Most of the Byzantines regrouped in northwestern Asia Minor, in what they called the Empire of Nicea. They were led by the capable new Emperor Theodore I Laskaris (r. 1204–1222), who was succeeded by his saintly son-in-law, Emperor Saint John III Doukas Vatatzes (r. 1222–1254). By 1261, Emperor Michael VIII Paleologos (r. 1259–1282) was able to regain Constantinople from the Latins. Even though the Byzantine Empire lasted for almost another 200 years, she never fully recovered from the devastation of the Fourth Crusade and the 57 years of Latin rule in her capital city. The Second Council of Lyons In the early 1270s the Byzantines were threatened by the Serbs, the Bulgarians, and especially the Latin state of Achaia, in Greece, led by the Sicilian Norman, Charles of Anjou. And the Seljuk Turks, who had occupied most of Asia Minor in the previous two centuries, were an ongoing threat. In response to these pressures, Emperor Michael VIII appealed for support to Pope Gregory X (r. 1271–1276), who opposed Charles’ designs on Constantinople. Michael suggested that in return for military assistance, the Greek Church would accept the authority of the Papacy. The reunion of the Eastern and Western Churches, therefore, was the major issue discussed at the Second Council of Lyons, which met in 1274 at Pope Gregory’s request. The Greek delegation brought letters accepting Papal authority and various Roman Catholic articles of faith, including the filioque clause in the Nicene Creed. It was at this council that for the first time the Western Church proclaimed that the filioque must be accepted as dogma. The Union agreement that restored communion between the two Churches stipulated that the Greeks could retain their liturgical rites and customs. The council also attempted to launch another Crusade to the Holy Land, and it established the practice of all the Roman cardinals meeting in a closed conclave during the entire process of electing a new pope. When Emperor Michael VIII attempted to impose the so-called Union of Lyons upon the Byzantine Church, it was met with great resistance. When Patriarch Joseph of Constantinople refused to sign the agreement, he was deposed and replaced with John Beccus, who was the head of the minority party in Constantinople that favored the Union. But after Michael died in 1282, Beccus was quickly deposed, Joseph was restored to the patriarchal throne, and the Union of Lyons was officially renounced. Popular opposition to Emperor Michael was so strong that he was denied a church burial.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

В истории подробно описано, как благодаря выдающимся правителям политически и экономически укреплялась Никейская империя. В 1261 году это привело к освобождению Константинополя. Реставрация была бы невозможна, если бы в период латинского завоевания (1204–1261) не продолжало существовать “византийское содружество”, основанное на прочных религиозных и культурных связях, а также на гибкости административных институтов. В 1261 году, после освобождения греками Константинополя, императору Михаилу VIII Палеологу (1259–1282), который узурпировал никейский престол, удалось короноваться вторично в Святой Софии. Он стал вдохновителем и первой жертвой блестящей, но часто противоречивой и самоубийственной дипломатической игры с Востоком и Западом, направленной на выживание освобожденной столицы. Чтобы предотвратить угрозу со стороны Карла Анжуйского, норманнского повелителя Сицилии, активно готовившегося к восстановлению латинской власти на Босфоре, он начал с папством переговоры о соединении церквей, что лишило бы всяких оправданий новое нападение крестоносцев на Константинополь. Чтобы достичь этой цели, он сначала сам принял римскую веру, исповедав ее в личном заявлении, составленном латинскими богословами, а потом велел своим послам подписать постановления Лионского собора 1274 года. Наконец, он возвел Иоанна Векка, сторонника этого союза, на патриарший престол. Это вызвало ожесточенную внутреннюю борьбу в Византии и только на время отклонило угрозу со стороны Карла Анжуйского. Сицилийская угроза была со временем нейтрализована не папством, а другим союзником Михаила, Педро Арагонским, и мятежом в Сицилии – тогда во время известной “сицилийской вечерни” была вырезана вся норманнская знать (1282). Такая политика – поиска союзников и создания “вторых фронтов” за спиной врага 930 – повела к соглашениям между Михаилом и ханом Хулагу и его сыном Абагой, монгольскими правителями Персии и Ирака, которые угрожали туркам-сельджукам в Малой Азии, чем предотвращали их нападение на Никею или Константинополь. Абага даже женился на побочной дочери Михаила Марии (1265) и проявлял определенный интерес к христианству. Переговоры хана с папством 931 показывают, что персидский союз прекрасно сочетался с политикой Михаила по отношению к Риму: в его расчеты, таким образом, входило создание оси Рим – Константинополь – Персия, направленной как против Карла Анжуйского, так и против турок-сельджуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Церковь не поддержала никейских императоров лишь в вопросе о союзе с Римом. С помощью папства Никейское гос-во рассчитывало прекратить крестоносную агрессию в Эгейском бассейне и даже (на заключительном