Псалом 93 Псалом Давида. В четвертый (день) недели 1268 . Бог отмщений, Господь, Бог отмщений явился 1269 . Восстань 1270 , Судия земли, воздай возмездие гордым! Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели, Вдову и сироту умертвили и пришельца убили, И сказали: «Не увидит Бог и не узнает Бог Иакова». Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! Устроивший 1271 ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли 1272 ? Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? Господь знает помышления людей, что они – суетны. Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, Чтобы пребывал он кротким 1273 , со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешнику ров 1274 . Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все держащиеся ее, правые сердцем 1275 . Кто восстанет за меня на лукавых? Или кто станет со мною против совершающих беззаконие? Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. Когда я сказал: «Поколебалась нога моя», – тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. При умножении страданий моих в сердце моем, утешения Твои веселили душу мою. Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему 1276 ): Они будут преследовать 1277 душу праведника и неповинную кровь осудят 1278 . Но Господь был мне прибежищем и Бог мой – надежною мне помощью 1279 . И воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог 1280 . 1268 Греч. v τετρδι σαββτου [алекс., в др. τετρδι σαββτων] – слав. четвертый субботы, т. е. по нашему счислению в среду, когда был предан Иисус Христос Иудой предателем. Григорий Нисский видит в псалме (особенно 20–21 стт.) немало пророчеств, относящихся к этому событию. В ветхозаветной Церкви он, м. б., воспеваем был в четвертый день недели (Афан. Вел., Феодорит, Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В предостережение читателя Богомудрые Семьдесят Толковников присовокупили: и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже восставити церковь сию, т. е. здесь разумеется не мир гражданский, которого почти не было во Иудее, часто возмущаемой влиянием сильных завоевателей, но мир внутренний, какой, например, почувствуют строители храма по исполнении своего благочестивого намерения или по окончании работ. Третья пророческая речь  Аггея содержится во второй главе с одиннадцатого по двадцатый стих и произнесена через два месяца после второй. Посредством двух вопросов утвердив ту мысль, что не вещью, а душой живого человека восприемлется и передается как освящение, так и нечистота, пророк напоминает иудеям, что прежде создания храма у них неочищенных (ибо обряды очищения не могли совершаться прежде устройства храма) было упорство и нераскаянность; все шло малоуспешно, и плодов получали они меньше половины против обыкновенного; а теперь ниспошлется благословение небесное на их труды (2:10–19 1274 ). Четвертая  и последняя  пророческая речь  Аггея изложена в последних четырех стихах второй главы и произнесена вместе с третьей речью в тот же 24 день девятого месяца. В ней излагается обетование особого небесного покровительства Зоровавелю, так что среди всех скудных обстоятельств и переворотов он будет цел и невредим, как печать или перстень на руке (2:21–24 1275 ). Эта речь направлена ближайшим образом против доноса местных сатрапов на Зоровавеля, как на ослушника царских повелений, замышляющего измену ( 1Езд 5:1–6, 17 1276 ); а по полному значению слов и выражений относится к дому или потомству Давидову, представителем которого был Зоровавель, и содержит обетование сохранения его среди всех бедствий, которым будет подвергаться Иудея. 1262 И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия. 1263 в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Что же касается колодезя Иакова, о котором говорит евангелист, то, без сомнения, это был колодезь, известный под этим именем и ныне 1273 . Подойдя к колодцу, Господь сел около него, а ученики, – может быть все, может быть некоторые, – отправились в город, чтобы купить пищи. Было около ( ς) шести часов, т. е. по нашему счету времени или 12 ч. дня, или 6 вечера 1274 . В это время к колодцу подошла женщина из Сихаря 1275 , намереваясь взять воды. Так-как источники воды находились вблизи самого Сихаря, а колодезь Иакова отстоял от города на значительное расстояние, то, очевидно, самарянка