1259. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов. 42. 5–6). 1260. Достойное по делам нашим приняли; помяни нас, Господи, в Царствии Твоем! (Лк. 23. 41–42). 1261. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 1262. Уксуса, смешанного с желчью (Мф. 27. 34). 1263. Не судите по наружности, по плодам их узнаете их (Ин. 7. 24; Мф. 7. 16). 1264. Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое (1 Цар. 17. 28). 1265. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его (Пс. 88. 21). 1266. Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16. 7). 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лк. 4. 7. 1269. Лествица. Слово 22, гл. 22. 1270. Ин. 19. 10. 1271. Есф. 4–7. Аман, македонянин, был любимцем и первым вельможею Артаксеркса, царя Персидского. Мардохей, иудеянин, принадлежал к числу придворных и, будучи глубокого благочестия, не позволял себе человекоугодничества, не пресмыкался пред временщиком. Такое поведение Мардохея привело Амана в неистовство; он приготовил высокую виселицу, чтоб казнить на ней ненавистное ему исключение из общего низкопоклонства. По коловратности земных положений обстоятельства изменились — и Аман повешен на виселице, воздвигнутой им для Мардохея. 1272. Святой Исаак Сирский. Слово 33. 1273. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 1274. Мф. 20. 23. 1275. Чашу спасения приму (Пс. 115. 4). 1276. Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18. 11). 1277. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14. 22). 1278. Вам дано ради Христа не только веровать, но и страдать за Него (Флп. 1. 29). 1279. Мы осуждены справедливо… Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23. 41–42). 1280. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5. 44). 1281. Мф. 11. 12. 1282. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3. 15). 1283. Пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5. 41).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Несмотря на важность соборных постановлений, цели, поставленные перед Л. С., в целом не были достигнуты. Церковные реформы носили поверхностный характер, а меры по организации крестового похода на Св. землю не были осуществлены из-за смерти Григория X (1276) и растущих противоречий между европейскими гос-вами (см. ст. Крестовые походы ). Лионская уния, рассматривавшаяся имп. Михаилом VIII Палеологом лишь как средство реализации политических задач, не нашла широкой поддержки в К-польской Церкви и была отменена после вступления на престол имп. Андроника II (1282). Ист.: Decrees of the Ecumenical Councils/Ed. N. Tanner. 1990. Vol. 1: Nicaea I to Lateran V. P. 303-331; Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84; Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon, 1273-1277. P., 1976. (ArchOC; 16); Il Concilio II di Lione (1274): Secondo la «Ordinatio Concilii generalis Lugdunensis»/Ed. A. Franchi. R., 1965. (Studi e testi francescani; 33); Les registres de Grégoire X (1272-1276) et de Jean XXI (1276-1277): Recueil des bulles de ces papes/Éd. J. Guiraud. P., 1960. Лит.: Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon. Lyon, 1905; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1914. T. 6 (1). P. 153-209; Grumel V. Lyon, IIe concile cuménique de//DTC. 1926. Vol. 9. Pt. 1. Col. 1374-1410; Kuttner S. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions (1274) of Gregory X in a Manuscript at Washington//Miscellanea Pio Paschini. R., 1949. Vol. 2. P. 39-81; Emery R. The Second Council of Lyons and the Mendicant Orders//CathHR. 1952. Vol. 39. N 3. P. 257-271; Roberg B. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II. Konzil von Lyon, 1274. Bonn, 1964; idem. Das Zweite Konzil von Lyon, 1274. Paderborn etc., 1990; idem. Einige Quellenstücke z. Geschichte des II. Konzils von Lyon//AHC. 1989. Bd. 21. S. 103-146; idem. Zur Frage des ökumenischen Charakters der beiden Lyoner Konzilien von 1245 und 1274//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110520.html