этапе) добиться ликвидации Латинской империи; платой за это должно было стать признание верховенства Римских понтификов. Переговоры, однако, неизменно заходили в доктринальный и экклесиологический тупик. Церковь отвергла унионистский проект, выдвинутый в 1253-1254 гг. никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем, поддержанный папой Иннокентием IV : признание Римского престола верховным арбитром в христ. мире (без клятвы верности) и обязательности его доктринальных решений для всех Церквей, если они не противоречат Евангелию и канонам (вопрос о Filioque деликатно обходился) в обмен на упразднение Латинской империи и лат. иерархии в греч. землях. Сопротивление церковных кругов такой политике находилось в русле общего антилат. патриотического движения всего визант. общества, что предопределило тщетность всех усилий никейской дипломатии достичь соглашения с Римом. Эпоха Палеологов (1261-1453) Восстановление империи с центром в К-поле (1261) изменило характер взаимоотношений Церкви и гос-ва. В правление династии Палеологов главный источник внешней угрозы для Византии постепенно переместился с Запада (анжуйская агрессия, 1266-1282) на Восток (османские завоевания с нач. XIV в.), но главным оппонентом правосл. Церкви оставался лат. Запад. Кроме того, постоянное сокращение территории империи лишало византийское гос-во статуса гаранта и защитника прав К-польского Патриархата, продолжавшего сохранять церковный контроль над греч. областями и влияние на национальные правосл. Церкви, в первую очередь в слав. странах, на Балканах и в России, на к-рую распространялась церковная юрисдикция К-поля. Все это предопределило окончательное расхождение исторических путей византийского гос-ва и К-польской Церкви, пережившей гибель империи в 1453 г. Палеологовский период отмечен значительной напряженностью церковно-гос. отношений. Патриарх Арсений Авториан осудил вероломный захват престола Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), устранившим законного императора из династии Ласкаридов. Конфликт Патриарха с императором, только что торжественно коронованным в отвоеванном у латинян К-поле, вызвал раскол: противники Арсения ссылались на высший авторитет имп. власти и утверждали, что к ее прегрешениям следует применять принцип икономии; сторонники Патриарха утверждали, что ни один человек не может стоять выше заповедей Божиих. Имп. Михаил VIII низложил Арсения, обвинив в гос. измене (1265); его приверженцы (арсениты) отказались признать нового Патриарха Иосифа I и отделились от Церкви. В 1268 г. после публичного покаяния в своем грехе Михаил VIII был принят в церковное общение.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ ИАСИТ (МЕЛИЙ) [греч. Ιβ Ιαστης, Μελας], иером., визант. писатель 2-й пол. XIII в. Советник и сподвижник патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1266-1275, 1282-1283) в борьбе с униатской политикой имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282). По распоряжению патриарха И. И. со своими помощниками, в числе к-рых был Георгий Пахимер , составил весной 1273 г. «Апологию», к-рая представляет собой антилат. томос против унии и в защиту Православия (RegPatr, N 1400). Стремление к унии со стороны Михаила VIII было обусловлено сугубо политическими причинами, чего император и не скрывал от к-польского клира. После отвоевания К-поля император имел многочисленных врагов в лице латинян, болгар и князей Пелопоннеса, намеревавшихся идти походом на К-поль. В частности, целью кор. Карла I Анжуйского было среди прочего возвращение визант. столицы и восстановление Латинской империи, для чего он вступил в родственные отношения с последним лат. имп. Балдуином II и получил от него сюзеренитет над Ахейским княжеством и большинством островов Эгейского м. Имп. Михаил VIII хотел остановить нападение Карла при помощи папы. После взятия К-поля он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV, однако посольства с дарами и предложениями о соединении Церквей не увенчались успехом. Но в 1271 г. папой стал Григорий X , желавший соединения Церквей и, зная о намерении императора, тотчас отправивший послов в К-поль. Михаил VIII призвал к себе патриарха и архиереев и уговаривал их согласиться на объединение с Римской Церковью на предложенных папой условиях, к-рые, по его мнению, не шли вразрез с каноническим правом: поминать папу в богослужении нисколько не противно Восточной Церкви, признавать его «братом и даже первым» не умаляет достоинства греков; что касается права апелляции к папе, то «в сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море». Особый акцент император делал на нависшей над империей зап. угрозе, но о Filioque умалчивал (в свою очередь послы в лице францисканца Иоанна Парастрона признавали равночестность употребления Символа веры с Filioque и без). Хартофилакс Иоанн Векк (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк ), к-рый в то время занимал антилат. позицию, выступил с обличением латинян как тайных еретиков. Поскольку императору не удалось убедить патриарха и клир, он заточил Иоанна Векка в крепость и составил с помощью архидиак. Мелитиниота и протоапостолария Георгия (впосл. архиеп. Кипрский Георгий II ) трактат, в к-ром, опираясь на цитаты, доказывал чистоту веры латинян ( Georg. Pachym. Hist. V).