пришла к колодцу по каким-либо особым побуждениям, – может быть, по каким-нибудь верованиям, связывавшимся с водой колодца. Господь обратился к женщине со словами: „дай мне пить“, которые и послужили началом знаменательной беседы. По одежде и, вероятно, по выговору 1276 самарянка узнала в Иисусе Христе иудея и потому выразила удивление, что Он обращается к ней с просьбой. „Как ты“, сказала она (ст. 2) „будучи иудеем, просишь пить у меня самарянки?” Но Господь, прозрев в женщине религиозно настроенную душу, сердце, готовое к вере и восприятию высших истин, пожелал от воды вещественной обратить мысль ее к воде духовной. „Если бы ты“, сказал Он женщине, „знала дар Божий и кто говорит тебе: дай мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую” (ст. 10). Но женщина не поняла духовного смысла слов Господа, а приняла их в буквальном смысле о живой воде, бьющей из недр земли. Поэтому она недоумевала, каким образом беседующий с нею незнакомец может дать ей живой воды, когда ему нечем даже почерпнуть, а «колодезь глубок” (11–12). Господь снова желает сосредоточить мысль жены на воде духовной и потому раскрывает ей смысл Своих слов: „всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную“ (13–14). Этими словами о воде, текущей в жизнь вечную, Иисус Христос хотел указать жене, что в Нем, в вере в Него и Его учение заключается источник вечной жизни, спасения, полного удовлетворения всех потребностей сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Я же не думаю, любезнейший, чтобы то лицо, на которое ты указал, так говорило и делало. Как может возведенный в иерархический сан пресмыкаться долу? Как может подвизавшийся в исповедании действовать наравне с ревнующими и непосвященными? Ты говоришь, будто он утверждает, что [Col. 1393] сидеть в епископском доме, которого хозяин предан нечестию, нет никакого препятствия и принимать угощение от собравшихся лжеепископов нисколько не противно правилу благочестия. Как же это не противно истине? Святой Давид поет: елей грешнаго да не намастит главы моея ( Пс.140:5 ); и святой Афанасий повелевает нам не иметь никакого общения с еретиками и даже с теми, которые сообщаются с нечестивыми 1274 . Как же не общение сидеть в таком месте и от таких принимать угощение? Это не так, и даже если бы кто не сидел там, но оттуда получал пищу, то самое подаяние и принятие ее произвело бы общение. Ибо апостол говорит: вы знаете, Филиппийцы, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия 1275 подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду ( Флп.4:15–16 ). Если же принятие раз и два свет мира назвал общением, то кто из благоразумных не станет избегать постоянного принятия, как противного свету? Впрочем, твоей святости нужно кротко и смиренно делать напоминания отцу 1276 , и если он послушается, то мы приобрели отца (ср. Мф.18:15 ); если же нет, то будем беречь самих себя. О крещении детей такими людьми я написал целое письмо к тому самому, кто спрашивал об этом предмете, (669) которое послал и твоему почтению, считая излишним дважды пустословить об одном и том же. Так думаю я, смиренный, и вижу, что и святые так думали; впрочем, каждый пусть находит, как ему кажется. Принимающий хлеб, может быть, скажет, что он принимает от обратившегося в Православие и перенесшего епитимию, но это не так. Пока тот удерживает епископство, хотя и не священнодействует, он не должен участвовать во святыне. Истинное покаяние [требует] оставить епископство и удалиться, как и сделали некоторые от них безвредно и принимать что-нибудь, с ними позволительно и вкушать пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Клир (ministri) отвечает: К Богу, веселящему юность мою. Священник Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня ( Пс. 42, 1 ). Клир Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? ( Пс. 42, 2 ). Священник Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои ( Пс. 42, 3 ). Клир И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу, веселящему юность мою 1276 (см. Пс. 42, 4 ). Священник На гуслях буду исповедовать Тебя, Боже. