Но у ересеологов учение Симона передается в его позднейшей обработке у последователей Симона. Отсюда трудно сказать с уверенностью, каков был первоначальный вид этого учения. Несомненно, оно не было столь сложным, как представляется в источниках, и едва ли могло заключать что-нибудь больше начатков гностицизма. По-видимому, и не упоминаемая в кн. Деяний, а также у Климента Ал. и Оригена , Елена- ννοια, послужившая исходным пунктом для гностических спекуляций Симона, связана была с его именем, как и самые спекуляции, только впоследствии, потому что некоторые источники не говорят о ней совсем, а Климентины называют ее Луною. Были ли в первоначальном учении Симона христианские элементы? У Иринея, в Философ. VI, 19 и в др. источниках Симону усвояется антитринитарное модалистическое учение о том, что сам Симон являлся и как Отец, и как Сын, и как Св. Дух. Но ни в кн. Деяний, ни у Иустина Мученика о таком учении Симона не говорится. Некоторые авторы 1258 полагают, что воззрения Симона сложились еще ранее знакомства его с христианством. Во всяком случае, судя по Деян. 8:5–25 , отношение Симона к христианству было чисто внешнее. Как велико было влияние деятельности Симона на самарян? Иустин Мученик (1 Апол. 26) представляет успехи Симона в Самарии чрезвычайно большими и сообщает, что даже в его время, т. е. около половины II-ro в., „почти все самаряне признавали Симона за первого бога и покланялись ему». По мнению Нутта, „могущественным образом такому результату содействовало то, что тщеславию народа льстила мысль об обладании своим собственным Мессией, усвоявшим себе достоинство, равное достоинству Христа из Назарета» 1259 . Но кн. Деяний (8:9), по-видимому, говорит собственно об успехе Симона только в одном самарянском городе и, притом, успехе кратковременном. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что талмудисты, тщательно следившие за самарянами и отмечавшие все отступления их от закона, не обвиняют их в поклонении Симону, как богу. Наконец, в самарянской письменности, как уже было указано, нельзя найти никаких следов влияния Симона: при продолжительном увлечении Симоном всего самарянского народа этот последний факт было бы совершенно непонятен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

3 . Это один таинственный вид осенения. Когда эта сила осеняет человека, удостаивается он славы нового века через откровение – это удел, выпавший на долю святых света, о которых говорил блаженный Павел 1254 , его удостаиваются те, что получили освящение ума от Духа, благодаря их святому и добродетельному образу жизни. Другой вид осенения есть тот, который узнается через действие; это умственная сила, защищающая человека, и носящаяся над ним 1255 постоянно, и отгоняющая от него все вредоносное, что может приблизиться к его телу или душе. Невидимо ощущается она умом, который озарен и обладает знанием, посредством ока веры. На опыте познают его святые, как написано: «Ангелы Господни ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их» 1256 , и «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» 1257 . Слово пятьдесят шестое. Прекрасные рассуждения о жизни человеческой 1 . Сколько бы человек ни приближался в житии своем к миру сему, в нем утверждается влечение к [чувственным] вещам, и в помышлении 1258 о них он постоянно смущается, и из-за них он спорит с людьми, и в лице каждого из них 1259 он безумно уловляется влечением. Когда же разумение 1260 изобилует тонким размышлением 1261 о будущем веке, в нем постоянно возникает бесподобное помышление 1262 , и то, что незримо ему, [сей человек] ожидает с надеждой в забвении здешних [вещей], и самого себя забывает он временами, будучи поглощен [Божественными] помышлениями, и в помыслах своих