списках из Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 имя Иаков переводится как «ученик жизни», а в одном латинском - как «утешитель скорби» ( Capelle. 1926).

http://pravenc.ru/text/200321.html

В нем говорится о новых адм. должностях (прокторы, педелы), описаны их обязанности. Отдельные статьи посвящены жилищным условиям преподавателей и студентов, их юридическому статусу, одежде, порядку проведения лекций, диспутов и присвоению магистерской степени; упоминаются фак-ты «свободных искусств» (см. Artes liberales ), канонического права и теологии ( Hackett. 1970). Канцлер ун-та избирался действующими преподавателями (regent masters), а не назначался епископом. В 60-х гг. XIII в. у ун-та появилась собственная печать. Первая офиц. версия университетских статутов утверждена 17 марта 1276 г. О К. как об ун-те (studium generale) впервые упоминается в 1290 г. в адресованном гильбертинцам письме папы Римского Николая IV . В 1318 г. этот статус был подтвержден буллой папы Римского Иоанна XXII . В 1401 г. папа Бонифаций IX отменил обязательное папское утверждение кандидатуры избранного канцлера. Окончательно независимость ун-та от епископской власти признал в 1433 г. папа Евгений IV . В ранний период значительное влияние на развитие ун-та оказали монахи нищенствующих орденов (мон-рь францисканцев в К. был основан ок. 1228, доминиканцев - не позднее 1238, кармелитов - в 1247; во 2-й пол. XIII в. в К. появились общины др. нищенствующих орденов). Влияние доминиканцев и францисканцев, особенно заметное на теологическом фак-те, вызывало недовольство секулярных клириков и привело к конфликту между ними (так же как неск. ранее в Париже и Оксфорде). В 1303 г. был издан ряд статутов с целью уменьшить привилегии монахов нищенствующих орденов и поставить их под более строгий контроль руководства ун-та. Представители доминиканцев и францисканцев обратились с протестом в Рим. Через 3 года конфликт удалось уладить путем компромисса, однако трения между монашествующими и секулярными клириками остались ( Moorman. 1952). В XIII в. в К. продолжались конфликты ун-та с горожанами. Неоднократные вооруженные столкновения (1249, 1259-1261) привели к отъезду части преподавателей и студентов в Оксфорд и Нортгемптон (в 1261-1265 там существовал 3-й англ.

http://pravenc.ru/text/1684165.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010