На третьем этапе Александр Ярославич и Миндовг действовали уже в качестве союзников. К такой переориентации литовского князя побудило несколько обстоятельств. Союзники не смогли предотвратить поход на Литву монгольских войск под руководством темника Бурундая в 1258 году. В походе монголов на Литву участвовали войска номинального союзника Даниила Галицкого. Против литовцев действовали совместные монголо-русские войска, кооптируемые в западных княжествах. Наступление на земли, находящиеся в сфере интересов Литвы, развернул Ливонской орден. Сам Орден оказался не столь мощной в военном отношении силой, как позиционировался. Разгром его жемайтами в битвах 1260 и 1261 годов показал иллюзорность рыцарской мощи. В 1261 году Миндовг направил посольство к Александру Невскому во Владимир с предложением заключить военный союз против немцев, оно было с воодушевлением поддержано владимирским князем. Вскоре был заключен и союз с Новгородом, где княжил на тот момент сын Александра Дмитрий. С зимы 1261/62 годов начинаются совместные русско-литовские боевые действия против сил Ордена. В 1262 году возобновился конфликт Миндовга с Даниилом Галицким. В ходе его был взят в заложники и убит сын Даниила Роман. Важным стратегическим успехом альянса Александра Невского и Миндовга стало взятие в 1262 году Дерпта. Дальнейшему развитию союза воспрепятствовала смерть в 1263 году обоих правителей – Александра Невского и Миндовга. Ушел из жизни, правда, в 1264 году и их давний оппонент Даниил Галицкий. Политический ландшафт менялся. Деятельность Александра Невского на последнем этапе его политики в отношении Литвы создавала и еще одну стратегическую перспективу –перехода Литовского княжества в православие. Миндовг в 50-е годы XIII века избрал католический вариант в силу конъюнктурных обстоятельств. Убежденным католиком он никогда не являлся. Но под влиянием отношений с Александром Невским при его дворе усилилась православная партия. Во главе ее стоял сын Миндовга Войшелк 243 . Он был не просто крещен по православному обряду, но являлся убежденным сторонником православного учения. Три года жизни он провел в Полонинском монастыре на Волыни, где принял постриг с именем Лавриш. Далее Войшелк направился в паломничество на Святой Афон. Затем на реке Неман им был основан монастырь, названный по его имени Лавришевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нимфейский договор (января 1261 г.) показывает весь ум Михаила. Постоянные неудачи Ватаца показали, что морское владычество греков прекратилось. Поэтому император оказался вынужденным уступить генуэзцам все права и привилегии, на которых до тех пор зиждилось в Эгейском, Мраморном и Чёрном морях владычество венецианцев; одним пизанцам были позже открыты рынки империи и Чёрное море: венецианцев необходимо было вытеснить из прибыльной левантинской торговли. С отрядом всего лишь в 800 человек стоял на Босфоре Алексей Стратигопул; вдруг он узнаёт, что венецианский podest&aagrave; Градениго отплыл со своим флотом к Дафнусию. Немедленно греческий генерал добился соглашения с жителями столицы, и 25 июля 1261 года его воины перелезли городскую стену. Император Балдуин II почти без боя бежал на венецианской галере в Евбею. Когда франки и венецианцы вздумали дать отпор в своих кварталах, Стратигопул поджёг последние. Флот возвратился, когда уже было поздно. Латиняне, во главе со своим духовенством и «еретическим» патриархом, переселились со всем своим скарбом на Евбею и венецианские острова. Так, без особого труда, овладели, наконец, греки и столицей. Старая ромейская империя была окончательно восстановлена, и 15 августа 1261 года Михаил вошёл при безмерном восторге народа в Константинополь, чтобы вторично принять торжественное коронование в храме Божественной Премудрости. Латинский позор стал достоянием прошлого. Дадим здесь в виде добавления краткий очерк истории Трапезунтской империи. Во время той ужасной катастрофы, которая обрушилась на императора Андроника I Комнина и на весь его дом, некоторым преданным династии лицам удалось спасти в Иверию находившихся в самом нежном детском возрасте Алексея и Давида, сыновей благородного принца Мануила. Там в 1184–1212 г.