пренебрегает видимыми [вещами]. [И] так, подобно помыслу, также и [телесное] делание 1263 остается без внимания, пока он заботится о тех [вещах будущего века]. Смешанная любовь 1264 , различительница 1265 лиц, стирается у него, и единообразное рачение 1266 незримо утверждается в душе его. И в отношении сих человеческих [вещей] чувство памяти 1267 постепенно похищается у разумения его 1268 , и помышление 1269 о сокровенных [вещах] умножается в нем, и усиливается, и побеждает телесные помыслы. И отныне прекращается в нем тленное, насколько способно выдержать естество 1270 , и, если бы присущая всем память 1271 [о своей природе] не пробуждала у него иногда нужду в чем-либо, чем не следует пренебрегать полностью, разумение 1272 удерживалось бы длительное время в оных грядущих [вещах] в преизбыточествующем помышлении о них 1273 . И из-за них 1274 он становится безумным для всей здешней мудрости и становится лишенным памяти и глупцом, с точки зрения 1275 человеческого знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

1259 Для св. Фомы речь идет об аналогии secundum intentionem tantum, et non secundum esse [только по понятию, а не по бытию], когда una intentio refert ad plura per prius et posterius, quae tamen non habet esse nisi in uno [одно понятие относится ко многому как к предыдущему и последующему, но бытием обладает лишь в одном] (пример со здоровьем, который здесь приводится, взят у Аристотеля, Метаф., IV, 1003 ф 35. Этот пример часто встречается у Экхарта)... Et hoc est quando una intentio refertur ad plura per prius et posterius; non tamen secundum esse, quia esse sanitatis non est nisi in animali [.Именно так одно понятие относится ко многому как к предыдущему и последующему, но не по бытию, ибо бытие здоровья присутствует лишь в живом существе] (Super I Sent., d. 19, q. 5, a. 2, ad 1 m ). – В известных нам текстах Майстера Экхарта нигде не говорится о различии между разными видами аналогии. Когда он говорит об аналогии, он почти всегда приводит уже упомянутые примеры со «здоровьем», «мочой», «режимом питания» или «лекарством», имеющие явный смысл «аналогии атрибуции» (см. примечания ниже). Ср. Hans Hof, op. cit., pp. 90–123, о «заново возделанной аналогии атрибуии» у Экхарта. 1260 Например, когда мы сравниваем глаз, видящий чувственные предметы, с интеллектом, схватывающим умопостигаемое. 1261 Sip. I Sent., loc. cit.: «Vel secundum intentionem et secundum esse; et hoc est quando neque parificatur in intentione communi, neque in esse; sicut ens dicitur de substantia et accidente; et de talibus oportet quod natura communis habeat aliquod esse in unoquoque eorum de quibus dicitur, sed differens secundum rationem maioris vel minoris perfectionis. Et similiter dico quod veritas et bonitas et omnia huiusmodi dicuntur analogice de Deo et creaturis. Unde oportet quod secundum suum esse omnia haec in Deo sint et in creaturis, secundum rationem maioris perfectionis et minoris; ex quo sequitur, cum non possint esse secundum unum esse utrobique, quod sint diversae veritates» [«Либо по понятию и по бытию; именно так обстоит дело, когда нет равенства ни в общем понятии, ни в бытии. Так бытие сказывается о субстанции и об акциденции; и в таких случаях следует, чтобы общая природа имела некоторое бытие в том и другом из того, о чем сказывается, но различалась с точки зрения большего или меньшего совершенства. И сходным образом я утверждаю, что истина, и благо, и все тому подобное сказывается о Боге и о творениях аналогически. Стало быть, по своему бытию все эти (атрибуты) пребывают в Боге и в творениях сообразно большему и меньшему совершенству; отсюда следует, что, поскольку они не могут одним бытием пребывать в обоих, то это две разные истины»].

