ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ДАНИИЛ (Дайкович Томо; 1895 - 1993), митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви (1961-1990) ДАНИИЛ (Чоботя Дан-Илие; род. 1951), архиепископ Бухарестский, митрополит Мунтенский и Добруджийский, патриарх Румынский ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 99-108 108-109 ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 109-111 ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский 111-113 ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (2-я пол. XII в.- 1-я треть XIII в.?), автор и главный персонаж выдающегося произведения древнерус. лит-ры, созданного в XII-XIII вв. в Сев.-Вост. Руси 113-114 114-116 ДАНИИЛ ЛЕВООКИЙ (не позднее 70-х гг. XIV в.- не ранее 20-х гг. XV в.), серб. летописец, книгописец (возможно, нотарий) 116-117 ДАНИИЛ ПУСТЫННИК (2-я пол. XV в.), один из наиболее почитаемых румын. святых (пам. румын. 18 дек.), иеросхим. 117-118 118-125 125-128 128-129 129-133 ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений 133-134 134-135 ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) 135-149

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

Обратимся к работе В данной работе в главе VII «The Legasy of Gregory of Cyprus» анализируется наследие патриарха Григория II. В нашем случае важно рассмотреть богословские компоненты этого наследия. Автор исследования отмечает, что имя Григория было исключено из диптихов по настоянию арсентиов во время их воссоединения с Церковью, но сделано это было не по богословским причинам, а из-за того, что арсениты считали преемников патриарха Никейского и Константинопольского (1254-1260, 1261-1265 гг.) Арсения узурпаторами. Сам патриарх Григорий был признан Церковью православным перед своей отставкой, причем, как было выше указано, его православие позднее подтвердил даже его яростный противник – Иоанн Хила с. 172-173]. Также автор данной работы отмечает негативное отношение к Григорию его преемника, святителя Афанасия, патриарха в 1289-1293, 1303-1309 гг. с. 173], что важно для характеристики периода 1289-1310 гг. в отношении памяти Григория II. Исследователь, подготовивший рассматриваемый материал, считает, что свт. Григорий Палама являлся последователем Григория Кипрского. Хотя свт. Григорий не упоминает имя патриарха в своих сочинениях, можно увидеть связь между их богословскими системами, при этом следует отметить, что учение Григория Кипрского отвергалось и оппонентами свт. Григория Паламы, сторонниками еретического учения с. 174-176]. В рассматриваемом нами исследовании также отмечается, что некоторые богословы XIV-XV вв. положительно отзывались о пневматологической системе патриарха Григория Кипрского с. 176-179], о чем мы ранее говорили в публикации В работе упоминается положительная оценка богословия Григория, высказанная его учеником Никифором Хумном с. 184]. Автор указывает и на мнение свт. Геннадия Схолария, считавшего, что решения Влахернского Собора 1285 г. были одобрены четырьмя восточными патриархами с. 177-178]. Исследователь считает, что интерес к богословию Григория Кипрского отсутствовал в 1453-1723 гг., но отмечает некоторые исключения. Во-первых, большое внимание наследию патриарха Григория уделил патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара с. 179]. Во-вторых, автор предполагает, что в каком-то смысле последователем Григория Кипрского мог быть известный богослов XVI в. Максим Маргуний с. 179, сноска 31; с. 206].