г. правила тётка обоих принцев с материнской стороны, знаменитая царица Тамара, которая основала с помощью навербованных степных племён эфемерную иверскую великую державу. Будучи не в ладах с Алексеем III, она снабдила своих племянников средствами для основания особого государства на римском Востоке. Алексей был провозглашён своими воинами императором ромеев и вступил в 1204 г. в Трапезунт, где он устроил себе резиденцию и назвался «Великим Комнином». Между тем его брат победоносно проник до Пафлагонии. Повсюду приобретали братья симпатии римлян. Только князь Амиса Савва, город которого Алексей осадил, оказывал сопротивление. Падение Византийской империи в 1204 году и основание никейской империи ничуть не привело к сближению между Феод οром Ласкарём и Комнинами: наоборот, Давид пытался использовать временную слабость малоазиатского греческого государства для того, чтобы расширить своё могущество. Но союз Феодора с сельджуками, побитыми, правда, Алексеем у Алиса, и последовавшая затем победа Феодора над Давидом при Сангарии остановили дальнейшие успехи Комнинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В.Д. Лихачева VII. Искусство палеологовского времени (1261–1453) 15 августа 1261 года Михаил VIII Палеолог, за три года до того коронованный в Никее, торжественно вступил в отвоеванный у латинян Константинополь. Бурное ликование царило по всей стране. Из Никеи прибыл патриарх Арсений и вторично короновал на царствование императора. На этот раз церемония прошла в храме св. Софии. Но перед глазами победителей лежал разоренный, опустелый город. Первой заботой императора, этого «нового Константина», как его стали называть, было восстановление столицы. На ремонт и строительство храмов, дворцов знати, домов богатых горожан Михаил VIII стал обильно раздавать те деньги, которые были скоплены в течение шести десятилетий его предшественниками, императорами дома Ласкарей, во время их царствования в Никее. Михаилом с большой роскошью был восстановлен родовой константинопольский храм Палеологов во имя фамильного патрона св. Димитрия. При церкви император основал монастырь, наделив его щедро имениями и доходами. Одновременно велись работы по восстановлению старых дворцов, среди которых в особенно пострадавшем состоянии находился Влахернский, бывший резиденцией латинян во время их владычества. Тогда же были отремонтированы городские стены и возведена новая стена, опоясавшая район Акрополя. Однако Византийская империя очень мало походила на прежнюю великую державу. Многие земли в Малой Азии были навсегда потеряны и отошли к туркам. Центральная Греция и почти весь Пелопоннес оставались в руках латинян. Венеция по-прежнему господствовала на большей части островов Эгейского моря. Вместе с тем чрезвычайно осложнились отношения с Западом. Потерпевших поражение латинян всячески поддерживал римский папа, вплоть до разработки плана нового крестового похода. С начала XV века ко всем этим бедствиям прибавилось наступление турок, под натиском которых Византийская империя пала в 1453 году и уже никогда не смогла возродиться вновь. До сих пор остается необъяснимым, каким образом в этот столь критический период византийское искусство нашло в себе силы для нового подъема. Создается впечатление, что за время «никейского изгнания» была накоплена громадная национальная энергия, которая теперь, с отвоеванием Константинополя, проявилась в блестящем творчестве, приведшем к созданию нового стиля. Этот последний подъем византийского искусства часто называют условно Возрождением, находя в нем немало близкого и родственного тому, что происходило в это время в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Однако после 1261 года в богослужении Святой Софии произошли существенные изменения. Например, по указу патриарха Арсения (1255-1260, 