http://pravenc.ru/text/578192.html

Явление Льву Макелле Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день (в соврем. церковном календаре РПЦ память отсутствует), а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом. Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоёме. У водоёма, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления. Икона Божией Матери " Живоносный Источник " . Мастер Ангелос Акотантос. Сере­дина XV в. 77 х 40. Крит. Монастырь Одигитрии Месарас, о. Крит. Молитвословия Тропарь, глас 4 Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою,/река бо всем предтечет, Пречистая Царица Богородица,/источающи нам чудную воду/и измывающи сердец черности,/греховныя струпы очищающи,/души же освящающи верных//Божественною благодатию. Тропарь, греческий, глас 3 Пресущный дождь заченшая,/источник животочный, Дево, явилася еси,/источивши нам нектар бессмертия,/воду, скачущую в живот вечный,/потоки сладкоструйныя/от источника Твоего всегда./Имиже накслаждающеся, вопием://радуйся, Источниче живоносный. Кондак, глас 8 От неистощимыя Ты, Источниче богоблагодатный,/подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати,/приснотекущий паче слова,/яко бо Слово рождшая паче смысла,/молю Ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти://радуйся, Водо спасительная. Кондак греческий, глас 8 От неистощимаго Твоего Источника, Богоблагодатная,/подаеши ми, точащи неиссякаемо потоки Твоея благодати, паче Слова./Яко рождшую паче помышления, молю Тя:/оросити мя Твоею благодатию, да зову Ти://радуйся, Водо спасительная. Источники Текст анонима X века о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула , написанного между 1306 и 1328 годом (Λγος διαλαμβνων…). В добавлении к тексту анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Положение императора в Византии было исключительным. Нормы древнеримского права, включенные в законы Юстиниана, а затем в Василики, гласят: «Царь не подчинен законам» и «Что угодно царю, есть закон» (Василика. 2, 6, 1-2). Это не противоречит принципам правового государства, каковым было государство греко-римское, и означает неподсудность императора земным инстанциям и его статус верховного законодателя. С этим связано отношение Церкви к императорам, погрешившим в вере. За императоров-язычников Церковь, по апостолу, молилась. За императора, отпадшего от христианства в язычество (уникальный случай Юлиана Отступника), христиане могли не молиться или даже молились о его погибели. Совсем не то было с императорами-христианами, отступившими от чистоты православной веры. История знает императоров-еретиков и даже ересиархов (редкий случай Константина V, развившего богословское обоснование иконоборчества). Но никогда никто из них не был осужден официально. Могли осуждать Пап Римских, Патриархов (Константинопольских, Александрийских, Антиохийских), иерархов, пресвитеров (Арий), монахов (Евтихий, Евагрий), мирян (Дидим), но не царей. Если правитель отколовшегося от Византии Фессалийского княжества Иоанн Ангел созвал Поместный Собор Охридской архиепископии, на котором осудил за ересь императора Михаила VIII Палеолога, принявшего унию с Римом, это было возможно только потому, что Ангелы не признавали прав Палеологов на императорский престол. В отличие от большинства иерархов, императоры стремились к воссоединению христианского мира, и чуть ли не при каждом возобновлялись об этом переговоры. Католичество никогда не было официально объявлено ересью. В Синодике в Неделю Православия, главном догматическом документе Византии, осуждения католичества нет, хотя поводы к тому представлялись: например, деятельность Патриарха-униата Иоанна XI Векка (1275-1282). Первый император Палеолог, Михаил VIII (1259-1282), заключив Лионскую унию, вызвал латентную гражданскую войну. Это стало для всех хорошим уроком, и никто больше не навязывал унию грубой силой. Но вот император Иоанн V (1341-1391) перешел в католичество лично, никому его не навязывая. Сам он понимал свой шаг инклюзивно, отнюдь не считая себя отделившимся от Православной Церкви и, естественно, сохраняя в ней императорские права. Патриархи того времени все были исихасты, то есть по определению антилатиняне. Поскольку у него возникали с ними трения при рутинных делах (назначения рядовых митрополитов и тому подобное), он потребовал у Патриарха и Синода письменной фиксации императорских прав в Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/14/impera...