http://bogoslov.ru/article/6169648

15. Холм/Угровск После1230 г. Богоматери Образована в результате отделения от Владимиро- Волынской епархии; первоначальный центр в Угровске; после 1240 г. резиденция перенесена в Холм 16. Луческ(на Волыни) После 1235, но до 1250 г. Св. Иоанна Богослова Образована в результате отделения от Владимиро- Волынской епархии 17. Тверь После1250 г. Свв.Косьмы и Дамиана Образована в результате отделения от Владимиро- Суздальской епархии; построенный в 1285 г. каменный собор посвящен св. Спаса Преображению 18. Сарай (столица Золотой Орды) 1261 г. В 1269 г. Феогност поставлен епископом сарайским и переяславским; с конца XIII в. граница с Рязанской епархией спорная б. Митрополиты киевские и всея Руси (988–1305 гг.) 1. Феофилакт ранее 1018 2. Иоанн I ранее 1018 – ок. 1030 3. Феопемпт ок. 1035 – 1040-е годы 4. Иларион 5. Ефрем 1054/1055 – ок. 1065 6. Георгий ок. 1065 – ок. 1076 7. Иоанн II не позднее 1076/1077 – после августа 1089 8. Иоанн III лето 1090 – ранее 14 августа 1091 9. Николай ок. 1093 – ранее 1104 10. Никифор I 18 декабря 1104 – апрель 1121 11. Никита 15 октября 1122 – 9 марта 1126 12. Михаил I лето ИЗО – 13. Клим Смолятич 27 июля 1147 – начало 1155 14. Константин I 1158/1159 15. Феодор август 1160 – июнь 1163 16. Иоанн IV весна 1164 – 17. Константин II 1169/1170 18. Михаил II весна 1171 – 19. Никифор II ранее 1183 – после 1201 20. Матфей ранее 1210 – 19 августа 1220 21. Кирилл I 1224/1225 – лето 1233 22. Иосиф 23. Кирилл II 1242/1247 – 27 ноября 1281 24. Максим 6 декабря 1305 Нижеследующие краткие характеристики архипастырей Русской митрополии византийской церкви по необходимости (вследствие состояния источников) ограничиваются их официальной деятельностью. Автор стремился по возможности полностью, хотя и критически, использовать важнейшую историографию, но в постатейной библиографии она указывается лишь выборочно. Хронологически охвачена киевская эпоха в истории русской церкви. После смерти митрополита Кирилла II, последнего собственно киевского митрополита, перенесение митрополичьей резиденции на север (сначала во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву) и основание новой митрополии в Галиче (в 1303 г.) ознаменовали упадок единой церковной организации восточных славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После 1261 г. П. Х. м. вернулся к греческим монахам. В 1268 г. они были ярыми противниками патриарха Иосифа ( Georg. Pachym. Hist. 314-315). Монахом этой обители был патриарх Афанасий I (1289-1293, 1303-1309), как следует из его Жития. В 1293-1294 гг. имп. Андроник II Палеолог своим хрисовулом присоединил к П. Х. м. старые мон-ри - Каллистратов и Волакский ( Kidonopoulos. 1994. S. 29); для 1-го это обернулось переносом в П. Х. м. большой части его убранства и даже мраморной декорации ( Maximi monachi Planudis Epistulae/Ed. P. A. M. Leone. Amst., 1991. S. 115). Феодора Палеологина передала монастырю Константина Липса 6 новых мельниц около П. Х. м. ( Talbot. 2000). В поздневизант. период в П. Х. м. была богатая б-ка: там находилось Толкование свт. Иоанна Златоуста на псалмы ( Costantino Acropolita. Epistole/A cura R. Romano. Napoli, 1991. Nr. 173); по упоминанию в 1348 г., хранился Номоканон (Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. W., 1995. Bd. 2: Edition und Übersetzung aus dan Jahren 1337-1350. Nr. 138); Виссарион Никейский видел 2 рукописи творений свт. Василия Великого - «очень древнюю» и XIII в. (PG. 161. Col. 325-328); кодекс XIV в. Vat. gr. 604 частично (Толкование на Евангелие от Матфея и гомилия свт. Иоанна Златоуста) скопирован с рукописи из П. Х. м. Локализация и здания На рисунке К-поля К. Буондельмонти (1420-1422) храм под названием «pandopafti» изображен между Текфур-сараем и дворцом Луки Нотары. В списке 7 чудес К-поля (кон. XV в.) упоминается цистерна Пантепопта (см.: Mango. 1999), возможно идентичная цистерне Аспара ( Asutay-Effenberger, Effenberger. 2008. S. 16). С сер. XIX в. П. Х. м. единодушно отождествлялся с комплексом Эски-Имарет-джами на сев.-вост. склоне 4-го холма, неподалеку от мон-ря Пантократора (Κωνσταντινις παλαι κα νεωτρα τοι περιγραφ Κωνσταντινουπλεως. Κωνσταντινουπλεως, 1844. Σ. 106-107; M ü ller-Wiener. 1977. S. 120-122). Эту идентификацию поставил под сомнение К. Манго, к-рый предложил искать П. Х. м. на месте совр. Явуз-Султан-Селим-джами, около цистерны Аспара, т. к. только оттуда имп. Алексею V Дуке Мурзуфлу был бы виден весь Золотой Рог ( Mango. 1999). Н. Асутай-Эффенбергер и А. Эффенбергер высказали предположение о том, что Эски-Имарет-джами был связан с дворцом Вона храмом св. Константина (св. Феофано; Всех святых) 896 г., где один придел был посвящен св. Елене, а в другом - стоял крест св. Константина под серебряным киворием ( Asutay-Effenberger, Effenberger. 2008). С. Коцабасси предложила видеть в Эски-Имарет-джами кафоликон Акаталиптского мон-ря ( Kotzabassi S. Zur Lokalisierung des Akataleptos-Klosters in Konstantinopel//REB. 2005. T. 63. Р. 234-235). Ошибочное отождествление П. Х. м. с комплексом Эски-Имарет-джами продолжает бытовать и в наст. время (напр.: Marinis. 2014. P. 138-142).