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? (см . Пс. 42: 4–5 ). Клир Уповай на Бога; ибо я буду еще исповедовать Его, Спасителя моего 1277 и Бога моего (см. Пс. 42,5 ). Священник Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Клир Как было в начале, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Священник Подойду к жертвеннику Божию. Отвечают: К Богу, веселящему юность мою. Священник Сподоби, Господи, в этот день. Отвечают: Без греха сохраниться нам. Священник Исповедайте Господа; ибо Он благ (см. Пс. 117,1 ). Отвечают: Ибо вовек милость Его. Священник Моли о нас, святая Богородица. Отвечают: Чтобы нам соделаться достойными обетований Христовых. Священник 1278 Исповедаюсь Богу всемогущему, блаженной Марии Приснодеве, блаженному Михаилу Архангелу, блаженному Иоанну Крестителю, святым Апостолам Петру и Павлу, всем святым и вам, братия: согрешил я чрезмерно мыслью, словом и делом; моя вина, моя вина, моя вина величайшая. Потому прошу блаженную Марию Приснодеву, блаженного Михаила Архангела, блаженного Иоанна Крестителя, святых Апостолов Петра и Павла, всех святых и вас, братия, молиться обо мне Господу Богу нашему. Клир отвечает: Да помилует тебя всемогущий Бог и, отпустив грехи твои, да приведет тебя к вечной жизни. Священник Аминь. Потом клир повторяет исповедание. Священник Да помилует вас 1279 всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши, да приведет вас к вечной жизни. Отвечают: Аминь. Священник Прощение, разрешение и отпущение грехов наших да подаст нам всемогущий и милосердый Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не менее усердно нам следует заботиться и о том, чтобы сохранить для нашего потомства святую веру и благочестие, добрые нравы, назидательные обычаи и предания. Не эту ли заботу по отношению к потомкам имел в виду и св. псалмопевец, когда в пророческом созерцании своем говорил: «,Потомство мое будет служить Ему (Господу), и будет называться Господним вовек. Придут и будут возвещать правду Его, которые родятся, что сотворил Господь» ( Пс. 21:31–32 ). Образец же подобной заботливости о тех, кто будет жить после нас, представляет нам ап. Петр, когда говорит: «Справедливым почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Петр. 1:13–15 ). По примеру апостола и мы, вместе с ним унаследовавшие ту же самую веру Христову, должны заботиться о том, чтобы оставить своим детям нечто такое, чего они могли бы твердо держаться (Ср. 2Фес. 2:15 ) к своему вечному и временному благополучию (Cp. 1Тим. 4:8 ), когда нас самих уже не будет с ними. И если бы мы совершенно ничего другого не могли оставить детям в наследство, кроме христианского наставления и честного имени, то и это уже будет им в благословение Божие, споспешествующее всякой доброй деятельности и всякому преуспеянию. «Ибо Бог в роде праведных» ( Пс. 13:5 ), – говорит псалмопевец; «Я Господь, Бог твой.., творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои», – сказал еще в пустыне Аравийской Сам Бог народу Израильскому ( Исх. 20:5–6 ). Но, стараясь передать своим потомкам самое лучшее наследство, мы в то же время должны остерегаться, чтобы через свои многочисленные и разнообразные пороки, физические и нравственные, не впасть в тяжкий и неоплатный долг перед потомством, которое поневоле обязано будет уплачивать его. Еще в Ветхом Завете Сам Бог говорил Израилю: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» ( Исх. 20:5 ). И действительно, нередко случается, что последующие поколения страдают за грехи отцов своих, «Сколько прошло этих поколений, и сколько еще пройдет, – замечает по этому поводу архиеп. Амвросий, – мы счесть не можем, но пора иметь и жалость к ним» 1276 . Поэтому ко многим безбожным словам, какие когда-либо произносились на земле, надобно отнести и пресловутое изречение из эпохи Людовика XV: «После нас хоть потоп» 1277 . LXI. Любовь к безличной твари

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Среди тех лиц, которые имеют таковое сознание, чудеса также будут оказывать то или другое действие, смотря по степени развития сознания у данного лица. Господь Бог, по словам свв.пророков и апостолов, творя чудо, призывает через него человека добровольно обратиться к Нему, ибо чудо, возбуждая в человеке внимание к возвещаемому чудотворцем учению, отнюдь не действует на человека так непреодолимо, чтобы он не был в состоянии противиться действию чуда и должен был бы по необходимости принять сопровождаемое этим чудом Слово Божие. Свв.