В X веке в состав канонической территории Константинопольского Патриархата была включена малоазийская область Исаврия (924 г.), после чего вся территория Малой Азии (кроме Киликии) вошла в каноническую юрисдикцию Нового Рима. В то же время в 919-927 гг., после учреждения патриаршества в Болгарии, под омофор последнего из-под церковной власти Константинополя отошла почти  вся северная часть Балкан (современные территории Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, части территории Румынии, а также Боснии и Герцеговины). Однако важнейшим событием в церковной истории Х столетия, без сомнения, стало второе Крещение Руси, проведенное в 988 святым равноапостольным великим князем Владимиром (978-1015 гг.). Представители Константинопольского Патриархата сыграли при этом немалую роль в становлении Русской Церкви, находившейся вплоть до 1448 года в теснейшей канонической связи с Цареградским патриаршим престолом. В 1054 году, с отделением Западной (Римской) Церкви от полноты Православия Константинопольский Патриарх становится первым по чести среди всех Предстоятелей Православных Поместных Церквей. Одновременно, с началом в конце XI века эпохи Крестовых походов и временным изгнанием со своих престолов православных патриархов Антиохии и Иерусалима, епископ Нового Рима начинает усваивать себе исключительный церковный статус, стремясь к установлению тех или иных форм канонического превосходства Константинополя над другими автокефальными Церквями и даже к упразднению некоторых из них (в частности, Болгарской). Впрочем, падение в 1204 году под ударами крестоносцев столицы Византии и вынужденное перемещение патриаршей резиденции в Никею (где патриархи пребывали с 1207 по 1261 гг.) побудили Вселенский Патриархат согласиться с восстановлением автокефалии Болгарской Церкви и предоставлением автокефалии Церкви Сербской. Отвоевание Константинополя у крестоносцев (1261 г.), по сути, не улучшило, а скорее ухудшило реальное положение Константинопольской Церкви. Император Михаил VIII Палеолог (1259-1282 гг.) взял курс на унию с Римом, с помощью антиканонических мер передал бразды власти во Вселенском Патриархате униатам и учинил жестокие, невиданные со времен кровавых иконоборческих репрессий преследования сторонников Православия. В частности, с санкции патриарха-униата Иоанна XI Векка (1275 – 1282 гг.) произошел не имеющий аналогов в истории разгром византийским христианским (!) войском монастырей Святой Горы Афон (в ходе которого немалое количество монахов-афонитов, отказавшись принять унию, просияло в подвиге мученичества). После смерти преданного анафеме Михаила Палеолога на Влахернском Соборе 1285 года Константинопольской Церковью были единодушно осуждены и уния, и догмат о «filioque» (принятый за 11 лет до этого Западной Церковью на соборе в Лионе).

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

Что, получив в свою власть Ахриду, Асень не уничтожил диоцеза архиепископии, это, как мы говорили выше, само собою необходимо следует из того, что если бы диоцез был уничтожен, то после никем уже и не был бы восстановлен. Неизвестно, в какие отношения была поставлена архиепископия к патриархии терновской, т. е. была ли оставлена при своей прежней автокефалии, или подчинена патриархии, как одна из ее митрополий; гораздо вероятнее первое, чем последнее. В критику прав архиепископии на самостоятельное существование государь болгарский, разумеется, не вдавался, а смотрел только на то, что было прежде него. Но прежде него автокефалия архиепископии была признаваема и уважаема (хотя и не с особенным удовольствием) даже патриархами константинопольскими. А поэтому и предположить, чтобы он решился посягнуть на права, которые были считаемы законными самою церковью греческою и которые уже выдавали себя тогда, никем не будучи оспариваемы, за права, идущие из такой глубокой древности и от такого знаменитого царствователя (импер. Юстиниана), весьма трудно и невероятно. 5) Константин Кавасил. Вскоре после смерти Асеня, диоцез архиепископии ахридской в государственном отношении снова возвратился от болгар к грекам. Архиепископ Константин Кавасил, неизвестно посредственный или непосредственный преемник Сергия, был при императоре Феодоре Ласкарисе II (который 1255–1259) и в начале правления императора Михаила Палеолога (1260–1282), см. Георгия Акрополита гл. 80 (Цахарие, Beitrage S. 24 fin., считает Кавасила преемником Димитрия Хоматена несправедливо; весьма также сомнительно и то, чтобы он был один и тот же с Константином Кавасилом, митрополитом диррахийским). 