1261-1266) в начале утрени было введено пение «царского», то есть двадцатого псалма, по образцу монастырского богослужения Как известно, «царские» псалмы в XI-XII веках добавлялись в начало утрени, совершавшейся в императорских монастырях и в таком случае уже в первой половине шестидесятых годов XIII века утреня в Святой Софии совершалась по монастырскому, а не по кафедральному обряду. К аналогичному выводу приводит и анализ описания патриаршего богослужения на Пасху, сохранившегося в церковнославянском переводе в Апостоле-апракосе 1313 года из Пантелеимопова монастыря на Афоне, согласно которому на пасхальной утрени пелся пасхальный канон и стихиры Пасхи Таким образом, монастырское богослужение полностью вытеснило в Константинополе особый строй суточного круга и структурообразующие элементы, характеризовавшие древний кафедральный обряд Византии. Этот вывод, основанный на анализе источников, поддерживает мнение архиепископа Симеона Солунского (Ж 1429), который связывал прекращение древнего кафедрального богослужения в Константинополе, известного под названием «песненное последование», с событиями 1204 года Во времена Симеона Солунского, который до своего избрания на Фессалоникийскую кафедру в 1416/17 году был монахом константинопольского монастыря ton Xantopoulon, только в трех случаях - на Воздвижение Креста (14 сентября), на намять Иоанна Златоуста (13 ноября) и на Успение Божией Матери (15 августа) - богослужение в константинопольской Святой Софии совершалось по древнему кафедральному обряду Таким образом, начиная с 1261 года структура кафедрального богослужения в Константинополе была монастырской. Однако и в Святой Софии в Фессалониках, на литургическую практику которой ссылался архиепископ Симеон Солунский богослужение в рассматриваемый период не совершалось строго по древнему византийскому кафедральному обряду. Наряду со структурными элементами «песненного последования» здесь присутствовали многие элементы монастырского происхождения, в том числе стихиры Октоиха и Минеи на Господи воззвах и на Хвалите, степенны антифоны, каноны Октоиха и Минеи Более того, сам факт противопоставления архиепископом Симеоном Солунским кафедрального богослужения в Фессалониках, которое содержало кафедральные и монастырские элементы, и кафедрального богослужения в Константинополе свидетельствует, что в XIV столетии константинопольское кафедральное богослужение было монастырским по своей структуре и не имело каких-либо структурообразующих элементов древнего кафедрального обряда.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

о василевсе Льве Армянине) (см.: Симеон Метафраст ); в XI в. – Феодосий Мелитинский, чья всемирная хроника сохранилась в отрывках до 948 г.; философ и государственный деятель Михаил Пселл , рассказавший в «Хронографии» о василевсах, правивших с 976 по 1077 гг.; адвокат и судья на ипподроме – Михаил Атталиат, описавший события 1043–1079 гг.; Иоанн Скилица, продолживший рассказ Феофана Исповедника , доведенный анонимным автором до 1078 г.; Никифор Вриенний, зять Алексея I Комнина (1081–1118 гг.), затронувший период 1070–1079 гг.; в XII в. – Анна Комнина, описавшая в середине столетия историю своего отца, Алексея Комнина; Георгий Кедрин, компилятор Феофана Исповедника и Иоанна Скилицы, доведший изложение до 1057 г.; Константин Манасси (ум. ок. 1187 г.), написавший стихотворную хронику, доведенную до событий 1081 г.; Иоанн Зонара (ум. ок. 1150 г), ушедший в монахи высокопоставленный чиновник, составивший хронику событий от сотворения мира до 1118 г.; Михаил Глика, автор всемирной хроники до 1118 г.; Иоанн Киннам, написавший историю 1118–1176 гг.; архиепископ Евстафий Фессалоникийский – о падении Фессалоники в 1185 г. под ударом норманнов; Михаил Сириец, написавший свою «Хронику» о событиях до конца XII в.; в XIII в. – Никита Хониат , оста- вивиший подробный рассказ о событиях 1118–1206 гг.; Георгий Акрополит, описавший эпоху Никейской империи (1203–1261 гг.); анонимный составитель