пророки и апостолы заповедуют людям, чтобы они старались принять обращенный к ним призыв Бога, а не ожесточали бы против Него своих сердец. «Се стою, – говорит Христос Спаситель 1270 , – у двери и стучу 1271 . Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною». »Ныне 1272 , когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших«, – говорили свв.пророки и апостолы. В том, что люди могут противиться призыву Бога и противиться упорно, несмотря ни на какие, даже великие, чудеса, мы имеем свидетельство самого Священного Писания: »И сказали волхвы фараону 1273 : это перст Божий; но сердце фараона ожесточилось, и он не послушал их« 1274 . Из этого текста видно, что причина, по которой чудо не всякого человека располагает верить словам провозвестников воли Божией, заключается в искаженном религиозном сознании человека, когда он, вопреки всему, ожесточается против призыва Господа Бога и доходит иногда, по словам Библии, до того, что не верит и в том случае, «если бы кто из мертвых воскрес» 1275 . Образцом такого ожесточения против призыва Господа Бога могут служить, например, и такие мыслители, как Гете 1276 : «Никакой явный голос с небес не убедит меня, – говорит он, – что мертвые воскресают». Так и Вольтер 1277 : «Если бы на площади Парижа перед глазами 2000 человек и моими собственными совершилось чудо, то я скорее усомнился бы в 4002 глазах, чем поверил бы». Таковое впечатление оказывает чудо на людей, злоупотребляющих дарованной им свободой и утративших религиозное сознание. Если человек остается глух и нем к добрым призывам, то Бог не открывает Себя, справедливо говорит профессор Глаголев 1278 , и Божественные чудеса будут совершаться вне поля зрения такого человека 1279 . Совсем другое влияние оказывает чудо на людей, которые обладают религиозным сознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

„Знаю твои дела, пишет он о Пергамских христианах, что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей“. Знает он и всех лжеучителей и лжеапостолов, их самоотвержение, с каким они ходили из дома в дом со своею проповедью. Одни из них были сначала христианами, но потом заблудились и оставили своих собратьев. Известны ему и те, которые принимают и слушают их, исповедуют их учение, и те, которые не принимают их и не исповедуют их учения. Преуспевают ли христиане в духовной жизни, охладевают ли они в желании устроить всю свою жизнь по учению Христову, остаются ли в одном положении, все это не тайна для Апостола 1275 . Радости пасомых были его радостями. Он переживает их вместе с ними. Вот его одно постоянное желание: „сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна“. Особенно глубокою радостью наполнялось сердце Апостола, когда он видел своих пасомых всецело отдавшимися его водительству. „Я весьма обрадовался, пишет он избранной госпоже, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца“. „Я весьма обрадовался, пишет он другому христианину Гаию, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине“. Хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов“, пишет он о церкви Ефесской 1276 . Вот что мы читаем на страницах его посланий. Даже внешнее благополучие христиан, дела домашние, семейные, общественные, – все это было предметом заботы Апостола. „Возлюбленный! пишет он Гаию, молюсь, чтобы ты здравствовал, преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя“. Слова самых горячих благожеланий, благодати, милости от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, почти не сходили с его уст 1277 . Попечение Ап. Иоанна о духовном просвещении своих пасомых и сохранении их от увлечения учением лжеучителей изумительно. Только самая глубокая любовь к пастве могла вдохнуть в Апостола ту поразительную ревность, какою отличалось все его благовестническое служение в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Поскольку для Церкви Христовой существующий мир не имеет независимой истории, отличной от истории человека, то он (мир) шаг за шагом следует по историческому пути царя земного творения, то есть человека. И как нынешний мир и «все, что в нем», служат человеку, так будет на службу человеку и обновление мира. Эта истина, как и тот факт, что нравственные изменения в человеке определяют и изменение творения, были подчеркнуты святым Иоанном Златоустом. Божественный отец, ссылаясь на сказанное псалмопевцем, что небеса погибнут а Ты пребудешь… (Пс. 101, 