Терновый венец Спасителя Материал из Азбука паломники Исторический экскурс [ править править код ] О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста: и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29) и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17) И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2) Христос в терновом венце О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом. До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите. Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня. Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

http://azbyka.ru/palomnik/Терновый_венец...

Псалом 89 1. Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. Не подвергай человека унижению 1227 (ибо) Ты сказал: «Возвратитесь, сыны человеческие!» 1228 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. Ничтожны их года будут: как утренняя роса пропадает, по утру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, ожестеет и засохнет. Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростию Твоею потрясены. Ты положил беззакония наши пред Тобою, и век наш – пред Тобою, и век наш – пред светом лица Твоего 1229 . Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. Лета наши как бы паутина считаются 1230 ; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение 1231 , и мы (сим) будем научены 1232 . Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою (сможет) постигнуть 1233 ярость Твою? Посему 1234 яви мне десницу Твою 1235 и укрепивших 1236 сердце мудростию 1237 . Обратись, Господи! Доколе 1238 ? И умилостивись над рабами Твоими. Да насытимся скоро милостию Твоею, Господи, и возрадуемся и возвеселимся 1239 , Во все дни наши будем веселиться, (в награду) за дни, в которые Ты смирял нас, за лета, в которые мы видели злое. И призри на рабов Твоих и на создания Твои, и наставь сынов их. И да будет свет Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. 1228 Признавая писателем псалма Моисея, толковники видят здесь терминологию Быт. 3:18–19 и находят указание на грехопадение первых людей и сопровождавшее его грозное определение Господне о страданиях и унижении человека во время земной жизни и возвращение его в землю при смерти (Феодорит и новые толковники – Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 4. S. 7). 1229 Т. e. Своим светом, учением, всеведением осветил всю нашу жизнь и ее тайны, а особенно – греховные (Григ. Нис.). 1230 Греч. σε ρχνη [алекс. и ряд лук. спп.; др. ς ρχνην] μελτων – слав. яко паучина поучахуся: «природа человеческая не имеет в себе ничего постоянного, подобно паутине легко расторгается» (Афан. Вел. и Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Согласно православному учению, действительное таинство не может быть полностью недейственным, ибо таинства «суть орудия, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к оным» 1238 . Иными словами, реальное соприкосновение с Богом не может остаться для человека без последствий. Однако Бог и в таинственной жизни Церкви не упраздняет свободы человека. Благодать таинств не действует на человека непреодолимым образом, плодотворность принятия таинств верующим зависит от его веры и от того внутреннего расположения, с которым он приступает к таинствам. Поэтому действенность таинств может быть двоякой: таинство может быть принято человеком не только во спасение, но и во осуждение. О возможности принятия таинств во осуждение свидетельствует ап. Павел: ...кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор.11:27–30 ). Необходимыми условиями спасительного воздействия благодати таинств на человека являются: 1) вера во Христа и в спасительную силу таинств (см.: Мф.13:58, 16:16 ; Ин.6 ); 2) искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь в соответствии с евангельским нравственным учением. Вера в святость таинства и желание его принять выражаются в благоговейной подготовке к участию в нем. «От приступающих к таинствам... требуется вера и надлежащее приготовление по уставу Церкви; но не для того, чтобы таинства соделались таинствами и могли действовать благодатью, а чтобы принятие таинств было достойное, чтобы оно не обратилось в суд или осуждение недостойно приемлющим и чтобы действия принятой благодати были вполне спасительными и плодоносными в душах верующих» 1239 . 1.4. Основные отличия православного учения о таинствах от римо-католического В римо-католической сакраментологии, так же как и во многих других разделах католического богословия, присутствует элемент юридизма. Наиболее существенные расхождения между Православием и католицизмом в учении о таинствах касаются вопросов о действительности и действенности таинств, а также о роли священнослужителей в деле их совершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