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

У антов распространены были дома, которые назывались хатами – словом, заимствованным у их ираноязычных сосе­дей, построенные из бревен, обмазанных глиной, с двускатной крышей, покрытой камышом или соломой, – прототип беленых украинских хат. Дым из очага в таких строениях выходил через отверстие в крыше. У славян, живших в соседстве с германцами, строились деревянные дома, состоявшие из двух половин, одна из которых имела печь и называлась «истьба» (изба), а другая была не отапливаемой, называлась сенями и использовалась для хра­нения припасов. В более состоятельных семьях дом мог состоять из трех частей: неотапливаемых сеней посредине и примыкаю­щих к ним двух теплых помещений. Знать и особенно князья жили в домах, состоявших из многих помещений; они назывались храмами, или хорома­ми. Южнославянский вариант слова «храм» стал названием церкви. Одно из помещений княжеского «храма», строивше­еся в виде многоэтажной башни, предназначалось для княже­ских жен и наложниц и называлось тремом или теремом, позже это слово перенесено было на весь княжеский дворец. Спальня самого князя называлась у западных славян «ложницей», или одриной, одром – германское заимствование, а у восточных и южных – чертогом, из иранского «чартак», отсюда же про­исходит и слово «чердак». Большая семья, разрастаясь, делилась на новые семьи одина­кового с нею статуса, но связи между семьями, происходившими от общего родоначальника, сохранялись, и вместе они составля­ли патронимию, или, по-славянски, род, который в одних случаях имел свое отдельное поселение – весь либо, в других, несколько таких патронимий, связанных или не связанных узами родства, селились рядом и составляли одну общину, которая совместно владела землей, распределявшейся в порядке пользования меж­ду большими семьями. «Возможно, с совместным поселением двух патронимий связано и появление правильной двухрядной застройки на многих пеньковских и некоторых корчакских посе­лениях. Стихийно формирующаяся кучевая застройка больше соответствует разрастанию селения из первоначального семей­ного двора» 1259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2) Спокойное состояние прерывается действительным, формальным предъявлением иска или требования. По русскому закону, договор прекращается, если от срока, назначенного для прекращения его действия, протекла 10-летняя давность, и договор не был представлен ко взысканию (Зак. Гражд. 1549; Уст. Вексельн. 94, 95). При существовании этого закона возникало сомнение: как исчислять давность по обязательствам, писанным без срока, по востребованию или по предъявлению. Вопрос этот разрешен законодательством в 1862 г. Земскую давность по долговым обязательствам бессрочным и выданным сроком до востребования положено считать со дня представления такого обязательства ко взысканию. Сверх того, определенным началом течения давности по таким актам признается смерть заемщика: если со времени смерти его совсем не было взыскания по акту, то наследники его освобождаются от ответственности (Зак. Гражд. 1259, прим.; 1549). Закон этот признается новым, и потому сила его не распространяется обыкновенно на дела, предшествовавшие его обнародованию: до издания сего закона предполагается, по-видимому, что надлежало считать давность со времени написания таких актов (ср. Зак. Гражд. 2123 и прим.). При постановлении сего закона законодательство не выразило общего начала, из коего вытекает новое постановление. Может быть по этой причине сохранные расписки, писанные без срока, по востребованию, не подчинены действию вышеозначенного правила для бессрочных актов. Для давности по сохранным распискам установлено законом 1860 г. особое правило (ср. Касс. реш. 1867 г., N 97). Сохранные расписки не подлежат действию давности во все время жизни приемщика. По смерти его, наследники его обязаны, в течение шести месяцев с открытия наследства, вызвать отдатчика поклажи через публикацию в ведомостях, и в таком случае отдатчик обязан предъявить сохранную расписку в течение шести месяцев от публикации; в противном случае теряет право на взыскание. Также и наследники отдатчика в тот же срок должны вызвать приемщика; в противном случае теряют право на иск, а если учинили вызов – десятилетняя давность считается для них со дня последней публикации. О расписках же, выданных до обнародования сего закона, сказано, что они подлежат действию общих постановлений о давности, причем срок считается со дня написания оных или со дня какого-либо по оным действия (разумеется, если такое действие было) (Зак. Гражд. 