26–27), а также на то, что пишет божественный Павел римским христианам (Рим. 8, 19–22), и на проповедуемое пророком Исаией (Ис. 51, 6), отмечает: как народ, населяющий землю, не должен исчезнуть, но должен измениться и «преставиться к нетлению», точно так же «и творение». И оно освободится от рабства тлению (Рим. 8, 21), то есть не будет больше «тленным», но последует «благообразию» и природе воскресших человеческих тел. Ибо как человеческое тело сделалось тленным по причине греха, стало и оно (творение) тленным, и вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22). Подобным образом, когда тело станет нетленным, сделается нетленным и творение [ 1276 ]. В другом месте святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Ныне творение, будучи причастным тлению, претерпевает то же, что и тела. Но когда это будет упразднено, творение явит нам «нетленное благолепие». Поскольку должны явиться нетленными тела, то и творение преобразится к лучшему» [ 1277 ]. Украшенное таким образом творение будет отражать и усиливать славу человека, которому служило на земле. Святитель Василий Великий также нас учит, что этот мир будет преображен по необходимости, поскольку и состояние душ после смерти также будет изменено «к другому виду жизни». Ибо как жизнь нынешнего мира аналогична природе нынешнего мира, так и будущая жизнь душ будет такой, чтобы соответствовать новым условиям их жизни [ 1278 ]. Тезоименитый богословию отец, святитель Григорий Богослов, толкуя богодухновенное слово, гласящее: еще раз поколеблю не только землю, но и небо (Евр. 12, 26; Агг. 2, 6–7), — отмечает: «Сим означается славное обновление всех вещей… Последнее потрясение есть не иное что, как Второе Христово Пришествие, претворение и преложение настоящей вселенной в состояние неподвижности и непоколебимости». Он полагает, что это потрясение будет «ничем не меньше прежде бывших» [ 1279 ]. Кроме того, все неодушевленное «творение ожидает с великим нетерпением» и предчувствием свободы славы детей Божиих и новой нетленной жизни праведников, ибо живет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19–21). Когда Бог «обновит собственные наши тела через Воскресение, так и небо, и земля, со всем, что на ней, то есть вся тварь, будет возобновлена и освобождена от работы тлению» [ 1280 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. А если не послушает и их, скажи церкви, если же и церкви не послушает, тогда будет он тебе, как язычник и мытарь. 1274 Здесь Спаситель прямо и ясно заповедал нам обличать согрешившего против нас брата нашего. Цель этого обличения та, чтобы восстановились вполне добрые отношения между обиженным и обидевшим. Восстановление этих отношений само собою предполагает сознание со стороны последнего своей виновности, а со стороны первого готовность простить согрешившего. Было бы, конечно, грубой ошибкой думать, будто Христос заповедует обличать ближнего только в том случае, если он прегрешит лично против нас. Это в конце всего было бы эгоизмом, несовместимым с христианской любовью к другим. Самое ублажение Спасителем ратующим за правду вообще и миротворцев никак не допускает, чтобы мы обличали обидевших лишь нас и старались о восстановлении истинно-братских отношений только между нами и обидевшими нас. Потому-то ап. Павел внушает христианам вообще увещевать друг друга, вразумлять бесчинных, обличать творящих темные дела 1275 и т.п. Этот же Апостол упрекал коринфян, между прочим, за то, что они равнодушно относились к появившемуся среди них великому грешнику и не предпринимали никаких мер к его наказанию и исправлению. 1276 Таким образом, несомненно, что обличение должно простираться отнюдь не на тех только, кто причинил что-либо обидное и горькое нам лично. Но Христос, как мы видели, не ограничивает нашего долга лишь непосредственным обличением согрешившего. Когда наше увещания не увенчаются успехом. Спаситель повелевает повергнуть дело на благоусмотрение третейского в своем роде суда, и коль скорой последний не достигнет преследуемой доброй цели, то Христос предписывает обратиться к высшей судебной инстанции, к суду церковному. Тут дело, конечно, не в том, подается ли письменная жалоба в церковный суд, или же она заявляется устно. Жалоба остается жалобою в том и в другом случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010