Информация о биографии М. из О. довольно скудна и основана на сведениях, которые приводятся в предисловиях к его сочинениям, в адресованном ему письме Гиацинта, монаха доминиканского конвента в Праге (текст см.: Ossolinsky. 1822. S. 67-68), а также в нескольких документах из папской канцелярии (полный обзор источников см.: Soszy ski. 1995. S. 47-50). Согласно имеющемуся в нек-рых рукописях «Хроники пап и императоров» (Chronicon pontificum et imperatorum) уточнению (сделано не ранее XIV в.), ее автор происходил из г. Опава (нем. Троппау) в королевстве Чехия (de regno Boemie oriundus, patria Oppauiensis). В молодости вступил в орден доминиканцев, учился в доминиканском конвенте св. Климента в Праге (основан в 20-х гг. XIII в.), где был рукоположен во пресвитера. Предположение о том, что М. из О. учился в одном из ун-тов Франции, Италии или Германии, не имеет документального подтверждения. В сочинениях М. из О. есть указания на хорошее знание им географии Юж. Франции, поэтому вполне возможно, что он учился в Монпелье или Тулузе. В некоторых документах хронист назван магистром, но сам себя он так не именовал. Ученость М. из О. принесла ему известность в ордене и в Римской курии: папа Римский Александр IV (1254-1261) назначил его пенитенциарием и капелланом (упом. среди poenitentiarii minors в документах от 1 мая 1261, 27 янв. 1262 и 11 июня 1268, как капеллан - впервые в булле от 26 сент. 1276). Своим покровителем М. из О. называл доминиканца кард. Гуго Сен-Шерского († 1263), автора глоссы на Свящ. Писание «Postillae in totam Bibliam» (см. в ст. Катены ), к-рый с 1256 г. занимал должность верховного пенитенциария. Гипотетическими, хотя и вероятными, являются контакты М. из О. с современниками и собратьями по ордену Альбертом Великим († 1280), Фомой Аквинским († 1274), Вильгельмом из Мёрбеке († между 1284 и 1286) и др. Достоверно можно утверждать, что М. из О. сохранил связи с пражскими доминиканцами: в письме Гиацинта сообщается, что М. из О. помог Петру, пробсту (praepositus) конвента св. Климента, получить в Римской курии желаемые привилегии для своей общины (Петр ездил в Италию между янв. 1275 и нояб. 1277), а также отправил в Прагу экземпляр своей «Хроники...». 22 июня 1278 г. папа Римский Николай III назначил М. из О. архиепископом Гнезно, но по пути на свою кафедру архиепископ скончался в доминиканском конвенте в Болонье.

http://pravenc.ru/text/2562422.html

Во всех мадрасах изучаются только древние науки и по старому методу, а современных наук: истории, географии, арифметики и т. п. в них не проходят. На этой почве в настоящее время происходят большие разногласия между представителями старого и нового направления – между прогрессистами и сторонниками старины. В Мин. Внутр. Дел собирается материал для обсуждения этого спора в особой междуведомственной комиссии в настоящем году. Пожеланием успеха этой важной по значению комиссии я заканчиваю свое «Введение» в курс исламоведения. Ташкент. 20 февраля 1914 года. Мадрасы гор. Самарканда 289 Названия Год основания Число мударрисов Число мулл Число худжр Колич. вакуф, руб. Казы Гафур 804=1401 Мирза Улуг Бек 823=1420 Мадраса-и-Сафид 902=1496 Шайбан-Хан 932=1525 Шир-дор 1026=1617 Тилля-кори 1037=1627 Даулят Кумбей 1212=1797 Сеид Азмед Ходжа 1232=1816 Ариф-Джанбай 1260=1844 Ходжа Зул-Мурад 1261=1845 Кук Масджид 1265=1848 Адиль-Бай 1276=1859 Юсуф-Бай 1267=1850 Суфи Разык Халифа Хасан 1275=1856 Рафик Аксакал Турды-Али 1284=1867 Мадраса-и-инау (Ташбек Бай) 1323=1905 Баги-Шамаль 1327=1908 81 Эта статья в первый раз была напечатана в журнале Министерства Народного Просвещения за 1906 г. (Февраль, отд. 8) 82 Нагляднее всего это обнаружено автором на стр. 100, где он кратко передает содержание 39-й (не 39-й, а 46-й) макамы Харири, о чем будет сказано ниже. В «Очерке истории воспитания и обучения» Л. Модзалевского всего одна страница посвящена высшей арабской школе (С.