стихотворной «Хроники Мореи» о франкском правлении в Пелопоннесе с 1204 г. и до конца столетия; Феодор Кизикский, доведший изложение до 1261 г.; Георгий Пахимер, затронувший историю 12551308 гг.; в XIV в. – Ефрем, сочинивший стихотворную историю начиная с Юлия Цезаря и до 1261 г.; Никифор Григора, написавший объемную «Римскую историю» (о 1204–1359 гг.); Иоанн Кантакузин с его четырьмя книгами «Историй» (1320–1356 гг.); в XV в. – Дука Фокейский, первый историк турецкого владычества (1341–1462 гг.); Георгий Сфрандзи с острова Корфу, рассказавший о событиях 1258–1477 гг.; Лаоник Халкокондил из Афин, описавший 1298–1463 гг.; Михаил (?) Критовул с острова Имвроса, написавший панегерическое сочинение о захвате Константинополя султаном Мехметом II в 1453 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

438 Современной науке это известно: 1342–1345 гг. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 54–55). 440 Расходится с данными исторической науки. Свт. Филофей был рукоположен в митрополита Ираклеи в 1347 г. (см. раздел 2.1 нашей работы), а Андроник II возглавлял империю с 11.12.1282 по 24.05.1328 (Жаворонков П. И. Андроник II Палеолог//Православная энциклопедия. Т. 2. С. 417–418.//Сайт Православная энциклопедия. 2008. 22.09. URL: http://www.pravenc.ru/text/115406.html (дата обращения: 25.07.2019)). 441 «Томос любви» или Τμος ϒπης – сборник документов и трактатов, касающихся паламитских споров XIV в. и вопроса об исхождении Святово Духа. Сборник впервые издал в 1688 г. в Яссах Досифей II Нотара, патриарх Иерусалимский (1669–1707). В этот сборник, в частности, вошли сочинения свт. Филофея (Коккина): «12 слов против Никифора Григоры», 3 слова к Иоанну VI Кантакузину («О некой выдержке из Василия Великого » и 2 слова «О том, каким образом был созерцаем свет апостолами на горе Фавор»). Подробней о «Томосе Любви» см.: Бернацкий М. М. Досифей II Нотара//Православная энциклопедия. Т. 16. С. 71–79.//Сайт Православная энциклопедия. 2012. 20.09. URL: http://www.pravenc.ru/text/180353.html (дата обращения: 29.07.2019). 442 Михаил VIII Палеолог (1224/25 – 1282) – император Никейской империи (1259 – 1261) и Византии (с 1261), основатель династии Палеологов (Сайт Большая российская энциклопедия. URL: http://bigenc.ru/world_history/text/2218576 (дата посещения: 07.08.2019). 443 Чтобы отвоевать Константинополь у латинян, которые захватили город во время Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.), император Михаил VIII Палеолог заключил мир с генуэзцами в 1261 г. (Успенский Ф. И. История Византийской империи… С. 214). Эти генуэзцы носили имя Джустиниани (Giustiniani), что означало принадлежность к одной из влиятельнейших патрицианских фамилий Венеции, которая имела владения в Неаполитанской области, Генуэзской республике, на островах Корсике, Хиосе и др. (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1893. Т. X A (20). Десмургия – Домициан. С. 562).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Полное и систематическое истолкование (литургический комментарий) константинопольского богослужения Палеологовского периода было составлено в двадцатых годах XV столетия фессалоникийским архиепископом Симеоном В этом комментарии, известном под названием «Беседа архиерея с клириком о святых священнодействиях и таинствах церковных», архиепископ Симеон отмечает повсеместное распространение Иерусалимского типикона и сообщает краткие сведения о его происхождении, в основе которых лежит встречающееся в поздних списках Иерусалимского типикона наставление игумену о тщательном соблюдении предписаний Иерусалимского типикона а также приводит подробное комментированное описание богослужения, совершавшегося в соответствие с предписаниями Иерусалимского типикона Здесь же архиепископ Симеон приводит сведения о «песненном последовании», то есть о богослужении кафедрального обряда в Фессалониках Однако это особое богослужение в соборе Святой Софии в Фессалониках прекратилось вскоре после кончины его