2113, прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Абсолютная конкретность осуществляется на последней и высшей ступени спекулятивного процесса: она развертывается в виде «величайшей протяженности», т. е. богатейшего содержания 1259 и в то же время в виде «высочайшей интенсивности». 1260 Все множество накопившихся спекулятивных определений предстает в ней с «одинаковой устойчивостью» 1261 и в одинаковой необходимости. Все существенные противоположности оказываются исчерпанными и доведенными посредством ассимиляции до непосредственной простоты 1262 и ясного покоя. 1263 Конкретное, на своей последней ступени, есть некая «простейшая глубина» 1264 мысли, творящей себя через самосозерцание. Это сам «реальный разум» 1265 или интуитивный интеллект, 1266 достигший, в самоопределении, высшего смыслового богатства и высшего завершенного единства. И вот, эта объективная мысль как творческая субъективность; 1267 эта «безусловная конкретность», 1268 завершенная и самостоятельная; 1269 эта «вполне конкретная истина, 1270 во всей своей величайшей власти и мощи; 1271 этот создавший сам себя абсолютный организм смысла являет собою природу самого Божества. Часть вторая. Учение о пути Божием VIII. Понятие и наука Философия есть адекватное познание абсолютного Предмета. Она возможна благодаря тому, что абсолютный Предмет вступает неискаженно в сферу человеческой души, овладевает её силами и её живою тканью и подлинно осуществляет себя в ней, заполняя её своим живым присутствием. Не угашая сознания, но угашая его субъективность, душа человека живет Предметом, творя его волю и его ритм; а Предмет живет душою, раскрывая себя в её сознании, как в своем сознании, познавая себя ею и предоставляя ей познать себя. И в этом совпадении душа познает Предмет как свою абсолютную сущность, а предмет присутствует в душе как в своей живой части. Такое познание совершается силою самозабвенно созерцающей мысли; и потому Предмет, который ей открывается, есть Понятие. Учение Гегеля состоит в том, что Понятие, открывающееся спекулятивной мысли, есть само Божество и что оно есть единственная реальность. Эта концепция лежит в основе всего того, что он признавал и исповедовал; она составляет как бы спекулятивную Всеобщность всех его утверждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

К сожалению, содержание его нам неизвестно, так как сохранилось от него до нас только одно заглавие, как мы уже упоминали. Но можно думать, что ревностный сторонник мира и единения Церквей и христиан, св. Ириней убеждал в нем Власта и его последователей не производить раскола в Римской церкви из-за вопроса о времени празднования Пасхи, а может быть, касался также и монтанизма, к которому Власт имел тяготение. Привела ли к каким-либо положительным результатам посылка этого письма, мы не знаем точно. Но судя по тому, что уже Епифаний и Филастрий, писавшие под влиянием Ипполитовой «Синтагмы», как и Псевдо- Тертуллиан , не упоминают о Власте, и Пациан Барселонский знает только его (без последователей), можно заключить, что раскол этот широкого распространения и долголетия не имел. И может быть, в этом немалую роль сыграло настоящее письмо св. Иринея. 9. Пастырско-проповедническая деятельность св. Иринея Евсевий, перечисляя сочинения Иринея, называет, между прочим, «Книгу разных проповедей ( Βιβλον διαλξεων διαφρων)», в которой св. отец, по его словам, упоминает о Послании к Евреям и так называемой книге Премудрости Соломоновой, приводя из них также некоторые изречения. 1256 Слово διαλξεις на языке историка означает то, что мы называем церковными проповедями, т. е. беседы или речи, произносимые перед собранием народа в особых предназначенных для этого местах и время. 