-Петербург, 1892 года, стр. 207–209). 85 Автор ст. «Вопрос о просвещении татар» Д. А А-в («Русская Школа», 7–8, июль–август 1905 г.) высказывает суждение и советы, трудно осуществимые. Другой автор г. Анастасиев сам сознается, что не знает арабского языка, и высказывает недовольство на себя по этому случаю («Рус. Школа» 1893 г., 12, стр. 134). 86 О современной татарской литературе см. статью г. Ашмарина в Журнале Министерства Народного Просвещения (сентябрь 1905 г.). 88 При составлении очерка, мы имели в виду статьи о мусульманских школах: А. Анастасиева, Д. А. А–ва и Вл. П. Наливкина (Отч. Турк. Учит. сем. за 1888 и 1889 учебн. год) и стр. 39–41 Сборника материалов по мусульманству. Том первый (С.-Петербургу 1899 г). В настоящем издании эта статья пополнена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

1252 Видимо, неточная цитата из Гомера (Il. VII, 101—102); Archiloch., fr. 57 Diehl. 1253 Il. XVI, 235. 1254 Euripides, fr. 367 Nauck-Snell (TGF) 1255 Fr. 57 Diehl (111 West). 1256 Od. XIV, 228. 1257 Oineus, fr. 560 TGF. 1258 Aeschylus, Fr. inc. 317. 1259 Philoctet., fr.793. 1260 Fr. 132 Koerte. 1261 Theognis, 209. 1262 Medea, 561. 1263 Epicharm., fr. 298 Kaibel (CGF). 1264 Cf. Euripides, fr. 914. 1265 Medea, 618. 1266 Aiax, 665. 1267 Solon, fr. 5, 9 Diehl (6 West). 1268 Theognis, 153. 1269 Thucydides, III 39, 4. 1270 Philistos, Fr. 51 FHG. 1271 Meleager, fr. 525, 4—5. 1272 Critias, fr. 32 DK. 1273 Il. XVIII, 483.607. 1274 Pherecydes, fr. 4 Kern, fr. 2 DK. 1275 Il. XXI, 44—45. 1276 Erechtheus, fr. 365. 1277 Orest., 211. 1278 Eriphyle, fr. 198 (fr. 47 Гаспаров). 1279 Antigona, fr. 168. 1280 Aleadai, fr. 84,2 (fr. 391 Гаспаров). Полностью текст таков: А: Ужель законным ты сочтешь ублюдка? В: Законно всякий доблестный рожден (пер. М. Гаспарова). 1281 Незвестное место. Ни одно из произведений трагика не засвидетельствовано под таким названием. Cf. Hippol. Pr. 432, 2 (Stahlin, ad loc). 1282 Minos, fr. 374. Как и в предыдущем случае, это единственный известный фрагмент этой трагедии. 1283 Alex., fr. 60. 1284 Hipponoos, fr. 280. 1285 Eumelos, fr. 16 Kinkel. 1286 Solon, fr. 1, 1 Diehl (13, 1 West). 1287 Od. XIV, 187. 1288 Euripides, Aigeus fr. 1. 1289 Theognis, 509—10. 1290 Panyassis, Heracleia fr. 14,1.5 Kinkel, 19, 1.5 Bernabe (cf. V. J. Matthews. Panyassis of Halikarnassos: Text and Commentary. Leiden, 1974, p. 76). 1291 Opera et dies 57—8. 1292 Hippol. fr. 429. 1293 Od. XVII 286—7. 1294 Euripides, fr. inc. 915. 1295 Callias, fr. 20 CAF. 1296 Menander, Pwlou menoi, fr. 345 Koerte. 1297 Antimachos, fr. 1 Kinkel. 1298 Cf. Agias Troezenius, Nostoi, fr. 8 Kinkel (8 Bernabe). 1299 Hesiodus, Opera et dies, 702—3 (пер. Вересаева). 1300 Semonides, fr. 6 Diehl. 1301 Epicharm., fr 24 DK. 1302 Euripides, Antiope, fr. 196,4—5. 1303 Diphilos, fr.118 CAF (II). 1304 Poseidippos, fr. 30 CAF (III).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