комментатора, так как в 1430 году город был захвачен турками. Через два десятилетия, 29 мая 1453 года, под натиском турок нал и Константинополь. Так закончился последний период развития византийского богослужения. Таким образом, возобновление византийского богослужения в Святой Софии и константинопольских монастырях в 1261 году не сопровождалось реставрацией прежней литургической традиции. Основным богослужебным уставом, определявшим как монастырское, так и соборно-приходское богослужение в Константинополе, стал Иерусалимский типикон. Проведенная патриархом Филофеем кодификация литургических рубрик свидетельствовала о канонизации сформировавшихся к данному времени богослужебных форм и указывала на завершение литургического развития, а сочинения архиепископа Симеона Фессалоникийского свидетельствовали о фиксации и канонизации нового литургического комментария, который стал общепринятым. Примечания Janin R. Les sanctuaires de Byzance sous la domination latine (1204-1261)//Revue des etudes byzantines 2 (1944) P. 134-184; Janin R. Les sanctuaires urbaines et suburbaines de Byzance sous la domination latine (1204-1261)//Revue des etudes byzantines 11 (1953) P. 50-61; Talbot A.-M. " The Restoration of Constantinople under Michael VIII//Dumbarton Oaks Papers 47 (1993). P. 245-248.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Никейский император Иоанн III Ватац (1222–1254) был заинтересован в примирении с папой, и к концу 1250-х годов, благодаря гибкой позиции папы Иннокентия IV, удалось достичь некоторого сближения. Однако никаких документов так и не было подписано – в 1254 г. император и папа скончались. В 1261 г. Латинская империя крестоносцев в Константинополе пала под ударами никейского императора Михаила VIII Палеолога (1259–1282), который при содействии генуэзцев восстановил Византийскую империю и был повторно коронован в св. Софии патриархом Арсением Авторианом (1255–1260 и 1261–1267). Последний латинский император Константинополя Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и королей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV (1261–1264) принял сторону Балдуина, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал призывать к новому крестовому походу против Константинополя. Тесть Балдуина Карл Анжуйский, во власти которого были Неаполь и Сицилия, начал подготовку к войне. Сильной была также оппозиция Болгарского царства против Палеолога. Кроме того, латинские князья Пелопоннеса, оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступление на Константинополь. Михаил VIII занял императорский престол незаконно, отстранив и ослепив Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкаря. Это злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Арсений отлучил императора. Конфликт между патриархом и императором, тщетно пытавшимся то мольбами, то угрозами получить прощение, длился более 5 лет. Арсений был сослан. Патриарх Герман III (1267), заменивший сосланного Арсения, не осмелился простить Палеолога и предпочел отречься от престола. Патриархом был поставлен царский духовник Иосиф I Галесиот (1267–1275 и 1282–1283), который и провел, наконец, торжественную церемонию снятия отлучения с императора после его всенародного покаяния в соборе св. Софии (1268 г.). Многие, однако, не хотели признать и его, образовав партию сторонников опального Арсения и прежней династии Ласкаридов (арсениты); объявился слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкаря и провозгласили царем. Арсениты объявили все избрания на константинопольскую кафедру после 1265 г. неканоничными и ушли в раскол, длившийся до 1310 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К-польская Церковь тоже ощутила себя носительницей нравственных ценностей, способной в ряде вопросов высказывать независимое суждение. Несмотря на эти противоречивые тенденции, общий итог взаимодействия гос-ва и Церкви в Н. и. выглядит скорее как нек-рое расшатывание авторитета светской и укрепление духовной власти ( Angold. 