е. непрерывной, не знающей праздника и отдыхов может быть унизительной), не господствуй над ним с жестокостью», вот правила, преподанные для рабов Израильтян, попавших в рабство или вследствие долгов, или вследствие невозможности уплатить судебный штраф за воровство. (См. указанные прим. Исхода). Постановление о юбилейном годе, по-видимому, дополняло постановления гл. XXI Исхода, т. е. в то время, когда обедневший Израильтянин получать назад участок земли, он освобождался безусловно с целым семейством от рабства. 1238 (Ст. 44–46). Мы видим, что раб, купленный за серебро (Исход XII, 44), обрезанный, мог есть Пасху (ср. 39 прим. гл. XII кн. Исхода на стихи 43–45). Покупка рабов иноплеменных, покупаемых на общем основании этого рода сделок, в древнем мире не представляла ничего выходящего из ряда обыкновенных явлений древней цивилизации; но необыкновенное в законе, преподанном Израилю, было то, что раб делался членом семьи и участвовал в торжественнейших обрядах семьи своего хозяина. Мы постоянно указываем на это передовое по времени развитие этой семьи человеческого рода, которая не исполнила по жестокосердию того призвания для всего человечества, к которому готовил его Господь. «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим» (говорит Господь). «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикия ягоды»? (Исаии V, 3–4). 1239 (Ст. 47–55). Пришлец или поселенец мог приобрести Израильтянина, если этот последний: «продаст сам себя пришельцу» (ст. 47), т. е., что наши предки называли «отдать себя в кабалу». Но, во 1-х, обязанность родственников Израильтянина была немедленно стараться о выкупе его, или снабдить закабалившего себя деньгами для выкупа от рабства у иноплеменника, причем иноплеменник не имел права отказаться от выкупе, по числу лет до юбилейного (?) или вернее субботнего года; и во 2-х, пришлец (стих. 53) не смел в глазах Израиля обращаться жестоко с рабом Израильтянином, который должен был жить у него, как наемник, а не как раб древнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но и здесь можно сделать некоторое сближение пророческого служения Раба Божия с проповедью Израиля. Уже само избавление израиля от плена было судом Божиим над ним и прочими народами и вместе с тем молчаливой, но убедительной проповедью о всемогуществе Иеговы и об истинности Его закона. Видя освобождение израиля, все народы придут к нему и скажут: „у тебя только Бог, и нет иного Бога; только у Господа правда и сила“ ( Ис.45:14, 24 ). Ибо что такое те боги? Плотник, протягивает по дереву линию, остроконечным орудием делает на нём очертание, потом обделывает его резцом, округляет его и выделывает из него образ красивого человека, чтобы поставить его в доме. И вот Бог ! Он стоит и не двигается, кричат ему, но он не отвечает, не спасает от беды. Но пал теперь Вил и низвергся Нево, Они не спасли Вавилона. В таком посрамлении языческих богов и распространении славы Иеговы посредником являлся народ израильский. Посему Сам Иегова называет его свидетелем для народов, вождём и наставником народам ( Ис.55:4 ). Но освобождённый Израиль положил лишь начало проповеди об Иегове, кончится же она тогда, когда на земле утвердится правда и все острова будут уповать на закон Божий. Итак, образ Раба Божия в начале 42-ой главы описывается чертами, которые отчасти присущи и Израилю 1238 . Это наблюдается и в дальнейшем её содержании. Пленение Израиля было временным отвержением его Иеговой, когда завет Иеговы видимо прекратился, избрание Израиля потеряло силу. Освобождение из плена было —432— восстановлением того и другого. Современники этого освобождения являлись таким образом настолько же восстановителями древнего завета для своей нации, насколько проповедниками и просветителями язычников. О них в известной мере могло быть сказано: „Я, Господь, призвал Тебя в правду (т. е. для оправдания) и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников“ ( Ис.42:6 ). Точно также и слова: „чтобы открыть глаза слепых (разумеется прежде всего в духовном смысле, в каковом далее в Ис.42:19 говорится: „кто так слеп, как раб Мой?), чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы“ ( Ис.42:7 ), могут быть отчасти применимы и к событию освобождения пленников и его влиянию как на язычников, так и на израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У этого тела не будет никаких физических недостатков: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис. 35: 5–6). Не будет никакого тления: сеется в тлении, восстает в нетлении (1 Кор. 15: 43). Это сказано про каждого из нас. Будут люди, которые доживут до воскресения мертвых, таковые не умрут, но изменятся. Их тела приобретут совершенное качество воскресшего тела: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15: 51–52). Святитель Иоанн Златоуст считал, что если мы хотим пережить воскресение Жизни, а не воскресение смерти, то мы должны духовно воскреснуть для Бога уже в этой земной жизни, тогда мы не переживем духовной смерти в аду. Святитель писал: «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего». Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7). Христос воскресе! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1238 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 15 июня 2019, 20:32 Воистину Воскресе Христос!!! НА 1 мая 2019, 01:02 Воистину Воскресе!!! С Праздником Светлой Пасхи, дорогие братья и сёстры! Веры, надежды, любви всем! Антоний 28 апреля 2019, 11:22 Христос Воскресе! От всей души поздравляю редакцию, авторов, читателей и комментаторов нашего любимого сайта! Отдельно благодарю всех дорогих отцов, братьев и сестер, с которыми Божией милостью удостоен был чести дискутировать! Всем в этот светлый и великий праздник Воскресения Христова желаю крепкой веры, помощи и заступничества Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и всех святых во всяком благом начинании! Все мы - разные, и все - Христовы. Будем же и впредь трудиться на благо наших ближних, матери нашей Церкви и святого нашего Отечества! Будем же достойны великой чести зваться Православными Христианами!