http://pravenc.ru/text/2578886.html

Возвышению Москвы вроде бы не способствовала и династическая ситуация. Стоит напомнить, что князь Даниил Александрович Московский, возглавивший княжество в конце XIII в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского . Причем он даже не успел побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея. В свою очередь, и Иван Данилович Калита — это тоже четвертый сын Даниила. По всем признакам Иван Калита — четвертый сын четвертого сына Александра Невского! — не имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал никакими правами на «старейшество». К примеру, тверской князь Михаил Ярославич перед сыновьями Даниила Юрием и Иваном имел преимущество третьего поколения перед четвертым. И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство. Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии. Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды. Как сообщает Житие святого, мудро, «имея разум богопросвещенный», управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — «Братолюбец».

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

Церковь Пресв. Богородицы (Буртелашен). 1339 г. Церковь Пресв. Богородицы (Буртелашен). 1339 г. После вторжения монголов (30-е гг. XIII в.) представители Орбелянов смогли договориться с захватчиками и, признав их главенство (выплачивали дань и отбывали военную повинность), не только сохранили, но укрепили и расширили княжество. С целью получения ярлыка и подчинения непосредственно вел. хану Смбат Орбелян, владевший кроме армянского и грузинского персидским, уйгурским и монгольским языками, нанес визит хану Менгу (Мунке; 1251-1259) в Каракорум. Утверждение епископской кафедры в Н. было обусловлено ослаблением древнейшего сюнийского епископского центра в Татеве и разделением епархии на 2 с центрами в Н. и Татеве. Первый епископ Н., митр. Степанос II (1170-1216), породнился с княжеским родом, выдав дочь своей сестры замуж за Эликума Орбеляна; он поставил в епископы Саргиса I (1216-1242). Следующими епископами Нарованкской кафедры были Степанос IV (1242-1260), Григор I (1260-1261), Саргис II (1261-1298). Внимание Орбелянов к мон-рю усилилось после того как кафедру, начиная с митр. Степаноса (Орбеляна) (1286-1303), стали занимать представители этого рода: митр. Ованнес (Орбела; 1300-1324), Степанос-Тарсаич (Орбелян; 1314-1331) (оба учились в Гладзорском ун-те и известны культурно-просветительской и строительной деятельностью), Саргис III (1333-1337), Степанос-Султаншах (Орбелян; упом. в 1366). Наиболее знаменитым является Степанос (Орбелян), также выпускник Гладзорского ун-та, в 1285 г. он отправился в Киликию, где его рукоположил Армянский католикос. После поставления митрополитом Нораванкской кафедры он развернул в мон-ре активную строительную и рукописную деятельность. В 1297 г. он создал фундаментальный труд о Сюникской пров. (ашхар), в котором описал ее историю и географию, рассказал о церквах и мон-рях, в т. ч. воспользовавшись произведениями предшественников, дипломатическими материалами, письмами и эпиграфикой. Погребен в гавите ц. Сурб-Степанос. При митрополитах из рода Орбелянов Н. бурно развивался благодаря богатым вкладам и обширным владениям. Во 2-й пол. XIV в. вслед. ослабления рода Орбелянов Н. постепенно пришел в упадок. В XVI в. упоминаются Нораванкские епископы Аракел и его племянник, Егиш; последние сведения о Нораванкском епископе встречаются под 1661 г.; наиболее поздняя эпиграфическая надпись датирована 1701 г.