1995. P. 560-563). Период распада империи в 1-й пол. XIII в. привел к заметному падению морального авторитета имп. власти, к-рая прежде веками казалась незыблемой. Различные интеллектуалы и идеологи XIII в. (Димитрий Хоматиан, Никифор Влеммид, Георгий Акрополит ) открыто обсуждали возможность сосуществования ряда православных и даже греческих гос-в при сохранении единой Церкви, тем самым способствуя закреплению сепаратизма в визант. мире. Спасение от лат. ига в 1261 г. возродило авторитет имперской идеи для К-поля, но прецедент падения гос. авторитета остался в памяти; в будущем визант. императоры еще активнее должны будут опираться на Церковь. И. Н. Попов Ист.: Niceph. Greg. Hist. 1829-1830. Vol. 1-3; Theodori Ducae Lascaris imp. In laudem Nicaeae urbis oratio/Ed. L. Bachmann. Rostok, 1847; idem. Epistolae CCCXVII/Ed. N. Festa. Firenze, 1898; Курц Э. Три синодальных грамоты митр. Эфесского Николая Месарита//ВВ. 1905. Т. 12. С. 99-111; Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion/Hrsg. A. Heisenberg. Münch., 1923. 3 Bde; Oikonomides N. Cinq actes inédits du patriarche Michel Autôreanos//REB. 1967. Vol. 25. P. 113-145; Nicet. Chon. Hist. 1975; Georg. Acrop. Chron. 1978. Лит.: Μηλιαρκης Α. Ιστορα το Βασιλεου τς Νικαας κα το δεσποττου τς Ηπερου, 1204-1261. Αθνα, 1898; Gardner A. The Lascarides of Nicea. L., 1912; Андреева М. А. Очерки по культуре визант. двора в XIII в. Прага, 1927; Wolff R. L. The Organization of the Latin Patriarchate of Constantinople, 1204-1261: Social and Administrative Consequences of the Latin Conquest//Traditio. Camb., 1948. Vol. 6. P. 33-60; Nicol D. M. The Despotate of Epiros. Oxf., 1957; История Византии/Под ред.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

В любом случае, греческие источники подтверждают, что епископу Галицкому был дарован статус митрополита с подчинением ему епископов Владимиро–Волынского, Холмского, Пермышльского, Луцкого и Туровского. Это произошло при императоре Андронике II, в начале второго правления патриарха Афанасия (1303–1309 гг.).   Примечательно, что об этом событии не упоминается ни в русских летописях, ни в недавно опубликованной переписке императора Андроника II и патриарха Афанасия.   Однако известно, что Афанасий выдвинул программу церковной реформы, основанную на укреплении власти патриархата, так что создание нескольких новых митрополий, непосредственно зависящих от Константинополя,   могло отражать его взгляд на Русь в целом. Итак, митрополит Галицкий, предположительно Нифонт, был назначен в 1303–1305 гг.   Но в отношении Галиции взгляды Афанасия быстро изменились. С помощью поистине виртуозной дипломатии, которой владели и последующие византийские патриархи XIV века, Афанасий вскоре восстановил единство русской митрополии. В 1305 году во Владимире умер митрополит–грек Максим; там же он был и похоронен. По–видимому, о назначении преемника из греков речи не было, что подтверждает выдвинутую выше гипотезу о неписаном соглашении относительно чередования греческих и русских кандидатов. Положение осложнялось существованием на Руси двух великих княжеств. В результате патриарх Афанасий и византийские власти имели дело с двумя кандидатами (о Нифонте, первоначально назначенном на Галицкую кафедру, в связи с событиями 1305–1308 года не упоминается; он либо умер, либо вынужден был отказаться от сана). Галицкий «король» Юрий I выдвинул своим кандидатом монастырского игумена и иконописца Петра, который должен был заменить Нифонта в качестве митрополита Галицкого. Владимирский же князь Михаил Тверской послал в Константинополь другого претендента, Геронтия, с тем чтобы тот поставлен был митрополитом «всея Руси». Прошло три года, прежде чем решен был этот церковный спор. Столь долгое промедление нельзя объяснить лишь длительностью путешествия в Константинополь: совершенно очевидно, что нажим заинтересованных сторон и обсуждение условий заставляли патриархат долго колебаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010