1257 Таким образом, в сообщении Евсевия можно видеть указание на проповедническую деятельность св. Иринея. Множественное число ( διαλξεων) и самое заглавие – «Книга разных проповедей» говорят, что мы имеем дело со сборником, содержавшим в себе несколько таких слов. A διαφρων оттеняет, вероятно, разнообразие их по содержанию. Чего касались они в частности, Евсевий не определяет. Но можно думать, что, живя в городе, обитатели которого в большинстве были, еще язычниками, Ириней, прежде всего, обращался к ним с миссионерскими беседами. Подтверждение этому можно видеть 1258 также в предисловии к первой книге Contra haereses, где св. отец говорит о знании им кельтского языка. 1259 Очевидно, ему много приходилось вращаться и часто объясняться на местном наречии, если природный язык его, по собственному замечанию, как бы испортился несколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

В 1348 году Илия венгерский снова прибыл к папе с известием о враждебных замыслах против Таны хана Золотой Орды и о его приверженности к мухаммеданству. Папа снова отослал Илию в Орду с письмом к Джанибеку, в котором увещевал хана стать в благоприятные отношения к латинянам, покровительствовать их священникам и пр. 154 . Джанибек был последним ханом, с которым папы вступали в письменные сношения. – О состоянии латинства после него в Золотой Орде почти 155 ничего неизвестно. Междоусобия и насильственные перевороты в правлении сделались постоянными и были прекращены Тамерланом, завоевания которого составляют эпоху в истории латинских миссий среди татар. Б) Миссии среди татар восточных а) в китайско-татарском царстве Обратимся теперь к миссионерской деятельности латинян среди татар восточных, которые под предводительством Кублая завоевали Китай и основали там монгольское государство. В отношениях Кублая (1259 – 1302) к христианству менее были заметны политические расчеты и потому миссионерские действия латинян в его царстве могли чище сохранить на себе характер христианства. Но латинское миссионерство имело в себе столько противохристианских элементов, что и благоприятные обстоятельства не могли подвинуть его ближе к евангельскому идеалу. Первые латиняне, проникшие к китайским татарам, были предприимчивые венецианские купцы: Николо и Маттео Поло 156 . В 1250 году эти предприимчивые итальянцы решились, для умножения своего торгового капитала, завязать торговые сношения с народами, обитавшими тогда за Черным морем, не имея впрочем прямого намерения добраться непременно до отдаленного Китая и великого хана Кублая. Но, отправившись в путь, они мало по малу, вынуждаемые встречавшимися обстоятельствами, любознательностию и жаждою большего приобретения, зашли в глубь Татарии и достигли самой столицы великого хана, Пекина, или, как он назывался в то время, Камбалы. Это было около 1260 года. «Когда путешественники, – говорит Марко Поло, описавший приключения свои и своих отца и дяди, – представились великому хану, он принял их благосклонно и приветливо: такое обращение было в его характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Вдова, оставшись после мужа с детьми, буде не получила себе при жизни из мужнина имения указной части отделом, то эта часть, оставаясь в составе мужнина имения, во всяком случае достается по наследству ее детям. Но если отец их не оставил по себе долгов, а мать оставила долги и не оставила наличного имения, то для детей наследников выгодно, чтобы их признали во всем имении наследниками после отца. Однако, если мать их, при жизни своей, просила уже о выделе ей указной части, то в сей указной части дети должны быть признаны наследовавшими после нее, а не после отца, и обязанными отвечать за долги ее, по соразмерности. По делу Василия Хрущова возник вопрос: следует ли привлечь его к ответственности за долги матери, за отзовом его, что он от матери никакого наследства не получал, а принял только отцовское наследство. Оказалось, что по смерти отца Хрущова к имению его остались наследниками сын, да в указной части мать, которая при жизни входила в опеку с просьбой о выделе ей указной части, но, не получив еще выдела, умерла. Из сего Сенат (Сб. Сен. реш. т. II, N 595) вывел, что право вдовы Хрущовой на выдел ук. части перешло за силой 1152 ст. к ее наследнику сыну; следовательно Вас. Хрущов, приняв отцовское наследство, принял в состав его и указную часть матери. Посему Сенат определил: отобрать от Василия Хрущова отзыв, соглашается ли он принять ту часть наследства с ответственностью за долги матери; если же не