6) Иаков Проархий. Был современником Никифора Влеммида, который посвятил ему одно из своих сочинений (см. Алляция De perpetua consens. lib. II, cap. XIV, p. 716 sqq и самое сочинение у Райнальда в Annales Ecclesiasmici b приложении к 1-му или, общего с Баронием счета, 13-му тому), и немного старше константинопольского патриарха Иоанна Векка (который 1275–1282, у Алляция ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «Перемышль — знаменитый город Руси». Гравюра. 1617 г. Образована, по-видимому, в 1219/20 г., отделена от Галицкой епархии или Владимиро-Волынской епархии , с XV в. Перемышльская и Самборская, в 1693 г. перешла в унию. П. е. была западной частью Киевской митрополии (см. ст. Западнорусская митрополия ), территория епархии являлась украинско-польск. пограничьем. Центр - г. Перемышль (ныне Пшемысль, Польша), впервые упомянут в летописи под 981 г., с периода между 1083 и 1086 гг. до 1344 г. входил в Галицко-Волынское княжество (см. в ст. Галицкая Русь ), затем принадлежал Польше. Первым достоверно известным Перемышльским епископом был свт. Антоний (Добрыня Ядрейкович). Поставленный Новгородским епископом в 1210 г. по желанию кн. Мстислава Мстиславича , Антоний был смещен с кафедры осенью 1218 г. (см. в ст. Новгородская и Старорусская епархия ) и отправился в Киев к митр. Матфею , который в 1219/20 г. назначил Антония на П. е., возможно тогда же организованную. По-видимому, это было сделано по желанию кн. Мстислава, во владениях которого находился Перемышль. В 1225 г. Перемышль заняли венгры, еп. Антоний оставил кафедру и вернулся в Новгород. Под 1241 г. в Ипатьевской летописи рассказывается о том, что не названный по имени Перемышльский епископ вступил в конфликт с галицким кн. Даниилом Романовичем , поддерживая притязания на Галицкий стол кн. Ростислава, сына Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича . П. е. была частью существовавшей в XIV в. Галицкой митрополии (см. в ст. Галицкая епархия ). Перемышльский архиерей участвовал в хиротониях епископов, совершавшихся Киевским митр. св. Феогностом во время его поездок на юг Руси в 1328-1335 гг. Гипотезы о создании П. е. в кон. XI в., XII в. по большей части основаны на поздних и ненадежных источниках. В визант. перечнях епископий 2-й пол. XII в. Перемышль отсутствует. Перемышльская кафедра упомянута в списке епархий времени имп. Михаила VIII Палеолога (между 1259 и 1261-1282). В новейшей литературе образование епископии в Перемышле относят к XIII в. (см., напр.: Gil, Skoczylas. 2014. S. 62). В. Н. Татищев упоминает о древней епископии в Перемышле, перенесенной в Галич, но источник этого утверждения неизвестен ( Татищев В. Н. История российская. М., 1964. Т. 3. С. 60). В поздних документах фигурируют епископы с титулом «Самборский»: Авраамий (под 1254), Евфимий (под 1292), Антоний (под 1295). Ранними источниками существование отдельной Самборской епархии не подтверждается.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИОНСКАЯ УНИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru В 1261 Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 - 1282) при содействии генуэзцев отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю . Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное. Последний латинский император в Константинополе Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV , потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуина, принял его сторону, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал распространять воззвания к новому крестовому походу против Константинополя.Тесть Балдуина Карл Анжуйский , овладевший тогда Неаполем и Сицилией , стал готовиться к войне с Палеологом. В то же время против Палеолога вооружались болгары , а латинские князьки Пелопоннеса , оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступательные движения против Константинополя. Волнения внутри империи довершали запутанность дел. Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него — и затем ослепив — Иоанна , малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса . Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Новый патриарх Герман , заменивший сосланного Арсения, вследствие народного ропота должен был оставить кафедру. Когда затем поставлен был патриархом царский духовник Иосиф , многие из духовных и мирян не хотели признавать Иосифа патриархом и образовали сильную партию сторонников Арсения. Нашелся слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем. Находясь в таких затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитал, что нападение Карла Анжуйского он может остановить при помощи папы, а с остальными внутренними и внешними врагами — управиться собственными средствами. Немедленно по взятии Константинополя он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV и послал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей.

http://drevo-info.ru/articles/2231.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010