XIII в. в башне Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен (деп. Воклюз, Франция). Соч.: Quaestiones quindecim ad inquisitores//Carena C. Tractatus de officio Sanctissimae Inquisitionis et modo procedendi in causis fidei. Lugdunii, 1669. P. 365-391; Die sieben Freuden Maria " s// Suchier H. Denkmäler provenzalischer Literatur und Sprache. Halle, 1883. Bd. 1. S. 272-283, 542-548; Les sept joies de la Vierge: Poème provençal par Guy Folqueis (pape Clément IV), XIIIe siècle/Éd. C. Fabre. Le Puy, 1920. Ист.: Baluze É . Concilia Galliae Narbonensis. P., 1668. P. 68-81; Del Giudice G. Codice diplomatico del regno di Carlo I e II d " Angiò. Napoli, 1863. Vol. 1; Potthast. RPR. T. 2. P. 1542-1649; Les Registres de Clément IV (1265-1268): Recueil des bulles de ce pape/Publ. É. Jordan. P., 1893-1945. 6 fasc.; Correspondence administrative d " Alfonse de Poitiers/Publ. A. Molinier. P., 1894. Vol. 1; Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/A cura di A. L. Tàutu. Vat., 1953. P. 61-73. (Codificazione canonica orientale. Ser. 3; Vol. 5. T. 1); Bacone R. La scienza sperimentale: Lettera a Clemente IV/А cura di F. Bottin. Mil., 1990. Лит.: Hampe K. Zum Tode Papst Clemens " IV. und zum Conclave von 1268-1271//NA. 1898. Bd. 23. S. 613-615; Festa N. Lettera inedita dell " imperatore Michele VIII Paleologo al Pontefice Clemente IV//Bessarione. R., 1899/1900. Anno 4. Vol. 6. P. 42-57, 529-532; Maubach J. Die Kardinäle und ihre Politik um die Mitte des 13. Jh. unter den Päpsten Innocenz IV., Alexander IV., Urban IV., Clemens IV.: 1243-1268. Bonn, 1902; Heidemann J. Papst Clemens IV.: Eine Monographie. Münster, 1903; Jordan É . Les origines de la domination angevine en Italie. P., 1909; Michel R. L " administration royale dans la sénéchaussée de Beaucaire au temps de St. Louis. P., 1910; Nicolas C.-A. Un Pape Saint-Gillois: Clément IV dans le monde et dans l " Église (1195-1268). Nîmes, 1910; Albarel P. Un troubadour archevêque de Narbonne et pape//Bull. de la Commission Archéologique de Narbonne.

http://pravenc.ru/text/1841383.html

XXIV–XXV. 1 сл. II: 808,1256. 1248. 1250–1. 1260) и значение его в жизни Павловой (I: 143), в нем корень Евангелия Павлова I: 96,194. II: 1258); оно чудесное, но не магическое (I: 118 сл.); различные предположения: психологическая гипотеза (I: 3 сл. II: 1259 сл.), визионерство (I: 95) и внутреннее видение (I: XXII–XXIII. XXVII). Историческое бытие Павла якобы спорно (I: LIV. LV. II: 36. 992. 1256–7. 1276), и он есть изобретение II века (II: 947); Павел исторический и догматический (II: 993). Послания Павловы якобы подложные (I: LIV сл. II: 35–36. 957. 997,116. 1113. 1140–1. 1257. 1275. 1295), не собственноручные (II: 957 сл. 1159), случайные писания–не послания, а письма (I: LXIX.II: 951–2. 953 сл. 1112. 1159. 1244–5); девтеропавлинизм (II: 676,863). Язык греческий у Ап. Павла (II: 826. 857. 1043) и в. Павловых посланиях (II: 949 сл. 965 сл. 969 сл. 979–980. 986. 1109 сл. 1111–2. 1157. 1158. 1246); Павловы послания по их литературным качествам (II: 971 сл. 1113) и по значению для христианства (II: 1244,14). Миссионерская деятельность Ап. Павла, к каковой он готовился после обращения во время пребывания в Тарсе–года два (II: 1150), лет пять (I: XXI,115) или шесть–пять (II: 923,684. 686), а до обращения был якобы иудейским миссионером-Апостолом (II: 1249); воспользовался для миссионерских целей римскою организацией (II: 1200. 1235) и вообще обнаружил миссионерское организаторское искусство (I: XXXI. II: 919 сл. 921. 1198. 1243.1245), но будто бы миссионерские его успехи небольшие (I: LVI. II: 916. 917 сл.) и иудейских обращений немного (II: 1275). Догадки, что Павел в начале проповедовал обрезание (I: XLI. II: 914,608. 1249) и вел разве универсалистическую пропаганду иудейства (II: 428,1. 918. 947), дабы вынести его за пределы национальности (II: 5) и обратить язычников в иудейство (II: 777,1026 813. 914,604. 1089). Разочарование в миссии на иудейской почве и иудейскими приемами (II: 8. 9. 14–15. 1249), откуда антиномизм (I: XXXVI. XLI. II: 6. 915. 1134. 