http://pravoslavie.ru/120862.html

Молитва после святого (Sanctus) 1235 Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2, 14 ); ибо приблизилось наше искупление. Тот, Которого народы ожидали от начала, пришел; обетованное воскресение мертвых наступило; и мы видим воссиявшим то, чего блаженные постоянно ожидали, – через Господа нашего Иисуса Христа, Который перед тем днем, когда Ему надлежало принести Себя в жертву за спасение всех, Священник взял хлеб, благословил его, † преломил его, дал его ученикам Своим, говоря: «примите и ядите, сие есть тело Мое, за вас предаваемое». Священник поднимает хлеб и изображает крест, говоря: «Всякий раз, когда вы будете есть его, творите сие в Мое воспоминание». Также после вечери Он взял чашу, говоря: «сия чаша † есть чаша Нового Завета в Моей Крови, за вас и за многих проливаемой в оставление грехов». Священник поднимает Чашу и изображает крест, говоря: «Всякий раз, когда вы будете пить из нее, творите сие в Мое воспоминание». Священник громким голосом: Всякий раз, когда вы будете есть от этого хлеба и пить из этой Чаши, будете возвещать смерть Господню. В воспоминание света, † который пришел к нам с небес! Хор Аминь. Молитва после тайнодействия (post secrela) 1236 Мы веруем в пришествие Твое, Господи, воспоминаем страдание Твое. Тело Твое преломлено было в оставление грехов наших; Кровь Твоя пролита была, как цена за искупление наше, о Ты, живущий и царствующий во веки веков. Призывание (invocatio) 1237 Боже всемогущий, молимся, да снизойдет святое Слово Твое на эти Дары, которые мы приносим Тебе; да низойдет (на них) Дух недостижимой славы Твоей; да низойдет дар древнего милосердия Твоего, чтобы приношение это было духовной жертвой, приемлемой как приятное благоухание, и чтобы непобедимая десница Твоя хранила нас, рабов Твоих, Кровью Христовой 1238 . Молитва Господня 1239 . Священник громким голосом: Отче Святой, не на свои заслуги надеясь, но единственно повинуясь повелению Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, мы дерзаем говорить: Хор Отче наш, Сущий на небесах и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Правила эти, как видно, весьма неточные и неопределительные, вышли, можно сказать, из практического употребления и большей частью на практике не соблюдаются. Особливые правила установлены еще (в 1835 году) на тот случай, когда по смерти хозяина или товарища коммерческого предприятия останутся малолетние или отсутствующие совершеннолетние наследники. В таком случае другой товарищ или главный конторщик обязаны, не далее третьего дня, известить суд о смерти и о положении дел и книг предприятия. Сообразно обстоятельствам, суд обязан прежде всего решить, надлежит ли предоставить безостановочное продолжение хода дел по предприятию или приступить к описи имущества для охранения интереса кредиторов и наследников; затем приступает к вызову наследников, и уже по явке производится между ними соглашение о продолжении дела или о разделе (Зак. Гражд., ст. 1238, прим. 1., прил., ст. 13–20). Наследственное имение после лица, производившего торговлю, буде долги его очищены, а наследники не явились в срок, положенный ст. 1 прил. к прим. 1 к ст. 1238 Зак. Гражд., поступает в опеку, и по истечении окончательного 10-лет-него срока продается с публичного торга, с обращением вырученных денег в пользу заведений общественного призрения (Зак. Гражд., ст. 1238, прим. 1, прил., ст. 6). Впрочем, правило сие надобно, кажется, разуметь в самом тесном смысле (по сравнению с общим положением; см. Гражд. Зак. о выморочных имуществах городских обывателей) и прилагать исключительно к тем случаям, в коих были обстоятельства, предвиденные статьями 1–6 упомянутого приложения к ст. 1238. А) Вызов наследников есть формальность, соблюдаемая по случаю открытия наследства. Наследство открывается смертью; следовательно, со смертью лица оказывается нужда в вызове. По силе ст. 12 прил. к прим. 1 к ст. 1238 Зак. Гражд., когда при самой смерти лица или впоследствии откроются законные признаки несостоятельности и она будет объявлена судом, тогда наследование места не имеет. Из сего выводят (см. решение по делу Андреева Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010