http://pravenc.ru/text/2577953.html

Досифей Иерусалимский (февраль 1189 и 1189–1192) Георгий II Ксифиллин (1192–1199) Иоанн X Каматир (1199–1206) Михаил IV Авториан (1206–1212) Феодор II Ириник (1212–1215) Максим I (6 месяцев) (1215) Мануил I Харитопул Сарантин (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (3 месяца) (1240) Около 1240 – около – 1243/4 г. – вакантен. Мануил II (1244–1255) Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1267) Никифор II (1260–1261) Герман III (несколько месяцев) (1267) Иосиф I (Галисиот, омологит) (1267–1275, 1282–1283) Иоанн XI Векк (или Век, Векон) (1275–1282) Григорий (Георгий) II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Нифонт I (1310–1314) Иоанн XIII Гликис (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (Априн) (1334–1347) Исидор I (1347–1350) Каллист I Святогорец (1350–1354 и 1355–1363) Филофей Коккин («Красный») (1354–1355 и 1364–1376) Макарий (1376/7–1379 и 1390–1391) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390 и 1391–1397) Каллист II Ксанфопул (несколько месяцев) (1397) Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) 1402–1403 гг. – вакантен. Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Георгий III Мамма(с) Мелиссин (1443–1450) 173 Афанасий II (1450–1453) Георгий (Геннадий II) Схоларий (1454–1456, 1458, 1464–1465) Исидор II(1456–1462) Софроний I Сиропул (1463–1464) Римские папы и антипапы 1-й период: три первых столетия развития папства до утверждения папской власти при Константине I Великом. Апостол Петр Лин Клет Климент I (92–101?) Эварист (100–109?) Александр I (109–119?) Сикст I(119–126?) Телесфор (126–136?) Гигин (136–140?) Пий I (141–157?) Аникет (157–168?) Сотер (168–176?) Элевтер (176–189) Виктор I (190–202) Зеферин (202–217) Каллист (Калликст) I (217–222) Урбан I (223–230) Понциан (230–235) Антер (235–236) Фабиан (236–250) Корнелий (251–253) Люций I (253) Стефан I (253–257) Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихиан (274–283) Гай (283–296) Марцеллин (296–304) Марцелл I (307–309)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. К взаимоотношениям князей моск. дома во 2-й пол. XIV - нач. XV в.//ВИ. 1980. 6. С. 170-174; Горский А. А. Русь: От слав. расселения до Моск. царства. М., 2004 (по указ.). Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/159088.html

Лит.: Успенский В., Писарев С. Св. блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской: (Выпись из лицевого Царственного летописца). СПб., 1903; Успенский В. И., Целепи Л. Н. Св. блгв. вел. кнг. Анна Кашинская: (Выпись из лицевого Царственного летописца). СПб., 1903; Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 3-5, 8, 20-21; Евсеева Л. М., Кочетков И. А., Сергеев В. Н. Живопись древней Твери. М., 1974. С. 12-13. 4; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 10-11, 46, 275-276. 180-181; он же. Миниатюры хроники Амартола и тверское искусство эпохи Михаила Ярославича//Михаил Тверской: Личность, эпоха, наследие: Мат-лы междунар. науч. конф. Тверь, 1997. С. 257-258; Лицевой летописный свод: Факсим. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 6, 7; Гадалова Г. С. Блгв. вел. кнг. Ксения Тверская. Тверь, 2011. С. 145-152; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 257-265. Г. С. Гадалова, Н. А. Майорова Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/2462131.html

С конца IX в. документ несколько раз дополнялся в результате позднейших доктринальных споров, которые разрешались синодальными декретами, издаваемыми в Константинополе. Сам перечень патриархов, занимавших столичную кафедру между 715 и 1416 гг., является важным свидетельством того, каким образом разрешались разнообразные внутренние и внешние затруднения. Последовательное перечисление Игнатия, Фотия, Стефана, Антония, Николая и Евфимия, как «православных патриархов вечной памяти»  , показывает, что знаменитые схизмы, разделявшие в IX и X вв. Игнатия и Фотия, а также Николая и Евфимия, и взаимные отлучения, последовавшие из расколов, просто считались как бы не бывшими. Но опущение из перечня патриархов конца XIII в. имен Никифора II (1260—1261), Германа III (1265—1267), Иоанна XI Векка (1275—1282), Григория II Кипрского (1283—1289) и Иоанна XII Косьмы (1294—1303) отражает непринятие и отвержение Лионской унии (1274) и условия, на которых произошло примирение «арсенитов» с официальной Церковью в 1310 г. Арсениты отказывались признать смещение патриарха Арсения Авториана в 1260 г. и добились полной реабилитации его в 1310 г., а также частичной damnatio memoriae   для ряда его преемников  . «Синодик» показывает также византийский магистериум в действии: Синод выступил против платонизма Иоанна Итала (1076—1077, 1082), как и против христологических уклонов современника Иоанна, Нила Калабрийского, а также Евстратия Никейского (1117), Сотери–ха Пантевгена (1155—1156), Константина Керкирского (с Корфу) и Иоанна Ириника (1169—1170), и, наконец, включил в «Синодик» решение разразившихся в XIV в. великих доктринальных споров об «обожении» и «энергиях». «Деяния» Синода Патриархии, к сожалению, сохранились не полностью; известны лишь документы последних двух столетий существования Византийской империи. Тем не менее эти тексты остаются неисчерпаемым источником сведений о взаимоотношениях Церкви и государства, о канонических процедурах и о практике oikonomia, словом, они представляют собой одну из важнейших иллюстраций того, каким образом византийцы понимали соотношение между законом и благодатью в христианской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010