1261)–с искажением закон(ничеств)а (I: 461,33)–и вынужденный переход к язычеству (II: 921), где Павел непременно хотел быть Апостолом язычников (II: 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—51— При дворе великих ханов монгольских в Каракоруме находились служители вер всех покорённых ими народов 1120 , дабы служители веры каждого из этих народов молились о них – ханах. Не знаем, так ли это было при дворе ханов золотоордынских. Но наша русская вера, если не с самого начала господства Монголов над Россией, то с 1261 года имела при ханах своего особого представителя, и именно – с этого последнего года в лице епископа, кафедра которого была учреждена в столице ханской Сарае. Нам не известна история учреждения кафедры, ибо летопись под нашим годом говорит только: «того же лета постави митрополит епископа Митрофана Сараю»; но со всей вероятностью должно объяснять себе дело не так, чтобы митрополит просил у хана дозволения назначить в его столицу епископа для тех Русских, которые жили между Татарами, а так, что сам хан потребовал от митрополита, чтобы к нему назначен был представитель русской веры в лице епископа или, как выражались Татары о наших епископах, большого попа. К речам об этом возвратимся немного ниже. Если не во всё время господства над Россией, то, по крайней мере, до тех пор, пока оставались язычниками, ханы дозволяли епископам сарайским обращать своих Татар в христианство. Преемник Митрофанов на кафедре Феогност, адресовавшийся в 1276 году к Константинопольскому патриаршему собору с разными вопросами, о чём скажем ниже, между прочим, спрашивал: «приходящих от Татар, хотящих креститися, и не будет велика сосуда (т. е. когда дело случится во время кочёвки в степи), в чём погружать ему». Ханы золотоордынские были не против того, чтобы выдавать своих татарских девиц за наших князей (и наших бояр), с дозволением первым принимать христианство. Примеры женитьб в Орде наших князей, сколько —52— знаем, не многочисленны; но они имели место до хана Узбека (1313–1341) включительно. Остаётся нам сказать о частных случаях поведения ханов, которые как будто представляют собой возражения против совершенной их терпимости к нашей вере и против строгого уважения ими прав нашего духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

потому, как ложь 1226 Это было между прочим причиною того, что передо мною обнаружилось еще более мое собственное безрассудство, которое я так ярко обнаружил в моей книге. 1227 Я думал, что я 1228 возможность на всяком 1229 исполнять 1230 Только теперь, вследствие всего этого события, я могу [по]чувствовать во всей силе всю необходимость того, что проповедует твоя книга, скрыть 1231 Прежде я бы не понял этого, как следует, и долго бы в моих героях 1232 экземпляров ее 1233 юношу 1234 Далее начато: [и которое бы при этом] Другое условие, чтобы книги 1235 юношеством и детьми 1236 я жду их читать 1237 другого русского 1238 Дальше было: которой также прилагаю при сем письмецо 1239 Присоедини еще 1240 она сама 1241 заболеть самой 1242 свойства 1243 новую какую-то книгу 1244 В подлиннике: скрыжаль 1245 это в сво 1246 который бы 1247 это выйдет 1248 между прочим, я сказал 1249 к ненависти я не был способен 1250 к чему-нибудь насильно 1251 побольше 1252 часто 1253 обманываются и думают 1254 Далее начато: и еще две или три духовного со 1255 будет полезна 1256 Далее начато: Я послал 1257 его получите 1258 в постор дела 1259 Охота же вам была давать 1260 они у вас 1261 находятся 1262 Далее начато: Мое же 1263 что кому 1264 моих наблюдений 1265 какие только во мне пребывают 1266 и с 1267 В подлиннике: отвевшую 1268 в моей книге показалось вам 1269 писал им 1270 странных французских пиес 1271 этого множества 1272 поучить тому и других, чему 