согласен, то обязан предоставить ее в пользу кредиторов матери. Е) По делу Майковой возник вопрос: может ли наследник недобросовестного владельца быть освобожден от обязанности, лежавшей на сем последнем по заключенному им с третьим лицом договору, если этот наследник не знал о недобросовестности пользования своего предшественника имуществом? Иными словами: действительное владение имуществом переходит ли к преемнику по наследству с теми же внутренними качествами, с какими было оно у умершего вотчинника, в силу его сознания, – или свойство сего владения определяется и у преемника исключительно по личному его сознанию? Сенат (Кассац. реш. 1869 г., N 315) признал, имея в виду ответственность наследника за недобросовестное владение перед законным собственником, что как право на пользование имуществом, так и ответственность по обязательствам умершего возникает для наследника со смерти прежнего владельца. Для наследников, по смыслу 1259 и 1543 ст. Зак. Гражд., нет нового начала исполнения сих обязательств: на них переходят те самые обязанности, которые лежали бы на умершем, если бы жизнь его продолжалась. Посему наследник, приняв владение с сознанием неправости его у прежнего владельца, повинен отвечать за сие сознание в течение собственного владения, хотя бы и не было доказано, что сам наследник также сознавал неправость своего владения тем имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1258 Велика во аллилуйи хвала Богу, а от зломудръствующих досада велика, – по-римски святую троицу в четверицу глаголют, духу и от сына исхождение 1259 являют; зло и проклято се мудрование Богом и святыми. Правоверных избави Боже сего начинания злаго, о Христе Исусе, господе нашем, ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь. Афанасий Великий 1260 рече: иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая вера, 1261 ея же аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера ж кафолическая сия есть, да единаго Бога в Троице и Троицу во единице почитаем, ниже сливающе составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть состав отечь, ин – сыновень, ин – святаго духа; но отчее, и сыновнее, и святаго духа едино божество, равна слава, соприсносущно величество; яков отец, таков сын, таков и дух святый; вечен отец, вечен сын, вечен и дух святый; не создан отец, не создан сын, не создан и дух святый; Бог отец, Бог сын, Бог и дух святый – не три бози, но един Бог; не три несозданнии, но един несозданный, един вечный. Подобие: вседержитель отец, вседержитель сын, вседержитель и дух святый. Равне: непостижим отец, непостижим сын, непостижим и дух святый. Обаче не три вседержители, но един вседержитель; не три непостижимии, но един непостижимый, един пресущный. И в сей святей Троице ничто же первое или последнее, ничто же более или менее, но целы три составы и соприсно-сущны суть себе и равны. Особно бо есть отцу нерождение, сыну же рождение, а духу святому исхождение; обще же им божество и царство. (Нужно бо есть побеседовати и о вочеловечении Бога-слова 1262 к вашему спасению.) За благость щедрот излия себе от отеческих недр сын-слово Божие в деву чисту богоотроковицу, егда время наставало, и воплотився от духа свята и Марии девы, вочеловечився, нас ради пострадал, и воскресе в третий день, и на небо вознесеся, и седе одесную величествия на высоких и хощет паки приитти судити и воздати комуждо по делом его, его же царствию несть конца. И сие смотрение в бозе бысть прежде, даже не создатися Адаму, прежде, даже не вообразитися. (Совет отечь.) 1263 Рече отец сынови: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию». И отвеща другий: «Сотворим, отче, и преступит бо». И паки рече: «О, единородный мой! О, свете мой! О, сыне и слове! О, сияние славы моея! Аще промышляеши 1264 созданием своим, подобает ти облещися в тлимаго 1265 человека, подобает ти по земли ходити, апостолы восприяти, пострадати и вся совершити». И отвеща другий: «Буди, отче, воля твоя!» И по сем создася Адам. Аще хощеши пространно разумети, чти Маргарит: 1266 «Слово о вочеловечении»; тамо обрящеши. Аз кратко помянул, смотрение показуя. Сице всяк веруяй в онь не постыдится, а не веруяй осужден будет и во веки погибнет, по вышереченному Афанасию. Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010