1273 дерзкая замашка и повелительный тон 1274 Далее начато: Имея много людей, не любивших меня 1275 Словом, я попался 1276 обличает только 1277 Далее начато: Оттого многое неуме 1278 самоослепление 1279 выброшенных 1280 Далее начато: тому, кто сидит уже у самого источника 1281 вышел к ним 1282 начинается тогда 1283 моих слов и выражений и гордость в самом смирении. Мне кажется, что 1284 несовершенство и недостатки 1285 Далее начато: которое 1286 точно, опасно 1287 В угловые скобки здесь и далее заключен текст, вырванный в подлиннике и восстановленный редактором. Многоточиями обозначаются вырванные места, которые не поддаются восстановлению. 1288

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Никея до 1261 г. была столицей Византийской империи, поскольку Константинополь, захваченный крестоносцами, находился под властью латинян. Когда Михаил VIII Палеолог отвоевал обратно град Константина, изгнав оттуда латинян, то, казалось, прежняя империя возродилась. Однако угроза нового крестового похода, а также опасность со стороны турок поставили державу ромеев в сложную ситуацию. Поэтому исходя из утилитарно-политических соображений Михаил Палеолог решился на заключение церковной унии с Римом, которая состоялась в Лионе в 1274 г. “Как и следовало ожидать, Михаил встретил упорное сопротивление к введению унии со стороны громадного большинства греческого населения” 3 . Среди наиболее непримиримых врагов унии оказался и Феолипт. Он был схвачен и предстал перед судом, на котором, по свидетельству Никифора Хумна (С. 204–206), присутствовал и император (скорее всего это происходило в 1276–1277 гг.). Между Михаилом Палеологом и Феолиптом состоялся диалог 4 . Император стал спрашивать исповедника о его родине и происхождении, на что тот ответил, что речь в данном случае должна идти о другом: “О Христе и правом исповедании, данном нам от Него”. Когда император вопросил: неужели “мы” кажемся Феолипту нехристианами, тот изрек, что не клятвами и словами, а делами и поступками следует удостоверять в истине, затем прямо обвинив василевса и сторонников в извращении Священных Писаний. На это император в гневе ответил: “Священные — мы!”. Присутствующие, побуждаемые разъяренным царем, стали избивать исповедника, и только бывший там же александрийский патриарх Афана­сий II утихомирил вошедших в раж придворных. После этого Феолипт был отправлен в темницу 5 . Сколь долго продолжалось заточение молодого исповедника, сказать трудно, но, видимо, оно не было, как указывает Никифор Хумн, кратковременным. После освобождения святитель Феолипт возвращается на родину и здесь опять избирает жизнь монашескую, а точнее, отшельничество. На сей раз ему пришлось испытать сильнейшее искушение. Молодая и красивая жена Феолипта, которая, вероятно, первоначально согласилась на избрание им трудной иноческой стези, затем, побуждаемая, по словам Никифора Хумна (С. 210–211), лукавым, пришла к келлии своего бывшего мужа, ставшего отшельником, и стала убеждать его вернуться в лоно супружеской жизни. Мужа она упрекала в том, что он отказывается от брака, им же некогда добровольно избранного, и приписывала ему мнение, будто он считает, что пребывающие в супружестве погибнут, а спасутся только те, которые отвергли его. Феолипт увещевал ее возлюбить паче всего Божие, а не принадлежащее миру, но его увещевания не производили должного действия. Подобное искушение продолжалось около года 6 , пока подвижник Христов не преодолел его с помощью Божией. По сообщению Никифора (С. 212), Феолипт стяжал в своем родном городе широкую известность как защитник Православия и духовный наставник: многие приходили к нему за назиданием и духовным утешением.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010